«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 4 (71), декабрь 2022
Содержание
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ КРИВОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С СИСТЕМОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
Авторы:
Михаил Михайлович Жилейкин, д-р техн. наук, ZhileykinMM@kamaz.ru, ООО «Инновационный центр КАМАЗ»,
Россия, 143026, Москва, ИЦ Сколково, ул. Большой бульвар, 62,
Артем Ванович Эраносян, аспирант, инженер-программист, Artem_bmstu@mail.ru, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5
Аннотация
В статье представлены синтез и аналитическое обоснование идеологии распределения крутящих моментов между осями и колесами одной из осей двухосного полноприводного транспортного средства для обеспечения устойчивости при криволинейном движении. Рассматривается двухосное транспортное средство, трансмиссия которого имеет возможность распределения крутящих моментов между осями и колесами одной из осей. Составлена система дифференциальных уравнений в терминах углов увода «средних» колес передней и задней оси. При помощи второго метода Ляпунова определена идеология управления агрегатами трансмиссии для различных случаев обеспечения устойчивого криволинейного движения автомобиля. Разработанная идеология управления позволяет обеспечить устойчивое криволинейное движение двухосной колесной машины (КМ) с возможностью распределения крутящих моментов между осями и колесами одной из осей в различных условиях движения. Научная новизна исследования заключается в аналитическом обосновании известными математическими подходами идеологии управления трансмиссией двухосной КМ, оборудованной системой динамической стабилизации. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения обоснованной идеологии управления при разработке ал-горитмов управления в современных системах динамической стабилизации транспортных средств.
Ключевые слова: двухосные полноприводные автомобили, устойчивость автомобиля, перераспределение крутящих моментов, метод Ляпунова.
Список литературы
- Литвинов, А. С. Устойчивость и управляемость автомобиля / А. С. Литвинов. — М. : Машино-строение, 1971. — 416 с.
- Антонов, Д. А. Расчет устойчивости движения многоосных автомобилей / Д. А. Антонов. — М. : Машиностроение, 1984. — 164 с.
- Эллис, Д. Р. Управляемость автомобиля / Д. Р. Эллис, пер. с англ. Г. К. Мирзоева. — М. : Машиностроение, 1975. — 216 с.
- Stepan, M. Implementation of ESP algorithm in LabView cRIO / M. Stepan, J. Kulhanek, R. Wagne-rova // Proceedings of the 2015 16th Internation-al Carpathian Control Conference, ICCC 2015. — 2015. — Art. no. 7145132. — P. 507-512. — DOI: 10.1109/CarpathianCC.2015.7145132.
- The vehicles ESP test system based on active brak-ing control / Z. Lu, W. Guoye, C. Guoyan, Z. Zhongfu // Advanced Materials Research. — 2012. — Vol. 588-589. — P. 1552-1559. — DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.588-589.1552.
- Karogal, I. Independent Torque Distribution Strat-egies for Vehicle Stability Control / I. Karogal, B. Ayalew // SAE Technical Papers. — 2009. — DOI: 10.4271/2009-01-0456.
- Comparison of feedback control techniques for torque-vectoring control of fully electric vehicles / L. De Novellis, A. Sorniotti, P. Gruber, A. Penny-cott // IEEE Transactions on Vehicular Technology. — 2014. — Vol. 63(8). — Art. no. 6736063. — P. 3612-3623. — DOI: 10.1109/TVT.2014.2305475.
- Жилейкин, М. М. Повышение управляемости автомобилей 4×4 с подключаемой передней осью путем перераспределения крутящих мо-ментов / М. М. Жилейкин, А. В. Эраносян // Из-вестия МГТУ МАМИ. — 2019. — № 1(39). — С. 77-84. — DOI 10.31992/2074-0530-2019-39-1-77-84. — EDN YZZSMH.
- Zhileykin, M. Algorithms for dynamic stabilization of rear-wheel drive two-axis vehicles with a plug-in rear axle / M. Zhileykin, A. Eranosyan // IOP Conference Series: Materials Science and Engi-neering. — 2020. — Vol. 963(1). — Art. no. 012010. — DOI: 10.1088/1757-899X/963/1/012010.
- Zhileykin, M. Method of torque distribution be-tween the axles and the wheels of the rear axle to improve the manageability of two-axle all-wheel drive vehicles / M. Zhileykin, A. Eranosyan // IOP Conference Series: Materials Science and Engi-neering. — 2020. — Vol. 820(1). — Art. no. 012008. — DOI: 10.1088/1757-899X/820/1/012008.
- Mammar, S. Two-degree-of-freedom formulation of vehicle handling improvement by active steer-ing / S. Mammar, V. B. Baghdassarian // Proceed-ings of the American Control Conference. — 2000. — Vol. 1. — P. 105-109.
- Рязанцев, В. И. Активное управление схожде-нием колес автомобиля / В. И. Рязанцев. — М. : Изд-во МГТУ, 2007. — 209 с. — ISBN 978-5-7038-3170-0.
- Integrated vehicle dynamics control via coordina-tion of active front steering and rear braking / M. Doumiati, O. Sename, L. Dugard, J.-J. Martinez-Molina, P. Gaspar, Z. Szabo // European Journal of Control. — 2013. — Vol. 19(2). — P. 121-143. — DOI: 10.1016/j.ejcon.2013.03.004.
- Ahmadian, N. Integrated model reference adap-tive control to coordinate active front steering and direct yaw moment control / N. Ahmadian, A. Khosravi, P. Sarhadi // ISA Transactions. — 2020. —Vol. 106. — P. 85-96. — DOI: 10.1016/j.isatra.2020.06.020.
- Mokhiamar, O. Active wheel steering and yaw moment control combination to maximize stability as well as vehicle responsiveness during quick lane change for active vehicle handling safety / O. Mokhiamar, M. Abe // Proceedings of the Insti-tution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. — 2002. — Vol. 216(2). — P. 115-124. — DOI: 10.1243/0954407021528968.
- Алфутов, Н.А. Устойчивость движения и равно-весия : учебник для вузов / Н. А. Алфутов, К. С. Колесников. — 2-е изд., стер. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 252 с. — (Меха-ника в техническом университете : в 8 т. ; т. 3). — ISBN 5-7038-1472-3.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБМОТКИ РОТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА
Авторы:
Андрей Владимирович Пузаков, канд. техн. наук, доц., and-rew78@yandex.ru,
Наиль Закиевич Султанов, д-р техн. наук, проф., sultanovnz@mail.ru,
Оренбургский государственный университет, Россия, 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13
Аннотация
Актуальность внедрения оперативного диагностирования автомобильных генераторов вызвана необходимостью бесперебойного снабжения электроэнергией большинства агрегатов и систем транспортных средств. Цель авторов статьи заключается в разработке аналитической модели, устанавливающей влияние технического состояния обмотки ротора на величину электродвижущей силы (ЭДС) генератора. Ведущим методом определения технического состояния обмотки ротора является оценка ЭДС на выходе генератора, прямо про-порциональной величине генерируемого магнитного потока. В основу построения аналитической модели положена зависимость магнитного потока (ЭДС) от силы тока обмотки ротора, наилучшим образом аппроксимируемая полиномом третьей степени. Основными ре-зультатами исследования являются зависимости магнитного потока (ЭДС генератора) от вариации частоты вращения и силы тока обмотки ротора. Изменение технического состояния обмотки ротора и тесно связанного с ней щёточно-контактного узла сопровождается изменением основного структурного параметра — электрического сопротивления цепи об-мотки ротора. Исследование влияния характерных неисправностей (обрыва и межвиткового замыкания) показало, что отклонение сопротивления обмотки ротора от номинального значения приводит к уменьшению магнитного потока (ЭДС генератора). Материалы ста-тьи будут использованы при разработке бортового устройства оперативного диагностирования системы электроснабжения автомобиля.
Ключевые слова: автомобильный генератор, обмотка ротора, электрическое сопротивление, кривая намаг-ничивания, методы аппроксимации, физическое моделирование неисправностей.
Список литературы
- Теория, конструкция и расчёт автотракторного электрооборудования / М. Н. Фесенко, Л. В. Копылова, В. И. Коротков, В. Е. Красильни-ков ; под общ. ред. М. Н. Фесенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Машиностроение, 1992. — 382 с. — ISBN 5-217-01384-2.
- Козловский, В. Н. Анализ надежности автомо-бильных генераторных установок / В. Н. Коз-ловский, В. Е. Ютт // Электроника и электро-оборудование транспорта. — 2008. — № 6. — С. 39-41. — EDN JAYKRV.
- Равино, В. В. Аппроксимация кривой намагни-чивания тяговых электродвигателей троллей-бусов / В. В. Равино, В. Н. Сацукевич, П. М. Га-лямов // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. — 2007. — № 1. — С. 27-33. — EDN SCETQF.
- Матюхов, В. Ф. Аппроксимация кривых намаг-ничивания электротехнических сталей при проектировании электрических машин / В. Ф. Матюхов, М. А. Ваганов, М. Г. Касьяненко // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. — 2018. — № 9. — С. 69-76. — EDN SLQIAL.
- Матюк, В.Ф. Математические модели кривой намагничивания и петель магнитного гистере-зиса. Часть I. Анализ моделей / В.Ф. Матюк, А.А. Осипов // Неразрушающий контроль и диагно-стика. — 2011. — № 2. — С. 3-35.
- Белкина, Е. Н. Анализ способов аппроксимации кривой намагничивания электротехнической стали / Е. Н. Белкина, С. А. Жуков // Инноваци-онная наука. — 2015. — Т. 2. — № 5(5). — С. 22-27. — EDN TTXUAX.
- Пузаков, А.В. Анализ параметров системы электроснабжения автомобиля (на примере обмотки ротора генератора) / А.В. Пузаков // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 110-й Междунар. науч.-техн. конф., Иркутск, 2-4 июня 2021 г.— Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2021. — Т. 2. — С. 154-162.
- Failure mode and effect analysis of automotive charging system / V. Parkash, D. Kumar, Ch. Ku-mar, R. Rajoria // International Journal of Software & Hardware Research in Engineering. — 2013. — Vol. 3. — P. 53–57.
- Puzakov, A. Model of the Field Winding Current of an Automobile Generator / A. Puzakov // Pro-ceedings — ICOECS 2021: 2021 International Con-ference on Electrotechnical Complexes and Sys-tems. — 2021. — P. 185-190. — DOI: 10.1109/ICOECS52783.2021.9657436.
- Unutulmaz, M. G. Excitation current control of a claw pole automotive alternator / M. G. Unu-tulmaz, L. T. Ergene // 2013 3rd International Con-ference on Electric Power and Energy Conversion Systems, EPECS 2013. — 2013. — Art. no. 6713044.— DOI: 10.1109/EPECS.2013.6713044
ПРОБЛЕМА БЛОКИРОВКИ РАДАРА СИСТЕМЫ ADAS В РЕАЛЬНЫХ ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ РОССИИ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Авторы:
Филипп Кириллович Дьяков, канд. техн. наук, dzzdp@mail.ru,
Алексей Николаевич Андреев, ассистент, andr_aleksei@mail.ru,
Марина Игоревна Исакова, инженер, marina_sy@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64,
Александр Иванович Калинин, инженер, Alex@kalinins.com,
ООО «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС», 115035, Москва, Космодамианская наб., 52/3
Аннотация
В статье рассматривается влияние смеси снега и противогололёдных материалов на кор-ректность работы радара, при эксплуатации в зимнее время автомобилей, оснащённых адаптивным круиз-контролем. Вследствие этого наблюдаются нарушения в работе радара, которые могут привести к ДТП. Такая проблема характерна по большей части для условий эксплуатации в Российской Федерации. Целью работы является описание разработанной авторами методики сравнительных испытаний автомобилей на дорогах общего пользования. Задачей данной методики является сравнение поведения автомобилей с различным рас-положением радаров при работе адаптивного круиз-контроля на дорогах общего пользования в зимних условиях. В рамках поставленной задачи разработан алгоритм подготовки к испытаниям. Описано оборудование, необходимое для проведения испытаний. Обосновано количество задействованных автомобилей, а также их взаимное расположение на проезжей части во время испытаний. Конкретизированы и детально описаны обязанности каждого члена команды испытателей. Разработана методика замера толщины слоя снежно-грязевых отложений на облицовке радиатора. Обоснован выбор протяжённости испытаний по пробегу и направления движения для получения достаточного количества замеров для последующего анализа. В дальнейшем предполагается проведение практических исследований с публикацией полученных результатов.
Ключевые слова: адаптивный круиз-контроль, противогололёдные материалы, радар, снежно-грязевые отложения, автомобиль-лидер, скорость уставки.
Список литературы
- Андреев, И. В. Изменение общего количества выявленных нарушителей правил дорожного движения на территории Российской Федерации за 2018-2021 годы / И. В. Андреев, А. С. Германович // Прогрессивные научные исследования — основа современной иннова-ционной системы : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 17 июня 2022 года. — Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2022. — С. 219-221. — EDN FBCMQO.
- Шадрин, С. С. Аналитический обзор стандарта SAE J3016 «классификация, термины и определения систем автоматизированного управления движением АТС» с учётом последних из-менений / С. С. Шадрин, А. А. Иванова // Авто-мобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2019. — № 3(21). — С. 10. — EDN QEZCCL.
- К вопросу о влиянии загрязнения внешних све-товых приборов химическими противогололедными материалами на безопасность движения автотранспортных средств / В. О. Громалова, А. И. Федотов, В. Г. Зедгенизов, С. М. Гергенов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. — 2018. — Т. 15. — № 1(59). — С. 55-60. — EDN YTMCLQ.
- Громалова, В. О. О влиянии загрязнения внеш-них световых приборов химическими противо-гололедными материалами на безопасность движения автотранспортных средств / В. О. Громалова, А. И. Федотов // Мехатроника, автоматика и робототехника. — 2018. — № 2. — С. 61-65. — EDN YPXFCB.
- Разработка компьютерных систем для под-держания оптимального состояния муниципальной автодорожной инфраструктуры / А. М. Бессарабов, А. Н. Глушко, Т. И. Степанова [и др.] // Вестник Казанского технологического уни-верситета. — 2012. — Т. 15. — № 10. — С. 293-299. — EDN OZHBMZ.
- Троицкий, А. М. Системы мониторинга дорожного движения и помощи водителю. Радары диапазонов 24 ГГЦ и 77 ГГЦ / А. М. Троицкий // Перспективные разработки по приоритетным направлениям развития : сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 15 марта 2022 года. — Петрозаводск: Международный центр научно-го партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. — С. 78-87. — EDN BLJWFQ.
- Новые методы испытаний систем автоматического экстренного торможения и опыт их при-менения / А. М. Иванов, С. Р. Кристальный, Н. В. Попов [и др.] // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2018. — № 2(121). — С. 146-155. — DOI 10.46960/1816-210X_2018_2_146. — EDN XSELUT.
- Андреев, А. Н. Оценка распознаваемости пер-спективной модели «пешеход» современным автомобильным радаром / А. Н. Андреев, М. А. Топорков // DSPA: Вопросы применения цифровой обработки сигналов. — 2021. — Т. 11. — № 4. — С. 4-9. — EDN MAAHXD.
- Сидорова, П. А. Анализ новых типов испытаний САЭТ в рамках рейтинга Euro NCAP (2020 Г.) / П. А. Сидорова, Н. В. Попов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2020. — № 2(24). — С. 1. — EDN XOHHXI.
- Кристальный, С. Р. Выбор параметров испытаний и методов оценки эффективности действия САЭТ в соответствии с RUNCAP / С. Р. Кристальный, Н. В. Попов, А. К. Багров // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации : материалы 106-й Международной научно-технической конфе-ренции, Иркутск, 23–26 апреля 2019 года. — Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2019. — С. 12-19. — EDN NNLEPU.
РАЗРАБОТКА МАКЕТА ВЕЛОСИПЕДИСТА ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ADAS
Авторы:
Сергей Робертович Кристальный, канд. техн. наук, доц., sportauto@rambler.ru,
Николай Викторович Попов, канд. техн. наук, доц., niko-popov@yandex.ru,
Алексей Николаевич Андреев, ассистент, andr_aleksei@mail.ru,
Егор Анатольевич Яковин, магистр, yakovin.e@yandex.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье выполнен обзор имеющихся подвижных макетов для проведения испытаний систем автоматического экстренного торможения (САЭТ). Проанализированы требования стандарта ISO 19206-4:2020 к подвижному макету велосипедиста для оценки эффективности действия САЭТ. Описываются параметры визуальных свойств, инфракрасной и радиолокационной видимости, массы, устойчивости к столкновениям. Разработана и изготовлена конструкция макета велосипедиста. Особенности конструкции макета велосипедиста: рама велосипеда выполнена из полипропиленовых труб, колеса изготовлены из фанеры, туловище и конечности макета велосипедиста выполнены из пенопласта, движение макета в продольном направлении обеспечивается тяговым колёсным электроприводом с радиоуправлением. Представлены результаты экспериментального исследования радиолокационной и оптической видимости макета велосипедиста органами технического зрения электронных систем помощи водителю. Для экспериментального исследования была задействована ходовая лаборатория кафедры «Автомобили» МАДИ на базе автомобиля Chevrolet Orlando, оснащённая радаром Continental ARS 408-21 Premium и интеллектуальной системой помощи водителю Mobileye. Оценка радиолокационной видимости представлена в сравнении с реальными характеристиками велосипедиста. Проанализированы последствия столкновения автомобиля с макетом. Предложены мероприятия по доработке макета для до-стижения необходимой величины радиоотражения.
Ключевые слова: безопасность, системы помощи водителю, САЭТ, незащищённые участники дорожного движения, испытания.
Список литературы
- Развитие интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS) в Российской Федерации / С. В. Гайсин, С. В. Бахмутов, Д. В. Ендачев, Н. П. Мезенцев // Труды НАМИ. — 2016. — № 265. — С. 6-12. — EDN WWQWHP.
- Интеллектуальные автомобили: опыт Европейского союза и перспективы в России / С. В. Гайсин, Б. В. Кисуленко, А. В. Бочаров, В. В. Пугачев // Журнал автомобильных инженеров. — 2017. — № 2(103). — С. 6-10. — EDN YQFRLL.
- Жанказиев, С. В. Тенденции развития автоном-ных интеллектуальных транспортных систем в России / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, Д. Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. — 2016. — № 5(66). — С. 26-28. — EDN WZJSTL.
- Малиновский, М. П. Предпосылки к разработке современных систем предупреждающего и автономного управления движением / М. П. Малиновский // Труды НАМИ. — 2017. — № 1(268). — С. 53-59. — EDN YUJEFR.
- Электронные системы интеллектуальных транспортных средств / Д. В. Ендачев, С. В. Бахмутов, В. В. Евграфов, Н. П. Мезенцев // Меха-ника машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 4(53). — С. 5-10. — DOI 10.46864/1995-0470-2020-4-53-5-10. — EDN IGEFKA.
- Глухова, И. В. Трендовые системы ADAS в со-временном автомобилестроении / И. В. Глухо-ва // Перспективное направление развития автотранспортного комплекса — 2018: сборник научных трудов. — Старый Оскол : ООО «Тонкие наукоемкие технологии», 2018. — С. 59-64. — EDN YNCNDF.
- Методики тестирования автоматизированных систем управления автомобилем / В. М. При-ходько, А. М. Иванов, В. Б. Борисевич, С. С. Шадрин // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2017. — № 4(51). — С. 10-15. — EDN YKYPRV.
- Малиновский, М. П. Парадигмы управления автотранспортным средством с высоким уров-нем автоматизации / М. П. Малиновский // Труды НАМИ. — 2018. — № 1(272). — С. 51-60. — EDN XMHHMT.
- Virtual and physical testing of advanced driver assistance systems with soft targets / A. Ivanov, S. Shadrin, N. Popov [et al.] // 2019 International Conference on Engineering and Telecommunica-tion, EnT 2019, Dolgoprudny, 20–21 ноября 2019 года. — Dolgoprudny, 2019. — P. 9030527. — DOI 10.1109/EnT47717.2019.9030527. — EDN KXWWYV.
- Яковин, Е.А. Разработка подвижного макета велосипедиста для испытаний высокоавтома-тизированных транспортных средств: выпуск-ная квалификационная работа / Яковин Егор Анатольевич; МАДИ. — М., 2021. — 97 с.
- Елисеев, Н. Системы ADAS — удобство и без-опасность / Н. Елисеев // Электроника: Наука, технология, бизнес. — 2021. — № 2(203). — С. 102-107. — DOI 10.22184/1992-4178.2021.203.2.102.107. — EDN DLXDAF. 12. ГНСС-технологии в испытаниях автомобильных ADAS-систем / А. С. Вашурин, П. С. Мошков, Е. И. Торопов [и др.] // Грузовик. — 2021. — № 6. — С. 16-22. — EDN BGPPXH.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 3D-ПЕЧАТИ НА ПОКАЗАТЕЛЬ УДАРНОЙ ВЯЗКОСТИ МАСТЕР-МОДЕЛЕЙ
Авторы:
Александр Олегович Дворянкин, аспирант, alol113@yandex.ru,
Наталья Ивановна Баурова, д-р техн. наук, проф., nbaurova@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье проанализированы возможности совместного использования технологий литья и 3D-печати при изготовлении мастер-моделей деталей дорожно-строительных и подъемно-транспортных машин. Описаны условия применения мастер-моделей совместно с литьем по выплавляемым моделям (включающие в себя использование силиконовых форм, а также целесообразность их применения). Показано, что для изготовления мастер-моделей наиболее перспективно использовать FDM-технологию. Приведены результаты экспериментальных исследований оценки зависимости параметра ударной вязкости от режимов 3D-печати, позволяющие выбрать режимы печати мастер-моделей с оптимальными эксплуатационными свойствами. Экспериментальные исследования проводились на маятниковом копре Testsystems TCKM-300. В качестве объектов исследования были выбраны образцы из ударопрочного ABS пластика марки REC (наиболее распространённого материала, применяемого во многих областях машиностроения и смежных производствах). В ходе исследований уста-новлены факторы, влияющие на качество изделий из ABS пластика, изготовленных при раз-личных режимах 3D-печати, определены основные преимущества и недостатки ABS пластика при изготовлении мастер-моделей, а также перечень основных параметров, которые необходимо учитывать при выборе режимов 3D-печати. Авторами установлено, что наилучшие прочностные характеристики мастер-моделей, изготовленных с использованием 3D-печати, достигаются при заполнении 60 % и скорости печати 45 мм/с. Определены перспективы совместного применения литья и 3D-печати при изготовлении деталей до-рожно-строительных и подъемно-транспортных машин.
Ключевые слова: 3D-печать, литье, мастер-модель, технологические режимы, ударная вязкость, FDM-технология.
- Зорин, В. А. Перспективы применения неметаллических материалов при производстве до-рожно-строительных машин / В. А. Зорин, Д. В. Серегин // Механизация строительства. — 2015. — № 7(853). — С. 4-7. — EDN UDOSLX.
- Зорин, В. А. Применение аддитивных технологий при изготовлении деталей машин / В. А. Зорин, М. И. Тимченко // Механизация строительства. — 2018. — Т. 79. — № 1. — С. 5-8. — EDN TEZOPR.
- Зленко, М. А. Аддитивные технологии в опыт-ном литейном производстве. Часть I. Литье ме-таллов и пластмасс с использованием синтез-моделей и синтез-форм / М. А. Зленко, П. В. Забеднов // Металлургия машиностроения. — 2013. — № 2. — С. 45-54. — EDN OHLVQV.
- Нефелов, И. С. Технико-экономическое обос-нование возможности применения аддитивных технологий при ремонте пластмассовых дета-лей дорожных машин / И. С. Нефелов, А. А. То-милина // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2022. — № 1. — С. 8-11. — DOI 10.31044/1684-2561-2022-0-1-8-11. — EDN TTWHXU.
- Дворянкин, А. О. Оценка влагостойкости изде-лий, изготовленных на различных режимах 3D-печати / А. О. Дворянкин, И. С. Нефелов, Н. И. Баурова // Все материалы. Энциклопедический справочник. — 2022. — № 3. — С. 44-48. — DOI 10.31044/1994-6260-2022-0-3-44-48. — EDN VLBGAV.
- Нефелов, И. С. Определение стойкости соединений изделий из пластмасс, изготовленных с применением аддитивных технологий, к воз-действию отрицательных температур / И. С. Нефелов, Н. И. Баурова // Все материалы. Энциклопедический справочник. — 2021. — № 1. — С. 23-27. — DOI 10.31044/1994-6260-2021-0-1-23-27. — EDN VSTLGC.
- Исследование прочности изделий, полученных методом 3D-печати / А. В. Балашов, А. О. Чер-данцев, Е. А. Новиковский [и др.] // Ползунов-ский вестник. — 2016. — № 2. — С. 61-64. — EDN WJHZHT.
- Афошин, А. А. Влияние скорости на геометрические размеры изделий при 3D-печати по FDM-технологии / А. А. Афошин // Сборник научных трудов Донбасского государственного технического университета. — 2019. — № 15(58). — С. 113-118. — EDN HLXOUA.
- Влияние технологических режимов FDM-печати и состава используемых материалов на физико-механические характеристики FDM-моделей (обзор) / С. В. Кондрашов, А. А. Пых-тин, С. А. Ларионов, А. Е. Сорокин // Труды ВИ-АМ. — 2019. — № 10(82). — С. 34-49. — DOI 10.18577/2307-6046-2019-0-10-34-49. — EDN RARUXZ.
- Нефелов, И. С. Способы соединения изделий из пластмасс, изготовленных с применением аддитивных технологий / И. С. Нефелов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2020. — № 3(62). — С. 57-61. — EDN DVTEEM.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МЕГАПОЛИСА
Авторы:
Алексей Вячеславович Терентьев, д-р техн. наук, доц., aleksej.terentev.67@bk.ru,
СПбГАСУ, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4,
Илья Владимирович Арифуллин, канд. техн. наук, доц., arifullin@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Ярослав Евгеньевич Пирогов, врио руководителя, pirogovye@gmail.com,
ГКУ ЛО «ОЭП», Россия, 191015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 52
Аннотация
В статье представлена концепция построения информационно-аналитической платформы управления грузовыми автомобильными перевозками (ГАП), основанная на принципах синтеза методов управления структурной динамикой сложных систем в виде аналитической модели, позволяющей осуществлять поиск соответствия между информационной ситуацией и решением. Сформированы принципы математического моделирования процессов на информационно-аналитической платформе, а именно: реализация объектно-ориентированного подхода при формировании информационного пространства возможных решений и расчленение на подсистемы и уровни по принципу однородности технологии и неоднородности информационных состояний. На базе сформированного подхода разработана информационно-аналитическая платформа в системе управления ГАП, позволяю-щая отражать изменение переменных во времени по конкретному процессу с позиций многовариантного прогнозирования, а в механизме имитационного моделирования инструменты для получения решений могут быть трансформированы применительно к тому или иному процессу в зависимости от информационной ситуации, соответствующей условиям протекания процесса ГАП.
Ключевые слова: маршрутизация, дорожно-транспортная система, алгоритм оптимизации, многокритериальная задача, программное обеспечение.
Список литературы:
- Андреев, А. Ю. Методика определения оптимальных маршрутов в условиях оперативного планирования автомобильных грузовых пере-возок / А. Ю. Андреев // Вестник гражданских инженеров. — 2022. — № 1(90). — С. 107-113. — DOI 10.23968/1999-5571-2022-19-1-107-113. — EDN UUTUFT.
- Математические модели управления транс-портными потоками в интеллектуальных транспортных системах / А. В. Терентьев, И. В. Арифуллин, В. Д. Егоров, А. Ю. Андреев // Транспорт: наука, техника, управление. Науч-ный информационный сборник. — 2021. — № 1. — С. 46-50. — DOI 10.36535/0236-1914-2021-01-8. — EDN ONIIHD.
- Андреев, А. Ю. Алгоритмы маршрутизации в дорожно-транспортной системе / А. Ю. Андреев, В. Д. Егоров, А. В. Терентьев // Вестник гражданских инженеров. — 2021. — № 2(85). — С. 181-188. — DOI 10.23968/1999-5571-2021-18-2-181-188. — EDN NQROMJ.
- Корчагин, В. А. Кибернетический подход к управлению открытыми автотранспортными системами / В. А. Корчагин, А. А. Турсунов, Ю. Н. Ризаева // Вестник Таджикского техническо-го университета. — 2010. — Т. 1-1. — № 1. — С. 50-54. — EDN MVKRVX.
- Математическая модель управления грузовыми транспортно-логистическими системами с переменной структурой / В. А. Корчагин, С. А. Ляпин, Ю. Н. Ризаева, Е. А. Лебедев // Транс-порт: наука, техника, управление. Научный ин-формационный сборник. — 2012. — № 3. — С. 30-32. — EDN OXSSDD.
- Рассоха, В. И. Ситуационное управление авто-транспортными системами (часть 1. Системная эффективность эксплуатации автомобильного транспорта) / В. И. Рассоха // Вестник Орен-бургского государственного университета. — 2009. — № 9(103). — С. 148-153. — EDN MLUEYN.
- Рассоха, В. И. Ситуационное управление авто-транспортными системами (часть 2. Синтез си-стемы управления) / В. И. Рассоха // Вестник Оренбургского государственного университе-та. — 2009. — № 10(104). — С. 144-151. — EDN MLUFNN.
- Проектирование автотранспортных систем до-ставки грузов / В. И. Николин, С. М. Мочалин, Е. Е. Витвицкий, И. В. Николин. — Омск : Сибир-ская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2001. — 184 с. — EDN XUGMAD.
- Корнаков, А. Н. Модель сложной организационно-технической системы / А. Н. Корнаков // Перспективы науки и образования. — 2015. — № 2(14). — С. 44-50. — EDN TQNNFX.
- Жолобова, О. И. Информационная поддержка решения задач транспортировки грузов авто-мобильным транспортом / О. И. Жолобова, Д. А. Жолобов // Вестник Астраханского госу-дарственного технического университета. Се-рия: Управление, вычислительная техника и информатика. — 2016. — № 1. — С. 26-31. — EDN VKDPTV.
- Чермен, У. Введение в исследование операций / У. Чермен, Р. Акофф, Л. Арнофф; перевод с англ. В. Я. Алтаева [и др.] ; под ред. А. Я. Лер-нера. — М. : Наука, 1968. — 486 с.
- Математические модели принятия решений в интеллектуальных транспортных системах / А. В. Терентьев, И. В. Арифуллин, В. Д. Егоров, А. Ю. Андреев // Вестник Московского автомо-бильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2021. — № 1(64). — С. 106-113. — EDN RVWWIZ.
- Шайхутдинов, И. Ф. Исследование влияния тех-нико-эксплуатационных показателей на себе-стоимость грузовых автомобильных перевозок / И. Ф. Шайхутдинов, Б. Ф. Ахтямов // Приори-тетные направления развития науки и образования : сборник статей II Международной науч-но-практической конференции, Пенза, 10 мая 2018 года. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 57-60. — EDN UOZMWQ.
- Егоров, В. Д. Методика расчета производствен-ной программы грузовых автомобильных пе-ревозок для цифровых сервисных моделей управления / В. Д. Егоров // Вестник граждан-ских инженеров. — 2021. — № 6(89). — С. 174-179. — DOI 10.23968/1999-5571-2021-18-6-174-179. — EDN ATAUBS.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ ТРАНСМИССИИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ МОЩНОСТИ ПО ВХОДУ ДЛЯ АМФИБИЙНОЙ МАШИНЫ СРЕДНЕГО КЛАССА (АМСК)
Авторы:
Мария Юрьевна Карелина, д-р техн. наук, проф., karelinamu@mail.ru,
Зейн Альабидин Магракона, аспирант, Zienmagh@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования особенностей проектирования гибридной трансмиссии с разделением мощности по входу для амфибийной машины среднего класса (АМСК). Как правило, последовательно-параллельный вариант гибридной трансмиссии можно разделить на три различных типа, такие как разделение входа, разделение выхода и составное разделение. В статье также проанализированы характеристики передачи мощности для шести возможных комбинаций гибридной трансмиссии с разделенным входом, с последующим моделированием в программе Matlab. С помощью математического метода рассчитана взаимосвязь крутящего момента и скоростей входного и выходного валов. Рассмотрены возможные комбинации гибридной трансмиссии с разделением мощности по входу с одной планетарной передачей. Построены графики отношения мощности, разделенной на электрический поток, к мощности двигателя и возможного передаточного отношения с ограничением максимальной мощности электромотора в соответствии с мощностью ДВС. Произведен расчёт топливной экономичности для следующих испытательных ездовых циклов: магистрального городского на основе федеральной процедуры испытаний № 75 (ФПИ № 75). Сформирована таблица оптимальных передаточных чисел планетарной передачи для каждой предполагаемой системы. На основе полученных результатов сформирован вывод, позволяющий учитывать особенности проектирования гибридной трансмиссии.
Ключевые слова: транспортное средство специального назначения, гибридная силовая установка, гибридная коробка передач, точка прямой передачи, топливная экономичность.
Список литературы:
- Карелина, М. Ю. Комбинированный привод гибридного транспортного средства / М. Ю. Ка-релина, В. В. Филатов // Грузовик. — 2019. — № 5. — С. 15-18. — EDN JABFEH.
- Карелина, М. Ю. Научное обоснование схемы общей модульной компоновки с симметричной посадкой для глиссирующих амфибийных машин малого класса / М. Ю. Карелина, В. В. Филатов // Грузовик. — 2019. — № 8. — С. 3-9. — EDN BFMQER.
- Месропян, А. В. Моделирование рабочих про-цессов водоходного движителя паромно-мостовой машины ПММ-2М / А. В. Месропян, Е. А. Платонов, Р. Р. Рахматуллин // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. — 2020. — Т. 47. — № 3. — С. 16-25. — DOI 10.21822/2073-6185-2020-47-3-16-25. — EDN XKDBYW.
- Филатов, В. В. Гидродинамическое исследование перспективной быстроходной амфибийной машины малого класса / В. В. Филатов // Вест-ник гражданских инженеров. — 2017. — № 2(61). — С. 219-223. — DOI 10.23968/1999-5571-2017-14-2-219-223. — EDN YUDFCZ.
- Бебихов, Ю. В. Анализ методов моделирования технических систем в среде MATLAB / Ю. В. Бебихов, А. С. Семенов, М. Н. Семенова, И. А. Якушев // Моделирование, оптимизация и ин-формационные технологии. — 2019. — Т. 7, № 3(26). — С. 12. — DOI 10.26102/2310-6018/2019.26.3.037. — EDN HNLBSI.
- Гусаков, С. В. Сравнение испытательных ездовых циклов при оценке эксплуатационного расхода топлива двигателями легковых авто-мобилей / С. В. Гусаков, П. П. Ощепков // Жур-нал автомобильных инженеров. — 2016. — № 1(96). — С. 42-47. — EDN WHTITT.
- Автомобиль с комбинированной силовой уста-новкой. Результаты и методика испытаний / А. Л. Карунин, С. В. Бахмутов, В. В. Селифонов [и др.] // Автомобильная промышленность. — 2007. — № 7. — С. 6-9. — EDN OOIUNZ.
- Гусаков, С. В. Энергетический баланс гибрид-ной силовой установки автомобиля при его движении в соответствии с новым европейским испытательным циклом NEDC / С. В. Гуса-ков, И. В. Афанасьева, В. А. Марков // Грузовик. — 2010. — № 7. — С. 22-34. — EDN NCTBEF.
- Гусаков, С. В. Расчетно-экспериментальная ме-тодика корректировки ездового цикла для фа-зы движения транспортного средства в город-ских условиях / С. В. Гусаков, В. А. Марков, Д. В. Михрячев // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. — 2012. — № 5. — С. 23-30. — EDN OXDJPP.
- Куликов, И. А. Комбинированная энергоустановка последовательно-параллельного типа: теоретическое исследование / И. А. Куликов, В. В. Селифонов // Журнал автомобильных инже-неров. — 2011. — № 6(71). — С. 14-17. — EDN PFGMBZ.
ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Авторы:
Андрей Павлович Ткаченко, аспирант, tapsi_84@mail.ru,
Алексей Петрович Павлов, канд. техн. наук, доц., 89037628407@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация
В данной статье авторами приведены результаты исследования парка автопредприятий Приднестровья на наличие и количество возникновения отказов. Представлены результаты собранной информации по оценке технического состояния автотранспорта в зависимости от величины его наработки и с учетом уже достигнутого уровня износа, так как практически весь грузовой транспорт Приднестровья поступает в эксплуатацию со значительным уровнем наработки. Установлены зависимости отказов различных подсистем грузовых автомобилей с учетом использования силовых агрегатов различных типов. На основе анализа полученных результатов статистического исследования и условий организации и проведения эксплуатации грузовых автомобилей двух типов были выявлены причины полученного распределения отказов различных подсистем. Для обеспечения полноценного выявления причин наступления отказов автомобилей также было необходимо провести исследования действующей системы технического обслуживания и ремонта, которые показали, что реальные периодичность, объем и своевременность выполнения технического обслуживания и ремонта практически не соответствуют требованиям, установленным предприятиями-изготовителями техники, в силу либо полного отсутствия помещений и необходимого ком-плекта ремонтно-диагностического оборудования зоны технического обслуживания, или же она укомплектована не полностью, а, следовательно, неспособна обеспечить требуемые уровень проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту, степень надежности автомобиля в процессе его эксплуатации. Рассмотрены вопросы эффективной организации поставок запасных частей для обеспечения не только повышения работоспособности транспортных средств за счет принятия более современной стратегии резервирования с использованием ремонтных комплектов, но и для снижения суммарного времени нахождения наземных транспортно-технологических средств (НТТС) в ожидании технического обслуживания и ремонта из-за отсутствия необходимых запасных частей и в процессе его осуществления. Таким образом, при реализации предлагаемого системного подхода для ре-шения поставленной задачи можно обеспечить не только требуемый уровень безопасности эксплуатации автотранспортных средств, но и повышение эффективности их использования за счет повышения надежности.
Ключевые слова: работоспособность, резервирование, отказы, техническое обслуживание, ремонт, технологическое оснащение, диагностическое оборудование, запасные части, надежность, эффективность.
Список литературы:
- Ткаченко, А. П. Особенности организации си-стемы технического обслуживания и ремонта автомобилей в автотранспортных организациях Приднестровья / А. П. Ткаченко, А. П. Павлов // Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетике и на транспорте: ма-териалы XVI Международной научно-технической конференции, Вологда, 08 декабря 2021 года. — Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. — С. 370-373. — EDN MDVFNQ.
- Оценка качества работы сервисного центра при обслуживании и ремонте подвижного со-става автобусного АТП / Д. В. Ушаков, В. А. Максимов, А. А. Солнцев, Н. В. Поживилов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2021. — № 4(67). — С. 10-17. — EDN JORMRZ.
- Разработка математической модели прогнозирования потребности в запасных частях при управлении дилерской сети СТО / В. В. Гулый, А. А. Солнцев, А. Р. Асоян, В. С. Ершов // Мир транспорта и технологических машин. — 2022. — № 2(77). — С. 125-134. — DOI 10.33979/2073-7432-2022-77-2-125-134. — EDN WCHHPZ.
- Бигиримана, Ж. Оценка фактического состоя-ния, действующего парка наземных транспорт-но-технологических средств в Бурунди / Ж. Бигиримана // Приоритетные направления развития науки в современном мире: сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 13 мая 2022 года. — Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. — С. 40-47. — EDN GTLJBQ.
- Карагодин, В. И. Эффект от учета взаимосвязи производственных участков при проектировании станции технического обслуживания авто-мобилей / В. И. Карагодин, В. О. Малютин // Автотранспортное предприятие. — 2015. — № 2. — С. 21-24. — EDN THSEXX.
- Марусин, А. В. Основы проектирования производственно-технологической базы предприятий автомобильного сервиса / А. В. Марусин, И. К. Данилов, А. В. Марусин. — М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. — 184 с. — ISBN 978-5-209-09664-1. — EDN ARLVUU.
- Апсин, В. П. Обоснование оптимальной страте-гии замен деталей при проведении текущих ремонтов агрегатов транспортных машин / В. П. Апсин, Е. В. Бондаренко, Е. Г. Кеян // Вест-ник Оренбургского государственного универ-ситета. — 2000. — № 1. — С. 71-75. — EDN HVZAOH.
- Pavlov, A. P. Ensuring the processability of con-struction disposal during design / A. P. Pavlov, N. N. Mitrohin // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: 2019 International Con-ference on Digital Solutions for Automotive Indus-try, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019, Cholpon-Ata, 01 ноября 2019 года.— BRISTOL: Institute of Physics Publishing, 2020. — Vol. 832. — Art. no. 012028. — DOI 10.1088/1757-899X/832/1/012028. — EDN SNEJPL.
- Influence of temperature and geometric parameters of elements in a turbocompressor seal assembly on its operability / D. A. Nikitin, P. D. Ni-kitin, C. A. Turoverov, A. R. Asoyan // IOP Confer-ence Series: Materials Science and Engineering: 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Mainte-nance and Traffic Control, DS ART 2019, Cholpon-Ata, 01 ноября 2019 года. — BRISTOL: Institute of Physics Publishing, 2020. — Vol. 832. — Art. no. 012084. — DOI 10.1088/1757-899X/832/1/012084. — EDN YMNGDO.
- Табачникова, Е. В. Классификация методов по-вышения потенциала грузового автотранс-портного предприятия / Е. В. Табачникова // Транспортное дело России. — 2017. — № 1. — С. 118-121. — EDN YICLAT.
- Шиловский, В. Н. Методические основы обос-нования мощностей объекта технического сер-виса / В. Н. Шиловский, Г. Ю. Гольштейн // Resources and Technology. — 2020. — Т. 17. — № 4. — С. 95-106. — DOI 10.15393/j2.art.2020.5462. — EDN YNIVRZ.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, МОСТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ГРУНТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСНОВАНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Владислав Вячеславович Морозов, аспирант, инженер, krisstov@mail.ru,
Максим Давидович Суладзе, канд. техн. наук, доц., начальник управления, SuladzeMD@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», Россия, 125171, Москва, Ленинградское шоссе, 7,
Андрей Викторович Фомин, канд. техн. наук, доцент, A.Fomin@madi.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
Екатерина Александровна Макарова, канд. техн. наук, доц., начальник отдела, Makarova-e-a@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64,
ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»,
Россия, 125171, Москва, 5-й Войковский пр-д, 28
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий в условиях переувлажнения глинистых грунтов основания, в том числе результаты анализа данных визуального и инструментального обследований, показана установленная причинно-следственная связь процессов возникновения исследуемого де-фекта аэродромных покрытий. Проведенный авторами анализ данных длительного мони-торинга исследуемого дефекта аэродромных покрытий и георадиолокационного обследования установил связь между количественными величинами показателей проявления дефекта, условиями окружающей среды в части температурного режима и состоянием грунтовых масс в основании аэродромного покрытия. Выделены два периода состояния параметров исследуемого дефекта и состояния естественного грунтового основания — период стабилизации и период прогрессирования. Предложены возможные методы ликвидации исследуемого дефекта с описанием факторов риска их применения. Проведен анализ первопричин образования исследуемого дефекта с постановкой перспективного направления развития регулирующих мероприятий при выполнении строительно-монтажных работ по устройству аэродромных покрытий.
Ключевые слова: аэродром, покрытие, рулежная дорожка, дефект, уступ, реконструкция, пучинистый грунт, мониторинг, лессовидный грунт.
Список литературы:
- Степушин, А. П. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов / А. П. Степушин, В. А. Сабуренкова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного тех-нического университета (МАДИ). — 2017. — № 1(48). — С. 84-89. — EDN YGTWKD.
- Виноградов, А. П. Повышение долговечности аэродромных покрытий жесткого типа / А. П. Виноградов // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2018. — № 3(85). — С. 34-36. — EDN XZIUQP.
- Суладзе, М. Д. Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий / М. Д. Суладзе, В. К. Федулов. — М. : Наука, 2019. — 102 с.
- Виноградов, А. П. Расчет асфальтобетонных слоев усиления жестких покрытий аэродромов / А. П. Виноградов, Э. С. Цопанов // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2020. — № 1(91). — С. 4-6. — EDN MVJRBA.
- Татаринов, В. В. Уточнение методики расчета жестких покрытий аэродромов / В. В. Татаринов, Э. С. Цопанов // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2020. — № 1(91). — С. 2-3. — EDN KFRSLH.
- Виноградов, А. П. Расчет, конструирование, оценка жестких покрытий аэродромов с учетом заданной долговечности / А. П. Виноградов. — М. : Светлица, 2014. — 148 с.
- Андронов, В. Д. Минимизация последствий воздействия ударных механизмов при ремонте цементобетонных плит / В. Д. Андронов, А. П. Виноградов // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2022. — № 2(101). — С. 35-39.
- Виноградов, Б. А. Применение полимерных труб для инженерных сетей аэродромов / Б. А. Виноградов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2018. — № 4(18). — С. 7. — EDN YSHNCP.
- Шуваев, А. Н. Анализ принципов проектирования земляного полотна автомобильных дорог в районах распространения вечномерзлых грун-тов в Западной Сибири / А. Н. Шуваев, М. В. Па-нова, С. В. Картавый // Известия высших учеб-ных заведений. Нефть и газ. — 2020. — № 1. — С. 114-121. — DOI 10.31660/0445-0108-2020-1-114-121. — EDN BLKLJN.
- Кузьмина, В. П. Аэродромы России: вопросы реконструкции и ремонта взлетно-посадочных полос / В. П. Кузьмина // Технологии бетонов. — 2017. — № 3-4(128-129). — С. 41-46. — EDN ZBMNVH.
- Эккель, С. В. Некоторые особенности контроля качества бетона покрытий и оснований авто-мобильных дорог и аэродромов / С. В. Эккель // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2022. — № 3(102). — С. 14-19.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕРАБОТАННЫХ (ВТОРИЧНЫХ) МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Авторы:
Андрей Владимирович Корочкин, канд. тех. наук, доц., andrey_korochkin@mail.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос применения строительных материалов, полученных из переработанных отходов, при устройстве дорожных одежд. Данные технологии представляют большой интерес как для строителей, так и экологов во всем мире. Применение переработанных (вторичных) материалов снижает стоимость строительства за счет их низкой цены, а также позволяет решить сразу несколько серьезных экологических проблем, та-ких как утилизация отходов, снижение выбросов СО2 в атмосферу, сохранение невосполняемых природных ресурсов и т.д. Приведены примеры использования асфальтобетонов, модифицированных переработанным пластиком, «зеленого» бетона, строительного мусора (асфальтобетонного и цементобетонного лома, битого кирпича) при строительстве автомобильных дорог в нашей стране и за рубежом. Отмечается, что данные материалы и технологии давно известны дорожникам, и в настоящее время идет их адаптация к современным условиям. Также обращается внимание на то, что Россия в этом отношении от-стает от зарубежных стран, несмотря на наличие интересных разработок, которые, однако, не доходят до практической реализации. По мнению автора, полноценное решение этой проблемы возможно при наличии Государственной программы, целью которой будет являться разработка вторичных строительных материалов и развитие производств по их созданию.
Ключевые слова: прочность, долговечность, дорожная одежда, полимеры, бетон, надёжность, асфальтобетон, переработка отходов.
Список литературы:
- Майоров, В. И. Обеспечение безопасности дорожного движения в условиях массовой авто-мобилизации / В. И. Майоров // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и госу-дарства : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора И.А. Склярова, Нижний Нов-город, 12 апреля 2018 года. — Н.Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2018. — С. 97-119. — EDN PJSYRL.
- Корочкин, А. В. Требуемая прочность конструкций дорожных одежд автомобильных маги-стралей / А. В. Корочкин. — М. : Техполиграфцентр, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-94385-182-7. — EDN CTPPWZ.
- Корочкин, А. В. Дорожные одежды из композитных материалов / А. В. Корочкин // Строи-тельные материалы. — 2020. — № 4-5. — С. 68-74. — DOI 10.31659/0585-430X-2020-780-4-5-68-74. — EDN RPWUJO.
- Параметры активации золы уноса в качестве вяжущего при изготовлении бетонов / В. И. Го-лик, Ю. В. Дмитрак, Н. М. Качурин, Г. В. Стась // Известия Томского политехнического универ-ситета. Инжиниринг георесурсов. — 2019. — Т. 330. — № 8. — С. 173-179. — DOI 10.18799/24131830/2019/8/2223. — EDN LJGCOX.
- Васильев, А. П. Эксплуатация автомобильных дорог: в 2 т. Т. 1 : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Васильев. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-7695-9764-0.
- Современные технологии переработки поли-мерных отходов и проблемы их использования / В. Н. Шахова, А. А. Воробьева, И. А. Виткалова [и др.] // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 11-2. — С. 320-325. — EDN XEFBWT.
- Бессонов, Д. В. Эффективный модификатор асфальтобетонов на основе пластиковых отходов / Д. В. Бессонов, М. Д. Бессонов // Умные композиты в строительстве. — 2021. — Т. 2. — № 4. — С. 74-83. — DOI 10.52957/27821919_2021_4_74. — EDN GTHPRN.
- Урханова, Л. А. Высокопрочный бетон с ис-пользованием золы-уноса и микрокремнезема / Л. А. Урханова, В. Е. Розина // Вестник Иркут-ского государственного технического универ-ситета. — 2011. — № 10(57). — С. 97-100. — EDN OIODOV.
- Вторичное использование в дорожном строи-тельстве щебня полученного из дробленого бетона / И. И. Романенко, М. И. Романенко, И. Н. Петровнина [и др.] // Интернет-журнал Науковедение. — 2015. — Т. 7. — № 1(26). — С. 86. — DOI 10.15862/59TVN115. — EDN UBGSMH.
- Чазов, А. В. Шлакощелочные вяжущие в осно-ваниях дорог / А. В. Чазов, С. А. Соколов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. — 2016. — Т. 7. — № 3. — С. 5-10. — DOI 10.15593/2224-9826/2016.3.01. — EDN WLSNFP.
РАСЧЁТ ДАВЛЕНИЯ НА ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Авторы:
Михаил Павлович Малиновский, канд. техн. наук, доц., ntbmadi@gmail.com,
Андрей Александрович Фотиади, канд. техн. наук, доц., fotiadi@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
Пандемия COVID-19, регулярное повышение цен на дизельное топливо, внедрение системы «Платон» и сложившаяся политическая ситуация нанесли существенный удар по рынку грузовых автомобильных перевозок. Однако проблема разрушения дорожного покрытия за счёт динамического воздействия автомобильных нагрузок по-прежнему остаётся актуальной. Износ дорожного покрытия снижает среднюю скорость транспортного потока, способствует повышению аварийности и увеличивает финансовые затраты на содержание дорог. Допустимые значения полной массы и нагрузки на ось, измеренные в статическом состоя-нии, регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ), а условные нормативные нагрузки от транспортных средств для проектирования автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений устанавливает ГОСТ Р 52748-2007. Для организации весового контроля применяют передвижные и стационарные пункты, а также бортовые системы контроля веса. Повышение полной массы автотранспортных средств является важным аспектом с точки зрения логистики. Известно, что с увеличением скорости движения износ дорожного покрытия существенно увеличивается. Однако авторами отмечается, что при торможении автотранспортных средств, особенно на спуске, под действием продольной силы инерции возникает перераспределение вертикальных реакций на колёсах, которые передаются через пятно контакта эластичной шины, что характеризуется давлением на дорожную поверхность. Нагрузка на переднюю ось существенно увеличивается, а при торможении седельного автопоезда вес полуприцепа перераспределяется через опорно-сцепное устройство на заднюю ось или тележку тягача. В настоящем исследовании авторы поставили задачу оценить давление на дорожное покрытие при торможении для различных случаев распределения полной массы автопоезда по осям. Для решения поставленной задачи авторы рассмотрели различные схемы распределения полной массы по осям, разработали математическую модель для расчёта вертикальных реакций на колёсах и давления на дорожное покрытие при торможении на продольном уклоне с учётом геометрических характеристик автопоезда и реальных параметров шин.
Ключевые слова: правила перевозки грузов автомобильным транспортом, геометрические характеристики, центр масс.
Список литературы:
- Носов, В. П. Поверхностная обработка как сред-ство консервации процесса развития повреждений дорожных покрытий / В. П. Носов, С. С. Фролкина // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2015. — № 4 (74). — С. 17-20. — EDN: OTLFTL.
- Кристальный, С. Р. Качество функционирования современных систем контроля устойчивости на автомобилях, оснащаемых в эксплуатации шипованными шинами / С. Р. Кристальный // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2014. — № 2(2). — С. 4. — EDN TEAGZZ.
- Бондарев, Б. А. Способы исследования ЩМА на заполнителях из литого шлакового щебня в лабораторных и полевых условиях / Б. А. Бон-дарев, Ю. В. Штефан // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. — 2014. — № 4-3(17). — С. 13-20. — EDN SXIRWB.
- Васильев, Ю. Э. Взаимодействие шипованных шин с дорожным покрытием / Ю. Э. Васильев, Г. А. Понарин // Строительные материалы. — 2016. — № 12. — С. 60-63. — EDN XHFQFD.
- Мельников, С. Е. Некоторые проблемы приме-нения на практике положений административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 02 марта 2009 г. № 185 / С. Е. Мельников, Т. Е. Мельникова, Е. В. Буленина // Евразийское Научное Объединение. — 2015. — Т. 2. — № 3(3). — С. 101-102. — EDN TQLSBJ.
- Основные направления совершенствования Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» / Ш. Н. Валиев, Н. Е. Кокодеева, С. В. Карпеев, А. В. Кочетков // Строительные материалы. — 2016. — № 3. — С. 56-60. — EDN VUCZSD.
- Малиновский, М. П. Конфликтные ситуации, заложенные в правилах дорожного движения / М. П. Малиновский // Автотранспортное пред-приятие. — 2016. — № 6. — С. 17-21. — EDN WAOVKH.
- Фотиади, А. А. Реконструкция стационарного пункта весового контроля / А. А. Фотиади, Ю. В. Резунов, Н. В. Козорезов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2016. — № 4(10). — С. 6. — EDN XILWCD.
- Александров, С. Б. Источники экономии топлива и повышения безопасности перевозок гру-зов автопоездами / С. Б. Александров, Л. В. Караманян // Colloquium-Journal. — 2019. — № 12-2(36). — С. 76-80. — EDN REYOZP.
- Асаул, М. А. Модели и алгоритмы оптимизации перевозочного процесса тяжеловесных грузов с учетом применения инновационных систем контроля транспортной работы / М. А. Асаул, Р. Р. Сафиуллин // Вестник гражданских инженеров. — 2020. — № 2(79). — С. 145-151. — DOI 10.23968/1999-5571-2020-17-2-145-151. — EDN NNEKQG.
- Lutsenko, E. A. Development of the algorithm for determining the optimizing consignment size in international road transport / E. A. Lutsenko // In-ternational Journal of Advanced Studies. — 2020. — Vol. 10. — No 1. — P. 7-25. — DOI 10.12731/2227-930X-2020-1-7-25. — EDN BLQKYV.
- Субботин, Б. С. Многокритериальная оценка эффективности эксплуатации большегрузных автомобилей при перевозках навалочных гру-зов в условиях ограничений при эксплуатации дорог / Б. С. Субботин, А. В. Терентьев // Мир транспорта и технологических машин. — 2021. — № 3(74). — С. 50-56. — DOI 10.33979/2073-7432-2021-74-3-50-56. — EDN BSYHTI.
- Казаков, О. Ю. Исследование влияния плавно-сти остановки катка на качество асфальтобетонного покрытия / О. Ю. Казаков, Г. В. Кустарев // Научно-технический вестник Брянского госу-дарственного университета. — 2019. — № 3. — С. 303-310. — EDN ZTXKRE.
- Shaikhullin, A. M. Features of research into the dynamics of a pneumatic brake drive / A. M. Shaikhullin, E. S. Smolko // Science Journal of Transportation. — 2022. — № 12. — С. 180-187. — EDN: DDYKVE.
- Смолко, Е. С. Расчёт времени до блокирования колёс автопоезда с учётом продольной реак-ции в сцепном устройстве / Е. С. Смолко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2019. — № 4(22). — С. 13. — EDN CEYZVX.
- Миличенкова, Ю. В. Анализ состояния грузового транспорта в Московской области и пер-спективы его модернизации / Ю. В. Миличенкова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 12-1(90). — С. 74-77. — DOI 10.23670/IRJ.2019.90.12.015. — EDN FPVULJ.
- Крылов, В. А. Расчёт фактической нагрузки на ось при торможении грузовых автотранспорт-ных средств / В. А. Крылов, А. Э. Карьялайнен // Наука и техника в дорожной отрасли : матери-алы конференции, Москва, 18 марта 2021 года. Т. 2. — М. : Московский автомобильно-дорожный государственный технический уни-верситет (МАДИ), 2021. — С. 19-21. — EDN WWISWX.
- Malinovsky, M. P. Impact of longitudinal slope, layout and loading on the braking process of an articulated vehicle / M. P. Malinovsky, E. S. Smolko // Science Journal of Transportation. — 2020. — No 10. — P. 62-72. — EDN OVAVUS.
- Кондратьев, М. С. Изменение характеристик дорожного покрытия из асфальтобетона в за-висимости от эксплуатационных воздействий / М. С. Кондратьев, Э. В. Котлярский // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. — 2010. — № 1. — С. 53-58. — EDN PTFMJG.
- Малиновский, М. П. Использование справочных параметров шин при расчёте систем управления колёсных машин / М. П. Малинов-ский, К. В. Базеев, И. В. Балясников // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2020. — № 2(24). — С. 8. — EDN SAUQHH
СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МАТЕРИАЛА НА РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРЬЕРНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОГРАЖДЕНИЙ
Авторы:
Ирина Вадимовна Демьянушко, д-р техн. наук, проф., demj-ir@mail.ru,
Илья Анатольевич Карпов, канд. техн. наук, доц., karpov@niimech.ru,
Олег Вадимович Титов, ст. преподаватель, titov@niimech.ru,
Павел Сергеевич Михеев, ст. преподаватель, mikheev@niimech.ru,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Аннотация:
В статье рассматривается влияние свойств материала на рабочие (потребительские) характеристики барьерных металлических дорожных ограждений на примере типовой кон-струкции ограждения. Проведена валидация рассматриваемой конструкции ограждения пу-тем сравнения результатов виртуального цифрового испытания методом наезда автомобилем с результатами натурных испытаний. На основании валидированной (базовой) мо-дели ограждения построены другие модели ограждения с различными комбинациями меха-нических характеристик используемой в рассматриваемой конструкции стали, которые принимались на основании паспортных данных на материалы отечественных металлургических предприятий.
Ключевые слова: метод конечных элементов (МКЭ), барьерное металлическое ограждение, виртуальное цифровое испытание, цифровая модель, истинная диаграмма деформирования стали.
Список литературы:
- Оленников, В. Д. Обзор современных кон-струкций дорожных удерживающих ограждений парапетного типа / В. Д. Оленников // Вестник Сибирского государственного универ-ситета путей сообщения. — 2015. — № 1(32). — С. 22-24. — EDN TOKXIZ.
- Дорожные ограждения рассеивающие энергию удара / С. А. Дергунов, С. А. Орехов, Е. А. Тарановская, Н. Р. Самигуллин // Тенденции развития науки и образования. — 2017. — № 26-4. — С. 69-71. — DOI 10.18411/lj-31-05-2017-72. — EDN ZCNFPT.
- Андреев, К. П. Применение дорожного энерго-поглощающего ограждения для повышения безопасности движения / К. П. Андреев, В. В. Терентьев, А. В. Шемякин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. — 2018. — № 1. — С. 5-12. — DOI 10.15593/24111678/2018.01.01. — EDN YVGQRA.
- Очирова, П. И. Дорожные ограждения как регулятор качества жизни / П. И. Очирова // Моло-дой ученый. — 2019. — № 12(250). — С. 194-197. — EDN UBSICZ.
- Дорожные ограждения: современные реше-ния для повышения безопасности движения / К. П. Андреев, С. Н. Борычев, В. В. Терентьев, А. В. Шемякин // Грузовик. — 2021. — № 6. — С. 43-48. — EDN JXOXJJ.
- Сунгатуллина, К. А. Условия и факторы, влияю-щие на безопасность дорожного движения на современном этапе / К. А. Сунгатуллина // Вестник НЦБЖД. — 2022. — № 2(52). — С. 126-135. — EDN UKXUKI.
- Елисеев, В. В. Деформация и пластическое раз-рушение балок дорожного ограждения при наезде автомобиля / В. В. Елисеев, Е. А. Оборин // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2014. — № 1(67). — С. 9-11. — EDN RWLCBB.
- Использование виртуального эксперимента для определения технических параметров бо-ковых удерживающих дорожных ограждений / И. В. Демьянушко, И. А. Карпов, Б. Т. Тавшавадзе, А. О. Крылов // Транспортное строитель-ство. — 2017. — № 6. — С. 5-8. — EDN ZHOKRB.
- Демьянушко, И. В. Методы цифрового вирту-ального анализа для проектирования и испытаний дорожных конструкций / И. В. Демьянушко // Мир дорог. — 2020. — № 132. — С. 52-58. — EDN YTITUV.
- Кисельков, А. Л. Методические рекомендации к расчетной оценке прочности дорожных ограждений на основе компьютерного моде-лирования процессов / А. Л. Кисельков, А. О. Шукюров // Актуальные вопросы машиноведения. — 2020. — Т. 9. — С. 124-130. — EDN WSJTHE.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРЫ БОРТОВОГО НАВИГАЦИОННО-СВЯЗНОГО БЛОКА ДЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ФУНКЦИЮ КОНТРОЛЯ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ
Авторы:
Вениамин Николаевич Богумил, канд. техн. наук, доц., v_bogumil@mail.ru,
Хоссам Мохамед Махмуд Мохамед Элдиба, инженер, hossameldiba@gmail.com,
МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64
В статье рассматривается вопрос разработки унифицированного навигационно-связного оборудования с функциями тахографа для контроля работы водителей коммерческих пасса-жирских транспортных средств. Актуальность контроля режима работы водителей транспортных средств обосновывается тем, что основным источником опасных ситуаций на дороге остаётся водитель транспортного средства. При этом значительная часть аварий на дорогах происходит по причине переутомления водителей. Подход к разработке унифицированногонавигационно-связного оборудования и обоснование эффективности ис-пользования оборудования данного вида выполнены по результатам сравнительного анализа функций современных тахографов и телематических устройств для транспортных средств городского пассажирского транспорта. Показано, что направление развития аппаратно-программного обеспечения тахографов идёт в направлении использования средств спутниковой навигации и мобильной связи. Анализ истории поэтапного внедрения в России тахографов для контроля режима работы водителей показал, что наиболее эффективным направлением внедрения оборудования данного вида является его разработка специализированными компаниями с последующей установкой на заводах-изготовителях. Использование возможностей бортового телематического оборудования для реализации функций цифрового тахографа и его установка на транспортные средства на заводах-изготовителях будут способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения при организации перевозок, в том числе снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: телематическое оборудование, цифровой тахограф, безопасность дорожного движения, контроль режима работы водителей транспортных средств.
Список литературы:
- Анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов / М. Ю. Черников, Д. В. Митрошин, К. С. Баканов [и др.] // Безопасность дорожного движения : сборник научных трудов ФКУ «НЦ БДД МВД России» по итогам научно-практической кон-ференции «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра», Москва, 02 октября 2020 года. — М. : Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. — С. 3-29. — EDN GEJRMR.
- Боронина, В. С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года : Информационно-аналитический обзор / В. С. Боронина, С. Б. Наумов ; под об-щей редакцией Д.В. Митрошина. — М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2019. — 27 с. — EDN CTJZFQ.
- Власов В. М. Цифровая инфраструктура как ос-нова функционирования наземного городского пассажирского транспорта / В. М. Власов // Автотранспортное предприятие. — 2016. — № 12. — С. 3-7.
- Власов, В. М. Координатно-временное и навигационное обеспечение (КВНО) как единая ин-формационная основа автоматизации базовых технологий на транспорте / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко // Фундаментальное и прикладное координатно-временное и навигационное обеспечение (КВНО-2007) : Вторая Всероссийская конференция, Санкт-Петербург, 2-5 апреля 2007 г. — СПб.: ИПА РАН, 2007. — С. 32-35.
- Власов, В. М. Разработка критерия качества работы навигационных диспетчерских систем управления перевозками на городском пассажирском транспорте / В. М. Власов, А. А. Кудрявцев, П. О. Воронов // Новости навигации. — 2021. — № 2. — С. 52-58. — EDN OCHHWR.
- Власов, В. М. Реализация метода автоматического учета режимов труда и отдыха водителей автотранспортных средств с использованием комплекса программ идентификации личности / В. М. Власов, В. Н. Богумил, Д Б. Ефименко // Автотранспортное предприятие. — 2013. — № 11. — С. 24-27. — EDN RJYWWF.
- Власов, В. М. Цифровая инфраструктура как основа функционирования наземного город-ского пассажирского транспорта / В. М. Власов // Автотранспортное предприятие. — 2016. — № 12. — С. 3-7.
- Какие факторы влияют на безопасность дорожного движения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://avtobddinfo.ru/faq/dorozhnye-usloviya-i-bezopasnost-dvizheniya (дата обращения: 08.07.2022).
- Казанова, Л. А. О некоторых вопросах влияния скорости на безопасность дорожного движения / Л. А. Казанова, Т. М. Линник, Д. В. Митро-шин // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. — 2019. — № 1(2). — С. 217-222. — EDN NMMYOT.
- Филиппова, Н. А. Методология повышения эффективно-сти и надежности транспортно-технологической мультимодальной системы Севера России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2019. — Т. 22. — № 6. — С. 55-65. — DOI 10.26467/2079-0619-2019-22-6-55-65. — EDN RKCDBC.
- Hours of Service for Commercial Motor Vehicle Drivers; Regulatory Guidance Concerning Off-Duty Time [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: https://www.fmcsa.dot.gov/regulations/hours-service/hours-service-commercial-motor-vehicle-drivers-regulatory-guidance (дата обращения: 08.07.2022).
- Electronic Logging Devices [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: https://www.fmcsa.dot.gov/hours-service/elds/electronic-logging-devices (дата об-ращения: 08.07.2022).