Кафедра «Теоретическая механика» | Электронное обучение

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА КАФЕДРЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Современный этап развития педагогики высшего образования характеризуется освоением новых информационных технологий в учебном процессе. Вектор этого направления высшего образования задаётся на государственном уровне.

24 сентября 2014 года Государственная Дума РФ провела заседание круглого стола на тему: «Законодательное и нормативное обеспечение развития и использования в национальных образовательных системах электронного и онлайн-обучения, открытых образовательных ресурсов, массовых открытых онлайн курсов (MOOCs), Smart-образования и других электронных технологий, и электронных ресурсов». Подводя итоги круглого стола, председатель Экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования Комитета Госдумы по образованию, научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров отметил: «Мне бы хотелось сказать следующее, что мы наблюдаем и изучаем опыт развития электронного обучения в очень многих странах. Сейчас в мире констатируется как бы абсолютный факт, что нарастает объем создания новых знаний и констатируется также факт, что отстает освоение этих знаний. Разрыв между созданием и использованием продолжает нарастать. Здесь формируется основная претензия к национальным образовательным системам, что они не готовят в достаточной степени людей способных осваивать новые знания. Классическими методами обучения, какие бы распрекрасные они не были, нельзя подготовить специалиста с высшим образованием способного работать в этом море знаний, создавать знания, использовать знания, обобщать знания. Что бы этого достичь, нужно сделать серьёзный и качественный переход. Людей надо учить не только информатике, надо учить с помощью информатики всему и вся, начиная с детского сада, школы и, конечно, в вузе.  Более того, сегодня нельзя подготовить инженера без онлайн-обучения. Инженер, подготовленный классическими методами, не сможет конструировать новые изделия и, уж тем более, не сможет участвовать в сервисе. И здесь Россию подстерегает колоссальнейшая опасность – опоздать. Опоздание с развитием электронного обучения заведомо ведёт к продуцированию неконкурентоспособной рабочей силы с высшим образованием, неэффективной и неконкурентоспособной экономике, это гарантированно ведёт Россию к стагнации». На основе подобных посылок в России началось выполнение национальных проектов, в том числе программы СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Действующие стандарты ВО  предполагают широкое использование интерактивных методик в учебном процессе. Это требование на практике может быть реализовано единственным способом - внедрением электронных средств обучения в сочетании с традиционными. На кафедре теоретической механики МАДИ инициатором этой работы стал почетный профессор МАДИ, “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” Додонов Б. М. при поддержке зав. кафедрой, д.т.н.  Борисевича В. Б. и и.о. зав. Кафедрой к.т.н.  Борисова С.В.

Важным событием в становлении электронного обучения на кафедре стало проведение в 2006 г. совместно с кафедрой теоретической механики УПИ (ныне УрФУ имени первого президента РФ Б. Н. Ельцина) ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО   СЕМИНАРА «Новые   технологии в преподавании   теоретической   механики». Тогда были заложены основы творческого содружества двух кафедр, которые поддерживаются до настоящего времени.

На фото: Б. М. Додонов среди участников ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО   СЕМИНАРА «Новые технологии в преподавании   теоретической механики».

В центре верхнего ряда Митюшов Е. А. –  заведующий кафедрой теоетической механики в 2006 г. В настоящее время  кафедрой руководит д.ф.-мат.н. Берестова С.А.  Материалы из учебников по теоретической механике Митюшова Е.А. и Берестовой С.А.  стали методической основой при разработке в МАДИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ (ЭОС) по теоретической механике.

За всю историю ЭОС, разработанных на кафедре МАДИ, сменилось три поколения учебных платформ.

Первые две были выполнены в виде сайтов. (С 2019 года сайты не поддерживаются.)

На сайтах находились учебные материалы, примеры которых показаны ниже.

На сайтах были представлены  полноценные LMS (Системы управления учебным процессом).

В российской практике ЭО эти системы часто называют СДО -системы дистанционного обучения.

Важнейшим принципом в организации этих систем была ориентация на студена, как центра обучения, т.е.  индивидуализация взаимодействия преподавателя и студента.

Ниже приведен пример личного кабинета студента.

Электронное обучение сочеталось с традиционными формами аудиторной работы.  Для этого был создан учебный класс (ауд. 270) действующий и в настоящее время. На фотографиях показаны студенты в учебном классе во время занятий.

Работа кафедры по развитию электронных средств обучения неоднократно выставлялась публично.

Проф. Додонов Б. М.  делает доклад на Всероссийском совещании-семинаре заведующих кафедрами и ведущих преподавателей теоретической механики вузов Российской Федерации/ Новочеркасск, 2010. Результаты работы всегда получали одобрение в профессиональном сообществе.

 

В настоящее время платформой ЭО на кафедре стала MOODLE. Электронный курс теоретической механики развернут на двух серверных мощностях
университета. На заочном факультете – ЭИОС МАДИ:

Другая версия электронного курса по теоретической механике создана в составе СДО ИПК МАДИ:

Публикации и выступления 

1. Борисевич В. Б., Додонов Б. М.   Учебный комплекс по теоретической механике на основе новых информационных технологий/IX Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике / Нижний Новгород, 2006

2.  Додонов Б. М. Предпосылки и пути обновления модели учебного процесса в техническом вузе в цикле общепрофессиональных дисциплин/ XXIV /Ежегодная международная конференция-выставка "ИТО-2005"   / Москва, 2014
http://ito.edu.ru/2005/Moscow/II/1/II-1-5474.html  

3. Борисевич В. Б., Додонов Б. М.  Опыт внедрения в учебный процесс компьютерного комплекса по теоретической механике/ IV Всероссийское совещание-семинар заведующих кафедрами и ведущих преподавателей теоретической механики вузов Российской Федерации/ Новочеркасск, 2010
http://rudocs.exdat.com/docs/index-401028.html   

4.  Борисевич В. Б., Додонов Б. М.  Компьютерный учебный комплекс по теоретической механике и практика его использования в учебном процессе/ Международная научно-практическая конференция "ИТО-Поволжье-2007"/Казань, 2007
http://ecsocman.hse.ru/text/16202379/

5. Борисевич В.  Б., Додонов Б. М.   Внедрение в ИНТЕРНЕТ учебного компьютерного комплекса по теоретической механике/ Международная научно-практическая конференция «Новые Информационные Технологии в Образовании – Байкал» /Улан-Удэ, 2008
http://do.gendocs.ru/docs/index-320596.html    

6.  Борисевич В. Б., Додонов Б. М.   Опыт использования обучающего комплекса по теоретической механике / Международная научно-методическая конференция «Современные технологии в преподавании курса теоретической механики» /Тула, 2010
http://mk.tula.ru/news/n/659/

7.Борисевич В. Б., Додонов Б. М.   Компьютерный обучающий комплекс по теоретической механике (локальная и сетевая версия) /МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР IGIP «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ» /Москва, 2011

8. Додонов Б. М., Берестова С.А., Митюшов Е.А. Теоретическая механика в «облаках» / МАТЕРИАЛЫ X МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» (НОТВ-2013) / Сборник тезисов докладов/ Екатеринбург, 2013

9. Задачи и методы внедрения новых ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в техническом университете

СБОРНИК «ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА» В. Б. Борисевич, МАДИ Б. М. Додонов, МАДИ

 /МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР IGIP «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ» /Москва, 2015

10.  В. Б. Борисевич, Б. М. Додонов. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Труды XI Всероссийского съезда по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики Казань, 2015 год.

11.. Додонов Б.М, Борисов, С.В., Артемьева Т. Л., Машкин А. Л. Электронный обучающий комплекс по теоретической механике на платформе MOODLE (от проекта до курса) " Человек и вселенная", 2019