«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 4 (51), декабрь 2017
Содержание
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ АРАБОЯЗЫЧНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Авторы:
Ирина Александровна Верховых, канд. филол. наук, доц., verkhovykh.irina@yandex.ru,
Эраки Мохамед Тахер Хамед, аспирант, mteraky83@yahoo.com,
Эльдиб Ибрахим Саад Ахмед, аспирант, eldeep_109@yahoo.com,
Московский политехнический университет, Россия, 107023, ул. Б. Семеновская, 38
Аннотация
Статья посвящена трудностям освоения фонологической и грамматической системы русского языка арабоязычными учащимися. Русский язык довольно сложен для обучения носителей арабского языка, поскольку он относится к флективным языкам, а арабский язык – к флективно-агглютинативным. Обоснованы трудности в дифференциации гласных [а]-[у], [а]-[э], произношении ударных слогов в русских словах, подвижном ударении, освоении парных согласных, скорости чтения русских слов. Авторы описывают сложности, с которыми сталкиваются арабоязычные учащиеся, связанные с воспроизведением слов с согласными, сочетающимися в середине слова. В этом случае арабоязычные слушатели невольно разделяют согласные звуки полугласными, в результате чего получается дополнительный слог. Отдельное внимание уделяется артикуляции русских мягких согласных, а также отражению указанных ошибок на письме. Отмечается, что промежуточное положение арабского языка в морфологической классификации языков облегчает процесс изучения грамматической структуры русского языка. Прослеживаются особенности восприятия арабоязычными учащимися категорий числа, рода, падежа, одушевленности/неодушевленности. В частности, отмечается отсутствие в арабском языке среднего рода, меньшее количество падежей, употребление глаголов с определенными предлогами. Все это при освоении грамматической системы русского языка представляет потенциальную зону языковой интерференции для арабоязычных носителей.
Ключевые слова
дифференциации звуковых единиц, артикуляционный аппарат, редукция, интерференция, морфологическая классификация, флективно-агглютина-тивный язык, флективный язык, «зеркальность» языков.
Список литературы
- Александрова, А.Ю. Проблемы обучения арабов русскому письму / А.Ю. Александрова // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 237-241.
- Абдуль-Рида, А.А. Методика обучения употреблению русских предлогов на занятиях по русскому языку как иностранному в арабской аудитории: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Абдуль-Рида; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. – М., 2005. – 353 c.
- Антибас, И.А. Влияние фонетических различий русского и арабских языков на обучение чтению РКИ арабских студентов / И.А. Антибас // Евразийское научное объединение. – 2016. – № 2 (14). – С. 65-66.
- Белый, В.В. Дательный падеж в русском языке в сравнении с арабским языком / В.В. Белый // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 9: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) и др. – Минск: Белорусский Дом печати, 2015. – С. 135-137.
- Белый, В.В. Имя существительное в русском и арабском языках / В.В. Белый // Язык и социум: Материалы IХ Междунар. науч. конф., 3 – 4 декабря 2010 г., Минск: В 3 ч. Ч. 3 / Редкол.: Л. Ф. Гербик (отв. ред.) – Минск : РИВШ, 2011. – С.34-36.
- Вашкевич Н.Н. Руны, старославянская письменность, протославянский и гиперборейский языки, арабская вязь, кириллица. – Режим доступа: http://athunder.livejournal.com/163523.html (дата обращения: 07.05.2017).
- Виноградов В.В. Русский язык. – Режим доступа: http://www.slovari.ru/default.aspx?p=5310&0a0=21 (дата обращения: 12.05.2017).
- Гилемшина А.Г., Евдокимова А.Г., Балтаева В.Т. Опыт преподавания русского языка в арабоязычной аудитории: трудности, с которыми сталкиваются учащиеся. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-22630 (дата обращения: 22.05.2017).
- Лаири Ю. Сопоставление русских и арабских существительных, прилагательных и местоимений. – Режим доступа: sibac.info/archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 28.03.2017).
- Магарамова, Д.А. Сопоставление русских и арабских предлогов в целях преодоления межъязыковой интерференции / Д.А. Магарамова, С.А. Караева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4 (33). – С. 47-52.
- Пушкин А.С. Подражание арабскому. – Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1835/0609.html (дата обращения: 24.04.2017).
- Реформатский А.А. О сопоставительном методе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philology.ru/linguistics1/reformatskiy-87d.htm (дата обращения: 24.05.2017).
- Флективные языки. – Режим доступа: http://studopedia.ru/16_41716_flektivnie-yaziki.html (дата обращения: 20.04.2017).
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
Авторы:
Вячеслав Михайлович Приходько, чл.-корр. РАН, д-р техн. наук, проф., prikhodko@madi.ru,
Андрей Михайлович Иванов, д-р техн. наук, проф., ivanov-am@madi.ru,
Владимир Борисович Борисевич, д-р техн. наук, проф., vbborisevich51@mail.ru,
Сергей Сергеевич Шадрин, д-р техн. наук, shadrin@madi.ru
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье проведен анализ возможных негативных технических и социальных последствий внедрения автоматизированных систем управления автомобилем. К таким электронным системам помощи водителю (DAS/ADAS) относятся системы контроля устойчивости, системы удержания в полосе движения, опережающие системы экстренного торможения (ОСЭТ), системы адаптивного круиз-контроля, системы автоматической парковки и др. Для минимизации негативных технических и социальных проблем предлагается проведение комплекса мероприятий, который должен предварять допуск рассматриваемых транспортных средств на дороги общего пользования. Рассмотрены общие подходы к содержанию системы тестирования автоматизированных (в том числе беспилотных) автомобилей. Формулируется градация условий эксплуатации автоматизированных систем управления автомобиля. Проведен анализ стандартизованных методик проверки одной из автоматизированных систем управления – опережающей системы экстренного торможения автомобиля (ОСЭТ). Рассмотрены особенности и недостатки указанных методик. Предложена система тестов автоматических систем управления автомобилей, включающая в себя функциональные, провокационные, аварийные испытания, а также испытания на взаимодействие с водителем. Разрабатываются и обосновываются группы испытаний ОСЭТ. Делается вывод о необходимости оценки автоматизированных систем автомобиля с учетом их применения в условиях России.
Ключевые слова
автомобиль, автономное колесное транспортное средство, опережающая система экстренного торможения (ОСЭТ), испытания, сертификация, внедрение.
Список литературы
- Шадрин, С.С. Методология создания систем управления движением автономных колесных транспортных средств, интегрированных в интеллектуальную транспортную среду: дис. … д-ра техн. наук: 05.05.03 / Шадрин Сергей Сергеевич; Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. – М., 2017. – 400 с.
- Правила ЕЭК ООН № 131. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в отношении опережающих систем экстренного торможения (ОСЭТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R131r.pdf (дата обращения 25.10.2017).
- ISO 22839:2013 «Intelligent transport systems – Forward vehicle collision mitigation systems – Operation, performance, and verification requirements. – URL: https://www.iso.org/ru/standard/45339.html (дата обращения 25.10.2017).
- Proposal for amendments to Regulation No. 79 to include ACSF > 10 km/h (Informal Document: ACSF-05-03). – URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/29229510/ACSF-05-03%20%20%28D%2BJ%29%20Proposal%20based%20on%20ACSF-04-20.pdf?api=v2 (дата обращения 25.10.2017).
- Критерии оценки эффективности действия систем электронного контроля устойчивости автомобилей / С.Р. Кристальный, М.А. Топорков, В.А. Фомичёв, Н.В. Попов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2015. – № 2 (4). – С. 2.
- Эффективность действия систем электронного контроля устойчивости на автомобилях, оснащённых шипованными шинами, и её комплексная оценка / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, В.А. Фомичёв, Ф.В. Ситников // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 1. – С. 5.
- Шадрин, С.С. Аналитический обзор стандарта SAE J3016 «Системы автоматизированного управления движением АТС. Классификация, термины и определения» / С.С. Шадрин,
А.М. Иванов // Естественные и технические науки. – 2015. – № 6 (84). – С. 305-308. - Шадрин, С.С. Автономное колесное транспортное средство в составе интеллектуальных транспортных систем / С.С. Шадрин, А.М. Иванов, Д.В. Невзоров // Естественные и технические науки. – 2015. – № 6 (84). – С. 309-311.
- Кристальный, С.Р. Повышение эффективности действия ОСЭТ посредством прогнозирования коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью / С.Р. Кристальный, М.А. Топорков // Журнал автомобильных инженеров. – 2017. – № 4 (105). – С. 20-23.
- Tendency of creation of "driverless" vehicles abroad / K.E. Karpukhin, A.S. Terenchenko, S.V. Bakhmutov, D.V. Endachev, A.M. Saikin // Biosciences Biotechnology Research Asia. – 2014. – Vol. 11, № S. – P. 241-246.
О ПОТОКАХ НА k-ЦИКЛИЧЕСКИХ СЕТЯХ
Авторы:
Александр Павлович Буслаев, д-р физ.-мат. наук, проф., apal2006@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Марина Викторовна Яшина, д-р техн. наук, к. физ.-мат. наук, проф., yash-marina@yandex.ru,
Александр Геннадьевич Таташев, д-р физ.-мат. наук, проф., a-tatashev@yandex.ru,
МТУСИ, Россия, 111024, Москва, Авиамоторная улица, дом 8а
Аннотация
Исторически сложившиеся планировочные схемы сетей автомобильных дорог в крупных городах мира сводятся к регулярным структурам прямоугольного и/или радиально-кольцевого типов. В условиях насыщенных транспортных потоков актуальным является анализ влияния геометрии сетей и правил прохождения узловых точек на динамические характеристики. В работе рассматриваются потоки частиц на сетевых носителях. Частицы совершают движение по заданным детерминированным или стохастическим правилам. В том числе исследуется поведение частиц, движение которых осуществляется в соответствии с заданными логистическими планами. В разработанных моделях задаются правила движения на ребрах графа транспортной сети и правила разрешения конфликтов, возникающих при прохождении частиц через вершины сети. Исследуются различные модели движения, которые могут быть полезны при анализе и оптимизации транспортных потоков. Основной исследуемой характеристикой является скорость потоков в режимах, устанавливающихся на рассматриваемых регулярных структурах при различных значениях плотности потока на участках сети. Для разработанных моделей получены точные аналитические результаты, характеризующие поведение моделируемых автотранспортных потоков. Рассматривается задача оптимального распределения потоков на сети для различных вариантов модели.
Ключевые словасети, детерминированное и стохастическое движение, потоки частиц, скорость потока, оптимизация.
Список литературы
- Точный анализ динамических систем, возникающих в моделировании транспортных потоков / М.Л. Бланк // Успехи математических наук. – 2000. – Т. 55, № 3. – С. 167–168.
- Particles flow on the regular polygon /
A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // Journal of Concrete and Applicable Mathematics. – 2011. – Vol. 9, issue. 4. – P. 290–303. - Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения / А.П. Буслаев, А.В. Новиков, В.М. Приходько, А.Г. Таташев, М.В. Яшина. – М.: Мир, 2003. – 368 с.
- Buslaev, A.P. Flows on discrete traffic flower /
A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // Journal of Mathematics Research. – 2017. – Vol. 9, No. 1. – P. 98–108. - Buslaev, A.P. Behavior of pendulums on a regular polygon / A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // Journal of Communication and Computer. – 2014. – Vol. 11. – P. 30–38.
- Dynamical systems on honeycombs / V.V. Kozlov, A.P. Buslaev, A.G. Tatashev, M.V. Yashina // Proceedings TGF’ 13. – Basel: Springer, 2015. – P. 441–452.
- Monotonic walks of particles on a chainmail and coloured matrices / V.V. Kozlov, A.P. Buslaev,
A.G. Tatashev, M.V. Yashina // CMMSE 2014: Proceedings of the 14th International Conference on Mathematical Methods in Science and Engineering - Costa Ballena, Rota, Cadiz (Spain, July 3-7, 2014). – Rota, 2014. – P. 801–805. - Моделирование трафика: монотонное случайное блуждание по сети / А.С. Бугаев, А.П. Буслаев, В.В. Козлов, А.Г. Таташев, М.В. Яшина // Математическое моделирование. – 2013. – Т. 25, № 8. – С. 3–21.
- Kozlov V.V. On real-valued oscillations of bipendulum / V.V. Kozlov, A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // Applied Mathematics Letters. – 2015. – Vol. 46. – P. 44–49.
- Buslaev, A.P. Generalized real numbers pendulums and transport logistic applications / A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // New Developments in Pure and Applied Mathematics. – Vienna, 2015. – P. 388–392.
- Обобщенная транспортно-логистическая модель как класс динамических систем / А.С. Бугаев, А.П. Буслаев, В.В. Козлов, А.Г. Таташев, М.В. Яшина // Математическое моделирование. – 2015. – Т. 27, № 12. – С. 65–87.
- Buslaev, A.P. On dynamical systems for transport logistic and communications / A.P. Buslaev, A.G. Tatashev // Journal of Mathematics Research. – 2016. – Vol. 8, No. 4. – P. 195–210.
- Buslaev, A.P. Selected Mathematical Problems of Traffic Flow Theory / A.P. Buslaev, A.V. Gasnikov, M.V. Yashina // International Journal of Computer Mathematics. – 2012. – Vol. 89, no. 3. – P. 409–432.
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ МАТРИЦ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ ДЛЯ СИСТЕМ КОСВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ
Авторы:
Жанказиев Султан Владимирович, д-р техн. наук, проф., sultanv@mail.ru,
Воробьев Андрей Игоревич, канд. техн. наук, доц., andrey552@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Морозов Дмитрий Юрьевич, науч. сотрудник, tdr2004@mail.ru,
ООО «НИИ-ИТС», Россия, 101990, Москва, Армянский пер., д.9, стр.1
Аннотация
В данной статье излагаются основные положения и результаты экспериментального имитационного моделирования в рамках создания инструментария по анализу топологии сетей дорог и сбору исходных данных для построения качественных матриц корреспонденций на основе анализа маршрутов движения транспортных средств. Приводится описание методики сбора экспериментальных данных, их анализ и описание математической основы для формирования качественных матриц корреспонденций для систем косвенного управления транспортными потоками. Также в статье приводится достаточно подробное описание процесса определения итоговой области допустимых значений средней фактической точности маршрутов движения транспортных средств, при которой возможно достижение наиболее эффективного функционирования систем косвенного управления транспортными потоками. Результаты данной работы возможно применять на стадиях технико-экономического обоснования, проектирования и функционирования вновь создаваемых систем косвенного управления транспортными потоками. Также результаты данной работы можно использовать и при проведении аудита уже существующих систем с возможностью определения наиболее приоритетных направлений модернизации. Данная статья является завершением цикла статей, посвященных исследованию качественных матриц корреспонденций транспортных потоков на основе анализа маршрутов движения транспортных средств.
Ключевые слова
интеллектуальные транспортные системы, косвенное управление транспортными потоками, качественные матрицы корреспонденций.
Список литературы
- ГОСТ Р 56294-2014. Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем. – введ. 11 декабря 2014 г. – М.: Стандартинформ, 2015. – 7с.
- ГОСТ Р 56351-2015. Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к технологии информирования участников дорожного движения посредством динамических информационных табло. – введ. 12 февраля 2015 г. – М.: Стандартинформ, 2015. – 8с.
- ГОСТ Р 56350-2015. Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к динамическим информационным табло. – введ. 12 февраля 2015 г. – М.: Стандартинформ, 2015. – 29с.
- Морозов, Д.Ю. Проектирование систем косвенного управления транспортными потоками на основе качественных матриц корреспонденций / Д.Ю. Морозов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2012. – № 4. – С. 62а-65.
- Жанказиев, С.В. Исследование зависимости точности качественных матриц корреспонденции от точности оборудования и его размещения на дорожной сети / С.В. Жанказиев,
А.И. Воробьев, Д.Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № S (Спецвыпуск). – С. 44-47. - Жанказиев, С.В. Определение величины минимальной допустимой точности качественных матриц корреспонденций с помощью имитационного моделирования / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев, Д.Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 2-3 (63-64). – С. 54-58.
- ОДМ 218.2.020-2012 Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. – М.: ФГУП «Информавтодор», 2012. – 143 с.
- Yang, Li. Stochastic Traffic Flow Modeling and Optimal Congestion Pricing / Li Yang; University of Michigan, USA. – Michigan, 2012. – 117 р.
- Liang, Z. City traffic prediction based on real-time traffic information for Intelligent Transport Systems / Z. Liang, Y. Wakahara // Conference: ITS Telecommunications (ITST), Finland. – Tampere, 2013. – Р. 378-383.
- Johanson, B. Traffic Modeling and Evaluation of QoS schemes in Wide Area Monitoring System / B. Johanson, W. Knowles // School of Electrical Engineering, Sweden. – Stockholm, 2013. – 63р.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПРОПУСКОВ СГОРАНИЯ В БЕНЗИНОВОМ ДВИГАТЕЛЕ В ПРОЦЕССЕ РАСШИРЕНИЯ
Авторы:
Анатолий Иванович Дубинин, канд. техн. наук, ст. преп., dubinin.ai@mail.ru,
Игорь Евгеньевич Иванов, д-р техн. наук, проф., ivanov1936@yandex.ru,
Игорь Владимирович Алексеев, д-р техн. наук, проф., igor_alexeev@umail.ru,
Юрий Васильевич Трофименко, д-р техн. наук, проф., ite@ecology.madi.ru,
Андрей Леонидович Яковенко, канд. техн. наук, доц., iakovenko_home@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В автомобильном бензиновом двигателе топливно-воздушная смесь воспламеняется от электрической искры. Помимо основной поджигающей функции искровой разряд может быть использован и для диагностирования рабочего процесса двигателя.
Представляется возможным диагностирование пропусков сгорания путём регистрации наличия пробоя между электродами свечи во время подачи дополнительных контрольных импульсов искрового разряда на свечу зажигания в процессе расширения. Способ диагностирования основывается на прямой зависимости давления и температуры в цилиндре двигателя от наличия или отсутствия процесса сгорания.
Разработанное устройство обеспечивает наличие контрольных разрядов между электродами свечи в случае отсутствия сгорания в цилиндре и их отсутствие в случае наличия сгорания. Диагностирование нормального сгорания ведётся по факту отсутствия искрового пробоя, а пропуск сгорания – по наличию пробоя.
Испытания показали, что на всех исследованных режимах работы двигателя – от холостого хода до полных нагрузок, и при изменении зазора в свече от 0,6 до 1,0 мм устройство надёжно регистрирует наличие пропусков сгорания.
Ключевые слова
диагностирование, пропуск сгорания, система зажигания.
Список литературы
- Дубинин, А.И. Управление бензиновым двигателем с контролем пропусков воспламенения / А.И. Дубинин // 2-е Луканинские чтения. «Пути решения энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе»: тез. докл. науч.-техн. конф. – M.: МАДИ (ГТУ), 2005. – С. 82.
- Плеханова, А.А. Диагностирование пропусков сгорания в бензиновом двигателе по процессам во вторичной цепи катушки зажигания / А.А. Плеханова, А.И. Дубинин // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 3. – С. 44-46.
- Пат. 2056522 Российская Федерация, МПК F02P 11/06. Способ диагностики пропусков воспламенения в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания и устройства для его осуществления / Годлевский В.Е. и др.; патентообладатель Годлевский Виктор Евгеньевич, Дубинин Анатолий Иванович, Кокотов Валерий Яковлевич, Михеев Юрий Викентьевич, Черняк Борис Яковлевич, Маловичко Николай Сергеевич. – № 94 94025016; заявл. 13.07.94; опубл. 20.06.2000, Бюл. № 17. – 3 с.
- Пат. 2094765 Российская Федерация, МПК G01M 15/00, F02P 11/06. Способ диагностики пропусков воспламенения в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления / Маловичко Н.С. и др.; патентообладатель Маловичко Николай Сергеевич, Черняк Борис Яковлевич, Дубинин Анатолий Иванович. – № 94036340/06; заявл. 29.09.94; опубл. 27.10.97, Бюл. № 30. – 2 с.
- Пат. 2069791 Российская Федерация, МПК F02P 15/10, F02P 3/08. Система зажигания двигателя внутреннего сгорания / Маловичко Н.С.; патентообладатель Маловичко Николай Сергеевич. – № 93 93052919; заявл. 22.11.93; опубл. 27.11.96, Бюл. № 15. – 3 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ТОПЛИВНЫХ ФОРСУНОК СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Александр Юрьевич Малахов, канд. техн. наук, доц., malahov-alex@yandex.ru,
Павел Анатольевич Юрин, магистрант, pit4body@yandex.ru,
Татьяна Евгеньевна Лихачева, канд. техн. наук, доц., t5329022@yandex.ru,
Валентин Митрофанович Зинченко, д-р техн. наук, проф., met.madi@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64
Олег Николаевич Трифонов, д-р техн. наук, проф., k_tm@stankin.ru,
МГТУ «СТАНКИН», 127055, Москва, Вадковский пер., д.1
Аннотация
Представлены результаты анализа известных конструкций топливных форсунок современных автомобилей, а также топливного фильтра тонкой очистки. Показаны конкретные примеры исследования причин выхода из строя топливных форсунок. Установлено, что потеря гидроплотности топливных форсунок связана с повреждением (износом) посадочного места и запорного конуса переключающего клапана. Сделаны выводы о причинах выхода из строя исследуемых топливных форсунок и необходимости обязательного исследования топливного фильтра тонкой очистки при проведении подобных экспертиз. К выходу из строя топливных форсунок может привести дефект топливного фильтра тонкой очистки, а также наличие большого количества воды в используемом в автомобиле дизельном топливе. При этом необходимо детально исследовать и топливные форсунки, и топливный фильтр с целью обнаружения признаков повышенного содержания воды в топливе, например, коррозионные повреждения на поверхности внутренних деталей топливных форсунок или различимое граничное расслоение загрязнённости фильтрующей бумаги топливного фильтра тонкой очистки. Определение причин отказа топливных форсунок не должно ограничиваться исследованием только форсунок, необходимо исследовать всю топливную аппаратуру автомобиля в комплексе.
Ключевые слова
аккумуляторная топливная система, пьезоэлектрическая форсунка, топливный фильтр тонкой очистки, гидроплотность форсунки.
Список литературы
- Large Engine Injection Systems for Future /
C. Kendlbacher, P. Mueller, M. Bernhaupt, G. Rehbichler // CIMAC Сongress. – Bergen: The International Publication «Ship & Offshore», 2010. – № 3. – 73 р. - Грехов, Л.В. Топливная аппаратура и системы управления дизелей: учебник для вузов /
Л.В. Грехов, Н.А. Иващенко, В.А. Марков. – М.: АО «Легион-Автодата», 2004. — 344 с. - Автолюбителям об автомобилях. Форсунка двигателя внутреннего сгорания: виды форсунок и принцип работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auto-infosite.ru/articles_forsunka_vidy_forsunok_princip_raboty.html
- Студопедия. Топливные насосы без электронного управления BOSCH VE [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/9_115086_toplivnie-nasosi-bez-elektronnogo-upravleniya-BOSCH-VE.html
- Метод исследования причин отказов топливной аппаратуры и каталитического нейтрализатора отработавших газов современных автомобилей с применением (РЭМ) JEOL JSM-6480LV / А.Ю. Малахов, А.Е. Перекрестов, Т.Е. Лихачева, В.А. Германова // Наука в современном информационном обществе: материалы VIII международной научно-практической конференции / Научно-издательский центр «Академический». – М., 2016. – С. 87-95.
- Исследование причин отказов топливной аппаратуры дизельных двигателей современных автомобилей / А.Ю. Малахов, Д.Е. Ивлиев,
Т.Е. Лихачева, В.А. Лолуа, А.Е. Перекрестов // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2016. – С. 207-214. - ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия. – М.: Стандартинформ, 2009. – 30 с.
- Малахов, А.Ю. Применение растрового электронного микроанализа для исследований / А.Ю. Малахов. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. – 51 с.
- Петрова, Л.Г. Исследовательский комплекс для мониторинга структурного состояния конструкционных материалов и его применение при анализе разрушений стальных деталей автомобилей/ Л.Г. Петрова, Т.Е. Лихачёва, А.Ю. Малахов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2013. – № 2. – С. 11-17.
- Нечаев, А.В. Электрохимия и коррозия металлов: учебное электронное пособие / А.В. Нечаев – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2014. – 235 с.
МЕТОД РАСЧЕТА РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ С КОРРЕКТИРУЮЩИМ РАСПЫЛИТЕЛЕМ
Авторы:
Валерий Иванович Мальчук, канд. техн. наук, вед. науч. сотр., dvs@madi.ru,
Сергей Дмитриевич Скороделов, ст. преп., aksi0001@mail.ru,
Игорь Владимирович Алексеев, д-р техн. наук, проф., igor_alexeev@umail.ru,
Юрий Васильевич Трофименко, д-р техн. наук, проф., ite@ecology.madi.ru,
Софья Михайловна Калинина, студент, lyiii2@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье изложен метод гидравлического расчета рабочего процесса дизельной топливной аппаратуры, укомплектованной корректирующим распылителем. Исследована конструкция распылителя форсунки дизеля, которая предусматривает отверстия двух групп. Входные кромки отверстий первой группы с коэффициентом расхода μ1 расположены в подыгольном объеме, а входные кромки отверстий второй группы (коэффициент расхода μ2) – на запирающей конической поверхности корпуса распылителя. Коэффициенты расхода μ1 и μ2 существенно отличаются и зависят от положения иглы. Это позволяет с учетом режима работы дизеля обеспечить коррекцию подачи топлива по распыливающим отверстиям, а следовательно, по зонам камеры сгорания. Отверстия первой группы с μ1 ориентированы на дальние стенки камеры сгорания, расположенной в поршне, а отверстия второй группы с μ2 – на ближние.
Ключевые слова
дизельная топливная аппаратура, корректирующий распылитель, характеристики впрыскивания, расчет топливной аппаратуры.
Список литературы
- Мальчук, В.И. Топливоподача и зональное смесеобразование в дизелях: монография / В.И. Мальчук/ МАДИ. – М., 2009. – 175 с.
- А. с. 922302 СССР, МКИ F02M 23/06. Дизельный двигатель / Алехин Н.С., Курзель И.Н., Мальчук В.И. и др. – № 2705972/25-06; заявл. 28.12.78; опубл. 23.04.82, Бюл. № 15. – 3 с.
- Чарный, И.А. Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах / И.А. Чарный. – М.: Гос. изд-во технико-теорет. лит., 1951. – 120 с.
- Кузнецов, Т.Ф. Теоретические основы и методика расчета впрыска вязкого топлива в поршневых двигателях внутреннего сгорания / Т.Ф. Кузнецов // Труды ХИИЖТ. – 1960. – Вып. 35. – С. 20-26.
- Топливные системы и экономичность дизелей / И.В. Астахов, Л.Н. Голубков, В.И. Трусов и др. – М.: Машиностроение, 1990. – 288 с.
- Мальчук, В.И. Гидравлический расчет дизельных распылителей, отличающихся расположением распыливающих отверстий / В.И. Мальчук, С.Д. Скороделов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2013. – № 4 (35) – С. 31а-37.
- Некрасов, Б.Б. Гидравлика / Б.Б. Некрасов. – М.: Машиностроение, 1969. – 264 с.
РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШАЮЩЕГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Авторы:
Камол Хикматович Гулямов, аспирант, kamol-1804@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Анвари Хикмат Гуломзода, ассистент, anvarˍ4301@mail.ru,
Таджикский технический университет им. М.С. Осими,
Таджикистан, 734042, Душанбе, проспект академиков Раджабовых, 10
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с проектированием физической модели повышающего преобразователя постоянного напряжения. Даны пояснения по разработке принципиальной схемы преобразователя и особенности выбора его деталей, а также практические рекомендации по решению проблем, возникающих при проектировании и сборке повышающих преобразователей постоянного напряжения. Приведена методика расчета основных параметров повышающего преобразователя и даны рекомендации по монтажу деталей и сборке преобразователя. Подробно рассмотрены вопросы проектирования системы управления. В результате изучения существующих систем управления выбран способ управления ключевого транзистора с помощью системы управления на базе программируемого микроконтроллера семейства Arduino. Даны практические рекомендации по работе с микроконтроллером Arduino Pro mini. Показаны результаты исследования собранного преобразователя на экспериментальном стенде, где подробно анализированы режимы его работы. По результатам снятых рабочих характеристик произведены расчеты по определению эффективности данного преобразователя.
Ключевые слова
преобразователь напряжения, система управления, микроконтроллер, arduino, физическая модель, dc-dc конвертор.
Список литературы
- Гулямов, К.Х. Имитационное моделирование обратимого преобразователя постоянного напряжения в составе силового электрооборудования электромобиля в режиме рекуперации / К.Х. Гулямов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 4, № 5-4 (25-4). – С. 46-50.
- Петин, В.А. Проекты с использованием контроллера Arduino / В.А. Петин. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 448 с.
- Ревич, Ю.В. Занимательная электроника / Ю.В. Ревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 576 с.
- Соммер, У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino / У. Соммер. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 256 с.
- Ютт, В.Е. Экспериментальное исследование режимов работы импульсных преобразователей постоянного напряжения трехфазной структуры при активной и активно-индуктивной нагрузках/ В.Е. Ютт, Т.В. Голубчик, К.Х. Гулямов // Электроника и электрооборудование транспорта. – 2016. – № 5. – С. 11-14.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ДЕТАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ И РАСЧЁТНЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ НАГРУЗОК НА АВТОДОРОЖНЫЕ И ГОРОДСКИЕ МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Авторы:
Павел Михайлович Саламахин, д-р техн. наук, проф., pavel-salamahin@mail.ru,
Рустем Мамутович Мамутов, аспирант, mamutovrm@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье приведены недостатки нормативных и расчетных нагрузок А14 и Н14 на автодорожные мостовые сооружения, содержащиеся в действующем в РФ ГОСТе 32960-2014.
Цель работы – устранение выявленных недостатков на основе разработки предложений по установлению состава нормативных колонн или нормативных автомобилей из практически реальных транспортных средств, которые могут двигаться на дорогах различного функционального назначения с различной интенсивностью движения. Одновременно необходимо создать адекватные аналоги в виде эквивалентных нагрузок с известной для всех их связью с длиной и формой линий влияния силовых и деформационных факторов в элементах мостовых сооружений.
В основной части статьи в 14 пунктах изложена детализация ранее опубликованной концепции и методики формирования типовых физически и статистически обоснованных и экономически целесообразных нормативных и расчетных нагрузок на автодорожные мостовые сооружения на основе использования статистических данных о составе транспортных средств в РФ с учетом перспективы их развития. Отмечена роль заказчиков проектов строительства дорог и мостов (хозяйствующих субъектов) при выборе ими из предложенного комплекта требуемой нормативной нагрузки с учетом прогнозируемой экономической и социальной деятельности в зоне строительства дорог и мостов.
Ключевые слова
концепция и методика, формирование нормативных и расчетных вертикальных временных нагрузок, мостовые сооружения, условные и реальные нагрузки, линии влияния усилий, влияние их длины и формы, недостатки условных нагрузок, необходимость и способы их устранения.
Список литературы
- ГОСТ 32960-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки. Расчетные схемы нагружения. – М.: Стандартинформ, 2015. – 6 л.
- ГОСТ Р 52748-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчётные схемы нагружения и габариты приближения. – М.: Стандартинформ, 2008. – 9 л.
- СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03 – 84* / ЦНИИС. – М.: ОАО «ЦПП», 2011. – 341 с.
- СП 243.13260000.2015. Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения / Росдорнии. – М., 2015. – 110 с.
- Саламахин, П.М. Проблемы, вызывающие необходимость замены нормативных временных нагрузок АК для автодорожных мостовых сооружений / П.М. Саламахин // Наука та прогрес транспорту. – 2010. – № 33. – С. 232-239.
- Саламахин, П.М. Недостатки действующих нормативных вертикальных временных нагрузок на автодорожные мостовые сооружения / П.М. Саламахин // Транспортное строительство. – 2012. – № 11. – С. 28-32.
- Саламахин, П.М. Временные нагрузки на автодорожные мосты. Недостатки, их последствия, способы их устранения / П.М. Саламахин. – Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 79 с.
- Саламахин, П.М. К вопросу экономии материальных и денежных ресурсов при строительстве дорожных мостовых сооружений / П.М. Саламахин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 1 (79). – С. 35-37.
- Саламахин, П.М. К вопросу о необходимости замены нормативных вертикальных нагрузок для проектирования автодорожных мостов. / П.М. Саламахин, Р.М. Мамутов // Транспортное строительство. – 2015. – № 9. – С. 17–21.
- Саламахин, П.М. Концепция формирования нормативных и расчетных вертикальных временных нагрузок на автодорожные и городские мостовые сооружения Российской Федерации / П.М. Саламахин // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 3 (42). – С. 69–73.
- Саламахин, П.М. Формирование нормативных и расчетных вертикальных временных нагрузок на автодорожные мостовые сооружения г. Москвы / П.М. Саламахин, Р.М. Мамутов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 4 (43). – С. 119–127.
- Саламахин, П.М. К решению проблем формирования нормативных вертикальных временных нагрузок на автомобильные дороги и автодорожные мостовые сооружения РФ / П.М. Саламахин // Четвертый Всероссийский Дорожный Конгресс «Перспективные технологии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог»: сб. науч. тр. – М.: МАДИ, 2015. – С. 291-296.
- Саламахин, П.М. Экономический вред современных нормативных вертикальных нагрузок на автодорожные мостовые сооружения (к вопросу об экономической ответственности мостовиков и руководителей дорожных хозяйств всего мира) / П.М. Саламахин // Труды Международной конференции «Этика, транспорт и устойчивое развитие: социальная роль транспортной науки и ответственность ученых» / ЮНЕСКО, МИИТ. – М., 2016.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
Авторы:
Михаил Васильевич Немчинов, д-р техн. наук, проф.,uchsovet@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
При анализе конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием особое внимание уделено слою износа, рабочему слою и процессу деградации гранулометрического состава (обуславливающего снижение прочности) слоёв из дискретных материалов. Предложено выполнять расчёт дорожной одежды по показателям жёсткости (наряду с модулем упругости). Обращено внимание на различие методик оценки расчётной нагрузки на дорожную одежду в РФ и за рубежом. Предложено включить в состав проектирования дорожной одежды её расчёт на виброустойчивость, а в расчёте морозоустойчивости основное внимание обратить на расчёт прочности на разрыв асфальтобетонного слоя при отрицательных температурах, когда битум в его составе находится в хрупком состоянии. Предложено включить в расчёт прочности дорожной одежды коэффициент запаса прочности. Представленные материалы определяют содержание новой редакции ОДН 218 в части проектирования и расчёта дорожной одежды.
Ключевые слова
дорожная одежда, слой износа, рабочий слой, фундамент дорожной одежды, вибрация, прочность на разрыв, модуль жёсткости, модуль упругости, коэффициент запаса прочности.
Список литературы
- Немчинов, М.В. Сцепные качества автомобильных дорог и безопасность дорожного движения / М.В. Немчинов. – М.: Транспорт, 1985. – 348 с.
- ВСН 38-77. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью / Минавтодор РСФСР. – М.: Транспорт, 1978. – 57 с.
- ВСН 37-86. Указания по устройству шероховатых и защитных слоёв износа на усовершенствованных покрытиях автомобильных дорог / Миндорстрой БССР. – Минск, 1986. – 99 с.
- Немчинов, М.В. Текстура поверхности дорожных покрытий: в 2 т. Т. 1: Обоснование, нормирование и проектирование параметров текстуры поверхности дорожных покрытий / М.В. Немчинов. – М.: Техполиграфцентр, 2010. – 380 с.
- Федотов, Г.А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог: кн. 1 / Г.А. Федотов, П.И. Поспелов. – М.: Высшая школа, 2009. – 646 с.
- Конструирование и расчёт нежёстких дорожных одежд / под ред. Н.Н. Иванова. – М.: Транспорт, 1973. – 328 с.
- ВСН 46-83. Инструкция по проектированию дорожных одежд нежёсткого типа / Минтрансстрой. – М.: Транспорт, 1985. – 157 с.
- Механика грунтов для инженеров-дорожников (грунты в дорожном строительстве): пер. с англ. / под ред. В.Ф. Бабкова. – М.: Науч.-техн. изд-во автотранспорт. лит., 1957. – 461 с.
- ОДН 218.046-01. Проектирование нежёстких дорожных одежд / Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса РФ. – М., 2001. – 145 с.
- Немчинов, М.В. Принципы и основные положения проектирования дорожных одежд / М.В. Немчинов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 3. – С. 12-15.
- Немчинов, М.В. К вопросу о прочности дорожных одежд автомобильных дорог / М.В. Немчинов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 4. – С. 30-35.
- Указания по расчёту дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием: RDO Asphalt 09 / Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития. – Бонн, 2009. – 35 с.
- Нормы и правила стандартизации конструкций дорожных одежд: RStO 01 / Федеральное министерство транспорта, строительства и коммунального хозяйства. – Бонн, 2001. – 35 с.
- Дополнительные технические условия и требования (спецификации к контракту) по устройству слоёв без применения вяжущих материалов в дорожном строительстве: ZTV Sob-StB 04 / Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития. – Бонн, 2008. – 48 с.
- Немчинов, М.В. Физика и динамика работы дорожной одежды автомобильных дорог / М.В. Немчинов. – М.: Изд-во АСВ, 2012. – 102 с.
- Немчинов, М.В. Дорожная одежда автомобильных дорог. Расчёт и проектирование / М.В. Немчинов. – М.: Изд-во АСВ, 2016. – 108 с.
- Большая Российская Энциклопедия: т. 10. – М.: Энциклопедия, 2008. – 768 с.
- Немчинов, М.В. Строительство городских улиц и дорог: ч. 1. Технологии земляных работ / М.В. Немчинов, В.А. Осиновская, В.В. Рудакова. – М.: ЗАО «Экон-информ», 2014. – 306 с.
- Олдер. Б. Вычислительные методы в гидродинамике: пер. с англ / Б. Олдер, С. Фернбах, М. Ротенберг. – М.: Мир, 1967. – 384 с.
О ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НЕУКРЕПЛЕННЫХ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ СЛОЕВ ОСНОВАНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Авторы:
Андрей Николаевич Кудрявцев, инж., kudrandr1992@yandex.ru,
Сергей Владимирович Лугов, канд. техн. наук, доц., lugov-madi@rambler.ru,
Владимир Петрович Носов, д-р техн. наук, проф., nvp@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки для уточнения прочностных характеристик неукрепленных каменных материалов при проектировании и строительстве оснований дорожных одежд методом заклинки или с использованием рационально подобранных оптимальных смесей. В статье отмечается, что вопросам накопления остаточных осадок в слоях оснований из неукрепленного каменного материала посвящены лишь немногочисленные исследования. В настоящее время слои основания из неукрепленных каменных материалов устраиваются по двум отработанным технологиям, которые практически не претерпели изменения. Отмечено, что каждый способ имеет те или иные преимущества и недостатки как при укладке слоев, так и при их дальнейшей работе в период эксплуатации. В последние годы резко изменился состав транспортного потока, возросли действующие на дорожную одежду нагрузки, претерпел изменения перечень нормативных документов. В статье выработаны и предложены некоторые поправки и изменения в нормативно-техническую базу, которые затрагивают характеристики неукрепленных каменных материалов. Цель таких поправок – установить, какая из приведенных технологий по устройству слоев оснований будет более предпочтительна в тех или иных условиях строительства и последующей эксплуатации автомобильной дороги, и как каждая из них будет способствовать появлению остаточных осадок.
Ключевые слова
дорожная одежда, модуль упругости, каменный материал, метод заклинки, оптимальные смеси, слой основания, несущая способность, цементация.
Список литературы
- Каныгина, С.Ю. Прогнозирование остаточных деформаций дорожных одежд нежесткого типа на земляном полотне из глинистых грунтов: дис. ... канд. техн. наук / С.Ю. Каныгина; МАДИ. – М., 1999. – 226 с.
- Смирнов, В.М. Оценка сдвигоустойчивости песчаных грунтов в дорожных конструкциях при воздействии повторных нагрузок: дис. ... канд. техн. наук / В.М. Смирнов; Союздорнии. – М., 1984. – 183 с.
- Фадеев, В.Б. Влияние остаточных деформаций грунта земляного полотна на колееобразование на проезжей части дорог с нежесткими дорожными одеждами: автореф. дис. ... канд. техн. наук / В.Б. Фадеев; МАДИ. – М., 1999. – 21 с.
- Лугов, С.В. Основные положения методики расчета глубины колеи на дорожных одеждах с асфальтобетонным покрытием: дис. ... канд. техн. наук / С.В. Лугов; МАДИ. – М., 2004. – 267 с.
- Росавтодор: межремонтные сроки службы федеральных дорог увеличатся до 12 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosavtodor.ru/press-center/receptions/16112 (дата обращения: 19.06.2017)
- Устройство оснований дорожных одежд. Часть 3. Строительство оснований из минеральных материалов, не обработанных вяжущими: СТО НОСТРОЙ 2.25.31-2011 / ООО «МАДИ-плюс». – М., 2012. – 20 c.
- Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов / Союздорнии. – М., 1999 – 90 c.
- Салль А.О. Возможности и пути повышения качества щебеночных оснований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.stroit.ru/articles/sheben/ (дата обращения: 19.06.2017)
- Некрасов, В.К. Обоснование методов оценки и выбора дорожных каменных материалов: дис. ... д-ра техн. наук / В.К. Некрасов; МАДИ. – М., 1971. – 576 с.
- Салль, А.О. Чтобы дороги жили дольше… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolbasers.ru/ct/prom/3885/index.shtml (дата обращения: 19.06.2017)
УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОРОГАХ АЗЕРБАЙДЖАНА
Авторы:
Кахраман Мамедали оглы Ахмедов, канд. техн. наук, руководитель ОНИР, gahraman_ahmadov@yahoo.com,
ООО «AzVirt», AZ 1040, Азербайджан, г. Баку, пос. Бакиханова, ул. Б. Бунятова, 26 "В"
Аннотация
В статье рассматривается вопрос нормального функционирования международных автомобильных дорог (МАД), как важного направления работы международных транспортных коридоров для улучшения условий социально-экономического роста и безопасности в Азербайджане. В последние годы на международных автомобильных дорогах увеличиваются интенсивность движения, нагрузки на ось автомобилей и скорость движения, которые требуют учета при проектировании конструкций дорожных одежд автомобильных дорог.
За основу приняты положения концепции «вечных» дорожных одежд, где заложена идея проектирования дорожной одежды и земляного полотна с таким расчетом, что в течение 30-50 лет перестраиваются только верхние слои дорожной одежды.
В результате проведенных исследований рекомендованы принципиальные решения для разработки конструкций дорожных одежд при проектировании международных автомобильных дорог, учитывающие категорию дорог и срок их службы. Эти нововведения позволяют при расчете и конструировании дорожных одежд нежесткого типа более обоснованно назначать их толщину и оптимизировать конструкцию в целом.
Ключевые слова
природно-климатические условия, дорожная одежда, дорожно-климатическое районирование.
Список литературы
- Ахмедов, К.М. Современные конструкции дорожных одежд (для условий Азербайджана) / К.М. Ахмедов. – М.: МПК, 2012. – 287 с.
- Ахмедов, К.М. Международные автомобильные дороги / К.М. Ахмедов, Б.Б. Каримов. – М.: Интрансдорнаука, 2013. – 398 с.
- Ахмедов, К.М. Конструкции нежестких дорожных одежд для международных дорог в условиях нарастающих нагрузок (для условий Азербайджана) / К.М. Ахмедов. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 92 с.
- Бусел, А.В. Перспективы конструирования дорожных одежд с учетом увеличения транспортных нагрузок / А.В. Бусел // Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. «Государственно-частное партнерство и перспективы в странах СНГ» / А.В. Бусел, С.И. Смыковский. – М.; Бишкек, 2006. – С. 106-109.
- Дорожное хозяйство Азербайджана успешно развивается / Н.М. Гараисаев, Я.М. Пириев, Ф.М. Джафаров, И.Г. Бахарчинов // Пути решения проблем дорожной отрасли СНГ: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Омск, 7-9 июля 2010 г. / гл. ред. Б.Б. Каримов; Межправительственый совет до-рожников. – Омск, 2010. –
С. 25-29. - Гараисаев, Н.М. Некоторые вопросы водно-теплового режима земляного полотна и его регулирования / Н.М. Гараисаев, Я.М. Пириев // Пути решения проблем дорожной отрасли СНГ: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Омск, 7-9 июля 2010 г. / гл. ред. Б.Б. Каримов; Межправительственный совет дорожников. – Омск, 2010. – С. 49-51.
- Щебеночно-мастичные асфальтобетонные покрытия и опыт их строительства в Азербайджане / А.М. Алиев, С.Н. Гурбанов // Дороги Содружества Независимых Государств. – 2012. – № 5. – С. 61-69.
- Евгеньев, И.Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / И.Е. Евгеньев, Б.Б. Каримов. – М.: ООО "Трансдорнаука", 1997. – 285 с.
- Каримов, Б.Б. Дороги Азербайджана: состояние и перспективы / Б.Б. Каримов, К.А. Алиев. – М.: Интрансдорнаука, 2012. – 373 с.
- Бусел, А.В. Обеспечение несущей способности дорожных одежд автотранспортных коридоров в условиях роста осевых нагрузок / А.В. Бусел, А.И. Смыковский // Междунар. трансп. коридоры: сб. докл. науч.-практ. конф., Баку, 25 июня 2008 г. – Баку, 2008. – С. 46-51.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИА
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗОК МЕЛКИХ ПАРТИЙ ГРУЗОВ
Авторы:
Николай Анатольевич Атрохов, канд. техн. наук, доц., nikoatr@mail.ru,
Дмитрий Геннадьевич Мороз, канд. техн. наук, доц., dgm1984@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
При организации автомобильных перевозок мелких партий грузов в условиях крупных городских агломераций необходимо учитывать как нормативно-правовые ограничения на движение грузового автотранспорта в местах расположения грузополучателей, так и технологические возможности самих грузополучателей по приёмке грузов. Применение классических технологий перевозки мелких партий грузов с учётом такого рода ограничений и возможностей приводит к увеличению пробега и времени работы на маршрутах, увеличению количества используемых автотранспортных средств. Как следствие, такие технологии ведут к увеличению затрат на выполнение перевозок, вероятности возникновения автомобильных заторов и снижению скорости на дорогах, росту количества выбросов вредных веществ от избыточного количества для выполнения перевозок грузов автотранспортных средств и соответствующего увеличенного расхода топлива. В данной статье предлагаются технологии перевозок мелких партий грузов, как альтернативные классическим, с целью обеспечения эффективной работы автотранспорта при доставке грузов заданным грузополучателям; классифицированы условия, при которых предпочтительнее применять предлагаемые альтернативные технологии перевозок мелких партий грузов. Возможности предлагаемых моделей организации перевозок мелких партий грузов автомобильным транспортом продемонстрированы в сравнении с классической моделью на конкретных примерах.
Ключевые слова
автомобильные грузовые перевозки, ограничение движения грузового автотранспорта, перевозки мелких партий грузов, перевозки грузов через передаточные пункты.
Список литературы
- Постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 N 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы» (в ред. от 28.06.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14551.html
- Просов, С.Н. Эвристические модели маршрутизации перевозок грузов мелкопартионными отправками: лабораторный практикум по курсу «Моделирование транспортных систем» /
С.Н. Просов / МАДИ (ГТУ). – М., 2008. – 31 с. - Мороз Д.Г. Декомпозиционная модель маршрутизации перевозок грузов мелкими партиями с учетом мест хранения подвижного состава / Д.Г. Мороз, С.Н. Просов // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 5. – С. 47-49.
- Атрохов, Н.А. Разработка рекомендаций по организации автомобильных перевозок грузов на контролируемую территорию / Н.А. Атрохов // Автоматизация и управление в технических системах. – 2014. – № 3 (11). – С. 140-149.
- Атрохов, Н.А. Алгоритм решения задачи перевозок мелких партий грузов с учетом ограничений на движение грузового автомобильного транспорта / Н.А. Атрохов, Л.Н. Андронникова // Автоматизация и управление в технических системах. – 2015. – № 2 (14). – С. 73-82.
ИНТЕГРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ ЮГА РОССИИ И ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Авторы:
Леонид Борисович Миротин, д-р техн. наук, проф., mirotin2004@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319 Москва, Ленинградский пр., 64,
Евгений Александрович Лебедев, д-р техн. наук, проф., lebedev49@mail.ru,
Елена Егоровна Чеховская, студент, chehovskaya96@mail.ru,
Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ),
Россия, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2
Аннотация
Авторы работы приводят изменения, происходящие за последние годы в международной торговле и организации её международных грузопотоков. Указывают на смену приоритетов в межрегиональных и международных отношениях, меняющих структуру логистических потоков, нуждающихся в транспортном обслуживании. Показывают значение мульти- и интермодальных контейнерных перевозок и особенности их организации с использованием транспортно-коммуникационных возможностей юга России. Обращают внимание на экологическую и экономическую составляющие при перевозке, а также инвестиционную привлекательность развития альтернативных маршрутов.
Ключевые слова
перевозка, альтернативные маршруты, водный вид транспорта, контейнер, транспортно-коммуникационная инфраструктура, топливо.
Список литературы
- Развитие транспортной системы Азово-Черноморского бассейна / Л.Б. Миротин,
С.М. Федосеенко, Е.А. Лебедев, О.С. Супрун // Бюллетень транспортной информации. – 2016. – № 6. – С. 31-34. - Миротин, Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте: практикум / Л.Б. Миротин, Е.А. Лебедев. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 236 с.
- Вершицкий, А. В. Направления модернизации транспортной системы республики Крым /
А.В. Вершицкий, А.В. Салабутин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 3-2 (57). – С. 66-68. - Организация транспортного обслуживания Республики Крым / Л.Б. Миротин, С.М. Федосеенко, Е.А. Лебедев, Е.Е. Чеховская // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета
(МАДИ). – 2016. – № 3 (46). – С. 73-77. - Гладкова, Н.О. Транспортные проблемы, препятствующие развитию туризма в республике Крым и пути их решения / Н.О. Гладков // Инновационная наука. – 2016. – № 6-1. – С. 73-77.
- Слюсаренко, Д.О. Состояние и проблемы транспортной инфраструктуры республики Крым / Д.О. Слюсаренко, Н.В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 2-2 (13). – С. 154-158.
- Миротин, Л.Б. Развитие транспортно-коммуникационных возможностей юга России / Л.Б. Миротин, Е.А. Лебедев // Современный транспорт: инфраструктура, инновации, интеллектуальные системы: сборник трудов № 18: (материалы конференции). – М.: Международная академия транспорта, 2015. – С. 164-173.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
НОВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Авторы:
Эдуард Алексеевич Сафронов, д-р техн. наук, проф., sibadi1@rambler.ru,
Кирилл Эдуардович Сафронов, канд. техн. наук, доц., transistem@rambler.ru,
Екатерина Сергеевна Семенова, канд. экон. наук, доц., essemyonova@rambler.ru,
СибАДИ, Россия, 644080, Омск, Мира пр., 5
Аннотация
Реализуемые в РФ федеральные целевые программы (ФЦП) повышения безопасности дорожного движения (БДД) не дают ожидаемых результатов. ФЦП на период 2006-2012 годов была выполнена наполовину, а действующая ФЦП на 2013-2020 годы показывает неплохие результаты в силу иных, более глубинных причин. Есть основания полагать, что проблема БДД недостаточно изучена, и это снижает эффективность принимаемых мер. Зачастую основное внимание уделяется изучению отдельных дорожно-транспортных происшествий (ДТП), и на этой основе разрабатываются предложения по их снижению. В то же время существуют базовые причины их появления, которые лежат в сфере экономики и способны влиять на уровень ДТП в масштабе страны. Наряду с конкретными причинами отдельных ДТП следует больше внимания уделять общим причинам ДТП.
Ключевые слова
БДД, ДТП, причины ДТП, экономический кризис, динамика аварийности, программы повышения БДД, безопасность, доступность, эффективность.
Список литературы
- Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности Дорожного движения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105643/, свободный (дата обращения 12.08.2017).
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/133910/
- Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 “О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70367076/ (дата обращения 10.08.2017).
- Сафронов, Э.А. Управление программами повышения БДД / Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов, Е.С. Семенова // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Кн. 2. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2012. – С. 268-272.
- Сафронов, Э.А. Экспертный анализ программ повышения безопасности дорожного движения / Э.А. Сафронов, Е.С. Семенова // Материалы 63-й научно-технической конференции СибАДИ. Кн. 2. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2009. – C. 18-20.
- Конвенция о дорожном движении (с изменениями на 28 сентября 2004 года). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VIII от 29 апреля 1974 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133/, свободный (дата обращения 20.08.2017).
- Аналитическая справка об итогах реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» за период 2013-2015 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru/results_fcp/first_stage/, свободный (дата обращения 15.08.2017).
- Коноплянко, В.И. Организация и безопасность движения: учеб. для вузов / В.И. Коноплянко. – М.: Высш. шк., 2007. – 283 с.
- Сафронов, Э.А. Транспортные системы городов и регионов: учеб. пособие / Э.А. Сафронов. – М.: АСВ, 2007. – 288 с.
- Сильянов, В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения / В.В. Сильянов. – М.: Стройиздат, 1977. – 294 с.
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВБЛИЗИ БЕТОННЫХ ДОРОГ
Авторы:
Дархан Куандыкович Саканов, вице-президент, darkhan_ks81@mail.ru,
АО «КаздорНИИ», 050061, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Нурпеисова, 2А
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос обеспечения акустической безопасности вблизи бетонных дорог. Бетонные покрытия, наряду с положительными свойствами, обладают некоторыми недостатками, в частности, повышенной эмиссией шума и вибрации, что создает определенную экологическую напряженность вдоль дорог.
Для количественой оценки экологичности применяемой технологии строительства бетонных дорог была использована методика расчета индекса экологичности и качества (IEQ), разработанная в Перербургском университете путей сообщения, а также был проведен мониторинг экологической обстановки, для чего были использованы данные Белдорнии по оценке шума вдоль дорог, выполненные в течение 2006-2013 гг.
В настоящее время наиболее перспективной технологией укладки бетона является устройство двухслойного покрытия, верхний слой которого выполнен из пористого бетона. При этом решается как задача снижения шума, так и предотвращения аквапланирования колес при дожде.
Бороздки на покрытии в процессе эксплуатации изнашиваются, в условиях зимнего содержания дорог и применения песочно-соляных смесей бороздки и пористый бетон забиваются песком, который из них практически не извлекается, что говорит об уменьшении эффективности поглощения и рассеивания звука.
Ключевые слова
уровень шума, дорога, бетон, строительство, экология.
Список литературы
- Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 175 «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000175_
- Войлоков, И.А. Бетонные дороги: актуальность, возможности и оборудования / И.А. Войлоков, А.С. Горшков // СтройПРОФИль. – 2008. – № 6 (68). – С. 23–26.
- Экологический кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-III [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=03353 - Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 октября 2015 года № 18-02/899 «Нормы шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012387
- Ансеров, Ю.М. Машиностроение и охрана окружающей среды / Ю.М. Ансеров, В.А. Дурнов. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. – 224 с.
- Титов, Т.С. Методика комплексной оценки экологичности и качества природозащитных технологий. Индекс IEQ / Т.С. Титов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2005. – № 2. – С. 98-105.
- Скорость автомобиля и окружающая среда. Часть 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transspot.ru/2013/03/05/skorost-avtomobilya-i-okruzhayushhaya-sreda-chast-2/
- Особенности слуха у наземных животных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.activestudy.info/osobennosti-sluxa-u-nazemnyx-zhivotnyx/
- Радовский Б.С. Строительство дорог с цементобетонными покрытиями в США: новые тенденции (Организация и направление исследований в области цементобетонных покрытий) / Б.С. Радовский // Каталог-справочник «Дорожная техника и технологии». – СПб, 2010. – С. 62-70.
- Волков, В.С. Повышение эффективности грузовых автомобильных перевозок / В.С. Волков, Т.А. Буторин, Г.М. Филатов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 5. – С. 42.
- Ланге, Ю.Г. Применение пористого (дренирующего) цементобетона при строительстве слоев дорожной одежды. Обзорная информация / Ю.Г. Ланге // Федер. дор. агентство Минист. транспорта РФ. – М., 2007. – Вып. 6. – 88 с.