Борис Сергеевич Стечкин

Действительный член АН СССР Борис Сергеевич Стечкин к моменту прихода в МАДИ был известным ученым, лауреатом Ленинской и Государственной премий, кавалером многих орденов и медалей СССР. В истории отечественной науки он известен как выдающийся специалист по гидроаэромеханике, теплотехнике, тепловым двигателям. Б.С. Стечкин является основоположником теории воздушно-реактивных двигателей.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения и внес огромный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В начале 30-х годов XX столетия Борис Сергеевич трудился над качественно новым оружием — реактивно-динамическим. Он создал всю его расчетно-теоретическую часть. Вместе с выдающимся изобретателем Леонидом Васильевичем Курчевским они разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Реактивно-динамическое оружие появилось в нашей стране на четверть века раньше, чем где бы то ни было. По указанию Иосифа Виссарионовича Сталина Курчевскому было выделено специальное конструкторское бюро, теоретический отдел которого возглавил Стечкин. Под руководством Б.С. Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Также он продолжал заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года создал пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 году выдающийся советский ученый Александр Александрович Микулин решил создать завод, который бы самостоятельно строил опытные образцы. После того, как И.В. Сталин утвердил идею, Микулин убедил его в необходимости привлечения к работе на должности заместителя главного конструктора по научной работе Бориса Сергеевича Стечкина. В 1944 году Стечкин впервые дал вывод теоремы Жуковского о подъемной силе профиля в решетке с учетом сжимаемости газа для дозвуковых скоростей течения. Позже на основании этой формулы он вывел основное уравнение аэродинамического расчета ступени осевого компрессора. И когда после войны завод вплотную занялся новой техникой, Стечкин в короткий срок собрал и воспитал коллектив способных специалистов, которые смогли создавать отечественные реактивные двигатели. За создание мотора АМ-2 завод был награжден орденом Ленина. Такую же награду получил и сам Борис Сергеевич, выдвинувший новую теорию аэродинамического расчета лопаток компрессора.

A.A. Микулин и Б.С. Стечкин в одной из лабораторий Института двигателей

В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 — действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич избран академиком Академии наук СССР.

С 1958 по 1969 год Б.С. Стечкин работал на кафедре «Автотракторные двигатели» (сейчас — «Теплотехника и автотракторные двигатели») МАДИ. В 1958 году при кафедре была создана Объединенная лаборатория двигателей (ОЛД) АН СССР и МАДИ. В то время эта лаборатория не имела себе равных по уровню научной и технической оснащенности. Она позволяла проводить фундаментальные исследования по проблемам организации рабочего процесса, горения, теплообмена, гидродинамики и смесеобразования в двигателях внутреннего сгорания. Научное руководство ОЛД было возложено на Бориса Сергеевича Стечкина, Николая Романовича Брилинга и Макса Самойловича Ховаха. В январе 1963 года ОЛД была реорганизована в Проблемную лабораторию транспортных двигателей (ПЛТД), которая полностью перешла в подчинение МАДИ.

Большим вкладом в развитие теории ДВС стала выполненная Стечкиным в МАДИ разработка об индикаторном КПД двигателя внутреннего сгорания (1968 г.). Его усовершенствование системы выпуска газов внедрили на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола, что было отмечено премией Министерства высшего образования. За время работы в МАДИ Б.С. Стечкин подготовил несколько аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1961 года за выдающиеся заслуги в деле развития гидроаэромеханики и теплотехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Борису Сергеевичу Стечкину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот».

Б.С. Стечкин также был награжден двумя орденами Ленина (1947, 1961 гг.), орденами Трудового Красного Знамени (1945 г.) и Красной Звезды (1945 г.), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы». За создание нового образца авиационного мотора и коренное усовершенствование существующего в 1947 году ученый был удостоен Сталинской премии второй степени, а в 1957 году Стечкин получил Ленинскую премию за создание самолета Ту-104.

Ту-104 (Туполев-104) — первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге