«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (65), июнь 2021
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЖЁСТКОСТИ БЕЗВОЗДУШНОЙ ШИНЫ ПРИ НОРМАЛЬНОМ, БОКОВОМ И ПРОДОЛЬНОМ НАГРУЖЕНИЯХ
Авторы:
Владимир Викторович Мазур, канд. техн. наук, доц., mazurvv@yandex.ru,
Сергей Петрович Рыков, д-р техн. наук, доц., rsp7-8-48@rambler.ru,
ФГБОУ ВО «БрГУ», Россия, 665714, Братск, ул. Макаренко, 40
Аннотация
В статье приведены результаты экспериментального исследования и оценки упругих свойств натурного образца безвоздушной шины при его нормальном, продольном и боковом нагружениях. Целью исследования являлась опытная проверка конструктивных, расчётных и технологических решений, принятых при разработке безвоздушной шины из эластичных полиуретанов отечественного производства, по её выходным параметрам и характеристикам. Для оценки упругих свойств натурного образца были построены характеристики нормальной, продольной и боковой жёсткостей в режиме непрерывного квазистатического нагружения автомобильного колеса на плоском основании испытательного стенда комплексного нагружения. Для измерения нормальной, продольной и боковой нагрузок применялись оригинальные тензометрические датчики собственного изготовления. Регистрация перечисленных нагрузок и соответствующих прогибов и упругих смещений безвоздушной шины осуществлялась с помощью современной высокоточной измерительной аппаратуры. По известным методикам, приведенным в государственных и отраслевых стандартах, были определены коэффициенты нормальной, продольной и боковой жёсткостей, а также коэффициенты сцепления испытуемого образца безвоздушной шины на сухой цементобетонной поверхности. По результатам испытаний было установлено, что созданный натурный образец безвоздушной шины не уступает по исследуемым параметрам и характеристикам близким по размерам и грузоподъёмности пневматическим шинам традиционных конструкций.
Ключевые слова: характеристика жёсткости, шинный стенд, тензометрический датчик, эластичный полиуретан.
Список литературы
- Pat. US 7201194, Int. Cl. B60C 9/26. Non-pneumatic tire / Rhyne T.B., Thompson R.H., Cron S.M., Demino K.W.; Michelin Recherche et Technique S. A. – № 10/782999; filed 20.02.2004; publ. date 10.04.2007.
- Pat. US 2011/0079335, Int. Cl. B60C 7/00. Tension-based non-pneumatic tire / Manesh A., Tercha M.J., Meliska B., Geranski F., Howland G., Stark L., Hauch K., Petersen T.; Resilient Technologies, LLC. – № 12/839236; filed 19.07.2010; publ. date 07.04.2011.
- Pat. US 8276628, Int. Cl. B60B 9/00, B60C 5/00. Non-pneumatic tire / Hanada R., Seto H., Hashimura Y., Matsuda J., Kitazaki T., Kuramochi I., Endo K.; The Yokohama Rubber Co., Ltd. – № 12/368025; filed 09.02.2009; publ. date 02.10.2012.
- Pat. US 2015/0251492, Int. Cl. B60C 7/14, B60B 9/04, B60C 7/24. Non-pneumatic tire / Fudemoto H., Izumoto R., Kotsubo H.; Bridgestone Corporation. – № 14/431426; filed 11.12.2013; publ. date 10.09.2015.
- Pat. US 9333799, Int. Cl. B60C 7/16, B60B 9/26, B60C 7/18. Non-pneumatic tire with reinforcing member having plate wire structure / Choi S.J., Kim H.J., Kim M.S., Ko K.J., Kang K.H.; Hankook Tire Co., Ltd. – № 13/954272; filed 30.07.2013; publ. date 10.05.2016.
- Pat. US 2010/0132858, Int. Cl. B60B 9/12. Non-pneumatic tire / Arakawa K., Masanori I. Masahiro S.; Toyo Tire & Rubber Co., Ltd. – № 12/624533; filed 24.11.2009; publ. date 03.01.2010.
- Pat. US 2007/0119531, Int. Cl. B60C 7/00. Airless spare tire / Steinke R.A., Love T.M., Moore J.G.; Amerityre. – № 11/286424; filed 25.11.2005; publ. date 31.05.2007.
- Pat. EP 2801485, Int. Cl. B60C 17/18. Airless tire / Waco I.; Sumitomo Rubber Industries, Ltd. – № 14162593.9; filed 31.03.2014; publ. date 12.11.2014, Bull. № 46. – 17 p.
- Рыков, С.П. Методы моделирования и оценки поглощающей и сглаживающей способности пневматических шин в расчётах подвески и колебаний колёсных машин : дис. ... д-ра техн. наук: 05.05.03 / Рыков Сергей Петрович – М.: Гос. науч.-исслед. тракторный ин-т, 2005. – 637 с.
- ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения. – М.: Издательство стандартов, 1972. – 24 с.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ГИДРОМОТОРОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Авторы:
Нгуен Чонг Минь, аспирант, ngtrongminhvn@gmail.com,
Владимир Александрович Зорин, д-р техн. наук, профессор, madi-dm@list.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Безопасность и эффективность использования строительной техники определяется уровнем надёжности основных конструктивных элементов и систем машин. Современные строительные машины оснащены многофункциональными гидравлическими системами привода рабочего оборудования. Гидравлический привод строительной машины представляет собой сложную систему, которая подвергается множеству динамических нагрузок переменного характера и работает в условиях внешнего воздействия, вызванного различными факторами. В процессе эксплуатации эти нагрузки вызывают выход из строя элементов гидропередачи. Надежность строительных и дорожных машин во многом определяется показателями работоспособности гидравлического оборудования, которое является критическим по критерию безотказности. Для определения текущего технического состояния, остаточного ресурса и предотвращения появления неисправностей следует применять техническую диагностику. В статье представлена математическая модель оценки рабочего состояния гидромоторов, приведены результаты имитационного моделирования. Дано описание компьютерной программы, реализующей разработанную авторами математическую модель. Программа позволяет определять изменения угловой скорости и давления рабочей жидкости (РЖ) гидросистемы при изменении суммарной величины зазоров в гидромоторе, возникающем в результате изнашивания трущихся деталей. Таким образом, разработанная имитационная математическая модель позволяет обосновать новый метод диагностирования гидромоторов строительных машин.
Ключевые слова: гидромотор, моделирование, техническая диагностика, надёжность.
Список литературы
- Зорин, В.А. Повышение надёжности гидравлических систем строительных машин методами технического диагностирования / В. А. Зорин, Нгуен Чонг Минь., И. С. Нефёлов // Вестник МАДИ. – 2020. – № 3 (62). – C. 24-30.
- Фролова, М.В. Техническая диагностика строительных машин / М.В. Фролова // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Т. 5, № 4. – C. 931-937.
- Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования / В.В. Буренин, Г.С. Мазлумян, Л.А. Пресняков, Г.О. Трифонова, О.И. Трифонова, Р.В. Чайка. – М.: Филиал ФГУП "ЦЭНКИ"-КБТХМ, 2017. – 217 с. – ISBN 978-5-7962-0223-4.
- Тарасик, В.П. Математическое моделирование технических систем / В.П. Тарасик. – Минск: Новое знание, 2013. – 584 с. – ISBN 978-985-475-539-7.
- Фоменко, Н.А. Повышение надежности гидропривода строительно-дорожных машин / Н.А. Фоменко, О.. Бурлаченко, Ю.М. Фетисов // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. – 2019. – № 2 (75). – С. 149-161.
- Zorin, V.A. Assessment of products risks of mechanical engineering by results of diagnosing / V.A. Zorin, N.I. Baurova, A.A. Pegachkov // Periodicals of Engineering and Natural Sciences. – 2019. – Vol.7, No. 1. – Р. 287-293.
- Devendra, K. Modeling and Simulation of Systems Using MATLAB and Simulink / K. Devendra. – New York: CRC Press, 2010. – 734 p. – ISBN 978-1-4398-0672-2.
- Will, D. Hydraulik / D. Will, N. Gebhardt. – Berlin: Springer, 2011. – 523 p. – ISBN 978-3-662-44402-3.
- Belyaev, A., Vehicle reliability and safety through simulation of the sequence of restoration of motor vehicle components / A. Belyaev,
A. Pushkarev, V. Kuzmichev // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 50-55. - Nollau, R. Modellierung und Simulation technischer Systeme / R. Nollau. – Berlin: Springer, 2009. – 302 p. – ISBN 978-3-540-89121-5.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЧЛЕНЕННОГО АВТОСАМОСВАЛА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ВСЕМ ВИДАМ ДОРОГ И МЕСТНОСТИ
Авторы:
Виктор Николаевич Добромиров, д-р техн. наук, проф., viktor.dobromirov@mail.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. тех., наук, доц., i_arifullin@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Кирилл Игоревич Фомин, аспирант, fominkirill96@mail.ru,
Ульяна Николаевна Мейке, аспирант, ulyana.meike@ya.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4
Аннотация
В статье на основе сравнительной оценки ряда эксплуатационных свойств автосамосвалов обосновывается наиболее предпочтительный их вид для производства дорожно-строительных работ на участках линейного строительства. Объектами исследования являются строительные автосамосвалы различных компоновочных схем – жесткорамные и с шарнирно-сочлененной рамой. Целью работы является оценка возможности и целесообразности создания отечественного шарнирно-сочлененного автосамосвала класса грузоподъемности 25 тонн на базе серийных узлов и агрегатов российского производства. Достижение поставленной цели обеспечивалось решением двух задач: прогнозированием технических характеристик шарнирно-сочлененной машины с расчетом показателей ее основных эксплуатационных свойств и оценкой функциональных возможностей сравниваемых машин в специфических условиях их применения. В ходе решения указанных задач обоснованы, спрогнозированы и оценены показатели основных эксплуатационных свойств сравниваемых машин, формирующих уровень их функционального совершенства. Проанализированы методы сравнительных оценок технических объектов, и обосновано применение метода прямого сравнения для сопоставления параметров машин жесткорамной и сочлененной конструкции. На основе выявленных предпочтений предложена конструкция отечественного сочлененного самосвала на базе узлов и агрегатов грузовых автомобилей категории N3 типа КАМАЗ.
Ключевые слова: дорожное строительство, автосамосвал, конструктивная схема, эксплуатационные свойства, прогнозирование, сравнительная оценка.
Список литературы:
- Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей (часть 1) / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. – 2001. – № 3. – С. 24-28.
- Перелыгин, В. Карьерные самосвалы: борьба концепций. Сравнение эксплуатационных качеств карьерных и шоссейных самосвалов / Основные средства. – 2016. – № 2. – С.14-16.
- Липский, С. Конструкции шарнирно-сочлененных самосвалов / C. Липский // Грузавтоинфо. – 2012. – № 103. – C. 30-34.
- Полещук, С.В. Внедорожные шарнирно-сочленные самосвалы АМКОДОР (под редакцией П.П. Капусты) / С.В. Полещук // Грузовик. – 2013. – № 12. – С. 2-10.
- Обзор рынка самосвалов на ширнирно-сочлененной раме в России / Объединение независимых экспертов в области минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленности. – 2-е изд. – М.: ИГ Инфомайн, 2014. –129 с.
- Wood, G.S. Rolling resistance of articulated dump trucks on haul roads: Thesis or Dissertation / Wood Graeme Scott. – Edinburgh, 1994. – 367 p.
- Петров, Ю. Арктический габарит / Ю. Петров // Грузовик-пресс. – 2018. – № 3. – С. 12-18.
- Горгома, О. Рынок шарнирно-сочлененных самосвалов в России. Что нового у лидеров? / О. Горгома // Технологии строительства – 2013. – № 5. – С. 46-52.
- Добромиров В.Н. Анализ основных эксплуатационных свойств и расчет отдельных элементов конструкции грузового автомобиля: метод. указания / В.Н. Добромиров. – СПб.: Петрополис, 2018. – 58 с.
- Добромиров, В.Н. Методы прогнозирования и оценки технического уровня наземных транспортно-технологических машин / В.Н. Добромиров, У.Н. Мейке // Сборник научных трудов молодых ученых кафедры наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ. – СПб. : Петрополис, 2017. – С. 85-97.
- Степанов, А. Сочлененные гусеничные и колесные машины высокой проходимости / А. Степанов // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. – 2003. – № 5. – С. 37-40.
- Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей (часть 2) / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. – 2001. – № 4. – С. 21-26.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОНАСЫЩЕННОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Авторы:
Александр Владимирович Климов, канд. техн. наук, доц.,
руководитель службы, klimmanen@mail.ru,
Виктор Романович Анисимов, студент, инженер-конструктор, rabota.viktor.99@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ООО «Инновационный центр КАМАЗ», Россия, 143026, Москва, ИЦ Сколково, ул. Большой бульвар, 62
Аннотация:
Вопрос обеспечения тяговых показателей при минимальной массе электрических машин является одним из фундаментальных вопросов при проектировании тяговых электрических установок. Авторы отмечают, что требуется обеспечение минимизации массы без снижения эффективности и без ухудшения тяговых показателей электрических машин. В статье рассматриваются способы увеличения потокосцепления, и в качестве одного из самых эффективных способов предлагается увеличение потокосцепления за счёт увеличения частоты вращения, так как, в отличие от других методов, этот метод не увеличивает сопротивление фазы и, соответственно, потери энергии в обмотке. В данной статье рассмотрено влияние скорости вращения электрической машины на её габаритные и массовые показатели. Также проанализированы основные потери энергии в электрической машине и влияние на них частоты вращения ротора. С учётом потерь в электрической машине была рассчитана её эффективность. В результате исследования было выявлено, что увеличение частоты вращения приводит не только к снижению массовых и габаритных показателей, но и к снижению эффективности электрической машины. Оптимальные значения частоты вращения требуется определять для каждой электрической машины, обеспечивая тем самым её высокую эффективность, минимальную массу и габариты, а также необходимые тягово-динамические показатели.
Ключевые слова: потокосцепление, тяговые электрические двигатели (ТЭД), частота вращения ротора, удельные показатели, эффективность (КПД).
Список литературы:
- On the Impact of Maximum Speed on the Power Density of Electromechanical Powertrains / D. Schweigert, M. Enno Gerlach, A. Hoffmann, B. Morhard, A. Tripps, T. Lohner, M. Otto, B. Ponick, K. Stahl // Vehicles. – 2020. – Vol. 2 (2). – P. 365-397.
- Вихревые токи и потери на гистерезис [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://elektrovesti.net/electricity/392_vikhrevye-toki-i-poteri-na-gisterezis (дата обращения: 09.11.2020).
- Faizan, A. Efficiency of DC Motor and DC Generator [Электронный ресурс] / A. Faizan // Electrical Research Fellow (USA). – Режим доступа: https://electricalacademia.com/dc-machines/efficiency-of-dc-motor-and-dc-generator/ (дата обращения: 09.11.2020).
- Meier, S. Theoretical design of surface-mounted permanent magnet motors with fieldweakening capability: Master Thesis / S. Meier; Royal Institute of Technology Department of Electrical Engineering Electrical Machines and Power Electronics. – Stockholm, 2002. – 74 p.
- Merwerth, J. The Hybrid-Synchronous Machine of the New BMW i3&i8: Challenges with Electric Traction Drives for Vehicles / J. Merwerth. – Lund, Sweden: Workshop University Lund, 2014. – 9 p.
- Challenges and Opportunities of Very Light High-Performance Electric Drives for Aviation / M. Henke, G. Narjes, J. Hoffmann, C. Wohlers, S. Urbanek, C. Heister, J. Steinbrink, W.-R. Canders, B. Ponick // Energies. – 2018. – Vol. 11 (2). – Art. 344.
- Impact of Rotor Pole Number on the Characteristics of Outer-rotor Hybrid Excitation Flux Switching Motor for In-wheel Drive EV / M.Z. Ahmada, E. Sulaimana, Z.A. Harona, T. Kosakab // Procedia Technology. – 2013. – Vol. 11. – P. 593- 601.
- Radespiel, R. High-lift research for future transport aircraft / R. Radespiel, W. Heinze, L. Bertsch // 66 Deutscher Luft- und Raumfahrtkongress (DLRK). – Munich, Germany, 2017. – 15 p.
- High-Speed Electrical Machines: Technologies, Trends, and Developments / D. Gerada, A. Mebarki, N.L. Brown, C. Gerada, A. Cavagnino // IEEE Transactions on Industrial Electronics. – 2014. – Vol. 61 (6). – P. 2946-2959.
- Hadžiselimović, M. Impact of Pole Pair Number on the Efficiency of an Induction Generator for a Mini Hydro Power Plant / M. Hadžiselimović, M. Mlakar, B. Štumberger // Przeglad Elektrotechniczny. – 2013. – Vol. 89 (2). – P. 17-20.
ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА ПЛАСТИЧНОГО СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Авторы:
Владимир Александрович Зорин, д-р техн. наук, проф., madi-dm@list.ru,
Ле Чонг Туан, аспирант, letuan8585@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты исследований и даются обоснования оптимального состава пластичного смазочного материала для дорожно-строительных машин на основе метода идеальной точки и оптимизации по Парето. Решение поставленной задачи производится методом оптимизации двух целевых функций: температуры каплепадения и стоимости пластичного смазочного материала. В статье подробно описана последовательность действий при оптимизации состава пластичного смазочного материала. Приведены результаты расчетов для дорожно-строительных машин, используемых в тропических условиях Вьетнама. По результатам расчетов построены графики функций оптимизации температуры каплепадения новых смазочных материалов и экономической эффективности использования дорожно-строительных машин в тропических условиях. Анализ полученных данных и результатов расчётов позволили определить оптимальные значения показателей температуры каплепадения и стоимости пластичного смазочного материала для дорожно-строительных машин, эксплуатируемых в условиях Вьетнама. Решение задачи многокритериальной оптимизации методом идеальной точки открывает хорошие перспективы повышения технико-экономической эффективности использования строительной техники при её эксплуатации в тропических условиях на предприятиях Вьетнама.
Ключевые слова: пластичные смазки, метод идеальной точки, оптимизация по Парето, дорожно-строительные машины.
Список литературы:
- Зорин, В. А. Анализ влияния климатических особенностей Вьетнама на работоспособность дорожных машин / В. А. Зорин, Ле Чонг Туан // Грузовик. – 2019. – № 9. – С. 18–20. – Библиогр.: с. 18–19.
- Вьетнамская нефтехимическая корпорация Petrolimex (Tổng công ty hóa dầu Petrolimex Việt Nam): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Ханой. – Режим доступа: https://www.plc.petrolimex.com.vn/index.html (дата обращения: 18.02.2021). – Вьет.
- Многокритериальная оптимизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://present5.com/mnogokriterialnaya-optimizaciya-process-proektirovaniya-s-informacionnoj/ (дата обращения: 18.02.2021).
- Многоцелевые пластичные смазки во Вьетнаме (Các loại mỡ bôi trơn đa dụng tại Việt Nam) [Электронный ресурс]. – Ханой. – Режим доступа: https://dauthuyluc.org.vn/danh-muc-san-pham/mo-cong-nghiep/mo-da-dung/ (дата обращения: 18.02.2021). – Вьет.
- Новый метод многокритериальной оптимизации, основанный на локальной геометрии множества Парето [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.datadvance.net/assets/files/publications/Perestoronin_thesis.pdf (дата обращения: 18.02.2021).
- Применение метода идеальной точки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://math.semestr.ru/lp/point.php (дата обращения: 18.02.2021).
- Emmerich, M. T. M. A tutorial on multiobjective optimization: fundamentals and evolutionary methods / M. T. M. Emmerich, A. H. Deutz // Natural Computing. – 2018. – Vol. 17. – P. 585–609. – References: pp. 591–596.
- Nyoman, G. A review of multi-objective optimization: Methods and its applications / G. Nyoman // Cogent Engineering. – 2018. – Vol. 5, issue 1. – Art. 1502242. – References: pp. 4–6.
- Zhiyuan, W. Application and analysis of Methods for selecting an optimal solution from the Pareto-Optimal front obtained by multiobjective optimization / W. Zhiyuan, P. R. Gade // Industrial & Engineering Chemistry Research. – 2017. – Vol. 56. – P. 560–574. – References: pp. 560–568.
- Zorin, V. Assessment of resources of road machines working in the conditions of tropical climate / V. Zorin, T. T. Le // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 786, issue 1. – Art. 012016.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ НАНЕСЕНИЯ ПРОПИТЫВАЮЩИХ СОСТАВОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ МАШИН
Авторы:
Иван Геннадьевич Маренков, аспирант, c51c@yandex.ru,
Наталья Ивановна Баурова, д-р техн. наук, проф., nbaurova@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье приведена оценка возможности применения полимерных пропитывающих составов различных типов для улучшения эксплуатационных свойств неметаллических элементов пневматической подвески машин в условиях Арктики. В качестве объекта исследования были выбраны пневматические баллоны фирмы Airtech, которые устанавливаются на многие грузовые автомобили, а также на прицепы и полуприцепы. В качестве пропиточных составов использовались Солидол (наиболее дешевая пластичная смазка общего назначения) и анаэробный материал марки АН-1У (более дорогой пропиточный состав). Проанализировано влияние отрицательных температур на деформационно-прочностные характеристики неметаллических элементов пневматической подвески машин. Установлена динамика изменения коэффициентов жесткости и морозостойкости элементов резиновой части пневмобаллона при понижении температуры. Проведена оценка влияния изменения вязкости пропиточных составов при отрицательных температурах на их проникающую способность и качество пропитки. Установлено, что нанесение пропиточных составов можно осуществлять при отрицательных температурах, однако наилучший результат достигается при нанесении этих составов при положительных температурах. Показано, что применение пропиточных составов при обслуживании резиновых элементов пневматической подвески машин позволяет повысить их стойкость к воздействию отрицательных температур, минимизировать растрескивание материала и, следовательно, увеличить долговечность подвески.
Ключевые слова: пневматическая подвеска, пропитывающие составы, морозостойкость, жесткость.
Список литературы:
- Зорин, В.А. Перспективы применения неметаллических материалов при производстве дорожно-строительных машин / В.А. Зорин, Д.В. Серёгин // Механизация строительства. – 2015. – № 7 (853). – С. 4-7.
- Коноплин, А.Ю. Исследование влияния отрицательных температур на напряженно-деформированное состояние и прочность композиционных материалов, используемых при ремонте трубопроводов / А.Ю. Коноплин, Н.И. Баурова // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2020. – № 1. – С. 35-39.
- Косенко, Е.А. Методы неразрушающего контроля изделий машиностроения, изготовленных из полимерных композиционных материалов (обзор) / Е.А. Косенко // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2020. – № 1. – С. 12-17.
- Коноплин, А.Ю. Климатическая технологичность полимерных композиционных материалов, используемых при ремонте машин /
А.Ю. Коноплин, Н.И. Баурова // Технология металлов. – 2019. – № 3. – С. 44-48. - Нелюб, В.А. Материалы и технологии, эффективные в условиях Арктики при проведении ремонтных работ / В.А. Нелюб, А.Ю. Коноплин // Клеи. Герметики. Технологии. – 2018. – № 6. – С. 25-28.
- Маренков, И.Г. Применение пропитывающих составов при обслуживании элементов подвески дорожных машин, изготовленных из неметаллических материалов / И.Г. Маренков, Н.И. Баурова // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2020. – № 8. – С. 18-22.
- Маренков, И.Г. Исследование стойкости неметаллических элементов пневматической подвески машин к воздействию отрицательных температур И.Г. Маренков, Н.И. Баурова // Вестник МАДИ – 2020. – № 4 (63). – С. 29-35.
- Петрова, А.П. Клеи, клеевые связующие и клеевые препреги / А.П. Петрова, Г.В. Малышева; под ред. Е.Н. Каблова. – М.: ВИАМ, 2017. –
472 с. - Бондалетова, Л.И. Полимерные композиционные материалы: учебное пособие / Л.И. Бондалетова, В.Г. Бондалетов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета (ТПУ), 2013. – 118 с.
- Козлова, И.И. К 70-летию НИИ полимеров имени академика В.А. Каргина / И.И. Козлова, В.П. Луконин // Клеи. Герметики. Технологии. – 2019. – № 7. – С.2-4.
- Гузева, Т.А. Методы оценки эксплуатационных свойств полимерных композиционных материалов / Т.А. Гузева // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2014. – № 3. – С. 17-19.
Аннотация
В статье рассматривается вариант моделирования поведения водителя в системе «водитель – машина», оценивается влияние составляющих системы на управляемость машины и обосновывается необходимость упреждающих действий в связи с задержками в системе.
Ключевые слова:
динамическая модель, система «водитель – машина», психофизиологические характеристики водителя, система автоматического регулирования, моделирование поведения водителя.
Список литературы:
- Ломов, Б.Ф. Человек и техника / Б.Ф. Ломов. – 2-е изд. – М.: Знание, 1966. – 464 с.
- Васильченков, В.Ф. Концептуальные основы развития теории автомобильной техники: дис. … д-ра техн. наук/ В.Ф. Васильченков; РВАИ. – Рязань, 2000. – 403 с.
- Васильченков, В.Ф. Военная инженерная психология как составная часть автомобильной эргономики: монография / В.Ф. Васильченков. – Рязань: РВАИ, 2005. – 203 с.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
АСФАЛЬТОВЫЕ БЕТОНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЗБАССА
Авторы:
Александр Трофимович Пименов, д-р техн. наук, проф., pimenov.alecsandr@yandex.ru,
Людмила Алексеевна Барахтенова, д-р биол. наук, проф., l.barakhtenova@sibstrin.ru,
Вячеслав Сергеевич Прибылов, аспирант, pribylov_ws@mail.ru,
Вячеслав Валерьевич Мурко, магистрант, vmurko@bk.ru,
НГАСУ (Сибстрин), Россия, 630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113
Статья посвящена исследованию свойств асфальтобетонной смеси экспериментального состава, полученной в лаборатории ФГБОУ ВО НГАСУ (Сибстрин) в результате применения в структуре ее минеральной части отходов углеобогащения ГОФ «Анжерская» Кемеровской области с размерами частиц, не превышающими 0,125 мм. Определены физико-механические характеристики образцов асфальтобетонной смеси экспериментального состава. Показано, что состав асфальтобетонной смеси, приготовленной с применением отходов углеобогащения, по своим физико-механическим свойствам соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», а по отдельным показателям, характеризующим эксплуатационную работу материала, превышает установленные нормативно-технической документацией требования.
Ключевые слова: асфальтобетонные смеси, отходы углеобогащения, эксплуатационные характеристики асфальтобетонных покрытий.
Список литературы:- Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 1582-р. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1846 (дата обращения: 08.02.2021).
- Новак, А.В. Тезисы доклада министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака на XVIII международном конгрессе по обогащению угля (г. Санкт-Петербург, 28.06.2016 г.) / А.В. Новак // Уголь. – 2016. – № 8 (1085). – С. 60-69.
- Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие промышленности Кузбасса" на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 29 декабря 2020 года): утверждена коллегией Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2018 года N 407. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=112661#021193701578887625 (дата обращения: 08.02.2021).
- Панова, В.Ф. Отходы углеобогащения как сырье для получения строительных материалов / В.Ф. Панова, С.А. Панов // Вестник Сибирского государственного университета. – 2015. – № 2 (12). – С. 71-75.
- Сарыглар, Ч.А. Основные направления переработки угля / Ч.А. Сарыглар, Р.Б. Чысыма //Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-1. – С. 121-127.
- Утилизация отходов добычи и переработки угля: учебное пособие / B.H. Фрянов, B.B. Севастьянов, A.E. Родионов, B.A. Шишорин, A.B. Севастьянов / СибГИУ. – Новокузнецк, 2000. –
55 с. - Патраков, Ю.Ф. Состояние и перспективы процессов глубокой переработки углей /
Ю.Ф. Патраков // Химия в интересах устойчивого развития. – 2005. – Т. 13, № 13. –
С. 581–585. - Промышленные отходы и ТБО в дорожном строительстве / И.В. Сенцов, Е.Д. Ничипорович, А.Ш. Спицкая, И.В. Цыгвинцев, П.И. Матирная, А.А. Шавва, А.Н. Новик // Alfabuild. – 2018. –
№ 3 (5). – С. 52–65. - Пугин, К.Г. Разработка асфальтобетонной смеси с использованием отходов производства/ К.Г. Пугин, В.С. Юшков // Вестник МГСУ. – 2014. – № 6. – С. 99–104.
- Марьев, В.А. Использование вторичных материальных ресурсов при строительстве и ремонте автомобильных дорог – важный резерв ресурсосбережения/ В.А. Марьев, А.В. Руденский // Дороги и мосты. – 2017. – № 1 (37). – С. 1.
- Пименов, А.Т. Исследование отходов обогащения угля в качестве минерального порошка для асфальтобетонных смесей / А.Т. Пименов, В.С. Прибылов, И.В. Губанов // Proceeding of the International Symposium on innovative development of science Tajikistan National Academy of Sciences, December 7, 2020. – С. 134-136.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ВЯЖУЩЕГО ПРИ ХОЛОДНОМ РЕСАЙКЛИНГЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Владимир Аполенарьевич Ярмолинский, д-р техн. наук, проф., appolonow.vlad@yandex.ru,
Максим Олегович Жабкин, магистрант, mostwanted22585@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В современных условиях при ремонтных работах на автомобильных дорогах широкое распространение нашел способ холодной регенерации или холодного ресайклинга дорожных покрытий. Повторное использование материалов в ходе применения технологии холодного ресайклинга является одним из наиболее эффективных решений при ремонте, капитальном ремонте и реконструкции автомобильных дорог. Данный способ позволяет повторно использовать существующие слои дорожных одежд, которые в ходе ремонта фрезеруются, укрепляются вяжущим и используются в дальнейшем в качестве оснований для новых асфальтобетонных покрытий. В этой связи актуальными являются вопросы выбора типа вяжущего и его количества при укреплении асфальтового гранулята сфрезерованного асфальтобетонного покрытия. В статье рассмотрены вопросы выбора оптимального количества вяжущего для укрепления асфальтогранулобетонных смесей. Приведены составы асфальтогранулобетона с применением минеральных, органических и комплексных вяжущих. Установлено оптимальное количество битума и цемента при укреплении асфальтогранулобетонных смесей. Проведены лабораторные исследования физико-механических свойств асфальтогранулобетона, укрепленного различными типами вяжущих. Приведены результаты испытаний на сжатие и водонасыщение образцов асфальтогранулобетона с различными типами укрепления. Рекомендованы различные типы укрепления асфальтогранулобетона в качестве верхнего слоя основания дорожных одежд при холодном неглубоком ресайклинге дорожных покрытий.
Ключевые слова: холодный ресайклинг, срок службы, асфальтогранулобетон, оптимальное количество вяжущего, физико-механические свойства, экспериментальные исследования, прочность дорожной одежды.
Список литературы:
- Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации. – Изд. офиц. – Отрасл. дор. метод. документ / М-во трансп. Российской Федерации, Росавтодор. – М., 2002. – 56 с.
- Матуа, В.П. Хозяйский подход. Опыт холодной регенерации дорожных одежд в Ростовской области / В.П. Матуа, М.Н. Ярмов, В.Н. Дружинин // Дороги России XXI века. – 2002. – № 4. – С. 61–63.
- Ярмолинский, В.А. Способы горячей регенерации асфальтобетонных покрытий / М.О. Жабкин, Е.В. Ярмолинская // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения: международный сборник научных трудов. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2018. – № 18 – С. 89–95.
- Ярмолинский, В.А. Оценка эффективности ремонтных работ с учетом изменения эксплуатационного состояния автомобильных дорог / В.А. Ярмолинский, А.В. Каменчуков // Транспортное строительство. – 2018. – № 7. –
С. 18–20. - Филатов, С.Ф. Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга: учебное пособие / С.Ф. Филатов. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2009. – 72 с.
- Бахрах, Г.С. Методы испытания асфальтогранулобетона и технические требования к нему / Г.С. Бахрах // Сб. науч. тр.; ГП Росдорнии. – М., 2000. – Вып. 10. – С. 115–122.
- Бахрах, Г.С. Регенерация покрытий и дорожных одежд нежесткого типа / Г.С. Бахрах // Наука и техника в дорожной отрасли. – 1998. – № 3. – С. 18 –21.
- Шишкин, Е.А. Определение параметров реологической модели асфальтобетонной смеси по результатам лабораторных испытаний /
Е.А. Шишкин // Строительные и дорожные машины. – 2019. – № 1. – С. 50–52. - Немчинов, М.В. Принципы проектирования прочных и долговечных дорожных одежд / М.В. Немчинов, С.А. Холин // Вестник МАДИ. – 2019. – № 4 (59). – С. 70–76.
- Материалы в слоях оснований нежёстких дорожных одежд / В.В. Ушаков, М.Г. Горячев, С.М. Дмитриев, Д.Ю. Корнеева // Транспортное строительство. – 2018. – № 9. – С. 4–7.
НАДЕЖНОСТЬ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АЭРОДРОМОВ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Авторы:
Вадим Дмитриевич Андронов, канд. техн. наук, vadim.andronov@irmast.ru,
НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ», Россия, 105082, Москва, Спартаковский пер, 26, стр.5
В статье описаны теоретические понятия, связанные с внедрением в практику новых технологий ремонта покрытий аэродромов, включающих замену дефектных плит. Выполнена оценка степени влияния дефектов на надежность цементобетонного покрытия. Показано, что незначительное повышение прочности бетонного покрытия повышает допустимое число нагружений и долговечность покрытия примерно в два раза. Представлены результаты сигнальной оценки покрытия ВПП ведущего аэродрома Российской Федерации за 20-летний период наблюдений за его состоянием. Сделан вывод о том, что традиционные виды ремонтных работ целесообразно проводить на покрытиях с небольшим остаточным сроком службы, на новых покрытиях целесообразно выполнять замену плит. Показано, что своевременная замена дефектных плит позволяет существенно повысить надежность и увеличить срок службы бетонных покрытий на аэродромах. Приведены рекомендации по вопросам расчета и конструирования заменяемых плит. Показана роль армирования цементобетонных плит и его целесообразность при экстренной замене плит. На основе многолетнего опыта автором предложено конструирование специальных цементсодержащих составов для их применения и укладки при замене плит на ИВПП аэродромов России в короткие технологические «окна».
Ключевые слова: аэродромное покрытие, надежность, интенсивность проявления дефектов, срок службы покрытий.
Список литературы:
- Андронов, В.Д. Разработка стратегии поддержания эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий: дис. … канд. техн. наук: 05.23.11: защищена 22.11.202012: утв. 15.04.2013 / Андронов Вадим Дмитриевич. – М., 2012. – 168с. – Библиогр. : с. 65-72, 82-85.
- Виноградов, А.П. Надежность и сертификация прочности цементобетонных покрытий аэродромов / А.П. Виноградов. – М.: АО "Ирмаст", 1994. – 125 с.
- Попов, В.А. Долговечность эксплуатируемых бетонных покрытий аэродромов / В.А. Попов. – М.: Техполиграфцентр, 2007. – 192 с. – IBSN 978-5-94385-030-1.
- Степушин, А.П. Оценка эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы" направления подготовки "Трансп. стр-во" / А.П. Степушин. – М.: МАДИ, 2008. – 111, [1] с.
- Суладзе, М.Д. Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий / М.Д. Суладзе, В.К. Федулов. – М.: Наука, 2019. – 103 с. – ISBN 978-5-02-040246-1.
- ГОСТ 27751-2014. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения = Reliability for constructions and foundations. General principles : межгосударственный стандарт : изд. офиц. : введен впервые : введен 2015-07-01 / Разраб. НИЦ "Строительство". – М. : Стандартинформ, 2015. – II, 13, [1] c.
- ФАП-262. Федеральные авиационные правила, утв. Минтрансом России от 25.08.2015г. №262 с изм. и доп. от 29.11.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71220192/ (дата обращения 30.11.2020).
- СП 13330-2019. Аэродромы / Минстрой. – М.: Стандартинформ, 2019. – 94 с.
- Базовский, И. Надежность: Теория и практика / И. Базовский; пер. с англ. Ю. Г. Епишина и А. М. Лившиц; под ред. [и с предисл.] Б.Р. Левина; [доп. Б.Р. Левина, Ю.Г. Епишина]. – М.: Мир, 1965. – 373 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей: учеб. для студентов вузов / Е.С. Вентцель. – 5-е изд., стереотип. – М.: Высш. шк., 1998. – 575 с. – ISBN 5-06-003522-0.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДИНАМИЧНОСТИ ПРИ РАСЧЕТЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Авторы:
Андрей Владимирович Корочкин, канд. техн. наук, доц., andrey_korochkin@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Статья посвящена вопросам, связанным с определением коэффициента динамичности при расчете дорожных одежд. Приведен анализ существующих нормативных документов, регламентирующих методики проектирования и расчета конструкций дорожных одежд, и расчетные параметры. Обращается внимание на тот факт, что значение коэффициента динамичности, являющегося одним из важных расчетных параметров, было определено 50 лет назад и с тех пор не менялось несмотря на то, что за это время условия движения кардинально изменились. Приведены данные по определению коэффициента динамичности, полученные в результате ряда научных исследований. Показана зависимость коэффициента динамичности от скорости движения, нагрузок, ровности покрытия проезжей части. Доказано, что нормативные значения коэффициента динамичности не соответствуют современным условиям, особенно в случаях, когда расчет дорожной одежды производится для автомобильных магистралей и дорог высоких категорий, где в последние годы значительно выросли скорость движения транспортных потоков и грузоподъемность грузовых автомобилей. Делается вывод о необходимости проведения дальнейших исследований для корректировки нормативных значений коэффициента динамичности. Также предлагается при расчете дорожных одежд принимать различные значения коэффициента динамичности для дорог со скоростью движения до 80 км/час (автодороги низких категорий, городские улицы и дороги, промышленные дороги) и автомобильных магистралей и автомобильных дорог высоких категорий (автодороги I-III категории).
Ключевые слова: коэффициент динамичности, дорожная одежда, скорость транспортного потока, статическая нагрузка, динамическая нагрузка.
Список литературы:
- Иванов, Н.Н. Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд / Н.Н. Иванов. – М.: Транспорт, 1973. – 328 с.
- Бабков, В.Ф. Проектирование автомобильных дорог. Т. 1 / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – М.: Транспорт, 1987. – 368 с.
- Бируля, А.К. Конструирование и расчет нежестких одежд автомобильных дорог /
А.К. Бируля. – М.: Транспорт, 1964. – 168 с. - Корочкин, А.В. Требуемая прочность конструкций дорожных одежд автомобильных магистралей: монография / А.В. Корочкин. – М.: Техполиграфцентр, 2020. – 196 с.
- ОДМ 218.11.001-2015. Методические рекомендации по учету увеличения динамического воздействия нагрузки по мере накопления неровностей и определения коэффициента динамичности в зависимости от показателя ровности / Росавтодор. – М., 2015. – 82 с.
- Корочкин, А.В. Метод конечных элементов как основа моделирования напряженно-деформированного состояния дорожной одежды / А.В. Корочкин // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2011. – № 1 (21). – С. 68-74.
- Немчинов, М.В. Физика и динамика работы дорожных одежд автомобильных дорог /
М.В. Немчинов. – М: Техполиграфцентр, 2012. – 102 с. - Ильина, И.Е. Исследование, проведенное при различных значениях коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием / Е.И. Ильина, В.А. Волкова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 1 (69). – С. 217-221.
- Углова, Е.В. Усталостное разрушение дорожных покрытий при динамическом воздействии транспортных средств: монография/Е.В. Углова, О.В. Конорева, А.С Конорев. – Ростов н/Д: РГСУ, 2015. – 148 с.
- Акулов, В.В. Учет коэффициента динамичности для многоосных транспортных средств от скорости движения, полной массы автомобиля и ровности покрытия / В.В. Акулов // «Строительство – 2011»: Междунар. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д: РГСУ, 2011. – С. 5-6.
- Евтюков, С.А. Влияние факторов на сцепные качества покрытий автомобильных дорог / С.А. Евтюков // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 97.
- Радовский, Б.С. Проектирование дорожных одежд для движения большегрузных автомобилей / Б.С. Радовский, А.С. Супрун, И.И. Козаков. – K.: Будивэльнык, 1989. – 168 c.
- Смирнов, А.В. Динамика дорожных одежд автомобильных дорог / А.В. Смирнов. – Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1975. – 184 с.
- Конорев, А.С. Учет динамического воздействия многоосных транспортных средств при расчете дорожных конструкций: автореф. дис. … канд. техн. наук / Александр Сергеевич Конорев. – Волгоград, 2012. – 23 с.
- Корочкин, А.В. Изучение воздействия движущегося транспортного средства на конструкцию дорожной одежды / А.В. Корочкин // Строительные материалы. – 2011. – № 1. – С. 28-29.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОБРУШЕНИЯ ГРУНТА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ ЩИТОВЫМ СПОСОБОМ
Авторы:
Лев Вениаминович Маковский, канд. техн. наук, проф., tunnels@list.ru,
Виктор Валерьевич Кравченко, канд. техн. наук, доц., 609vvk@gmail.com,
Николай Анатольевич Сула, ст. преп., nsoula@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассмотрены вопросы, связанные с обрушениями грунта при строительстве тоннелей, и меры по их предотвращению. В вводной части статьи отмечается увеличение объемов строительства новых тоннелей закрытым способом с применением современной щитовой техники. Лидерами в производстве подобной техники являются Германия, Канада, США и Япония. Однако при проходке тоннелей щитовым способом в неблагоприятных условиях случаются аварийные ситуации, вызванные обрушением грунта в забое щита. Они могут приводить к повреждениям проходческих щитов, тоннельных обделок, деформациям поверхности земли и т.п. Подобные аварийные ситуации возникают вследствие различных причин, среди которых можно выделить некачественное закрепление лба забоя, несвоевременное заполнение строительного зазора, деформации оболочки щита и др. В статье приведены примеры аварийных ситуаций, произошедших на реальных строящихся объектах как у нас в стране, так и за рубежом. Разобраны причины возникновения данных аварийных ситуаций. Приведен перечень основных мер по предупреждению возникновения аварийных ситуаций, приводящих к обрушению грунта в забое, даны рекомендации по ликвидации последствий подобных обрушений. В заключении статьи приведены рекомендации по разработке дополнительных противоаварийных мер и определению направлений научных исследований в области предотвращения возможных аварийных ситуаций.
Ключевые слова: тоннель, обрушение грунта, тоннелепроходческий щит, деформации.
Список литературы:- Маковский, Л.В. Строительство городских автотранспортных тоннелей в сложных условиях: учебное пособие / Л.В. Маковский, В.В. Кравченко, Н.А. Сула. – М.: КНОРУС, 2019. – 276 с.
- Валиев, А.Г. Современные щитовые машины с активным пригрузом забоя для проходки тоннелей в сложных инженерно-геологических условиях / А.Г. Валиев, С.Н. Власов, В.П. Самойлов. – М.: ТА Инжиниринг, 2003. – 70 с.
- Власов, С.Н. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов / С.Н. Власов, Л.В. Маковский, В.Е. Меркин. – М.: ТИМР, 2000. –
197 с. - Руководство по проектированию и строительству тоннелей щитовым методом / под ред. В.Е. Меркина, В.П. Самойлова. – М.: ТА Инжиниринг, 2009. – 448 с.
- Строительство автодорожных и городских тоннелей / Л.В. Маковский, В.В. Кравченко, Н.А. Сула [и др.]; под ред. проф. Л.В. Маковского. – М.: ИНФРА-М : РИОР, 2014. – 397 с.
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЗОН С ОГРАНИЧЕНИЕМ ВЪЕЗДА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НИЗКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Вадим Валерианович Донченко, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., donchenko@niiat.ru,
ОАО «НИИАТ», Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24,
Сергей Вячеславович Шелмаков, канд. техн. наук, доц., shelwood@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Максим Игоревич Шаров, канд. техн. наук, доц., sharov.maksim@gmail.com,
ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», Россия, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Алексей Владимирович Лобиков, канд. биол. наук, доц., henkan@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Вера Сергеевна Чижова, канд. техн. наук, ст. преп., mavese@rambler.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ОАО «НИИАТ», Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24
В статье рассмотрена методика оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения мер по запрету въезда на определённую территорию города автотранспортных средств, относящихся к низким экологическим классам (такая территория называется «экологическая зона» или «зона с низким уровнем выбросов»). Оценка воздействия мероприятий по организации экологической зоны на состояние окружающей среды заключалась в моделировании транспортных потоков на улично-дорожной сети до и после организации экологической зоны, оценке выбросов загрязняющих веществ от совокупности транспортных потоков, расчёте максимальных и среднегодовых концентраций рассматриваемых загрязняющих веществ на территории экологической зоны. Основные рассматриваемые загрязняющие вещества: СО2, СО, ЛОС, НМЛОС, СН4, NO2, SO2, N2О, NH3, ВС (сажа), взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5. На основе рассчитанных среднегодовых концентраций загрязняющих веществ, характеристик плотности населения, проживающего в экологической зоне, и сценариев его взаимодействия с загрязнителями были проведены оценки риска здоровью населения до и после организации экологической зоны. Проведённые исследования показали, что при организации экологической зоны выбросы загрязняющих веществ будут снижены на 40…60 %.
Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха, качество атмосферного воздуха, оценка воздействия на окружающую среду, автотранспортные средства, экологические зоны, зоны с низкими выбросами, оценка риска
Список литературы:
- Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В. И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 5. – С. 33–36.
- Трофименко, Ю. В. Обоснование зон ограниченного доступа автомобилей низких экологических классов в крупном городе (на примере Москвы) / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков, К. Ю. Трофименко // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 8. – С. 34–38. – Библиогр.: с. 38.
- Шелмаков, С. В. Экотранспорт: учебное пособие / С. В. Шелмаков. – М.: МАДИ, 2018. – 160 с. – ISBN 978-5-7962-0232-6.
- Evaluation of the Impact of Low Emission Zone and Heavy Traffic Ban in Munich (Germany) on the Reduction of PM10 in Ambient Air / V. Fensterer, H. Küchenhoff, V. Maier, H.-E. Wichmann, S. Breitner, A. Peters, J. Gu, J. Cyrys // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2014. – Issue 11. – Р. 5094–5112.
- Settey, T. Examining the impact of the deployment of low emission zones in Europe on the technological readiness of road freight transport / T. Settey, J. Gnap, D. Benova // Transportation Research Procedia. – 2019. – Issue 40. – Р. 481–488.
- Бакирей, А. С. Развитие устойчивых городских транспортных систем в России / А.С. Бакирей, Н.В. Харитошкин // Транспорт Российской Федерации. – 2014. – № 4 (53). – С. 3–7.
- Трофименко, Ю. В. Обоснование мероприятий по снижению риска здоровью от загрязнения воздуха взвешенными частицами размером менее десяти микрометров (РМ10) на улично-дорожной сети городов / Ю. В. Трофименко,
В. С. Чижова // Экология и промышленность России. – 2019. – № 7. – С. 48–51. – Библиогр.: с. 51. - Донченко, В. В. Введение зон с низким уровнем выбросов в городах, как эффективный инструмент реализации концепции обеспечения экологической устойчивости транспортных систем / В. В. Донченко, М. И. Шаров, В. С. Чижова // Вестник МАДИ. – 2020. – № 1 (60). –
С. 106–112. – Библиогр.: с. 112. - Dias, D. Integrated modelling approach for the evaluation of low emission zones / D. Dias, O. Tchepel, A.P. Antunes // Journal of Environmental Management. – 2016. – Vol. 177. – Р. 253–263.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.06.2017 № 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе": официальный сайт [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708110012?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 01.10.2020).
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ КАК ИНСТРУМЕНТА АУДИТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Андрей Игоревич Воробьев, канд. техн. наук, доц., andrey552@yandex.ru,
Максим Викторович Гаврилюк, ст. преп., poligonmadi@gmail.com,
Максим Геннадьевич Плетнев, ст. преп., pletnevmg@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) – это важная составляющая повышения эффективности работы транспортного комплекса в целом. Одной из основных национальных задач в транспортной сфере является снижение аварийности на дорогах Российской Федерации, что прописано в рамках достижения показателей Транспортной стратегии РФ и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Целью данной статьи является анализ возможности применения инструментария ИТС для выявления в режиме реального времени аварийно-опасных участков с учетом изменяющихся условий внешней среды и параметров движения и для оценки условий, характеризующих влияние водителя на создание аварийно-опасных ситуаций. Принимаемые в настоящее время в стране профилактические меры по предотвращению дорожно-транспортных происшествий могут снизить тяжесть их последствий, но этого недостаточно. Одной из важных задач при формировании перечня мероприятий, направленных на снижение количества ДТП, является выявление наиболее аварийных участков, а также причин возникновения аварийности. Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий является одним из основных направлений развития транспортного комплекса страны.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аудит безопасности автомобильных дорог, интеллектуальные транспортные системы.
Список литературы:
- Zhankaziev, S. Current Trends of Road-traffic Infrastructure Development / S. Zhankaziev // Transportation Research Procedia. – 2017. – Vol. 20. – P. 731-739. – Refrences: pp. 738-739.
- Scientific and methodological approaches to the development of a feasibility study for intelligent transportation systems / S. Zhankaziev,
M. Gavrilyuk, D. Morozov, A. Zabudsky // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 841–847. – Refrences: pp. 846–847. - Воробьев, А.И. Проведение экспериментов по адаптации средств организации дорожного движения на исследовательском комплексе по интеллектуальным транспортным системам / А.И. Воробьев, М.В. Гаврилюк, И.С. Морданов // Вестник евразийской науки. – 2014. – № 2 (21). – C. 101
- The capacity of the road network: Data collection and statistical analysis of traffic characteristics / V. Shepelev, S. Aliukov, K. Nikolskaya, S. Shabiev // Energies. – 2020. – Vol. 13 (7). – Art. no. 1765.
- Пржибыл, П. Интерпретация и визуализация данных как инструмент анализа состояния транспортной сети / П. Пржибл // Вестник евразийской науки. – 2015. – № 4 (29). – С. 92.
- Пржибыл, П. Ассоциированные системы и транспортная телематика / П. Пржибыл, А. И. Новиков, О. Пржибыл // Мир транспорта и технологических машин. – 2015. – № 2 (49). – С. 96–102. – Библиогр.: с. 101–102.
- Development of Standards and their Harmonization with International Standards as a Necessary Condition of Normative and Technical Support in Construction and Development of Intelligent Transport Systems in Russia /
V. Vlasov, I. Konin, P. Pribyl, V. Bogumil // Transportation Research Procedia. – 2017. – Vol. 20. – P. 690–694. – Refrences: pp. 693–694. - Жанказиев, С.В. Научные основы и методология формирования интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожных комплексах городов и регионов: дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.01: защищена: 15.11.2012 : утв. 15.04.2013 / Жанказиев Султан Владимирович – М., 2012. – 451 с. – Библиогр. : с. 378 – 410.
- Driving danger coefficient as a method of evaluating the driver's behavior in road traffic / V. Dronseyko, A. Pakhomova, E. Shalagina, M. Pletnev // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 129-134. – Refrences:
pp. 133-134. - Буйленко, В.Я. Экспертный анализ дорожных условий / В.Я. Буйленко, Ю.А. Короткова, А.А. Пахомова. – М.: МАДИ, 2019. – 108 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ С ВЫДЕЛЕННОЙ ПОЛОСОЙ ДЛЯ НАЗЕМНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Павел Иванович Поспелов, д-р техн. наук, проф., pospelov@madi.ru,
Ле Дык Лонг, аспирант, lelongbg@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Организация движения на перекрестках является одной из важных задач при их проектировании. Статистика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы за 10 месяцев 2020 года свидетельствуют о том, что четвертая часть нарушений Правил дорожного движения РФ (ПДД) от общего их числа приходится на несоблюдение требований дорожной разметки и занимает второе место после нарушений скоростного режима, количество которых составляет 58 %. Организация дорожного движения на нерегулируемом пересечении с выделенной полосой для наземного общественного транспорта (НОТ) должна быть нацелена не только на обеспечение безопасности дорожного движения транспортных средств в процессе выполнения маневра смены полосы движения, но и на необходимость обеспечения приоритета для НОТ. Одна из причин высокой аварийности – недостатки в организации дорожного движения. Таким образом, для решения этой проблемы, помимо соблюдения водителями ПДД дорожным агентствам и правительству нужно уделять больше внимания вопросам организации дорожного движения. В статье представлены результаты натурных исследований процесса перестроения автомобилей для подготовки к выполнению правого поворота на нерегулируемом пересечении с выделенной полосой для НОТ. Предложена математическая модель определения расстояния, необходимого для смены полосы движения при подготовке к выполнению маневра правого поворота.
Ключевые слова: наземный общественный транспорт, выделенная полоса, организация дорожного движения, перестроение, смена полосы движения, время выполнения маневра смены полосы движения.
Список литературы:
- Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения РФ 2019. С расширенными комментариями и иллюстрациями / А.И. Копусов-Долинин. – М.: Эксмо, 2019. – 96 с.
- ГОСТ 52289-2019. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. – М.: Стандартинформ, 2020. – 134 p.
- Лобанов, Е.М. Транспортная планировка городов / Е.М. Лобанов. – М.: Транспорт, 1990. – 240 с. – ISBN 5-277-00375-4.
- Какие правила дорожного движения чаще всего нарушали в Москве в 2020 году? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/104232 (дата обращения: 19.11.2020).
- Жанказиев, C.B. Определение оптимального расстояния от разветвления улично-дорожной сети до установки информационных объектов телематической системы маршрутного ориентирования / C.B. Жанказиев, А.И. Воробьев // Вестник МАДИ. – 2010. – № 2 (21). – C. 107-114.
- Examination of lane change crashes and potential IVHS countermeasure / J.D. Chovan, L. Tijerina, G. Alexander, D.L. Hendricks. – Washington, DC: National Highway Traffic Safety Administration, 1994. – 56 p.
- Isaksson-Hellman, I. An evaluation of the real-world safety effect of a lane change driver support system and characteristics of lane change crashes based on insurance claims data / I. Isaksson-Hellman, M. Lindman // Traffic Injury Prevention. – 2018. – Vol. 19. – P. S104-S111.
- Minimum Time Lane Changing Problem of Vehicle Handling Inverse Dynamics Considering the Driver’s Intention / Xinglong Zhang, You Qun Zhao, Wenxin Zhang, Fen Lin, Haiqing Li // International Journal of Automotive Technology. – 2019. – Vol. 20, issue 1. – P. 109−118.
- Shawky, M. Factors affecting lane change crashes / M. Shawky // IATSS Research. – 2020. – Vol. 44, issue 2. – P. 155-161.
- Shannon, H. Examination of Driver Lane Change Behavior and the Potential Effectiveness of Warning Onset Rules for Lane Change or Side Crash Avoidance Systems: Masters Theses / Shannon Hetrick. – Blacksburg, Virginia: Virginia Polytechnic Institute and State University, 1997. – 75 p.
- Tijerina, L. Analytical evaluation of the effectiveness of minimum separation distance and turn-signal onset rules for lane change crash avoidance system warning onset / L. Tijerina, S. Hetrick // Procceedings of the human factors and ergonomics society 41st Annual Meeting. – Albuquerque, NM., 1997. – P. 949-953.
- Toledo, T. Modeling Duration of Lane Changes / T. Toledo, D. Zohar // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2007. – No. 1999. – P. 71-78.
- Empirics and Models of Fragmented Lane Changes / F.A. Mullakkal Babu, Meng Wang, B. van Arem, R. Happee // IEEE open journal of intelligent transport system. – 2020. – Vol. 1. –P. 187-200.
- Pavement Marking Manual / Department of Planning, Transport and Infrastructure. Adelaide: Government of South Australia, 2018. – 159 p.
- Traffic Signs Manual. Ch. 3. Regulatory signs 2019. – London: TSO, 2019. – 258 p.
- Manual on Uniform Traffic Control Devices for Streets and Highways / U.S. Department of Transportation, Federal Highway Administration. – Washington, D.C, 2009. – 799 p.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ПЕРЕКРЫТИЯХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Татьяна Викторовна Воробьева, вед. инж., tatiana.vkv@gmail.com,
Елена Андреевна Шалагина, ст. преп., alexandrovich.e@mail.ru,
Александр Викторович Замыцких, инж., zamytskih@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Препятствия в виде перекрытия проезжей части являются событиями, существенно влияющими на пропускную способность автомобильной дороги и характеристики транспортной сети в целом. Каждое дорожно-транспортное происшествие или иное перекрытие проезжей части влечет за собой существенные материальные и нематериальные последствия как для пользователей транспортного комплекса, так и для государства. Перекрытия движения оказывают значительное влияние на всех участников дорожного движения и приводят к снижению уровня обслуживания дороги. Основным показателем оценки ущерба от рассматриваемых в рамках данной статьи перекрытий является время в пути, а рост этого показателя и, как результат, рост социально-экономических потерь напрямую зависят от интенсивности движения на участке, где возникают подобные перекрытия. Для того, чтобы рассчитать экономический ущерб от перекрытия дорожного движения, необходимо оценить факторы, сопутствующие возникновению препятствия. Тип улично-дорожной сети, характеристики перекрытия, метеорологические условия – все это в разной степени оказывает влияние на последствия от несанкционированного ограничения дорожного движения. Совокупность влияния набора действующих факторов в значительной степени отражается на основных показателях работы транспортного комплекса Москвы, приводя к увеличению вероятности возникновения аварийных ситуаций.
Ключевые слова: перекрытие проезжей части, транспортный комплекс, помехи движению транспортных средств.
Список литературы
- Кичеджи, В.Н. Москва: транспортные проблемы мегаполиса / В.Н. Кичеджи, К. Хатояма. – М.: ДПК Пресс, 2010. – 283 с.
- Definition of accuracy of qualitative correspondence matrixes for indirect traffic flow control and regulation / S. V. Zhankaziev, A. N. Novikov, A. I. Vorobyev, A. V. Kulev, D. Y. Morozov // International Journal of Applied Engineering Research. – 2017. – Vol. 12 (13). – P. 3653–3658.
- Аханова, А.С. Экономические потери от простоев общественного транспорта в зоне остановочного пункта / А.С. Аханова // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 4. – С. 176-178.
- Унижаев, А.С. Об экономической оценке потерь времени от простоев транспорта /
А.С. Унижаев, А.Е. Мессер, В. А. Масленников // Информационная среда вуза. – 2017. – № 1 (24). – С. 175-176. - Scientific and methodological approaches to the development of a feasibility study for intelligent transportation systems / S. Zhankaziev,
M. Gavrilyuk, D. Morozov, A. Zabudsky // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 841–847. – Refrences: pp. 846–847. - Efficiency of operation and functioning of the system of an indirect transport flow regulation and control / S.V. Zhankaziev, A.N. Novikov,
A.I. Vorobyev, A.V. Kulev, D.Y. Morozov // International Journal of Applied Engineering Research. – 2017. – Vol. 12 (13). – P. 3645–3652. - Клинковштейн, Г.И. Организация дорожного движения / Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев. – М: Транспорт, 2001. – 247 с.
- Гецович, Е.М. Об образовании и устранении заторов на улично-дорожной сети / Е.М. Гецович, О.А. Бочарова // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2012. – Т. 3. – № 3 (57). – С. 56-58.
- Влияние погодно-климатических факторов на системы комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда»/ В.Г. Козлов, А.В. Скрыпников, М.А. Абасов, В.В. Никитин, В.В. Самцов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2019. – № 1. – С. 30–36. – Библиогр.: 35–36.
- Gavrilyuk, M. Effects of road blocking on traffic flows in Moscow / M. Gavrilyuk, T. Vorob’yova, E. Shalagina // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 50. – P. 1-11.
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ
Виталий Витальевич Дронсейко, канд. техн. наук, доц., drons123@yandex.ru,
Алексей Юрьевич Забудский, ст. преп., azabudsky1@gmail.com,
Юлия Александровна Короткова, канд. техн. наук, доц., уuliya_korotkova_1985@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассмотрен принцип рефлексивного управления в транспортных средствах с различным уровнем автоматизации. Даны общие сведения о системе рефлексивного управления, её истории и развитии в различных сферах социального взаимодействия. Также описана классификация уровней автоматизации транспортных средств согласно стандарту SAE j3016 «Классификация и систематизация, а также определения терминов, относящихся к системам автоматизации вождения для дорожных моторных транспортных средств». Проанализирован принцип обработки входящей информации в контексте проектирования человеко-машинного интерфейса. Определены пять этапов переработки водителем (оператором) информации с выходным процессом принятия решения и последующим контролем выполненных действий с возможной корректировкой управленческих воздействий с позиции алгоритмического дублирования данных этапов машинной составляющей системы. Представлен математический аппарат влияния на управленческие решения водителя, включающий в себя итоговое ранжирование по двум критериям: рефлексивных умозаключений с позиции водителя (оператора) и рефлексивных «умозаключений» нейронной сети. Также даны практические рекомендации по применению данной модели управления в различных человеко-машинных системах, взаимодействующих в дорожно-транспортной инфраструктуре с целью снижения уровня конфликтности в транспортном потоке.
Ключевые слова: человеко-машинные системы, человеко-машинный интерфейс, рефлексивное управление, транспортное средство с различными уровнями автоматизации, передача данных, конфликтность в транспортном потоке, дорожно-транспортная инфраструктура.
Список литературы
- Чучаев, А.И. Беспилотники на дорогах России / А. И. Чучаев. – М.: Проспект, 2021. – 520 с. – ISBN 978-5-392-32846-8.
- Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. – М.: АСТ, 2019. – 288 c.– ISBN 978-5-17-113078-7.
- Сборник методических рекомендаций для педагогических работников, реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподавателей учебных предметов, по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий с различной степенью автоматизации, включая водителей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/document/cc49b4dfd9cf664a465ac33099a86e2f/download/3433 (дата обращения: 05.04.2021).
- Жанказиев, С.В. Проектирование человеко-машинного интерфейса для беспилотного транспортного средства с учётом безопасного времени передачи управления / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьёв, А.Ю. Забудский // Вестник МАДИ. – 2019. – № 1 (56). – С. 36-42. – Библиогр.: с. 42.
- Капский, Д.В. Графовая модель конфликтного взаимодействия транспортных средств на различных перекрестках / Д.В. Капский, В.Н. Шуть, П.А. Пегин // Наука и техника. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 246–254. – Библиогр.: с. 253–254.
- Крайнюченко, И.В. Теория и практика решений. Междисциплинарный аспект. / И.В. Крайнюченко, В.П. Попов. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 157 с. – ISBN 978-5-4486-0135-4.
- Купрейченко, А.Б. Доверие и недоверие технике и социально-техническим системам: постановка проблемы и обоснование подхода к исследованию / А. Б. Купрейченко // Учёные записки ИМЭИ. – 2012. – Т. 2, № 1. – С. 126–137. – Библиогр.: с. 137.
- Котик, М.Ю. Курс инженерной психологии / М.Ю. Котик. – Таллин: Валгус, 1978. – 364 с.
- Лефевр, В.А. Рефлексия / В. А. Лефевр – М.: Когито-Центр, 2003. – 496 с. – ISBN 5-89353-053-5.
- Томас, Т.Л. Рефлексивное управление в России: теория и военные приложения / Т.Л. Томас // Рефлексивные процессы и управления. – 2002. – № 1. – С. 71 – 89. – Библиогр.: с. 89.