«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 4 (67), декабрь 2021
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВС
Авторы:
Михаил Владимирович Григорьев, канд. техн. наук, доц., m.grigoriev@madi.ru,
Валерий Александрович Зенченко, канд. техн. наук, проф., zvaeats@yandex.ru,
Наталья Сергеевна Шуваева, студент, natali_shuvaeva@outlook.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В рамках проведенных авторами исследований определены конструктивные особенности и функциональные возможности существующих устройств измерения расхода топлива, выявлены имеющиеся недостатки их использования. На основе опыта практического применения вышеотмеченных существующих разработок было предложено и спроектировано новое устройство, обеспечивающее в процессе проведения лабораторных, стендовых (нагрузочных и безнагрузочных) и дорожных испытаний получение более точных, достоверных и информативных измерений объемного расхода жидкого топлива на колесных транспортных средствах с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, оснащенными впрысковыми одноконтурными системами питания. В МАДИ на кафедре ЭАТиС авторы настоящей статьи разработали и провели практическую апробацию устройства для измерения расхода топлива (УИРТ-01), предусматривающего применение в его конструкции специального набора стержней, что позволило повысить чувствительность, точность, достоверность и информативность оценки измерения расхода топлива на легковых автомобилях с различными объемами двигателей. Компактные размеры разработанной мобильной версии электронезависимого устройства, оснащенного воздушным ресивером, редуктором давления воздуха, мерной ёмкостью со шкалой, набором манометров, кранов, клапанов и быстроразъемных соединительных штуцеров высокого давления, позволили успешно провести дорожные испытания с высокой точностью полученных результатов. Представленное устройство УИРТ-01, спроектированное с целью решения научно-технических и практических задач, обеспечивает получение высокоточных результатов при измерении расхода топлива на заданных измерительных участках движения автомобиля или временных интервалах, также оно способно контролировать изменение расхода топлива при совершенствовании электронной системы управления двигателем (ЭСУД) или при моделировании различных условий эксплуатации автомобиля.
Ключевые слова: измерение расхода топлива, объемный расход, средство измерения, стендовые испытания, дорожные испытания, расходомер.
Список литературы
- Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник для вузов / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА-М., 2014. – 384 с.
- Пат. 2259541 Российская Федерация, МПК G01F 9/00. Устройство для измерения расхода топлива двигателем внутреннего сгорания / Селюк Д.В., Донвар А.Б.; заявитель и патентообладатель Военный автомобильный институт. – № 2002122358/28; заявл. 16.08.2002; опубл. 27.08.2005, Бюл. № 24.– 5 с.: ил.
- Пат. 2097707 Российская Федерация, МПК G01F 9/00, G01F 25/00. Устройство для автоматического измерения расхода топлива / Кузнецов А.Г., Кожаткин Г.Д., Новик А.И., Куликов В.В.; заявитель и патентообладатель Инженерный центр испытательной техники «Агро». – № 5050702/28; заявл. 02.07.1992; опубл. 27.11.1997, – 7 с.: ил.
- Пат. 2282828 Российская Федерация, МПК G01F 9/00. Устройство для измерения объемного расхода топлива / Харитонов П. Т.; заявитель и патентообладатель Харитонов П.Т. – № 2004126175/28; заявл. 27.06.2004; опубл. 27.08.2006, Бюл. № 24 – 9 с.: ил.
- Пат. 1620845 Союз Советских Социалистических Республик, МПК G01F 1/34, G01F 9/00. Устройство для определения расхода топлива и его остатка в баке транспортного средства / Коваленко П. Г.; заявитель и патентообладатель Ворошиловградский мишаностроительный институт. – № 4491068; заявл. 10.10.1988; опубл. 15.01.1991, Бюл. № 2 – 2 с.: ил.
- Пат. 117002 Российская Федерация, МПК G01F 9/00. Устройство для измерения расхода топлива дизеля / Носырев Д.Я., Муратов А.В., Курнев И.А.; заявитель и патентообладатель Самарский государственный университет путей сообщения. – № 2011150552/28; заявл. 12.12.2011; опубл. 10.06.2012, Бюл. № 16 – 8 с.: ил.
- Пат. 1789865 Союз Советских Социалистических Республик, МПК G01F 9/00. Устройство для измерения расхода топлива двигателем внутреннего сгорания / Носырев Д.Я., Ханлаев Д.Н.; заявитель и патентообладатель Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта им. М.Т.Елизарова. – № 4859933; заявл. 29.08.1990; опубл. 23.01.1993, Бюл. № 3 – 4 с.: ил.
- Прибор для измерения расхода топлива на карбюраторном двигателе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://avtika.ru/pribor-dlya-izmereniya-rashoda-topliva-na-karbyuratornom-dvigatele/ (дата обращения: 03.07.2021).
- Расходомеры топлива для автомобиля: описание, виды, характеристики и отзывы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/368723/rashodomeryi-topliva-dlya-avtomobilya-opisanie-vidyi-harakteristiki-i-otzyivyi (дата обращения: 03.07.2021).
- О дифференциальном измерении расхода топлива [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://darkont.ru/articles/differenzialnyi-raschod-topliva/ (дата обращения: 03.07.2021).
- Клим, В.В. Управление затратами автотранспортных предприятий / В.В. Клим, Н.А. Храмцова // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"), Омск, 02 – 03 декабря 2015 г. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – С. 1446-1453.
- Зиманов, Л.Л. Определение оптимального срока использования автобуса / Л.Л. Зиманов, Н.В. Поживилов // Грузовик. – 2014. – № 12. – С. 7-9.
- Современные методы оценки эксплуатационного расхода газового топлива городскими автобусами / Ю.В. Панов, В.А. Зенченко, П.В. Бушуев, А.А. Назаров // Автотранспортное предприятие. – 2007. – № 4. – С. 29-34.
- Григорьев, М.В. Повышение эксплуатационной надежности электронных систем управления двигателем (на примере систем BOSCH M1.5.4 и МИКАС 5.4): дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 27.04.2004: утв. 08.10.2004 / Григорьев Михаил Владимирович. – М., 2004. – 253 с. – Библиогр.: с. 207–220.
- Басаргин, В.Д. Уменьшение экологической опасности автомобилей при эксплуатации в условиях города / В.Д. Басаргин, И.А. Якубович // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. – 2017. – Т. 16, № 2. – С. 51-56.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОБУСНОГО АТП
Авторы:
Дмитрий Владимирович Ушаков, магистрант, dmitry.ushacov@gmail.com,
Виктор Александрович Максимов, д-р техн. наук, проф., vamaximov57@mail.ru,
Алексей Александрович Солнцев, канд. техн. наук, проф., solntsev@madi.ru,
Никита Васильевич Поживилов, канд. техн. наук, доц., nikita.pozhivilov@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В данной статье дается определение контрактной системы технической эксплуатации автобусов, рассматриваются случаи заключения договоров и их условия, приводятся обязанности исполнителя и заказчика договора, даются основные отличия между контрактом жизненного цикла (далее КЖЦ) и сервисным контрактом. Проводится обзор применяемой эксплуатационным автобусным предприятием действующей системы оценки по определению качества работы сервисного центра, которая состоит из расчета коэффициента технической готовности парка автобусов и оценки качества выполнения уборочно-моечных работ. Выявлена необходимость в совершенствовании существующей методики по определению качества работы сервисного центра путем добавления новых, дополнительных коэффициентов. Таких, как расчет допустимого количества отказов и допустимого времени, проведенного в ремонтной зоне сервисного центра по каждому автобусу, а также допустимого количества ДТП с участием автобуса по технической причине. Рассматривается положительное влияние дополнительно введенных коэффициентов на общую оценку качества работы исполнителя. Данная статья будет полезна автотранспортным предприятиям, уже работающим или планирующим переход на работу по контракту жизненного цикла или сервисному контракту для более объективной оценки качества работы сервисного центра.
Ключевые слова: наземный городской пассажирский транспорт, автотранспортное предприятие, сервисный центр, государственный технический осмотр, контракт жизненного цикла, сервисный контракт, допустимое количество отказов, допустимое количество ДТП по техническим причинам, коэффициент простоя, расчет коэффициента технической готовности, оценка качества работы сервисного центра, оценка качества мойки подвижного состава.
- Арифуллин, И.В. Метод оценки качества эксплуатации автотранспортных средств / И.В. Арифуллин, А.В. Терентьев, А.А. Аллакин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2018. – № 11. – С. 58-61 – Библиогр.: с. 61.
- Терентьев, А.В. Общая методика планирования многофакторного анализа при решении технологических задач авторемонтного производства / А.В. Терентьев, И.В. Арифуллин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 11. – С. 63-66 – Библиогр.: с. 66.
- Организация совместной работы автобусного предприятия и сервисного центра на примере филиала южный ГУП «Мосгортранс» / Д.В. Ушаков, В.А. Максимов, А.А. Солнцев, Н.В. Поживилов, А.А. Назаров // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. – М.: МАДИ, 2021. – С. 61–70.
- Терентьев, А.В. Иерархия системы управления рациональным сроком службы автомобилей / А.В. Терентьев, И.В. Тарасов, В.А. Терентьева // Экономика и менеджмент систем управления. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 46-50.
- Обзор применения модели контракта жизненного цикла автобусов в городе Москве / Д.В. Ушаков, В.А. Максимов, А.А. Солнцев, Н.В. Поживилов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. – М.: МАДИ, 2020. – С. 64-67.
- Терентьев, А.В. Методы районирования, как методы оптимизации автотранспортных процессов / А.В. Терентьев, Д.Б. Ефименко, М.Ю. Карелина // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 6 (65). – С. 291-294.
- Техническая эксплуатация автомобилей̆: учебное пособие для вузов / Е.С. Кузнецов [и др.]. – М.: Наука, 2004. – 535 с.
- Евтюков, С.А. Методология управления рациональным сроком службы автомобиля / С.А. Евтюков, А.В. Терентьева, Г. Гинзбург // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 1 (56). – С. 3-10.
- Харитонов, А.В. Контракт жизненного цикла / А.В. Харитонов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. – 2014. – № 37. – С. 70-77.
- Макарова, И.Л. Анализ методов определения весовых коэффициентов в интегральном показателе общественного здоровья / И.Л. Макарова // Символ науки. – 2015. – № 7-1. – С. 87-95.
ОЦЕНКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НТТС НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Авторы:
Мария Олеговна Воронцова, ассистент, vorontsova_madi@mail.ru,
Данила Алексеевич Птицын, ассистент, d.pticyn@madi.ru,
Алексей Андреевич Акулов, ассистент, a.akulov.98@mail.ru,
Артем Велимирович Подгорный, вед. инж., podgornyrobot@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Статья посвящена исследованию негативного влияния наземных транспортно-технологических средств (НТТС) на атмосферный воздух города Санкт-Петербурга. Произведены контрольные замеры выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Выполнен структурный анализ парка автомобилей РФ и г. Санкт-Петербурга по экологическим классам. Установлена взаимосвязь между ростом содержания в в окружающей среде вредных веществ и численностью парка транспортных средств. Составлена классификация уровней загрязнения окружающей среды транспортными средствами. Произведено сравнение критериев оценки качества атмосферного воздуха по Европейскому и Российскому стандартам. Дано распределение транспортных средств по экологическим классам ЕВРО в Российской Федерации. Указаны значения удельных коэффициентов выбросов загрязняющих веществ для автомобилей экологического класса Евро-0. Изучен каждый район города с целью выявления участков, на которых наблюдается максимальное значение содержания вредных веществ. На основании установленных Росгидрометом показателей выполнен расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха для последующей сравнительной оценки его состояния относительно среднего уровня загрязнения по городам России. Данная тема является актуальной, так как в ходе проведённого авторами анализа были выявлены направления, требующие дальнейшего изучения.
Ключевые слова: наземные транспортно-технологические средства, экология, загрязнение воздуха, охрана окружающей среды.
Список литературы:
- Исаева, Я.К. Выявление и анализ конструктивных особенностей автомобилей, влияющих на экологию / Я.К. Исаева // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2020. – № 12. – С. 145-148.
- Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2014 году / под ред. И. А. Серебрицкого. – СПб.: ООО «Единый строительный портал», 2015. – 173 c.
- Терентьев, А.В. Организационные формы технического обслуживания и ремонта автомобилей за рубежом / А.В. Терентьев, Т.К. Екшикеев // Проблемы теории и практики автомобильного транспорта: сборник научно-практических статей, Санкт-Петербург, 01 – 15 мая 2009 г.: в 2 ч. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. – Ч. 1. – С. 75–78.
- Бакирей, А. С. Развитие устойчивых городских транспортных систем в России / А.С. Бакирей, Н.В. Харитошкин // Транспорт Российской Федерации. – 2014. – № 4 (53). – С. 3–7.
- Трофименко, Ю.В. Обоснование мероприятий по снижению риска здоровью от загрязнения воздуха взвешенными частицами размером менее десяти микрометров (РМ10) на улично-дорожной сети городов / Ю.В. Трофименко, В.С. Чижова // Экология и промышленность России. – 2019. – № 7. – С. 48–51. – Библиогр.: с. 51.
- Амирханов, Р.Р. О ежедневном обслуживании автомобиля, как обязательном условии продления ресурса автомобиля /
Р.Р. Амирханов, Н.А. Ртищев, А.В. Терентьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 1-1. – С. 49-51. - Стенды для испытания амортизаторов подвески легковых автомобилей и для определения моментов инерции: модели автомобилей /
Л.А. Черепанов, Н.С. Соломатин, М.А. Литошин, Е.Н. Кучин // Транспортные системы. – 2017. – № 1 (4). – С. 22-26. - Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В.И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 5. –
С. 33–36. - Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.06.2017 № 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе": официальный сайт [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708110012?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 26.10.2021).
- Рябчинский, А.И. Экологическая безопасность автомобиля / А.И. Рябчинский, Ю.В. Трофименко, С.В. Шелмаков; под ред. В.Н. Луканина. – М. : МАДИ(ТУ), 2000. – 95 с.
СНИЖЕНИЕ АВАРИЙНОСТИ В РФ ЗА СЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА К ТЕСТИРОВАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Авторы:
Андрей Михайлович Иванов, д-р техн. наук, проф., Ivanov-am@madi.ru,
Сергей Сергеевич Шадрин, д-р техн. наук, проф., shadrin@madi.ru,
Алексей Николаевич Андреев, ассистент, andr_aleksei@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы тестирования систем автоматического экстренного торможения (САЭТ) на автоматизированных транспортных средствах. Предлагается концепция выбора методов тестирования САЭТ, учитывающая статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации. Подбор методов тестирования изложен в виде нескольких этапов. Апробация предложенных методов проводилась путём подбора и проведения испытательных сценариев, основывающихся на анализе распространённых схем ДТП в рассматриваемом периоде. Выявлена схема, исключение которой позволит снизить число пострадавших. В статистических данных также выделены, в виде диаграмм, и проанализированы условия, влияющие на возникновение опасных ситуаций на дорогах различных категорий. Приведены процентные показатели. На основании представленных данных сформированы критерии, определяющие эффективность действия САЭТ и определены условия их проверки. В основу предлагаемой методики положен набор тестов, реализованный при проведении предварительных испытаний «день» и «ночь» нескольких моделей серийных автомобилей. Результаты этих испытаний подтвердили работоспособность и реализуемость предложенных методов тестирования САЭТ. Созданная концепция была использована в российском независимом рейтинге безопасности автомобилей RuNCAP для оценки эффективности действия систем автоматического экстренного торможения.
Ключевые слова: AEBS, автоматическое торможение, цель, столкновение, полигонные тесты.
Список литературы:
- Малиновский, М.П. Предпосылки к разработке современных систем предупреждающего и автономного управления движением / М.П. Малиновский // Труды НАМИ. – 2017. – № 1 (268). – С. 53-59.
- Развитие интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS) в Российской Федерации / С.В. Гайсин, С.В. Бахмутов, Д.В. Ендачёв, Н.П. Мезенцев // Труды НАМИ. – 2016. – № 265. – С. 6-12.
- Электронные системы интеллектуальных транспортных средств / Д.В Ендачёв, С.В. Бахмутов, В.В. Евграфов, Н.П. Мезенцев // Механика машин, механизмов и материалов. – 2020. – № 4 (53). – С. 5-10.
- ГНСС-технологии в испытаниях автомобильных ADAS-систем / А.С. Вашурин, П.С. Мошков, Е.И. Торопов, Ю.П. Трусов, С.В. Степанов // Грузовик. – 2021. – № 6. – С. 16-22.
- Новые методы испытаний систем автоматического экстренного торможения и опыт их применения / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, М.А. Топорков, М.И. Исакова // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 2 (121). – С. 146-155.
- Иванов, А.М. Системы автоматического экстренного торможения: монография / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов – М.: МАДИ, 2018. – 180 с.
- Интеллектуальные автомобили: опыт европейского союза и перспективы в России / С.В. Гайсин, Б.В. Кисуленко, А.В. Бочаров, В.В. Пугачёв // Журнал автомобильных инженеров. – 2017. – № 2 (103). – С. 6-10.
- Сидорова, П.А. Анализ новых типов испытаний САЭТ в рамках рейтинга EURO NCAP (2020 г.) / П.А. Сидорова, Н.В. Попов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 2 (24). – С. 1.
- Кристальный, С.Р. Отечественная система рейтинговой оценки безопасности некоммерческих автомобилей / С.Р. Кристальный, Н.В. Попов // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 106-й Международной научно-технической конференции. – Иркутск: ИРНИТУ, 2019. – С. 123-128.
- Кристальный, С.Р. Выбор параметров испытаний и методов оценки эффективности действия САЭТ в соответствии с RuNCAP / С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, А.К. Багров // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 106-й Международной научно-технической конференции. – Иркутск: ИРНИТУ, 2019. – С. 12-19.
- New Assessment/Test Method for Automated Driving (NATM) – Master Document (Final Draft) [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://unece.org/sites/default/files/2021-01/GRVA-09-07e.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ ДЕТАЛЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ
Авторы:
Галина Юрьевна Тимофеева, канд. физ.-мат. наук, доц., phizika@madi.ru,
Петр Евгеньевич Демин, канд. техн. наук, доц., petr-demin@yandex.ru,
Александр Сергеевич Литвинчук, студент, phizika@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье описаны основные источники загрязнения атмосферы автотранспортом, приведен химический состав загрязнителей воздуха, указаны причины роста загрязнения. В крупных городах выбросы выхлопных газов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – основные причины появления токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере. Уменьшение вредных выбросов от автомобилей при росте их количества может быть достигнуто за счет более широкого использования электромобилей и автомобилей на газомоторном топливе вместо автомобилей, работающими на бензине и дизеле. Это приведет к улучшению экологической обстановки в России. На примере работы тормозной системы автомобиля рассмотрены основные причины возникновения электрохимической коррозии и ее последствия при эксплуатации автомобиля в агрессивной внешней среде. Кроме атмосферной необходимо принимать во внимание и коррозию в условиях трения, контактную коррозию и др. В результате совокупного воздействия многих факторов наблюдается коррозия тормозного цилиндра, и поршня, направляющих пальцев, тормозных колодок и дисков, что ведет соответственно к потери подвижности поршня, неравномерному износу диска и колодок, т.е. к ухудшению качества работы тормозной системы, увеличению длины тормозного пути.
Ключевые слова: экологическая безопасность, загрязнение атмосферы, выхлопные газы, износостойкость, коррозионная стойкость.
Список литературы:
- Trofimenko, Y. Forecast of energy consumption and greenhouse gas emissions by road transport in Russia up to 2050 / Y. Trofimenko, V. Komkov, K. Trofimenko // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 50. – P. 698-707.
- Шелмаков, С.В. Борьба с загрязнением атмосферы дисперсными частицами на автомобильном транспорте: учеб. пособие / С.В. Шелмаков, Ю.В. Трофименко, А.В. Лобиков. – М.: МАДИ, 2018. – 164 с.
- Model for the assessment greenhouse gas emissions from road transport / Y.V. Trofimenko, V.I. Komkov, V.V. Donchenko, T.D. Potapchenko // Periodicals of Engineering and Natural Sciences. – 2019. – Vol. 7(1). – P. 465-473.
- Intellectual analysis and estimation of gross greenhouse gas emissions / M. Gorodnichev, Y. Trofimenko, T. Potapchenko, L. Fedotova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – Vol. 403(1). – Art. no. 012217.
- Шелмаков, С.В. Улучшение энерго-экологических характеристик автомобилей: учеб. пособие / С.В. Шелмаков. – М.: МАДИ, 2018. – 232 с.
- Trofimenko, Y. Problems and prospects of sustainable low carbon development of transport in Russia / Y. Trofimenko, V. Komkov, V. Donchenko // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2018. – Vol. 177(1). – Art. no. 012014.
- Trofimenko, Yu. Forecast of the vehicle fleet size and structure in Russian Federation by ecological class, a type of power installations and a fuel type for the period up to 2030 / Yu. Trofimenko, V. Komkov, T. Grigoryeva // Proceedings of the Sixth International Environmental Congress (Eight International Scietific Conference) «Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes» ELPIT 2017. – Samara: Izdatelstvo Samarskogo Nayshnogo Sentra, 2017. – P. 311-326.
- Гусев, В.М. Влияние динамических термодиффузионных покрытий на коррозионную стойкость углеродистых и низколегированных сталей / В.М. Гусев, В.Б. Мордынский, М.Г. Фролова // Сталь. – 2015. – № 1. – С. 77-79.
- Влияние азотирования на износостойкость и адгезию цинковых покрытий на сталях / Л.Г. Петрова, Г.Ю. Тимофеева, П.Е. Демин, А.В. Косачев, В.Д. Александров // СТИН. – 2019. – № 3. – С. 16-19.
- Исследование строения модифицированного слоя, полученного азотированием углеродистой стали с цинкнаполненным покрытием / Л.Г. Петрова, Г.Ю. Тимофеева, П.Е. Демин, А.В. Косачев // Технология металлов. – 2019. – № 3. – С. 36-43.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
ДИСКОВЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРОТИВОГОЛОЛЁДНЫХ МАТЕРИАЛОВ С СИММЕТРИЧНЫМ СПОСОБОМ ПОДАЧИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Авторы:
Яна Сергеевна Садовникова, инженер, jana.sadovnikova@yandex.ru,
Константин Петрович Мандровский, канд. техн. наук, доц., effectmash@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Цель статьи – обоснование целесообразности разработки и реализации дискового распределителя противогололёдных материалов с симметричным способом подачи как нового подхода в решении актуальной проблемы качественного зимнего содержания автомобильных дорог. Теоретическое обоснование идеи предваряется кратким анализом проблемы повышения качества противогололёдной обработки дорожных покрытий. Принципиальное отличие предложенной конструкции от традиционного дискового оборудования заключается в установке лотка с кольцевой формой поперечного сечения выпускного отверстия, подающего материал из бункера на диск. Благодаря такому конструктивному исполнению материал подаётся одновременно на все секторы диска в равном объёме, что обеспечивает одинаковые значения скоростей одновременного слёта частиц с диска и позволяет сформировать зону обработки в форме круга. Представлены результаты эксперимента, подтверждающие преимущества симметричного способа подачи по сравнению с традиционным способом. В статье описана математическая модель процесса распределения частиц по диску и в воздушной среде. Адекватность модели подтверждается результатами экспериментальных исследований. Проведен сравнительный анализ технико-экономических показателей работы различных комплектов распределителей противогололёдных материалов, доказывающий эффективность внедрения оборудования, реализующего симметричный способ подачи материала.
Ключевые слова: противогололёдный материал (ПГМ), симметричный способ подачи, диск, лоток, качество, математическая модель.
Список литературы:
- Ледовская, К.А. Превентивные технологии зимнего содержания автомобильных дорог / К.А. Ледовская, А.В. Саврасова, Т.В. Самодурова // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2019. – № 1-2. – С. 193-195. – Библиогр.: с. 195.
- Чванов, В.В. Научно-техническая деятельность Росавтодора в 1999 году и перспективы ее развития / В.В. Чванов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 1999. – № 4. – С. 2-4. – Библиогр.: с. 4.
- Новый реагент в Казани: фрикционный эффект и увеличенное сцепление с дорогой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.business-gazeta.ru/article/361602 (дата обращения: 12.03.2021).
- Fay, L. Environmental impacts of chemicals for snow and ice control: state of the knowledge /
L. Fay, X. Shi // Water, Air, & Soil Pollution. – 2012. – Vol. 223, no. 5. – P. 2751-2770. – References: p. 2766-2770. - Huaqiao, T. Analysis of the development of deicing vehicles / T. Huaqiao, Z. Weibo // Journal of Fujian University of Technology. – 2008. – Vol. 12. – P. 1-3. – References: p. 3.
- Rußwurm, F. Optimal control of centrifugal spreader / F. Rußwurm, P. Osinenko, S. Streif // IFAC-PapersOnLine. – 2020. – Vol. 53, no. 2. –
P. 15841-15846. – References: p.15845-15846. - Pat. 3071382 United States, E01C19/203. A Material spreader for use on a dump truck / Biasi Charles P.De. – No 823,060; date of search 26.06.1959; date of a publication 31.01.1961. – 11 p.
- Садовникова, Я.С. Исследование влияния условий эксплуатации распределителя противогололёдных материалов на степень деформации зоны обработки покрытия / Я.С. Садовникова, К.П. Мандровский // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: сборник материалов IV Национальной научно-практической конференции, Омск, 22-23 апреля 2021г. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. – С. 57-61. – Библиогр.: с. 60-61.
- Пенчук, В.А. Влияние условий эксплуатации пескоразбрасывателя на процессы распределения противогололедных материалов / В.А. Пенчук, А.Н. Клен, А.В. Диденко // Теорія і практика будівництва. – 2013. – № 11. – С. 52-54. – Библиогр.: с. 54.
- Бурдин, А.А. Исследование влияния формы поперечного сечения лопаток и диаметра разбрасывающего диска на равномерность рассеивания противогололедных материалов по поверхности дорожного покрытия / А.А. Бурдин, Р.Л. Сахапов, М.М. Земдиханов // Техника и технология транспорта. – 2019. – № 1 (10). − С. 2.
- Петровец, В.Р. Описание движения частиц удобрений вдоль выбросной лопатки на центробежном дисковом рабочем органе / В.Р. Петровец, И.И. Гаврилов, А.А. Сысоев // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. – 2015. – № 1 (14). – С. 45-50. – Библиогр.: с. 50.
- Припоров, Е.В. Определение угла установки лопаток рассеивающего диска / Е.В. Припоров // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2018. – № 5 (73). – С. 154-157. – Библиогр.: с. 157.
- Mandrovskiy, K.P. Modeling the Uniform Treatment of Coatings with an Anti-Icing Liquid Reagent / K.P. Mandrovskiy, Y. S. Sadovnikova // Mathematical Models and Computer Simulations. – 2019. – Vol. 11, issue 5. – P. 842-849. – References: pp. 848-849.
- Мандровский, К.П. Влияние скорости машины на равномерность распределения противогололёдных реагентов / К.П. Мандровский,Я.С. Садовникова // Механизация строительства. 2018. – Т. 79, № 4. – С. 60-64. – Библиогр.: с. 63-64.
ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНОВОЧНЫХ СХЕМ АВТОСАМОСВАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Авторы:
Виктор Николаевич Добромиров, д-р. техн. наук, проф., viktor.dobromirov@mail.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. тех., наук, доц., I_arifullin@mail.ru,
МАДИ, Россия, 215319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Ульяна Николаевна Мейке, аспирант, ulyana.meike@ya.ru,
Кирилл Игоревич Фомин, аспирант, fominkirill96@mail.ru,
Елизавета Ростиславовна Лукашук, аспирант, lukashukscience@mail.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4
Аннотация:
Анализ рынка специальной техники для дорожно-строительной отрасли демонстрирует огромное разнообразие применяемых в сфере строительного производства автомобилей. По этой причине выбор потребителем автосамосвалов из линейки машин, идентичных по выходным показателям эксплуатационных свойств является достаточно проблематичным. Часто он базируется на индивидуальных предпочтениях потребителя и не всегда оказывается обоснованным. В статье предложено использовать для решения задачи подбора и обоснования номенклатуры специализированного автомобильного подвижного состава, в том числе автосамосвалов, методику квалиметрической оценки их технического уровня. Проведенная на основе такой методики сравнительная оценка самосвалов различного конструктивного исполнения дает основание признать, что в условиях дорожного строительства в звене подвоза грунта от карьера до места его складирования использование седельного автопоезда будет предпочтительнее, нежели одиночной машины рамной конструкции. Это обусловлено тем, что, согласно проведенным исследованиям, седельный автопоезд с самосвальным полуприцепом обладает в реальных условиях подвоза более высокими маршевой подвижностью, маневренностью и проходимостью. В звене развоза грунта от места складирования до места отсыпки насыпи применение сочлененных полноприводных автосамосвалов вместо их жесткорамных аналогов предпочтительнее, что обусловлено более высокими показателями их опорной проходимости и маневренности на ограниченных пространствах.
Ключевые слова: дорожно-строительное производство, автосамосвал, технический уровень, сравнительная оценка.
Список литературы:
- Выгонный, В.В. Выбор оптимального варианта погрузочно-транспортных комплектов для производства земляных работ в линейном строительстве / В.В. Выгонный // Вестник СамГУПС. – 2015. – №. 3. – С. 31-37.
- Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей (часть 1) / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. – 2001. – № 3. – С. 24-28.
- Фасхиев, Х.А. Оценка и выбор подвижного состава по технико-экономическим критериям / Х.А. Фасхиев // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № Т15. –
С. 921-925. - Добромиров, В.Н. Сравнительная оценка технического уровня автосамосвалов отечественного и зарубежного производства / В.Н. Добромиров, У.Н. Мейке // Автомобильные дороги и транспорт: сб. статей магистрантов и аспирантов. – СПб.: СПбГАСУ, 2018 – Вып. 1. –
С. 126-130. - Кравченко, В.А. Специализированный подвижной состав / В.А. Кравченко. – Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2008. – 216 с.
- Dobromirov, V. A method for the comparative assessment of the technical quality of dump trucks with different structures / V. Dobromirov, E. Lukashuk, U. Meike // Architecture and Engineering. – 2020. – Vol. 3 – P. 49-55.
- Полещук, С.В. Внедорожные шарнирно-сочленные самосвалы АМКОДОР (под редакцией П.П. Капусты) / С.В. Полещук // Грузовик. – 2013. – № 12. – С. 2-10.
- Липский, С. Конструкции шарнирно-сочлененных самосвалов / C. Липский // Грузавтоинфо. – 2012. – № 103. – C. 30-34.
- Ковригин, В.Д. Сочлененные гусеничные и колесные машины высокой проходимости /
В.Д. Ковригин // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. – 2003. – № 5. – С. 13. - Горгома, О. Рынок шарнирно-сочлененных самосвалов в России. Что нового у лидеров? / О. Горгома // Технологии строительства – 2013. – № 5. – С. 46-52.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОСТОВЫЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ММК 1 И ММК 2
Авторы:
Петр Сергеевич Хмелюк, д-р техн. наук, проф., moskva-1967@yandex.ru,
ЦНИИИ ИВ МО РФ, 143432, Московская обл., гп Нахабино, ул. Карбышева 2,
Сергей Викторович Зайцев, канд. техн. наук, доц., kt@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Область применения мостового механизированного комплекса ММК – преграды шириной преимущественно от 30 до 40 метров, на которых невозможно или сложно оборудовать мостовой переход мостами на промежуточных опорах и танковыми мостоукладчиками. В статье приведены основные характеристики и состав мостовых конструкций комплексов ММК 1 и ММК 2. Комплексы ММК рассчитаны на эксплуатацию в различных регионах, в разное время года, при температуре окружающего воздуха от минус 40 оС до плюс 45 оС. Комплекс ММК 1 обеспечивает одновременную сборку двух мостов общей длиной 63 метра, при этом максимальная длина одного моста без аппарелей составляет 41 м. Комплекс ММК 2 обеспечивает сборку только одного моста длиной до 41 м. Мостовые механизированные комплексы представляют собой комплект машин на автомобильном шасси: транспортировщики, перевозящие разобранную мостовую конструкцию, и мостосборочные, оснащенные оборудованием для сборки-разборки мостов на преграде. Создание и принятие на снабжение инженерных войск мостовых механизированных комплексов ММК 1 и ММК 2 позволило расширить возможности войск по преодолению узких глубоководных и суходольных преград.
Ключевые слова: амфибия, двухзвенная гусеничная амфибийная машина, транспортёр, коэффициент демпфирования, тягово-сцепное устройство, качка, волнение, эксплуатация.
Список литературы:
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 622 «О принятии на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации мостового механизированного комплекса ММК». – М.: МО РФ, 2013. – 7 с.
- Мостовой механизированный комплекс. Руководство по эксплуатации. – Омск: ФГУП КБТМ, 2008. – 147 с.
- Полноприводные автомобили КАМАЗ. Устройство и эксплуатация / В.В. Окольников и др.; под ред. Д.Х. Валеева. – Набережные Челны: ОАО «КАМАЗ», 2006. – 635 с.
- Обзор механизированных мостов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-trex.ru/ (дата обращения: 20.04. 2012).
- Лобов, И.Э. Преграды не страшны. Мостовой механизированный комплекс ММК / И.Э. Лобов// Военно-патриотический сайт «Отвага» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvaga2004.ru/na-zemle/na-zemle-11/mostovoj-kompleks-mmk/ (дата обращения: 15.03. 2021).
- Гибшман, Е.Е. Проектирование металлических мостов / Е.Е. Гибшман. – М.: Транспорт, 1969. – 416 с.
- Пат. 2724815 Российская Федерация, МПК Е01D 15/12. Мостовой блок пролетного строения / Ставицкий Ю.И., Алахвердиев Р.С., Воробьев И.С., Хмелюк П.С., Верглинская Н.А, Козяйчев В.В., Петров В.В., Тыдень В.П.; заявитель и патентообладатель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» Министерства обороны Российской Федерации. – № 2019126847; заявл. 26.08.19; опубл. 25.06.20, Бюл. №18. – 12 с.: ил.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ КОМБИНИРОВАННЫХ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОВ ТРАНСМИССИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОЛЁСНЫХ ШАССИ
Авторы:
Григорий Сергеевич Мазлумян, канд. техн. наук, доц. gmazlumyan@mail.ru,
Дмитрий Александрович Рябцев, лаборант, sta6448@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр. 64
Аннотация:
В статье описываются теоретические основы испытаний гидродинамических трансмиссий, состав этих испытаний, их этапы и важнейшие исследуемые характеристики, приведены теоретические доказательства повышения эффективности эксплуатации самоходной машины с гидромеханической трансмиссией, использующей передачу, включающуюся посредством зубчатых муфт. Показано преимущество использования колесных машин (КМ) с гидродинамической трансмиссией. Описываются математические модели движения колесных машин и требования к этим моделям для получения необходимой информации при оценке эксплуатационных качеств гидродинамической трансмиссии. В статье приведены результаты экспериментальных исследований с применением магнитной жидкости для управляемых вращающимся магнитным полем гидротрансформаторов трансмиссий колесных транспортных средств особо большой грузоподъемности. Описаны параметры проведения испытаний, и определена цель их проведения, приведены способ и порядок испытания гидротрансформаторов, а также их характеристики. Даны расчеты гидродинамической трансмиссии, определены моменты, действующие на гидротрансформатор, и гидравлические потери, при его работе и составлен баланс энергии. Статья раскрывает использование напорной характеристики гидротрансформаторов в расчетах что позволяет определить текущий коэффициент полезного действия для конкретной исследуемой трансмиссии и обеспечить его повышение, что и является конечной целью исследований.
Ключевые слова: магнитное поле, транспортное средство, метод, магнитная жидксоть.
Список литературы:
- Соловьев, В.М. Экспериментальное определение параметров гидротрансформатора в условиях недостаточной мощности приводного двигателя / В.М. Соловьев // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2013. – Т. 65, № 8. – С. 39-45.
- Нгуен, Х.Т. Метод расчета тягово-скоростных характеристик автомобиля с гидромеханической трансмиссией на ЭВМ / Х.Т. Нгуен // Universum: технические науки. – 2018. – Т. 48, № 3 – С. 19-23.
- Кузнецов, Е.В. Влияние технического состояния муфт свободного хода реакторных колес на характеристики гидродинамического трансформатора / Е.В. Кузнецов, И.Ю. Хадкевич // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2019. – Т. 65, № 4. – С. 26-33.
- Экспериментальное исследование внешних характеристик комплексного гидротрансформатора с модифицированным колесом реактора / В.М. Соловьев, П.С. Завьялов, В.А. Толстолуцкий, Ю.А. Подвойский, А.П. Имитер // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2011. – Т. 53, № 8. – С. 51-55.
- Пределы допустимого изменения параметров гидротрансформатора при контроле изготовления лопаточных колес / В.М. Соловьев,
В.А. Кошман, А.П. Имитер, М.К. Василец // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2012. – Т. 60, № 7. – С. 11-14. - Влияние параметров алгоритма переключения передач на показатели качества и эффективности автоматического управления гидромеханической передачей автомобиля / В.П. Тарасик, Ю.С. Романович, Р.В. Плякин, О.В. Пузанова // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2018. – Т. 60, № 3. – С. 49–62.
- К вопросу о возможности применения гидромеханической трансмиссии на военной автомобильной технике / Д.В. Сопегин, Р.И. Пономаренко, С.С. Павлов, А.А. Егорин // Научные исследования. – 2020. – Т. 35, № 4. – С. 8-10.
- Топольник, Р.А. Особенности управления боевой гусеничной машиной с гидромеханической трансмиссией при прямолинейном движении / Р.А. Топольник, А.В. Бабаев, С.Н. Котельников // Вестник Науки и Творчества. – 2016. – Т.2, № 2. – С. 85–89
- Жилейкин М.М. Математическая модель качения эластичного колеса по неровностям недеформируемого опорного основания / М.М. Жилейкин, Б.В. Падалкин // Известия вузов. Машиностроение. – 2016. – Т. 672, № 4. – С. 24-29.
- Труханов, В.М. Сложные технические системы типа подвижных установок / В.М. Труханов. – М.: Машиностроение, 1993. – 336 с.
- Лапидус, В.И. Автомобильные гидротрансформаторы / В.И. Лапидус. – М.: Машиностроение, 1971. – 159 с.
- Белоусов, Б.Н. Колесные транспортные средства особо большой грузоподъемности. Конструкция. Теория. Расчет / Б.Н. Беолоусов, С.Д. Попов; под общ. ред. Б.Н. Белоусова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 728 с. – ISBN 5-7038-2713-2.
- Мурзаев, В.В. Математические модели расчета плавности хода специальных транспортных средств / В.В. Мурзаев. – М.: Министерство Обороны СССР, 1985. – 128 с.
- Хачатуров, А.А. Динамика системы «Дорога – шина – автомобиль - водитель» / А.А. Хачатуров, В.Л. Афанасьев, В.С. Васильев; под общ. ред. А. А. Хачатурова. – М.: Машиностроение, 1976. – 535 с.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ВЛИЯНИЕ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ТЕМПЕРАТУРЫ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИМЕРНОГО МАТЕРИАЛА СВМПЭ
Авторы:
Александр Сергеевич Груздев, канд. техн. наук, доц., al-gru@yandex.ru,
Владимир Сергеевич Надеждин, канд. техн. наук, доц., shashki18@gmail.com,
Олег Вадимович Титов, ст. преп., sopr@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
До недавнего времени конструкции большинства видов дорожных ограждений выполнялись либо из стали (барьерные, тросовые, фронтальные), либо из бетона (парапетные). Однако, в связи с развитием химической промышленности, представляется перспективной разработка конструкций дорожных ограждений с использованием новых полимерных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ), обладающих рядом преимуществ: высокой энергопоглощающей способностью, коррозионной стойкостью, химической инертностью, малым весом. Применение современных полимерных материалов может значительно повысить качество существующих конструкций систем дорожного обустройства. Существующие методы анализа конструкций основаны только на натурных испытаниях, что требует значительных экономических и временных затрат, а существующие расчетные методы проектировочных оценок не учитывают влияние химически активных веществ и длительное влияние на материалы конструкций отрицательных температур в условиях Арктики и Крайнего Севера. В связи с этим для создания адекватных методов расчета дорожных конструкций из перспективных полимерных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена требуется понимание влияния скорости нагружения, температуры, химически активных веществ и т.д. на основные механические характеристики, для чего необходимо проведение лабораторных испытаний.
Ключевые слова: элементы дорожного обустройства, полимерный материал, СВМПЭ, испытания, прочностные характеристики, механические характеристики.
Список литературы:
- Валуева, М.И. Сверхвысокомолекулярный полиэтилен: рынок, свойства, направления применения (обзор) / М.И. Валуева, А.С. Колобков, С.С. Малаховский // Труды ВИАМ. – 2020. – № 3(87). – С. 49-57.
- Малаховский, С.С. Сверхвысокомолекулярный полиэтилен как перспективный компонент в армированных полимерных композиционных материалах (Обзор) / С.С. Малаховский, М.И. Валуева, Э.Ш. Имаметдинов // Вопросы материаловедения. – 2019. – № 3 (99). – С. 116-127.
- Композиционные материалы на основе СВМПЭ и BN / П.А. Нежный, О.И. Кудинова, В.Г. Гринев, В.Г. Крашенинников, Л.А. Новокшонова // Полимеры 2019: сборник трудов XX Научной конференции Отдела полимеров и композиционных материалов Института химической физики им. Н. Н. Семенова Российской академии наук. – М.: ООО "ТОРУС ПРЕСС", 2019. –
С. 99-100. - Применение СВМПЭ в энергопоглощающих системах безопасности дорожного движения / И.С. Проханов, В.С. Надеждин, А.С. Груздев, О.В. Титов // XXXII Международная инновационная конференция молодых ученых и студентов (МИКМУС - 2020): сборник трудов конференции. – М: Изд-во ИМАШ РАН, 2021. –
С. 166-173. - Тихонов, Н.Н. Эффективные методы оценки свойств полимерных изделий / Н.Н. Тихонов, Н.Ю. Николаева, О.И. Кладовщикова // Пластические массы. – 2020. – № 9-10. – С. 69-71.
- Яхин, А.А. Исследование механических характеристик композитов на основе СВМПЭ /
А.А. Яхин, А.А. Кондратюк // Современные технологии и материалы новых поколений: сборник трудов Международной конференции с элементами научной школы для молодежи, г. Томск, 9-13 октября 2017 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2017. –С. 138-139. - Пилин, М.О. Свойства наполненного сверхвысокомолекулярного полиэтилена / М.О. Пилин, Т.Н. Теряева, З.Р. Исмагилов // Технологии и оборудование химической, биотехнологической и пищевой промышленности: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, Бийск, 22–24 мая 2019 года. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2019. – С. 82-86.
- Структура, трибологические и механические свойства экструдируемых полимер-полимерных СВМПЭ композитов для 3d печати / С.В. Панин, Д.Г. Буслович, Л.А. Корниенко, В.О. Алексенко, Ю.В. Донцов, С.В Шилько // Трение и износ. 2019. Т.40. № 2. С. 143-152.
- Influence of loading rate on strength characteristics of ultra high molecular weight polyethylene (UHMWPE) / I.V. Demiyanushko, V.S. Nadezhdin, A.S. Gruzdev, O.V. Titov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 747(1). – Art. no. 012016.
- Исследование термических свойств композитов на основе СВМПЭ после взрывного прессования / Н.А. Адаменко, Г.В. Агафонова, В.С. Пироженко, Д.А. Ан, Д.В. Савин, А.В. Казуров // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2021. – № 4 (251). – С. 34-37.
К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ BIM ТЕХНОЛОГИЙ НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
Авторы:
Евгений Германович Козин, канд. техн. наук, начальник, ns@metro.spb.ru,
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен»,
Россия, 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 28
Аннотация:
На примере участка трассы двухпутного перегонного тоннеля между станциями «Приморская» и «Беговая» Петербургского метрополитена, расположенного в дельте реки Невы, показаны актуальность и обоснование возможности внедрения информационного моделирования зданий (BIM технологий) в процесс эксплуатации перегонных тоннелей. В статье приведены сведения об инженерно-геологическом и гидрогеологическом строении участка, где сооружен тоннель, конструктивных особенностях наполнения внутреннего пространства тоннеля и дано описание применённой технологии проходки. Также отражены специфические моменты построения трехмерной модели двухпутного тоннеля на основе имеющейся исполнительной документации и данных, полученных с применением технологии лазерного сканирования. Приводятся сведения о функционале и достоинствах одного из используемых в процессе информационного моделирования специализированных программных продуктов, который позволяет дополнять информационную модель необходимыми сведениями на этапе жизненного цикла тоннеля. Отражены предполагаемые этапы внедрения BIM технологий, и дана оценка возможности формирования среды общих данных, отражающих процесс эксплуатации объектов инфраструктуры метрополитена, что, в свою очередь, позволит иметь постоянную информационную поддержку по основным направлениям деятельности предприятия, существенно повысит оперативность, эффективность, качество и своевременность принятия управленческих решений.
Ключевые слова: метрополитен, эксплуатация перегонных тоннелей метрополитена, безопасность транспортного обслуживания, BIM технологии.
Список литературы:
- Козин, Е.Г. Проектное управление жизненным циклом объектов инфраструктуры метрополитена / Е.Г. Козин // Транспортное строительство. – 2018. – № 11. – С. 2-5.
- Лебедев, М.О. Обеспечение безопасности при строительстве двухпутного тоннеля метрополитена в четвертичных отложениях / М.О. Лебедев // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2019. – № 3. – С. 88–96.
- Lebedev, M.O. Ensuring safety during construction of double-track subway tunnels in quaternary deposits / M.O. Lebedev, K.P. Bezrodny, R.I. Larionov // Tunnels and Underground Cities: Engineering and Innovation meet Archaeology, Architecture and Art – Proceedings of the WTC 2019 ITA-AITES World Tunnel Congress. – London: CRC Press, 2019. – Р. 941-951.
- СП 404.1325800.2018. Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования. – Введ. 2019-06-18. – М: Стандартинформ, 2019. – 28 с.
- Козин, Е.Г. Реинжиниринг ИТ-архитектуры предприятия на базе сервис-ориентированного анализа архитектуры предприятия / Е.Г. Козин, И.В. Ильин, А.И. Левина // Перспективы науки. – 2016. – № 9 (84). – С. 48-56.
- Козин, Е.Г. Стратегия развития информационных технологий метрополитена: планирование и реализация / Е.Г. Козин // МЕТРО info. – 2017. – № 1. – С. 30-33.
- Бородулин, К.В. Внедрение технологий информационного моделирования в процесс эксплуатации зданий и сооружений / К.В. Бородулин // Молодой ученый. – 2019 – № 2 (240). – С. 200-202.
- Талапов, В.В. Технология BIM: трансформация модели по этапам жизненного цикла здания / В.В. Талапов // Цикл авторских публикаций об информационном моделировании зданий [Электронный ресурс]. – 2016. –Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/6601 (дата обращения 21.06.2021).
- Чегодаева, М.А. Информационная модель как средство повышения качества эксплуатации объекта / М.А. Чегодаева, Д.С. Тошин // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 6 (23). – С. 32-38.
- Чегодаева, М.А. Функциональность информационной модели на этапах проектирования, строительства и эксплуатации / М.А. Чегодаева // Молодой ученый. – 2016. – № 25. – С. 102-105.
- СП 120.13330.2012. Метрополитены. – Введ. 2003-01-01. – М: ЦЕНТРМАГ, 2021. – 270 с.
- Goldobina, L.A. The implementation of building information Modeling technologies in the training of Bachelors and masters at Saint-Petersburg mining university / L.A. Goldobina, P.A. Demenkov, V.L. Trushko // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2020 – Vol. 6. – P. 803-813.
КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ НЕСУЩЕГО СЛОЯ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА НА ДЕФОРМАЦИИ БАЛЛАСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
Авторы:
Ирина Вадимовна Демьянушко, д-р техн. наук, проф., demj-ir@mail.ru,
Валерий Михайлович Стаин, канд. техн. наук, проф., vamis@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Александр Валерьевич Стаин, канд. техн. наук, vamis@yandex.ru,
ООО «МиПК», Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В последние годы развитие экономики России повлекло за собой увеличение объемов грузов, перевозимых по железным дорогам, в том числе в тяжеловесных поездах и в вагонах с повышенной осевой нагрузкой. Вместе с тем вырос пассажиропоток, и возникла потребность конкуренции с авиационным и автомобильным транспортом. Решение проблемы освоения растущего объема перевозок грузов и пассажиров при отсутствии на ряде участков и на целых направлениях резервов провозной и пропускной способности обуславливает необходимость применения новых конструкций пути, обеспечивающих повышение массы, длины и скорости движения поездов, а также минимизацию времени на все виды путевых работ. В этот же период во многих странах (США, Японии, Италии, Испании и Франции) получило распространение устройство железнодорожного пути с подбалластным слоем из асфальтобетона. Данное техническое решение реализуется в первую очередь на железных дорогах, предназначенных для скоростного движения, а также на участках пути с повышенной грузонапряженностью. Результаты многолетнего мониторинга показывают, что слой асфальтобетона уменьшает деформации земляного полотна, приводя к снижению стоимости жизненного цикла железнодорожного пути. В данной работе рассматривается влияние толщины несущего слоя асфальтобетона на деформации балластного железнодорожного пути.
Ключевые слова: балластное строение железнодорожного пути, метод конечных элементов, несущий слой из асфальтобетона.
Список литературы:
- Momoya, Y. Performance-Based Design Method for Railway Asphalt Roadbed / Y. Momoya, E. Sekine // Doboku Gakkai Ronbunshuu E. – 2007. – Vol. 63(4). – P. 608–619.
- The Use of Bituminous Subballast on Future High-Speed Lines in Spain / P.F. Teixeira, P.A. Ferreira, A.L. Pita, C. Casas, A. Bachiller // IJR International Journal of Railway. – 2009. – Vol. 2, No. 1. – P. 1-7.
- Rose, J.G. International Design Practices, Applications, and Performances of Asphalt/Bituminous Railway Trackbeds / J.G. Rose, P.F. Teixeira, P. Veit [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.engr.uky.edu/~jrose/papers/GeoRail%202011%20International.pdf (дата обращения: 01.03.2019)
- Rose, J.G. Selected In-Track Applications and Performances of Hot-Mix Asphalt Trackbeds // 2013 Joint Rail Conference, JRC 2013. – 2013. – Art. no. JRC2013-2525.
- Teixeira, P.F. New possibilities to reduce track costs on high-speed lines using a bituminous sub-ballast layer / P.F. Teixeira, A. López Pita, P.A. Ferreira // International Journal of Pavement Engineering. – 2010. – Vol. 11(4). – P. 301-307.
- Asphalt in Railway Tracks. EAPA Position paper. European Asphalt Pavement Association. Rue du Commerce 77.1040 Brussels [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eapa.org/ (дата обращения: 01.01.2021).
- Experimental study on dynamic load magnification factor for ballastless track-subgrade of high-speed railway / Renpeng Chen, Xing Zhao, Zuozhou Wang, Hongguang Jiang, Xuecheng Bian // Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. – 2013. – Vol. 5(4). – P. 306–311.
- Basu, U. Explicit finite element perfectly matched layer for transient three-dimensional elastic waves / U. Basu // International Journal for Numerical Methods in Engineering. – 2009. – Vol. 77 (2). – P. 151-176.
- Dynamic Responses of Asphalt Concrete Waterproofing Layer in Ballastless Track / Jie Zhou, Xianhua Chen, Qinghong Fu, Gang Xu, Degou Cai // Applied Sciences. – 2019. – Vol. 9(3). – P. 19-25.
- Rodrigues, A. Viability and Applicability of Simplified Models for the Dynamic Analysis of Ballasted Railway Tracks: Doctor’s thesis / André Filipe da Silva Rodrigues - Lisbon, Portugal, 2017. - 341 p.
- Ferreira, P.A. Numerical modelling of high-speed train/track system for the reduction of vibration levels and maintenance needs of railway tracks / P.A. Ferreira, A. López-Pita // Construction and Building Materials. – 2015. – Vol. 79. – P. 14-21.
- Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс: учеб. пособие: в 2 т. / И.П. Киселёв и др.; под ред. И.П. Киселёва. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. – Т. 1. – 308 с.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТРАНСПОРТНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОРОДОВ БУДУЩЕГО
Авторы:
Наталья Александровна Троицкая, д-р техн. наук, проф., tronat@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы транспортного обеспечения при развитии городов и создании новых городских агломераций. Дана краткая историческая справка о строительстве ряда новых городов, включая такие столицы, как Канберра (Австралия), Бразилиа (Бразилия), Исламабад (Пакистан) и др. Приводятся сведения о строительстве городов будущего: Эйкон (Сенегал), Лусаил (Катар), КАЕК и Линия (Саудовская Аравия) и др. Анализируется опыт создания городов будущего, использующих самые современные технологии, в том числе в части воспроизводства возобновляемых источников энергии (солнечных батарей, ветрогенераторов, биоматериалов, водородных генераторов и энергии рек), обеспечивающих экологическую безопасность вследствие сокращения нефтесодержащих энергетических источников. Особое внимание уделено созданию транспортной инфраструктуры вновь создаваемых городских агломераций, основанной на инновационном принципе «Создание улиц, безопасных для жизни» и единой концепции ООН «Дорога для жизни». Для этого предусмотрено широкое использование цифровых технологий, а также нетрадиционных транспортных систем: «Маглев», «Гиперлуп», беспилотных автомобилей и др. Для большей безопасности предусматривается разделение транспортных потоков по различным уровням с широким использованием подземного пространства. Проблемы модернизации транспортной инфраструктуры крупных городов и мегаполисов являются приоритетными научными направлениями кафедры «Автомобильные перевозки» МАДИ.
Ключевые слова: инновационный подход, города будущего, транспортная инфраструктура
Список литературы:
- Троицкая, Н.А. Единая транспортная система: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 13-е изд., перераб. – М.: Академия, 2020. – 288 c.
- Современная модель организации мультимодальных межрегиональных пассажирских перевозок в условиях агломерации / Н.О. Блудян, Р.С. Айриев, Ф.В. Акопов, С. Реал // В мире научных открытий. – 2015. – № 6 (66). –
С. 233-242. - Эйкон-сити: американский рэпер строит свой город будущего в Сенегале [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5f6859dc9a7947261312541d (дата обращения: 15.03.2021).
- Тимофеева, М.А. Тенденции освоения подземного пространства городов в связи с растущей автомобилизацией / М.А. Тимофеева, К.В. Романевич, И.В. Поцешковская // Метро и тоннели. – 2021. – № 2. – С. 38-42.
- Вучик, В. Транспорт в городах, удобных для жизни / В. Вучик. – М.: Территория будущего, 2011. – 576 с.
ОПТИМИЗАЦИЯ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА
Авторы:
Султан Владимирович Жанказиев, д-р техн. наук, проф., sultanv@mail.ru,
Андрей Игоревич Воробьев, канд. техн. наук, доц., andrey552@yandex.ru,
Максим Викторович Гаврилюк, ст. преп., poligonmadi@gmail.com,
Владимир Васильевич Новизенцев, канд. техн. наук, доц., novizencev@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Задача обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Российской Федерации является ключевой. Это подтверждается существующими законодательными и нормативными документами. На снижение аварийности на автомобильных дорогах РФ направлено соответствующее финансирование проектов. Особенно остро проблема повышенной аварийности наблюдается в крупных городах и мегаполисах с высокими показателями автомобилизации. Ключевым фактором, влияющим на аварийность, является несоблюдение водителями правил дорожного движения, в частности нарушение разрешенного скоростного режима. При этом существующая в РФ практика формирования в городских условиях структуры скоростных ограничений, в том числе в вопросах введения локальных скоростных ограничений, выстроенная на основе действующих на данный момент норм, не всегда является оптимальной и не позволяет обеспечить должный уровень безопасности как для водителей, так и для пешеходов. Что касается мировой практики, то ограничение скорости движения транспортных средств на капиллярной автомобильно-дорожной сети является эффективным инструментом, позволяющим достичь оптимальной пропускной способности при значительном снижении аварийности.
Ключевые слова: ограничение скорости, безопасность участников дорожного движения, оптимальная пропускная способность.
Список литературы:
- Zhankaziev, S. Current Trends of Road-traffic Infrastructure Development / S. Zhankaziev // Transportation Research Procedia. – 2017. – Vol. 20. – P. 731-739.
- The capacity of the road network: Data collection and statistical analysis of traffic characteristics / V. Shepelev, S. Aliukov, K. Nikolskaya, S. Shabiev // Energies. – 2020. – Vol. 13 (7). – Art. no. 1765.
- Кичеджи, В.Н. Москва: транспортные проблемы мегаполиса / В.Н. Кичеджи, К. Хатояма. – М.: ДПК Пресс, 2010. – 283 с.
- Swedish Vision Zero policies for safety – A comparative policy content analysis / A.-C. Kristianssen, R. Andersson, M.-A. Belin, P. Nilsen// Safety Science. – 2018. – Vol. 103.– P. 260-269.
- Report documentation page №264: An evaluation of the 50km/h speed limits in South East Queensland / E. Hoareau, S. Newstead, P. Oxley, M. Cameron . – Clayton, Victoria: Monash university accident research centre, 2002. – 37 p.
- Rosén E. Pedestrian fatality risk as a function of car impact speed / E. Rosén, U. Sander // Accident Analysis & Prevention. – 2009. – Vol. 41, Issue 3. – P. 536-542.
- Roséna E. Literature review of pedestrian fatality risk as a function of car impact speed / E. Roséna, H. Stigsonb, U. Sander // Accident Analysis & Prevention. – 2011. – Vol. 43, Issue 1. – P. 25-33.
- Донченко, В.В. Анализ основных классификационных систем средств индивидуальной мобильности / В.В. Донченко, В.А. Купавцев // Вестник СибАДИ. – 2021. – № 3 (79). – С. 252-262.
- Nitzsche E. Efficiency of speed limits in cities: A spatial computable general equilibrium assessment / E. Nitzsche, S.Tcharaktschiew // Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2013. – Vol.56. – P. 23-48.
- Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. для вузов / В.Ф. Бабков. – М.: Транспорт, 1993. – 271 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ В МАЛЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ СЕЛЬСКОГО ТИПА ВДОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Любовь Александровна Лыгина, ст. преп., lubala2012@gmail.com,
Дмитрий Михайлович Строков, канд. экон. наук, доц., 79254086088DmStr@gmail.com,
Андрей Александрович Котов, канд. техн. наук, доц., gt@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматривается проблема обеспечения скоростного режима движения транспортных потоков и безопасности движения пешеходов в малых населенных пунктах сельского типа. Предписываемое стандартными средствами организации движения заметное снижение допустимой скорости движения автомобилей в пределах населенного пункта (с 90–110 до 50–60 км/ч) при низкой интенсивности пешеходного движения и редком появлении пешеходов в районе обозначенных пешеходных переходов не воспринимается водителями как достаточное основание для снижения скорости движения. Таким образом, недостаточная согласованность дорожных условий и планировочных решений, а также применяемых технических средств организации движения, приводит к непониманию водителями вводимых жестких мер в отношении соблюдения скоростного режима и влечет за собой его массовые нарушения, что, в свою очередь, является причиной тяжелых ДТП с пешеходами.
Ключевые слова: организация и безопасность дорожного движения, дорожно-транспортная аварийность, режимы движения транспортных потоков; малые населенные пункты, планировочные решения в малых населенных пунктах.
Список литературы:
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://гибдд.рф/ (дата обращения 07.06.2021).
- Строков, Д.М. Территориальный анализ уровня социальных рисков ДТП с пешеходами в Российской Федерации / Д.М. Строков,
Л.А. Лыгина // Проектирование автомобильных дорог. Интеллектуальные технологии в дорожно-транспортном комплексе. – М.:
А-ПРОДЖЕКТ, 2021. – С. 29-41. - СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М.: Изд-во стандартов, 2016. – 94 с.
- Эльвик, Р. Справочник по безопасности дорожного движения: пер. с норв. / Р. Эльвик, А.Б. Мюсен, Т. Ваа; под ред. В. В. Сильянова. – М.: МАДИ(ГТУ), 2001. – 754 с.
- Амахов, Р.В. Повышение безопасности дорожного движения на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты сельского типа: дис. … канд. техн. наук: 05.22.01: защищена 30.06.2005 / Амахов Расул Валентинович. – М., 2005. – 150 с.
- Федеральная служба государственной статистики «Росстат»: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 07.06.2021).
- Адасинский, В.С. Исследование характеристик режимов движения автомобилей и пешеходов для проектирования автомобильных дорог в пределах населенных пунктов: дис. … канд. техн. наук / Адасинский, Владимир Сергеевич. – М., 1979. – 140 с.
- Поспелов, П.И. Предложения по регулированию прохождения автомобильных дорог через населенные пункты / П.И. Поспелов,
Д.М. Немчинов, Д.С. Мартяхин, А.В. Косцов // Дорожная держава. – 2020. – № 99. – С. 40-44.
Аннотация:
В статье рассмотрено текущее состояние системы грузовых автомобильных перевозок Российской Федерации. Приведена взаимосвязь экономики и транспортных услуг. Выделены основные показатели, характеризующие автотранспортные предприятия (АТП) в условиях оказания транспортных услуг, а также определены основные варианты оценки спроса на оказания услуг перевозки грузов. Представлен алгоритм составления оперативно-производственного планирования.
Ключевые слова: транспортно-логистический комплекс, оперативно-производственное планирование, грузовые автомобильные перевозки, оптимизация, перевозочный процесс.
Список литературы:
- Многокритериальная оптимизация планов перевозок грузов / А.А. Богданов, Е.Н. Зайцев, С.А. Кабанов, В.Г. Староселец // Транспорт Российской Федерации. – 2012. – № 6 (43). –С. 77-78.
- Назарычев, Д.В. Развитие транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса с учетом межрегиональной экономической дифференциации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Назарычев Дмитрий Валерьевич. – Н.Новгород, 2015. – 183 с.
- Бульба, А.В. Разработка оптимальной транспортно-складской системы компании, ее построение и оптимизация / А.В. Бульба, В.А. Демин, И.И. Кутузов // Интегрированная логистика. – 2010. – № 1. – С. 5-11.
- Котова, И.В. Динамическая оптимизация величины и структуры парка подвижного состава для отгрузки готовой продукции металлургического комбината: дис. … канд. техн. наук / Котова Ирина Викторовна. – Липецк Петерб. гос. ун-т путей сообщ, 2015. – 185 с.
- Жанказиев, С.В. Тенденции развития автономных интеллектуальных транспортных систем в России / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев,
Д.Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 5 (66). – С. 26-28. - Ефремов, А.В. Системный анализ и метод структурного синтеза трнаспортно-логистической системы региона: дис. … канд. техн. наук / Ефремов Алексей Владимирович. – Самара, 2015. – 236 с.
- Обшивалкин, М.Ю. Исследование накопления затрат грузовых автомобилей с наработкой / М.Ю. Обшивалкин, Н.В. Паули, Ю.В. Родионов // Мир транспорта и технологических машин. – 2011. – № 3 (34). – С. 14-21.
- Жанказиев, С.В. Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем: учеб. пособие / С.В. Жанказиев. – М.: МАДИ, 2016. – 104 с.
- Прудовский, Б.Д. Методы определения множества Парето в некоторых задачах линейного программирования / Б.Д. Прудовский, А.В. Терентьев // Записки Горного института. – 2015. – Т. 211. – С. 86-90.
- Евтюков, С.А. Методология управления рациональным сроком службы автомобиля / С.А. Евтюков, А.В. Терентьев, Г. Гинзбург // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 1 (56). – С. 3-10.