«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (57), июнь 2019
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВЛИЯНИЕ ПРИСАДОК НА СВОЙСТВА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ АВТОМОБИЛЯ
Авторы:
Андрей Леонидович Дмитревский, канд. тех. наук, доц., andrejj-dmitrevskijj@rambler.ru,
Александр Борисович Кудрин, студент, A.koudrin@outlook.com,
Павел Иванович Иванов, студент, pivanov2204@mail.ru,
Мария Владимировна Камакина, студент, maryres@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В настоящее время при обслуживании автомобильных двигателей применяются специализированные присадки к моторным маслам. Актуальным является вопрос об эффективности и технологиях применения присадок. В статье исследованы наиболее известные присадки к моторным маслам для двигателя легкового автомобиля, их влияние на свойства стандартного моторного масла и улучшение характеристик давления. Рассмотрены способы снижения величины и стабилизации условий трения, уменьшения коррозионно-механического износа с помощью применения многофункциональных присадок к моторному маслу. Приведена классификация присадок и их функций. Проведён анализ наиболее распространенных производителей присадок для выбора оптимальной присадки в зависимости от режима эксплуатации автомобиля. Приведён пример упрочнения поверхностей деталей двигателя легкового автомобиля путём применения многофункциональных присадок к моторному маслу. Проанализированы эксплуатационные характеристики автомобиля с использованием многофункциональных присадок, результаты испытаний двигателя легкового автомобиля с применением специализированных присадок к моторному маслу. Приведена классификация основных режимов эксплуатации двигателя и особенностей его работы при этих режимах. Разработаны рекомендации по выбору многофункциональных присадок к моторному маслу двигателя легкового автомобиля для различных режимов эксплуатации. На основании проведённого исследования сформулированы выводы о необходимости применения специализированных присадок к моторному маслу для двигателя легкового автомобиля.
Ключевые слова
многофункциональные присадки, моторные масла, коррозионно-механический износ, геомодификаторы, снижение трения, снижение расхода топлива.
Список литературы
- Пыдрин, А.В. Повышение коррозионной стойкости низкоуглеродистых сталей применением полифункциональных ингибиторов / А.В. Пыдрин // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. – 2016. – № 74. – С. 46–56.
- Присадки к моторным маслам: типы и назначение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newchemistry.ru/letter.php?n_id=4863&cat_id=5&page_id=1
- Пат. 2597442 Российская Федерация, МПК C23F 11/14. Ингибитор коррозии металлов /
С.М. Гайдар, М.Ю. Карелина, А.В. Пыдрин, Д.И. Петровский, Е.А. Петровская, Е.В. Быкова, К.В. Быков, М.И. Голубев, А.Е. Шлыков; патентообладатель Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. – № 2015113929/02; заявл. 15.04.15; опубл 10.09.16, Бюл. № 25. – 6 с. - Карелина, М.Ю. Оптимизация ингибированного состава для обеспечения сохраняемости сельскохозяйственной техники / М.Ю. Карелина,
Е.А. Петровская, А.В. Пыдрин // Труды ГОСНИТИ. – 2015. – Т. 121. – С. 89-93. - Карелина, М.Ю. Оптимальный ингибированный состав для антикоррозионной обработки машин и оборудования для АПК / М.Ю. Карелина, А.В. Пыдрин // Инновационные направления развития технологий и технических средств механизации сельского хозяйства: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию кафедры сельскохозяйственных машин агроинженерного факультета Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I (Воронеж, 25 декабря 2015). – Воронеж, 2015. – С. 110-115.
- Карелина, М.Ю. Концепция создания ингибиторов коррозии с использованием нанотехнологических подходов / М.Ю. Карелина // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 1 (40). – С. 53-58.
- Карелина, М.Ю. Трибохарактеристики смазочных композиций на основе трансмиссионного масла ТМ 5-18 / М.Ю. Карелина, Е.А. Петровская, А.В. Пыдрин // Сельский механизатор. – 2015. – № 11. – С. 30-31.
- Гайдар, С.М. Исследование эффективности триботехнических препаратов на основе наноматериалов / С.М. Гайдар, М.Ю. Карелина // Грузовик. – 2015. – № 4. – С. 17-29.
- Интернет-ресурс «Drive2»: Масла и присадки! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.drive2.ru/c/492768951927833004/
- Как отсрочить смерть двигателя: тест пяти присадок к моторному маслу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zr.ru/content/articles/840783-lechim-motory-prisadkami-k-motornym-maslam/#
- Охотников, Б.Л. Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания / Б.Л. Охотников. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 140 с.
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ОБРАЗЦОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Виталий Валентинович Гаевский, д-р техн. наук, проф., vit-life@rambler.ru,
Александр Валерьевич Суходоля, канд. техн. наук, доц., sualv@mail.ru,
Ирина Вячеславовна Одинокова, канд. техн. наук, доц., odinokova_iv@mail.ru,
Татьяна Александровна Сидоренко, ст. преп., tasidorenko@gmail.com,
Татьяна Дмитриевна Федорова, аспирант, haga@list.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассматриваются особенности способов отбора и подготовки образцов для проведения исследований лакокрасочных покрытий транспортных средств. Проводится анализ частных случаев подготовки образцов покрытий, а также даются рекомендации по проведению исследований лакокрасочных покрытий. Так как на сегодня не существует единых рекомендаций по способам отбора и подготовки образцов лакокрасочных покрытий для проведения лабораторных исследований, исследователь, производящий отбор образца, всегда должен быть осведомлен о проблеме и заданных вопросах относительно качества лакокрасочного покрытия. В статье также рассмотрены: некоторые аспекты подготовительного этапа до взятия образца; ошибки, возникающие при сравнении с эталонными образцами; особенности отбора образцов при нарушении межслойной адгезии лакокрасочного покрытия и особенности отбора при повреждении верхних слоев лакокрасочного покрытия на примере помутнения верхних слоев, а также ошибки, возникающие при неправильном отборе образцов. Правильный и корректный отбор, а также подготовка образцов для проведения лабораторных исследований с целью определения причин появления дефектов лакокрасочного покрытия транспортных средств, являются важными аспектами, влияющими на степень достоверности получаемой информации в ходе проведения экспериментов.
Ключевые слова. лакокрасочное покрытие, образец, дефекты покрытий, автомобили.
- Суходоля, А.В. Комплексный подход к проведению экспертизы лакокрасочных покрытий при производстве и ремонте транспортных машин / А.В. Суходоля // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2016. – № 1 (44). – С. 34-39.
- Суходоля, А.В. Прогнозирование долговечности лакокрасочных покрытий при эксплуатации транспортных машин / А.В. Суходоля,
И.В. Одинокова, Д.А. Птицын // Строительные и дорожные машины. – 2015. – № 3. – С. 35-37. - Повышение объективности экспертизы лакокрасочных покрытий применением метода 3-Д сканирования / Е.В. Снятков, С.В. Дорохин,
И.И. Чаркин, А.Н. Есаулова, М.А. Савинков // Воронежский научно-технический Вестник. – 2017. – Т. 1, № 1 (19). – С. 123-128. - Исследование систем лакокрасочных покрытий, применяемых при окрашивании сельскохозяйственной техники, на сопротивление истиранию / Ю.А. Гуськов, В.Н. Хрянин, А.В. Пчельников, А.А. железнов // Достижения науки и техники АПК. – 2018. – № 11. – С. 118-120.
- Брок, Т. Европейское руководство по лакокрасочным материалам и покрытиям / Т. Брок,
М. Гротеклаус, П. Мишке; под ред. У. Цорлля; пер. с англ. под общ.ред. Л. Н. Машляковского. – М.: Пэйнт-Медиа, 2004. – 548 с. - Керкхофф, П. Каталог повреждений лакокрасочных покрытий / П. Керкхофф, Г. Хааген. – М.: Изд. дом «Третий Рим», 2004.
- Карякина, М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий / М.И. Карякина. – М.: Химия, 1988. – 272 с.
- Гайдар, С.М. Перспективы использования лакокрасочных материалов, модифицированных фторосодержащими поверхностно активными веществами, для защиты сельхозтехники / С.М. Гайдар, Е.В. Быкова, М.Ю. Карелина // Техника и оборудование для села. – 2015. – № 7. – С. 34-38.
- Ильдарханова, Ф.И. Возможности нанотехнологий для повышения долговечности лакокрасочных покрытий / Ф.И. Ильдарханова, К.Г. Богословский // Нанотехнология в теории и практике: II Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием: материалы конф. – Казань: ИП Синяев Д.Н., 2014. – С. 84-85.
ОЦЕНКА СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ В СВОБОДНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА СЕГМЕНТАХ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ
Авторы:
Жахонгир Тиллоевич Пиров, аспирант, Vilia-7@mail.ru,
Александр Юрьевич Михайлов, д-р техн. наук, проф.,mikhaylovay@gmail.com,
ИРНИТУ, Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83
Аннотация
Проанализированы модели оценки скорости движения в свободных условиях, включая модель руководства по пропускной способности автомобильных дорог НСМ 2010 и модель, предложенную Департаментом транспорта Флориды (Florida Department of Transportation – FDOT). Сформулирован вывод о возможности применения ГЛОНАС/GPS- треков для оценки качества организации дорожного движения. На основе треков, поступающих с бортового ГЛОНАС/GPS-оборудования транспортных средств, оценены скорости движения на сегментах улично-дорожной сети (УДС) г. Душанбе. Получены регрессионные уравнения для 156 сегментов УДС, в которых зависимые переменные – скорость движения автомобиля, а регрессоры - удельные интенсивности движения (авт./ч на полосу) на сегменте в рассматриваемом направлении движения. На основе полученных данных о скоростях свободного движения выполнен кластерный анализ и получено пять классов улиц с заданными диапазонами значений скорости в свободных условиях. Полученные репрезентативные данные позволяют научно обосновать применение GPS и ГЛОНАСС для исследования скоростей движения и оценки условий движения потоков транспортных средств на сегментах УДС.
Ключевые слова:
скорость в свободных условиях, организация дорожного движения, HCM, сегмент городской улицы, улично-дорожная сеть, ГЛОНАС/GPS, транспортные средства, транспортный поток.
Список литературы:
- National Research Council (U.S.). Transportation Research Board. Highway Capacity Manual (HCM) 2000. – Washington, D.C.: Transportation Research Board, 2000. – 1189 р.
- National Research Council (U.S.). Transportation Research Board. Highway Capacity Manual (HCM) 2010. Vol. 3: Interrupted Flow. – Washington, D.C.: Transportaion Research Board (TRB) of the National Academies, 2010. – 533 р.
- Михайлов, А.Ю. Интегральный критерий оценки качества функционирования улично-дорожных сетей / А.Ю. Михайлов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2004. – № 2. – С. 50-53.
- Михайлов, А.Ю. Современные методы оценки качества организации дорожного движения в городах / А.Ю. Михайлов, Г.А. Левашев, И.М. Шаров. – Иркутск, 2015. – 218 c.– Деп. в ВИНИТИ РАН 31.03.2015, № 64-В2015.
- Горбунов, Р.Н. Оценка уровня обслуживания на основе критериев надежности / Р.Н. Горбунов, Ж.Т. Пиров, А.Ю. Михайлов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2017. – Т. 21, № 10 (129). – С. 188-194..
- Comparison of Free-Flow Speed Estimation Models / T.A. Usman, C.P. Othman, N. Muttaka, I. Iya // Conference: National Seminar on Civil Engineering Research (SEPKA), Malaysia, At UTM. – 2014. – Vol. 1. – P. 69.
- Moses, R. Evaluation of Free Flow Speeds on Interrupted Flow Facilities: Technical Report /
R. Moses, E. Mtoi; Department of Civil Engineering, AMU-FSU College of Engineering. – Tallahassee, United States, 2013. – P. 5-32. - Free Flow Speed Analysis of Two Lane Inter Urban Highways / C.R. Sekhar, J. Nataraju, S. Velmurugan, P. Kumar, K. Sitaramanjaneyulu // Transportation Research Procedia. – 2016. – Vol. 17. –
P. 664-673. - Moses, R. Evaluation of the 2010 highway capacity manual urban street free-flow speed prediction model / R. Moses, E.T. Mtoi, E.E. Ozguven // Transportation Research Record. – 2014. – Vol. 2461. – P. 1-8.
- Ozkul, S. Revised Version of the HCM 2010 Urban Streets Automobile LOS Methodology / S. Ozkul, S. Washburn, D. McLeod // Transportation Research Record. – 2013. – Issue 2395. – P. 66-72.
- Deardoff, M.D. Estimating Free-flow Speed from Posted Speed Limit Signs / M.D. Deardoff,B.N. Wiesner, J. Fazio // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 16. – P. 306-316.
- Fazio, J. Estimation of Free-Flow Speed / J. Fazio, B.N. Wiesner, M.D. Deardoff // KSCE Journal of Civil Engineering. – 2014. – Vol. 18, issue 2. – P. 646-650.
- Pin-Yi, T. Analysis of Free-flow Speed Characteristics of Urban Arterials / T. Pin-Yi, L. Feng-Bor,C. Chiung-Wen // Asian Transport Studies. – 2013. – Vol. 2, issue 4. – P. 363-378.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУАКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ С УПРАВЛЯЕМЫМ ДЕМПФИРОВАНИЕМ
Авторы:
Сергей Вячеславович Борисов, канд. техн. наук, доц., sv-brisov@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Михаил Станиславович Камитов, аспирант, mkamitov@yandex.ru,
Московский Политех, Россия, 107023, Москва, ул. Б.Семеновская, 38
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме управления подвеской автомобиля с целью повышения его плавности хода и устойчивости движения. Приведена краткая справка о существующих типах управляемых подвесок автомобиля и используемых алгоритмах управления. В статье рассмотрена релейная система управления демпфированием в подвеске. Моделирование колебаний автомобиля при случайном возмущающем воздействии от дороги выполнено с использованием двухмассовой расчетной схемы с нелинейными характеристиками жесткости и демпфирования. Проведена сравнительная оценка системы подрессоривания, в которой используется алгоритм двухуровневого регулирования демпфирования, и традиционной пассивной подвески, с точки зрения повышения плавности хода и устойчивости движения автомобиля. Для этого выполнено моделирование колебаний легкового автомобиля при движении по дорогам различной ровности. Выполнен сравнительный анализ эффективности использования различных алгоритмов управления демпфированием по критериям плавности хода и устойчивости движения. Оценка эффективности проводилась на основе сравнения дисперсий соответствующих параметров. В статье также дается оценка целесообразности использования амортизатора с нелинейной характеристикой в случае применения управления демпфированием.
Ключевые слова:
полуактивная подвеска, двухуровневое управление демпфированием, алгоритм Skyhook, алгоритм Groundhook.
Список литературы:
- Жилейкин, М.М. Сравнительный анализ эффективности работы непрерывной и релейной систем управления подвеской многоосных колесных машин / М.М. Жилейкин // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2012. – № 3. – С. 12.
- Karnopp, D.С. Vibration control using semi-active force generators / D.С. Karnopp, M.J. Crosby,
R.A. Harwood // Journal of Manufacturing Science and Engineering, Transactions of the ASME. – 1974. – Vol. 96, issue 2. – P. 619-626. - The mechanical systems design handbook. Modeling, Measurement and Control / edited by O.D.I. Nwokah, Y. Hurmuzlu. – Boca Raton, Fla.: CRC Press, 2002. – 839 p.
- Кольцов, В.И. Принципиальные возможности подвески наземных видов транспорта: дис. … канд. техн. наук / В.И. Кольцов; МАДИ. – M., 1967. – 231 с.
- Борисов, С.В. Оптимизация параметров амортизатора / С.В. Борисов, М.С. Камитов, В.И. Осипов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 2 (8). – С. 1.
- Борисов, С.В. Подвеска автомобиля: учеб. пособие. Ч. 1 / С.В. Борисов, А.И. Архипов, В.И. Осипов; МАДИ (ТУ). – М., 1995. – 52 с.
- Дербаремдикер, А.Д. Амортизаторы транспортных машин / А.Д. Дербаремдикер. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1985. – 199 с.
- Дербаремдикер, А.Д. Гидравлические амортизаторы автомобилей / А.Д. Дербаремдикер. – М.: Машиностроение, 1969. – 236 с.
- Динамика системы «дорога – шина – автомобиль – водитель» / под ред. А.А. Хачатурова. – М.: Машиностроение, 1976. – 536 с.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
Авторы:
Мария Юрьевна Карелина, д-р техн. наук, д-р пед. наук, проф., karelinamu@mail.ru,,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. техн. наук, доц., i_arifullin@mail.ru,
Алексей Вячеславович Терентьев, канд. техн. наук, доц., aleksej.terentev.67@bk.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Раскрытие всех потенциальных возможностей автомобиля требует оценки эффективности его эксплуатации по целому ряду свойств комплексного состояния качества. В настоящее время нормативно-техническая база эксплуатации автомобиля предъявляет высокие требования к соответствию свойств автомобиля стандартам надёжности, экологической и конструктивной безопасности на протяжении всего жизненного цикла. Потому система качества эксплуатации автомобиля должна формировать структуру собственных показателей, как на этапе конструкторской разработки, так и в процессе эксплуатации и последующей его утилизации. Соответственно свойства автомобиля, входящие в состав системы качества, должны практически соотноситься с изменяемыми параметрами среды эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. В настоящее время в расчётах показателей качества эксплуатации автомобиля, как правило, усредняется темп изменения отдельных групп показателей как для одного автомобиля, так и для их совокупности в автомобильном парке. Принципиальным отличием представленной в данном материале иерархии целей и подсистем системы управления качеством эксплуатации автомобиля является вынесение на один уровень с традиционным комплексным критерием качества – обеспечение надёжности автомобиля и таких критериев, как экологическая и конструктивная безопасность автомобиля, а также возможность реализации итерационного подхода, позволяющего учитывать динамику их изменения в зависимости от влияния среды эксплуатации.
Ключевые слова:
система управления, иерархическая структура, многокритериальная задача, показатели качества автомобиля, техническая эксплуатация автомобиля.
Список литературы:
- Минин, Б.А. Уровень качества. Социально-экономические вопросы оценки качества и защита потребителей / Б.А. Минин – М.: Изд-во стандартов, 1989. – 184 с.
- Прудовский, Б.Д. Методы определения множества Парето в некоторых задачах линейного программирования / Б.Д. Прудовский, А.В. Терентьев // Записки Горного института. –2015. – Т. 211. – С. 86-90.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебник / В.В. Окрепилов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Экономика, 1998. – 640 с.
- РД 50-149-79. Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1979. – 125 с.
- Гличев, А.В. Прикладные вопросы квалиметрии / А.В. Гличев, Г.О. Рабинович, М.И. Примаков. – М.: Изд-во стандартов, 1983. –136 с.
- Фасхиев, Х.А. Методика оценки качества автомобилей / Х.А. Фасхиев, А.В. Крахмалева // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 2 (8). – С. 57-62.
- Мороз, С.М. Методологические основы диагностирования автотранспортных средств по критериям безопасности: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.22.10 / Мороз Сергей Маркович; МАДИ (ТУ). – М., 2004. – 34 с.
- Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов; под общ. ред. В.М. Власова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 427 с.
- Прудовский, Б.Д. Количественные методы управления автомобильным транспортом / Б.Д. Прудовский. – М.: Транспорт, 1976. – 87 с.
- Кузнецов, Е.С. Управление техническими системами: учеб. пособие / Е.С. Кузнецов. – М.: МАДИ (ГТУ), 2003. – 247 с.
- Усов, А.В. Применение марковских случайных процессов для информационного моделирования работы автотранспортных средств / А.В. Усов, Е.Ю. Кутяков // Вестник Херсонского национального технического университета. – 2014. – № 3 (50). – С. 506-512.
- Кузнецов, Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов. – М.: Транспорт, 1982. – 224 с.
- Saaty, T.L. Generalization of Perron's theorem to hierarchic composition: unpublished manuscript / T.L. Saaty. – Pittsburgh, Pennsylvania, U.S.: University of Pittsburg, 1984. – P. 171–183.
- Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. / Т. Саати. – М.: Радио и связь, 1993. – 278 с.
- Терентьев, А.В. Иерархия системы управления рациональным сроком службы автомобилей / А.В. Терентьев, И.В. Тарасов, В.А. Терентьева // Экономика и менеджмент систем управления. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 46-50.
- Терентьев, А.В. Методы районирования, как методы оптимизации автотранспортных процессов / А.В. Терентьев, Д.Б. Ефименко,М.Ю. Карелина // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 6 (65). – С. 291-294.
- Арифуллин, И.В. Комплексная оценка качества доставки запасных частей для технического обслуживания автотранспортного парка / И.В. Арифуллин // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2016. – № 2 (45). – С. 37-41.
Аннотация
В статье рассматривается вариант моделирования поведения водителя в системе «водитель – машина», оценивается влияние составляющих системы на управляемость машины и обосновывается необходимость упреждающих действий в связи с задержками в системе.
Ключевые слова:
динамическая модель, система «водитель – машина», психофизиологические характеристики водителя, система автоматического регулирования, моделирование поведения водителя.
Список литературы:
- Ломов, Б.Ф. Человек и техника / Б.Ф. Ломов. – 2-е изд. – М.: Знание, 1966. – 464 с.
- Васильченков, В.Ф. Концептуальные основы развития теории автомобильной техники: дис. … д-ра техн. наук/ В.Ф. Васильченков; РВАИ. – Рязань, 2000. – 403 с.
- Васильченков, В.Ф. Военная инженерная психология как составная часть автомобильной эргономики: монография / В.Ф. Васильченков. – Рязань: РВАИ, 2005. – 203 с.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КРАНА С ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
Авторы:
Денис Александрович Потахов, аспирант, potakhovd@mail.ru,
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,
Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Аннотация
Рассматривается взаимовлияние железнодорожного (ж.-д.) крана и его опорного основания, которое представляет собой обочину земляного полотна ж.-д. пути. Описывается создание реологической модели грунта и численной модели ж.-д. крана, соответствующей по своим характеристикам реальному прототипу – ЕДК 500/1. Адекватность численной модели подтверждается удовлетворительной сходимостью значений реакций выносных опор модели с паспортными реакциями ж.-д. крана ЕДК 500/1. Реологическая модель грунта представляет собой совокупность взаимосвязанных упругих элементов (пружин) и вязких элементов (демпферов); в качестве основы математической модели грунта применяются обобщенные коэффициенты упругого равномерного и неравномерного сжатия, а также упругого неравномерного сдвига основания, используемые при решении задач о колебании жестких массивных фундаментов. Настройка созданной численной модели системы «ж.-д. кран–грунтовое основание» осуществляется согласно системе дифференциальных уравнений, вынужденных колебаний системы «машина–фундамент–основание». По результатам анализа динамического взаимодействия грузоподъемного крана с грунтовой поверхностью осуществляется определение временной зависимости напряженно-деформированного состояния (НДС) грунтового массива и элементов ходовой платформы (специальной ж.-д. платформы) грузоподъемного крана в процессе вращения поворотной платформы с учетом податливости основания. НДС объектов исследования определяется методом конечных элементов в функционале Simulation программного комплекса SolidWorks.
Ключевые слова:
железнодорожный кран, железнодорожный путь, конечно-элементный анализ, численное моделирование.
Список литературы:
- Шахунянц, Г.М. Железнодорожный путь / Г.М. Шахунянц. – М.: Транспорт, 1969. –536 с.
- Цытович, Н.А. Механика грунтов / Н.А. Цытович. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с.
- Тер-Мартиросян, З.Г. Механика грунтов /
З.Г. Тер-Мартиросян. – М.: АСВ, 2009. – 552 с. - Jeng S.-L. Outrigger force measure for mobile crane safety based on linear programming optimization / S.-L. Jeng, C.-F. Yang, W.-H. Chieng // Mechanics Based Design of Structures and Machines. – 2010. – Vol. 38, No. 2. – P. 145-170.
- Tamate, S. Analyses of instability in mobile cranes due to ground penetration by outrigger / S. Tamate, S. Naoaki, K. Toshiyuki // Journal of Construction Engineering and Management. – 2005. – Vol. 131 (6). – P. 689-704.
- Romanello, G. Stability analysis of mobile cranes and determination of outriggers loading / G. Romanello // Journal of Engineering, Design and Technology. – 2018. – Vol. 16, issue 6. – P. 938-958.
- Алямовский, А.А. Инженерные расчеты и SolidWorks Simulation / А.А. Алямовский. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 464 с. (Серия Проектирование).
- Алямовский, А.А. SolidWorks Simulation. Инженерный анализ для профессионалов: задачи, методы, рекомендации / А.А. Алямовский. – М.: ДМК Пресс, 2015. – 562 с.
- Kurowski, P. Engineering Analysis with SOLIDWORKS Simulation / P. Kurowski. –S.l.: SDC Publications, 2017. – 600 p.
- Савинов, О.А. Современные конструкции фундаментов под машины и их расчет / О.А. Савинов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1979. – 200 с.
- Вайнсон, A.A. Подъемно-транспортные машин: учебник для вузов по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» / A.A. Вайнсон. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 536 с.
- Гохберг, М.М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин / М.М. Гохберг. – М.: Машиностроение,1969. – 520 с.
К ОЦЕНКЕ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЫСТРОХОДНЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
Авторы:
Владимир Викторович Павлов, канд. техн. наук, доц., pavlov@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье на основании источников информации свободного доступа проведен анализ основных тягово-скоростных данных быстроходных гусеничных машин (БГМ). Рассмотрены необходимые для сопоставления параметры БГМ (танков), обладающих близкими максимальными скоростями (более 60 км/ч). Основное внимание уделено не системам вооружения, броневой защите, иным параметрам и свойствам БГМ, а их мощностным, скоростным и весовым характеристикам. Рассмотрены мощностные характеристики, влияющие на функцию быстроходности БГМ. Влияние на эту функцию системы подрессоривания и вероятность возникновения бокового заноса БГМ при движении в повороте представляют собой задачу самостоятельных исследований, поэтому они в статье не анализируются. Кроме оценки статистических параметров основных боевых танков (ОБТ) США, стран НАТО и России: М1 «Abrams» (США), АМХ-56 «Leclerc» (Франция), «Leopard 2» (ФРГ), C1 «Ariete» (Италия), и Т-90 (Россия), с позиций квалиметрии выполнены расчеты, позволяющие провести численную сравнительную оценку тягово-скоростных характеристик этих БГМ.
Ключевые слова:
основной боевой танк, функция быстроходности, мощность силовой установки, потери мощности в трансмиссии, КПД гусеничного движителя, тягово-скоростные свойства.
Список литературы:
- Павлов, В.В. Теория движения многоцелевых гусеничных и колесных машин / В.В. Павлов, В.В. Кувшинов. – Чебоксары: ООО «Чебоксарская типография № 1», 2011. – 422 с.
- Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Н.С. Попов, С.П. Изотов, В.В. Антонов и др.– Л.: Машиностроение, 1987. – 259 с.
- Бекетов, С.А. Теория управляемого движения гусеничных машин / С.А. Бекетов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – 125 с.
- Савочкин, В.А. Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин / В.А. Савочкин, А.А. Дмитриев. – М.: Машиностроение, 1993. – 320 с.
- Держанский, В.Б. Стабилизация движения быстроходной гусеничной машины: монография / В.Б. Держанский, И.А. Тараторкин. – Курган: Курганский гос. ун-т, 2012. – 62 с.
- Чобиток, В.В. Влияние конструкции Т-64А на его основные боевые свойства. Подвижность / В.В. Чобиток. – Режим доступа: http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/T64/T64analiz.php
- Ефремов, А.С. Танк Т-80У – шаг в будущее / А.С. Ефремов // Техника и вооружение. – 2012. – № 4. – С. 2-6.
- Газета.ru: NI оценил российский танк Т-90С. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/news/2019/01/09/12500707.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
- Шунков, В.Н. Танки / В.Н. Шунков. – Минск: Попурри, 2000. – 400 с.
- Агейкин, Я.С. Проходимость автомобилей: монография / Я.С. Агейкин. – М.: Машиностроение, 1981. – 232 с.
- Новости ВПК. Военное обозрение. Неосновной боевой танк Т-90. Режим доступа: https://vpk.name/news/85578_neosnovnoi_boevoi_tank_t90.html
МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ РЕСУРСА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАШИНЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧНОСТИ ЗАМЕНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Авторы:
Сергей Филиппович Головин, канд. техн. наук, доц., golovin@edm.madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье предложен подход к определению периодичности обслуживания машин путем превентивной замены вспомогательной системы, которая может функционировать при наличии скрытого отказа. Применение неисправной вспомогательной системы ухудшает условия протекания рабочих процессов и снижает ресурс функциональной системы машины. Выявлены уравнения для оценки вероятности применения неисправной вспомогательной системы при разных периодичностях ее замены. Предполагается, что отказ основной системы является результатом накопления необратимых повреждений в течение времени эксплуатации, когда в каждом цикле работы основная система получает повреждения двух уровней. С применением гипотезы линейного суммирования повреждений получена зависимость ресурса для основной системы. Выявлены соотношения для оптимизации периодичности замены вспомогательной системы. В качестве критерия оптимизации принята минимальная сумма средних удельных стоимостей на устранение отказов основной системы и на предупредительную замену вспомогательной системы. Рассмотренную в статье модель изменения ресурса функциональной системы можно применять при корректировке существующих режимов превентивной замены вспомогательной системы. Также модель можно применять для обоснования показателей качества функционирования и критериев предельного состояния вспомогательной системы, необходимых для определения ее вероятностей безотказной работы.
Ключевые слова:
обслуживание, скрытый отказ, ресурс, накопленное повреждение, оборудование.
Список литературы:
- ерасимова, Е.Д. Влияние надежноcти функциональных cиcтем на эффективноcть техничеcкой экcплуатации воздушных cудов / Е.Д. Герасимова, Н.Н. Смирнов, Н. Ойдов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2017. – Т. 20, № 1. – С. 45-52.
- Головин, С.Ф. Основные функциональные процессы обслуживания строительной техники / С.Ф. Головин // Механизация строительства. – 2018. – № 1. – С. 21-29.
- Головин, С.Ф. Основы формирования программ ТО и ремонта дорожно-строительных машин / С.Ф. Головин. – М.: МАДИ (ГТУ), 2006. – 96с.
- Кочергин, В.И. Исследование оптимальной периодичности контроля технического состояния регуляторов частоты вращения / В.И. Кочергин // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. – 2017. – № 4. – С.72-79.
- Определение оптимальной периодичности диагностирования автотракторных генераторов / М.И. Филатов, А.В. Пузаков, В.И. Миркитанов, А.С. Путрин, А.А. Аверкиев // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2017. – № 1 (63). – С. 61-64.
- Писаренко, В.Н. Оптимизация технического обслуживания стареющих газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций / В.Н. Писаренко // Нефтегазовое дело. – 2015. – Т. 13, № 2. –
С. 105-110. - Полетаев, В.П. Применение автоматизированного комплекса для оценки состояния технических систем со скрытыми отказами / В.П. Полетаев, Д.А. Богданов // Надежность и качество сложных систем. – 2016. – № 3 (15). – С. 80-84.
- Шевцов, Ю.Д. Определение периодичности технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания по значению параметров систем смазки / Ю.Д. Шевцов, Ю.А. Кабаков, Е.С. Федотов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2014. –
№ 6. – С. 348-353. - Эксплуатация дорожных машин / А.М. Шейнин и др.; под ред. А.М. Шейнина. – М.: Транспорт, 1992. – 328с.
- Golovin, S. Representation of replacement rules in the form of a matrix / S. Golovin // Journal of Quality in Maintenance Engineering. – 2016. – Vol. 22, issue 2. – P. 164-179.
- Miner, M.A. Cumulative damage in fatigue / M.A. Miner // Journal of Applied Mechanics. – 1945. – Vol. 12. – P. A159-A164.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НАПОЛНИТЕЛЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Авторы:
Виктория Викторовна Карташова, инженер, vic.kartaschowa@yandex.ru,
Наталья Ивановна Баурова, д-р техн. наук, проф., nbaurova@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Аннотация:
Рассмотрены основные свойства полимерных покрытий для обработки внутренних поверхностей рабочего оборудования дорожных машин. Показано, что покрытия для рабочего оборудования дорожных машин должны иметь хорошую адгезию к материалу рабочих органов и обладать стабильными антиадгезионными свойствами к обрабатываемым рабочим средам. В качестве наполнителя для кремнийорганических полимерных покрытий предлагается использовать порошок графита. Показано, что концентрация графита в диапазоне 5-20% не снижает адгезионных свойств полимерного покрытия. Приведены результаты экспериментальных исследований по определению оптимальной концентрации порошка графита в полимерном материале, обеспечивающей наилучшие антиадгезионные свойства к рабочим средам. Исследования проводились при положительных (+20°С) и отрицательных (-20°С) температурах для наиболее распространенных рабочих сред: сухая и сырая грунтовая смесь, глина, грунтовая смесь с противогололедным реагентом и песок строительный. Оценка степени налипания рабочих сред к полимерным покрытиям с различной концентрацией графита проводилась визуально по пятибалльной шкале. Показано что антиадгезионные свойства покрытий с графитовым наполнителем изменяются в зависимости от температуры окружающей среды. Установлено, что наилучшие характеристики обеспечиваются при 15%-й концентрации графита в составе полимерного покрытия.
Ключевые слова:
адгезия, антиадгезионные свойства, дорожные машины, полимерные покрытия, рабочее оборудование, рабочие среды, графит.
Список литературы:
- Баловнев, В.И. Продолжительность рабочего процесса – важный показатель эффективности технологической машины / В.И. Баловнев,
Р.Г. Данилов // Механизация строительства. – 2016. – Т. 77, № 3. – С. 34-38. - Зорин, В.А. Критерии оптимизации состава комплекта машин для строительства и ремонта асфальтобетонных покрытий / В.А. Зорин, Е.А. Косенко // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 3 (81). – С. 37-39.
- Баловнев, В.И. Развитие машин для безотходной технологии ремонта и восстановления автомобильных дорог / В.И. Баловнев, Р.Г. Данилов, Н.Д. Селиверстов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2016. – № 6. – С. 37-39.
- Карташова, В.В. Методы обеспечения антиадгезионных свойств внутренних поверхностей рабочих органов дорожных машин / В.В. Карташова, Н.И. Баурова // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2018. – № 9. – С. 17-19.
- Бондалетова, Л.И. Полимерные композиционные материалы: учебное пособие / Л.И. Бондалетова, В.Г. Бондалетов. – Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та (ТПУ), 2013. – 118 с.
- Гузева, Т.А. Методы оценки эксплуатационных свойств полимерных композиционных материалов / Т.А. Гузева // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2014. – № 3. –
С. 17-19. - Петрова, А.П. Клеи, клеевые связующие и клеевые препреги / А.П. Петрова, Г.В. Малышева; под ред. Е.Н. Каблова. – М.: ВИАМ, 2017. – 472 с.
- Лапина, Н.В. Оценка эксплуатационных свойств термопластичных полимерных материалов, используемых при ремонте дорожно-строительных машин / Н.В. Лапина, Н.И. Баурова // Технология металлов. – 2018. – № 4. – С. 39-43.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН
Авторы:
Геннадий Владимирович Кустарев, канд. техн. наук, проф., rector@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Станислав Игоревич Жуков, канд. техн. наук, ст. преп., Stanislav2008.81@mail.ru,
ДВОКУ, Россия, 675021, Благовещенск, ул. Ленина, 158
Анноттация:
В статье рассмотрены результаты теоретических исследований по обоснованию рациональных параметров рабочего оборудования перспективных инженерно-дорожных машин (ИДМ), создаваемых для подразделений Сухопутных войск. Проведен анализ производительности рабочего оборудования машин в зависимости от различных факторов. Уточнена зависимость для определения производительности бульдозера, оснащенного открылками. Разработана зависимость, позволяющая определить максимально возможную высоту отвала бульдозера по условию достаточного угла обзора механика-водителя. Рассмотрены предложения по оборудованию дорожно-землеройных машин трехсекционным стреловым оборудованием, в связи с чем уточнена зависимость для определения коэффициента устойчивости машины при работе усовершенствованным экскаваторным оборудованием. Разработана зависимость для определения максимальных усилий, возникающих в элементах стрелового оборудования при наибольших нагрузках. Проведен анализ взаимодействия гусеничных траков дорожно-землеройных машин с грунтом, в результате чего выработаны предложения по усовершенствованию ходовой части базовых шасси. Проанализированы основные направления совершенствования рабочего оборудования перспективных образцов дорожно-землеройной техники в зависимости от предназначения.
Ключевые слова:
анализ, исследования, оборудование, перспективные образцы, инженерно-дорожные машины, производительность.
Список литературы:
- Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск. – 2014. – 30 дек. – https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html
- Жуков, С.И. К вопросу повышения технической производительности рабочего оборудования перспективных многофункциональных войсковых дорожно-землеройных машин / С.И. Жуков // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2016. – № 3 (46). – С. 35-42.
- Баловнев, В.И. Оптимизация и выбор инновационных систем и процессов транспортно-технологических машин / В.И. Баловнев. – М.: Техполиграфцентр, 2014. – 392 с.
- Зеленин, А.Н. Основы разрушения грунтов механическими способами / А.Н. Зеленин. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1968. – 375 с.
- Ветров, Ю.А. Резание грунтов землеройными машинами / Ю.А. Ветров. – М.: Машиностроение, 1971. – 360 с.
- Пат. 167528 Российская Федерация, МПК Е02F 3/00. Отвал модернизированный / Жуков С.И., Лазарев С.П., Кустаров Р.А. и др.; патентообладатель Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации». – № 2016121570, заявл. 01.06.2016; опубл. 10.01.2017, Бюл. № 1. – 5 с.
- Пат. 175701 Российская Федерация, МПК E02F 3/76. Отвал с системой автоматического регулирования угла резания / Жуков С.И., Кустаров Р.А., Лазарев С.П. / патентообладатель Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации». – №2016131778; заявл. 02.08.2016; опубл. 15.12.2017, Бюл. № 35.
- Пат. 162800 Российская Федерация, МПК F16В 17/00, E02F3/28, E02F9/28. Крепление универсальное / Мокляков М.А., Жуков С.И., Гончаренко Г.М. и др.; патентообладатель Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации». –№ 2015137945/05, заявл. 07.09.2015, опубл. 27.06.2016, Бюл. № 18. – 7 с.
- Пат. 172650 Российская Федерация, МПК В62D 55/18. Серьга трака гусеничной цепи с грунтозацепом / Мокляков М.А., Жуков С.И., Гончаренко Г.М. и др.; патентообладатель Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации». –№ 2015135215, заявл. 20.08.2015, опубл. 18.07.2017, Бюл. № 20. – 8 с.
- Беккер, М.Г. Введение в теорию местность-машина: Ч. I. Местность / М.Г. Беккер. – М.: Машиностроение, 1973. – 250 с.
- Беккер, М.Г. Введение в теорию местность-машина: Ч. II. Машина / М.Г. Беккер. – М.: Машиностроение, 1973. – 270 с.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕРАБОТКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Диляра Кязымовна Измайлова, канд. экон. наук, доц., izmailovadk@list.ru,
Николай Дмитриевич Селиверстов, канд. техн. наук, доц., nicseliverstov@gmail.com,
Дарья Алексеевна Макарова, аспирант, makarovadaria.madi@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье обозначена проблема увеличения потребности в минеральных материалах в сфере дорожного строительства. Проанализированы способы получения минерального материала, такие как: добыча полезных ископаемых, импорт материалов и вторичная переработка. Приведена информация об использовании производственных мощностей организаций по выпуску отдельных видов продукции для строительства, о производстве и импорте строительных материалов, строительных машин и оборудования. Приведены динамика изменения протяженности и плотности автомобильных дорог с твердым покрытием; динамика добычи минеральных материалов и разработки каменных карьеров; промышленного производства вяжущих и других материалов на их основе; динамика числа действующих организаций по добыче полезных ископаемых; динамика производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства; а также динамика производства агрегатов транспортных средств. Произведено сопоставление ключевых показателей в сферах строительства покрытий, добычи материалов, производства средств механизации, и обозначены преимущества технологий вторичного использования минеральных материалов перед добычей и импортом. Исходя из этого выявлены экономические предпосылки развития технологий переработки дорожных покрытий и техники, осуществляющей данные технологии, на основании чего сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова:
переработка, дорожное покрытие, ремонт, асфальтовый гранулят, импорт материалов.
Список литературы:
- Бaxpax, Г.С. Проблема регенерации асфальтобетонных покрытий / Г.С. Бaxpax // Автомобильные дороги. — 1981. — № 9. — С. 17-20.
- Промышленное производство в России: стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 347 c.
- Строительство в России: стат. сб. / Росстат. – M., 2016. – 111 c.
- Лупанов, А.П. Переработка асфальтобетона на АБЗ / А.П. Лупанов. – М.: Экон-Информ, 2012. – 210 с.
- Макарова, Д.А. Сервис асфальтоукладчика с модулем предварительного распределения вяжущего вещества / Д.А. Макарова, Н.Д. Селиверстов, Е.В. Шишковский // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2018. – № 10. – С. 27-30.
- Баловнев, В.И. Гибридные машины для строительства и восстановления автомобильных дорог / В.И. Баловнев, Н.Д. Селиверстов, Р.Г. Данилов // Интерстроймех: сб. докладов XXI Международной научно-технической конференции / под ред. С.Я. Галицкова. – М.: МИСИ – МГСУ, 2018. – С. 29-34.
- Баловнев, В.И. Выбор транспортно-технологических машин / В.И. Баловнев, Р.Г. Данилов, Н.Д. Селиверстов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 2 (84). – С. 38-41.
- Баловнев, В.И. Дорожно-строительные машины гибридного типа для безотходной технологии ремонта автомобильных дорог. / В.И. Баловнев, Н.Д. Селиверстов, Р.Г. Данилов // Механизация строительства. – 2018. – Т. 79, № 2. – С. 5-10.
- Савельев, С.В. Инновационные решения интенсификации процессов строительства дорожно-транспортной инфраструктуры / С.В. Савельев, А.Г. Лашко // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2012. – № 1 (23). – С. 20-22.
- Доценко, А.И. Комплексный мониторинг параметров дорожных машин и асфальтобетонной смеси – основа повышения качества покрытий автомобильных дорог / А.И. Доценко // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2018. – № 2 (53). – С. 89-93.
- Мандровский, К.П. Анализ систем мониторинга дорожно-строительных машин и концепция системы управления эффективностью / К.П. Мандровский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2016. – № 1 (44). – С. 26-33.
- Баловнев, В. И. Оценка эффективности механизации строительства / В. И. Баловнев // Механизация строительства. – 2005. – № 11. – С. 16.
- Лупанов, А.П. Ресурсосберегающие технологии ремонта дорожных покрытий / А.П. Лупанов, В.В. Силкин // Дорожные машины. – 2000. – № 7. – С. 5-7.
- Немчинов, М.В. Автомобильно-дорожные сети Российской Федерации / М.В. Немчинов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2013. – Т. 2. – С. 309-317.
- Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации / Росавтодор. – М.: Информавтодор, 2002. – 56 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ ПОД ЗДАНИЯМИ
Авторы:
Лев Вениаминович Маковский, канд. техн. наук, проф., tunnels@list.ru,
Виктор Валерьевич Кравченко, канд. техн. наук, доц., kravpost@gmail.com,
Николай Анатольевич Сула, ст. преп., nsoula@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассмотрены способы строительства тоннелей под существующими зданиями с применением защитных конструкций. Защитные конструкции могут состоять из балочных или плитных перекрытий, свай или колонн, а также других конструктивных элементов. Защитные конструкции, выходящие за пределы здания, чаще всего сооружают из «стены в грунте» или буронабивных свай, а защитные конструкции, попадающие во внутренний объем здания, сооружают, как правило, из микросвай. После устройства защитных конструкций на них передают нагрузку от здания, а сооружение тоннеля производят закрытым способом под существующим зданием. В статье приводятся примеры успешного зарубежного опыта строительства тоннелей с применением защитных конструкций, реализованного в Германии и Швейцарии. Так, например, защитные конструкции применяют при прокладке перегонных тоннелей метрополитена или целых станционных комплексов в городских условиях под существующей застройкой. Об этом свидетельствует успешный опыт применения защитных конструкций в Гамбурге, Мюнхене, Дюссельдорфе и других городах. На примере зарубежного опыта применения защитных конструкций в статье приведены рекомендации по более эффективному их использованию в условиях плотной городской застройки.
Ключевые слова:
тоннель, строительство тоннелей, защитные конструкции, котлован, рандбалка, микросваи.
Список литературы:
- Маковский, Л.В. Строительство автодорожных и городских тоннелей / Л.В. Маковский,
В.В. Кравченко, Н.А. Сула. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2014. – 397 с. - Абрамчук, В.П. Подземные сооружения /
В.П. Абрамчук, С.Н. Власов, В.М. Мостков; ТА Инжиниринг. – М., 2005. – 464 с. - Кравченко, В.В. Компенсационное нагнетание в тоннелестроении / В.В. Кравченко. – М.:
МАДИ, 2012. – 43 с. - Малинин, А.Г. Струйная цементация грунтов / А.Г. Малинин. – М.: Стройиздат, 2009. – 196 с.
- СП 122.13330.2012. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97. – М., 2012. – 127 с.
- Jones, M. Cast in-situ Tunnel Linings / M. Jones // Tunnels and Tunnelling International. –2007. – Issue OCT. – P. 51-53.
- Schweiger, H.F. Reduction of settlements by compensation grouting – Numerical studies and experience from Lisbon underground / H.F. Schweiger, E. Falk // Tunnels and Metropolises. – Rotterdam: Balkema, 1998. – P. 1047-1052.
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ НАСЫПЕЙ ПОДХОДОВ К МОСТАМ
Авторы:
Виктор Иванович Попов, канд. техн. наук, проф., vpopov@stpr.ru,
Чан Дай Зунг, аспирант, trandaidzung@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье описаны существующие проблемы с ровностью проезжей части из-за просадок грунтов насыпей и осадок оснований в пределах подходов к мостам. Такое явление является сложной технической задачей, решение которой требует проведение комплекса специальных мероприятий и исследований. В статье приводится краткое описание и обзор современных способов, широко применяемых в международной практике дорожного строительства, для уменьшения просадок насыпей и осадок оснований. К ним относятся способы улучшения конструкций сопряжений устоев с насыпью при применении интегральных устоев вместо классических с переходной плитой, способы улучшения свойств грунтов основания путем применения геосинтетических, песчаных и грунто-песчаных дрен, свайного ростверка, а также способы улучшения свойств грунтов насыпи путем внедрения армирования грунта насыпи, объемных гео-решеток, пенополистирола. Авторы пришли к выводу, что некоторые из методов являются недостаточно изученными и требуют дополнительных исследований, которые в настоящее время проводятся на кафедре мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ. На основе этих исследований специалисты выбирают те способы, которые могут быть целесообразными при реализации современных проектов мостовых сооружений как во Вьетнаме, так и в России.
Ключевые слова:
мост, насыпь, деформации насыпей подходов, интегральный устой, геодрены, песчаные дрены, георешетки, пенополистирол.
Список литературы:
- Методические рекомендации по проектированию и строительству сопряжений автодорожных мостов и путепроводов с насыпью / Союздорнии. – М., 1975. – 33 с.
- Попов, В.И. Совершенствование конструкции сопряжения путепроводов с насыпью путем применения интегральных устоев / В.И. Попов // Дороги и мосты. – 2014. – № 31 (1).– С. 166-180.
- Попов, В.И. Опоры эстакад, транспортных пересечений и развязок: монография / В.И. Попов. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 120 с.
- Сонин, В.В. Обзор технологий усиления слабых оснований дорожных насыпей / В.В.Сонин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5 (1). – С. 104-107.
- Фам, Туан Тхань. Совершенствование конструкции сопряжения путепроводов с насыпями подходов в условиях Вьетнама: дис. … канд. техн. наук: 05.23.11 / Фам Туан Тхань; МАДИ. – М., 2017. – 169 с.
- Матвеев, С.А. Использование геосинтетических материалов для армирования дорожных конструкций / С.А. Матвеев, В.В. Сиротюк. – Ханты-Мансийск: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2010. – 490 с.
- Медрес, Е.П. Эффективность применения технологий строительства дорожных насыпей на слабых грунтах / Е.П. Медрес // Мир дорог. – 2013. – № 3 (66). – С. 30-32.
- Horvach, J.S. Integral abutment bridges: Problems and Innovative solution using EPS Geofoam and other geosynthetics / J.S. Horvach. – New York: Manhatten College, 2000. – 124 p.
СНЕГОЗАЩИТНЫЕ ГАЛЕРЕИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Авторы:
Дарья Юрьевна Корнеева, канд. техн. наук, ст. преп., daria.korneeva@list.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье представлен обзор существующих снегозащитных галерей на железных и автомобильных дорогах на территории Российской Федерации и Грузии, построенных в последние годы. Рассмотрен наиболее сложный лавиноопасный участок Транскавказской автомагистрали, неудачный опыт работы противолавинной галереи на данном участке и мероприятия по ликвидации последствий схода лавин. Продемонстрированы инженерные решения балочной галереи на федеральной трассе Р257 «Енисей» и арочной галереи из стальных гофрированных конструкций фирмы ViaCon на участке Цалка-Ахалкалаки железной дороги Марабда–Ахалкалаки. Представлены последние отечественные и зарубежные разработки в области проектирования конструкций противолавинных галерей, такие как противолавинные устройства участка горной автомобильной дороги, ограниченного двумя лавиноопасными склонами; лавинозащитное устройство с подогревом; противолавинная галерея с С-образной подпорной стеной и «трамплином» в верхней ее части; арочная галерея закрытого типа и арочная галерея с защитной насыпью; галерея–виадук. Автором выполнена оценка области применения этих конструкций. Выявлена необходимость обновления действующей нормативно-технической документации по проектированию и применению противолавинных галерей с учетом современных условий. Определены перспективные научно-исследовательские направления в области применения новых материалов для строительства защитных сооружений на примере пеностекла.
Ключевые слова:
снегозащитные галереи, противолавинные сооружения, лавины, лавиноопасные участки.
Список литературы:
- Тавасиев, Р.А. Снежные лавины и проблемы безопасности жизнедеятельности на Транскавказской автомагистрали / Р.А. Тавасиев // Геология и геофизика Юга России. – 2016. – № 2. – С. 74-85.
- Кесаонов, В.Х. Проектирование местоположения новых противолавинных галерей на участке ТрансКАМа / В.Х. Кесаонов // Вестник Владикавказского научного центра. – 2009. – Т. 9, № 1. – С. 50-55.
- Топоркова, Я. Противолавинную галерею предложили построить на Транскаме в Северной Осетии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cdn.news-r.ru/news/north_ossetia_alania/279350/
- Новая достопримечательность России – самая длинная противолавинная галерея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosavtodor.ru/press-center/vesti-regionov/28619
- Методические рекомендации по проектированию противообвальных и противолавинных галерей и эстакад для пропуска скальных обвалов в районах Северной строительно-климати-ческой зоны / ЦНИИС. – М., 1972. – 46 с.
- Файн, Я.С. Проектирование и расчет противолавинных галерей на автомобильных дорогах: учебное пособие / Я.С. Файн. — Ростов на/Д.: Рост. инж.-строит. ин-т, 1979. – 114 с.
- Царикаева, М.С. Разработка экономически эффективных и экологически безопасных устройств для горных автомобильных дорог / М.С. Царикаева, В.К. Царикаев // Развитие регионов в ХХI веке: материалы II Междунар. науч. конф. – Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, 2017. – С. 439-443.
- Кортиев, Л.И. Современное состояние науки и практики о защите от лавинной опасности / Л.И. Кортиев, А.Л. Кортиев, И.П. Цховребов // European science review. – 2014. – № 2.– С. 150-154.
- Иманалиев, Т.Б. Оптимизация конструкции снегозащитной галереи / Т.Б. Иманалиев // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2010. – Т. 10, № 10. – С. 107-109.
- Иманалиев, Т.Б. Конструкции противолавинных галерей, предлагаемых в условиях Кыргызстана / Т.Б. Иманалиев, К.Н. Аскар,Б.М. Тургумбаева // Вестник КГУСТА. – 2013. – № 4. – С. 184-188.
- Иманалиев, Т.Б. Конструкция противолавинной галереи на основе висячей системы / Т.Б. Иманалиев // Наука и новые технологии. – 2010. – № 5. – С. 30-33.
- Лыщик, М.В. Пеностекло – экологичный и энергосберегающий материал / М.В. Лыщик, Г.Я. Мусафирова // Строительство и восстановление искусственных сооружений: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. – Гомель: БелГУТ, 2015. – Ч. 1. – С. 271-276.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
БАЗИС ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Авторы:
Леонид Борисович Миротин, д-р техн. наук, проф., mirotin2004@mail.ru,
Игорь Александрович Башмаков, канд. техн. наук, bashmakov-igor@rambler.ru,
Бейрак Алекбер оглы Мамедов, аспирант, borec495@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64.
Аннотация:
Статья содержит ключевые положения, касающиеся современных и актуальных воззрений о цифровой трансформации процесса перевозки грузов автомобильным транспортом. Поскольку цифровая трансформация (или цифровизация, или
диджитализация, от англ. Digital – цифровой) является одним из стратегических направлений развития страны, определенных Президентом РФ Путиным В.В., необходимо рассматривать все значимые процессы на транспорте в рамках возможности их цифровой трансформации. Цифровая трансформация – это неотъемлемая часть грядущих изменений не только в области транспортной деятельности, но и в области народного хозяйства России в целом. Сегодня нашей стране очень важно не отставать от мировых трендов в сфере высоких технологий, к которой относится цифровая трансформация. Без цифровизации транспортные предприятия страны безнадёжно отстанут в собственном развитии и не будут конкурентоспособными ввиду использования устаревших и малоэффективных технологий. Необходимо идти в ногу со временем, при этом не подменяя «цифровую трансформацию» (процесс интеграции в имеющиеся бизнес-процессы новых и новейших цифровых технологий, а также построение принципиально новых бизнес-процессов) на более простой процесс – «оцифровывание» (перевод части имеющихся бизнес-процессов в электронный вид). Только полное понимание сути цифровой трансформации в рамках перевозки грузов автомобильным транспортом поможет определить их верное направление развития.
Ключевые слова:
автомобильный транспорт, организация перевозок, цифровизация, цифровая трансформация, развитие транспортных технологий, современные бизнес-процессы, процессы транспортировки.
Список литературы:
- Некрасов, А.Г. Трансформация транспортно-логистической системы (предприятия) в цифровую экономику / А.Г. Некрасов, М.М. Стыскин // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во ГУМРФ, 2018. – С. 330–333.
- Покровский, А.К. Базис логистического менеджмента / А.К. Покровский, Л.Б. Миротин, И.А. Башмаков. – М.: Техполиграфцентр, 2018. – 335 с.
- Лебедев, Е.А. Цифровая трансформация транспорта / Е.А. Лебедев, Л.Б. Миротин, М.А. Науменко // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во ГУМРФ, 2018. – С. 279–283.
- Некрасов, А.Г. Инновационные методы управления жизненным циклом процессов в транспортно-логистических системах / А.Г. Некрасов, Е.Ю. Фаддеева, М.М. Стыскин, А.С. Синицына // Транспорт: наука, техника, управление. – 2018. – № 10. – С. 3–7.
- Некрасов, А.Г. Формирование адаптивной цифровой 4D-модели логистической системы предприятия / А.Г. Некрасов, А.С. Синицына // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 32–36.
- Некрасов, А.Г. Система управления жизненным циклом (трансформация в цифровую инфраструктуру) / А.Г. Некрасов, Б.В. Соколов, К.И. Атаев. – М.: Техполиграфцентр, 2017. – 155 с.
- Modeling Principles of the Digital Infrastructure of it Services in Sustainable Low Carbon Transport Systems / Y.V. Trofimenko, A.G. Nekrasov,
K.I. Atyev, A.S. Sinitsyna // International Journal of Engineering and Technology (UAE). – 2018. – Vol. 7, Issue 2. – P. 386–389. - Digital Transformation as the Key to Synthesis of Educational and Innovation Process in the Research University / Y.V. Bozhko, A.I. Maksimkin, G.K. Baryshev, A.I. Voronin, A.S. Kondratyeva // Communications in Computer and Information Science. – 2016. – Vol. 674. – P. 386-391.
- Девять основ цифровой трансформации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tops.ru/blog/9_osnov_digital_transformacii/
- Цифровая трансформация при поддержке Hewlett Packard Enterprise [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hpe.com/ru/ru/what-is/digital-transformation.html/
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Авторы:
Екатерина Сергеевна Барабанова, ассистент, barabanova07@mail.ru,
Сергей Александрович Филатов, канд. техн. наук, доц., sfillatov@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Статья посвящена анализу существующих источников статистической информации о международных автомобильных перевозках и развитии систем логистического мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках. Рассмотрен существующий механизм сбора статистических данных, проанализированы формы отчетности и их содержание. Рассмотрен алгоритм формирования информации о международных автомобильных перевозках в органах государственной власти и проведен анализ эффективности использования собираемых данных для развития сферы международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Анализируются документы, сопровождающие международные автомобильные перевозки, на предмет их использования в качестве источника статистической информации. Предлагается новая методика сбора статистических данных путем обработки подаваемых деклараций на товары, в которых содержится необходимая в рамках мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках информация о характеристиках перевозочного процесса. Аргументируется выбор источника логистических данных, предлагаются направления развития систем логистического мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках.
Ключевые слова:
статистические данные; источники информации; международные автомобильные перевозки; декларация на товары; логистический мониторинг.
Список литературы:
- Ефименко, Д.Б. Особенности применения автоматизированных систем контроля работы грузового транспорта / Д.Б. Ефименко, А.А. Ледовский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2018. – № 2 (53). –
С. 116-123. - Ефименко, Д.Б. Построение информационных систем на автомобильном транспорте: учебное пособие / Д.Б. Ефименко, А.А. Кудрявцев. – М.: МАДИ, 2014. – 104 с.
- Голубчик, А.М. Транспортные документы в обеспечении внешнеторговой деятельности предприятия: учебное пособие / А.М. Голубчик, Д.Б. Ефименко, С.А. Филатов. – СПб.: Изд. центр «Интермедиа», 2018. – 196 с.
- Власов, В.М. Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте: учебник /
В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 352 с. - Отраслевые требования к проектированию и внедрению систем телематики на автомобильном транспорте: учебное пособие / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил, И.В. Конин. – М.: МАДИ, 2016. – 100 с.
- Мельникова, Т.Е. Грузовые перевозки автомобильным транспортом: вопросы институализации субъектов перевозочной деятельности / Т.Е. Мельникова, С.Е. Мельников, Д.Б. Ефименко // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 6. – С. 3-6.
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕРИФИКАЦИИ РАСЧЕТНЫХ ОБЪЕМОВ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Авторы:
Тимур Дмитриевич Потапченко, аспирант, timurmadi@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье представлен обзор модели интеллектуального анализа данных/машинного обучения для оценки выбросов парниковых газов (ПГ) автомобильным транспортом и верификации получаемых результатов. Особое внимание уделяется оценке получаемых объёмов выбросов ПГ, так как для оценки объёмов формируемых выбросов используются не только данные, доступные из официальной статистки, но и данные о текущих и потенциальных мерах и политике, принятых на государственном уровне и направленных на снижение выбросов ПГ автомобильным транспортом. Методы машинного обучения, представленные в статье, направлены на повышение производительности алгоритма оценки выбросов ПГ с последующим анализом используемых переменных для определения чувствительности входных параметров модели и уменьшения погрешности при проведении верификации получаемых результатов. Необходимо отметить, что предложенная в статье модель оценки выбросов ПГ с применением методов машинного обучения является динамической по своему характеру, входные параметры могут быть изменены или модифицированы для исследования проблемы верификации получаемых выбросов. В статье отмечено, что использование алгоритма множественной линейной регрессии повышает эффективность прогнозных оценок выбросов ПГ автомобильным транспортом по сравнению с традиционными моделями расчётов.
Ключевые слова:
парниковые газы, машинное обучение, верификация, транспортные средства, модель линейной регрессии.
Список литературы:
- Информационные продукты (обзоры, доклады и др.): НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАДАСТР антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igce.ru/category/informacionnye-produkty-obzory-doklady-i-dr
- IPCC 2006, 2006 IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories, Prepared by the NationalGreenhouse Gas Inventories Programme / H.S.Eggleston, L.Buendia, K.Miwa, T.Ngara, K.Tanabe. – URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/pdf/2_Volume2/V2_0_Cover.pdf
- COPERT Versions. – URL: http://www.emisia.com/utilities/copert/versions/
- Trofimenko, Yu.V. Forecast of the vehicle fleet size and structure in Russian Federation by ecological class, a type of power installations and a fuel type for the period up to 2030/ Yu.V. Trofimenko, V.I. Komkov, T.Yu. Grigoryeva // Proceedings of the 6th International Environmental Congress (Eighth International Scientific-Technical Conference) «Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes». – Samara-Togliatti, Russia: Edition ELPIT, 2017. – Vol. 5. – P. 311-326.
- Влияние структуры парка автотранспортных средств по виду топлива и экологическому классу на выбросы парниковых газов / Ю.В. Трофименко, В.А. Гинзбург, В.И. Комков, В.М. Лытов // Вестник СибАДИ. – 2018. – № 15 (6). – С. 898-910.
- Data Mining: Practical Machine Learning Tools and Techniques. – URL: https://www.cs.waikato.ac.nz/ml/weka/book.html
- Legates, D.R. The use of «goodness‐of‐fit» measures in hydrologic and hydroclimatic model validation / D.R. Legates, G.J. McCabe // Water resources research. – 1999. – Vol. 35, No. 1. –
P. 233-241. - Investigation of ANN and SVM based on limited samples for performance and emissions prediction of a CRDI-assisted marine diesel engine / X. Niu,
C. Yang, H. Wang, Y. Wang // Applied Thermal Engineering. – 2017. – Vol. 111. – P. 1353-1364. - Investigation of ANN and ANFIS models to predict the performance of solar chimney power plants / S. Amirkhani, Sh. Nasirivatan, A.B. Kasaeian,
A. Hajinezhad // Renewable Energy. – 2015. – Vol. 83. – P. 597-607. - An overview of ensemble methods for binary classifiers in multi-class problems / M. Galar,A. Fernández, E. Barrenechea, H. Bustince, F. Herrera // Pattern Recognition. – 2011. – Vol. 44 (8). – P. 1761-1776.