Ученые МАДИ создают материалы для Арктики
В прошлом году по итогам конкурса Минобрнауки России МАДИ получил грант на создание методологии разработки конструкционных материалов для использования в арктических условиях. Подводим первые итоги проекта.
Ученые кафедр «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» и «Технологии конструкционных материалов» под руководством профессора Натальи Бауровой успешно выполнили первый этап проекта. Его целью стало теоретическое исследование строения и свойств слоев и покрытий, формируемых химико-термической обработкой, а также клеемеханических соединений, устойчивых к отрицательным температурам.
В ходе исследования ученые предложили новые варианты:
- технологических процессов поверхностного упрочнения с использованием комбинированных методов химико-термической обработки;
- типовых технологических процессов создания клеемеханических соединений для использования в условиях низких температур.
Коллектив проекта разработал и обосновал методику определения параметров поверхностного слоя, обеспечивающих высокое качество покрытий в различных условиях эксплуатации. Для расширения сферы применения разработки ученые смоделировали упрочнение металлических сплавов при химико-термической обработке, а также структурные изменения слоя металла при клеесварных и клееклепанных соединениях. Это позволит в дальнейшем безошибочно находить и использовать приоритетные механизмы упрочнения.
Кроме того, в рамках первого этапа проекта было осуществлено прогнозирование прочности металлических материалов и выбор способов упрочнения для различных условий эксплуатации.
Полученные научные результаты уже активно внедряются в образовательный процесс по направлениям подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Машиностроение», а также применяются при выполнении диссертационных исследований.
И результат уже заметен! Одним из исполнителей проекта – Дмитрием Серегиным, защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Повышение долговечности и эффективности использования дорожно-строительных машин за счет применения полимерных композиционных материалов». В 2020 году он закончил аспирантуру и в настоящее время работает ведущим инженером кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин», занимаясь исследованием защитных противокоррозионных покрытий деталей транспортно-технологических машин, устойчивых к отрицательным температурам.
Высокое качество выполнения первого этапа проекта подтверждено высокорейтинговыми научными публикациями. Только за прошедший год по теме исследования опубликовано более 25 работ в ведущих научных журналах, а также монография и учебные пособия. Результаты исследования многократно обсуждались на международных научных конференциях. Вузом получено свидетельство о госрегистрации программы для ЭВМ и подано 4 заявки на патент.
Поздравляем коллектив исполнителей проекта и желаем новых достижений!