Георгий Иванович Зеленков
Тридцатые годы ХХ столетия знаменовались интенсивным развитием автомобильной промышленности. Параллельно с этим в стране шло становление высшего автомобильного образования. Постановлением СНК СССР от 23 февраля 1930 года был организован Ленинградский автомобильно-дорожный институт, а 13 декабря 1930 года СНК СССР постановил «Организовать Московский автомобильно-дорожный институт на базе автодорожного факультета МИИТ и Высшей автодорожной школы». Автомобильно-дорожные институты организуются также в Харькове, Омске, Киеве и других городах.
В судьбе Георгия Ивановича Зеленкова два автомобильно-дорожных института — ленинградский и московский — оставили свой след. Каждому из них он отдал свои силы, опыт, знания и горячее сердце. В 1932 году Г.И. Зеленков окончил ЛАДИ и продолжал работать в нем вплоть до ликвидации института в марте 1941 года. В канун Великой Отечественной войны Георгий Иванович был направлен на ответственный пост заместителя начальника Управления учебными заведениями аэродромного и дорожного строительства, в ведении которого находился Московский автомобильно-дорожный институт. Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР по представлению Гушосдора НКВД СССР от 23 июля 1942 года Г.И. Зеленков назначается заместителем директора МАДИ по научной и учебной работе, приказом от 13 октября 1943 года — исполняющим обязанности директора, а приказом от 18 ноября того же года — директором Московского автомобильно-дорожного института. 13 декабря 1943 года Георгий Иванович официально приступил к своим обязанностям директора МАДИ.
В период работы Г.И. Зеленкова заместителем директора институт находился в эвакуации в Янгиюле Узбекской ССР. Георгий Иванович был одним из тех, кто возглавлял профессорско-преподавательский состав института, одновременно читая мостовикам и дорожникам курс дорожных и строительных машин, и способствовал успешному выполнению основной задачи вуза в условиях военного времени — готовить высококвалифицированных специалистов автомобильно-дорожного профиля, выпустив за срок пребывания в эвакуации несколько сотен инженеров. Немало сил и энергии было отдано сохранению научных и преподавательских кадров в период войны. Наряду со своей главной задачей институт принимал участие в строительных и хозяйственных мероприятиях города Янгиюль. За огромную помощь братской республике группа преподавателей и студентов была награждена грамотами, благодарностями, премиями. Среди награжденных был и Г.И. Зеленков.
Осенью 1943 года МАДИ вернулся из эвакуации в Москву на прежнее место — дом по ул. Садовой-Самотечной. Создание нормальных условий для работы коллектива стало первоочередной задачей нового директора института. В это время организаторский талант, трудолюбие и энергичность Георгия Ивановича Зеленкова проявились в полной мере. В самые короткие сроки были отремонтированы учебный корпус и общежитие, восстановлены лаборатории и кабинеты, открыты столовая, буфеты, магазин, которых до войны в институте не было. Благодаря его инициативе расширялась лабораторная база, на 34-м км Ленинградского шоссе началось строительство учебно-производственного полигона, земля для которого была предоставлена МАДИ в 1945 году.
Повышалось качество подготовки инженеров и научных молодых работников. Были укомплектованы штаты профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, рабочих и служащих. Фактически МАДИ был сформирован вновь. К концу 1946/47 учебного года по основным показателям работы институт не только достиг довоенного уровня, но и значительно превысил его. Было запланировано строительство нового здания, но его возведение было законсервировано. Более того, в июле 1947 года Советом Министров СССР принимается решение о переводе МАДИ в Ленинград. Усилиям профессоров и преподавателей и лично Георгия Ивановича Зеленкова институт все-таки удалось сохранить в Москве, и в октябре 1947 года МАДИ «с колес» переезжает в здание в 4-м Тверском-Ямском переулке. Благодаря настойчивости, энергии и организаторским способностям Георгия Ивановича в 1948 году было возобновлено строительство нового здания института, и в 1955 году из малопригодного для вуза помещения в Тверском-Ямском переулке МАДИ переезжает в здание на Ленинградском проспекте.
Г.И. Зеленков великолепно чувствовал новое, прогрессивное и всеми силами поддерживал новаторство в учебном процессе и те научные исследования, которые представляли ценность для народного хозяйства. Он уделял большое внимание повышению квалификации преподавателей, стремился к широкому развертыванию научно-исследовательской работы в институте. При этом и сам продолжал активно заниматься научной работой. Им была организована первая в стране кафедра эксплуатации и ремонта дорожных машин, становлению которой он также отдавал много сил. В июле 1956 года он был назначен заведующим этой кафедрой.
В 1961 году Георгий Иванович Зеленков оставил пост директора МАДИ и полностью посвятил себя делам кафедры. Он заложил в коллективе такие общечеловеческие и производственные отношения, без которых невозможно было бы воспитать полноценного научного работника и педагога. Эти традиции поддерживали и продолжают развивать последователи Георгия Ивановича.
Родина высоко оценила заслуги ученого. За многолетнюю безупречную работу правительство СССР наградило Г.И. Зеленкова орденом Трудового Красного Знамени (1966 г.), двумя орденами «Знак почета» (1945; 1951 гг.) и тремя медалями: «За оборону Москвы» (1945 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.), «В память 800-летия Москвы» (1948 г.).