МАДИ — это престижно


О том, как построен процесс обучения в МАДИ, какие проблемы при этом возникают и как они решаются, корреспонденту "ТР" рассказал доктор технических наук, профессор Павел Иванович Поспелов.

- В 1991 году в МАДИ был создан факультет довузовской подготовки. А еще раньше, в 1989 году, - Московский центр автомобильно-дорожного образования, который по договорам со школами организовывал "мадийские" классы для углубленного изучения фи-зики и математики. Сегод-ня вы принимаете абитури-ентов по результатам еди-ного экзамена (ЕГ). Выхо-дит, что довузовская подготовка уже не нужна?

- Если бы эта подготовка и раньше имела единственную цель - успешную сдачу всту пительных экзаменов, то, на верное, она бы себя исчерпа ла. Но наша задача была го раздо шире - подготовить вы пускников школ к напряжен ной учебе в МАДИ, привлечь их в нашу отрасль. С введением приема по результатам ЕГ эта функция усиливается. Она является тем более необходимой, что со-циологи прогнозируют снижение притока молодежи в учебные заведения.

Сохраняет свою актуальность и довузовская подготовка иностранных граждан. Их у нас обучается около 700 человек. Такая работа служит источником дополнительных доходов. Кроме того, идет обмен опытом в области науки через выпускников-иностранцев.

- Прижилась ли у вас Болонская система обучения?

- В отличие от других вузов, мы не слишком-то сопротивлялись ее введению, считая, что практика все расставит по своим местам. Уже 7 лет у нас применяется система подготовки бакалавров. Студенты здесь учатся 4 года. Затем бакалавры могут продолжить учебу еще один год. Тогда они получают диплом инженера. 20 процентов выпускников уходят с дипломами бакалавра. 80 процентов продолжают учиться дальше. Производство предъявляет спрос, в основном, на инженеров. Степень магистра получают 5 процентов выпускников. 7 процентов, получивших диплом инженера, идут в аспирантуру. Это хорошие показатели.

- Немало чиновников от образования считают, что в России слишком много выпускников с высшим образованием. Число студентов вузов за последние 15 лет увеличилось в 2,5 раза. Это, по их оценке, не оправданно. Идет излишний расход государственных средств. Какова ваша позиция?

- Считаю, что самый лучший водитель - это водитель с высшим образованием! Не говоря уже об организаторах производства. У нас еще нет всеобщего и, тем более, обязательного высшего образования. Но без этого не будет среды для прорывов в технике и технологии. Радует, что Государственная дума России приняла недавно закон об обязательном среднем 11-классном образовании. Тем самым мы вернулись к положению, принятому Конституцией 1977 года. Это прогресс по отношению к существующему уровню обязательного образования. Западная Европа увеличивает сегодня время для получения образования до 16 -18 лет, которое включает и школу, и университет. Нам отставать негоже. И народ это чувствует. Многие родители готовы платить за образование своих детей и, в основном, за высшее образование.

- Наверное, важно не только количество граждан, получивших высшее образование, но и его качество. Некоторые эксперты считают, что высшее образование в России на весьма среднем уровне. И главная причина в том, что половина его - платная. Так ли это?

- В МАДИ доля студен тов, получающих образование на платной основе, невелика. Может, поэтому доля выпускников-отличников, готовых идти в магистратуру и аспирантуру, значительна. Если еще в 2005 году каждый десятый выпускник выходил на "красный" диплом, то в этом году это будет уже каждый пятый.

О готовности автомобильных и дорожных фирм принять на работу наших выпускников говорит их желание заключать с нами договоры. Фирмы, и в первую очередь, Ямаха, Тойота, Сузуки, предлагают и привозят свое новейшее оборудование, на базе которого идет подготовка. К слову, российские фирмы пока с помощью не спешат.

- Чтобы подготовить высококлассных специалистов, нужна хорошая база. Какой базой - материальной и интеллектуальной - обладает сегодня МАДИ?

- В нашем университете сегодня трудится около 900 преподавателей. Только в Москве учится более 10 тысяч студентов. То есть на каждого преподавателя приходится 11 студентов. Это на 10 процентов выше нормы. Поэтому ожидаем пополнение преподавательского коллектива из успешно закончивших аспирантуру.

В составе преподавателей - более 20 процентов профессоров и докторов наук, 64 процента - доценты и кандидаты наук. Более двух десятков имеют звания заслуженных деятелей науки России. 50 преподавателей - члены отраслевых академий, трое, в их числе ректор МАДИ, - члены-корреспонденты Российской академии наук.

Генератором многих научных исследований является ректор МАДИ Вячеслав Михайлович Приходько. Сегодня ведутся разработки по многим направлениям, в том меле по логистике. Мы имеем договоры на сумму почти 200 илн рублей. В научно-исследовательской работе участвуют как маститые ученые, так и аспиранты, студенты.

Университет имеет хорошую материальную базу. Так, на один компьютер у нас приходится 5 студентов. Этот показатель в два раза лучше, чем в мировой практике. Мы даже решили, что вместо виртуальных моделей, которые выполняются на компьютере, нам нужны реальные стенды и расширение испытательного полигона. Это, правда, намного дороже, но с помощью ведущих фирм, получающих наших специалистов, можно осилить.

- Какими инновациями сегодня гордится МАДИ?

- Таких немало. Но главная - создание программного обеспечения безопасности дорожного движения. К декабрю 2007 года в Кремле мы готовим форум по этой проблеме. Хотим объединить всех заинтересованных людей, представителей власти и организаций и выработать меры, которые дадут реальное решение проблемы. Мы знаем, что главными причинами, вызывающими ДТП с жертвами и потерями, являются плохие дороги, старые, не оборудованные всеми средствами безопасности автомобили, большая плотность движения, неподготовленность и низкая культура автомобилистов.

В МАДИ все специальности так или иначе связаны с проблемой безопасности дорожного движения. На факультете автомобильного транспорта создана специальная кафедра транспортной телематики и робототехники, где ведутся разработки по информационному обеспечению безопасности дорожного движения.

Учеными университета выполняется большой комплекс работ по совершенствованию проектирования и технологии строительства автомобильных дорог, внедрению автоматизированного проектирования, развитию теории надежности при расчете дорожных одежд, улучшению качества конструкционных и дорожно-строительных материалов, применению отходов промышленности и транспорта в дорожном строительстве. Я сам возглавил кафедру "Изыскания и проектирования дорог", где непрерывно идет поиск нового.

Постоянно ведутся работы по повышению экономичности, надежности и экологичности отечественных автомобилей, дорожно-строительных машин, улучшению их технического обслуживания и ремонта. Не случайно, например, по специальности "дорожные машины" 70 процентов студентов обучаются их конструированию и лишь 30 процентов - эксплуатации.

Ученые МАДИ разра-ботали концепцию транспортной политики в области улучшения условий дорожного движения в г. Москве и концепцию развития автомобильного транспорта Российской Федерации.

 

В университете успешно работает Центр инноваций в инженерном образовании. Научную работу координируют 9 НИИ.

- Имея такой Центр, открытый в ноябре 2001 года, вам, как говорится, сам Бог велел участвовать в конкурсе среди вузов России на лучший инновационный проект обучения...

- Мы и участвовали во втором туре. Среди кандидатов в победители из 40 вузов мы были восьмыми. Но пока конкурс не выиграли и дополнительных средств от государства не получили. Продолжаем совершенствовать обучение на свои средства. Однако надежды на победу не теряем. Ведь наш Центр инноваций в инженерном образовании имеет уникальные разработки: здесь обобщается опыт российских и зарубежных вузов и организаций по разработке и практическому использованию инноваций в инженерном образовании, проводятся педагогические эксперименты по апробации новейших разработок, ведет ся координация деятельности российских вузов по их разра- ботке и внедрению, формиру- ется банк данных.

- Многие вузы взяли курс на увеличение доли само подготовки студентов, особенно те, кто может их обеспечить необходимыми учебниками, обычными и электронными, где работает Интернет и Интранет. Какова в этом вопросе пози ция МАДИ?

- Мы стараемся в этом вопросе действовать гибко. Там, где учебного материала недостаточно для самоподготовки, увеличиваем аудиторные занятия, число консультаций. И наоборот. При этом не ставим цель увеличить нагрузку и сократить преподавателей. При возможности увеличения доли самоподготовки контролируем работу студентов посредством рефератов. Их проверка идет в учебную нагрузку (0,5 часа на реферат). Ввели также письменные экзамены 45 мин. вместо 30 идет в наг-рузку преподавателю. Все эти новинки проводим через учебный совет МАДИ.

Транспорт России.