СПбПУ и МАДИ наметили план сотрудничества


Разработкой новых технологий строительства автомобильных дорог займутся ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Начало сотрудничеству положило соглашение СПбПУ, подписанное 27 февраля ректором СПбПУ, академиком РАН А.И. РУДСКИМ и и.о. ректора МАДИ, академиком Российской инженерной академии Г.В. КУСТАРЕВЫМ.

Во время встречи А.И. РУДСКОЙ рассказал о том, как усилия, сконцентрированные на перспективных направлениях развития в области образовательных программ и научной деятельности, помогли провести реструктуризацию университета. В результате удалось сформировать новые направления научной деятельности на стыке разных дисциплин и на базе этого создать новые образовательные программы. На новый уровень вышли инженерные образовательные программы, получив более существенный уклон в сторону цифровых технологий. Однако фундаментальной подготовке студентов в Политехе по-прежнему уделяется большое внимание.

Университет готовит широкий спектр специалистов. Это влияет как на популярность вуза среди работодателей, так и на сотрудничество с промышленными партнерами, которые тоже заинтересованы в новых профессиональных образовательных программах. Сегодня у университета есть возможность создавать учебные программы на стыке специальностей по заказу организаций.  «Наша стратегия и работа напрямую связаны с той или иной отраслью – будь то Росатом, Газпром или КамАЗ, – пояснил ректор. – Высшее доверие с их стороны – это когда нам поручают невыполнимую ими самими задачу. Сегодня основное – это “цифра”, и здесь мы с вами ни в чем не конкурируем. У нас есть свои компетенции, у вас – свои. Нам надо учиться друг у друга, искать пути взаимодействия, интегрироваться».

Тему актуальности развития цифровых технологий на транспорте и в дорожно-строительной отрасли продолжил и.о. ректора МАДИ. Цифровые технологии – один из трендов развития отечественной экономики, в том числе они будут применяться при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», сообщил Г.В. КУСТАРЕВ. По словам руководителя МАДИ, вуз на сегодняшний имеет статус базовой организации по подготовке и переподготовке специалистов в отраслях автомобильно-дорожного комплекса. МАДИ тесно сотрудничает с рядом профессиональных объединений, в частности Дорожно-строительной ассоциацией, Ассоциацией бетонных дорог, Ассоциацией «Спецавтопром» и Международной ассоциацией автомобильно-дорожного образования, куда входят более 200 вузов. «Мы, как и вы, стараемся работать в практическом русле, чтобы проекты делались сразу по заданию предприятия, – пояснил Г.В. КУСТАРЕВ. – И с Политехом нам хотелось бы обсудить ключевые проекты, над которыми можно совместно работать».

Одна из тем, которая, по мнению и.о. ректора МАДИ, может быть интересна Петербургскому Политеху, – канатные дороги. Безусловно, полностью заменить традиционные виды транспорта канатная дорога не сможет. Однако разгрузить пробки на дорогах и стать дополнением к инфраструктуре Северной столицы – вполне. При этом строительство канатных дорог значительно дешевле, практичнее, экологичнее и быстрее устройства любых других транспортных артерий. А технология установки трасс позволяет воплощать в жизнь самые смелые и оригинальные решения. В качестве примера Г.В. КУСТАРЕВ привел канатную дорогу над Волгой, соединяющую город Бор с Нижним Новгородом. Дорога стоит на 10 опорах, перепад высот составляет 57 метров, а ее пропускная способность составляет 7 260 человек в сутки или 500 человек в час. «У нас огромное количество мест в России, где нужно стоить канатные дороги, – уверен и.о. ректора МАДИ. – Мы уже имеем наработки по этой теме, тем более что сейчас во всех станах идет рывок в направлении развития этого вида транспорта».

Общие интересы в сфере инновационного развития автомобильно-дорожного комплекса страны и стремление к долгосрочным партнерским отношениям подкрепились соглашением о сотрудничестве. В частности, Политех и МАДИ намерены объединить усилия в области разработки, апробации и внедрения новейших технологий и наукоемкой продукции для развития автомобильно-дорожного комплекса РФ; реализации национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог; разработки организационных и нормативных правовых актов в области дорожно-транспортного хозяйства; образовательной, научно-исследовательской и научно-производственной деятельности; подготовки кадров для работы в области дорожно-транспортного хозяйства, и т.д.

Также предусмотрены обмен специалистами и повышение их квалификации, организация стажировок аспирантов и молодых ученых. Еще одним перспективным сектором сотрудничества станет проведение совместных мероприятий – семинаров, симпозиумов, конференций по направлениям сотрудничества. И первая конференция начала работу в этот же день. Участниками XII Всероссийской конференции «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений», которая пройдет на базе СПбПУ 27-28 февраля, стали представители дорожных организаций, вузовского и экспертного сообщества, органов региональной власти. Будут рассматриваться основные вопросы и задачи развития дорожного комплекса России, лучшие мировые практики, новые возможности для строительства, реконструкции и ремонта мостов и дорог, система нормативно-технического регулирования и необходимые изменения в законодательстве.

Итоги переговоров с ректором СПбПУ, подписанное соглашение и планы относительно сотрудничества и.о. ректора МАДИ прокомментировал в интервью.