Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Подготовительный факультет для иностранных граждан (ПФИ) | История факультета

Подготовительный факультет для иностранных граждан (ПФИ) | История факультета

Основание факультета

1960

Подготовительный факультет для иностранных граждан МАДИ был образован в январе 1960 г. на основании приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 35 от 22.01.1960 г. Наряду с аналогичными факультетами МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН он стоит у истоков создания системы довузовской подготовки учащихся, прибывающих из-за рубежа для получения высшего образования в нашей стране.

В первые годы функционирования факультета иностранные учащиеся проходили здесь предвузовскую подготовку по инженерно-техническим и медицинским специальностям.

Начиная с 1970 г., все подготовительные факультеты в СССР стали специализироваться на определенном профиле подготовки, установленном Минвузом СССР. Специализацией подготовительного факультета МАДИ был установлен инженерно-технический профиль. С середины 70-х годов факультет с учетом его значительных достижений в разработке и внедрении современных методов преподавания был утвержден в качестве головного факультета инженерного профиля. Коллектив факультета стал оказывать большую научно-методическую, организационную и материально-техническую помощь родственным факультетам других советских, а также зарубежных вузов (в Афганистане, Никарагуа, Тунисе, на Кубе и др.) Преподаватели факультета работали и учили иностранных граждан во многих странах мира.

До упразднения перечня государственных факультетов Минобрнауки факультет входил в него одним из 30 государственных подготовительных факультетов России. По количеству учащихся он является одним из самых больших наряду с аналогичными факультетами МГУ, РУДН, СПбГПУ. Ежегодно здесь обучается от 230 до 330 студентов из более чем 44 стран мира, а общее количество выпускников уже превысило 15000 человек.

Представители подготовительного факультета включались в состав официальных делегаций для участия в неделях русского языка и международных конференциях

Это было во Франции (2001 г.), Узбекистане (2002 г.), Германии (2002 г.), Японии (2003 г.), Бельгии (2005 г.), Украине (2007 г.), Египте (2006 г.), США (2007г.), Болгарии (2007, 2010 г.), Греции (2008 г.), Польше (2009, 2011 г.), Словакии (2010), Австрии (2010), Украине (2010), Китае (2011) где их работа получила положительные отзывы.

Подготовительный факультет является коллективным членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), созданного в 1999 г. Совместными усилиями деканов на протяжении более 50 лет формировалась и совершенствовалась существующая сейчас структура факультета. Она включает три кафедры: русского языка, общетеоретических дисциплин, страноведения (ранее называлась кафедрой общественных наук). Объем и содержание учебной и научной деятельности каждой из них изменялись в зависимости от контингента иностранных учащихся и задач, стоявших перед факультетом. В целом факультет представляет собой замкнутую систему по подготовке национальных кадров специалистов для зарубежных стран на довузовском уровне.

На входе в эту систему находятся иностранные граждане, зачастую со слабой общеобразовательной подготовкой, а на выходе те же граждане, но уже с подготовкой, позволяющей им учиться по выбранной специальности и на выбранном уровне наравне с российскими гражданами. Данная система способна эффективно функционировать только при условии, что все три кафедры работают как единый механизм, нацеленный на решение совместными усилиями и в кооперации друг с другом общей задачи.

Задача же в свою очередь варьируется в зависимости от направления подготовки:

  • к обучению на первом курсе вуза;
  • к обучению в среднем специальном учебном заведении;
  • к обучению в магистратуре;
  • к обучению в аспирантуре или прохождению стажировки.

В учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности факультета на протяжении всей его истории прослеживаются два основных направления. Первое — проблемы подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран в СССР (России) и других странах мира. Исторические, политические, экономические, учебные и воспитательные аспекты этого направления исследовались и многократно освещались в публикациях и выступлениях на научных конференциях профессорами В.А. Елизаровым, К.Х. Акмаевым, А.Н. Ременцовым, Ю.Е. Савельевым, А.Л.Кузнецовым, Т.К.Орловой и др.

Второе направление связано с методическо-педагогическими аспектами обучения зарубежных граждан. Новое качество этому направлению деятельности придало создание в январе 1995 г. Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан при Минобразования РФ, председателем которого был назначен А.Н. Ременцов. Совет, в частности, утверждает программы курсов, читаемых на подготовительных факультетах России, участвует в подготовке документов, регламентирующих обучение на них иностранных граждан, например, стандартов довузовского уровня образования и т.п. В разработке этих документов непосредственное участие принимают преподаватели подготовительного факультета МАДИ.

Так, они самостоятельно или в составе рабочих групп из представителей разных вузов подготовили «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений довузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт)» по математике, физике, химии, черчению, информатике, страноведению, географии. Эти «Требования» были утверждены приказом министра образования в мае 1997 г. и являются в настоящее время документом, определяющим основу функционирования системы довузовского обучения. В дополнение к отраслевому стандарту был также утвержден приказом министра комплекс учебных и рабочих программ по дисциплинам довузовского обучения, разработанный коллективом факультета. В 2008 году был подготовлен проект «Требования к дополнительной довузовской подготовке иностранных граждан», который был представлен на согласование в Министерство образования и науки.

Чтобы достичь должного результата обучения учащихся на подготовительном факультете от всех кафедр требуется определенный набор общих методических приемов, учитывающих прежде всего слабое или нулевое знание иностранцами русского языка при поступлении на учебу. Поэтому межкафедральная координация учебного процесса и научных исследований является непременным условием работы подготовительного факультета. Под координацией понимается установление целесообразного соотношения действий преподавателей русского языка и преподавателей других дисциплин. Еще одним объединяющим моментом в деятельности всех кафедр факультета является использование преподавателями в учебном процессе иностранных языков. 

С анализом и обобщением имеющегося опыта работы, изложением результатов научных исследований и зарекомендовавших себя методических приемов преподаватели факультета регулярно выступают на международных и российских научных конференциях. Успешная научно-методическая и научно-исследовательская работа всех трех кафедр подготовительного факультета для иностранных граждан принесла им заслуженный авторитет у коллег из других вузов Российской Федерации, а также высокую профессиональную оценку в государственных и общественных организациях, занимающихся международным научным и культурным сотрудничеством.

Деканы факультета

Засов Владимир Дмитриевич

Руководил факультетом с 1960 по 1961. Был первым деканом факультета.

Юдин Георгий Федорович

Руководил факультетом с 1961 по 1971.

Иванов Валерий Васильевич

Руководил факультетом с 1971 по 1973.

Елизаров Владимир Александрович

Руководил факультетом с 1973 по 1982.

Власова Нина Степановна

Руководил факультетом с 1982 по 1985.

Судьин Михаил Иванович

Руководил факультетом с 1985 по 1990.

Ременцов Андрей Николаевич

Руководил факультетом с 1990 по 2008.

1