Андрей Келлер: «Для преодоления кризиса в аспирантуре важно сформировать систему педагогической подготовки аспирантов»
16 мая на Российском форуме «Молодежь и наука» обсудили проблемы аспирантуры.
В рамках Российского форума «Молодежь и наука», который продолжает свою работу в Нижнем Новгороде, представители научной и вузовской элиты страны обсудили проблемы аспирантуры. Участниками сессии «Наука без молодежи? Кризис российской аспирантуры и пути его преодоления» стали Президент РАН Александр Сергеев, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, председатель Совета Российского союза молодых ученых Анна Щербина, врио ректора МАДИ Андрей Келлер, и многие другие.
Участники отметили, что за последние 10 лет численность аспирантов сократилась почти в два раза, примерно на столько же уменьшилось и количество выпускников аспирантуры, а количество защит в срок сократилось более чем в три с лишним раза. Отчасти это последствия целенаправленных действий по повышению качества подготовки аспирантов.
Вместе с тем, нельзя отрицать и объективные проблемы – отсутствие у многих аспирантов финансовой поддержки, непонимание ими своей персональной траектории в науке и неумение ее выстраивать и другие. Кроме того, требует изменений и сама система обучения в аспирантуре. Эти изменения должны быть ориентированы как на запросы высокотехнологичных работодателей, так и на подготовку научного и преподавательского кадрового резерва для экономики страны.
В последние два учебных года в МАДИ последовательно увеличивается количество мест в аспирантуре. И это не случайно. Для нашего университета создание научного кадрового резерва – одно из стратегических направлений развития. Для этого есть все предпосылки: МАДИ является отраслевым вузом, признанным лидером подготовки кадров, где сконцентрированы уникальные компетенции в автомобильной и дорожно-строительной отраслях.
«Убежден, что для преодоления кризиса в аспирантуре важно сформировать систему педагогической подготовки аспирантов. Мы должны в стенах аспирантуры научить их, как это не парадоксально звучит, качественно учить, дать им инструмент в виде современных методик преподавания», - отметил в своем выступлении на Форуме Андрей Келлер.
Он также подчеркнул, что необходимо усилить подготовку аспирантов в области методологии и методики научных исследований, развивать в рамках аспирантуры курсы, ориентированные на сравнительное науковедение и повышение исследовательской культуры молодых учёных.
«Считаю необходимым создание в университетах сквозных проектно-исследовательских команд и привлечение к их работе студентов с младших курсов. Работа над реальными исследовательскими проектами под бриф индустриальных партнеров в единой команде с аспирантами, докторантами и сложившимися учеными позволит максимально быстро нарастить научные компетенции и, что не менее важно, компетенции soft skills», - заключил Андрей Владимирович.
Напомним, что Российский форум «Молодежь и наука» проходит в Нижнем Новгороде с 15 по 17 мая. Он посвящен обсуждению хода реализации национальных проектов, развитию молодёжной политики, модернизации системы образования и путей интенсификации научных исследований. Форум объединил первых лиц системы науки, высшего образования и молодёжной политики, ведущих учёных, экспертов высшей школы и новое поколение российской интеллектуальной элиты. Форум проводится совместно с XXIX Всероссийским фестивалем «Российская студенческая весна» и в рамках мероприятий по празднованию 800-летия Нижнего Новгорода.