Дорога сквозь две мировые войны

Герой очередной публикации цикла «Научный полк» – основоположник отечественной дорожной науки, профессор Николай Иванов, заложивший фундамент практически всех направлений исследования дорожной отрасли. Это ученый с мировым именем, человек широчайшей научной эрудиции, крупнейший специалист в области общего и специального дорожного грунтоведения, а также механики грунтов.

Вся жизнь заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, дважды лауреата Государственных премий, профессора Иванова была посвящена развитию дорожной науки, подготовке инженерных кадров для возведения автомобильных дорог. В течение многих лет он возглавлял кафедру строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного института.

Николай Николаевич Иванов родился в 1888-м году в Петербурге в семье врача. Еще в юности он решил связать свою жизнь с профессией дорожного инженера и стоял у самых ее истоков. В то время количество автомобилей в России не превышало нескольких сотен. Факт проезда на автомобиле из Москвы в Тамбов или из Екатеринбурга в Казань был достоин освещения в журнале «Автомобиль», щебеночное шоссе считалось совершенным, а в печати шла дискуссии: не лучше ли строить одни булыжные мостовые.

Получив среднее образование в гимназии, Николай Иванов поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения и окончил его накануне Первой мировой войны, в 1912 году.

По окончании института молодой инженер поехал в Туркестан на изыскания водохранилищ в верховьях Сыр-Дарьи. Там ему поручили освоение только что появившихся приборов Цейса для наземной стереометрической съемки. В результате выполненных работ Иванов подготовил свой первый научный труд «Стереофотограмметрия и ее применение в мелиорации», который долгое время был единственным руководством по наземной стереофотограмметрической съемке.

Волею судеб Николаю Иванову пришлось стать не только свидетелем, но и участником самых эпохальных и тяжелых потрясений в новейшей истории. В 26 лет он ушел на фронт Первой мировой, служил в инженерных войсках, строил дороги и оборонительные сооружения.

Между двумя мировыми войнами Николай Иванов активно работал. В 1924 г. в Ленинграде был организован первый в стране центр проблем дорожного строительства – Дорожное исследовательское бюро при ленинградском отделе местных сообщений (впоследствии СоюзДорНИИ). Николай Николаевич возглавил в нем изучение механических свойств грунтов и методов строительства дорожных одежд, инновационно сочетая инженерные технологии с достижениями русской школы почвоведения.

Николай Иванов развивал теорию проектирования оптимальных смесей и разработал инженерную классификацию грунтов. Эти исследования выдвинули его в первые ряды специалистов по механике грунтов. Результаты исследований нашли отражение в монографии «Строительные свойства грунтов» и в первом в нашей стране учебнике «Дорожное почвоведение и механика грунтов», написанном в соавторстве с профессором В.В. Охотиным. В 1931 году Николай Иванов разработал авторский курс «Грунтовые дороги», обобщив опыт профилирования грунтовых дорог.

Профессором Ивановым была разработана первая классификация усовершенствованных дорог и предложен способ подбора асфальтовых смесей. Его книга «Черные дороги» стала первой в стране монографией о применении в строительстве дорог органических вяжущих материалов и легла в основу учебника «Строительство дорог», выдержавшего несколько изданий.

В1936 году Николай Иванов возглавил научно-исследовательский отдел управления строительством автомагистрали Москва-Минск и вплотную занялся решением задач устойчивости земляного полотна на болотах. Он предложил метод стандартного уплотнения грунтов и разработал первые требования к их плотности в земляном полотне.

В те же годы Николай Николаевич возглавил теоретические и экспериментальные исследования по изучению работы дорожных одежд под действием статических и движущихся нагрузок. В 1941 году был предложен «Метод расчета нежестких покрытий Дорнии», получивший в мире название Метода профессора Иванова. Метод был введен в действие как обязательный с приказом Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР и на 5-10 лет опередил аналогичные зарубежные исследования.

Когда профессору Иванову исполнилось 53, война снова его настигла. Она пришла в его родной город: Иванов оказался в блокадном Ленинграде. В эти страшные дни Николай Николаевич многое сделал для своего города.

Находясь в условиях блокады, голодая и замерзая, ученый не прекращал работы. Он предложил и обосновал повышение грузоподъемности мостов зимой за счет намораживания ледяного слоя на проезжую часть. Итог – по старым ленинградским мостам смогли пройти тяжелые танки и мощные орудия. В 1942 году Иванов разработал проект автомобильной дороги по льду через Ладожское озеро. «Дорога жизни» спасла сотни тысяч людей, обеспечив доставку продовольствия и боеприпасов.

За свой подвиг Николай Николаевич был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Одна из самых дорогих для него наград – медаль «За оборону Ленинграда», города, где он родился и жил, учился и работал, который он защищал в годы Гражданской войны и Великой Отечественной.

После войны, с 1948 года профессор Иванов работал заведующим кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог МАДИ, получил Сталинскую премию и подготовил 75 кандидатов и докторов наук.

Под руководством Николая Николаевича, на основе его многолетних исследований была создана теория прочности нежестких дорожных одежд и предложена методика для их проектирования, разработаны способы подбора асфальтобетонных смесей, обоснованы требования к материалам для различных типов покрытий, определены методы их испытаний и оценки, а также очерчены пределы применения различных черных покрытий и способы их постройки.

1