Институт международных образовательных программ

Деятельность Института международных образовательных программ направлена на повышение качества учебного процесса за счет интеграции деятельности российских и зарубежных научных и образовательных организаций в реализации совместных образовательных программ и включает в себя следующие направления:

  • Проведение краткосрочных дополнительных образовательных программ в формате международных студенческих «весенних» школ в области транспортного обеспечения, логистики и УЦП;
  • Реализация совместных (сетевых) образовательных программ подготовки магистров (формат «Double Degree»).

Международные студенческие «весенние» школы в области транспортного обеспечения, логистики и УЦП

Международные студенческие весенние школы по логистике – образовательный проект, реализуемый МАДИ совместно с Университетом Отто-фон-Герике (ОVGU) и Институтом Fraunhofer IFF (Германия). Проект заключается в организации краткосрочных двухнедельных студенческих стажировок по соответствующей тематике в вузах-партнёрах. Рабочим языком школ является английский. На английском языке проводятся все учебные занятия и экскурсионная программа, а также осуществляется коммуникация между участниками в период проведения школ. («Управление цепями поставок», «Менеджмент организации»; «Менеджмент», магистерская программа «Логистика и транспортных системах» и др.). Со стороны ОVGU участвуют студенты, обучающиеся по программе подготовки бакалавров «Инженер-экономист по логистике». Проект международных студенческих весенних школ в области логистики стартовал в марте 2012 года, когда 7 студентов, обучающихся в МАДИ по специальности «Логистика и управление цепями поставок» в течение 14 дней прошли обучение.

Весенняя школа (Spring School) – это мероприятие, в котором сочетаются практические интерактивные занятия в той или иной области знаний и отдых: знакомство с историей и культурой принимающей страны. Для принимающего университета проведение таких школ является хорошей возможностью продемонстрировать иностранным учащимся самые современные методы и технологии обучения с целью привлечения иностранных студентов для обучения. Для иностранных студентов открывается возможность пройти краткосрочную стажировку за рубежом, освоить новые компетенции в выбранной ими области. Как правило, рабочим языком таких школ является английский. Весенняя школа – это особая среда, наполненная общением студентов из разных стран, атмосфера дружбы, время открытий культуры и традиций других стран. Международные студенческие весенние школы по логистике организуются ежегодно в феврале-марте:

  • 1 этап – Весенние школы по логистике на базе ОVGU;
  • 2 этап – Международная студенческая весенняя школа «Логистика и транспорт» на базе МАДИ.

Со стороны МАДИ в весенних школах принимают участие студенты, осваивающие программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в области логистики и управлении цепями поставок (38.03.02 «Менеджмент» профили: «Логистика и управление цепями поставок», «Менеджмент организации»; 38.04.02 «Менеджмент» профили: «Логистика в транспортных системах», «Управление жизненным циклом транспортных систем»; 23.04.01 «Технология транспортных процессов» профиль «Организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности»; 38.05.02 Таможенное дело специальность «Таможенная логистика») обучение в ОVGU по соответствующей программе. Для участия в проекте наши студенты прошли серьёзный внутренний отбор. Отборочные испытания включали в себя тестирование на знание английского языка на уровне, достаточном для обучения, а также собеседование на кафедре логистики МАДИ с целью дополнительного подтверждения уровня профессиональной подготовки. Все участники проекта подавали в адрес организаторов мотивационное письмо на английском языке.

Опыт проведения Весенней школы в 2012 году был признан удачным. В 2013 году проект получил продолжение: было принято решение организовать Школу не только в Германии, но и в России для немецких студентов на базе МАДИ.

Необходимо отметить, что участие российских студентов в весенних (летних) школах за рубежом – не редкость в настоящее время. Многие российские вузы организуют участие своих студентов в подобных мероприятиях по различным областям знаний, в том числе, и в области логистики. Вместе с тем, проведение российским вузом стажировок для иностранных студентов в области логистики – уникальное событие. Отличительной особенностью нашего проекта является его реализация «в две стороны» - не только студенты МАДИ стажируются в Германии, но и немецкие студенты участвуют в весенних школах в России.

Весенние школы успешно сочетают учебные занятия в форме мастер-классов, тренингов и деловых игр с посещением объектов логистической инфраструктуры (складские комплексы, транспортно-логистические центры и др.) и инновационных промышленных предприятий. Значительное время в программе мероприятий уделено посещению исторически значимых мест в стране пребывания: организуются экскурсии, посещение музеев и т.д. В процессе обучения студенты с удовольствием высказывают свое мнение, дискутируют, предлагают новые подходы к решению различных логистических задач.

В программе немецкого этапа значительный объём учебного времени занимают деловые игры TOPIQ и ULF. Студенты имеют возможность познакомится с лучшей практикой в области логистики и УЦП при посещении предприятий Hermes Fulfilment Сompany, Emercon и др. Для российских студентов организуются обзорные экскурсии по ОvGU и Fraunhofer IFF с посещением исследовательских лабораторий, посещением музея Отто фон Гёрике, экскурсии в регион Гарц. Учебные занятия проводят высококвалифицированные специалисты ОVGU и Fraunhofer IFF: проф. М.Шенк, проф.Ю.Толуев, д-р Т.Регеллин, д-р С.Троян и др.

Российский этап весенних школ на базе МАДИ организуется с привлечением к организации учебного процесса представителей бизнес-сообщества. В программе весенних школ в Москве в качестве модераторов (преподавателей) участвовали представители Федерального союза логистов Германии (BVL), компании SCM Engineering, проектного бюро Massimo Consulting, компании HAVI Logistics, компании Bright Colours, юридической фирмы Marsh & Wilts, компании STS Logistics, компании LogistiX, компании AXELOT и др. Участники Школы смогли посетить крупнейшие российские логистические центры, расположенные в Москве и Московской области: «Глобал Логистик Проджектс» и логистический парк «Северное Домодедово». В 2013 году обучающиеся посетили морской грузовой порт Усть-Луга, расположенный в Ленинградской области и являющийся одним из крупнейших в Европе по объёму грузооборота.

Об уровне организации и содержании программы весенних школ красноречивее всего говорят отзывы студентов. Подобные стажировки стали для ребят не только хорошим опытом обучения за рубежом, но и научили их работать в команде, позволили «посмотреть на другую сторону логистики», явились стимулом для самостоятельного развития в выбранной профессиональной области.

По отзывам студентов-участников Школы, мастер- классы были интересными и познавательными, поскольку все преподаватели были амбициозными, харизматичными личностями, а так же высококвалифицированными профессионалами в области логистики, имеющими большой практический опыт. За две недели обучения была получена хорошая языковая практика. Для будущих выпускников полезно было закрепить специфическую логистическую терминологию на английском языке, а так же пообщаться со студентами из других стран.

В 2014 году проект получил поддержку Минобрнауки России и финансируется в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений МАДИ на 2014 г. «В единстве – к успеху каждого!». За время своего существования в программах весенних школ приняло участие более 70 студентов. Изначально проект был нацелен исключительно на двустороннее сотрудничество и круг его участников ограничивался только двумя вузами-партнёрами. В настоящее время число участников стало стремительно увеличиваться. Как в российском, так и в немецком этапах весенних школ принимают участие студенты других образовательных организаций из России, Украины, Казахстана. В российском этапе активно участвуют студенты МАДИ - граждане иностранных государств, в т.ч. из стран СНГ, а также студенты партнёрских колледжей МАДИ, обучающиеся по специальности СПО 080214 «Операционная деятельность в логистике». Привлечение к участию в школах различных категорий обучающихся делает учебный процесс ещё интереснее и насыщеннее.

Участие студентов МАДИ и ОVGU в Международных студенческих весенних школах по логистике позволяет им определиться с принятием очень важного решения – участия в совместной (сетевой) образовательной программе подготовки магистров в области логистики в формате «двух дипломов» (Double Degree).

Совместная (сетевая) образовательная программа подготовки магистров в области логистики и УЦП (формат «Double Degree»)

08 апреля 2013 г. во время государственного визита Пре­зидента РФ В.В.Путина в Федеративную республику Германия на открытии Ганноверской промышленной ярмарки (Hannover Messe 2013) с участием Министра образования и науки РФ было торжественно подписано Соглашение о разработке и реализации совместной (сетевой) образовательной программы подготовки магистров в области логистики между МАДИ и ОVGU.

Первый набор магистрантов для обучения по сетевой образовательной программе (СОП) осуществлён в 2013 году. Магистранты, обучающиеся в МАДИ по программе «Логистика в транспортных системах» имеют возможность, без увеличения общей продолжительности обучения, получить как российский диплом магистра, так и диплом магистра немецкого университета по специальности «Инженер-экономист по логистике». Право получения двух дипломов появится и у студентов ОVGU. Продолжительность обучения студентов в вузе-партнёре составит 1 семестр.

Первый выпуск по программе «двух дипломов» (Double- Degree) был осуществлен в 2015 году. Основной площадкой для организации научно-исследовательской работы магистрантов в МАДИ стал Научно-образовательный центр инновационных технологий в логистике (НОЦ-ТЛ). В ФРГ магистранты имеют возможность обучаться в современных лабораториях на базе ILM и Fraunhofer IFF.

Подписанию Соглашения предшествовала большая подготовительная работа, связанная с анализом и гармонизацией учебных планов подготовки магистров, приведением к единым стандартам методов и технологий обучения, определением содержания подготовки выпускников.

Студенты МАДИ и OvGU уже знакомы с организацией учебного процесса и технологиями обучения в вузах-партнёрах. С 2012 года в обоих университетах реализуется проект Международных студенческих весенних школ в области логистики.

Реализация Соглашения способствует международному признанию МАДИ как одного из ведущих европейских вузов, осуществляющих подготовку кадров в области логистики. Обмен преподавателями и образовательными технологиями, которым сопровождается реализация СОП, служит основой для повышения качества учебного процесса. Возможность участвовать в программе «двух дипломов» делает более привлекательным для потенциальных абитуриентов обучение в МАДИ по основным образовательным программам бакалавриата и магистратуры в области логистики и УЦП.

СОП осуществляется по двум направлениям. В МАДИ: направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент», магистерская программа (профиль) «Логистика в транспортных системах» (квалификация (степень) - «магистр»). В ОVGU: направление подготовки магистров по специальности «Инженер-экономист по логистике». МАДИ является головным вузом для российских студентов и вузом-партнёром для немецких студентов, а OvGU является головным вузом для немецких студентов и вузом-партнёром для российских студентов. Лица, поступающие на обучение по СОП, а также студенты, проходящие обучение по СОП в дальнейшем именуются «Магистранты».

Для получения степени «магистр» в вузах-партнёрах Магистранты должны выполнить все требования, а также соблюсти соответствующий порядок приёма в МАДИ и OvGU, посещения занятий, сдачи экзаменов и зачётов. Длительность пребывания Магистрантов в вузах-партнерах составляет от 1 (одного) до 2 (двух) семестров. В период пребывания в вузе-партнёре Магистрантам необходимо завершить обучение в соответствии с требованиями вуза- партнёра.

Обучение по СОП ведется на государственном языке страны пребывания. По решению Сторон обучение, как в целом, так и по отдельным дисциплинам, может вестись на иностранном языке относительно языка страны пребывания.

СОП реализуется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации (далее в тексте – РФ), Федеративной Республики Германия (далее в тексте – ФРГ) и Федеральной Земли Саксония-Анхальт (далее в тексте – ЗСА), локальных нормативных правовых актов, применяемых МАДИ и ОVGU в процессе образовательной, административной и иной деятельности.

Магистранты подчиняются правилам приема, принятым в головном вузе. Из принципа равенства Сторон и на основе взаимного доверия к качеству основной профессиональной образовательной программы (далее в тексте – ОПОП) вуза- партнёра Стороны считают правила приёма принципиально равнозначными.

В период обучения по СОП Магистранты должны являться обучающимися как в МАДИ, так и в OvGU. В период обучения в вузе-партнёре Магистранты будут обладать такими же правами и обязанностями, как и Магистранты в головном вузе.

Условием допуска студентов МАДИ к обучению в ОVGU по программе подготовки магистров по специальности «Инженер-экономист по логистике» является успешное окончание обучения в МАДИ по ОПОП подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Логистика и управление цепями поставок») или диплом об успешном окончании обучения по равноценной учебной программе, а также достаточный уровень знания немецкого языка. Условием допуска студентов ОVGU к обучению в МАДИ по ООП подготовки магистров по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (магистерская программа (профиль) «Логистика в транспортных системах») является успешное окончание обучения по программе подготовки бакалавров в ОVGU по специальности «Инженер-экономист по логистике» или диплом об успешном окончании обучения по равноценной учебной программе, а также достаточный уровень знания русского языка.

Отбор для обучения по СОП выполняется их головным вузом самостоятельно или совместно с вузом-партнёром. Если количество потенциальных участников СОП превышает допустимое количество (5 студентов), отбор проходит по таким критериям как академическая успеваемость и результаты собеседования. Стороны согласились, что отбор Магистрантов будет производиться по согласованным критериям, если они не противоречат правилам приёма в МАДИ или ОVGU. Если Магистрант получает стипендию, то при отборе следует учитывать условия спонсорства.

Для зачисления на обучение по СОП кандидатам необходимо представить подтверждающие документы, перечень которых представлен в приложении к Соглашению.

СОП предусматривает изучение Магистрантами дисциплин (модулей) вузов-партнеров, взаимно заменяющих и при необходимости дополняющих друг друга в рамках СОП. Соглашением предусмотрено, что студенты МАДИ обучаются в ОVGU 2 (второй) семестр, в то время как студенты OvGU обучаются в МАДИ 3 (третий) семестр.