Сергей Павлович Артемьев
Среди руководителей МАДИ и его директоров значимое место занимает Сергей Павлович Артемьев – заслуженный работник транспорта РСФСР, один из основателей кафедры «Автомобильные перевозки», возглавлявший институт в 1938-1943 гг. Он был блестящим организатором и обладал качествами лидера, которые помогли ему в развитии и сохранении вуза в трудные годы репрессий и Великой Отечественной войны.
Сергей Павлович Артемьев родился 3 октября 1903 года в семье столяра и с детских лет с отцом и братьями занимался постройкой и ремонтом крестьянских домов. Учился в земской школе, начальном училище, в Успенском сельскохозяйственном техникуме в Ярославской области. В 1920-1930-х гг. работал заместителем начальника окружной дорожно-строительной конторы города Владимира. Производственная деятельность требовала базовой теоретической подготовки, и Сергей Павлович поступил на дорожно-строительный факультет Ленинградского автомобильно-дорожного института (ЛАДИ). Студент Сергей Артемьев, будучи зрелым человеком, учился страстно и пользовался непререкаемым авторитетом у сокурсников. В 1936 году он с отличием заканчивает учебу в институте и приступает к обязанностям начальника Люберецкого дорожно-эксплуатационного участка ГУШОСДОРа НКВД, где проработал до января 1938 года.
В феврале 1938 года Сергей Павлович Артемьев становится директором Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), начинается новый этап в его жизни.
Назначение человека, только что окончившего институт, мотивировалось наличием большого опыта практической работы в советских партийных и хозяйственных органах, «преданностью генеральной линии партии в построении социализма», что в условиях жесточайшей внутрипартийной борьбы и приближающейся войны считалось особенно важным. Тридцатые годы – годы массовых репрессий, которые не обошли стороной и МАДИ. Но Сергею Павловичу удалось переломить ситуацию и вместо изнурительной борьбы с «вредительством» и поиском «врагов народа» направить усилия коллектива вуза на совершенствование учебного процесса, повышение качества подготовки специалистов и развитие учебно-производственной базы МАДИ. Институту повезло, что в этот период его возглавил такой человек как С.П. Артемьев – волевой, целеустремленный, энергичный руководитель, умеющий смело, быстро и эффективно решать важные для института и страны вопросы.
Социалистическому автотранспорту нужны были тысячи инженеров-дорожников: изыскателей, проектировщиков, строителей, инженеров-механиков. Работа всех структур института, организованных С.П. Артемьевым, была направлена на повышение качественного уровня выпускаемых институтом специалистов. В короткие сроки были проведены важные мероприятия – реорганизованы факультеты, появились новые специальности, в частности мостовая и специальность «Дорожные машины»; вырос бюджет института, организовано повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Сергей Павлович умел работать с людьми. К началу 1941 года в МАДИ было 160 штатных преподавателей, 67% из них имели ученые степени. Благодаря этому к началу войны в институте были заложены основы ведущих научных школ – строительства и эксплуатации дорог, изысканий и проектирования дорог и мостов, производства и ремонта автомобилей и др. Это во многом определило эффективную помощь фронту выпускников, преподавателей и аспирантов МАДИ.
Сергей Павлович большое внимание уделял военной и спортивной работе института – имелись футбольная и хоккейная команды, готовились отличные водители автомобилей и мотоциклов, ворошиловские стрелки, пулеметчики и гранатометчики, парашютисты и другие специалисты военной и спортивной работы.
На долю С.П. Артемьева выпали трудные и героические военные годы: организация работы института в первые месяцы войны, подготовка к эвакуации, а затем сам процесс эвакуации МАДИ в пригород Ташкента Янги-Юль, организация учебного процесса (институт продолжил регулярный выпуск инженеров), налаживание производственной деятельности и быта института на новом месте, возвращение МАДИ в августе 1943 года в Москву. Трудности пребывания в условиях эвакуации былипреодолены благодаря организаторскому таланту, воле и преданности своему коллективу директора МАДИ Сергея Павловича Артемьева.
За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны С.П. Артемьев был награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы».
В послевоенные годы, будучи заместителем министра автомобильного транспорта, начальником Главного управления автотранспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, Сергей Павлович успешно сочетал свою деятельность в Министерстве с работой в МАДИ, все свои силы отдавал науке и преподаванию дисциплины «автомобильные перевозки».
В 1957 году за заслуги перед Родиной Сергей Павлович Артемьев был награжден орденом «Знак Почета».