Профессионалы автоэкспертизы работают в МАДИ!

Чем занимаются сегодня независимые эксперты на автомобильном рынке? Кто проводит экспертизу? Кому нужна помощь автоэкспертов? Об этом – интервью с руководителем Института независимой автотехнической экспертизы МАДИ, автоэкспертом Татьяной Лихачевой.

-          Татьяна Евгеньевна, как формировалась отечественная школа автомобильной экспертизы?

До 1990 года в нашей стране преобладала экспертиза попавших в ДТП транспортных средств. Она проводилась, прежде вего, для определения виновника. Распространена была идентификация автомобилей, ставших орудием преступлений, а также экспертиза вторичной стоимости восстановленного после ремонта авто.

Значительный рост парка автомобилей в последние тридцать лет во многом обусловлен приходом на российский рынок ведущих автопроизводителей Европы, США, Китая и предоставления ими гарантийных обязательств на производственные дефекты узлов и деталей машин.

В ходе развития потребительского рынка содержательные требования к независимой автомобильной экспертизе претерпели существенные изменения. Например, для урегулирования спорных вопросов, возникающих при отказе автопродавцов от выполнения своих гарантийных обязательств, потребовалось развитие экспертизы, определяющей характер дефектов: производственный, эксплуатационный, конструктивный или же из-за действий третьих лиц.

Стоит отметить, что важность описанного направления работы дополнялась все возрастающим градусом «потребительского экстремизма» – целенаправленных попыток автопотребителей вернуть деньги в конце гарантийного срока, основываясь на неправомерных либо незначительных обстоятельствах.

Кроме того, в плане экспертных оценок стало уделяться внимание техническим причинам попадания автомобилей в ДТП из-за дефектов рулевого управления, тормозной системы и пр., что потребовало исследований качества металла и других материалов. Одновременно возросла правовая грамотность водителей в части претензий к качеству автомобилей, их ремонту и к причинам несрабатывания средств пассивной безопасности при ДТП.

-          На каком этапе МАДИ с его непререкаемым авторитетом в автомобильно-дорожной отрасли включился в работу над созданием российской школы независимой экспертизы?

Это произошло уже более 20 лет назад. В 1999 году на базе кафедры «Материаловедение и термическая обработка» МАДИ была создана Лаборатория анализа разрушений и отказов деталей машин в транспортно-дорожном комплексе (ЛАРО-МАДИ). Специалисты лаборатории начали выполнять работы по проведению автотехнической экспертизы по гражданским, арбитражным, уголовным судам, экспертизы для оказания помощи следственным органам, а также предприятиям и населению.

Рост количества и сложности экспертиз впоследствии привел к преобразованию лаборатории в Институт независимой автотехнической экспертизы (ИНАЭ-МАДИ) в составе Управления научно-исследовательских работ. Именно в таком качестве он существует и поныне, завоевав заслуженно высокую репутацию в автомобильной сфере.

-          Чем занимаются сотрудники Института сегодня?

В настоящее время Институт проводит автотехнические экспертизы, основная часть которых – изучение причин отказов узлов и агрегатов автомобильного транспорта на досудебной стадии и в рамках судебных экспертиз для гражданских и арбитражных судов, согласно постановлениям следственных комитетов, следователей и нотариусов. Эксперты оценивают причины возгорания автомобилей, причины ДТП, выявляют причины дефектов лакокрасочных покрытий, исследуют качество металла деталей автомобилей и оценивают стоимость восстановительного ремонта.

Свою деятельность институт осуществляет в соответствии с ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» и  ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике». Все эксперты сертифицированы, имеют соответствующее образование и прошли повышение квалификации по экспертной специальности  «Исследование технического состояния транспортных средств». Это ведущие инженеры, профессора, доценты и преподаватели МАДИ.

-          И напоследок, об образовании: эксперты участвуют в подготовке будущих инженеров?

Конечно. К экспертным исследованиям мы активно привлекаем и студентов бакалавриата, и магистрантов, и аспирантов. Наш коллектив не раз убеждался, что именно так, в режиме решения реальной экспертной задачи, в условиях ограниченности времени и приоритета интересов заказчика – ребята наиболее качественно осваивают специальные дисциплины.

А еще сотрудниками Института изданы десятки научных трудов по вопросам автотехнической экспертизы, подготовлены учебные пособия для студентов,  разработаны и внедрены в учебный процесс специальные дисциплины:

  • Основы автотехнической экспертизы материалов и деталей машин;
  • Экспертиза причин отказов и повреждений деталей машин в процессе эксплуатации;
  • Методы исследования материалов и деталей машин при производстве автотехнической экспертизы;
  • Методика определения причин разрушения деталей автомобилей при ДТП и др.

Наши эксперты проводят Университетские субботы для школьников, подробно рассказывая об особенностях современной автотехнической экспертизы.

-          Спасибо за содержательный рассказ. Удачи и профессиональных успехов Вашему коллективу!