«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 1 (68), март 2022
Содержание
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОД РАСЧЕТА НА ПРОЧНОСТЬ КОРПУСА ГАЗОГЕНЕРАТОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Авторы:
Андрес Виктор Гонсалес Астуа, студент, andresastua@yandex.ru,
Роман Борисович Гончаров, канд. техн. наук, доц., goncharov.roman@bmstu.ru,
Андрей Вячеславович Петюков, канд. техн. наук, доц., andre1524@bk.ru,
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5
Аннотация
В статье предлагаются инженерная методика для определения величины максимального давления продуктов горения пиротехнического газогенерирующего состава, действующего на внутреннюю поверхность корпуса газогенератора, и сопутствующей диаграммы нагружения, а также алгоритм применения разработанной методики для оценки прочности корпуса газогенератора в процессе накачки подушки безопасности.
Ключевые слова: модуль подушки безопасности, газогенератор, диаграмма нагружения, пиротехнический газогенерирующий состав, удельное газовыделение, максимальное давление.
Список литературы
- Балабин, И.В. Подушка как элемент обеспечения безопасности и ее эволюционные этапы инкорпорирования в конструкцию автомобиля / И.В. Балабин, В.В. Богданов // Автомобильная промышленность. − 2019. − №2. − С. 21−25. – Библиогр.: с.25.
- Балабин, И.В. Конструкция подушек безопасности и основные принципы и механизмы ее срабатывания / И.В. Балабин, В.В. Богданов // Автомобильная промышленность. − 2019. − №4. − С. 15−18. – Библиогр.: с. 18.
- Котиев, Г.О. Экспериментально-теоретический метод исследования особенностей функционирования подушек безопасности автомобиля / Г.О. Котиев, А.В. Петюков, А.В. Гонсалес Астуа // Труды НАМИ. − 2021. − №2 (285). – С. 15−24. – Библиогр.: с. 22−23.
- Моделирование динамического взаимодействия тканевой воздухонаполненной подушки с антропометрическим манекеном / В.В. Селиванов, Д.П. Левин, А.В. Петюков, М.Е. Арцивенко, А.В. Гонсалес Астуа // Фундаментальные и прикладные задачи механики: материалы международной научной конференции, Москва, 2−4 декабря 2020 г.: в 2 ч. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2021. – Ч. 1. − С. 11−18.
- Olovsson, L. Corpuscular method for airbag deployment simulations in LS-DYNA: Report R32S-1 IMPETUSafea AB. / L. Olovsson. – 2007. – 80 p.
- Hallquist, J.O. LS-DYNA Theory Manual / J.O. Hallquist. – Livermore: Livermore Software Technology Corporation, 2019. – 886 p.
- Алешин, А.В. Пиротехнические составы для получения азота на основе азидов / А.В. Алешин, Г.Н. Широкова // Журнал химической физики. – 1999. – Т. 18, №2. – С. 72−79. – Библиогр.: с. 79.
- Hirata, N. Combustion of NaN3 Based Energetic Pyrolants / N. Hirata, N. Matsuda, N. Kubota // Propellants, Explosives, Pyrotechnics. – 2000. – Vol. 25(5). – P. 217−219.
- Каталог продукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.exposale.cz/ (дата обращения 21.07.2021).
- Муйземнек, А.Ю. Совершенствование систем обеспечения пассивной безопасности легковых автомобилей на основе компьютерного моделирования процессов функционирования пиротехнических элементов / А.Ю. Муйземнек, Е.Д. Карташова, Р.А. Земсков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. – 2012. – № 3 (23). – С. 120–129. – Библиогр.: с 128−129.
- Мельников, В.Э. Современная пиротехника / В.Э. Мельников. – М.: Наука, 2014. – 480 с.
- Андреев, С.Г. Экспериментальные методы физики быстропротекающих процессов / С.Г. Андреев, М.М. Бойко, В.В. Селиванов; под ред. В.В. Селиванова. – М.: Физматлит, 2013. − 752 с.
ОБЗОР ПОТРЕБНОСТИ И МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАПАСОВ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДИЛЕРСКОЙ СЕТИ СТО
Авторы:
Виталий Викторович Гулый, ст. преп., gulyv.v@yandex.ru,
Алексей Александрович Солнцев, канд. техн. наук, проф., solntsev@madi.ru,
Алексей Андреевич Акулов, ассистент, a.akulov.98@mail.ru,
Владимир Сергеевич Ершов, ассистент, vsershov21@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Статья посвящена исследованию перспектив существования автомобильных станций технического обслуживания и полноценных сервисных систем. Выделены основные тенденции и мероприятия, направленные на повышение эффективности работы автомобильных сервисных станций. Приведены основные проблемы рынка автосервисного обслуживания и управления ресурсами запасных частей автомобильных компонентов, характерные для условий Российской Федерации. Представлена последовательно-взаимосвязанная совокупность практической реализации задач формирования запасов и оптимизации расхода запасных частей. Проведен анализ уровня потребительской удовлетворённости автовладельцев предлагаемых на рынке легковых автотранспортных средств (ЛАТС), из которого определены наиболее представительские марки, отвечающие основным требованиям клиентов. Выявлена динамика продаж ЛАТС за ретроспективный период с последующим прогнозированием продаж. Определены ключевые этапы проведения теоретических исследований потребности рынка автомобильных компонентов. Сформулированы базовые поэтапные решения представленных задач, основанные на применении ряда известных положений корреляционно-регрессионного анализа, анализа временных рядов, теории вероятностей, математической статистики, а также анализе надежности функционирования технических систем.
Ключевые слова: легковые автотранспортные средства, станции технического обслуживания, рынок автомобильных компонентов, статистический анализ.
- Панько, Ю.В. Функциональные области управления предприятием: монография / Ю.В. Панько, Н.Ж. Мявлина, Т.В. Болдырева. – Саратов: Амирит, 2020. – 126 с. – ISBN 978-5-00140-759-1.
- Грошева, Е.К. Создание базы знаний по логистическим услугам на базе блокчейн / Е.К. Грошева, Ю.А. Катровский, Н.Б. Грошева // Вестник Иркутского университета. – 2018. – № 21. – С. 15-16.
- Боровченко, Д.Р. Совершенствование управления транспортными потоками / Д.Р. Боровченко, О.В. Архипкин // Вестник Иркутского университета. – 2018. – № 21. – С. 180-182.
- Глазьев, С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. – 2015. – № 5. – С. 3-62.
- Карташов, А.А. Внедрение современных информационных технологий в автосервисе / А.А. Карташов, Р.Н. Москвин // News of Science and Education. – 2018. – Т. 10, № 3. – С. 85-89.
- Пермякова, О. Как разработать автоматизированную систему работы с дилерами / О. Пермякова // Директор по маркетингу и сбыту. – 2020. – № 9. – С. 69-75.
- Уролбоев, А.У. Оценка работ по техническому обслуживанию автомобилей в автосервисах / А.У. Уролбоев // Вестник науки. – 2022. – Т. 3, № 1 (46). – С. 178-184.
- Юсупова, О.В. Прогнозирование потребности в запасных частях на предприятиях автосервиса / О.В. Юсупова, М.И. Филатов // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 22 мая 2017 года. – Волгоград: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 106-111.
- Максикова, Е.Д. Оптимизация транспортного процесса промышленных предприятий / Е.Д. Максикова, С.А. Голик // Вестник Иркутского университета. – 2018. – № 21. – С. 191-193.
- Теоретические и концептуальные представления о взаимодействии человека с системами искусственного интеллекта в транспортной экосистеме: монография / Б.С. Субботин, А.А. Акулов, В.С. Ершов [и др.]. – М.: МАДИ, 2021. – 146 с. – ISBN 978-5-7962-0284-5.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОБУСОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В БУРУНДИ
Авторы:
Алексей Петрович Павлов, канд. техн. наук, доц., 89037628407@mail.ru,
Бигиримана Жувенал, аспирант, 89777058261@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
Задачей представленной статьи является оценка существующих видов технического обслуживания и ремонта наземных транспортных средств в Бурунди с целью создания и оптимизации системы ТО и ремонта. Для практической реализации поставленной задачи были выявлены основные причины выхода агрегатов автобусов и грузовых автомобилей из эксплуатации, влияние характерного для Бурунди тропического климата на периодичность проведения ТО и объем операций при его проведении, возможности производственно-технической базы (ПТБ). На основании полученных данных было установлено, что более или менее серьезный отказ всех агрегатов автобусов и грузовых автомобилей приводит к полному нарушению процесса перевозок как пассажиров, так и грузов, а система ТО, ремонта и резервирования в условиях страны практически отсутствует, что также говорит о необходимости ее создания и развития.
Ключевые слова: техническое обслуживание и ремонт, техническое состояние, основные отказы и неисправности, работоспособность, ремонтопригодность, техническое оснащение, система ремонта, эффективность, обеспечение запасными частями, качество технического обслуживания и ремонта.
Список литературы:
- Бигиримана, Ж. Особенности условий эксплуатации автомобильного транспорта в Бурунди / Ж. Бигиримана, А.П. Павлов // Вестник МАДИ. – 2020. – № 1 (60). – С. 38-42.
- Loi № 1/26 du 23 novembre 2012 portant code de la circulation routière. Bujumbura [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cfcib.bi/images/PDF/codecirculation.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
- Final report, technical support to OTRACO in Bujumbura [Электронный ресурс]. – Режим доступа open_jicareport.jica.go.jp/pdf/11882669_06.pdf (дата обращения: 04.18.2021).
- Plan national de dévéloppement du Burundi. PND Burundi 2018-2027 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.presidence.gov.bi/strategies-nationales/plan-national-de-developpement-du-burundi-pnd-burundi-2018-2027/ (дата обращения: 04.08.2021).
ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМИ ПАССАЖИРСКИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА МАРШРУТЕ
Авторы:
Александр Александрович Кудрявцев, канд. техн. наук, доц., kudryavtsevaa@transnavi.ru,
Петр Олегович Воронов, аспирант, v.p.o.1998@rambler.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье рассматривается функциональность перспективной диспетчерской системы «Цифровой диспетчер». В рамках представленного исследования проведен сравнительный анализ управляющих воздействий и событий современной диспетчерской системы. Указанные управляющие воздействия и системные события сгруппированы по степени автоматизации. В результате была разработана их классификация, позволившая выявить необходимость наличия диспетчера только в случае выполнения некоторых управляющих воздействий. В частности, идентификация и оформление системных событий не подразумевают наличия диспетчера и могут выполняться полностью автоматически. В статье также рассмотрены перспективы изменения работы диспетчера с повышением степени автоматизации диспетчерской системы. Представлена классификация диспетчерских команд по типу управления и степени автоматизации при работе программного комплекса «Цифровой диспетчер» с беспилотными транспортными средствами. Дана оценка степени автоматизации работы диспетчера, которая составила 66 %. Описаны способы автоматизации отдельных диспетчерских команд, а также перечислены команды, для которых все еще будет необходимо участие диспетчера. Рассматриваются возможности автоматического распознавания и оформления технологических событий. В конце работы оценены риски и барьеры, которые могут помешать появлению в ближайшем будущем беспилотных пассажирских транспортных средств (ТС) на маршрутах городского пассажирского транспорта.
Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, беспилотные транспортные средства, команды диспетчера, действия диспетчера, диспетчерское управление, автоматизированная диспетчерская система.
Список литературы:
- Байтулаев, А.М. Совершенствование технологии автоматизированного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, при работе в условиях транспортных потоков высокой плотности: дис. … канд. техн. наук : 05.22.01 / Байтулаев Али Магомедович. – М., 2013. – 177 с. – Библиогр.: с. 132–145.
- Ефименко, Д.Б. Методологические основы построения навигационных систем диспетчерского управления перевозочным процессом на автомобильном транспорте (на примере городского пассажирского транспорта): дис.… д-ра техн. наук : 05.22.08 / Ефименко Дмитрий Борисович. – М., 2012. – 479 с. – Библиогр.: с. 403–418.
- Ожерельев, М.Ю. Повышение качества информационного обеспечения транспортно-телематических систем в городах и регионах (на примере диспетчерского управления пассажирским транспортом): дис. … канд. техн. наук : 05.22.01 / Ожерельев Максим Юрьевич. – М., 2008. – 184 с. – Библиогр. : с. 146–156.
- Гуревич, Г.А. Учет качества обслуживания пассажиров. Формула Зильберталя / Г.А. Гуревич // Автотранспортное предприятие. – 2009. – № 2. – С. 39–43. – Библиогр.: с. 43.
- Власов, В.М. Методика оценки показателей «уровней обслуживания движения», адаптированных к городским условиям / В.М. Власов, В.Н. Богумил // Вестник МАДИ. – 2015. – № 4 (43). – С. 69–75. – Библиогр.: с. 75.
- Автоматическое регулирование интервалов движения транспортных средств городского пассажирского транспорта на маршруте по результатам обработки поступающей навигационной информации / В.Н. Богумил, А.А. Кудрявцев, М.В. Скоробулатов, Г.Н. Линник // Новости навигации. – 2020. – № 4. – С. 35–41. – Библиогр.: с. 41.
- Филиппова, Н.А. О прогнозировании сроков навигации на основе цепей Маркова / Н.А. Филиппова, В.Н. Богумил, В.М. Беляев // Мир транспорта. – 2019. – № 17 (2). – С. 16–25. – Библиогр.: с. 25.
- Богумил, В.Н. Обеспечение автоматического контроля регулярности движения пассажирских транспортных средств в диспетчерской системе / В.Н. Богумил, Д.Б. Ефименко // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 6. – С. 19–23. – Библиогр.: с. 23.
- Собесский, Р.Р. Анализ системы управления городским маршрутизированным транспортом в городе Волгодонске / Р.Р. Собесский, Л.Ю. Шевырев // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 49–53. – Библиогр.: с. 53.
- Гуревич, Г.А. Оценка эффективности диспетчерского управления по восстановлению движения на маршруте / Г.А. Гуревич, Д.Б. Ефименко, А.М. Байтулаев // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 4. – С. 29–31. – Библиогр.: с. 31.
- Богумил, В.Н. Анализ возможностей использования технологий bus rapid transit и спутниковой навигации при внедрении беспилотных транспортных средств ГПТ / В.Н. Богумил, М.Х. Дуке Саранго // Новости навигации. – 2018. – № 4. – С. 33–37. – Библиогр.: с. 37.
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА КОРРОЗИИ НЕСУЩИХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ЭСКАЛАТОРА МЕТРОПОЛИТЕНА
Авторы:
Вячеслав Николаевич Дятлов, аспирант, w.dyatlov@gmail.com,
ФГБОУ ВО ПГУПС, Россия, 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Аннотация
В данной статье рассмотрена основная проблематика, возникающая при определении остаточного ресурса несущих металлоконструкций эскалаторов на базе ГУП «Петербургский метрополитен» и связанная со спецификой их эксплуатации. Отмечается, что несущая способность металлоконструкций может в целом снижаться из-за коррозионных повреждений конструктивных элементов вплоть до их разрушения, и определение остаточного ресурса элементов необходимо проводить заблаговременно посредством расчёта на прочность с учётом скорости коррозии и уменьшения толщины стенок, а также определять при этом степень влияния коррозии на усталость материала. На основании анализа экспериментальных данных автором предложена математическая модель процесса прогнозирования диагностируемых параметров коррозии с учётом специфики эксплуатации несущих металлоконструкций эскалаторов метрополитена, позволяющая определить влияние различных компонентов окружающей среды по отдельности, что способствует расширению области её применения путём моделирования самой агрессивной среды, а не последствий её частного воздействия на элементы конструкции. В заключении статьи отмечено, что представленная модель описывает сплошную равномерную и неравномерную коррозии, а также адсорбционную усталость (по характеру коррозионно-механического разрушения).
Ключевые слова: метрополитен, эскалатор, металлоконструкция, коррозия, прогнозирование, остаточный ресурс, математическое моделирование.
Список литературы:
- Обеспечение безопасности тоннельных эскалаторов / О.А. Бардышев, В.А. Попов, А.Н. Филин, М.В. Харлов. – СПб.: Безопасность 2020. – 128 с.
- Мониторинг технических устройств на опасных производственных объектах / О.А. Бардышев, С.К. Коровин, В.А. Попов, А.Н. Филин // Безопасность труда в промышленности. – 2020. – №1. – С. 52-56.
- Защита от коррозии, старения и биоповреждения машин, оборудования и сооружений: Справочник: в 2 т. Т. 1 / А.А. Герасименко, Я.И. Александров, И.Н. Андреев и др.; под общ. ред. А.А. Герасименко. – М.: Машиностроение, 1987. – 688 с.
- Защита от коррозии, старения и биоповреждения машин, оборудования и сооружений: Справочник: в 2 т. Т. 2 / А.А. Герасименко, А.К. Баталов, Б.В. Бочаров и др.; под общ. ред. А.А. Герасименко. – М.: Машиностроение, 1987. – 784 с.
- Продукты атмосферной коррозии железа и окраска по ржавчине / О. Кукурс, А. Упите, И. Хонзак и др. – Рига: Зинатне, 1980. – 163 с.
- Schweitzer, P.А. Fundamentals of metallic corrosion: atmospheric and media corrosion of metals / P.А. Schweitzer. – Boca Raton: CRC Press, 2006. – 752 p.
- Розенфельд, И.Л. Коррозия и защита металлов / И.Л. Розенфельд. – М.: Металлургия, 1969. – 448 с.
- Харлов, М.В. Методика оценки технического состояния эскалатора / М.В. Харлов, В.А. Попов // Интернет-журнал Науковедение. – 2017. – Т. 9, № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/05TVN417.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
- Дятлов, В.Н. Методика расчёта рисков возникновения отказов несущих металлоконструкций эскалаторов с определением уточняющих коэффициентов запаса прочности / В.Н. Дятлов // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2021.– № 1. – С. 100-104.
- Бардышев, О.А. О диагностировании технических устройств / О.А. Бардышев // Безопасность труда в промышленности. – 2019. – № 7. – С. 44-48.
- Зарубин, B.C. Математическое моделирование в технике: учеб. для вузов / B.C. Зарубин. – 2-е изд. стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – 496 с.
- Селиверстов, Г.В. Влияние атмосферной коррозии на металлоконструкции машин / Г.В. Селиверстов, А.С. Данилов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2007. – Вып. 3. – С. 81-88.
- Петров, В.В. Расчёт элементов конструкций, взаимодействующих с агрессивными средами / В.В. Петров, И.Г. Овчинников, Ю.М. Шихов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 285 с.
- Калинина, В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Н. Калинина. – М. Дрофа, 2008. – 471, [1] с.
- Руководство по ремонту эскалаторов. РР-ЭС 992-17. Петербургский метрополитен. – СПб., 2017. – 96 с.
- Махутов, Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчёт элементов конструкций на прочность / Н.А. Махутов. – М.: Машиностроение, 1981. – 272 с.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ХИМИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ ВПРЫСКОВЫХ СИСТЕМ ПИТАНИЯ ДВС НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНОГО МАСЛА
Авторы:
Михаил Владимирович Григорьев, канд. техн. наук, доц., m.grigoriev@madi.ru,
Магомед-шарип Магомедович Магомедов, студент, m-sharip05@mail.ru,
Алексей Олегович Еремин, студент, pp.np2015@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Ужесточение требований к качеству современных транспортных средств (ТС) способствовало развитию сопутствующих методов диагностирования и обслуживания сложных и высокотехнологичных компонентов автомобильного транспорта. Так, например, совершенствование электронных систем управления двигателем (ЭСУД) на автомобилях с бензиновым двигателем внутреннего сгорания привело к разработке и созданию разнообразного диагностического и технологического оборудования, а также методов обслуживания, направленных на профилактическую очистку элементов топливной подсистемы ЭСУД. Считается, что после проведения периодической или внеочередной процедуры химической очистки топливной подсистемы (ХОТП) требуется замена моторного масла вне зависимости от его наработки, что существенно повышает стоимость такой услуги. Целью исследования было установить качественное изменение характеристик моторного масла в результате проведения процедуры ХОТП. Эксперимент выполнялся на испытательной силовой установке с двигателем ЗМЗ-4062.10 на базе лаборатории технического обслуживания кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ. Результаты проведенного анализа проб отобранных образцов работавшего моторного масла показали незначительные (в пределах ошибки) изменения их эксплуатационных показателей, что подтверждает безопасность проведения процедуры ХОТП вне зависимости от межсервисного интервала обслуживания конкретного автомобиля и отсутствие необходимости в обязательной замене моторного масла.
Ключевые слова: моторное масло, диагностика масла, топливная подсистема ЭСУД, химическая очистка, исследование моторного масла.
Список литературы:
- Григорьев, М.В. Математическая модель оценки ресурса механических систем транспортных средств, эксплуатируемых на инновационных маслах / М.В. Григорьев, А.В. Зенченко, Ю.В. Панов // Транспорт на альтернативном топливе. – 2021. – № 3 (81). – С. 70-76.
- Зависимость ресурса двигателя от уровня масла в картере / А.С. Денисов, А.Р. Асоян, А.О. Носов, А.М. Биниязов // Грузовик. – 2017. – № 12. – С. 8-13.
- Тыняный, А.Г. Оценка влияния технического обслуживания электромагнитных форсунок бензиновых ДВС на эксплуатационные характеристики автомобиля / А.Г. Тыняный, М.В. Григорьев, Д.В. Антонов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. – М.: МАДИ, 2021. – С. 179-187.
- Васильева, Л.С. Эксплуатационные материалы для подвижного состава автомобильного транспорта: учебник для студентов вузов / Л.С. Васильева. – М.: Наука, 2014. – 422, [1] с. – ISBN 978-5-02-039130-7.
- Моя библиотека [Электронный ресурс] / Браковочные показатели масел. – Режим доступа: https://mybiblioteka.su/6-34858.html (дата обращения: 12.12.2021).
- Денисов, А.С. Диагностирование автомобильных дизелей по параметрам работающего масла на ранней стадии его использования / А.С. Денисов, А.Р. Асоян, А.В. Кожинская // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. / МАДИ. – М.: Техполиграфцентр, 2018. – С. 91-98.
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (ред. от 03.03.2017) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (вместе с "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям") [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133007/5e8fe57eef11d35cecfdb3e179a102bab5fe74cc/ (дата обращения: 12.12.2021).
- Лаушкин, А.В. Причины обводнения моторного масла в эксплуатации / А.В. Лаушкин, А.А. Хазиев // Вестник МАДИ. – 2012. – № 1 (28). –
С. 63-67. - Лаушкин, А.В. Теоретические аспекты изменения щелочного числа моторного масла при работе силовой установки / А.В. Лаушкин, А.А. Хазиев // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2014. – Т. 1. – С. 140-144.
- Хазиев, А.А. К вопросу определения ресурса моторных масел / А.А. Хазиев, А.В. Лаушкин, Б.С. Борисов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. / МАДИ. – М.: Техполиграфцентр, 2018. – С. 201-206.
- Зельдович, Я.Б. Окисление азота при горении / Я.Б. Зельдович, П.Я. Садовников, Д.А. Франк-Каменецкий. – М.: Наука,1947. – 148 с.
- Экспресс-анализ моторных масел на основе инфракрасной спектроскопии с разложением в ряд Фурье / А.А. Хазиев, А.В. Лаушкин, А.В. Постолит [и др.] // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2017. – № 2. – С. 116-125.
РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ С РАБОЧИМ ОРГАНОМ РЕЖУЩЕ-СКАЛЫВАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ НА УПРУГОМ ПОДВЕСЕ
Авторы:
Геннадий Владимирович Кустарев, канд. техн. наук, проф., proektdm@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Михаил Васильевич Дудкин, д-р техн. наук, проф., vas_dud@mail.ru,
Алина Игоревна Ким, д-р, доц., k.a.i.90@mail.ru,
Елена Леонидовна Дудкина, ст. науч. сотр., dudkina_1964@list.ru,
Валерий Владимирович Роговский, ст. преп., gerat1302@mail.ru,
Бекболат Аскерханович Молдаханов, докторант, bek_m78@mail.ru,
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева,
Республика Казахстан, 070004, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова 69,
Никита Михайлович Андрюхов, ассистент, Andryukhov_nm@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В работе описан процесс изготовления и работы опытно-промышленного образца (ОПО) машины для зимнего содержания дорог с рабочим органом режуще-скалывающего действия, сделан расчет рабочих параметров конструкции скалывающей машины, отражены корректировки некоторых конструктивных и технологических решений, определены минимальные энергозатраты, требующиеся для разрушения 1 м3 снежно-ледяных покрытий дорожного основания, в данной статье представлены разработки снегоразрушающего и льдоскалывающего оборудования, генерирующего сложное режуще-скалывающее воздействие на подлежащий разрушению слой дорожного наката на автодорогах и тротуарах, обоснована конструкция режуще-скалывающей машины с упругим подвесом рабочего органа, спроектирована, разработана и собрана рабочая модель скалывающе-режущего льдоскалывателя с оснащенной вибровозбудителем и упругой рессорой, выступающей в качестве рабочего органа, применение льдоскалывателя с упругим рабочим органом может значительно повлиять на работу и эффективность деятельности ЖКХ, снизив затраты на уборку снежно-ледяных образований на внутридомовых и придомовых территориях.
Ключевые слова: зимнее содержание дорог, скалывание снежно-ледяных образований, упругий подвес, рабочий орган.
Список литературы:
- Doudkin M. Process modeling and experimental verification of the conditions of ice coverage destruction of automobile roads / M. Doudkin, A. Kim, G. Guryanov, M. Mlynczak, M. Eleukenov, A. Bugaev, V. Rogovsky // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. – 2019. – Vol. 42(4). – P. 1-8.
- Определение рациональных параметров рабочего органа машины для зимнего содержания дорог / Л.Н. Абрамов, Г.В. Кустарев, М.В. Дудкин, Б.А. Молдаханов, Н.М. Андрюхов // Строительные и дорожные машины. – 2021. – № 8. – С. 18-22.
- Позынич, Е.К. Импортозамещение строительно-дорожной и транспортной техники для государственных и муниципальных нужд / Е.К. Позынич, К.П. Позынич, Р.А. Эунап // Механики XXI веку. – 2015. – № 14. – С. 297-302.
- National agricultural statistics service): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.org/files/uploads/62761/agricultural_statistics_of_the_usa_2016.pdf (дата обращения 01.06.2021).
- Warwick, K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends / K. Warwick // OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. – 2013. – No. 2. – http://dx.doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en
- Мандровский, К.П. Анализ систем мониторинга дорожно-строительных машин и концепция системы управления эффективностью / К.П. Мандровский // Вестник МАДИ. – 2016. – № 1 (44). – С. 26-33.
- Баловнев, В.И. Выбор транспортно-технологических машин / В.И. Баловнев, Р.Г. Данилов, Н.Д. Селиверстов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 2 (84). – С. 38-41.
- Морозов, Р.В. Классификация способов борьбы со снежно-ледяными отложениями / Р.В. Морозов // Мир науки. – 2014. – №4 – С. 29.
- Болдырева, Я.И. Оценка безопасности движения при различных технологиях зимнего содержания дорог / Я.И. Болдырева., Т.В. Самодурова // Научная опора Воронежской области: сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. – Воронеж Воронежский государственный технический университет, 2019. – С. 216-218.
- Сосенкина, И.М. Инновационные решения в зимнем содержании дорог: международный опыт метеорологических наблюдений / И.М. Сосенкина, В.С. Тихонов // Мир дорог. – 2020. – № 129-130. – С. 68-69.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ПОДЗЕМНЫЕ ПАРКИНГИ ТОННЕЛЬНОГО ТИПА
Авторы:
Лев Вениаминович Маковский, канд. техн. наук, проф., tunnels@list.ru,
Виктор Валерьевич Кравченко, канд. техн. наук, доц.,609vvk@gmail.com,
Николай Анатольевич Сула, ст. преп., nsoula@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В последние годы в крупнейших городах и мегаполисах мира наблюдается значительный рост строительства подземных сооружений различного назначения. В условиях плотно застроенной территории и высокой интенсивности дорожного движения требуется создание внеуличных подземных паркингов. Их располагают, главным образом, в составе транспортно-пересадочных узлов и торгово-развлекательных комплексов, а также под крупными жилыми и административными зданиями. В статье отмечены тенденции строительства паркингов тоннельного типа с применением закрытых способов работ, что обусловлено увеличением интенсивности автомобильного движения, нехваткой свободных территорий и высокой стоимостью городских земель. Подобные паркинги особенно актуальны в условиях плотной городской застройки в исторических районах, где подземные работы сопряжены с многочисленными затруднениями. Известно, что в скальных породах паркинги тоннельного типа устраивают горным способом, а в мягких – механизированными щитами. При этом отдельные тоннельные выработки соединены между собой проходами, а с поверхностью земли – рамповыми участками, наклонными или вертикальными шахтными стволами, по которым автомобили въезжают и выезжают своим ходом или их опускают и поднимают грузовыми лифтами. В статье отмечены преимущества механизированных и автоматизированных подземных паркингов перед рамповыми за счёт обеспечения наибольших удобств владельцам автомобилей, а также их основной недостаток – стоимость машино-места, которая значительно выше, чем в рамповых. Рассмотрены примеры крупнейших подземных паркингов, в том числе, под холмом Монсберг в Зальцбурге (Австрия), в районе Хертониеми, в восточной части Хельсинки в Леонберге у г. Штутгарта (Германия), ряда крупнейших паркингов в тоннельных выработках сводчатого очертания в Финляндии и др.
Ключевые слова: тоннель, подземный паркинг, шахтный ствол, мегаполис, городская застройка.
Список литературы:
- Маковский, Л.В. Подземные автостоянки и гаражи / Л.В. Маковский // Метро. – 1998. – №1. – С. 58-60.
- Власов, Д.Н. Подземные автостоянки тоннельного типа как возможное решение проблемы хранения автотранспорта при разработке проектов комплексной реконструкции сложившихся микрорайонов Москвы / Д.Н. Власов // Механизация строительства. – 2002. – №9. –
С. 27–29. - Rock mechanics: a challenge for society : proceedings of the ISRM Regional Symposium Eurock 2001, Espoo, Finland, 4-7 June 2001 / eds. P. Särkkä, P. Eloranta. – Lisse, Netherlands: A. A. Balkema Pub., 2001. – 910 p.
- Madryas, C. Inspection of pipes as an element of operating municipal sewerage networks / C. Madryas, B. Przybyla // Tunnelling and Underground Space Technology. – 1998. – Vol. 13(1). – P. 57-64.
- Конструктивные решения основных городских подземных сооружений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/19x38ac.html (дата обращения: 01.07.2021).
- Паркинги, тоннели и другие подземные сооружения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goldsteg.ru/services/common/parkingi-tonneli-i-drugie-podzemnye-sooruzheniya/ (дата обращения: 01.07.2021).
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Авторы:
Анатолий Иванович Доценко, д-р техн. наук, проф., dotsenko_ant@mail.ru,
Алексей Алексеевич Краснов, магистрант, aleksei.98@inbox.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В современном дорожном строительстве при возведении мостов, эстакад и других аналогичных сооружений используют буронабивные сваи. Разные условия строительства обуславливают наличие нескольких технологий возведения буронабивных свай, которые можно подразделить на две группы: с извлечением грунта из скважины и без извлечения грунта из скважины. В статье приведены результаты анализа эффективности буронабивного оборудования, работающего по принципу Double Rotary (с извлечением грунта) и раскатчика (без извлечения грунта). Установлено, что технология возведения буронабивных свай методом раскатки с помощью модернизированного оборудования конструкции А.И. Доценко и А.Л. Бобылёва по сравнению с технологией по методу Double Rotary позволяет повысить производительность работ на 30…40 % за счёт сохранения рабочего цикла на две операции, а именно: устранения установки кондуктора с обсадными трубами и исключения операции извлечения грунта из скважин. Кроме этого, метод раскатки не сопровождается шумом или вибрацией, выходящими за установленные нормативными документами параметры, что позволяет использовать его для ведения работ в городских условиях.
Ключевые слова: буронабивные сваи, раскатчик, метод Double Rotary, технологический процесс, производительность.
Список литературы:
- Доценко, А.И. Строительные машины: учебник для студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 "Строительство" / А.И. Доценко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 398, [1] с. – (Высшее образование - Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-013631-8.
- Мангушев, Р.А. Устройство и реконструкция оснований и фундаментов на слабых и структурно-неустойчивых грунтах: монография / Р.А. Мангушев, А.И. Осокин, Р.А. Усманов; под ред. Р.А. Мангушева. – СПб [и др.] : Лань, 2018. – 456 с. – (Магистратура и аспирантура) (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-5-8114-2857-1.
- Пермяков, М.Б. Технологии устройства свайных фундаментов [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Б. Пермяков, А.М. Давыдова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". – Магнитогорск: ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова", 2018. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9967-1188-8.
- Верстов, В.В. Технология устройства свайных фундаментов: учебное пособие / В.В. Верстов, А.Н. Гайдо; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строит. ун-т, Каф. технологии строит. пр-ва. – СПб : Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2010. – 175, [1] с. – ISBN 978-5-9227-0180-8.
- Анненкова, О.С. Технология устройства свайных оснований: учебное пособие для студентов АлтГТУ, обучающихся по направлению 270800 "Строительство" / О.С. Анненкова;
М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова". – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. – 230, [1] с. – ISBN 978-5-7568-0992-3. - Технология выполнения буровых свайных работ: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://drilling-msk.ru/ (дата обращения: 26.11.2021).
- Кромский, Е. И. Новая техника для уплотнения земляного полотна / Е. И. Кромский, С. В. Жиляев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 14–22.
- Ломов, П. О. Повышение качества проектирования усиления грунтового основания армированием набивными сваями в раскатанных скважинах / П. О. Ломов // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. —№ 2(21). – С. 123.
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ ЦЕМЕНТОБЕТОНА
Авторы:
Аунг Ко Кьяинг, аспирант, aungkokyaing@ttu.edu.mm,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В последние годы значительно увеличились объёмы воздушных перевозок в аэропортах гражданской авиации всего мира, в том числе в аэропортах Республики Союза Мьянма. На авиалиниях появились новые сверхтяжелые крупногабаритные самолеты со взлётной массой, превышающей 500 т, и нагрузкой на колесо главных опор более 20 т. В связи с этим значительно возросли требования к наземному обеспечению безопасности полетов и надежности аэродромных покрытий. Последнее требует разработки новых подходов к проектированию аэродромных покрытий. Несущая способность и долговечность жестких аэродромных покрытий обусловлены взаимодействием целого ряда факторов: нагрузок от воздушных судов, климатических воздействий, прочностных и деформационных характеристик материалов и технологических факторов. В связи с этим обоснованный выбор рациональной конструкции покрытия на этапе проектирования возможен только на основе применения вероятностных методов расчета, позволяющих учесть случайный характер внешних нагрузок, статистическую изменчивость физико-механических свойств материалов, геометрических характеристик слоев и заданный уровень надежности. В статье рассмотрены эволюция методов расчета, область их применения и современное состояние программных средств, применяемых при проектировании жестких аэродромных покрытий. Приведён численный анализ методов: FAARFIELD, ARAP и PCA.
Ключевые слова: FAARFIELD, ARAP, PCA, аэродром, жесткое покрытие, цементобетон, колесная нагрузка.
Список литературы:
- Виноградов, А.П. Расчет, конструирование, оценка жестких покрытий аэродромов с учетом заданной долговечности / А.П. Виноградов. – М.: Светлица, 2014. – 148 с.
- Сабуренкова, В.А. Методы расчета конструкций аэродромных покрытий: учеб. пособие / В.А. Сабуренкова, А.П. Степушин. – М:. МАДИ, 2015. – 128 с.
- Сабуренкова, В.А. Математическая модель температуры бетонных аэродромных покрытий для расчета швов расширения / В.А. Сабуренкова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 4 (74). – C. 28–31.
- Сабуренкова, В.А. О нормирования нагрузок от воздушных судов на аэродромные покрытия / В.А. Сабуренкова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2013. – № 3 (66). – С. 22–25.
- Сабуренкова, В.А. Расчет несущей способности бетонных аэродромных покрытий / В. А. Сабуренкова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2013. – № 4 (67). – С.32-34.
- Степушин, А.П. Вероятностный расчет аэродромного покрытия из цементобетона / А.П. Степушин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 4 (82). – С. 29–31.
- Степушин, А.П. Совершенствование метода расчета монолитных цементобетонных покрытий / А.П. Степушин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2013. – № 3 (66). – С. 16–19.
- Татаринов, В.В. О количестве решений задачи прочностного расчета жестких аэродромных покрытий / В.В. Татаринов, Е.А. Макарова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2018. – № 3 (85). – С. 31–33.
- Tatarinov, V.V. Rigid airfield pavement design / V.V. Tatarinov, E.A. Makarova // Science journal of transportation. – 2015. – № 6. – P 45–47.
- Packard, R.G. Design of Concrete Airport Pavement / R.G. Packard. – Skokie: Portland Cement Association, 1995. – 61 p.
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Авторы:
Валиджон Хомиджон Махсум, директор, vali.maxsumov.83@mail.ru,
ГУП «ИПТС» МТРТ, Республика Таджикистан, 734042, г. Душанбе, ул. Айни, 14,
Бури Бачабекович Каримов, председатель, д-р техн. наук, проф., cmcd@mail.ru,
Межправительственный совет дорожников, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64, стр. 2
Аннотация:
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы учета особенностей высокогорья при проектировании и строительстве автомобильных дорог на примере Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Рассмотрены проблемы развития автомобильных дорог, связанные с природно-климатическими условиями, геодинамическими и гидрогеологическими процессами, сдерживающими развитие дорог в высокогорных условиях. На основе многолетних исследований погодно-климатических факторов, состояния существующих горных автомобильных дорог подготовлены конкретные предложения для расчетов и конструирования дорожных одежд нежесткого типа. Определены расчетные значения деформативных и прочностных характеристик грунтов земляного полотна на эксплуатируемых и проектируемых автомобильных дорогах в горных и высокогорных условиях. Известно, что деформативность и прочность грунта земляного полотна и расход материалов при возведении конструкции, которые оказывают большое влияние на стоимость строительства автомобильных дорог, определяют при проектировании толщины слоев дорожных одежд.
Ключевые слова: горные дороги, погодно-климатические факторы, геодинамические процессы, гидрогеологические условия, грунты земляного полотна.
Список литературы:
- Статистический ежегодник Республики Таджикистан – 2020. – Душанбе: Изд-во ООО «ТоРус», 2020. – 495 с.
- Бусел, А.В. Способы снижения температурных деформаций дорожных покрытий при интенсивном воздействии солнечной радиации / А.В. Бусел, Б.Б. Каримов, В.Х. Махсумов // Дороги Содружества Независимых Государств. – 2021. – № 5 (92). – С. 98-101.
- Шилакадзе, Т.А. Горные дороги. Эксплуатация, ремонт и содержание / Т.А. Шилакадзе, Б.Б. Каримов, В.Х. Махсумов. – Тбилиси: Нац. Академия наук Грузии, 2021. – 320 с.
- Мурадов, Х.Я. Метод оценки устойчивости склонов для выбора положения трассы и проектного решения плана автомобильной дороги в горной местности: автореф. дисс. ... канд. техн. наук: 05.23.11 / Мурадов Хурам Яхшибаевич; Гос. дор. НИИ. – М., 1993. – 19 с.
- Казарновский, В.Д. Основы инженерной геологии, дорожного грунтоведения и механики грунтов: (краткий курс): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы" направления подготовки "Транспортное строительство" (№ 101-У/07 - рг 67-05) / В. Д. Казарновский. – М.: Интрансдорнаука, 2007. – 284 с.
- Макаров, А.В. Современные способы защиты автомобильных дорог в горных условиях / А.В. Макаров, Ш.М. Исаков // Инновационная наука. – 2018. – № 12. – С. 41-43.
- Трескинский, С.А. Горные дороги / С.А. Трескинский. – М.: Транспорт, 1974. – 367 с.
- Шилакадзе, Т.А. Экология транспортных коммуникаций: учебное пособие для специалистов / Т.А. Шилакадзе, А.В. Бусел. – Тбилиси: Нац. Академия наук Грузии, 2019. – 272 с.
- Строительство автомобильных дорог: учебник для вузов / под ред. В. В. Ушакова и В. М. Ольховикова. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2016. – 572 с.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
АДАПТАЦИЯ УСЛУГ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОД ТРЕБОВАНИЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Авторы:
Ольга Юрьевна Булатова, канд. техн. наук, доц., mip.rnd@yandex.ru,
Донской государственный технический университет,
Ростовская область, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162
Аннотация:
В настоящее время высокоавтоматизированные транспортные средства (ВАТС) приобретают всё более широкое распространение в повседневной жизни. Некоторые службы доставки активно внедряют ВАТС для повышения эффективности предоставления своих услуг, личные автомобили пользователей становятся всё более автоматизированными и берут часть функций по управлению транспортным средством на себя. Существенные изменения в функционировании транспортных средств требуют изменений и в дорожной инфраструктуре. Таким образом, дорожная инфраструктура сталкивается с большим технологическим вызовом – необходимостью своевременного информирования транспортных средств о каких-либо изменениях на маршруте в целях повышения безопасности дорожного движения. В решении этого вопроса свой вклад вносит цифровая инфраструктура. В данной статье рассматривается работа сервисов дорожной инфраструктуры, повышающих эффективность использования автоматизированных и высокоавтоматизированных транспортных средств путем передачи информационных данных о метеоусловиях, дорожных происшествиях, схемах объезда во время дорожных ремонтных работ и других изменениях в характеристиках заданного маршрута. Также в статье представлен базирующийся на мировом опыте алгоритм реализации подобных проектов, который требует введения классификации территории, оборудования, рисков и других основных показателей для составления плана по отбору и реализации цифровых дорожных услуг.
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, высокоавтоматизированные транспортные средства, маршрут, цифровизация, дорожная инфраструктура, дорожные услуги, цифровая инфраструктура, цифровые дорожные услуги.Список литературы:
- Булатова, О.Ю. Адаптация транспортной инфраструктуры к системе "Умный город" / О.Ю. Булатова // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 2 (73). – С. 92-98.
- Жанказиев, С.В. Проектирование человеко-машинного интерфейса для беспилотного транспортного средства с учетом безопасного времени передачи управления / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев, А.Ю. Забудский // Вестник МАДИ. – 2019. – № 1 (56). – С. 36-42.
- Наумова, Н.А. Автоматизированное управление транспортными потоками средствами мезоскопического моделирования / Н.А. Наумова, В.В. Зырянов, Р.А. Наумов. – Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2018. – 266 с. – ISBN 978-5-8333-0803-5.
- Фейзуллаев, А.Р. Подходы к выявлению инцидентов на дорожной сети / А.Р. Фейзуллаев, И.В. Топилин // Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы 5-ой Международной научно-практической конференции, Орёл, 22–23 мая 2019 года / под общ. Ред. А.Н. Новикова. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020. – С. 150-154.
- Scientific and methodological approaches to the development of a feasibility study for intelligent transportation systems / S. Zhankaziev, M. Gavrilyuk, D. Morozov, A. Zabudsky // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 841-847.
- Агеев, Е.В. Модель восприятия водителем дорожной ситуации на первоначальном этапе подготовки / Е.В. Агеев, А.Н. Новиков, Е.С. Виноградов // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 2 (73). – С. 99-105.
- Криволапова, О.Ю. Разработка алгоритма внедрения беспилотных автомобилей на предприятии / О.Ю. Криволапова, О.В. Емельянцева // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 5 (14). – С. 61-66.
- Зырянов, В.В. Анализ подходов к гибкому ограничению скорости на автомагистралях / В.В. Зырянов, В.В. Левандовский // Мир транспорта и технологических машин. – 2018. – № 4 (63). – С. 49-54.
- Веремеенко, Е.Г. Моделирование системы автотранспортного обслуживания терминала / Е.Г. Веремеенко // Транспортное планирование и моделирование. Цифровое будущее управления транспортом: сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Москва, 24–25 мая 2018 года / под ред. С.В. Жанказиева. – М.: МАДИ, 2018. – С. 33-39.
- Zyryanov, V. Simulation for development of urban traffic: The Rostov-on-don approach of traffic management / V. Zyryanov, V. Kocherga // 13th World Congress on Intelligent Transport Systems and Services. – London: Intelligent Transport Systems (ITS), 2006.
- Comparison of the efficiency of neural network algorithms in recognition and classification problems / A. Beskopylny, A. Lyapin, N. Beskopylny, E. Kadomtseva // E3S Web of Conferences. – 2020. – Vol. 224. – Art. no. 01025.
- Жанказиев, С.В. Разработка инструмента оценки точности качественных матриц корреспонденций для систем косвенного управления транспортными потоками / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев, Д.Ю. Морозов // Вестник МАДИ. – 2017. – № 4 (51). – С. 23-32.
- Проблемы внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах / А.Н. Новиков, С.В. Еремин, А.В. Кулев, Д.О. Ломакин // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 1 (72). – С. 47-54.
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НТТС НА ОСНОВАНИИ МЕТОДА КУМУЛЯТИВНЫХ СУММ
Авторы:
Мария Олеговна Воронцова, ст. преп., vorontsova_madi@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В данной работе рассмотрены альтернативные способы анализа и расчетов данных по экологической безопасности автомобилей. В частности, предложено использование метода кумулятивных сумм для отображения уровня загрязнения окружающей среды и средних значений трудозатрат на техническое обслуживание. Также в ходе анализа рассмотрены карты Шухарта, однако из-за существующих ограничений расчёты проводились только на основе метода кумулятивных сумм, который позволяет работать с данными в любой установленной последовательности. В работе использовались данные в зависимости от увеличения пробега. Приведены нормы предельной токсичности отработавших газов по стандартам ЕВРО. Рассчитаны таблицы для построения cusum-карт на основе выбросов CH. Построены стандартная карта индивидуальных значений и cusum-карта для данных показателей. За основу экономического критерия было взято среднее значение трудозатрат. Выборка проходила с шагом в 30 000 км на основе 10 автомобилей с одинаковыми показателями пробега. На основе средних значений трудозатрат и накопленных данных построены соответствующий графики и карта кумулятивных сумм. Для определения объема выборки была использована формула Левина Д.М.
Ключевые слова: наземные транспортно-технологические средства (НТТС), экология, загрязнение воздуха, охрана окружающей среды, метод кумулятивных сумм.
- Амирханов, Р.Р. О ежедневном обслуживании автомобиля, как обязательном условии продления ресурса автомобиля / Р.Р. Амирханов, Н.А. Ртищев, А.В. Терентьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 1-1. – С. 49-51.
- Ерицян, Г.С. Об интегральном показателе оценки экологической безопасности автомобиля / Г.С. Ерицян, Р.Г. Хлопузян // Вестник Национального политехнического университета Армении. Механика, машиноведение, машиностроение. – 2017. – № 2. – С. 62–69.
- Исаева, Я.К. Выявление и анализ конструктивных особенностей автомобилей, влияющих на экологию / Я.К. Исаева // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2020. – № 12. – С. 145-148.
- Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В. И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 5. – С. 33–36.
- Жданов, В.Л. Разработка структуры функции количественной меры опасности городских транспортных потоков / В.Л. Жданов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2009. – № 4 (74). – С. 70–79.
- Трофименко, Ю.В. Обоснование мероприятий по снижению риска здоровью от загрязнения воздуха взвешенными частицами размером менее десяти микрометров (РМ10) на улично-дорожной сети городов / Ю.В. Трофименко, В.С. Чижова // Экология и промышленность России. – 2019. – № 7. – С. 48–51.
- Азаров, В.К. Разработка комплексной методики исследований и оценка экологической безопасности автомобилей: автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.05.03 / Азаров Вадим Константинович. – М., 2014. – 19 с.