«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (61), июнь 2020
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В БУРУНДИ
Авторы:
Марсьен Нгендакумана, аспирант, marcien2017@yandex.ru,
Андрей Николаевич Ременцов, д-р пед. наук, канд. техн. наук, проф., rementsov@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные транспортные проблемы республики Бурунди. Представлен анализ грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых различными видами транспорта. Отмечена ведущая роль автомобильного транспорта в выполнении пассажирских перевозок. Выполнен анализ транспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки, по маркам. Выделены особенности эксплуатации, технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств. Показано, что существенный рост населения африканских стран предопределяет значительное увеличение потребности в перевозках. Отмечено географическое положение страны, определяющее особенности перевозок различными видами транспорта. Представлены количественные данные и характеристика автотранспортных предприятий, выполняющих перевозки в Бурунди. Показано распределение автопарка страны по типам и возрастной структуре транспортных средств. Представлена структура (управления) государственной автотранспортной компании OTRACO, выполняющей пассажирские перевозки в столице страны. Приведены примеры влияния дорожных и климатических условий на эксплуатацию транспортных средств и их техническое состояние.
Ключевые слова: виды транспорта, пассажирские перевозки, пассажирские предприятия, специфика выполнения перевозок, автомобильный транспорт, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Список литературы
- Ndayishimiye, N. Burundi vehicle park / N. Ndayishimiye, M. Nibigira, F. Iranyibutse // Burundi statistical yearbook – Bujumbura : ISTEEBU, 2017. – Vol. 10. – Р. 85–89:
- Gu, J. Proactive and Effient Spare Parts Inventory Management Policies Considering Reliability Issues / J. Gu. – Ontario: University of Windsor, 2013. – 261, [4] p. – Refernces: p. 258–261.
- Nibigira, M. Burundi vehicle park / M. Nibigira, O. Ntamatungiro, D. Nzeyimana // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura : ISTEEBU, 2011. – Vol. 3. – P. 152–157.
- Марсьен, Н. Анализ транспортных проблем в Бурунди // Н. Марсьен, А.Н. Ременцов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сборник научных трудов по материалам 76-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. – М. : Техполиграфцентр, 2018. – С. 150–154. – Библиогр.: с. 154.
- Semyotso, P. Transport and telecommunication / P. Semyotso, F. Iranyibutse, J. Havyarimana // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura : ISTEEBU, 2017. – Vol. 10. – P. 138–141.
- Ntamatungiro, O. Burundi Bus Service and Management Guide / O. Ntamatungiro, R. Muhorakeye // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura : ISTEEBU, 2012. – Vol. 4. – 302, [2] p.
- Ndayishimiye, N. Burundian Revenue Office / N. Ndayishimiye // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura : ISTEEBU, 2011. – Vol. 2. – P. 105–107.
- Sibomana, J. C. Technical support to OTRACO / J. C. Sibomana // The emergency study on urban transport in Bujumbura. – Bujumbura : ISTEEBU, 2010. – Vol. 2. – P. 85–90.
- Flash Statistiques – Afrique [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uneca.org/fr/acs/pages/flash-statistiques-afrique (дата обращения: 20.11.2019).
- African Statistical Yearbook 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uneca.org/sites/default/files/PublicationFiles/asyb_2018_final_16may.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЕТ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Авторы:
Сайвали Сайдулло Сайдуллозода, аспирант, saivali.saidullo@mail.ru,
Кахим Токушевич Мамбеталин, д-р техн. наук, проф., kahim2010@mail.ru,
ЮУрГУ, Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76,
Ахмад Маллабоевич Умирзоков, канд. техн. наук, доц., ahmad.umirzokov@mail.ru,
ТНУ, Таджикистан, 734025, Душанбе, пр. Рудаки, 17,
Бехруз Кудратович Миров, аспирант, mirov.ttu@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В данной статье приведен расчет и возможные пути повышения тягово-скоростных показателей автомобиля. Основной задачей исследователей и конструкторов является повышение качества работы автомобиля на всех режимах движения (разгон автомобиля, его торможение, движение на различных передачах, преодоление препятствий и т.д.). В автомобилях используются в основном фрикционные муфты сцепления различных конструкций. Основной их работой является использование сил трения между поверхностями. Эффективность передачи крутящего момента обусловливается коэффициентом запаса сцепления. Общепризнанным аналитическим определением значения данного коэффициента считается расчет в соответствии с конструктивными характеристиками сцепления, при котором этот коэффициент имеет постоянное значение. Однако двухмассовая динамическая модель автомобиля показывает, что это значение не может иметь постоянного значения. Предлагается определить значение коэффициента запаса сцепления, используя эту динамическую модель автомобиля. Коэффициент запаса сцепления, рассчитанный на основании динамической модели автомобиля, повысит значения его тяговых характеристик. Результаты расчетов показывают, что тяговые характеристики автомобиля, рассчитанные с учетом динамического коэффициента запаса сцепления, несколько выше, чем в общепризнанных расчетах для случая исследования статического коэффициента запаса сцепления при приблизительно равных скоростях движения.
Ключевые слова: конструкция сцепления, коэффициент запаса сцепления, момент трения сцепления, фрикционная муфта.
Список литературы
- Основы конструкции современного автомобиля: учебник для вузов / А. М. Иванов, А. Н. Солнцев, В. В. Гаевский и др. – М. : За рулем, 2012. – 335, [2] с. – ISBN 978-5-903813-06-3.
- Губарев, А. В. Конструкция автомобиля: конспект лекций / А. В. Губарев, С .С. Никифоров. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – Ч. 2. – 115 с.
- Тимофеев, Г. А. Теория механизмов и машин : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. А. Тимофеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 368 с. – (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03793-7.
- Вахламов, В. К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя / В. К. Вахламов, М. Г. Шатров, А. А. Юрчевский ; под ред. А. А. Юрчевского. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 816 с. – ISBN 978—5-7695-8873-0.
- Скворцов, В. Ф. Основы размерного анализа конструкций изделий: учебное пособие / В. Ф. Скворцов, Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 79 с. –ISBN 978-5-4387-0133-0.
- Концептуальная модель оценки эффективности системы «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда» / А. М. Умирзоков, К. Т. Мамбеталин, С. С. Сайдуллозода, А. А. Саибов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 37–46.
- Сазонов, И. С. Теория автомобиля: учеб. пособие / И. С. Сазонов, В. А. Ким, Ки Йонг Чой. – Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2017. – 164 с. –ISBN 978-985-492-176-1.
- Курасов, В. С. Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве: учебное пособие / В. С. Курасов, Е. И. Трубилин, А. И. Тлишев. – Краснодар: Кубанский ГАУ, 2011. – 132 с.
- Губарев, А. В. Конструирование и расчет наземных транспортно-технологических средств / А. В. Губарев А. Г. Уланов. – Челябинск, Изд. Центр ЮУрГУ, 2015. – 564, [1] с. – ISBN 978-5-696-04717-1.
- Оценка надежности системы водитель–автомобиль–дорога–среда (ВАДС) в горных условиях / С. С. Сайдуллозода, К. Т. Мамбеталин, А. М. Умирзоков, У. М. Маллабоев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 38–46.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДЕМПФИРОВАНИЯ ДЛЯ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ АМФИБИЙНОЙ МАШИНЫ
Авторы:
Сергей Викторович Зайцев, канд. техн. наук, доц., kt@madi.ru,
Владимир Михайлович Чичеров, аспирант, chicher.v@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Из всего многообразия существующих в настоящее время амфибийных машин (АМ), в отдельный класс следует выделить двухзвенные АМ. Отличительной особенностью вышеуказанных двухзвенных транспортёров является наличие тягово-сцепного устройства, которое необходимо для: распределения тяговой мощности двигателя на ходовую часть первого и второго звена, создания "шарнирного" соединения (в одной или нескольких плоскостях) при использовании его в качестве поворотно-сцепного устройства, а также для повышения проходимости за счёт изменения углов складывания звеньев в вертикальной плоскости. С внедрением новых технологий и материалов появляются возможности для улучшения показателей полезной нагрузки, надёжности и безопасности эксплуатации данных машин. АМ могут преодолевать водные преграды без предварительной подготовки, эксплуатироваться на реках, озёрах и водохранилищах. При преодолении водных преград на АМ воздействует волновая нагрузка, вызывающая их различные колебательные движения. Совокупность колебаний АМ называется качкой. Качка на воде двухзвенных АМ недостаточно исследована. В данной статье рассмотрена проблема безопасной эксплуатации двухзвенных гусеничных АМ на воде в процессе качки. Приведен метод определения и расчёта коэффициента демпфирования, который позволяет соотнести результаты модельных испытаний и учитывать их в расчетах при эксплуатации натурных двухзвенных гусеничных АМ.
Ключевые слова: амфибия, двухзвенная гусеничная амфибийная машина, транспортёр, коэффициент демпфирования, тягово-сцепное устройство, качка, волнение, эксплуатация.
Список литературы:
- Accelerometer ADXL 335 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.analog.com/media/en/technical-documentation/data-sheets/ADXL335.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
- АЦП ЦАП ZET 220 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zetlab.com/shop/izmeritelnoe-oborudovanie/moduli-atsp-tsap/atsp-tsap-zet-220/ (дата обращения: 15.12.2019).
- Басин, А. М. Гидродинамика судна / А. М. Басин, В. Н. Анфимов. – Л. : Речной транспорт, 1961. – 684 с.
- Справочник по теории корабля : в 3 т. Т. 2: Статика судов. Качка судов / под. ред. Я. И. Войткунского. – Л. : Судостроение, 1985. – 440 с.
- Гладов, Г. И. Исследование конструктивных и эксплуатационных свойств двухзвенных транспортных средств: монография / Г. И. Гладов, С. В. Зайцев. – М. : МАДИ, 2019. – 192 с.
- Гладов, Г. И. Способы совершенствования маневренных свойств двухзвенных амфибийных машин / Г. И. Гладов, С. В. Зайцев // Автомобильная промышленность. – 2014. – № 5. – С. 16–18.
- Жинкин, В. Б. Теория и устройство корабля / В. Б. Жинкин. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 407 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10057-0.
- Маков, Ю. Л. Качка судов : учебное пособие / Ю. Л. Маков. – Калининград : КГТУ, 2007. – 322 с. – ISBN 978-5-94826-191-1.
- Снопков, В. И. Управление судном / В. И. Снопков. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессионал, 2004. – 536 с. – ISBN
5-98371-015-X. - Степанов, А. П. Проектирование амфибийных машин / А. П. Степанов. – М. : Мегалион, 2007. – 421 с. – ISBN 978-5-98900-005-X.
- Татаринов, Ю. Ю. Непотопляемость двухзвенных амфибийных машин: дис. … канд. техн. наук : 05.05.03 / Ю. Ю. Татаринов. – М., 2004. – 128 с. – Библиогр.: с. 106–108.
- Чичеров, В. М. Поперечная качка двухзвенных амфибийных машин / В. М. Чичеров, Г. И. Гладов, С. В. Зайцев // Автомобильная промышленность. – 2017.– № 4. – С. 25–29.
- Малиновский, М. П. Проблема аппроксимации при расчете пневматического тормозного привода интегральным методом / М. П. Малиновский, Е. С. Смолко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 2. – С. 33–38.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИНАМОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ДЕФОРМАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГИБРИДНЫХ МАТРИЦ
Авторы:
Екатерина Александровна Косенко, канд. техн. наук, доц., KosenkoKate@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье описан метод динамомеханического анализа (ДМА), применяемого для исследования вязкоупругих свойств материалов в зависимости от времени, температуры или частоты воздействия при различных осциллирующих нагрузках. Изложена методика проведения ДМА разработанного полимерного композиционного материала (ПКМ) на основе базальтопластика с гибридной матрицей, один из компонентов которой сохраняет свое вязкоэластичное состояние после формования ПКМ. В качестве материалов вязкоэластичной составляющей гибридной матрицы выбраны анаэробный полимерный материал, кремнийорганический полимерный материал и технический воск. Представлены результаты зависимости модуля упругости и тангенса угла механических потерь от времени и температуры испытаний созданных ПКМ с различными типами гибридных матриц. Определены величины изменения основных характеристик упругости полимерных материалов (динамического модуля упругости Eˊ, динамического модуля потерь Eˊˊ, тангенса угла механических потерь tgδ) и температуры стеклования при введении в матрицу ПКМ компонентов вязкоэластичной составляющей. Выполнен сравнительный анализ результатов испытаний ПКМ с различными типами гибридных матриц и ПКМ без компонентов вязкоэластичной составляющей. Даны рекомендации по применению разработанных ПКМ с различными типами гибридных матриц в области машиностроения.
Ключевые слова: динамомеханический анализ, гибридная матрица, модуль упругости, модуль механических потерь, полимерные композиционные материалы, температура стеклования.
Список литературы:
- Лапина, Н. В. Исследование свойств полимерных материалов, используемых при ремонте дорожно-строительных машин, методом динамомеханического анализа / Н. В. Лапина, Н.И. Баурова // Вестник МАДИ. – 2018. – № 4 (55). – С. 28–33.
- Коноплин, А. Ю. Клеесварная технология ремонта машин / А. Ю. Коноплин, Н. И. Баурова. – М. : МАДИ, 2017. – 116 с. – ISBN 978-5-7962-0212-8.
- Высокомолекулярные соединения : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Б. Зезина. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 340 с. – Серия : Бакалавр. Академический курс. – ISBN 978-5-9916-5603-0.
- Косенко, Е. А. Разработка природоподобных полимерных композиционных материалов с жидкой матрицей и перспективы их применения в машиностроении / Е. А. Косенко, Н. И. Баурова, В. А. Зорин // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2020. – № 1. – С. 3–7.
- Пат. 2702544 Российская Федерация, МПК B32B 5/00 Способ создания изделий из полимерных композиционных материалов с повышенными деформационными свойствами / Баурова Н. И., Косенко Е. А., Зорин В. А.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)». – № 2019103260, заявл. 06.02.2019; опубл. 08.10.2019, Бюл. № 28. – 2 с.
- Бартенев, Г. М. Физика и механика полимеров / Г. М. Бартенев, Ю. В. Зеленов. – М.: Высшая школа, 1983. – 391 с.
- Берлин, А. А. Об усталостной прочности природных материалов / А. А. Берлин // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2019. – № 7. – С. 2–3.
- Баурова, Н. И. Визуализация динамики процессов измерения показателей качества изделий машиностроения при производстве, ремонте и эксплуатации / Н. И. Баурова, А. Ю. Коноплин // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2019. – № 10. – С. 2–7.
- Баурова, Н. И. Технологическая наследственность и модели ее визуализации / Н. И. Баурова, А. Ю. Коноплин // Технология металлов. – 2020. – № 1. – С. 38–42.
- Рудской, А. И. Технологическая наследственность при производстве и эксплуатации конструкционных материалов / А. И. Рудской, Н .И. Баурова // Технология металлов. – 2019. – № 2. – С. 2–10.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДЕТАЛЕЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ
Авторы:
Александр Иванович Беляев, канд. техн. наук, доц., aibelyaev@mail.ru,
Сергей Аркадьевич Евтюков, д-р техн. наук, проф., s.a.evt@mail.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, 4
Аннотация:
Особенности эксплуатации надежного и высококачественного оборудования для дорожно-строительных работ требует высоких затрат на поддержание работоспособности этих машин. Поскольку в настоящее время для строительных работ используют главным образом машины зарубежного производства, замена изношенных, особенно функционально важных деталей является дорогостоящим процессом. Для обеспечения требований надежной и безопасной эксплуатации дорожно-строительных машин необходим системный подход к решению этих задач, что решается авторами разработкой оригинальной модели выбора оптимальной технологии восстановления деталей дорожно-строительных машин с достижением конечной цели – наивысшего качества детали после восстановления. Для восстановления дорожно-строительных машин, как правило, используется ограниченное количество технологических операций, что приводит к снижению качества восстановления в целом. Статья предназначена для специалистов в области восстановления деталей дорожно-строительного оборудования. Приведена информация по применению дробеметной обработки для формирования качественной поверхности деталей дорожно-строительных машин и оборудования. Обоснован выбор режимов дробементной обработки для повышения долговечности, надежности и безопасности деталей. Приведенная информация расширяет возможности применения дробеметной обработки для дорожно-строительных машин.
Ключевые слова: дорожно-строительная машина, восстановление детали, дробеметная обработка, формирование поверхности.
Список литературы:
- Пашков, А. Е. О повышении эффективности дробеметной установки контактного типа / А. Е. Пашков, В. В. Герасимов, А. А. Пашков // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 10 (81). – С. 46–52.
- Совершенствование дробеметной обработки прокатных валков для производства автомобильного листа / Н. Н. Огарков, Ю. Д. Залетов, С. А. Ласьков, Е. Ю. Звягина, Ю. А. Пожидаев // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2010. – № 2 (30). – C. 41–43.
- Мухаметшина, Р.М. Трибологические отказы дорожно-строительных машин / Р.М. Мухаметшина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2016. – Т. 18, № 1-2. – С. 252–255.
- Максименко, А. Н. Стратегия поддержания и восстановления работоспособности строительных и дорожных машин с учетом изменений выходных параметров на этапе эксплуатации их жизненного цикла / А. Н. Максименко // Наука и техника. – 2013. – № 2. – С. 44–49.
- Кудряшов, Е. А. К выбору рационального способа восстановления работоспособности изношенных поверхностей деталей / Е. А. Кудряшов, И. М. Смирнов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. – 2014. – № 1. – С. 8–13.
- Иванов, В. П. Выбор способа восстановления деталей / В. П. Иванов // Наука и техника. – 2016. – Т. 15, № 1. – С. 9–17.
- Лузан, С. А. Критерий выбора способа восстановления деталей машин / С. А. Лузан, С. О. Лузан, A. Luzan // Вiсник ХНТУСГ ім. П. Василенка. – 2017. – Вип. 183: Ресурсозберігаючі технології, матеріали та обладнання у ремонтому виробництві. – С. 45–56.
- Максименко, А. Н. Определение рациональной продолжительности этапа эксплуатации жизненного цикла СДМ / А. Н. Максименко // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2011. – № 1 (30). – С. 59–64.
- Максименко, А. Н. Организация эксплуатации строительных и дорожных машин с учетом их технического состояния / А. Н. Максименко, Д. Ю. Макацария, В. В. Кутузов // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2006. – № 4 (13). – С. 28–31.
- Стародубцев, М. Ю. Скрытые возможности дробеметной обработки / М. Ю. Стародубцев // Коррозия: материалы, защита. – 2017. – № 4. – С. 38–41.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ОРТОТРОПНОЙ МОСТОВОЙ ПЛИТЕ
Авторы:
Владимир Аполенарьевич Ярмолинский, д-р. техн. наук, проф., Appolonow.vlad@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Алексей Александрович Парфенов, канд. техн. наук, доц., 000693@pnu.edu.ru,
ТОГУ, Россия, 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
Аннотация:
В статье рассмотрен опыт устройства асфальтобетонного покрытия на ортотропной металлической плите моста через р. Амур у г. Хабаровска. Представлена разработанная авторами конструкция дорожной одежды, обеспечивающая совместную работу дорожного покрытия с защитно-сцепляющим слоем из гидроизоляционного материала и металлической ортотропной плиты моста. Приведены требования к подготовке металлической поверхности плиты перед укладкой защитно-сцепляющего слоя. Представлен технологический процесс и приведены требования контроля качества по устройству защитно-сцепляющего слоя. Приведены требования к материалам для приготовления асфальтобетонной смеси. Даны показатели физико-механических свойств проектируемого состава асфальтобетонного покрытия. Рассмотрены вопросы технологии укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси. Приведен состав отряда машин, и дана технологическая последовательность производства работ по устройству асфальтобетонного покрытия на ортотропной металлической плите. Приведена ориентировочная длина захватки производства работ в зависимости от погодных условий. На основании полученных практических измерений приведено допустимое время, отводимое на уплотнение асфальтобетонного слоя покрытия при различной температуре воздуха. Приведены данные о кинетике охлаждения асфальтобетонного покрытия и ортотропной плиты после укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси. Представлены результаты изменения физико-механических свойств асфальтобетона на ортотропной металлической плите моста во времени.
Ключевые слова: мост, металлическая ортотропная мостовая плита, защитно-сцепляющий слой, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества, асфальтобетонное покрытие.
Список литературы:
- Пат. 2177523 Российская Федерация, МПК Е01D 19/08, E01C 7/32. Конструкция дорожной одежды / Ярмолинская Н. И., Иванченко С. Н., Парфенов А. А., Вохмин В. Н.: заявитель и патентообладатель Хабаровский государственный технический университет. – № 2000104122/03 ; заявл. 21.02.2000 ; опубл. 27.12.2001, Бюл. 36. – 6 с.: ил.
- Технологический регламент устройства дорожной одежды на ортотропной плите автодорожного проезда моста через р. Амур у г. Хабаровска / Союздорнии. – М. : Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1999. – 26 с.
- Ушаков, В. В. Рекомендации по назначению вида асфальтобетона для дорожных покрытий / В. В. Ушаков, М. Г. Горячев, С. В. Шведенко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 2 (16). – C. 7.
- Ярмолинская, Н. И. Влияние адгезионных добавок на коррозионную стойкость асфальтобетона / Н. И. Ярмолинская, В. А. Ярмолинский, Л. С. Цупикова // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения: международный сборник научных трудов. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2017. – № 17. – С. 366–370.
- Гришин, И. В. Экспериментальные исследования реологических свойств асфальтобетона при различных температурных условиях / И. В. Гришин, Р. А. Каюмов, Г. П. Иванов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 2 (24). – С. 99–107.
- Немчинов, М. В. Принципы проектирования прочных и долговечных дорожных одежд / М. В. Немчинов, С. А. Холин // Вестник МАДИ. – 2019. – № 4 (59). – С. 70–76.
- Немчинов, М. В. Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями. Физика работы. Методология проектирования и расчёта. Прочность и долговечность: монография / М. В. Немчинов, А. С. Холин, А. В. Корочкин. – М. : АСВ, 2019. – 292 с. – ISBN 978-5-4323-0329-5.
- Ястремский, Д. А. Проблема повышения долговечности асфальтобетонного покрытия и пути ее решения / Д. А. Ястремский, Т. Н. Абайдуллина, П. В. Чепур // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №3-2. – С. 307–310.
- Доценко, А. И. Оперативный контроль температуры асфальтобетонной смеси после ее транспортировки / А. И. Доценко, А. А. Соколов // Механизация строительства. – 2014. – № 7 (841). – С. 49–53.
-
Костельов, М. П. Уплотняющая способность дорожных катков для устройства оснований и покрытий / М. П. Костельов // Дорожная техника – 2010: каталог-справ. – СПб. : ООО «Славутич», 2010. – С. 20–33.
-
Завьялов, М. А. Энергетическая функция процесса уплотнения асфальтобетонной смеси / М. А. Завьялов // Строительные и дорожные машины. – 2003. – № 3. – С. 19–21.
Аннотация
В статье рассматривается вариант моделирования поведения водителя в системе «водитель – машина», оценивается влияние составляющих системы на управляемость машины и обосновывается необходимость упреждающих действий в связи с задержками в системе.
Ключевые слова:
динамическая модель, система «водитель – машина», психофизиологические характеристики водителя, система автоматического регулирования, моделирование поведения водителя.
Список литературы:
- Ломов, Б.Ф. Человек и техника / Б.Ф. Ломов. – 2-е изд. – М.: Знание, 1966. – 464 с.
- Васильченков, В.Ф. Концептуальные основы развития теории автомобильной техники: дис. … д-ра техн. наук/ В.Ф. Васильченков; РВАИ. – Рязань, 2000. – 403 с.
- Васильченков, В.Ф. Военная инженерная психология как составная часть автомобильной эргономики: монография / В.Ф. Васильченков. – Рязань: РВАИ, 2005. – 203 с.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ СИРИЯ
Авторы:
Юрий Владимирович Кузнецов, канд. техн. наук, доц., dil_madi@mail.com,
Исмайл Ула Гассан, аспирант, albylasan1988@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Статья посвящена исследованию влияния температуры на сцепные качества при их измерении прибором ППК-МАДИ. В статье приводятся результаты измерений, выполненных на автомобильных дорогах Сирии и в термокамере на образцах дорожных покрытий. Измерения были выполнены на дорожных покрытиях различной шероховатости, которая оценивалась методом «песчаного пятна». Полученные зависимости фиксируют небольшое снижение коэффициентов сцепления с увеличением температуры дорожного покрытия. В статье приводится график распределения сцепных качеств покрытий, свидетельствующий о том, что для Сирии проблема оценки сцепных качеств так же актуальна, как и для России. Приведены результаты исследования влияния температуры на показания портативного прибора в широком диапазоне температур, полученные в термокамере на образцах дорожного покрытия, отличающихся шероховатостью поверхности. В термокамере зафиксировано некоторое повышение показаний прибора с ростом температуры. Для выяснения причины имеющихся противоречий летом 2020 г., в жаркие месяцы, планируется продолжить исследования с целью уточнения зависимости показаний прибора от температуры на реальных дорожных покрытиях, имеющих невысокий срок службы и характеризующихся наличием свободного битума на поверхности.
Ключевые слова: дорожное покрытие, температура, шероховатость, коэффициент сцепления, прибор ППК-МАДИ.
Список литературы:
- Кузнецов, Ю. В. Контроль скользкости дорожных покрытий - проблемы и методы их решения / Ю. В. Кузнецов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 1 (75). – С. 21–25.
- Балакина, Е. В. Коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием : монография / Е. В. Балакина, А. В. Кочетков. – М. : Инновационное машиностроение, 2017. – 292 с. – ISBN 978-5-9909601-2-1.
- Экспериментальная оценка сцепных качеств и ровности покрытий при различных состояниях автомобильных дорог и погодных условиях / В. А. Гулевский, А. В. Скрыпников, В. Г. Козлов, Д. В. Ломакин, Е. Ю. Микова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2018. – № 1 (56). – С. 112–118.
- Зависимость коэффициента сцепления от шероховатости дорожного покрытия / А. А. Васильев, Л. Н. Горин, Д. Н. Игошин, М. М. Ильин // Вестник НГИЭИ. – 2014. – № 10 (41). – С. 32–37.
- Новик, В. А. Эксплуатационные свойства автомобильных дорог / В. А. Новик, Е. И. Бельский // Alfabuild. – 2018. – № 1 (3). – С. 65–75.
- Influence of Temperature on Tire–Pavement Friction / K. Anupam, S. K. Srirangam, T. Scarpas,
C. Kasbergen // Transportation Research Record Journal of the Transportation Research Board. – 2014. – Vol. 2369 (4). – P. 114–124. - Немчинов, М. В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобиля / М. В. Немчинов. – М. : Транспорт, 1985. – 231 с.
- Паршин, М. А. Сцепление колеса автомобиля с дорожным покрытием и безопасность движения : автореф. дис. ... канд. техн. наук / М. А. Паршин. – М., 1967. – 31 с. – Библиогр.: с. 30-31 .
- Гассан, И. У. Исследование сцепных качеств дорожных покрытий / И. У. Гассан // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2019. – № 3 (89). – С. 27–30.
- Пат. 2601246 Российская Федерация, МПК G01N 19/02. Устройство для измерения коэффициента сцепления дорожного и аэродромного покрытий / Кузнецов Ю. В. ; патентообладатель МАДИ. – № 20151217208/28; заявл. 07.07.2015; опубл. 27.10.2016, Бюл. № 30. – 16 с. : ил.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В ПРОВИНЦИИ ЛАТАКИЯ (СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА)
Авторы:
Александр Иванович Рощин, канд. техн. наук, проф., zeppel-in@mail.ru,
Усман Дарин Мохаммад, аспирант, dareenothman1731991@gmail.com,
МАДИ, Россия,125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматривается процесс передвижения населения, как на транспорте, так и пешком, который соотносится с затратами времени. Приведен расчет суммарных затрат времени на передвижение пассажиров (ЗВПП) на основе полученных авторами результатов практического исследования в провинции Латакия (САР) – проанализированы ответы пассажиров на вопросы анкеты, касающиеся затрат времени на ожидание подвижного состава, на пешие подходы к остановочным пунктам и от них к месту назначения, на пересадки и собственно передвижение в транспортных средствах. Авторы предлагают минимизировать ЗВПП исходя из уменьшения затрат времени на передвижение от дома до пункта назначения и в обратном направлении, используя предложенные меры. Результаты проведенного исследования позволили разработать гистограммы и кривые распределения Пуассона применительно ко времени, затрачиваемому на пешие подходы, пересадки и передвижения в транспортных средствах. Приведены рекомендации по разработке норм и правил, соответствующих нормативам Российской Федерации и других стран.
Ключевые слова: время передвижения пассажира, качество пассажирских перевозок, время ожидания, время пеших переходов, время передвижения в транспортном средстве, программа SPSS, меры центральной тенденции (МЦТ).
Список литературы:
- Лубяный, П. В. Исследование закономерностей затрат времени пассажирами при поездках на городском транспорте / П. В. Лубяный, О. Е. Савинкина // Вісті Автомобільно-дорожнього інституту. – 2006. – № 2 (3). – С. 88–92.
- Ефремов, И. С. Теория городских пассажирских перевозок : учеб. пособие для вузов / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В. А. Юдин. – М. : Высш. школа, 1980. – 535 с.
- Спирин, И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / И. В. Спирин. – 11-е изд., испр. – М. : Академия, 2019. – 397, [1] с. – (Профессиональное образование. Эксплуатация транспорта). – ISBN 978-5-4468-7477-4.
- Горбачев, П. Ф. Оценка времени ожидания при различных способах организации движения транспортных средств на маршруте / П. Ф. Горбачев, О. В. Макаричев, В. М. Чижик // Автомобильный транспорт (Харьков). – 2013. – № 33. – С. 82–86.
- Зедгенизов, А. В. Оценка времени обслуживания пассажиров на остановочном пункте городского пассажирского транспорта [Электронный ресурс] / А. В. Зедгенизов, А. Г. Левашев. – Режим доступа: http://transport.istu.edu/downloads/bus_stops_2.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
- Горбачев, П. Ф. Параметры плотности распределения времени ожидания пассажирами городских маршрутов / П. Ф. Горбачев // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорож-ного университета. – 2007. – № 37. – С. 90–95.
- Рощин, А. И. Комплексное обследование транспортной подвижности населения в провинции Латакия (Сирия) / А. И. Рощин, Д. М. Усман // Вестник РГУПС. – 2019. – № 4 (76). – С. 149-154.
- Наследов, А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных / А. Наследов. –СПб. : Питер, 2013. – 416 с. – ISBN 978-5-496-00107-6.
- Дорогонько, Е. В. Обработка и анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб.-метод. пособие / Е. В. Дорогонько. – Сургут : Изд-во СурГУ, 2010. – 67 с.
- Горбачева, И. Краткий курс по методам математической статистики [Электронный ресурс] / И. Горбачева. – Режим доступа: https://metodich.ru/kratkij-kurs-po-metodam-matematicheskoj-statistiki-kratkij-kur/index4.html (дата обращения: 20.01.2020).
- Берестнева, О. Г. Прикладная математическая статистика : учеб. пособие / О. Г. Берестнева, О. В. Марухина, Г. Е. Шевелёв. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 188 с.
ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ О ПЕРЕВОЗОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Авторы:
Татьяна Александровна Крутова, канд. техн. наук, доц., deev.dom34@gmail.com,
Сергей Александрович Филатов, канд. техн. наук, доц., sfillatov@gmail.com,
Екатерина Сергеевна Барабанова, ассистент, barabanova07@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Статья посвящена анализу существующих направлений развития транспортной отрасли, изложенных в Транспортной стратегии до 2030 года, а также критериев достижения данных целей. Была поставлена задача проанализировать, будет ли у Правительства возможность провести оценку выполнения поставленных задач, существует ли эффективный механизм сбора статистической информации, посредством которой и предполагается проводить анализ реализации Транспортной стратегии. Рассмотрены существующий механизм сбора статистических данных и алгоритм формирования в органах государственной власти информации о международных грузовых перевозках, проведен анализ эффективности собираемых данных на предмет полноты их сбора и достоверности. Выявлены проблемы современной информационно–аналитической базы системы управления развитием грузовых перевозок. На основании открытых данных, представляемых Министерством транспорта Российской Федерации, проведен анализ выполнения Транспортной стратегии. Предложены новые варианты сбора статистических данных в условиях цифровизации, например, с использованием глобальных навигационных систем на основе ГЛОНАСС.
Ключевые слова: стратегия развития, статистические показатели, источники информации, международные автомобильные перевозки, информационно-аналитическая база.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94460/ (дата обращения: 23.12.2019).
- Власов, В. М. Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте: учебник / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 352 с. (Высшее образование. Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-013194-8.
- Отраслевые требования к проектированию и внедрению систем телематики на автомобильном транспорте: учебное пособие / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил, И. В. Конин. – М. : МАДИ, 2016. – 100 с.
- Ефименко, Д. Б. Особенности применения автоматизированных систем контроля работы грузового транспорта / Д. Б. Ефименко, А. А. Ледовский // Вестник МАДИ. – 2018. – № 2 (53). – С. 116–123.
- Барабанова, Е. С. Развитие систем логистического мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках / Е. С. Барабанова, С. А. Филатов // Вестник МАДИ. – 2019. – № 2 (57). – С. 107–111.
- Совершенствование информационного обеспечения процессов управления грузовыми перевозками автомобильным транспортом / Д. Б. Ефименко, С. А. Филатов, С. В. Сергеев, Р. В. Васильенков // В мире научных открытий – 2015. – № 6 (66). – С. 261–269.
- Информационно-аналитическая система Минтранса России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal.asutk.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
- Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 25.12.2019).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.12.2019).
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Авторы:
Дмитрий Борисович Ефименко, д-р. техн. наук, проф., ed2002@mail.ru,
Сергей Александрович Филатов, канд. техн. наук, доц, sfillatov@gmail.com,
Екатерина Сергеевна Барабанова, ассистент, barabanova07@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Статья посвящена развитию информационного обеспечения международных автомобильных перевозок в интересах участников внешнеэкономической деятельности и государственных органов исполнительной власти. Были проанализированы источники данных о транспортном процессе. В качестве основы для информационного обеспечения цифровой модели товародвижения предложены – электронная декларация на товары и автоматизированная навигационная система диспетчерского управления международными автомобильными перевозками. В статье проведен анализ источников достоверных данных о транспортном процессе, приводятся предложения по использованию перечня данных, содержащихся в декларации на товары. Предложен алгоритм выгрузки данных электронной декларации на товары и метод интеграции этих данных с информацией координатно-временного навигационного обеспечения транспортного процесса, формируемой навигационными системами. В статье рассмотрены основные преимущества данного подхода в деле повышения качества информационного обеспечения в интересах государственных органов и коммерческих организаций – участников ВЭД.
Ключевые слова: координатно-временное навигационное обеспечение, электронная форма декларации на товары, цифровая модель товародвижения, международные автомобильные перевозки.
Список литературы:
- Барабанова, Е. С. Развитие систем логистического мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках / Е. С. Барабанова, С. А. Филатов // Вестник МАДИ. – 2019. – № 2 (57). – С. 107–111.
- Особенности применения товаросопроводительных документов при международных перевозках грузов автомобильным транспортом / А. Ю. Льянова, О. П. Денисяко, М. М. Адясова, И. И. Дубовиков, А. А. Макаровский // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 3 (13). – С. 2.
- Адясова, М. М. Анализ практики применения электронных документов при международных автомобильных перевозках на примере книжки МДП / М. М. Адясова // Вестник транспорта. – 2019. – № 1. – С. 14–16.
- Филатов, С. А. Обзор систем информирования о транспортной ситуации на международных автомобильных пунктах пропуска / С. А. Филатов, Д. В. Алешкина, А. А. Ледовский // Вестник транспорта. – 2018. – № 4. – С. 33–38.
- Васильенков, Р. В. Анализ статистики перевозок международным грузовым транспортом на территории Российской Федерации / Р. В. Васильенков, А. И. Ткачёв // Вестник транспорта. – 2019. – № 6. – С. 16–21.
- Заикин, Р. Н. Применение телематики с целью урегулирования убытков, возникающих при перевозке грузов автомобильным транспортом / Р. Н. Заикин, Т. А. Крутова // Вестник транспорта. – 2018. – № 5. – С 19–22.
- Основные аспекты применения документов, регулирующих международные смешанные перевозки / М. М. Адясова, О. П. Денисяко, А. Ю. Льянова, И. И. Дубовиков // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 3 (13). – С. 1.
- Заикин, Р. Н. Повышение эффективности контроля сохранности груза во время международных автомобильных перевозок / Р. Н. Заикин // Вестник транспорта. – 2017. – № 8. – С. 38–40.
- Информационно-аналитическая система Минтранса России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal.asutk.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
-
Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
-
Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 25.12.2019).
-
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.12.2019).
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Авторы:
Татьяна Евгеньевна Мельникова, канд. техн. наук, доц., kicha78@yandex.ru,
Сергей Евгеньевич Мельников, канд. юрид. наук, доц., kicha78@yandex.ru,
Александра Константиновна Дидковская, студ., shyrurnadid@gmail.com,
Зарина Марселевна Адуллина, студ., adullina_zarina@mail.ru,
МАДИ, Россия, Москва, Ленинградский пр., 64
Доставка грузов – важная часть инфраструктуры современного общества, подразумевающая множество важных и сложных процессов. Основная цель такого мероприятия – доставить груз грузополучателю в целостном состоянии и в оговоренные сроки. Именно поэтому большое внимание уделяется качеству и сохранности груза в процессе транспортировки. Возникает необходимость в разработке новых, современных и действенных методов, которые обеспечат должный эффект как для грузовладельцев, так и для остальных участников транспортного процесса. Ответственность за доставку груза несет экспедитор и (или) перевозчик, и они, как и грузовладелец, заинтересованы в качественной доставке груза без вреда и нарушений, что влечет за собой дополнительные финансовые вложения. Повсеместная цифровизация затрагивает и эту отрасль, а электронные системы привносят новые возможности для более быстрой, сохранной и эффективной доставки грузов. Таким системам и посвящена данная статья. Рассмотрены уже существующие современные технологии, которые обеспечивают контроль за движением груза. Для улучшения качества контроля предложена новая система мониторинга, которая основывается на контроле состояния и сохранности груза в пути следования. Она будет способствовать более быстрому разрешению конфликтных ситуаций, откроет новые возможности для грузовладельца. Дана экономическая оценка предложенной системы, рассмотренная в сравнении со страхованием груза.
Ключевые слова: доставка груза, системы мониторинга, тахографы, термограммы, электронные пломбы, видеомониторинг.
Список литературы:- Терентьев, В. В. Внедрение интеллектуальных систем на автомобильном транспорте / В. В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. – 2018. – № 1 (21). – С. 117–122.
- Филиппова, Н. А. Навигационный контроль доставки грузов в условиях севера России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов, В. М. Беляев // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17. № 4 (83). – С. 218–231.
- Мельникова, Т. Е. Проблемы применения тахографов как средства технического контроля за грузовыми автоперевозками / Т. Е. Мельникова, С. Е. Мельников // Вестник транспорта. – 2017. – № 8. – С. 30-31.
- Сафиуллин, Р. Р. Интеллектуальные системы автоматизированного мониторинга транспортных средств / Р. Р. Сафиуллин, Е. С. Решетник // Воронежский научно-технический Вестник. – 2018. – Т. 2, № 2 (24). – С. 90–96.
- Ядгарова, Н. А. Интеллектуальные транспортные системы / Н. А. Ядгарова // Методы науки. – 2017. – № 4. – С. 108-109.
- Солодкий, А. И. Развитие интеллектуальных транспортных систем в России - проблемы и пути их решения / А. И. Солодкий // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 1 (79). – С. 18–20.
- Мельников, С. Е. Правовые аспекты повышения безопасности движения при использовании ИТС / С. Е. Мельников, Т. Е. Мельникова, А.И. Пантакова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2019. – № 1 (87). – С. 5-6.
- Ледовский, А. А. Оценка эффекта от внедрения автоматизированных систем контроля грузового транспорта / А. А. Ледовский, С. А. Филатов // Вестник транспорта. – 2018. – № 11. – С. 24–27.
- Ефименко, Д. Б. Особенности применения автоматизированных систем контроля работы грузового транспорта / Д. Б. Ефименко,
А. А. Ледовский // Вестник МАДИ. – 2018. – № 2 (53). – С. 116–123. - Electronic Code of Federal Regulations [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/retrieveECFR?gp=1&ty=HTML&h=L&mc=true&=PART&n=pt49.5.395#sp49.5.395.a (дата обращения 25.01.2020).
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРОДИССОЦИИРОВАННОЙ ВОДЫ ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ЭТАНОЛА В ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Авторы:
Олег Владимирович Карнаухов, канд. социол. наук, доц., karnauhovov@tyuiu.ru,
Владимир Николаевич Карнаухов, д-р. техн. наук, проф., karnauhov1948@yandex.ru,
Инна Владимировна Карнаухова, канд. техн. наук, ассистент, karnauuhovaiv@tyuiu.ru,
Ольга Владимировна Рындина, канд. социол. наук, доц., ryndinaov@tyuiu.ru,
Тюменский индустриальный университет, Россия, 625000, Тюмень, ул. Володарского, 38
В настоящее время все большее применение находят смесовые топлива с различным содержанием спирта, воды и углеродного топлива. Установлено, что наибольший эффект от применения такого вида топлива достигается за счет впрыскивания этанола в смеси с водой во впускной коллектор ДВС. В результате исследования была выявлена математическая зависимость диссоциации воды от количественного состава топливовоздушной смеси. Применение вычислительных коэффициентов диссоциации воды в смешанных топливах позволит обеспечивать оптимальное обеднение горючей смеси и в результате экономию топлива до 35% от общего количества.
Ключевые слова: диссоциация воды, экономия топлива, этанол.
Список литературы:
- Беляев, С. В. К вопросу диверсификации энергоносителей на транспорте / С. В. Беляев, Г. А. Давыдков // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2013. – № 18. – С. 134–137.
- Быкова, Е. В. Перспективы применения топливного этилового спирта на транспорте / Е. В. Быкова, А. В. Гемонов, А. В. Лебедев // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2014. – № 3 (63). – С. 26–30.
- Вальехо Мальдонадо, П. Р. Результаты сравнительных испытаний альтернативных топлив для дизелей / П. Р. Вальехо Мальдонадо, С. Н. Девянин, В. А. Марков // Известия Волгоградского государственного технического университета. –2013. – № 12 (115). – С. 5–9.
- Дугин, Г.С. Применение биоэтанольного топлива на автотранспорте / Г.С. Дугин // Транспорт на альтернативном топливе. – 2010. – № 5 (17). – С. 48–51.
- Дьяченко, В. Г. Теория двигателей внутреннего сгорания / В. Г. Дьяченко. – Харьков : ХНАДУ, 2009. – 500 с.
- Ерохов, В. И. Применение спиртов в бензиновых двигателях и дизелях / В. И. Ерохов, И. В. Одинокова // Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров : материалы международная научно-техническая конференция ААИ: – М. : МГТУ МАМИ, 2010. – С. 106–115.
- Жапаргазинова, К. Х. Сравнительный анализ присадок для моторных топлив / К. Х. Жапаргазинова, С. Ж. Жумалин, А. Ж. Жумалина // Наука и техника Казахстана. – 2010. – № 1. –
С. 47–51. - Влияние диссоциации воды на качественное сгорание углеводородов в дизельных ДВС / О. В. Карнаухов, В. Н. Карнаухов, О. В. Рындина, Д. А. Захаров, И. В. Карнаухова // Вестник МАДИ. – 2016. – № 4 (47). – С. 10–17.
- Карташевич, А. Н. Исследование свойств новых топлив на основе этанола / А. Н. Карташевич, С. А. Плотников, М. В. Смольников // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017. – №1. – С. 114–117.
- Оптимизация системы топливоподачи тракторного дизеля для работы на топливах с добавлением этанола / А. Н. Карташевич, С. А. Плотников, М. В. Смольников, П. И. Бажан, А. А. Миронов // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2019. – № 1 (124). – С. 186–193.
- Лиханов, В. А. Улучшение эксплуатационных показателей тракторного дизеля Д-240 путем применения этаноло-топливной эмульсии. / В. А. Лиханов, О. П. Лопатин // Пермский аграрный вестник. – 2013. – № 1 (1). – С. 29–32.
- Марков, В. А. Работа дизеля на дизельном топливе с добавлением этанола / В. А. Марков, В. В. Бирюков, С. Н. Девянин // Транспорт на альтернативном топливе. – 2015. – № 2 (44). – С. 18–28.
- Марков, В. А. Спиртовые топлива для дизельных двигателей / В. А. Марков, П. Р. Вальехо Мальдонадо, В. В. Бирюков // Известия ВУЗов. Машиностроение. – 2015. – № 11 (668). – С. 39–52.
- Оксигенатные добавки на основе возобновляемого сырья / Л. А. Опарина, Н. А. Колыванов, Н. К. Гусарова, В. Н. Сапрыгина // Известия ВУЗов. Прикладная химия и биотехнология. – 2018. – Т.8, № 1 (24). – С. 19–34.
- Пат. 2451716 Российская Федерация, МПК С10L1/02. Дизельное топливо на основе этанола / Якоб Эберхард; патентообладатель МАН ТРАК УНД БАС СГ (DЕ). – № 2010111705/05 ; заявл. 26.03.2010 ; опубл. 27.05.2012, Бюл. № 15 – 8 с.
- Семенов, Н. Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности / Н. Н. Семенов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во АН СССР, 1958. – 686 с.
- Цыганков, Д. В. Исследование влияния оксигенатных присадок на экономические и экологические показатели работы дизеля / Д. В. Цыганков, А. М. Мирошников, И. Б. Текутьев // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2011. – № 1 (83). – С. 98-99.
ОЦЕНКА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МОСКВЫ
Авторы:
Юрий Васильевич Трофименко, д-р техн. наук, проф., ywtrofimenko@mail.ru,
Владимир Иванович Комков, канд. техн. наук, доц., v.komkov@gmail.com,
Борис Андреевич Кутырин, аспирант, bobran_rwc@mail.ru,
Денис Александрович Деянов, магистрант, ddeyanov777@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Приведена методика и даны результаты оценки выбросов загрязняющих веществ транспортными потоками на отдельных территориях Москвы в 2011 и 2018 годах с использованием программного комплекса COPERT V. Оценивались валовые выбросы следующих веществ: СО2, СО, NOх, сажа, SO2, CхHу (ЛОС), PM10, PM2.5, формальдегида, бенз-α-пирена, кадмия, никеля, бензола, толуола, акролеина, ацетальдегида, 1,3-бутадиена на участках территории, расположенных внутри Садового кольца (СК), между Садовым и Третьим транспортным кольцом (ТТК) и между ТТК и МКАД, включая и данные кольцевые автомагистрали. С использованием картографических данных, а также удельных значений эмиссии (на 1 км полосы движения) разработан алгоритм «привязки» полученных значений валовых выбросов загрязняющих веществ ко всей территории города в пределах МКАД для того, чтобы выявить закономерности изменения выбросов на каждом конкретном единичном участке городской территории. Установлено, что в 2018 году, по сравнению с 2011 годом, загрязнение воздуха транспортными потоками на территории Москвы внутри МКАД в переделах Садового кольца сократилось на 28,7%, между СК и ТТК – на 31,6%, между ТТК и МКАД – на 14,0%.
Ключевые слова: транспортные потоки, выбросы загрязняющих веществ, расчетные оценки, программа COPERT.
Список литературы:
- EMEP/EEA air pollutant emission inventory guidebook / European Environment Agency [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/publications/emep-eea-guidebook-2016/part-b-sectoral-guidance-chapters/1-energy/1-a-combustion/1-a-3-b-i/view (дата обращения: 26.02.2020).
- Global Protocol for Community-Scale Greenhouse Gas Emissions / Greenhouse Gas Protocol [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ghgprotocol.org/sites/default/files/standards/GHGP_GPC_0.pdf (дата обращения: 26.02.2020).
- Методы расчёта выбросов от автотранспорта и результаты их применения / В. Донченко, Ю. Кунин, А. Рузский, В. Виженский // Журнал автомобильных инженеров. – 2014. – № 3 (86). – С. 44–51.
- COPERT Versions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emisia.com/utilities/copert/versions/ (дата обращения: 26.02.2020).
- Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 26.02.2020).
- Трофименко, Ю. В. Прогноз численности и структуры автомобильного парка Российской Федерации по экологическому классу, типу энергоустановок и виду топлива на период до 2030 года / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков, Т. Ю. Григорьева // Научный симпозиум «Урбоэкология. Экологические риски урбанизированных территорий» : сборник трудов. – Самара : Изд-во Самарского научного центра, 2017. – Т. 5. – С. 196–212.
- Рябчинский, А. И. Экологическая безопасность автомобиля / А. И. Рябчинский, Ю. В. Трофименко, С. В. Шелмаков; под ред. В. Н. Луканина. – М. : МАДИ(ТУ), 2000. – 95 с.
- Ерицян, Г. С. Об интегральном показателе оценки экологической безопасности автомобиля/ Г. С. Ерицян, Р. Г. Хлопузян // Вестник Национального политехнического университета Армении. Механика, машиноведение, машиностроение. – 2017. – № 2. – С. 62–69.
- Жданов, В. Л. Разработка структуры функции количественной меры опасности городских транспортных потоков / В. Л. Жданов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2009. – № 4 (74). – С. 70–79.
- .Азаров, В. К. Разработка комплексной методики исследований и оценка экологической безопасности автомобилей: автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.05.03 / Азаров Вадим Константинович. – М., 2014. – 19 с.
В статье рассматривается возможность внедрения зон с низким уровнем выбросов загрязняющих веществ, как одного из инструментов управления транспортным спросом для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта. В подобных зонах обеспечены схемы организации движения, направленные на ограничение въезда автотранспортных средств низких экологических классов на территории поселений, городских округов. Проанализирован зарубежный опыт создания зон с ограничением въезда автотранспортных средств низких экологических классов и дана оценка возможного влияния указанных зон на снижение выбросов загрязняющих веществ. Приведены основные инструменты, применяемые в рамках мероприятий по управлению транспортным спросом, необходимые для повышения экологической устойчивости транспортных систем. Анализ практики внедрения зон с ограничением въезда автотранспортных средств низких экологических классов в зарубежных странах показал важную роль этого мероприятия в разрабатываемых стратегиях по управлению транспортным спросом. Приведена оценка возможной экологической эффективности введения зоны с низкими выбросами в центре Москвы. Отмечается, что в России ведется политика, направленная на сокращение выбросов загрязняющих веществ и на формирование устойчивой транспортной системы.
Ключевые слова: управление транспортным спросом, устойчивый транспорт, автотранспортные средства, зона с низкими выбросами, экологические зоны, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, взвешенные частицы РМ10.
Список литературы
- Бакирей, А. С. Развитие устойчивых городских транспортных систем в России / А. С. Бакирей, Н. В. Харитошкин // Транспорт Российской Федерации. – 2014. – № 4 (53). – С. 3–7. – Би-блиогр.: с. 7.
- Trofimenko, Yu. V. Functional Loss Risks of highways in Permafrost Areas Due to Climate Change / Yu. V. Trofimenko, G. I. Evgenev, E. V. Shashina // Procedia Engineering. – 2017. – Vol. 189. – Р. 258–264. – References: p. 264.
- Trofimenko, Yu. V. Methodological issues of ensuring operational sustainability of transport and logistics systems / Yu. V. Trofimenko, A. G. Nekrasov // Science Journal of Transportation. – 2016. – Issue 7. – Р. 23–28. – References: p. 28.
- Enin, D. V. Research and analysis on accessibility of small populations to the alternated and undergraound pedestrian transitions on automobile roads / D. V. Enin // International Journal of Engineering and Technology(UAE). – 2018. – Vol. 7, issue 4.25 (25). – Р. 232–235. – References: pp. 234–235.
- Трофименко, Ю. В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 5. – С. 33–36. – Библиогр.: с. 36.
- Трофименко, Ю. В. Методика оценки эффективности реализации транспортного спроса на урбанизированной территории / Ю. В. Трофименко, М. Р. Якимов // Транспорт Урала. – 2010. – № 3 (26). – С. 34–38. – Библиогр.: с. 38.
- Трофименко, Ю. В. Обоснование зон ограниченного доступа автомобилей низких экологических классов в крупном городе (на примере Москвы) / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков, К. Ю. Трофименко // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 8. – С. 34–38. – Библиогр.: с. 38.
- Управление транспортными потоками в городах: монография / Е. А. Андреева, К. Бёттгер, Е. В. Белкова [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Бурмистрова,
А. И. Солодкого. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 205, [1] с. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-014845-8. - Шаров, М. И. Анализ мирового опыта оценки качества работы пассажирского транспорта в городах / М. И. Шаров, В. С. Булдакова, А. М. Боброва // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2018. – Т. 22, № 4 (135). – С. 253–261. – Библиогр.: с. 260–261.
- Barcik, R. Transportation demand management as a tool of transport policy / R. Barcik, L. Bylinko // Transport problems. – 2018. – Vol. 13, issue 2. – Р. 121-131. – References: pp. 130–131.