Главный транспортный ВУЗ страны
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) занимается подготовкой высококвалифицированных кадров для дорожно-мостового и аэродромного строительства, автомобильного транспорта, промышленности дорожно-строительных машин, автоматизированных систем управления. Научный коллектив института внес огромный вклад в развитие отрасли, в создание безопасной и эффективной системы автомобильных перевозок, в совершенствование конструкций автомобилей и дорожных машин. МАДИ - головной вуз по инженер¬ной и научной подготовке специалистов. О перспективах развития университета рассказывает первый проректор Павел Иванович ПОСПЕЛОВ.
- Павел Иванович, МАДИ - одиниз лучших столичных вузов. Насколько нам известно, университетпрошел международную аттестацию и тем самым подтвердил высокий уровень подготовки студентови прекрасную квалификацию Вашихспециалистов. Расскажите, пожалуйста, о том, что происходит вМАДИ сегодня.
- В этом году МАДИ исполняется77 лет. Создавался институт в то время, когда в стране бурными темпамиразвивались автомобилизация и дорожное строительство. Как следствие- резко вырос спрос на специалистов.На сегодняшний день МАДИ объединяет более 20 тысяч студентов, 1,5 тысячи преподавателей. Этот огромныйколлектив призван решать задачи,связанные с улучшением дорожнойинфраструктуры страны и развитиеммашиностроительной отрасли.
Четыре года назад строительные специальности университета прошли аттестацию в Международном институте инженеров строителей, расположенном в Англии и объединяющем специалистов почти ста стран, заинтересованных в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, в прошлом году прошли подтверждение этого статуса. В соответствии с полученным сертификатом мы можем подготавливать специалистов по ремонту и обслуживанию дорог, мостов, аэродромных покрытий с присвоением выпускникам степени магистра международного стандарта. Таким образом, на сегодняшний день многие выпускники МАДИ вместе с дипломом о высшем образовании получают сертификат о том, что их статус соответствует требованиям Международного института инженеров строителей в Лондоне. Это очень важно для дальнейшего профессионального роста студентов. Например, наши специалисты участвовали в масштабном проекте в Индии, где было построено более 150 километров автомобильных дорог. Для участия в этом проекте от специалистов требовали подтверждения профессиональных знаний, и то, что МАДИ аттестован в Международном институте инженеров строителей, способствовало заключению и успешному выполнению контракта.
- Означает ли получение международного сертификата то, чтовыпускник, имеющий его, можетбез дополнительного обучения устроиться работать по профилю встранах Евросоюза?
- В принципе да. Дело в том, чтоэто очень авторитетная международная организация, представленная во многих странах мира. МАДИ входит в реестр высших учебных заведений, готовящих специалистов международного уровня. Я сам являюсь аккредитованным членом этого института - для этого пришлось даже сдавать два экзамена - устный и письменный, подтверждающих мой профессиональный уровень. Могу сказать, что предъявляемые требования для желающих получить сертификат достаточно высоки.
- Какие факультеты наиболеепопулярныу абитуриентов сегодня?Насколько востребованы специаль-ности, связанные с проектировани-ем и эксплуатацией автомобильныхдорог и аэродромов?
- В последние годы наблюдаетсянекоторое перераспределение популярности наиболее востребованных специальностей. Например, двадцать лет назад самым престижным считался экономический факультет, а сегодня конкурс на дорожно-строительный выше, чем на экономический. Не последнее место здесь занимает фактор трудоустройства специалистов после окончания вуза. Сегодня специалист в строительной отрасли практически без проблем может найти работу, причем с очень приличным уровнем заработной платы. Плюс к этому во многих регионах нашей страны начался настоящий бум дорожного строительства, явившийся следствием необходимости выполнения поручений Президента РФ, данных на Государственном совете осенью прошлого года в Ярославле и связанных с программой развития автомобильных дорог в России. В регионах образовался дефицит специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации дорог.
Сейчас наблюдается высокий конкурс при поступлении на факультеты, связанные с эксплуатацией автомобилей. Прорыв на наш внутренний рынок европейских и азиатских автоконцернов привел к резкому увеличению спроса на специалистов, способных обслуживать сложную автомобильную технику на высоком уровне. Например, на базе нашего университета создан учебный центр концерна «Toyota», оснащенный самым современным оборудованием, позволяющим обучать студентов МАДИ в соответствии со всеми современными требованиями. Крупные дилеры, занимающиеся продажей иностранных автомобилей, заключают с нами договора, и уже в процессе обучения студенты имеют возможность проходить практику в их сервисных центрах, а после получения диплома продолжить там свою трудовую деятельность.
Поспелов Павел Иванович — первый проректор МАДИ, доктор технических наук, автор 170 работ по проблемам организации и безопасности дорожного движения, совершенствованию норм и методов проек-тирования автомобильных дорог, защите жилой застройки от транспортного шума при проектировании автомобильных дорог, применению геоинформационных систем и методов дистанционного зондирования в дорожном хозяйстве, совершенствовании высшего профессионального образования. По поручению Прави-тельства РФ принимал участие и возглавлял экспертные комиссии по наиболее важным проектам автомо-бильных и железных дорог. Павел Иванович ведет работы по разработке эффективных методов снижения транспортного шума в жилой застройке при проектировании дорог. П.И. Поспелов награжден государствен-ными наградами: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «В память 850-летия Москвы» и т.д.
- Расскажите о «болонской системе» обучения. Что это такое и как новая система влияет на улучшение качества образования?
- Основная идея новой системы - подготовка профессионалов, наиболее востребованных рынком труда. На сегодняшний день выпуск специалистов только с высшим образованием не очень согласуется с нуждами производства. Современный рынок требует более дифференцированного подхода к кадрам. Вы понимаете, что уровень подготовки прораба или конструктора должен отличаться, и разделение на магистров и бакалавров с возможностью дальнейшего дополнительного обучения дает такую возможность.
Вторая причина вхождения России в «болонскую систему» заключается в универсализации нашей и мировой систем образования. Интеграция в мировое образовательное пространство позволит нашим студентам более свободно и широко использовать возможности современной образовательной системы. Студенты смогут свободно перемещаться из одного учебного заведения в другое, как это и происходит за рубежом.
Ну и есть, на мой взгляд, еще одна причина, которая, правда, официально не афишируется, - завоевание рынка образовательных услуг стран третьего мира. Это общая концепция развития европейской системы образования, направленной на повышение своего уровня, позволяющая конкурировать с США, доминирующими на сегодняшнем мировом рынке.
- Какие основные проблемы возникают сегодня при подготовке специалистов?
- Основная и самая главная проблема состоит в падении уровня среднего образования в нашей стране. Оно просто несоизмеримо с уровнем двадцатилетней давности. В средних школах вводятся все новые дополнительные дисциплины. А уровень базовых для нас дисциплин, таких, как физика, химия, математика, язык, у сегодняшних выпускников средних школ иногда просто не выдерживает никакой критики. Если такая тенденция сохранится, то нам, видимо, придется вводить подготовительные курсы не для поступления в вуз, а просто для дополнительного обучения базовой школьной программы. Уже сегодня нам приходится адаптироваться к новым реалиям, менять учебные планы. Так что приходится констатировать, что положение сейчас крайне тревожное.
- Большое внимание в Москве уделяется развитию дорожной инфраструктуры. Принимают ли Ваши специалисты участие в этой работе?
- Ну, наверное, самое главное наше участие - подготовка квалифицированных кадров. В «Генплане», институте «Мосинжпроект» основной костяк состоит из наших выпускников, и это специалисты высочайшего уровня, решающие вопросы проектирования всей московской дорожно-транспортной инфраструктуры.
Но есть и конкретные проекты, в создании которых принимают участие воспитанники МАДИ. Совместно с институтом «Генплана» мы проводим работу по расчету прогнозов интенсивности дорожного движения в Москве, на основании которых впоследствии и происходит проектирование дорожной сети.
Мы прекрасно понимаем, что МАДИ - не просто государственное учебное заведение, а еще и главный транспортный вуз Москвы. И поэтому Москва остается главным объектом нашей практической деятельности.
Мы получили заказ на разработку десяти передвижных лабораторий для контроля качества дорожных покрытий и состояния уличной сети города. Каждому округу Москвы будет предоставлен автомобиль, укомплектованный самым современным оборудованием, позволяющим контролировать состояние улично-дорожной сети.
Огромная работа проводится по вопросам повышения качества дорожного покрытия. Те проблемы, с которыми мы столкнулись около 10 лет назад, например, образование коллейности, заставили пересмотреть нормы, регламентирующие качество дорожного покрытия, такие, как качество материалов, применяемых для укладки дорожного полотна, заполнители, вяжущие материалы и т.д. Активное участие мы приняли в эксперименте, который проводился на МКАД. В ходе него были сформированы восемь участков, на которых применены различные виды дорожного покрытия. Цель эксперимента - выявление износостойких материалов, наиболее полно отвечающих современным требованиям к дорожному покрытию в условиях повышенной интенсивности движения, воздействия шипованной резины, движения автомобилей с высокими скоростями.
Еще одно очень серьезное и важное для города исследование проведено по анализу применения антигололедных смесей и материалов, применяемых на улицах города. На основании полученных данных была разработана методика по применению этих материалов. Дело в том, что их неправильное использование приводит не к сокращению тормозного пути, а, наоборот, к появлению факторов, повышающих аварийность, - тормозной путь может увеличиться, забрызгивается лобовое стекло.
Отдельно хотелось бы отметить работу в области информационных технологий. Уже сейчас в Москве действуют маршруты автобусов, на которых скорость в пути и время прибытия на остановку регулируются с помощью спутниковых навигационных систем. Остановки городского транспорта оборудуются специальными информационными табло, показывающими пассажирам расчетное время прибытия транспорта. Усилиями сотрудников кафедры телематики была разработана система и введены в эксплуатацию табло, сообщающие автомобилистам скорость передвижения транспортного потока и расчетное время пути до МКАД по Волоколамскому шоссе. На Минском шоссе установлены специальные радары, фиксирующие скоростной режим автотранспорта.
Большая работа проведена в области паспортизации улично-дорожной сети города. Перед нами стояла задача выяснить объемы работ, начертание улично-дорожной сети, площадь покрытия, возможности применения уборочной техники. Такая информация необходима коммунальным службам города для составления более четких схем эксплуатации транспортных артерий.
Еще на стадии обучения студенты МАДИ привлекаются к проектам, улучшающим городскую транспортную инфраструктуру. В частности, мы участвовали в проектировании Лефортовского тоннеля, реконструкции Рублевского шоссе, в разработке проектов капитального ремонта дорожных покрытий. Первыми в России мы осуществили проектирование системы шумозащитных сооружений для московской кольцевой автомобильной дороги. Силами наших сотрудников была проведена работа по оценке степени коррозии разделительных ограждений автодорог, а в настоящее время осуществляются постоянные мероприятия по мониторингу этих разделительных конструкций.
- Для повышения прочности и увеличения срока экс