В МАДИ прошла лекция профессора Жака Сапира
В рамках проекта кафедры философии «Автомобиль в XX-XXI веке: индустрия, наука и культура» 25 октября 2018 года в МАДИ выступил с докладом профессор Жак Сапир, иностранный член Академии наук России, директор Центра исследований индустриализации CEMI-EHESS Высшей школы социальных наук (EHESS). Открыл заседание и.о.ректора МАДИ Г.В.Кустарев, который тепло поприветствовал французского гостя и обратился с приветственным словом к присутствующим преподавателям и студентам МАДИ. Заседание вели зав. Кафедрой философии МАДИ М.Г.Штракс и доцент кафедры философии Г.Н.Самуйлов.
Лекция Жака Сапира была посвящена вопросу будущего автомобиля, но для этого был сделан обзор истории автомобильной индустрии. По мнению французского экономиста, будущее автомобиля решается на наших глазах. Автомобильная промышленность, которая была и остается жемчужиной машиностроения, в наши дни переживает фундаментальные изменения. Они касаются системообразующих предприятий и учреждений отрасли и затрагивают также и сам подход к использованию автомобиля.
Обращаясь к истории автомобильной промышленности, Жак Сапир выделяет несколько этапов в ней: на первом этапе во «время первых», которое в Европе пришлось на период с 1890 по 1920 гг, а в США прошло примерно с 1900 по 1914 гг., многочисленные производители (во Франции в начале XX-ого столетия их было более 1000) выпускают продукт для узкого круга клиентов: речь идет о любителях роскоши или просто более-менее состоятельных людях ; во время промышленников (1914/1920 – 1990/2000), под влиянием технического прогресса, распространявшегося из США, появляется крупносерийное производство. По этому пути идет ФОРД (FORD), а за ним и другие американские компании. До Европы эта тенденция доходит после Первой мировой войны, но настоящее развитие начинается только после 1945 года. Благодаря подрядчикам с девяностых годов прошлого столетия обозначился процесс превращения производителей в «сборщиков», некоторые подрядчики начинают работать одновременно с несколькими производителями (кооперация). Одновременно сами подрядчики начинают укрупняться (Валео (Valeo), Форесия (Faurecia)) и развивать свою сеть. Эти подрядчики порой связаны с производителями (Форесия и Пежо), а иногда независимы. Они позволяют производителям использовать «банки органов» для вспомогательных систем (тормоза, подвеска). Именно в это время на рынок удается выйти развивающимся странам. Начинается время распределенного производства и глобализации. Объемы производства некоторых моделей превышают 1000 единиц в день.
Далее докладчик сконцентрировался на проблеме технического прогресса, на вопросах выбора между двигателем внутреннего сгорания, электрическим двигателем или их сочетанием (обычно это называют гибридной силовой установкой). Технический прогресс пережил несколько революции. Первая революция случилась, когда раму заменили на кузов и начали массово внедрять передний привод. Эта революция (в серийном производстве) произошла в основном в Европе, а затем постепенно распространилась по всему миру. Вторая революция была связана с внедрением электроники. Третья революция – это революция автокомпонентов. Всеобщее давление в пользу экологичности, требования безопасности при ДТП, а также вопросы стоимости, обусловили глубокие изменения в применяемых материалах.
Повсеместно происходят изменения подхода к использованию автомобилей. Довольно долго автомобиль был предметом собственности, который мог придать владельцу определенный статус. Но сегодня все большая часть производства ориентируется на программы аренды или лизинга автомобилей. Со временем автомобиль перестанет быть предметом собственности, превратится во что-то, что мы арендуем на время, либо навсегда (лизинг), или чем краткосрочно пользуемся по необходимости добраться из точки А в точку Б. Успех систем совместного использования автомобиля (каршеринг), изобретенных 25 лет назад для борьбы с загрязнениями в мегаполисах на западе США (Лос-Анжелес), является несомненным признаком изменения нашего отношения к автомобилю.
Эти два измерения: технологические новации и изменение самого способа использования автомобиля вполне могут сочетаться. Так называемый «умный автомобиль», который нам обещают скоро показать, будет обычным арендным автомобилем, который мы будем использовать, чтобы добраться из одного места в другое, совсем как мы используем современное такси. Конечно, для радикального изменения потребительского поведения необходимо широкое распространение подобных автомобилей. Банки и страховые компании реинвестируют в перестройку рынка, который больше не будет представлять собой диалог Производитель-Потребитель, а будет цепочкой Производитель-Поставщик услуги (аренда), – Потребитель транспортной услуги.
Отчет подготовлен доцентом кафедры философии МАДИ Г.Н.Самуйловым. Перевод был осуществлен П.В.Куманевым.