МАДИ — 92 года | История МАДИ
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) учреждён постановлением Совета народных комиссаров СССР № 748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта.
На момент организации МАДИ имел два факультета – дорожно-строительный и автомеханический. В годы первых пятилеток институт внес огромный вклад в процесс индустриализации страны. В 1931 году состоялся первый выпуск инженеров, и 36 молодых специалистов были направлены на строительство дорог, мостов и транспортных сооружений СССР.
К началу Великой Отечественной войны МАДИ уже подготовил несколько сотен специалистов, которые вписали доблестные страницы в героическую летопись Великой Победы. В послевоенное время выпускники института внесли большой вклад в восстановление народного хозяйства – их усилиями были отремонтированы тысячи мостов, сотни тысяч километров автомобильных дорог, строились и прокладывались новые путепроводы, тоннели и магистрал. Во многом благодаря усилиям выпускников вуза страна осваивала целину, нефтяные и газовые месторождения Восточной Сибири.
Трудовой путь университета отмечен многими наградами, среди которых – орден Трудового Красного Знамени «За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитии науки» (указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1980 г.). В 1988 году университет награжден орденом Дружбы Вьетнама (указ Госсовета Республики Вьетнам от 18 марта 1988 г.), а в 2017 году – орденом Дружбы Республики Лаос.
В 1982 году вуз стал техническим университетом, а с 2010 года его полное наименование – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)».
Сегодня МАДИ – один из крупнейших вузов России, ведущий научно-образовательный и методический центр подготовки бакалавров, специалистов, магистров и научных кадров. Их усилиями обеспечивается реализация приоритетных государственных программ внедрения технологий «цифровой экономики», развивается реальное импортозамещение с высокими индикаторами безопасности социальной среды на предприятиях дорожно-строительного комплекса, автомобильного транспорта, машиностроительных предприятиях промышленности и торговли, заводах по производству транспортной, дорожно-строительной, коммунальной, аэродромной и специальной техники.
МАДИ занимает 61 место в рейтинге лучших вузов России RAEX-100 (2020 год) и входит в ТОП-20 университетов-лидеров предметного рейтинга России RAEX по направлению подготовки «Строительство». В 2018 году экономический совет Содружества Независимых государств придал МАДИ статус базовой организации государств-участников СНГ.
В настоящее время в МАДИ обучается более 8000 человек по 123 образовательным программам, в числе которых 46 программ бакалавриата, 10 программ специалитета, 44 программы магистратуры и 23 программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Образовательная деятельность МАДИ осуществляется в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 ноября 2016 года № 2474 и свидетельством о государственной аккредитации от 18 февраля 2020 года № 3331. В состав университета входят 11 факультетов, 4 филиала, 48 кафедр (из них 22 – выпускающих). На загородном полигоне МАДИ функционирует учебно-исследовательский центр.
Учебный процесс на высочайшем уровне обеспечивает профессорско-преподавательский состав, насчитывающий свыше 1000 человек. Свыше 67% преподавателей и сотрудников имеют ученые степени и звания, более 13% – доктора наук. Многие ученые МАДИ являются лауреатами Государственных премий, премий правительства и Президента Российской Федерации.
Университет проводит большую работу в рамках Федерального учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов. Функционирует Институт повышения квалификации специалистов транспортно-дорожного комплекса, в составе которого работают Центр переподготовки и повышения квалификации, Школа Бизнеса и Центр инженерной педагогики.
На базе МАДИ создан и успешно функционирует Центр инноваций в инженерном образовании. Работу с абитуриентами, кроме факультета довузовской подготовки, ведет учебный комплекс «Московский центр автомобильно-дорожного образования», в 2004 году преобразованный в «Московский центр автомобильно-дорожного образования». Одной из площадок научных исследований магистрантов является Научно-образовательный центр инновационных технологий в логистике – структурное подразделение факультета логистики и общетранспортных проблем.
МАДИ – победитель всероссийского проекта «Лучшие образовательные проекты инновационной России» по основным образовательным программам. Среди них – менеджмент, наземные транспортно-технологические комплексы, строительство, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, логистика и управление цепями поставок, автомобили и автомобильное хозяйство, автомобильные дороги и аэродромы, технология транспортных процессов, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
Главная задача университета на протяжении многих лет остается неизменной – обеспечение научно-технической, кадровой и образовательной составляющих эффективной и безопасной дорожной инфраструктуры России, автомобильного и городского транспорта, специального машиностроения в целях устойчивого и безопасного функционирования экономики и создания комфортной автотранспортной среды.
В МАДИ продуктивно работают научные школы по трем ключевым направлениям:
- фундаментальные исследования в области математики, инновационных ультразвуковых технологий, нанотехнологий, интеллектуальных и самовосстанавливающихся материалов. В этой области работает 5 кафедр;
- прикладные исследования в области дорожного строительства, автомобильного транспорта, силовых установок, техносферной безопасности, дорожных и технологических машин. Исследования в этих научных областях проводят 16 кафедр;
- перспективные исследования в области разработки и совершенствования интеллектуальных транспортных систем, логистики и транспортной телематики – их ведут 6 кафедр вуза.
На основе конструкторских разработок ученых МАДИ созданы уникальные научные установки. Среди них – полигонно-тестовый комплекс «Умная дорога» и универсальный колёсный стенд КУИДМ-2 «Карусель».
В университете разработаны и успешно используются специализированные передвижные дорожные лаборатории с уникальными приборами и оборудованием для комплексного обследования и мониторинга дорожных объектов. Прошли опытно-производственную апробацию инновационные материалы и технологии с повышенными структурно-механическими и транспортно-эксплуатационными характеристиками.
В рамках Программы «Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах» в МАДИ созданы испытательные комплексы для уникальных исследований в области транспортного строительства и разработки интеллектуальных транспортных систем. Функционирует и развивается инновационная инфраструктура, включающая в себя в том числе 13 малых инновационных предприятий университета.
В МАДИ созданы 3 аккредитованные площадки экспертного отбора заявок по программе грантовой поддержки талантливой молодежи «УМНИК» – «Москва-ВЕК-21» по следующим направлениям:
- «Цифровые технологии»;
- «Новые материалы и химические технологии»;
- «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии».
Гранты предоставляются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на выполнение научно-исследовательских работ в рамках инновационных проектов.
В университете функционирует аккредитованная площадка финального отбора конкурса грантов «УМНИК-Автонет». Гранты предоставляются Фондом содействия инновациям и рабочей группой госпрограммы Национальной технологической инициативы (НТИ). Рабочими комиссиями экспертов было рассмотрено более 130 заявок студентов. Неоднократными победителями конкурса являются и студенты МАДИ.
Более 300 студентов университета ежегодно участвуют в научных конференциях, регулярно публикуют результаты своих исследований в изданиях, входящих в глобальные базы научного цитированиям Scopus и Web of Science, научных журналах из перечня ВАК РФ, сборниках докладов научно-практических конференций. Студенты принимают активное участие в проектах департаментов правительства Москвы, министерств и ведомств РФ, Правительства России.
Настоящей точкой притяжения инновационных идей молодых мадийцев является Центр инженерного образования. В ЦИО студенты, под руководством лучших преподавателей, в партнерстве с ведущими промышленными партнерами занимаются созданием гоночных болидов и мототехники, участвуют в соревнованиях. Команда центра регулярно представляет свои разработки на авторитетных выставках и форумах. Среди них – Московский международный автосалон, Электротранс, Образование и карьера, Фестиваль NAUKA О+, НТТМ, Архимед, Мотозима и Мотовесна, Ночь музеев, TECHNOCAREER, INSIDE-R и многие другие.
Центр реализует комплекс молодежных инженерных инициатив:
- «Формула МАДИ» – проект, аккумулировавший наработки старейших инженерных команд университета – Formula Student и Formula Electric. Настоящее время команда проекта занимается созданием беспилотного электроболида;
- «Баха МАДИ» – команда, образованная в 2015 году и уже успевшая построить два автомобиля-багги по регламентам SAE и FIA, а также принять победное участие в международных соревнованиях в Испании;
- «AmperMoto» – проект по созданию электромотоцикла;
- «МАДИ Классика» – проект для студентов, которые интересуются устройством и реставрацией антикварных автомобилей и мототехники.
Также в МАДИ функционирует первый и крупнейший студенческий мотоклуб России «MADI Мoto».
На базе МАДИ функционирует волонтерский центр, завоевавший авторитет при организации и проведении крупных университетских, городских, всероссийских и международных мероприятий. В 2014 г. волонтеры МАДИ принимали активное участие в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи, заслужив благодарность Президента России В.В. Путина. Более 600 волонтеров принимали участие в обеспечении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 по профильным для университета направлениям «Транспорт» и «IT технологии».
Студенты МАДИ – участники движения студенческих отрядов – участвовали в мероприятиях Центрального штаба и Московского регионального отделения студенческих отрядов.
Университет активно развивает международное сотрудничество, основанное на принципах открытого, универсального, развивающего и инновационного обучения. Ключевыми направлениями международной деятельности МАДИ являются:
- развитие взаимодействия с ведущими зарубежными научно-образовательными и промышленными партнерами;
- продвижение МАДИ на международном рынке научно-образовательных услуг;
- содействие в развитии научного сотрудничества, организация участия ученых, студентов и аспирантов в международных научно-практических проектах;
- развитие программ студенческой и преподавательской академической мобильности;
- подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран;
- деятельность в статусе базовой организации стран СНГ и др.
МАДИ организует работу в рамках действующих 34 договоров с университетами, научно-исследовательскими центрами, международными организациями и государственными структурами 13 стран мира. Осуществляется активное взаимодействие с Ассоциацией технических университетов России и Китая (АТУРК). В рамках мероприятий по учреждению Ассоциации технических университетов России и Вьетнама МАДИ в ближайшее время намерен войти в ассоциацию полноправным членом.
Университет активно развивает международное сотрудничество в области преподавательских и студенческих академических обменов. Магистранты и аспиранты университета проходят обучение в ведущих университетах Китая, в том числе, по грантам правительства КНР. Студенты МАДИ в течение семестра проходили обучение в Версальском университете Сен-Кантен-ан-Ивелин, принимали участие в тематических школах и научных конференциях в Германии, Китае и других странах.
В рамках программ въездной академической мобильности МАДИ неоднократно принимал студентов Гданьского Политехнического университета (Польша), студентов Высшего транспортного училища имени Тодора Каблешкова (г. София, Болгария), студентов Пармского университета (Италия) в рамках программы Erasmus+, а также принимал группу школьников старших классов из города Сиань (Китай).
В рамках программ преподавательской мобильности профессора МАДИ выезжали для чтения циклов лекций в Гданьском политехническом университете (Польша), Ханойском технологическом университете им. Ле Куи Дона (Вьетнам), Чанъаньском университете г. Сиань (Китай), Харбинском политехническом университете в г. Харбин (Китай) других университетах мира.
К учебному процессу МАДИ также активно привлекаются иностранные профессора и ведущие эксперты. Преподаватели Пармского университета (Италия) провели в МАДИ два цикла лекций. Реализуются программы стажировок преподавателей иностранных вузов в соответствии с «дорожными картами» межуниверситетского сотрудничества.
Университетом реализуются программы стажировок для студентов Гданьского Политехнического университета (Польша), и других вузов.
МАДИ обучает студентов по программам двойных дипломов. Студенты проходят обучение по совместной образовательной программе с Версальским университетом Сен-Кантен-ан-Ивелин (Франция) по техносферной безопасности. Совместно с университетом им. Отто-фон-Герике (г. Магдебург, ФРГ) ведется обучение магистрантов по программе «Логистика в транспортных системах». Магистранты МАДИ имеют возможность, без увеличения общей продолжительности обучения, получить российский и германский дипломы магистра по направлению «Инженер-экономист по логистике». Обучение по программе ведётся на русском и немецком языках.
МАДИ продолжает расширять рамки взаимодействия с зарубежными университетами по разработке совместных образовательных проектов и программ. В 2021 году было подписано соглашение о сотрудничестве с Хэбэйским транспортным профессионально-техническим институтом (ХТПТИ) по созданию на базе ХТПТИ совместного транспортного института ХТПТИ и МАДИ, в рамках деятельности которого предусмотрена разработка и реализация совместных образовательных программ по четырем направлениям бакалавриата – «Прикладные интернет-технологии», «Современное управление логистикой», «Строительство дорог и мостов» и «Технологии автомобилей на новых источниках энергии». Подготовлены к подписанию новые соглашения о сотрудничестве с китайскими высшими учебными заведениями – Меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с Шаньдунским институтом информационных технологий и Меморандум о взаимопонимании по проекту стратегического сотрудничества с Харбинским политехническим университетом, с которым МАДИ осуществляет взаимодействие в рамках Ассоциации технических университетов России и Китая.
Университет активно работает с университетами и государственными структурами Сирийской Арабской Республики, реализуются основные положения о сотрудничестве с Университетом Тишрин (г. Латакия), подписаны новые соглашения с частным Университетом Аль-Ватания (г. Хама) и Протокол сотрудничества с Государственной корпорацией автодорожного сообщения Сирийской Арабской Республики (ПЕРС).
МАДИ продолжает развивать сотрудничество и с рядом других стран, среди них – Вьетнам (подписан Меморандум о сотрудничестве с негосударственным Технологическим университетом Тхайнгуен), Монголия (Меморандум о сотрудничестве между Министерством развития дорог и транспорта Монголии, МАДИ и другими странами).
МАДИ принимает участие в мероприятиях по набору студентов по линии Россотрудничества и проекте «Время учиться в России!», целью которого является отбор лучших абитуриентов в Монголии, Вьетнаме, Китае и других странах.
МАДИ является членом международных организаций: Российского мониторингового комитета IGIР при ЮНЕСКО; ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП); комитета по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН); постоянного международного комитета по организации международных симпозиумов по теории транспортных потоков; Международной европейской организации по экологической безопасности транспорта (IЕЕМЕ) при Всемирном Банке и Министерстве транспорта Франции; Германского общества технического сотрудничества; Всемирной автомобильной федерации (Центральный автомотоклуб); Германского автомобильного клуба; Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования (Рабочая группа); Руководства Международной ассоциацией автомобильного и дорожного образования (МААДО); Международной ассоциации Университетов; Азиатского Альянса по развитию транспортной инфраструктуры; Международной ассоциации непрерывного образования; Международного института инженеров-строителей; Европейской ассоциации международного образования; Международного общества по повышению качества образования; Международной ассоциации экспедиторов FIATA.