Беспилотный автомобиль МАДИ успешно участвует в первом в России пионерном проекте Росавтодора «Караван»
5 мая 2018 года на специально подготовленном участке федеральной трассы А-290 Новороссийск — Керчь (автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края) состоялся премьерный тестовый проезд беспилотных автомобилей, созданных в России в рамках проекта «Караван». Это первый пионерный проект по тестированию беспилотных автомобилей в России и первое столь масштабное испытание. На одном участке дороги, каждый по собственной программе, двигались 5 беспилотных автомобилей. Проезд осуществлялся без водителей. Для контроля процесса разработчики находились в кабинах на пассажирских сиденьях.
Одной из приоритетных задач Росавтодора является подготовка инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования федерального значения для возможности подключения автомобиля к инфраструктуре и передвижения беспилотных автомобилей. В Росавтодоре данный проект носит название «Караван».
Основная цель Проекта «Караван» – создание отечественной кооперативной интеллектуальной транспортной системы (подготовка инфраструктуры), позволяющей реализовать потенциал от использования подключенного и беспилотного автотранспорта, таких как повышение безопасности дорожного движения и повышение показателя тонно-километр.
Проект «Караван» дает уникальную возможность его участникам синхронизировать свои действия: все предприятия, организации и научные центры собраны на единой площадке и имеют исключительные возможности по обмену опытом и демонстрации достигнутых результатов, что способно придать развитию беспилотного движения дополнительный синергетический поступательный импульс.
Участники Проекта:
Федеральное дорожное агентство; ПАО «Камаз»; ФГУП «НАМИ»; ООО «Старлайн»; ФГБОУ ВО «МАДИ»; АО «РИРВ»; АО «КБ Панорама»; НПО «Регион»; ПАО «Вымпелком»; инжиниринговый центр НИЯУ МИФИ; ООО «Сорб Групп»; ООО «Курсус».
В рамках проекта «Караван» кафедра «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) представила беспилотное автотранспортное средство, созданное на основе автомобиля серийного образца Ford Focus II. Участием в проекте университет решал три группы инженерных задач:
1) Создание на базе автомобиля серийного образца беспилотного автотранспортного средства 3-4 уровня автомобилизации (классификация SAE);
2) Разработка концепции цифровой модели дороги, позволяющей обеспечить движение беспилотного транспортного средства по оперативно-сформированному маршруту на основе высокоточной навигации (совместно с АО «РИРВ», АО «КБ Панорама», НПО «Регион»;
3) Разработка принципов обнаружения актов незаконного вмешательства в процесс управления беспилотным транспортным средством и принудительный останов автомобиля, подвергшегося кибератаке (совместно с инжиниринговым центром НИЯУ МИФИ).
Работа по подготовке к участию в проекте «Караван» заняла более полугода. В результате участия все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.
Следующими этапами Проекта «Караван» являются:
1. Создание методологической основы для обеспечения развития цифровой инфраструктуры автомобильных дорог.
2. Обеспечение нормативно-техническими документами создания кооперативных интеллектуальных транспортных систем (далее К-ИТС).
3. Определение правовых основ для осуществления опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, на автомобильных дорогах Российской Федерации.
4. Апробация технологических решений, обеспечивающих взаимодействие беспилотного автомобиля и дорожной инфраструктуры на испытательном полигоне.
5. Обустройство пилотных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения системами К-ИТС.
Предполагается, что таким пилотными участками станут: участок от г. Казани до г. Набережные Челны автодороги М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород - Казань – Уфа; автодорога А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой».
Для дальнейшего развития деятельности МАДИ и по созданию перспективных транспортных систем, цифровую модель дороги и сервисы подключенных автомобилей, в МАДИ принято решение о создании рабочей группы, объединяющей все известные успешные научные коллективы и школы и ряд кафедр.
В последнее время одними из перспективных программ являются «Автономное транспортное средство» и «Кооперативные ИТС». Обе программы тесно связаны между собой: «Кооперативные ИТС» являются своего рода продолжением программы «Автономного ТС» и финальным шагом к последнему (пятому, согласно классификации SAE – общества автомобильных инженеров) уровню автоматизации.
Кооперативные Интеллектуальные Транспортные Системы и Сервисы на основе Интернета вещей представляют собой, в том числе, передовые приложения, сервисы которых направлены на предоставление инновационных, индивидуальных услуг. Операторы автомобильных дорог, инфраструктура, отдельные транспортные средства, их индивидуальные водители и другие пользователи дорог сотрудничают, в целях обеспечения наиболее эффективной, надежной, безопасной и комфортной мобильности. Кооперативные системы автомобиль-автомобиль (v2v), и автомобиль-инфраструктура (v2i) будут способствовать достижению этих целей, недостижимых автономными системами автоматизации.
Важно, что пилотный проезд, в том числе, послужит основанием для принятия законодательства, которое будет разрешать движение автомобилей по дорогам общего пользования в беспилотном режиме.
Д-р техн. наук, проф., зав. Кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ С.В.Жанказиев