Ученые МАДИ исследовали качество восприятия водителем систем управления дорожным движением
Коллектив кафедры «Организация и безопасность движения» провел исследования в области оценки качества восприятия водителями современных систем управления дорожным движением.
Исследование под руководством заведующего кафедрой, профессора Султана Жанказиева проводилось на базе научной лаборатории психофизиологии поведения водителя. В ней функционирует автотренажер с панорамным экраном, а также комплекс для изучения поведения водителя, работающий по принципу полиграфа. Он позволяет отслеживать и фиксировать направление взгляда (трекинг) человека, управляющего автомобилем. На лабораторном оборудовании проводятся эксперименты при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также подготовки диссертаций. Психофизиологический комплекс применяется для оценки:
- влияния рекламных конструкций на безопасность движения;
- восприятия водителем технических средств организации дорожного движения (в том числе прием и обработка информационных сообщений, предоставляемых динамическими информационными табло);
- эффективности инновационных решений в сфере организации дорожного движения, кооперативных систем и др.;
- структуры аудита безопасности дорожного движения и разработки предложений по ее формированию.
Ценность проведенных коллективом кафедры исследований состоит в том, что ученые получили возможность:
- определять природу мотивации водителей в поведении на дороге;
- выявлять и прогнозировать зависимость между параметрами транспортного потока и поведением водителя;
- изучать стандарты поведения водителей и их психотипы и, исходя из этого, определять ограничения для различных людей по типам транспортных средств, скоростям и условиям движения.
Полученные результаты могут применяться, прежде всего, для дальнейшей отработки настроек человеко-машинного интерфейса «водитель-автомобиль» в кооперативных ИТС. Кроме того, они будут полезны и для управления высокоавтоматизированными транспортными средствами – к примеру, для обеспечения безопасности дорожного движения или при кастомизации сервисов подключенных автомобилей.