«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 4 (63), декабрь 2020
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ MERCEDES-BENZ SPRINTER СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ТО И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ В КООПЕРАЦИИ С ФИРМЕННЫМИ СТО
Авторы:
Адольф Петрович Болдин, д-р техн. наук, проф., boldin1940@yandex.ru,
МАДИ, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Владимир Иванович Сарбаев, д-р техн. наук, проф., visarbaev@gmail.com,
Антонина Сергеевна Чусова, аспирант, ant-husova@yandex.ru,
Московский Политех, Россия, 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38
Аннотация
Приведены результаты диагностирования состояния находящихся в рядовой эксплуатации дизельных двигателей зарубежного производства, полученные при помощи компьютерного устройства отечественной разработки «StarDiagnosis», эквивалентного по информационным и технологическим возможностям аналогичным фирменным моделям. Актуальность проблемы связана с широким использованием в государственных и коммерческих автотранспортных предприятиях (АТП) России дизельных легковых и лёгких коммерческих автомобилей зарубежного производства, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) которых в ходе послегарантийного периода существенно усложняется ввиду необходимости выполнения значительной части этих работ на фирменных станциях технического обслуживания (СТО). Основной причиной подобной производственной кооперации является отсутствие в АТП средств диагностирования, позволяющих как предупреждать возникновение сложных неисправностей и отказов, так и упрощать процессы организации работ и технологии устранения неисправностей. Отсутствие подобных диагностических средств обусловлено коммерческой политикой фирм-производите-лей автомобилей, которыми категорически запрещалась передача любых диагностических устройств на АТП и коммерческие СТО. По результатам апробирования портативного комплекса «StarDiagnosis» для комплексного диагностирования автомобилей скорой медицинской помощи Mercedes-Benz Sprinter была установлена целесообразность его применения для повышения экологической безопасности автомобилей при одновременном снижении затрат на ТО и ТР сажевых фильтров, влияющих на показатели дымности. Преимущественное выполнение этих работ на фирменных СТО приводит на практике к дополнительному увеличению на АТП количества исправных резервных автомобилей. Рекомендовано применение основного диагностического параметра – коэффициента наполнения сажевого фильтра в %, и обосновано его предельно допустимое значение при проверке в эксплуатации – не более 85 %. Рекомендованы упрощённые организация и технология процесса регенерации сажевого фильтра в условиях АТП.
Ключевые слова: легковые и лёгкие коммерческие автомобили с дизельными двигателями, сажевые фильтры, диагностирование двигателя, техническое обслуживание, текущий ремонт, регенерация сажевых фильтров.
Список литературы
- Диагностирование и обслуживание сажевых фильтров дизельных двигателей легковых и лёгких коммерческих автомобилей специального назначения / А. П. Болдин, И. Д. Слизков, В. А. Гуренков, А. С. Чусова // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. / МАДИ. – М., 2020. – С. 76–80.
- Данилов, С. В. Метод и цифровой прибор для автоматизированного определения цикловой подачи топлива при регулировании топливной аппаратуры дизелей: дис. … канд. техн. наук / Данилов Станислав Викторович. – М., 2010. – 125 с.
- Ерохов, В. И. Токсичность современных автомобилей (методы и средства снижения вредных выбросов в атмосферу) / В. И. Ерохов. – М.: Форум, 2013. – 447 с.
- Лянденбурский, В. В. Встроенная система диагностирования автомобилей с дизельным двигателем / В. В. Лянденбурский, Ю. В. Родионов, С. А. Кривобок // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 11. – С. 45–48.
- Boldin, A. P. Analysis of some indicators of environmental safety of buses with diesel engines (on the example of Moscow) / A. P. Boldin // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 832, issue 1. – Art. no 012001.
- Clemente, M., How Does the Media Frame Corporate Scandals? The Case of German Newspapers and the Volkswagen Diesel Scandal / M. Clemente, C. Gabbioneta // Journal of Management Inquiry. – 2017. – Vol. 26, issue 3. – P. 287–302.
- Impact of excess NOx emissions from diesel cars on air quality, public health and eutrophication in Europe / J. E. Jonson, J. Borken-Kleefeld, D. Simpson, A. Nyiri, M. Posch, C. Heyes // Environmental Research Letters. – 2017. – Vol. 12, issue 9. – Art. no. 094017.
- Hoekman, S. K. Comment on "Damages and Expected Deaths Due to Excess NOx Emissions from 2009 to 2015 Volkswagen Diesel Vehicles" / S. K. Hoekman // Environmental Science & Technology. – 2016. – Vol. 50(7). – P. 4135–4136.
МЕТОДИКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖНОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ НА ОСНОВАНИИ ABC, XYZ-АНАЛИЗА
Авторы:
Олег Александрович Маслеников, магистрант, seka323@yandex.ru,
Виталий Валерьевич Конев, канд. техн. наук, доц., konevvv@tyuiu.ru,
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Россия, 625000, Тюмень, ул. Володарского, 38
Аннотация
Предприятия, эксплуатирующие дорожно-строительную технику (ДСТ), в процессе своей хозяйственной деятельности стремятся организовать ремонт техники таким образом, чтобы достичь максимальной работоспособности при минимизации затрат. Для обеспечения этих задач при ремонтах ДСТ, работающей на удалении от стационарных ремонтных баз, широко используются передвижные ремонтные мастерские (ПРМ) на базе грузового автомобиля. Применение такой ремонтной мастерской позволяет исключить необходимость доставки неисправной техники на стационарную базу, и таким подходом снизить трудоемкость, временные и материальные затраты. Однако закупка ПРМ, укомплектованной заводом-изготовителем, как и ее переоборудование силами эксплуатирующей организации, также требует значительных материальных и временных затрат. Для их снижения целесообразно провести анализ оборудования, используемого при ремонте ДСТ, с целью исключения укомплектования ПРМ оборудованием, которое используется редко и неэффективно. В статье рассмотрены вопросы комплектования ПРМ для ремонта ДСТ. На примере гусеничного гидравлического экскаватора КРАНЭКС ЕК-270 проведен АВС и XYZ-анализ оборудования, применяемого при ремонтах, и определена оптимальная комплектация ПРМ. Для каждой выбранной единицы оборудования приведены ее необходимое количество и оптимальные характеристики.
Ключевые слова: передвижная ремонтная мастерская, АВС-анализ, XYZ-анализ, экскаватор, дорожно-строительные машины.
- Яркин, А. В. Управление предприятиями по эксплуатации и ремонту автотранспортной и специальной техники: рабочая тетрадь / А. В. Яркин, Е. Г. Ишкина, В. В. Конев и др.; под ред. Ш. М. Мерданова. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 120 с.
- Апатенко, А. С. Обоснование выбора передвижных ремонтных мастерских при устранении отказов машин на мелиоративных работах / А. С. Апатенко, М. И. Голубев // Техника и оборудование для села. – 2019. – № 3. – С. 27–31.
- Апатенко, А. С. Методика комплектования мобильных сервисов ремонта и обслуживания машин, выполняющих мелиоративные работы / А. С. Апатенко, Н. С. Севрюгина // Техника и технология транспорта. – 2019. – № S (13). – С. 2.
- Особенности оценки эффективности деятельности передвижных авторемонтных мастерских при обслуживании автомобильной техники / А. И. Недолужко, А. А. Котесова, М. Ф. Детлер, А. В. Криворотов, А. Ю. Парубец // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 1.
- Повышение эффективности технической эксплуатации автомобилей и специальной техники в нефтепроводной отрасли / А. В. Базанов, В. И. Бауэр, Е. С. Козин, М. В. Немков, А А. Мухортов // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 6. – С. 69–73.
- Гурдин, В. И. Оптимизация параметров системы ремонта автомобилей / В. И. Гурдин, А. В. Бердюгин // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2010. – № 3 (17). – С. 41–45.
- Луценко, Е. А. Разработка алгортима решения задачи оптимизации размера партии груза при международных автомобильных перевозках / Е. А. Луценко // Вестник МАДИ. – 2018. – № 4 (55). – С. 102–110.
- Маслеников, О. А. Комплектование передвижной ремонтной мастер-ской на основе принципа Парето / О. А. Маслеников, В. В. Конев, А. Н. Карнаухов // Логистический аудит транспорта и цепей поставок: материалы III междунар. науч.-практ. конф., 28 апр. 2020 г. – Тюмень : ТИУ, 2020. – Т. 2: Транспорт в логистике и цепях поставок. – С. 147–155.
- Управление запасами на предприятиях автомобильного сервиса / И. М. Попова, И. К. Данилов, Е. А. Абдулина, Б. А. Нефедов, М. Б. Угланов // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2018. – № 2 (38). – С. 111–115.
- Качурин, В. В. Результаты обоснования оборотного фонда запасных частей для восстановления работоспособности полевых агрегатов по методу Парето / В. В. Качурин // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. – 2013. – № 65. – С. 24–28.
- Пат. 2354603 Российская Федерация, МПК B66C 23/44. Крано-манипуляторная установка / Богданов В. О., Конопкин А. Ф., Мошкин В. С. – № 2007136837/11; заявл. 04.10.2007; опубл. 10.05.2009, Бюл. № 13. – 91 с. : ил.
- Мисюров, М. Н. Оценка возможности монтажа крано-манипуляторной установки на автомобиль / М. И. Мисюров // Наука, техника и образование. – 2017. - № 1 (31). – С. 51–53.
- Пат. 2354603 Российская Федерация, МПК B66C 23/44. Крано-манипуляторная установка / Богданов В. О., Конопкин А. Ф., Мошкин В. С. – № 2007136837/11; заявл. 04.10.2007; опубл. 10.05.2009, Бюл. № 13. – 91 с. : ил.
- А. с. 1402422 СССР, МПК B25B 21/02. Пневмогидравлический привод редкоударного гайковерта / Богдан М. П., Сибогатов В. М.; заявитель и патентообладатель Краматорский индустриальный институт. – № 4147226/25-28; заявл. 14.11.1986; опубл. 15.06.1988, Бюл. № 22.
- Пат. 2495734 Российская Федерация, МПК B23K 9/10. Способ и устройство для преобразования энергии, а также сварочный аппарат / Магарель К., Биндер Ю., Штигльба В., Артельсмаир Б.; заявитель и патентообладатель ФРОНИУС ИНТЕРНЭШНЛ ГМБХ - № 2012113816/02; заявл. 10.09.2010; опубл. 20.10.2013, Бюл. № 29. – 17 с. : ил.
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЯ
Авторы:
Гайс Сатер, аспирант, GhithSater@gmail.com,
Виталий Валентинович Гаевский, д-р техн. наук, проф., vit-life@rambler.ru,
Сергей Сергеевич Шадрин, д-р техн. наук, проф., shadrin@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Рассматриваются способы изменения параметров подвески существующего автомобиля (путем выбора оптимального значения жесткости пружины и коэффициента демпфирования амортизатора) с целью повышения её надёжности и комфорта при движении легковых автомобилей. Конструкция подвески оказывает большое влияние на управляемость и комфорт автомобиля, поскольку воспринимает все нагрузки, поглощая удары и вибрации. Для разработки или модификации подвески используется экспериментальный подход. Этот подход представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс, к тому же он не может гарантировать оптимальное решение. Виртуальная система подвески автомобиля решает эти трудности. Компьютерное моделирование механических систем становится все более важным во многих областях техники. Преимущество таких программ заключается в их способности точно имитировать реальный мир механических систем с использованием компьютерного кода и уравнений. Это устраняет необходимость создания большого числа предварительных вариантов прототипов, проведения лабораторных испытаний и доработки модели, что в итоге экономит время и деньги. Благодаря этому и другим преимуществам программ цифрового моделирования их использование становится все более распространённым. Одним из основных потребителей этих программ является автомобильная промышленность, которая использует MATLAB, ANSYS и ADAMS и другие подобные программы, дающие возможность проводить много видов исследований, имитирующих реальные эксперименты на автомобилях.
Ключевые слова: водитель, математический анализ и моделирование подвески, модель четверти подвески автомобиля, неровности дороги, стандартный профиль дороги, профиль дороги с единичной неровностью.
Список литературы:
- Ning, X. Dynamic analysis of car suspension using ADAMS/car for development of a software interface for optimization / X. Ning, C. Zhao, J. Shen // Procedia Engineering. – 2011. – Vol. 16. – Р. 333–341.
- Patent 15889297 USA, A61B 5 / 0205, B640 13 / 00. Passenger Comfort System / Berkey T. E., Thomas D. S.; applicant and patent holder: The Boeing Company, Chicago, IL (US). – № 20190239757A1; declared 06.02.2018; published 08.08.2019, Bulletin № A1. – 10 p.
- Vitharana, V. H. P. Structural equation modelling of lower back pain due to whole–body vibration exposure in the construction industry/ V. H. P. Vitharana, T. Chinda // International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. – 2019. – Vol. 25, issue 2. – Р. 257–267.
- Habes, D. J. An ergonomic evaluation of snowmobiles / D. J. Habes // Applied occupational and environmental hygiene. – 2010. – Vol. 18, issue 4. – Р. 213–225. – References: pp. 224–225.
- Singh, K. Assessment of Health Risks Among Tractor Operators Due to Whole–Body Vibration / K. Singh, J. S. Randhawa, P. Kalra // Operations Management and Systems Engineering. – Singapore: Springer Singapore, 2019. – P. 169–183.
- Jiang, B. The Comparative Analysis of Car Ride Comfort with Two Different Front Suspensions / B. Jiang // International Conference on Mechanical Engineering and Control Automation. – Jilin: College of Mechanical Engineering in Changchun Guanghua University, 2017. – Р. 295–300. – ISBN: 978-1-60595-449-3.
- Hrovat, D. Survey of advanced suspension developments and related optimal control applications / D. Hrovat // Automatica. – 1997. – Vol. 33, issue 10. – P. 1781–1817.
- Kruczek, A. A full-car model for active suspension–some practical aspects / A. Kruczek, A. Stribrsky // Proceedings of the IEEE International Conference on Mechatronics. – Istanbul: IEEE, 2004. – Р. 41–45.
- Chikhale, S. J. Comparative analysis of vehicle suspension system in Matlab-SIMULINK and MSc-ADAMS with the help of Quarter Car Model / S. J. Chikhale, S. P. Deshmukh // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. – 2013. – Vol. 2, issue 8. – P. 4074–4081.
- Mushka, P. Simulated road profiles according to ISO 8608 in vibration analysis / P. Mushka // Journal of Testing and Evaluation. – 2017. – Vol. 46, issue 1. – Р. 405–418.
- Improved design of dynamic vibration absorber by using the inerter and its application in vehicle suspension / Y. Shen, L. Chen, X. Yang, D. Shi, J. Yang // Journal of Sound and Vibration. – 2016. – Vol. 361. – Р. 148–158.
- Multi-objective optimization of a hybrid electromagnetic suspension system for ride comfort, road holding and regenerated power / M. Ataei, E. Asadi, A. Goodarzi, A. Khajepour, M. B. Khamesee // Journal of Vibration and Control. – 2017. – Vol. 23, issue 5. – P. 782–793.
- Dynamic modelling and experimental validation of three wheeled tilting vehicles / N. Amati, A. Festini, L. Pelizza, A. Tonoli // Vehicle system dynamics. – 2011. – Vol. 49, issue 6. – P. 889–914.
- Гаевский, В. В. Механика взаимодействия колеса с барабаном / В. В. Гаевский, А. Н. Мамаев, Т. А. Балабина // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 106-й Международной научно-технической конференции. – Иркутск : Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2019. – С. 333–345.
- Борисов, С. В. Применение полуактивной подвески с управляемым демпфированием / С. В. Борисов, М. С. Камитов // Вестник МАДИ. – 2019. – № 2 (57). – С. 25–33.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
РАСЧЁТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА ДЛЯ ПРЕВЕНТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ АВТОПОЕЗДА
Авторы:
Михаил Павлович Малиновский, канд. техн. наук, доц., ntbmadi@gmail.com,
Виктор Владимирович Кувшинов, канд. техн. наук, доц., kt@madi.ru,
Евгений Сергеевич Смолко, студент, smolko.evgeny@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Системы динамической стабилизации служат для сохранения управляемости, курсовой и траекторной устойчивости транспортного средства в процессе маневрирования на высокой скорости или скользкой дороге и активизируются в ситуациях, связанных с возможными заносом, сносом или опрокидыванием. Целью настоящей работы является совершенствование превентивных свойств системы динамической стабилизации для большегрузных автопоездов, в том числе специального назначения, путём её совместного использования с активной подвеской. Авторами составлена классификация функций активной подвески. Повышение плавности хода при движении по неровностям наиболее эффективно достигается комбинированным изменением упругих и демпфирующих свойств подвески, а регулирование положения подрессоренных масс при помощи пневмогидравлического упругого элемента возможно либо по массе газа, либо по объёму жидкости. Для противодействия опрокидывающему моменту, вызывающему крен подрессоренных масс, требуется повышать жёсткость упругих элементов. Проблема заключается в быстродействии пневматической активной подвески. В качестве наиболее эффективного способа для реализации превентивной системы динамической стабилизации на большегрузных многозвенных автопоездах авторами предлагается увеличивать жёсткость пневматического упругого элемента уменьшением массы газа путём отключения дополнительной сферы. В исходном состоянии основная и дополнительная камеры сообщены между собой, и начальный объём газа увеличен по сравнению с исходным значением, поэтому требуется поднять начальное давление, чтобы обеспечить сохранение оптимальных характеристик для перевозки груза. В статье приведена методика расчёта статической и динамической характеристик пневматического упругого элемента в жёсткой оболочке с дополнительной камерой для совместного подбора объёма дополнительной камеры и начального давления.
Ключевые слова: транспортные средства специального назначения; пневмогидравлический упругий элемент; активная подвеска; прогнозирование; электронный контроль устойчивости; регулирование крена
Список литературы:
- Гладов, Г. И. Дифференциал с управляемым распределением крутящих моментов по колесам автомобиля / Г. И. Гладов, С. А. Лобанов // Автомобильная промышленность. – 2004. –
№ 5. – С. 36–40. – Библиогр. в конце ст. - Малиновский, М. П. Эволюция систем управления АТС / М. П. Малиновский // Вестник МАДИ. – 2014. – № 4 (39). – С. 22–31. – Библиогр.: с. 30-31.
- Пат. 2304243 Российская Федерация, F16H 48/20, B60K 23/04, B60K 17/16. Дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства / Р. М. Симонов, С. В. Котович; патентообладатель МАДИ. – № 2006113228/11; заявл. 20.04.2006; опубл. 10.08.2007, Бюл. № 22. – 9 с.
- Пат. 2520224 Российская Федерация, F16H 48/28, F16H 48/22, F16H 48/36, B60K 17/16. Дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства / С. В. Котович; патентообладатель МАДИ. – № 2012153858/11; заявл. 13.12.2012; опубл. 20.06.2014, Бюл. № 17. – 11 с.
- Малиновский, М. П. Формирование правого поля для системы предупреждающего управления движением / М. П. Малиновский, Ю. Н. Козлов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 4 (18). – C. 5. – Библиогр. в конце ст.
- Оценка эффективности работы электронных систем контроля устойчивости АТС / В. И. Сальников, Ю. Н. Козлов, А. А. Прокопьев, М. Б. Сыропатов // Автомобильная промышленность. – 2013. – № 10. – С. 31–34.
- Малиновский, М.П. Системы управления колёсных машин: учебное пособие / М. П. Малиновский. – М. : МАДИ, 2018. – 100 с. – Библиогр.: с.96–97. – ISBN 978-5-7962-0234-0.
- Куликов, И. А. Исследование эффективности электронного контроля устойчивости при экстренном маневрировании автомобиля на поверхностях с низким сцеплением / И. А. Куликов, Я. Бикель // Технологии и компоненты интеллектуальных транспортных систем: сбор. тр. конф. – М. : НАМИ, 2018. – С. 230–259. – Библиогр. в конце ст.
- Малиновский, М. П. Метод повышения активной безопасности путем предупреждающего управления движением автопоезда: дис. … канд. техн. наук: 05.05.03 / М. П. Малиновский; МАДИ (ГТУ). – М., 2009. – 157 с. – Библиогр.:
с. 141–153. - Ким, В. А. Методология создания адаптивных систем активной безопасности автотранспортных средств на основе силового анализа: монография / В.А. Ким. – Могилев : Белорусско-Российский университет, 2003. – 344 с. – ISBN 985-6637-05-8.
- Зотов, В. М. Определение критического процесса торможения автомобильного колеса / В. М. Зотов, Н. М. Зотов, Е. В. Балакина // Автомобильная промышленность. – 2009. – № 9. – С. 13–16. – Библиогр.: с. 16.
- Белоусов, Б. Н. Колесные транспортные средства особо большой грузоподъемности / Б. Н. Белоусов, С. Д. Попов. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 728 с. – Библиогр.: с. 721–724. – ISBN 5-7038-2713-2.
- Рязанцев, В. И. Активное управление схождением колес автомобиля / В. И. Рязанцев. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 212 с.
- Павлов, В. В. Теория движения многоцелевых гусеничных и колесных машин: учебник для вузов / В. В. Павлов, В. В. Кувшинов. – Чебоксары: ООО «Чебоксарская типография №1», 2011. – 424 с. – Библиогр.: с. 423. – ISBN 978-5-7361-0143-6.
- Гладов, Г. И. Специальные транспортные средства: Проектирование и конструкции: учебник для вузов / Г. И. Гладов, А. М. Петренко; под ред. Г. И. Гладова. – М. : Академкнига, 2004. – 320 с. – Библиогр.: с. 319. – ISBN 5-94628-134-8.
РЕСУРСО-ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО МАЛОГАБАРИТНОГО ПОГРУЗЧИКА СО СМЕННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Авторы:
Виталий Васильевич Минин, д-р, техн. наук, проф., vminin@rambler.ru,
Виктор Юрьевич Клешнин, аспирант, kleshnin_gross2@mail.ru,
Сибирский федеральный университет, Россия, 660074, Красноярск, ул. Академика Киренского, 26а
Аннотация
Наличие сменного рабочего оборудования циклического и непрерывного действия для базовых моделей универсальных малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом определяет актуальность исследования ресурсо-энергоэффективности эксплуатации их в зависимости от типоразмеров, условий работы и технологий выполняемых задач. Анализ состояния научных работ в области совершенствования сменного рабочего оборудования погрузчика с учетом основных направлений повышения ресурсо-энергоэффективности его эксплуатации определил следующую цель исследования: разработать конструкцию сменного рабочего оборудования на основе разработанных авторами методики и критерия в виде кратности увеличения (уменьшения) технико-эксплуатационных параметров с учетом стоимости конструкции и возможности увеличения тягового усилия. Методика базируется на методах классической механики и безразмерном критерии взаимосвязи основных конструктивных и энергетических параметров универсального малогабаритного погрузчика с бортовым поворотом. Разработана конструкция сменного рабочего оборудования, позволяющая увеличить ресурсо-энергоэффективность эксплуатации агрегатированной машины за счет рационального перераспределения ее массы. На основании результатов вычислительного эксперимента определены рациональные технико-эксплуатационные и массо-габаритные параметры разработанной конструкции сменного рабочего оборудования для базовой модели погрузчика. Также, предложена методика оптимизации этих параметров по комплексному критерию при изменении условий эксплуатации. Практическая значимость исследования заключается в повышении ресурсо-энергоэффективности погрузчика, оснащенного оборудованием для прокола горизонтальных скважин, за счет увеличения тягового усилия.
Ключевые слова: универсальный малогабаритный погрузчик, сменное рабочее оборудование, ресурсо-энергоэффективность эксплуатации, критерий оценки, эксплуатационная масса.
Список литературы:
- Минин, В. В. Концепция повышения эффективности универсальных малогабаритных погрузчиков: монография / В. В. Минин. – Красноярск: СФУ, 2012. – 302 с. – ISBN 978-5-7638-2529-9.
- Баловнев, В. И. Эффективность использования дорожно-строительной техники / В. И. Баловнев, В. Я. Дворковой, Р. Г. Данилов // Строительные и дорожные машины. – 2015. – № 7. – С. 35–38.
- Research on the energy regeneration systems for hybrid hydraulic excavators / T. Lin, Q. Wang, B. Hu, W. Gong // Automation in Construction. – 2010. –Vol. 19. – P. 1016–1026.
- Hui, S. Research on the system configuration and energy control strategy for parallel hydraulic hybrid loader / S. Hui, J. Junqing // Automation in Construction. – 2010. – Vol. 19. – P. 213–220.
- Minav, T. Energy recovery efficiency comparison in an electro-hydraulic forklift and in a disel hybrid heavy forwarder, International symposium on Power Electronics, Electrical Drives / T. Minav, L. Laurila, J. Pyrhonen // SPEEDAM 2010 - International Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion. – Pisa; Italy, 2010. – P. 574–579.
- Кудрявцев, Е. М. Компьютерное моделирование, проектирование и расчет элементов машин и механизмов: учебное пособие / Е. М. Кудрявцев. – М. : АСВ, 2018. – 328 с.
- Баловнев, В. И. Оценка рисков использования фронтальных погрузчиков в неоптимальных условиях их эксплуатации / В. И. Баловнев, Р. Г. Данилов // Строительные и дорожные машины. – 2015. – № 3. – С. 38–40.
- Минин, В. В. Расчет параметров универсального малогабаритного погрузчика по комплексному критерию / В. В. Минин, М. В. Носков // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2011. – № 1. – С. 70–74.
- Доценко, А. И. Пути повышения эффективности использования землеройно-транспортных машин / А. И. Доценко, К. П. Мандровский, Я. С. Садовникова // Вестник МАДИ. – 2019. – № 4 (59). –С. 41–46.
- Гапич, Д. С. К вопросу определения номинального тягового усилия колесных тракторов / Д. С. Гапич, С. Д. Фомин, В. А. Привалов // Стратегия развития сельского хозяйства в современных условиях – продолжение научного наследия Листопада Г. Е. академика ВАСХНИЛ (РАСХН), доктора технических наук, профессора: сб. тр. конф. – Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2019. – С. 50–53.
- Петров, М. А. Повышение эффективности тягово-приводного почвообрабатывающего агрегата / М. А. Петров, Ю. А. Савельев, П. А. Ишкин // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2018. – № 3 (43). – С. 19–24.
- Щитов, С. В. Результаты экспериментальных исследований по определению влияния устройства перераспределения сцепного веса на тяговые свойства и ходовую систему колесного трактора / С. В. Щитов, Е. Е. Кузнецов, Е. С. Поликутина // Достижения науки и техники АПК. – 2015. – Т. 29, № 10. – С. 95–98.
- Гуськов, А. В. Тягово-сцепные свойства и проходимость колесного движителя по грунтам со слабой несущей способность / А. В. Гуськов // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». – 2008. – № 2. – С. 63–75.
- Теоретические предпосылки создания математической модели тягового КПД трактора / К. А. Хафизов, Р. Н. Хафизов, А. А. Нурмиев, И. Г. Галиев // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 3 (54). – С. 116–121.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВЕТРОВЫМИ НАГРУЗКАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА КОНСТРУКЦИИ КРАНОВ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ (АНАЛИЗ ПАТЕНТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Авторы:
Любовь Александровна Сладкова, д-р техн. наук, проф., rich.cat2012@yandex.ru,
РУТ (МИИТ), Россия, 127055, Москва, ул. Образцова 9, стр. 9,
Валерий Константинович Федоров, д-р техн. наук, проф., kaskadf@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Филипп Александрович Кузнецов, аспирант, odevmaltkun@gmail.com,
РУТ (МИИТ), Россия, 127055, Москва, ул. Образцова 9, стр. 9
Аннотация:
На основе глубокого анализа патентной литературы (за 40 лет) в статье выявлены основные направления оценки и способов борьбы с ветровыми нагрузками на сооружения и крановые конструкции в том числе, которые позволят разработать стратегию обеспечения устойчивости крановых конструкций при действии ветра. Методы оценки и способы борьбы с ветровыми нагрузками зависят от характера возмущающего воздействия ветра. Их можно условно разделить на: экспериментальные методы оценки ветрового воздействия с учетом аэродинамических особенностей конструкций и способы борьбы с ветровыми нагрузками непосредственно. В последнем случае для этой цели в отдельные группы были выделены средства автоматизации контроля за работой конструкций, приемы конструктивных решений по снижению ветрового воздействия и методы физического эффекта. Наибольшую группу составляют первое и второе направления. Раскрыты достоинства и недостатки выделенных способов и методов борьбы с ветровыми нагрузками.
Ключевые слова: патентный анализ, методы, способы, борьба, ветровые нагрузки, конструкции кранов, строительные сооружения.
Список литературы:
- Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году. – М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 2017. – 397 с.
- Тарасова, Т. В. Исследование устойчивости башенных кранов при воздействии ветровых нагрузок / Т. В. Тарасова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 (62). – С. 99–105.
- Синельщиков, А. В. Устойчивость башенных кранов при переменных эксплуатационных состояниях / А. В. Синельщиков, Б.Л. Булатов // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2012. – № 2 (54). – С. 41–44.
- Федина, Е. В. Анализ основных причин травматизма при эксплуатации башенных кранов / Е. В. Федина, С. Л. Пушенко // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 4-1 (22). – С. 172.
- Причины возникновений аварий при эксплуатации подъемных сооружений / Ю. Н. Тюрин, Д. Е. Васильев, В. Д. Чугаев, С. Л. Масякин // Химическая техника. – 2015. – № 11. – С. 28.
- Милованова, И. М. Основные причины и нарушения, которые привели к авариям и инцидентам при эксплуатации кранов / И. М. Милованова // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. – 2015. – № 8 (105). – С. 22–25.
- Свидан, Н. И. Пути снижения аварийности башенных кранов / Н. И. Свидан // Промышленные и строительные технологии. – 2016. – № 7 (9). – С. 2.
- Яндекс. Патенты [Электронный ресурс] / Яндекс. – Режим доступа: https://yandex.ru/patents (дата обращения: 15.06.2020).
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Максим Давидович Суладзе, канд. техн. наук, доц., SuladzeMD@gmail.com,
Владимир Куприянович Федулов, канд. техн. наук, проф., Ex-pro911@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Владимир Геннадиевич Подопригора, канд. техн. наук, VGP@bk.ru,
Ассоциация "Аэропорт" ГА, 125167, Россия, Москва, Проезд Аэропорта, 11Б
Аннотация:
В статье представлены сведения о подходах к управлению процессом обеспечения надлежащего состояния аэродромных покрытий, о факторах риска разрушения покрытий, а также составе и ходе выполнения работ по оценке состояния покрытий. Предложены две концепции управления состоянием покрытий – классическая и прогрессивная, реализация которых направлена на обеспечение безопасности, безотказности и долговечности. Приведены два варианта проекта развития и модернизации аэродромной сети: строительство новых аэродромов и аэропортовых комплексов или реконструкция уже существующих объектов, которые предусмотрены государственными программами в плане их технической реализации Применение стратегического планирования в управлении эксплуатационно-техническим состоянием аэродромных покрытий необходимо, так как оно позволяет увеличить долговечность покрытий, а также обеспечить их безопасную эксплуатацию в течение всего срока службы таких конструкций. В работе обусловлена целесообразность эффективного управления состоянием аэродромных покрытий в период их жизненного цикла непосредственно от момента начала строительства до фазы реконструкции в разрезе задач эксплуатационного содержания и менеджмента аэродромной деятельности. Выделена необходимость и важность проведения системного мониторинга состояния аэродромных покрытий для реализации и внедрения прогрессивной концепции управления состоянием аэродромных покрытий.
Ключевые слова: аэродром, взлетно-посадочная полоса, износ, строительство, реконструкция, стратегия, мониторинг.
Список литературы:
- Аэродромные покрытия. Современный взгляд / Н. Б. Васильев, В. А. Кульчицкий, В. А. Макагонов, А. Н. Чеков, Н. И. Романков. – М. : Физико-математическая литература, 2002. – 528 с.
- Суладзе, М. Д. Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий / М. Д. Суладзе, В. К. Федулов. – М. : Наука, 2019. – 102 с.
- Андронов, В. Д. Разработка стратегии поддержания эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий: дис. … канд. техн. наук / Вадим Дмитриевич. – М., 2012. – 190 c.
- Андронов, В. Д., Риск возникновения авиационного инцидента и состояние ВПП / В. Д. Андронов // Аэропорты. Прогрессивные технологии. – 2012. – № 1 (54). – С. 7–12.
- Бочарова, А. Ю. Комплексные исследования искусственных покрытий аэродромов / А. Ю. Бочарова, В. А. Сабуренкова // Актуальные вопросы проектирования, строительства и эксплуатации зданий, сооружений аэропортов: сборник трудов участников научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». – М. : Светлица, 2014. – С. 157–167.
- Продление эксплуатационного ресурса покрытий автомобильных дорог и аэродромов / А. П. Виноградов, В. Н. Иванов, Г. Н. Козлов, Л. Н. Козлов, В. Л. Куликов, В. А. Попов. – М. : Ирмаст-Холдинг, 2001. – 170 с.
- Макагонов, А. В. Долговечность цементобетонных аэродромных покрытий / А. В. Макагонов, В. П. Обследов, В. А. Макагонов // Аэропорты. Прогрессивные технологии. – 2008. – № 2 (39). – С. 16–20.
- Дайлов, А. А. Причины повреждений и разрушений водоотводных лотков аэродромов / А. А. Дайлов, С. Л. Эсаулов // Аэропорты. Прогрессивные технологии. – 2014. – № 1-2 (62-63). – С. 54–57.
- Суладзе, М. Д. О классификации дефектов покрытий аэродромов жесткого типа / М. Д. Суладзе, В. К. Федулов // Вестник МАДИ. – 2013. – № 4 (35). – С. 89–93.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КАБЕЛЕЗАЩИТНЫХ КАНАЛОВ СВЕТОСИГНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ АЭРОДРОМАХ
Авторы:
Борис Алексеевич Виноградов, канд. техн. наук, доц., vinogradov@aeroproject.ru,
Игорь Петрович Оксс, инженер, okss@aeroproject.ru,
Лина Александровна Хван, инженер, khvan@aeroproject.ru,
ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», Россия, 125171, Москва, Ленинградское шоссе, 7
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме проектирования кабельных линий системы светосигнального оборудования аэропортов в условиях реальной эксплуатации. Безопасность эксплуатации воздушных судов во многом зависит от надежной работы всех элементов аэродрома, включая и кабельные линии. Приведены два способа устройства кабельных линий: традиционный – с применением кабелезащитных труб и инновационный – с использованием закрытых каналов. Рассмотрена работа фрагмента кабельного канала под воздействием нагрузки от колес воздушного судна расчетного типа. Приведены расчетные зависимости для определения вертикальной осадки, горизонтального смещения, угла поворота фрагмента канала в диапазоне изменения характеристик сжимаемости грунта. Даны рекомендации по конструированию защитной обоймы канала для обеспечения необходимой прочности и устойчивости канала. Рассмотрен вопрос организации сбора и отвода воды, проникающей внутрь канала извне. Для обеспечения транспортировки и последующего отвода воды в водосточную сеть в кабельном канале предусматривается специальное пространство, что является еще одним инновационным решением в практике конструирования кабельных каналов. Приведены зависимости для определения геометрических размеров дополнительного пространства для транспортировки воды и определения пропускной способности.
Ключевые слова: кабельные линии, светосигнальное оборудование, кабелезащитные трубы, закрытые кабелезащитные каналы, вертикальная осадка, горизонтальное смещение, угол поворота, прочность и устойчивость, сбор и отвод воды, пропускная способность.
Список литературы:
- СП 121.13330.2019. СНиП 32-03-96 Аэродромы. – Введ. 31.07.2019. – М. : Стандартинформ, 2019. – IV, 93 [1] с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ С КОРРОЗИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ
Авторы:
Александр Ильич Васильев, д-р техн. наук, проф., 655178@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Алексей Викторович Кловский, канд. техн. наук, доц., alexey.klovskiy@yandex.ru,
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Россия, 127750, Москва, ул. Тимирязевская, 49,
Артем Викторович Кловский, инженер, temkamlg@mail.ru,
ООО «НИИ МИГС», Россия, 129344, Москва, ул. Енисейская, д. 1, стр. 1
Аннотация:
В статье представлены результаты расчетно-аналитических исследований напряженно-деформированного состояния (НДС) железобетонных балок пролетных строений мостов, подверженных коррозионным повреждениям. Отмечены сложности выполнения «ручных» поверочных расчетов несущей способности железобетонных конструкций с различными дефектами и повреждениями. Разработана методика расчетно-аналитических исследований НДС коррозионно поврежденных изгибаемых железобетонных конструкций, замоделированных из объемных и стержневых конечных элементов (КЭ), в ПК ЛИРА-САПР в нелинейной постановке: описаны и обоснованы основные принципы создания КЭ-модели рассчитываемой балки (без учета повреждений), определено значение и обоснован способ приложения испытательной нагрузки, описан и обоснован способ моделирования коррозионных повреждений бетона и арматуры. В результате трех серий расчетов оценены: степень влияния на параметры НДС балки (на уровень напряжений в арматурных стержнях и прогибы) наличия в сечении арматуры каркасов ребра и сеток в полке балки как без учета, так и с учетом коррозионных повреждений бетона, а также степень влияния на анализируемые параметры коррозионных повреждений продольных арматурных стержней. На основании комплекса выполненных расчетно-аналитических исследований сформулированы выводы по рассматриваемой проблематике.
Ключевые слова: железобетонные конструкции, механическая безопасность, несущая способность, напряженно-деформированное состояние, коррозионные повреждения.
Список литературы:
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 2 июля 2013 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902192610 (дата обращения: 03.07.2020).
- Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (с изменениями на 9 декабря 2011 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307834 (дата обращения: 03.07.2020).
- Шапиро, Д. М. Теория численного расчета плитно-балочных железобетонных пролётных строений мостовых сооружений / Д. М. Шапиро, А. П. Тютин // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2019. – № 2 (54). – С. 134–144.
- Шапиро, Д. М. Нелинейное деформирование и несущая способность мостовых плитно-балочных железобетонных пролётных строений / Д. М. Шапиро, А. П. Тютин // Строительная механика и конструкции. – 2014. – Т. 1, № 8. – С. 78–88.
- Шапиро, Д. М. Нелинейный пространственный расчёт изгибаемых плитно-балочных систем из железобетонных балок со смешанным армированием / Д. М. Шапиро, А. П. Тютин // Бетон и железобетон. – 2014. – № 6. – С. 12–17.
- Шапиро, Д. М. Нелинейный расчет по методу Ньютона-Рафсона и предельные состояния железобетонных плитно-ребристых систем / Д. М. Шапиро, А. П. Тютин // Механика разрушения бетона, железобетона и других строительных материалов: сб. ст. по материалам 7-й междунар. науч. конф.: в 2 т. / РААСН, Воронежский ГАСУ. – Воронеж, 2013. – Т. 2. – С. 174–181.
- Бондарь, И. С. Системы автоматизированного проектирования для расчета мостов / И. С. Бондарь, М. Е. Исаметова, Б. К. Жасболатов // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. – 2017. – № 4 (103). – С. 13–23.
- Гостев, А. Е. Программное обеспечение вариантного проектирования пролетных строений автодорожных мостов / А. Е. Гостев // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2015. – № 1 (4). – С. 64–66.
- Медведев, К. В. Особенности моделирования работы предварительно-напряженных конструкций мостов с учетом ползучести бетона / К. В. Медведев, В. А. Темиргалиев // Мости та тунелі: теорія, дослідження, практика. – 2016. – Вип. 10. – С. 70–79.
- Козлов, В. О. Использование современных расчетных комплексов при проектировании мостовых переходов / В. О. Козлов // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 3 (67). – С. 156–180.
- Серия 3.503.1-73. Пролетные строения без диафрагм длиной 12, 15 и 18 м из железобетонных балок таврового сечения с ненапрягаемой арматурой для автодорожных мостов. Выпуск 1. Железобетонные изделия. Рабочие чертежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293844/4293844212.htm (дата обращения: 09.07.2020).
- Подмазова, С. А. Технологические факторы, обеспечивающие выполнение проектных требований к бетону / С. А. Подмазова // Промышленное и гражданское строительство. – 2013. – № 1. – С. 39–41.
- Ромашкина, М. А. Программный комплекс ЛИРА-САПР. Руководство пользователя, обучающие примеры [Электронный ресурс] / М. А. Ромашкина, В. П. Титок. – Режим доступа: https://rflira.ru/files/lira-sapr/Book_LIRA_SAPR_2018.pdf (дата обращения: 12.07.2020).
- Казарян В. А. Прочность и деформативность сжатых железобетонных стоек с холоднодеформированной рабочей арматурой: дис. … канд. техн. наук / Казарян Ваган Арамович. – М., 2018. – 152 с.
- Васильев, А. И. Деградационные процессы и остаточный ресурс долговечности мостовых элементов / А. И. Васильев // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 1 (23). – С. 1.
ТEХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ
Авторы:
Сергей Борисович Верещагин, канд. техн. наук, доц., sbver@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассказывается об истории создания климатических установок и непосредственно об истории обеспечения климата в транспортных средствах. Вопрос обеспечения климата в кабинах и обитаемых отсеках автомобилей при всей своей кажущейся простоте таит на практике много сложностей и трудно решаемых инженерных задач, особенно в том, что касается обеспечения климата в условиях высоких температур окружающего воздуха. При проектировании систем обеспечивающих прохладу в квартирах, офисах и промышленных зданиях инженер-проектировщик не ограничен ни объёмами размещения агрегатов, ни обеспечением электропитания, вибрационные и ударные воздействия также могут им не учитываться. Что же касается автомобиля или другого колёсного или гусеничного транспортного средства, то обеспечение в нём приемлемого климата – это компромисс, учитывающий множество природных и технических факторов. Постоянное нахождение под воздействием прямой солнечной радиации, большая площадь кругового остекления, маленькие объёмы кабины и моторного отсека, пригодные для размещения агрегатов систем кондиционирования, всё это на порядок затрудняет обеспечение климата в транспортном средстве. В то же время, измеренные в кабине реальные температуры показывают их сильное превышение относительно допустимых норм. Измеренные в различных зонах кабины величины влажности выглядят более оптимистично. Ранее теоретики считали, что в случае нахождения водителя и пассажиров в обитаемом отсеке в нём сразу повышается влажность, мешающая водителю и пассажирам переносить высокие температуры. Исследования, проведенные автором в различных режимах движения машины, показали, что влажность в кабине меньше ожидаемой и при хорошо работающей системе вентиляции не способна повлиять на состояние водителя и пассажиров отрицательным образом. В обитаемом отсеке экологическую опасность могут нести применяемые установки кондиционирования, в воздуховодах которых могут образовываться сапронозные инфекции, способные вызывать у водителя и пассажиров ОРЗ и бронхолёгочные заболевания. Проникающая через неплотности кабины пыль также несёт для водителя и пассажиров экологическую опасность.
Ключевые слова: климатическая установка, кондиционер, температура, влажность, кабина.
Список литературы:
- Варламов, В. А. Что надо знать водителю о себе / В. А. Варламов. – М. : Транспорт, 1990. – 192 с.
- Верещагин, С. Б. Исследование температурного режима и влажности в кабине транспортного средства в условиях жары / С. Б. Верещагин // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». – 2011. – № 3 (84). – С 56–63.
- Верещагин, С. Б. Обеспечение климатических условий в кабинах и обитаемых отсеках специальных колёсных и гусеничных машин: монография / С. Б. Верещагин; МАДИ. – М, 2014. – 100 с.
- Багиров, Б. Г. Человек в жарком климате :(Физиология и гигиена труда) / Б. Г. Багиров. – Ашхабад : Ылым, 1977. – 64с.
- Вайсман, А. И. Гигиена труда водителей автомобилей / А. И. Вайсман. – М. : Медицина, 1988. – 187,[3] с. – ISBN 5-225-00147-5.
- Гуменер, П. И. Изучение терморегуляции в гигиене и физиологии труда / П. И. Гуменер. – М. : Медгиз, 1962. –231с.
- Кощеев, В. С. Физиология и гигиена индивидуальной защиты человека в условиях высоких температур / В. С. Кощеев, Е. А. Кузнец. – М.: Медицина, 1986. – 255 с.
- Методические рекомендации по оценке условий микроклимата и прогнозированию его влияния на организм работающего человека / В НИИ охраны труда; cост. Л. В. Павлухин. – Л. : ВНИИО Т, 1986. – 80 с.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ BRT ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РЕГИОНАХ С СУРОВЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
Авторы:
Вениамин Николаевич Богумил, канд. техн. наук, доц., v_bogumil@mail.ru,
Владимир Михайлович Власов, д-р техн. наук, проф., vmv@transnavi.ru,
Мария Хосе Дуке Саранго, аспирант, majoduque@hotmail.es,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Проблемы городского пассажирского транспорта в различных странах во многом схожи и определяются четырьмя основными факторами, оказывающими влияние на процесс пассажирских перевозок: это численность городского населения, уровень организации и управления городским пассажирским транспортом, уровень концентрации трудовой деятельности в центральных районах и уровень экономической и пространственной сегрегации. Однако в городах с дискомфортными условиями проживания можно выделить еще один немало важный фактор – климатический. В этих условиях проживают миллионы людей в крупных населенных пунктах Западной и Восточной Сибири. В статье рассматривается вопрос организации скоростного автобусного сообщения по принципам, отработанным во многих, в том числе крупнейших, городах мира. При этом особое внимание уделяется комфортности пассажиров, как во время поездки, так и во время ожидания транспортных средств в специальных павильонах на остановочных пунктах. Эти павильоны позволяют людям чувствовать себя комфортно при любых параметрах окружающей среды. Павильоны должны быть оборудованы современными телематическими средствами для информирования пассажиров.
Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, телематика, скоростные автобусные перевозки, климатические факторы, комфортность поездки, остановочные павильоны.
Список литературы:
- Ефименко, Д. Б. Развитие технологического обеспечения навигационной системы диспетчерского управления международными автоперевозками / Д. Б. Ефименко, Т. А. Крутова, С. А. Филатов // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 6. – С. 16–29.
- Сафронов, К. Э. Моделирование пассажирских и транспортных потоков в городской агломерации / К. Э. Сафронов, Э. А. Сафронов // Вестник МАДИ. – 2019. – № 3 (580. – С. 75–82.
- Bogumil, V. N. Analysis of the implementation of telematic tools for data management of passenger traffic dynamics in the Bus Rapid Transit system / V. N. Bogumil, A. A. Kudryavcev, M. J. Duque-Sarango // Revista Facultad de Ingenieria. –2018. – Vol. 27, issue 49. – P. 49–56.
- Shang, H.-Y. Bus timetabling considering passenger satisfaction: An empirical study in Beijing /
H.-Y. Shang, H.-J. Huang, W.-X. Wu // Computers and Industrial Engineering. – 2019. – Vol. 135. –
P. 1155–1166. - The influence of passenger load, driving cycle, fuel price and different types of buses on the cost of transport service in the BRT system in Curitiba, Brazil / D. Dreier, S. Silveira, D. Khatiwada, K. V. O. Fonseca, R. Nieweglowski, R. Schepanski // Transportation. – 2019. – Vol. 46 (6). – P. 2195–2242.
- Duque-Sarango, M. J. Mathematical model for predicting the vehicle occupancy for urban passenger transport on the route / M. J. Duque-Sarango, V. N. Bogumil, N. C. Minh // 2019 International Conference on Advanced Technologies for Communications (ATC). – Hanoi, 2019. –
P. 248–251. - Guía de planificación de sistemas BRT / Institute for Transportation & Development Policy. – Nueva York, 2017. – 908 p.
- Highway capacity manual / Transportation Research Board of the National Academy of Sciences. – Washington, 2010. – 310 p.
- Jagiello, A. The role of the Bus Rapid Transit in public transport / A. Jagiello // Transportation overview. – 2017. – Vol. 2. –P. 1–9.
- Lindau, L.A. Bus rapid transit in Curitiba, Brazil: A look at the outcome after 35 years of bus-oriented development // L.A. Lindau, D. Hidalgo, D. Facchini // Transportation Research Record. – 2010. – Issue 2193. – P. 17–27.
- Ryzkov, A. I. Urban public transport development in Russia: Trends and reforms / A. I. Ryzkov, P. B. Zyuzin // Urban and transportation studies. –Мoscow: National Reserch University Higher School of Economics, 2016. – 37 p.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Авторы:
Алексей Анатольевич Штепа, аспирант, alexei_shtepa@mail.ru,
ВГЛТУ, Россия 394087, Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8
Аннотация:
Наличие разных по функциональной нагрузке служб определяет структуру системы управления предприятием, которая включает три блока: эксплуатационный, технический и экономический. Эффективное функционирование служб пассажирских автотранспортных предприятий, в конечном счете, зависит от оперативности и правильности принятия управленческих решений на уровне подразделений, входящих в структуру системы управления предприятия. Сложность принятия управленческих решений диктуется требованиями учета многочисленных факторов макро- и микроэкономики. В этой связи использование современных систем поддержки принятия решений позволяет реализовать принцип «Что надо сделать, чтобы…». В статье рассматривается математическое моделирование процессов пассажирского автотранспортного предприятия с целью обеспечения принятия грамотных управленческих решений для эффективного планирования пассажирских перевозок. Приводятся методика и алгоритм структурной идентификации прогностических моделей процессов системы пассажирского автотранспортного предприятия, базирующиеся на методе группового учета аргументов теории самоорганизации.
Ключевые слова: математическое моделирование, идентификация, критерий, управление, оптимизация.
Список литературы:
- К вопросу оценки качества обслуживания пассажирских перевозок / В. П. Белокуров, Р. А. Кораблев, Г. А. Авдеев, Г. А. Платонов, В. Д. Болгова // Воронежский научно-технический Вестник. – 2019. – Т. 4, № 4 (30). – С. 77–82.
- Оптимизация управления пассажирскими перевозками и ее особенности / В. П. Белокуров, С. В. Белокуров, Э. Н. Бусарин, Е. В. Митренко, Е. С. Овчинников, К. Н. Мещеряков // Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса: материалы 5-ой Международной научно-практической интернет-конференции. – Орел : ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2016. – С. 229–235.
- Оценка оптимального механизма выбора в задачах управления технологией транспортных процессов / С. В. Белокуров, В. П. Белокуров, А. А. Штепа, Р. А. Кораблев, Э. Н. Бусарин // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сборник трудов Международной научной конференции. – Воронеж : ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», 2020. – С. 604–611.
- Дикарева, О. Н. Информационные технологии оптимизации экономической деятельности предприятия / О. Н. Дикарева // Системы управления и информационные технологии. – 2010. – № 1-2 (39). – С. 226–229.
- Ивахненко, А. Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами / А. Г. Ивахненко. – Киев : Технiка, 1975. – 312 с.
- Ивахненко, А. Г. Моделирование сложных систем по экспериментальным данным / А. Г. Ивахненко, Ю. П. Юрачковский. – М. : Радио и связь, 1987. – 120 с.
- Нестеров, С. Ю. Управление и организация грузоперевозок автотранспортным логистическим предприятием : монография / С. Ю. Нестеров. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 180 с.
- Моделирование транспортной деятельности малых и средних предприятий / А. Н. Новиков, В. М. Курганов, М. В. Грязнов, А. Н. Дорофеев // Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы 4-ой Международной научно-практической конференции. – Орел : ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2019. – С. 318–325.
- Стародубцев, В. С. Вероятностно-адаптивное моделирование транспортной логистики / В. С. Стародубцев, Я. Н. Асташов // Моделирование систем и процессов. – 2015. – Т. 8, № 4. – С. 73–77.
- Стародубцев, В. С. Вероятностно адаптивное моделирование социально-экономических систем пассажирских автотранспортных предприятий / В. С. Стародубцев, А. А. Штепа, В. П. Белокуров // Мир транспорта и технологических машин. – 2020. – № 2 (69). –С. 116–123.
- Стародубцев, В. С. Структурное моделиро-вание экономических систем / В. С. Стародубцев, Т. Л. Безрукова. – Воронеж : Истоки, 2004. – 115 с.
- Шхачева, Р. Г. Управление бизнес-процессами строительной отрасли индустрии / Р. Г. Шхачева, В. С. Стародубцев // Естественные и технические науки. – 2011. – № 2 (52). – С. 401–405.
МЕТОД ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА МЕЖДУ СПОСОБАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЗАГРЕГИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ
Авторы:
Александр Владимирович Литвинов, аспирант, alitvinov85@gmail.com,
ОАО «НИИАТ», Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24
Аннотация:
В статье представлен метод оценки распределения транспортного спроса между способами передвижения на основе применения дезагрегированных моделей, описывающих индивидуальное транспортное поведение. Агрегирование результатов индивидуального выбора осуществляется на основе имитационного моделирования. Разработанные модели позволяют прогнозировать изменение распределения транспортного спроса между способами передвижения для поддержки принятия решений при реализации мероприятий по управлению транспортным спросом.
Ключевые слова: прогнозирование, транспортный спрос, способ передвижения, дезагрегированные модели, транспортное поведение.
Список литературы:
- Транспортная модель Московского региона / А. Э. Воробьёв, А. Ю. Титов, В. А. Гаврилин, А. Ю. Меньшутин, И. А. Бахирев // Вычислительные технологии в естественных науках. Методы суперкомпьютерного моделирования: сборник трудов. Сер. «Механика, управление и информатика». – М. : Институт космических исследований РАН, 2015. – С. 49–62.
- Фишельсон, М. С. Транспортная планировка городов / M. C. Фишельсон. – М. : Высш. шк., 1985. – 239 с.
- Almasri, E. Factors Affecting Mode Choice of Work Trips in Developing Cities - Gaza as a Case Study / E. Almasri, S. Alraee // Journal of Transportation Technologies. – 2013. – Vol. 3 (4). – P. 247-259.
- Cascetta, E. Transportation Systems Engineering: Theory and Methods / E. Cascetta. – London : Kluwer Academic Publishers, 2001. – 742 p.
- Domencich, T. A. Urban travel demand: A behavioral analysis / T. A. Domencich, D. McFadden. – Amsterdam : North-Holland Publishing Company, 1975. – 215 p.
- Keyes, A. K. M. The changing influences on commuting mode choice in urban England under Peak Car: A discrete choice modelling approach / A. K. M. Keyes, D. Crawford-Brown // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. – 2018. – Vol. 58. – P. 167–176.
- Khan, O. Developing passenger mode choice models for Brisbane to reflect observed travel behaviour from the South East Queensland Travel Survey / O. Khan, J. Kruger, T. Trivedi // 30th Australasian Transport Research Forum. – Melbourne, 2007.
- Ortúzar, J. de L. Modelling Transport / J. de L. Ortúzar, L.G. Willumsen. – Chichester : John Wiley & Sons Ltd., 2011. – 586 p.
- Factors influencing modal split of commuting journeys in medium-size European cities / G. Santos, H. Maoh, D. Potoglou, T. von Brunn // Journal of Transport Geography. – 2013. – Vol. 30. – P. 127–137.
- Train, K. E. Discrete choice methods with simulation / K. E. Train. – Cambridge : Cambridge University Press, 2009. – 388 p.
- The experienced mode choice set and its determinants: commuting trips in the Netherlands / D. Ton, S. Bekhor, O. Cats, D.C. Duives, S. Hoogendoorn-Lanser, S. P. Hoogendoorn // Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2020. – Vol. 132. – P. 744–758.
- Zaman, H. Commuting Mode Choice in the Context of Travel Demand Management (TDM) Policies: An Empirical Investigation in Edmonton / H. Zaman, K. N. Habib // Canadian Journal of Civil Engineering. – 2011. – Vol. 38 (4). – P. 433–443.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема организации дорожного движения на пересечениях, запитывающих отдельные урбанизированные территории (транспортные расчетные районы). Особое внимание уделено проблеме оценки емкости транспортных расчетных районов. Целью статьи является исследование метода, который позволил бы с низкой трудоемкостью и относительно высокой точностью прогнозировать интенсивность транспортных потоков, что, в свою очередь, необходимо для повышения качества дорожного движения. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить взаимосвязи между фактической площадью транспортных расчетных районов и их средней или средневзвешенной способностью генерировать корреспонденции. Приведена методика оценки емкости транспортных расчетных районов, позволяющая оценить транспортный спрос и, следовательно, интенсивность транспортных потоков к отдельным урбанизированным территориям. Особенностью предлагаемого метода является полученная эмпирическая зависимость коэффициента использования территории от удаленности от центра города, которая позволяет оценить транспортный спрос с наименьшей трудоемкостью. Приведены примеры расчета транспортного спроса и интенсивности транспортного потока на запитывающем пересечении одного из микрорайонов г. Иркутска. Оценено статистическое расхождение между фактическими данными числа корреспонденций и расчетными значениями, полученными с использованием предлагаемого метода. Даны рекомендации практического применения экспресс-метода.
Ключевые слова: организация движения, транспортный спрос, емкость транспортного расчетного района, коэффициент использования территории.
Список литературы:
- Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
- Беднякова, Е. Б. Совершенствование системы показателей оценки качества организации дорожного движения населенных пунктов / Е. Б. Беднякова // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации: материалы
1-й всероссийской научно-практической конференции. – М. : ФГБОУ ВО ГУУ, 2018. –
С. 160–163. - Градостроительство. Справочник проектировщика / В. А. Лавров [и др.]; под ред. В. Н. Белоусова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Строй-издат, 1978. – 367 с.
- Зедгенизов, А. В. Генерация корреспонденций как основная количественная характеристика, определяющая привлекательность территории/центра массового тяготения / А. В. Зедгенизов // Вестник ИрГТУ. – 2016. – № 4 (111). – С. 187–192.
- Зедгенизова, А. Н. Совершенствование методов оценки спроса на услуги автомобильного транспорта на основе характеристик использования городских территорий: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / А. Н. Зедгенизова. – Иркутск, 2013. – 189 с.
- Лагерев, Р. Ю. К вопросу соблюдения функционального назначения автомобильных дорог и методы повышения эффективности их функционирования / Р. Ю. Лагерев, С. Ю. Лагерев // Вестник ИрГТУ. – 2015. – № 5 (100). –
С. 113–118. - Михалев, Ю. А. Основы градостроительства и планировки населенных пунктов: учебное пособие / Ю. А. Михалев. – Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2012. – 237 с.
- Преловская, Е. С. Подход к оценке транспортного спроса / Е. С. Преловская // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2014. – Т. 1, № 1. – С. 229–231.
- Терентьев, В. В. Определение транспортного спроса при моделировании транспортного процесса / В. В. Терентьев // Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта: материалы международной очно-заочной научно-технической конференции. – Тула : Тульский государственный университет, 2017. – С. 268–272.
- Эртман, Ю. А. Методика оценки влияния градостроительных решений на изменение параметров дорожного движения / Ю. А. Эртман, С. А. Эртман // Перспективы науки. – 2014. – № 8 (59). – С. 48–51.
- Якимов, М. Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М. Р. Якимов. – М. : Логос, 2013. – 188 с.
- Trip generation handbook. An ITE recommended practice. – 2nd edition. – Washington, DC : ITE, 2004. –153 p.
- Зедгенизов, А. В. Экспресс-метод оценки транспортного спроса / А. В. Зедгенизов, Д. Г. Бурков // Политранспортные системы : материалы IX Международной научно-технической конференции по направлению «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке». – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. – С. 300–305.
- Сафронов, К. Э. Моделирование пассажирских и транспортных потоков в городской агломерации / К. Э. Сафронов, Э. А. Сафронов // Вестник МАДИ. – 2019. – № 3 (58). – С. 75–82.