«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 1 (64), март 2021
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА I2T ЛИМИТИРОВАНИЯ ТОКА ДЛЯ ЛИТИЙ-ИОННЫХ БАТАРЕЙ
Авторы:
Иван Владимирович Ухов, студент, ivan-uhov@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Александр Владимирович Климов, канд. техн. наук, доц., руководитель службы, klimmanen@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ООО «Инновационный центр КАМАЗ», Россия, 143026, Москва, ИЦ Сколково, ул. Большой бульвар, 62,
Илья Олегович Долгий, руководитель группы, Ilya.Dolgiy@kamaz.ru,
ООО «Инновационный центр КАМАЗ», Россия, 143026, Москва, ИЦ Сколково, ул. Большой бульвар, 62,
Фёдор Александрович Рябцев, студент, ryabtsev.fedor@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Вопрос функционирования тяговой аккумуляторной батареи (ТАБ) является одним из наиболее фундаментальных вопросов в области исследования аккумуляторных транспортных средств с тяговым электроприводом (ТЭП). В статье выделяются и описываются характерные особенности работы литий-ионных батарей в широком диапазоне рабочих температур. Авторы отмечают, что для оптимальной работы аккумуляторной батареи необходимо ограничивать значение величины тепловой энергии батареи. В результате исследования авторы приходят
к выводу о необходимости наличия в системе управления батареей алгоритма I2t лимитирования разрядного тока. В статье приводится
детальное описание принципа работы алгоритма I2t защиты батареи на примере математической модели.
Ключевые слова: литий-ионные батареи, I2t защита, система управления батареей, MATLAB, Simulink, Stateflow.
Список литературы
- Internal Temperature Prediction of Lithium-ion Cell Using Differential Voltage Technique / Y. Tripathy, A. McGordon, J. Low, J. Macro // IEEE Transportation Electrification Conference and Expo (ITEC). – New York, 2017. – P. 464–467.
- Temperature effect and thermal impact in lithium-ion batteries: A review / S. Ma, M. Jiang, P. Tao, C. Song, J. Wu, T. Deng, W. Shang // Progress in Natural Science-Material International. – 2018. – Vol. 27, issue 6. – P. 653– 666.
- Groib, R. The influence of temperature on the operation of batteries and other electrochemical energy storage systems [Электронный ресурс ] / R. Groib. – Режим доступа: https://basytec.de/Literatur/Temperature.pdf (дата обращения: 10.10.2020)
- Plett, G.L. Battery management systems. Vol. 1: Battery modeling / G. L. Plett. – Norwood: Artech House Publishers, 2015. – 343 p.
- Doughty, D. A general discussion of Li Ion battery safety / D. Doughty, E.P. Roth // Electrochemical Society Interface. – 2012. – Vol. 21(2). – P. 37–44.
- Battery management systems. Accurate state-of-charge indication for battery-powered applications / V. Pop, H. J. Bergveld, D. Danilov, P.P.L. Regtien, P.H.L. Notten. – Dordrecht: Springer, 2008. – 238 p.
- Chan, C.C. Modern Electric Vehicle Technology / C.C. Chan, K.T. Chau. – New York: Oxford University Press, 2001. – 320 p.
- Yao, L.W. Modeling of lithium-ion battery using MATLAB/simulink / L.W. Yao, J.A. Aziz, P.Y. Kong, N.R.N Idris // IECON Proceedings (Industrial Electronics Conference). – New York: IEPRE, 2013. – No. art. 6699393. – P. 1729–1734.
- ГОСТ Р ЕН 1986-1-2011. Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Ч. 1. Электромобили – М.: Стандартинформ, 2012. – 40 с.
- Davide, A. Battery management systems for large lithium-ion battery packs / A. Davide. – Norwood: Artech House Publishers, 2010. – 303 p.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОГО ХРОМИРОВАНИЯ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ И УПРОЧНЕНИИ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Алексей Николаевич Котомчин, аспирант, aleshka81@list.ru,
Анатолий Федорович Синельников, канд. техн. наук, доц., sinelnikov46@inbox.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Корнейчук Николай Иванович, канд. техн. наук, доц., n.corneiciuc@uasm.md,
ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко», Приднестровская Молдавская Республика,
MD-3300, Приднестровье, Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
Аннотация
Проведённый анализ электролитов хромирования, которые используются для упрочнения и восстановления деталей автомобилей, а также дорожно-строительной техники, показал, что при их использовании возникает ряд трудностей – сложность организации производства и внедрения. Так, при использовании многих электролитов хромирования требуется увеличивать площади гальванического участка для установки дополнительного оборудования, которое будет поддерживать необходимую рабочую температуру электролита, и предусматривать дополнительные энергозатраты на работу мощных холодильных установок. В качестве базовой среды для высокопроизводительного
хромирования был взят существующий электролит хромирования, у которого при повышении его рабочей температуры до значения более 30 оС падают производительность и выход по току, а также снижается качество осадка. Для решения данной проблемы был изменён состав электролита, что позволило устранить имеющиеся недостатки. В результате проведённых исследований было установлено, что электролит
хромирования нового состава при его использованиия в диапазоне рабочих температур 18-35 оС позволит увеличить выход по току до 50 % и скорость осаждения до 450 мкм/ч при повышении качества покрытий по толщине и сохранении высоких показателей микротвердости и износостойкости. При использовании нового электролита за счет создания необходимых условий электролиза будет устранен один из существенных недостатков – сложность его использования на практике. Поэтому возможно внедрение разработанного электролита для проведения упрочнения и восстановления деталей машин.
Ключевые слова: восстановление деталей, износостойкость, микротвердость, толщина покрытия, коррозионная стойкость, трещиноватость, хромирование.
Список литературы
- Котомчин, А.Н. К вопросу выбора способа восстановления деталей машин / А.Н. Котомчин, А.Ф. Синельников, Н.И. Корнейчук // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2020. – Т. 17, № 1 (71). – С. 84–97.
- Стратулат, М.П. Восстановление деталей машин электрохимическим хромированием: монография / М.П.Стратулат. – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2009. – 246 с.
- Newby, K.R. Functional chromium plating / K.R. Newby // Metal Finishing. – 2001. – Vol. 99 (1). – P. 223–233.
- Котомчин, А.Н. Усовершенствование холодного саморегулирующегося электролита хромирования при упрочнении и восстановлении деталей машин / А.Н. Котомчин, А.Ф. Синельников // Мир транспорта и технологических машин. – 2019. – № 4 (67). – С. 17–24.
- Елинек, Т.В. Успехи гальванотехники. Обзор мировой специальной литературы за 2017-2018 годы / Т.В. Елинек // Гальванотехника и обработка поверхности–- 2019. – Т. 27, № 2. – С. 4–8.
- Едигарян, А.А. Электроосаждение хрома и его сплавов из сульфатных растворов Сг (III) / А.А. Едигарян, Ю.М. Полукаров // Гальванотехника и обработка поверхности. – 2001. – Т. 9, № 3. – С. 17–24.
- Кудрявцев, В.Н. Толстослойное хромирование из электролитов на основе сернокислого хрома / В.Н. Кудрявцев, Е.Г. Винокуров, В.В. Кузнецов // Гальванотехника и обработка поверхности. – 1998. – Т. 6, № 1. – С. 24–30.
- Солодкова, Л.Н. Высокопроизводительный электролит износостойкого хромирования / Л.Н. Солодкова, С.В. Ващенко, В.Н. Кудрявцев // Гальванотехника и обработка поверхности. – 2003. – Т.11, № 3. – С. 31–33.
- On the kinetics of chromium electrodeposition on copper electrodes / P. Baraldi, E. Soragni, C. Fontanesi, V. Ganzerli // Journal of Alloys and Compounds. – 2001. – Vol. 317-318. – P. 612–618.
- Котомчин, А.Н. Установка для поддержания рабочей температуры электролитов при восстановлении деталей машин гальваническими покрытиями / А.Н. Котомчин, А.Ф. Синельников // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2020. – Т. 17, № 4 (74). –- С. 500–511.
- Петроченкова, И.В. Особенности влияния температуры на рассеивающую способность электролитов / И.В. Петроченкова, В.М. Помогаев, А.В. Волкович // Успехи в химии и химической технологии. – 2004. – Т. 18, № 4 (44). – С. 44–51.
- Unruh, J.N.M. Electrodeposition of chromium from aqueous electrolytes - Part 11: Composition of the cathode film / J.N.M. Unruh // Galvanotechnik. – 2006. – Vol. 97, issue 12. –P. 2888–2896.
- Innovative surface structures using electrochemical coating methods / Th. Bolch, R. Linde, M. Metzner, K. Müll // Galvanotechnik. – 2005. – Vol. 96, issue 9. – P. 2095–2100+viii.
- Unruh, J.N. Chromium electrodeposition from aqueous solution - Part 1: Chromic acid solutions / j.n. unruh // galvanotechnik. – 2005. – Vol. 96, Issue 9. – P. 2063–2071+v.
- Прогнозирование равномерности осаждения гальванических покрытий / В.М. Помогаев, А.В. Волкович, И.В. Петроченкова, А.Е. Шувакин // Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. – 2007. – Т. 50, № 3. – С. 103–106.
ИССЛЕДОВАНИЯ СЫРЬЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ СИНТЕЗА ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ С ЦЕЛЬЮ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ
Авторы:
Сергей Михайлович Гайдар, д-р техн. наук, проф., techmash@rgau-msha.ru,
РГАУ-МСХА, Россия, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49,
Мария Юрьевна Карелина, д-р техн. наук, проф., karelinamu@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Хоанг Дык Куанг, канд. хим. наук., quanghoang1510@gmail.com,
Российско-Вьетнамский Тропический научно-исследовательский и технологический центр
(Южное отделение), Вьетнам, 700900, Хошимин, ул. 3/2, д. 3,
Владимир Сергеевич Ершов, студент, vsershov21@gmail.com,
Алексей Андреевич Акулов, студент, ter34t@mail.ru,
Артем Олегович Волков, студент, volkovart2000@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Задачей исследования было создание ингибиторов коррозии, способных обеспечить высокую степень защиты различных металлических конструкций, а также автомобильной и сельскохозяйственной техники путем достижения максимальной коррозионной стойкости в различных климатических условиях. В связи с недостаточным обеспечением производств и предприятий антикоррозионными составами коррозия металлов относится к основным экономическим потерям современного металлостроения. В связи с уменьшением прочности металлоконструкций в процессе поражения коррозией их несущая способность уменьшается до 40%, что неблагоприятно сказывается на безопасности эксплуатации пораженных коррозией металлоконструкций. Существует множество средств борьбы с коррозией от покрытия металлоконструкций защитным слоем краски или грунта до внедрения в молекулы металла молекул цинка под действием бегущих электронов. Но наименее изученным и наиболее перспективным стало создание ингибиторов на основе сырья растительного происхождения. Одним и веществ на которое стоит обратить внимание, стал бор (В). Другими опорными элементами стали различные растительные масла. Они призваны увеличить защитную способность боратов. В результате исследований мы получили возможность создания ингибиторов коррозии на основе сырья растительного происхождения для обработки металлоконструкций с целью продления срока их эксплуатации в различных климатических условиях.
Ключевые слова: коррозия, антикоррозийная защита, ингибитор, сырье растительного происхождения, металлоконструкции, бор, растительные масла.
Список литературы:
- Шлыков, А.Е. Сравнительный анализ ингибиторов коррозии / А.Е. Шлыков, Е.М. Тарукин, А.А. Калашов // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 8. – С. 68–71. – Библиогр.: с. 70–71.
- Киселев, В.Г. Оценка экономической эффективности защиты от коррозии и определение потерь от коррозии на примере подземных металлических сооружений / В.Г. Киселев, С.А. Медяный // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2014. –
№ 9-10. –С. 101–110. – Библиогр.: с.108–110. - Пустовойтов, А.С. Виды коррозии кабелей связи и защита их от коррозии / А.С. Пустовойтов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. –
№ 22. – С. 289–293. – Библиогр.: 291–293. - Гайдар, С.М. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии и износа с применением нанотехнологий: дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03: защищена 24.10.2011: утв. 21.02.2012 / Гайдар Сергей Михайлович. – М., 2011. –
432 с. – Библиогр.: с. 415–430. - Продукты конверсии биомассы как ингибиторы коррозии стали / В.И. Мишуров, Е.Н. Шубина, В.А. Клушин, А.А. Чижикова, В.П. Кашпарова, А.Г. Бережная // Журнал прикладной химии. – 2019. – Т. 92, № 5. – С. 585–589. – Библиогр.: с. 588–589.
- Давлетшин, Д.Ф. Подбор ингибитора коррозии для условий эксплуатации объекта арктического шельфа / Д.Ф. Давлетшин, А.Б. Мратшин, А.В. Фаресов // Булатовские чтения. – 2018. –
Т. 2-1. – С. 156–158. – Библиогр.: с. 157–158 . - Консервационные составы на основе водорастворимых ингибиторов коррозии / Е.Г. Кузнецова, Л.Г. Князева, В.Д. Прохоренков, С.М. Гайдар // Наука в центральной России. – 2013. –
№ 5 – С. 43–47. — Библиогр.: с. 45–47. - Оценка биолюминесцентным ферментативным методом биоцидных свойств ингибиторов коррозии, полученных на основе растительных масел / И.Т. Исмаилов, Н.А. Степанов, Е.Н. Ефременко, В.М. Аббасов // Вестник Московского университета. Серия 2: Химия. – 2015. – Т. 56, № 4. – С. 246–251. – Библиогр.: с. 250 - 251.
- Пат. 2597442 Российская Федерация, МПК C23F 11/14. Ингибитор коррозии металлов / Гайдар С.М., Карелина М.Ю., Пыдрин А.В., Петровский Д.И., Петровская Е.А., Быкова Е.В., Быков К.В., Голубев М.И., Шлыков А.Е.; патентообладатель ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева. – № 2015113929/02; заявл. 15.04.2015; опубл. 10.09.2016, Бюл. № 25. – 4 с.
- Шарифуллин, А.В. Синтез и исследование защитных свойств ингибиторов коррозии на основе таллового масла и олеиновой кислоты / А.В. Шарифуллин, С.И. Васюков, К.А. Ямалтдинова // Булатовские чтения. – 2019. – Т. 4. – С. 156–158. – Библиогр.: с. 158.
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА ЕГО СТРУКТУРНОЙ НАДЕЖНОСТИ
Авторы:
Сергей Васильевич Репин, д-р техн. наук, проф., repinserge@mail.ru,
Анна Андреевна Шиманова, канд. техн. наук, доц., sommery@ya.ru,
Денис Александрович Лутов, ассистент, deniss777@list.ru,
CПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4
Аннотация:
Статья посвящена выбору оптимального вида заменяемого быстроизнашивающегося элемента. Расчет выполняется для трех вариантов быстроизнашивающихся элементов на примере броней дробящего конуса. В исследованиях, посвященных проблемам повышения надежности или производительности дробильно-измельчительного оборудования, отмечается, что в ходе рабочего процесса происходит характерное изменение профиля дробящего пространства по мере изнашивания броней, что, в свою очередь, неизбежно приводит к снижению производительности в 1,2 раза. Метод основан на рассмотрении дробильно-измельчительного оборудования, как сложного технического объекта, и анализе структурных элементов, оказывающих наибольшее влияние на безотказность работы, где определяющим показателем является ее вероятность. Для оценки вероятности безотказной работы критического элемента, лимитирующего его надежность до наступления срока его замены, используется метод теории вероятностей. Авторы рассматривают оптимизацию замен элементов по уровню затрат и надежности заменяемых быстроизнашивающихся элементов для сложного технического объекта, основанную на вероятностных моделях определения наработки до предупредительной замены, в которых заложен принцип «минимизации средневзвешенных затрат» на ремонты. Повышение надежности этого узла и производительности оборудования на этапе эксплуатации во многом зависит от выбора материала.
Ключевые слова: строительные машины, надежность, эксплуатация, техническое состояние, периодичность замены элементов, броня дробящего конуса.
Список литературы:
- Словарь основных терминов и определений системы "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". – М. : ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 334 с. – ISBN 978-5-93970-049-8.
- Шиманова, А.А. Методы обеспечения работоспособности сложных технических систем на стадиях жизненного цикла / А.А. Шиманова // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 1 (72). – С. 200–203.
- Репин, С.В. Анализ влияния надежности структурных элементов транспортных средств на безопасность дорожного движения / С.В. Репин, А.В. Зазыкин // Вестник МАНЭБ. – 2019. – Т. 24, № 3. – С. 15–20.
- Денисов, Ив.В. Методика определения общей вероятности безотказной работы технических систем автомобиля (на примере передней подвески ВАЗ-2170) / Ив.В. Денисов, Ил.В. Денисов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-7. – С. 1425–1429.
- Зазыкин, А.В. Методика обеспечения работоспособности строительных машин средствами обслуживания и ремонта: дис. … канд. тех. наук / Зазыкин Андрей Вячеславович. – СПб., 2010. – 227 с.
- Методология обеспечения работоспособности транспортно-технологических машин и комплексов средствами технической эксплуатации: монография / С.В. Репин, К.В. Рулис,
А.В. Зазыкин, С.А. Крупин. – СПб.: СПбГАСУ, 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-9227-0374-1. - Sinha, R.S. Аnalysis of failure statistics for cone crusher maintenance vis-a-vis operational reliability assessment / R.S. Sinha, А.K. Mukhopadhyay // International Journal of Mechanical and Production Engineering Research and Development (IJMPERD). – 2013. –Vol. 3, № 1. – P.125–132.
- Бойко, П.Ф. Технологические методы повышения эффективности работы дробильно-измельчительного оборудования путем оптимизации его технического обслуживания и ремонта: дис. … канд. тех. наук / Бойко Порфирий Федорович. – Белгород, 2005. – 233 с.
- Мнацаканян, В.У. Технология восстановления работоспособности эксцентриковых стаканов дробильных агрегатов / В.У. Мнацаканян,
П.Ф. Бойко // Технология машиностроения. – 2011. – № 2. – С. 38–39. - Горелов, Ю.В. Повышение эффективности эксплуатации конусных дробилок: дис. … канд. тех. наук / Горелов Юрий Викторович. – Екатеринбург, 2000. – 167 с.
- Diagnostics of cone crusher feed segregation using power draw measurements / A. Grondahl,
G. Asbjornsson, E. Hulthén, M. Evertsson // Minerals Engineering. – 2018. – Vol. 127. – Р. 15–21.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ НАУЧНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ДОРОЖНЫХ МАШИН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Авторы:
Станислав Михайлович Грушецкий, канд. техн. наук, доц., grushetsky.stanislav@yandex.ru,
Сергей Аркадьевич Евтюков, д-р техн. наук, проф., s.a.evt@mail.ru,
Сергей Васильевич Репин, д-р техн. наук, проф., repinserge@mail.ru,
Артём Викторович Соболев, соискатель, gps@monitorit.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, 4
Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые из основных причин снижения эффективности применения системы мониторинга дорожных машин (машин для строительства, реконструкции, местного и капитального ремонта, а также содержания автомобильных дорог) в современных условиях. Рассмотрены основные виды датчиков, устанавливаемых на дорожных машинах для работы системы мониторинга, особенности их установки и контролируемые ими параметры. Проведен анализ и даны оценки причинам снижения эффективности применения системы мониторинга дорожных машин. Обоснована недостаточность и необходимость научного сопровождения при анализе работы системы мониторинга дорожных машин. Указаны задачи, которые решаются при научном подходе к исследованию работы системы мониторинга дорожных машин. Целью настоящей статьи является выявить серьёзные недостатки, дать профессиональную их оценку и обосновать необходимость научного сопровождения дальнейшего развития жизненно важной и необходимой системы мониторинга дорожных машин. Статья может быть полезной и интересной для лиц, имеющих отношение к эксплуатации любых дорожных машин.
Ключевые слова: дорожные машины, система мониторинга, датчики, эксплуатация машин, научная составляющая.
Список литературы:
- Мандровский, К.П. Обобщённые характеристики надёжности в системе мониторинга эффективности дорожных машин / К.П. Мандровский // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2016. – № 3 (42). – С. 63–72.
- Чооду, О.А. Развитие систем планово-предупредительного ремонта горных и транспортно-технологических машин / О.А. Чооду // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. – 2019. – № 3 (42). – С. 37–49.
- Формирование парка машин для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог с учетом этапов их жизненного цикла / С.А. Евтюков, С.В. Репин,
С.М Грушецкий., Г.А. Карро // Вестник МАДИ. – 2020. – № 3 (62). – С. 62–68. - Кустарев, Г.В. Оценка эффективности дорожных машин как инструмент технического аудита / Г.В. Кустарев, К.П. Мандровский,
Я.И. Тюрин // Механизация строительства. – 2016. – Том 7, № 57. – С. 18–23. - Гаффарова, С.Р. Современные системы мониторинга и контроля технического обслуживания подъемно- транспортных и строительно-дорожных машин / С.Р. Гаффарова // Совершенствование автотранспортных систем и сервисных технологий: сборник научных трудов по материалам XIV международной научно-технической конференции, посвященной 95-летнему юбилею доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ Авдонькина Фёдора Николаевича (1923-1996). – Саратов : СГТУ имени Гагарина Ю.А., 2018. – С. 107–115.
- Доценко, А.И. Комплексный мониторинг параметров дорожных машин и асфальтобетонной смеси - основа повышения качества покрытий автомобильных дорог / А.И. Доценко // Вестник МАДИ. – 2018.– № 2 (53). – С. 89–93.
- Манаков, А.Л. Создание системы мониторинга технического состояния транспортных и технологических машин / А.Л. Манаков, А.А. Игумнов, С.А. Коларж // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. – 2013. –
№ 4. – С. 125–132. - Озорнин, С.П. Совершенствование организации мониторинга изменений технического состояния машин в эксплуатации / С.П. Озорнин, И.Е. Бердников // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 8. – С. 64–69.
- Исследование функционирования аппаратных средств мониторинга транспортных средств специального назначения / А.Н. Кудаев, А.А. Косенко, Д.В. Бобров, В.Н. Бобров // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 255–259.
- Анализ датчиков для исследования теплового состояния машин / В.В. Конев, С.В. Созонов, Е.В. Половников, А.Н. Леочко // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы международной научно-технической конференции. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2015. – С. 159–164.
- Разработка универсальной системы сбора данных с функциями управления на основе аналогово-цифрового преобразователя / В.В. Конев, А.Г. Обухов, С.В. Созонов, Д.М. Бородин, Е.В. Половников // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 3. – С. 159–164.
- Мандровский, К.П. Оценка динамической устойчивости в мониторинговой системе управления технико-экономической эффективностью дорожных машин / К.П. Мандровский // Вестник Донского государственного технического университета. – 2016. – Т. 16, № 2 (85). – С. 69–76.
- Хруль, С.А. Адаптивный алгоритм обработки потока навигационных данных на основе метода диагностической фильтрации // С.А. Хруль, Д.М. Сонькин // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т . 321, № 5. – С. 217–222.
- Головин, С.Ф. Определение производственно-технической эффективности строительных машин и оборудования / С.Ф. Головин // Вестник МАДИ. – 2012. – № 2 (29). – С. 31–37.
- Применение аналогово-цифрового преобразователя при оценке теплового состояния элементов гидропривода / Ш.М. Мерданов, В.В. Конев, С.П. Пирогов, Д.М. Бородин, С.В. Созонов // Инженерный вестник Дона. – 2014. – № 2 (29). – С. 104. № 2 (29). – С. 104.
- Мизь, В.А. Анализ систем автоматизированного мониторинга автомобильного транспорта и управления дорожным движением / В.А. Мизь, А.В. Хаханова // Автоматизированные системы управления и приборы автоматики. – 2012. – № 161. – С. 25–31.
- Мандровский, К.П. Анализ систем мониторинга дорожно-строительных машин и концепция системы управления эффективностью / К.П. Мандровский // Вестник МАДИ. – 2016. – № 1 (44). – С. 26–33.
- Оборудование для измерения температур в системах строительно-дорожных машин / Д.М. Бородин, С.В. Созонов, В.В. Конев, Е.В. Половников // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4-2. – С. 239–243.
- Научные задачи исследования жизненного цикла дорожных машин в современных условиях / С.А. Евтюков, С.В. Репин, С.М. Грушецкий, Г.А. Карро // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2020. – Т. 17, № 4 (74). –С. 442–451.
- Мандровский, К.П. Возможные перспективы развития систем мониторинга дорожных машин при управлении эффективностью и техническом аудите / К.П. Мандровский // Механизация строительства. – 2016. – Т. 77, № 10. – С. 47–55.
- Мокшин, В.В. Система мониторинга количества материалов для строительства дорожного полотна / В.В. Мокшин, А.П. Кирпичников, Л.М. Шарнин // Вестник Технологического университета. – 2017. – Т. 20, № 17. – с. 99-103.
СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПОДБОРА И ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННОГО ПАРКА ПРЕДПРИЯТИЙ
Авторы:
Шепелина Полина Валерьевна, канд. техн. наук, доц., p.shep@yandex.ru,
РУТ (МИИТ), Россия, 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
Аннотация:
В статье представлены способы оптимизации процесса строительства с учетом комплектации и обновления предприятием своего парка строительной техники и характера ее эксплуатации. Задачу строительства предприятию с его машинным парком следует рассматривать как сложную систему, включающую в себя всю совокупность объектов управления и техники, взаимодействующих как единое целое. В ходе эксплуатации машинного парка методами научно-практического анализа его потенциала выступают производственные и технические характеристики строительной техники. Среди мер по оптимизации процесса строительства и налаживанию эффективной работы машинного парка предприятия автор выделяет обеспечение возможности выполнения механизированных работ собственными силами, передачу техники в финансовый и оперативный лизинг, сервис сдаваемых в лизинг машин, изготовление и продажу средств механизации различных видов, производство и продажу строительных материалов и прочее. Особо отмечается необходимость соответствия парка машин запланированной производственно-строительной программе, современным требованиям технических стандартов, а также полной рабочей загрузке машинного парка предприятия при высоком уровне сервиса, качественном информационно-техническом обеспечении и наличии высококвалифицированного персонала. Применительно к практике эффективность работы машинного парка строительной организации определяется соотношением реальных результатов ее деятельности и потенциально возможных в текущих рыночных условиях при максимальной рационализации организационной структуры всего производственного процесса.
Ключевые слова: строительная техника, строительство, машинный парк, эксплуатация, предприятие, эффективность.
Список литературы:
- Хугаев, С.Г. Проблемы технической оснащенности в отрасли строительства / С. Г. Хугаев // Инновационная наука. – 2019. – № 3. – С. 177–181.
- Bock, T. The future of construction automation. Technological disruption and the upcoming ubiquity of robotics / T. Bock // Automation in Construction. – 2015. – Vol. 59. – P. 113–121.
- Automation of a Steel Wall Framing Assembly /
E. Tamayo, M. Bardwell, A. Qureshi, M. Al-Hussein / ISEC 2017 - 9th International Structural Engineering and Construction Conference: Resilient Structures and Sustainable Construction. – Fargo, ND : ISEC Press, 2017. – doi: 10.14455/ISEC.res.2017.19. - МДС 12-13.2003. Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин. – М. : ГУП ЦПП, 2003. – 28 с. – ISBN 5-88111-029-3.
- Чооду, О.А. Анализ условий технической эксплуатации строительно-дорожной и горной техники при открытой разработке Одегелдейского участка Актальского месторождения каменного угля / О.А. Чооду, С.Ч. Монгуш,
С.А. Евтюков // Вестник гражданских инженеров. – 2018. – №1 (66). – C. 15–-163. - Манаков, А.Л. Системный анализ и тотальное качество технической эксплуатации машинных парков в транспортном строительстве /
А.Л. Манаков, А.Ю. Кирпичников // ҚазККА Хабаршысы. – 2012. – № 3 (76). – С. 3–7. - Петров, А.М. Оптимальный комплекс машин для прокладки нефтепровода в пучинистых грунтах / А.М. Петров, С.И. Вахрушев // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. – 2020. – Том 2. – С. 170–175.
- Репин, С.В. Анализ возрастной структуры парков строительных машин в управлениях механизации / С.В. Репин, А.В. Зазыкин // Материалы 58-й международной научно-технической конференции молодых ученых (аспирантов и докторантов) и студентов «Актуальные проблемы современного строительства». – СПБ.: СПбГАСУ, 2005. – С. 73–74.
- Монгуш, С. Формирование показателей эффективности эксплуатации строительных машин / С. Монгуш // Строительные и дорожные машины. – 2019. – № 4. – С. 11-15.
- Михайлов, А.В. Формирование и эффективное использование машинного парка торфодобывающих компаний / А.В. Михайлов, С.Л. Иванов, В.В. Габов // Вестник ПНИПУ. Геология. Нефтегазовое и горное дело. –2015. – Т. 14, № 14. – С. 82–91.
- Jrade, A. An Economical Operation Analysis Optimization Model for Heavy Equipment Selection / A. Jrade, N. Markiz, N. Albelwi // International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic, Business and Industrial Engineering. – 2012. – Vol. 6 (1). – P. 146–151.
- Dhillon, В.S. Engineering maintenance : a modem approach / by B.S. Dhillon. – Florida: CRC Press, 2002. – 224 p.
- Леонтьев, И.В. Повышение эффективности технического обслуживания дорожных машин для обеспечения их эксплуатационной надежности : дис. … канд. техн. наук : 05.02.13 : защищена 02.06.2005. / Леонтьев Игорь Викторович. – Чита, 2005. – 186 с.
- Прудовский, Б.Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б.Д. Прудовский, В.Б. Ухарский. – М. : Транспорт, 1990. – 239 с. – ISBN 5-277-00980-9.
- Репин, С.В. Методология совершенствования эксплуатации строительных машин на основе информационных технологий: дис. …д-ра техн. наук : 05.05.04 : защищена 02.12.2008 / Репин Сергей Васильевич. – СПб., 2008. – 416 с.
- И.В. Резервирование в управлении хозяйственными системами (на примере транспорта) / И.В. Спирин. – М. : Академкнига, 2003. – 199 с. – ISBN: 5-94628-101-1.
Аннотация
В статье рассматривается вариант моделирования поведения водителя в системе «водитель – машина», оценивается влияние составляющих системы на управляемость машины и обосновывается необходимость упреждающих действий в связи с задержками в системе.
Ключевые слова:
динамическая модель, система «водитель – машина», психофизиологические характеристики водителя, система автоматического регулирования, моделирование поведения водителя.
Список литературы:
- Ломов, Б.Ф. Человек и техника / Б.Ф. Ломов. – 2-е изд. – М.: Знание, 1966. – 464 с.
- Васильченков, В.Ф. Концептуальные основы развития теории автомобильной техники: дис. … д-ра техн. наук/ В.Ф. Васильченков; РВАИ. – Рязань, 2000. – 403 с.
- Васильченков, В.Ф. Военная инженерная психология как составная часть автомобильной эргономики: монография / В.Ф. Васильченков. – Рязань: РВАИ, 2005. – 203 с.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ДЕФОРМАЦИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОРОДСКИХ ТОННЕЛЕЙ МЕТОДОМ ПРОДАВЛИВАНИЯ
Авторы:
Лев Вениаминович Маковский, канд. техн. наук, проф., tunnels@list.ru,
Виктор Валерьевич Кравченко, канд. техн. наук, доц., 609vvk@gmail.com,
Нгуен Нгок Хан, аспирант, hancongbinh107@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Чан Ван Лой, канд. техн. наук, tranloi1976@gmail.com,
Университет им. Нго Куен, Вьетнам, 75000, Биньзыонг, Тхузаумот, 229Б
В настоящее время в крупнейших городах и мегаполисах мира наблюдается значительный рост строительства подземных сооружений различного назначения. В условиях плотной городской застройки и интенсивного уличного движения строительство тоннелей ведётся в большинстве случаев закрытыми способами, обеспечивающими минимальные нарушения городской среды. При сооружении коротких (длиной до 200-300 м) транспортных и пешеходных тоннелей под автомобильными и железными дорогами, инженерными коммуникациями и др. препятствиями наиболее эффективен способ продавливания. Об этом свидетельствует успешный опыт его применения в ряде городов России, Англии, Германии, Японии, Вьетнама и других стран. Для обеспечения безопасной проходки тоннелей способом продавливания на различных этапах строительства тоннеля необходимо прогнозирование возможных деформаций грунтового массива и поверхности земли. Известно, что характер проявления и интенсивность деформаций системы «тоннель – грунтовый массив» зависит, главным образом, от инженерно-геологических факторов. В связи с этим, требуются исследования влияния как отдельных факторов, так и их совокупности. В настоящей статье приведены основные результаты исследований методом математического моделирования с использованием программного комплекса PLAXIS 3D - TUNNEL. Разработана матрица планирования численного эксперимента, и выполнены исследования на 21 модели. Результаты исследований были обработаны методом множественной линейной регрессии, что позволило установить связь между рассматриваемыми факторами и максимальными деформациями поверхности земли. Результаты исследований могут быть использованы в России, Вьетнаме и др. странах при прогнозировании состояния деформированного грунтового массива, вызванного проходкой городских тоннелей мелкого заложения способом продавливания.
Ключевые слова: тоннель, метод продавливания, деформации поверхности земли, численные методы, программный комплекс PLAXIS 3D-TUNNEL.
Список литературы:- Маковский, Л.В. Городские подземные транспортные сооружения / Л.В. Маковский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 1985. – 440 с.
- Строительство автодорожных и городских тоннелей : учебник / Л.В. Маковский, Е.В. Щекудов, Е.Н. Петрова В.В. Кравченко; под ред. Л.В. Маковского. – М. : ИНФРА-М , РИОР, 2014. – 396, [1] с. – ISBN 978-5-369-01331-1.
- Гарбер, В.А. Тоннели и метрополитены. Наука, проектирование, строительство, эксплуатация / В.А. Гарбер. – М. : Экон-Информ, 2008. –168 с. - ISBN 978-5-95-060351-8.
- Wallin, M. Analysis and Mitigation of Settlement Risks in New Trenchless Installations / M. Wallin, K. Wallin, D. Bennett // No-Dig Conference and Exhibition. – Dallas, TX, 2008. - 901 p.
- Taylor, S. Jacked tunnel design and construction / S. Taylor, D. Winsor // Geotechnical Special Publication. – 1999. – Vol. 1999, issue GSP 87. –
P. 1–20. - Mair, R.J. Subsurface Settlement Profiles Above Tunnels in Clays / R.J. Mair, R.N. Taylor,
A. Bracegirdle // Geotechnique. – 1993. – Vol. 43 (2). – P. 315–320. - Leca, E. Settlement induced by tunnelling in soft ground / E. Leca, B. New // Tunnelling and Underground Space Technology. – 2007. – Vol. 22. – P. 119-149.
- Информационное моделирование в тоннелестроении / В.А. Гарбер, Н.Н. Симонов, А.А. Кашко, Д.В. Панфилов // Подземные горизонты. – 2019. – № 20. – С. 37–41.
- Латышев, О.Г. Методические основы прогноза устойчивости подземных выработок / О.Г. Латышев // Проектирование, строительство и эксплуатация комплексов подземных сооружений: труды VI Международной конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2019. - С. 239–246.
- Безродный, К.П. Новые технологические и конструктивные решения, рожденные при строительстве тоннелей БАМ / К.П. Безродный // Метро и тоннели. – 2019. – № 3. – С. 26–27.
- Лонжид, Э. Прогноз сдвижений и деформаций массива горных пород и земной поверхности при пересечении тоннелями метро неоднородных слоистых пород с различной литологией : дис. … канд. техн. наук : 25.00.16 / Лонжид Энхтур. – СПб., 2018. – 96. с.
ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОНА ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК
Авторы:
Аль-Карагули Мустафа Мохаммед, аспирант, mmg_989m@yahoo.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье представлена возможность оценки состояния автомобильных дорог республики Ирак и перспективы применения технологии регенерации асфальтобетона для его дальнейшего использования в качестве оснований дорожных одежд при их усилении. Рассмотрены способы восстановления старого асфальтобетона и результаты исследования сдвигоустойчивости асфальтогранулобетона с добавлением цемента и водного раствора пластификатора. Предлагаемые автором составы могут быть использованы при усилении конструкций дорожных одежд, для повышения прочности и сдвигоустойчивости дорожных покрытий. Отмечается появление технологии, предусматривающей в целях охраны окружающей среды и минимизации стоимости ремонтных работ повторное использование материала асфальтобетонного покрытия – это технология холодной регенерации в установке, которая пока не применяется в Ираке.
Ключевые слова: асфальтовый гранулят, переработка, мобильная установка, прочность, свойства асфальтогранулобетона, пластификатор, водный раствор.
Список литературы:
- Sawsan Sabeeh. Traffic density and its impact on the high pollution levels in the city of Baghdad / Sawsan Sabeeh // AL-Mostansiriyah journal for Arab and international studies. – 2016. – Vol. 3, issue 54. – P. 217–243.
- СТО НОСТРОЙ 2.25.35-2011. Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 7. Строительство оснований с использованием асфальтобетонного гранулята. – М.: СРО НП «МОД «Союздорстрой», 2012. – 23 c.
- ГОСТ 30491-2012. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия. – M. : Стандартинформ, 2013. – 18 c.
- Бабаев, М.Г. Асфальтовые материалы в условиях жаркого климата / М. Г. Бабаев. – Л. : Стройиздат : Ленингр. отд-ние, 1984. – 190 с.
- Васильев, А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения / А.П. Васильев. – М.: Транспорт, 1986. – 248 с.
- Шоман, С.Ш.А. Климатические условия и основные виды разрушений дорожных покрытий в республике Ирак / С.Ш.А. Шоман, М.М. Аль-Карагули // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 4 (10). – С. 3.
- Аль-Карагули, М.М. Эффективность холодной регенерации дорожных покрытий в республике Ирак / М.М. Аль-Карагули // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей. – Волгоград : ВолгГТУ, 2019. С. 15–17.
- Истомин, B.C. Практическое руководство по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий городской дорожной сети / B.C. Истомин. – М. : Издательство Прима-Пресс-М, 2001. – 110 с.
КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ И ДОЛГОВЕЧНЫХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Авторы:
Михаил Васильевич Немчинов, д-р техн. наук, проф., 6580930@mail.ru,
Александр Сергеевич Холин, канд. техн. наук, доц., holin-as@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассматривается критериальная база проектирования дорожных одежд, представляющая собой группу критериев, отражающих требования к одежде и условиям её работы в период эксплуатации. Сформулированы следующие требования к дорожным одеждам: длительный срок службы без ремонтов; возможность проезда транспортных средств всех основных видов, составляющих транспортный поток, с расчётными скоростями при любых погодных условиях; обеспечение безопасности движения автомобилей. Выполнение этих требований обеспечивается максимальным соответствием критериев проектирования дорожных одежд условиям их работы. Условия работы одежды, зависящие от многочисленных техногенных и природных факторов и ими определяемые, названы «средой её обитания». В статье представлены результаты анализа состояния среды обитания одежд автомобильных дорог в период создания отраслевых нормативных документов на их проектирование. Показано изменение среды обитания и, как результат, несоответствие действующей ныне критериальной системы современной среде обитания дорожных одежд. Отмечены изменения в транспортном потоке, конструкциях дорожных одежд, условиях увлажнения земляного полотна. Показана необходимость приведения критериальной системы проектирования в соответствие с новой средой обитания. Обоснованы современные критерии проектирования: прочность, долговечность и безопасность движения автомобилей (похожие на предшествующие по написанию, но другие по физическому содержанию. Проблема рассмотрена комплексно: формирование группы взаимодополняющих критериев, установление критериальных показателей, количественная оценка последних с целью создания прочной конструкции дорожной одежды при требуемой долговечности и обеспечении безопасности движения автомобилей. Дана расшифровка содержания критериев проектирования. Поставлен вопрос о возможности возврата к использованию при проектировании одежды по критерию прочности модуля деформации вместо модуля упругости. Предложены оценочные показатели критериев долговечности (усталость конструкции и материалов) и безопасности движения (текстура поверхности дорожного покрытия).
Ключевые слова: дорожная одежда, асфальтобетонное покрытие, критерий, модуль, деформация, упругость, прочность, долговечность, безопасность движения.
Список литературы:
- Каганович, В.Е. Расчёт и конструирование нежёстких дорожных одежд : метод. пособие / В.Е. Каганович, П.П. Купин. – Омск : Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение, 1964. – 87 с.
- Тиратурян, А.Н. Оценка деградации прочности нежёских дорожных конструкций на основе натурных измерений на участке автомобильной дороги М 4 «Дон» п. Тарасовский / А.Н. Тиратурян, С.А. Ольховой // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 2 (45). – С. 112.
- Чёлушкин, И.А. Экспериментальные исследования дорожной одежды / И.А. Чёлушкин // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8, № 6 (37). – С. 165.
- Тиратурян, А.Н. Комплексный подход к исследованию характеристик динамического деформирования на поверхности нежёстких дорожных одежд с использованием методов неразрушающего контроля / А.Н. Тиратурян, А.А. Ляпин // Вестник ПНИПУ. Механика. – 2016. – № 2. – С. 111–130.
- Ряпухин, В.Н. Особенности напряженно-деформируемого состояния плит на контакте слоев / В.Н. Ряпухин, Н.А. Арсеньева, А.С. Онищенко // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2014. – № 2. – С. 57–64.
- Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд / В.И. Барздо, Ю.М. Яковлев, А.М. Кривисский и др.; под ред. Н. Н. Иванова. – М.: Транспорт, 1973. – 328 с.
- Немчинов, М.В. Дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием. Физика работы. Методология проектирования и расчёта. Прочность и долговечность : монография / М.В. Немчинов, А.С. Холин, А.В. Корочкин. – М.: АСВ, 2019. – 291 с.
- Расулов, Т.А. Обоснование границ дорожно-климатических зон расчётных характеристик крупнообломочных грунтов при проектировании дорожных одежд в условиях Республики Таджикистан: дис. … канд. техн. наук : 05.23.11 / Расулов Тоджиддин Абдуваххобович. – М., 2019. – 190 с.
- Немчинов, М.В. Текстура поверхности дорожных покрытий. Т. 1. Обоснование, нормирование и проектирование параметров текстуры поверхности дорожных покрытий : монография / М.В. Немчинов. – М.: Техполиграфцентр, 2010. – 380 с.
- Болдырев, Г.Г. Механика грунтов. Основания и фундаменты (в вопросах и ответах) / Г.Г Болдырев, М.В. Малышев. – Пенза: ПГУАиС, 2009. – 411 с.
- Железников, М.А. История создания уравнения изгиба плиты (уравнения Софи Жермен) / М.А. Железников // Новости в дорожном деле : научно-технический информационный сборник. – М. : Информавтодор, 2003. – С. 30–35.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ И КОЛИЧЕСТВА ДОБАВЛЕНИЯ ВСПЕНЕННОГО БИТУМА В ПРОЦЕССЕ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА
Авторы:
Чэн Хайин, канд. техн. наук, проф., chynmg@gmail.com,
Технологический университет Внутренней Монголии,
КНР, авт. район Внутренняя Монголия, г. Хух-Хото, ул. Аймин, 49,
Николай Дмитриевич Селиверстов, канд. техн. наук, доц., nicseliverstov@gmail.com,
Московский политехнический университет, Россия, 107023 Москва, ул. Б. Семеновская, 38,
Дарья Алексеевна Макарова, соискатель, makarovadaria.madi@gmail.com,
Наталья Константиновна Тагиева, канд. техн. наук, доц., natagie@mail.ru,
Александр Владимирович Ушков, канд. техн. наук, доц., ushkov.av@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассмотрены преимущества применения вспененного битума в процессе холодной регенерации дорожного покрытия. Описан процесс вспенивания битума в системе, интегрируемой в переработчик для холодной регенерации, представлена технологическая схема указанного процесса. В рамках научного проекта № 20-58-53021 "Метод проектирования и теоретическое исследование комбинации оборудования для производства вспененного битума и машины для регенерации дорожного покрытия" при финансовой поддержке РФФИ и ГФЕН Китая авторами данной статьи были проведены исследования характеристик вспенивания битума. В статье описан процесс проведенного исследования, обоснованы полученные результаты. Параметры технологического процесса при которых обеспечивалось наилучшее вспенивание, использовались для испытаний образцов регенерируемого асфальтобетона нескольких типов на прочность при растяжении до раскола в сухом и влажном состояниях, с целью определения оптимальной доли добавления к исследуемому материалу вспененного битума в процессе холодной регенерации дорожного покрытия. В статье описан процесс указанных испытаний, для каждого из испытуемых материалов приведены и обоснованы оптимальные доли вспененного битума, полученные путем инженерной обработки результатов испытаний. На основании проведенных исследований сформулированы цели и задачи дальнейших исследований в рамках указанного научного проекта.
Ключевые слова: вспененный битум, регенерация, ресайклер, фрезеро-смесительный агрегат, система впрыска.
Список литературы:
- Лупанов, А.П. Переработка асфальтобетона на АБЗ / А.П. Лупанов. – М.: Экон-информ, 2012. – 210 с.
- Селиверстов, Н.Д. Сопоставление теоретических и экспериментальных значений параметров процесса холодного фрезерования дорожных покрытий / Н.Д. Селиверстов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2018. – № 12. – С. 36–40.
- Руководство по холодным фрезам Wirtgen. Технология и применение. – Winghagen: WirtgenGmbh, 2013. –241 с.
- Доценко, А.И. Пути повышения эффективности смесительного оборудования для производства теплых асфальтобетонных смесей со вспененным битумом / А.И. Доценко, С.С. Горохов // Техника и технология транспорта. – 2019. – № S (13). – С. 27.
- Хмара, Л.А. Модернизация и повышение производительности строительных машин / Л.А. Хмара, Н.П. Колесник, В.П. Станевский. – Киев: Будивельник, 1992. – 153 с.
- Макарова, Д.А. Дополнительные машины и оборудование, необходимые для реализации методов непрерывной переработки дорожного покрытия на месте / Д.А. Макарова // Образование. Наука. Производство: материалы X Международного молодежного форума с международным участием. – Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. – С. 1248–1253.
- WIRTGEN GROUP [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.wirtgen-group.com/en-cn/ (дата обращения: 01.10.2020).
- Доценко, А.И. Комплексный мониторинг параметров дорожных машин и асфальтобетонной смеси - основа повышения качества покрытий автомобильных дорог / А.И. Доценко // Вестник МАДИ. – 2018. – № 2 (53). – С. 89–93.
- ОДМ 218.2.034-2013. Методические рекомендации по приготовлению и применению асфальтобетонной смеси с использованием переработанного асфальтобетона. – М., 2013. – 37 с.
- ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. – M. : Стандартинформ, 2014. – 54 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Максим Давидович Суладзе, канд. техн. наук, доц., SuladzeMD@gmail.com,
Владимир Куприянович Федулов, канд. техн. наук, проф., Ex-pro911@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Владимир Геннадиевич Подопригора, канд. техн. наук, VGP@bk.ru,
Ассоциация "Аэропорт" ГА, 125167, Россия, Москва, Проезд Аэропорта, 11Б,
Людмила Павлиновна Огурцова, ст. преп., luda270365@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье приведен подход к управлению процессом обеспечения надлежащего эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий (далее – «управление состоянием»), были проанализированы собранные авторами сведения о текущей и планируемой интенсивности полетов и рабочей загрузке взлетно-посадочной полосы (ВПП), выявлены виды дефектов покрытий. Предложена прогрессивная концепция управления состоянием покрытий, внедрение которой направлено на обеспечение безопасности, безотказности и долговечности. Данная концепция нацелена на продление ресурса покрытий. Она основана на мониторинге, который заключается в обеспечении периодического контроля технических параметров, установленных для конкретного объекта, таких как: прочностные характеристики материалов слоев, ровность поверхности, виды дефектов, объемы дефектов, темпы роста дефектов, индексы состояния и других. По результатам сравнения данных мониторинга и исходных данных по объекту были сформулированы три варианта стратегии управления состоянием покрытий ВПП, основанные на различных технологических подходах к организации восстановительных мероприятий. Представленные в статье экспериментальные данные по реализации прогрессивной концепции подтверждают эффективность ее применения на практике на примере поддержания состояния покрытий действующей взлетно-посадочной полосы в период после окончания нормативного срока ее службы и до закрытия элемента на реконструкцию с обеспечением безопасности полетов. Результаты выполненных методологических исследований и опыт их применения рекомендуются к использованию при разработке отраслевых нормативных документов.
Ключевые слова: аэродром, дефект, аэродромное покрытие, износ, прогрессивная стратегия, мониторинг.
Список литературы:- Баснукаев, И.Ш. Современные подходы к изысканиям и проектированию автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений / И.Ш. Баснукаев, А.З. Абуханов, С.А. Алиев // Вестник ГГНТУ. Технические науки. – 2020. –
Т. 16, № 2 (20). – С. 39–45. - Виноградов, Б.А. Применение полимерных труб для инженерных сетей аэродромов /
Б.А. Виноградов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 4 (18). – С. 7. - Волков, В.В. Ремонт цементобетонных аэродромных покрытий с применением технологии гидроудаления и динамические параметры высокоскоростной струи гидрорежущего агрегата / В.В. Волков, А.В. Бураков // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2012. – № 2 (26). –
С. 108–115. - Попов, А.Н. Методика оценки технического состояния жестких аэродромных покрытий с позиции теории риска / А.Н. Попов, И.Г. Шашков // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2011. – № 2 (22). – С. 90–101.
- Суладзе, М.Д. Исследование деформаций жестких покрытий дорог и аэродромов при наличии в их конструкции ремонтных вставок / М.Д. Суладзе // Промышленное и гражданское строительство. – 2015. – № 5. – С. 60–64.
- Пчелин, А.А. Подготовка аэропортов к чемпионату мира по футболу – 2018 / А.А. Пчелин // Транспорт Российской Федерации. – 2016. –
№ 6 (67). – С. 3-6. - Подольский, В.П. Прочностной расчет локально отремонтированных участков жесткого аэродромного покрытия / В.П. Подольский, А.Н. Попов, Е.В. Макаров // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2019. – № 2 (54). – С. 98–110.
- Степушин, А.П. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов / А.П. Степушин, В.А. Сабуренкова // Вестник МАДИ. – 2017. – № 1 (48). – С. 84–89.
- Кьяинг, А.Ко. О технико-экономической эффективности устройства прочных искусственных оснований под жесткие аэродромные покрытия / А.Ко. Кьяинг // Вестник МАДИ. – 2020. – № 1 (60). – С. 72–78.
- Бураков, А.В. Развитие технологии санации деформационных швов и трещин жестких аэродромных покрытий / А.В. Бураков, Е.Е. Соболев // Вестник МАДИ. – 2019. – № 4 (59). – С. 76–81.
- Кузьмина, В.П. Аэродромы России: вопросы реконструкции и ремонта взлетно-посадочных полос / В.П. Кузьмина // Технологии бетонов. – 2017. – № 3-4 (128-129). – С. 41–46.
РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ ГРУНТОВЫХ ОСНОВАНИЙ БЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Валентина Александровна Сабуренкова, канд. техн. наук, доц., v-saburenkova@mail.ru,
Яков Николаевич Цаплин, аспирант, yakovtsaplin@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассматривается условие прочности грунтового основания бетонного аэродромного покрытия под нагрузкой от современных сверхтяжелых воздушных судов. Приведены результаты численного исследования зависимости максимального контактного давления на грунтовое основание от упругой характеристики плиты для категорий нормативной нагрузки и опор воздушных судов. Расчеты показали, что максимальное контактное давление от сверхтяжелых воздушных судов В777-300ER, В777-300 и В777-200 превышает давление от внекатегорийной нормативной нагрузки. Максимальное контактное давление от воздушных судов А330-200 и А321-100 практически не превышает давление от внекатегорийной нагрузки. Для указанных типов воздушных судов были рассчитаны конструкции бетонного покрытия по прочности бетона на изгиб. Для рассчитанных конструкций были определены значения сжимающих напряжений грунта и предельно допускаемого давления. Анализ результатов расчетов показал, что для сверхтяжелых воздушных судов прочность грунтового основания из супеси пылеватой и глины недостаточна. Для сверхтяжелых воздушных судов, нагрузка от которых превышает внекатегорийную нормативную нагрузку, рекомендуется выполнять расчет конструкции бетонного покрытия по критериям прочности конструкции на изгиб и допускаемого напряжения грунтового основания.
Ключевые слова: аэродром, покрытие, прочность при изгибе, грунтовое основание, напряжение грунта, нагрузка, воздушное судно.
Список литературы:
- Степушин, А.П. Совершенствование метода расчета монолитных цементобетонных покрытий / А.П. Степушин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2013. – № 3. – С. 16–19.
- Степушин, А.П. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов / А.П. Степушин, В.А. Сабуренкова // Вестник МАДИ. – 2017. – № 1 (48). – С. 84–89.
- Татаринов, В.В. Расчет прогибов плиты аэродромного покрытия с учетом размера отпечатка авиашины / В.В. Татаринов, А.В. Фомин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 4 (14). – С. 4.
- Степушин, А.П. Вероятностно-статистический расчет аэродромного покрытия из цементобетона / А.П. Степушин, К.К. Аунг // Вестник МАДИ. – 2018. – № 1 (52). – С. 57–63.
- Татаринов, В.В. О количестве решений задачи прочностного расчета жестких аэродромных покрытий / В.В. Татаринов, Е.А. Макарова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 3. – С. 31–33.
- Виноградов, А.П. Расчет, конструирование, оценка жестких покрытий аэродромов с учетом заданной долговечности / А.П. Виноградов. – М.: Светлица, 2014. – 152 с.
- Виноградов, А.П. Повышение долговечности аэродромных покрытий жесткого типа / А.П. Виноградов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 3. – С. 34–35.
- Сабуренкова, В.А. Оценка несущей способности аэродромных покрытий / В.А. Сабуренкова, Я.Н. Цаплин // Автомобильные дороги. – 2019. – № 1. – С. 118–121.
- Татаринов, В.В. Уточнение методики расчета жестких покрытий аэродромов / В.В. Татаринов, Э.С. Цопанов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 1. – С. 2–3.
- Цытович, Н.А. Механика грунтов / Н.А. Цытович. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ, ПРОЕКТИРУЕМЫХ ПО РАЗНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ, ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ИХ РАСЧЁТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Михаил Геннадьевич Горячев, д-р техн. наук, проф., kafedra_sed@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
На протяжении нескольких последних лет в России одновременно действуют несколько нормативных документов на дорожные асфальтобетоны. Вступивший в силу новый ГОСТ Р 58406.2-2020 находит применение преимущественно на сети федеральных автомобильных дорог. Регламентированные ГОСТ Р 58406.2-2020 дорожные асфальтобетоны существенно отличаются от асфальтобетонов по ГОСТ 9128-2013, для которых обоснованы и установлены расчётные характеристики для проектирования дорожных одежд. Для асфальтобетонов по ГОСТ Р 58406.2-2020 предложенные и применяемые в настоящее время расчётные характеристики не имеют надлежащего научного обоснования и не подкреплены исследовательской базой. В статье предлагается использовать графоаналитический метод определения степени соответствия асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, проектируемых по разным нормативным документам. Разработан методический подход к исследованию, и продемонстрированы результаты анализа общих классификационных признаков асфальтобетонов, что позволяет в дальнейшем обоснованно определять характеристики асфальтобетонов по ГОСТ Р 58406.2-2020 для расчёта дорожных одежд на прочность.
Ключевые слова: асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны, проектирование дорожных одежд.
Список литературы:
- Веренько, А.А. Новые материалы в дорожном строительстве: учебное пособие / А.А. Веренько. – Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 170 с.
- Производство и применение сероасфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах и мостах / С.А. Дергунов, А.А. Макаева, Е.А. Тарановская, В.О. Гончаров // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – № 26-4. – С. 67–69.
- Кварацхелия, Е.Г. Инновационные технологии для повышения качества устройства автомобильных дорог / Е.Г. Кварацхелия, А.В. Волокитина // Высокие технологии в строительном комплексе. – 2020. – № 1. – С. 60–64.
- Кириллов, А.М. Моделирование изменения модуля упругости асфальтобетона при нагружении / А.М. Кириллов, М.А. Завьялов // Инженерно-строительный журнал. – 2015. – № 2 (54). – С. 70–76.
- Перспективы применения резиноасфальтового вяжущего на автомобильных дорогах Свердловской области / С.А. Киселев, В.Е. Кошкаров, Л.В. Колеров, Д.Г. Игошкин // Инновационный транспорт. – 2012. – № 1 (2). – С. 21–26.
- Лугов, С.В. Общие проблемы методов проектирования и назначение некоторых расчетных характеристик материалов дорожных одежд / С.В. Лугов, Е.В. Калёнова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 1 (75). –
С. 11–14. - Особенности проектирования нежесткой дорожной одежды с применением армированных асфальтобетонных слоёв автомобильных дорог Украины / В.В. Мозговой, А.М. Куцман, И.И. Боровик, Т.В. Захарова, В.М. Нагайчук // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. – 2016. – № 1 (51). – С. 107–113.
- ОДМ 218.2.104-2020. Альбом типовых конструкций нежёстких дорожных одежд в различных дорожно-климатических условиях / Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). – М., 2020. – 60 с.
- Руденский, А.В. Определение расчетных значений модуля упругости асфальтобетона по результатам экспериментального определения фактических значений модуля упругости / А.В. Руденский, С.Ю. Поляков // Научный журнал строительства и архитектуры.– 2018. – № 2 (50). – С. 82–93.
- Типовые конструкции дорожных одежд Москвы / В.В. Ушаков, М.Г. Горячев, С.В. Лугов, Е.В. Калёнова, А.Н. Кудрявцев // Техника и технология транспорта. – 2019. – № S (11). – С. 18.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В БУРУНДИ
Марсьен Нгендакумана, аспирант, marcien2017@yandex.ru,
Андрей Николаевич Ременцов, канд. техн. наук, д-р пед. наук, проф., rementsov@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Рассмотрены актуальные транспортные проблемы в странах Восточноафриканского сообщества (или Сообщества): Бурунди, Руанда Уганда, Кения, Танзания и Южный Судан. Представлен анализ транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки в тропических условиях. Определена роль автомобильного транспорта, как основного вида транспорта, являющегося интегратором экономик государств Сообщества и выполняющего основную долю перевозок пассажиров как внутри каждой из стран, так и между странами. Представлены динамика роста численности населения в странах Восточноафриканского сообщества и динамика увеличения потребности в транспортных средствах, выполняющих пассажирские перевозки. Показаны особенности эксплуатации, технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, эксплуатирующихся в странах Сообщества. Приведены примеры влияния дорожных и климатических условий на эксплуатацию транспортных средств и их техническое состояние. На примере государственной автотранспортной компании OTRACO, выполняющей пассажирские перевозки в Бурунди, показано распределение автопарка страны по виду и возрастной структуре транспортных средств, представленного основными моделями ISUZU и TOYOTA COASTER. На примере автобусов рассмотрены основные причины отказов узлов, агрегатов и систем и потребность в запасных частях. На основе выполненного статистического анализа наработок на отказ построены гистограммы выполненных замен деталей. Информация по наработкам представлена с дифференцированием по интервалам с определением наибольшего и наименьшего значения показателя.
Ключевые слова: надёжность, автомобильный транспорт, техническое обслуживание и текущий ремонт, отказы узлов, агрегатов, деталей и систем, Сообщество Восточноафриканских стран, пассажирские перевозки, автотранспортные предприятия, специфика выполнения перевозок.
Список литературы:
- Ndayishimiye, N. Burundi vehicle park / N. Ndayishimiye, M. Nibigira, F. Iranyibutse // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura: ISTEEBU, 2017. – Vol. 10. – P. 85–89.
- Gu, J. Proactive and Effient Spare Parts Inventory Management Policies Considering Reliability Issues / J. Gu. – Ontario: University of Windsor, 2013. – 261, [4] p.
- Nibigira, M. Burundi vehicle park / M. Nibigira,
O. Ntamatungiro, D. Nzeyimana // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura: ISTEEBU, 2011. – Vol. 3. – P. 15–157. - Марсьен, Н. Роль автомобильного транспорта в обеспечении перевозок в государстве Бурунди / Н. Марсьен., А.Н. Ременцов // Проблемы технической эксплуатации автомобильного транспорта: сборник научных трудов по материалам 78-ой Международная и научно-исследовательская конференция МАДИ. – М.: Техполиграфцентр, 2020. – С. 210–211.
- Марсьен, Н. Анализ транспортных проблем республики Бурунди / Н. Марсьен., А.Н. Ременцов // Проблемы технической эксплуатации автомобильного транспорта: сборник научных трудов 76-ой Международная и научно-исследовательская конференция МАДИ. – М.: Техполиграфцентр, 2018. – С. 15–-154.
- Нгендакумана, М. К вопросу управления техническим состоянием подвижного состава для пассажирских перевозок в Бурунди /
М. Нгендакумана, А.Н. Ременцов // Вестник МАДИ. – 2020. – № 2 (61). – С. 3–3. - Верительник, Е.А. Совершенствование методов определения потребности в запасных частях на предприятиях грузового автомобильного транспорта: дис. … канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 16.01.2020 / Верительник Евгений Анатольевич. – Орел, 2019. – 269 с.
- Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Е.С. Кузнецов,
В.П. Воронов, А.П. Болдин; под ред. Е.С. Кузнецов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 413 с. – ISBN 5-277-00967-1. - Ntamatungiro, O. Burundi Bus Service and Management Guide / O. Ntamatungiro, R. Muhorakeye // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura: ISTEEBU, 2012. – 302, [2] p.
- Ndayishimiye, N. Burundian Revenue Office / N. Ndayishimiye // Burundi statistical yearbook. – Bujumbura: ISTEEBU, 2011. – № 2 (62). – P. 105–107.
- Sibomana, J.C. Technical support to OTRACO /J.C. Sibomana // The emergency study on urban transport in Bujumbura. – Bujumbura: ISTEEBU, 2010. – Vol. 2 (53). – P. 85–90.
- United nations economic commission for Africa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uneca.org/ (дата обращения: 17.09.2020).
МЕТОДИКА СБОРА И ОБРАБОТКИ ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Сергей Александрович Филатов, канд. техн. наук, доц, sfillatov@gmail.com,
Татьяна Александровна Крутова, канд.техн.наук, доц, deev.dom34@gmail.com,
Екатерина Сергеевна Барабанова, ассистент, barabanova07@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Статья посвящена анализу возможностей отслеживания контрольных показателей выполнения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а именно показателя коммерческой скорости доставки грузов посредством использования навигационных систем диспетчерского управления международными автомобильными перевозками. Цифровизация отрасли международных перевозок грузов позволяет накапливать массив больших данных о фактических показателях перемещения грузов автомобильным транспортом. Благодаря навигационным системам происходит сбор фактических показателей о времени нахождения транспортного средства в движении, времени простоев, скорости движения на различных участках транспортно-логистического комплекса. Именно эти данные и являются базой для расчета контрольных показателей стратегии развития транспортного комплекса с использованием статистическо-математических методов обработки первичных показателей перемещения грузов в транспортно-логистическом комплексе.
Ключевые слова: координатно-временное навигационное обеспечение, цифровая модель товародвижения, международные автомобильные перевозки, коммерческая скорость.
Список литературы
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».
- Филатов, С.А. Развитие систем логистического мониторинга товародвижения при международных автомобильных перевозках / С.А. Филатов, Е.С Барабанова // Вестник МАДИ. – 2019. – № 2 (57). – С. 107–111.
- Ефименко, Д.Б. Особенности применения автоматизированных систем контроля работы грузового транспорта / Д.Б. Ефименко, А.А. Ледовский // Вестник МАДИ. – 2018. – № 2 (53). – С. 116–123.
- Отраслевые требования к проектированию и внедрению систем телематики на автомобильном транспорте: учебное пособие / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил, И.В. Конин. – М. : МАДИ, 2016. – 100 с.
- Васильенков, Р.В. Анализ статистики перевозок международным грузовым транспортом на территории Российской Федерации / Р.В. Васильенков, А.И. Ткачёв // Вестник транспорта. –2019. – № 6. –С. 16–21.
- Заикин, Р.Н. Применение телематики с целью урегулирования убытков, возникающих при перевозке грузов автомобильным транспортом / Р.Н. Заикин, Т.А. Крутова // Вестник транспорта. – 2018. – № 5. – С. 19–22.
- Заикин, Р.Н. Повышение эффективности контроля сохранности груза во время международных автомобильных перевозок / Р.Н. Заикин // Вестник транспорта. – 2017. – № 8. –
С. 38–40. - Информационно-аналитическая система регулирования на транспорте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asutk.ru/SitePages/home.aspx (дата обращения: 17.10.2020).
- Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ (дата обращения: 10.10.2020).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения: 20.10.2020).
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ
Алексей Вячеславович Терентьев, д-р техн. наук, проф., aleksej.terentev.67@bk.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул.,4,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. техн. наук, доц.,arifullin@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Владимир Дмитриевич Егоров, исполнительный директор, Egorovvd81@yandex.ru,
ООО «БЭДФОРД ГРУПП СПБ», Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Чугунная, 40-105,
Андрей Юрьевич Андреев, генеральный директор,Andreev.a.u@mail.ru,
ООО «Глобэкс», Россия, 196247, Санкт-Петербург, 5-й Предпортовый проезд, 2
Активное внедрение информационно-коммутативных (цифровых) технологий в современную реальность функционирования транспортных систем требует развития теоретических основ создания программного обеспечения, позволяющего: определять формальную эффективность в интеллектуальных транспортных системах (ИТС); выполнять обработку больших объемов данных ИТС; выполнять анализ среды функционирования ИТС с применением алгоритмов искусственного интеллекта, аналитических аналогов нейронных сетей и т.п. ИТС, как сложная система, определяется большой совокупностью формализованных показателей (базы данных) и требует поиска эффективных решений по достаточно большому количеству критериев или признаков эффективности. Получение достоверных решений в многокритериальных информационных ситуациях вызывает затруднения, которые носят объективный характер. Современные математические модели в большинстве случаев искусственно сводят многокритериальные информационные ситуации к однокритериальным категориям. Данный подход, основанный на использовании интегральных критериев в сложных системах, имеет принципиальный недостаток – использование интегральных критериев для получения оценок эффективности действий или процессов, что характеризуется высокой долей субъективизма. В этом случае полученное решение может оказаться приемлемым, но не объективным результатом. Поэтому необходима разработка математических моделей решения многокритериальных задач, применимых к решению задач в ИТС, позволяющих оперировать в среде больших баз данных для оперативной переконфигурации системы управления в условиях неопределённости и/или возможного противодействия внешней среды. В статье приведены результаты разработки математических методов моделирования, позволяющих строить алгоритмы решения оптимизационных задач, сформулированные в виде многокритериальных моделей при наличии высокой степени неопределённости во взаимодействии системы с внешней средой.
Ключевые слова: информационно-коммутативные технологии, интеллектуальные транспортные системы, Парето-оптимальные решения, методы векторной оптимизации, математические модели теории принятия решений.
Список литературы
- Hiroki Sayama. Introduction to the Modeling and Analysis of Complex Systems. — Open SUNY Textbooks, Milne Library. State University of New York at Geneseo, 2015. - 498р.
- Цветков, В.Я. Эмерджентизм / В.Я. Цветков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-1. – С. 137–138.
- Эшби, У.Р. Принципы самоорганизации / У.Р. Эшби. – М. : Мир, 1966. 332 с.
- Динер, И.Я. Районирование множества векторов состояния природы и задача выбора решения / И.Я. Динер // В кн.: Исследование операций. – М.: Наука, 1972. – С. 43–62.
- Цветков, В.Я. Когнитивные аспекты построения виртуальных образовательных моделей / В.Я. Цветков // Перспективы науки и образования. – 2013. – №3. – С. 38–46.
- Simon, Н.А. The architecture of complexity / Н.А. Simon // Proceedings of the American Philosophical Society. – 1962. – Vol. 106, no. 6. – P. 467–482.
- Матрусова, Т.Н. Организация как социотехническая система и управление персоналом в японской фирме / Т.Н. Матрусова // Труд за рубежом.- М.: НИИ труда. – 1999. – №. 4. – С. 77-93
- Корнаков, А.Н. Модель сложной организационно-технической системы / А.Н. Корнаков // Перспективы науки и образования. – 2015. – №2. – С. 44–50.
- Парсонс, Т. Социальные системы / Т. Парсонс // Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. 5, №. 1-2. – С. 169–203.
- Цветков, В.Я. Систематика сложных систем / В.Я Цветков // Современные технологии управления. – 2017. – № 7 (79). – Номер статьи 7903.
- Tsvetkov V. Yа., Lobanov A.A. Big Data as Information Barrier // European researcher, Series A. – 2014. – Vol. (78), № 7-1, p. 1237-1242.
- Цыганов, В.В. Интеллектуальное предприятие.: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации) / В.В. Цыганов, В.А. Бородин, Г.Б. Шишкин. – М. : Университетская книга, 2004. – 768 с.
- Cooper, W.W. Data Envelopment Analysis: A Comprehensive Text with Models, Applications, References, and DEA-Solver Software / W.W. Cooper, L.M. Seiford, K. Tone. – Boston : Kluwer Academic Publishers, 2000. – 318 p.
- Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Application / A. Charnes, W.W. Cooper, A.Y. Lewin, L.M. Seiford. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. – 513 p.
- Data Envelopment Analysis and Regression Approaches to Efficiency Estimation and Evaluation / W.F. Bowlin, A. Charnes, W.W. Cooper, H.D. Sherman // Annals of Operations Research. – 1985. – Vol. 2. – P. 113–138 p.
- Charnes, A. Measuring the Efficiency of Decision Making Units / A. Charnes, W.W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operational Research. – 1978. – Vol. 2. – P. 429–444.
- Farrell, M.J. The Measurement of Productive Efficiency / M.J. Farrell // Journal of The Royal Statistical Society, Series A (General), Part III. – 1957. – Vol. 120. – P. 253–281.
- Grossi, G. National Tourism Policy / G. Grossi, A. Scappini // Analytical Frameworkfor the Evaluation of Efficiency and Effictiveness: the Case of Itali University della SvizzeraItaliana 2010. P.85.
- Анализ эффективности функционирования сложных систем / В.Е. Кривоножко, А.И. Пропой, Р В. Сеньков, И В. Родченков, П.М. Анохин // Автоматизация проектирования. – 1999. – № 1. – С. 2–7.
- Таха. Введение в исследование операций / Таха, Хемди А. – М.: ИД «Вильямс», 2005. – 912 с.
- Терентьев, А.В. Методы определения множества Парето в некоторых задачах линейного программирования / А.В. Терентьев, Б.Д. Прудовский // Записки Горного института. Том 211. – СПб.: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2015. – С. 89-90.
- Джарратано, Д. Экспертные системы: принципы разработки и программирование / Д. Джарратано, Г. Райли. .: Пер. с англ. – 4-е изд. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1152 с.
- Терентьев, А.В. Методы районирования, как методы оптимизации автотранспортных процессов / А.В. Терентьев, Д.Б. Ефименко, М.Ю. Карелина // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 6 (65). – С. 291–294.