Виктор Николаевич Поляков

Виктор Николаевич Поляков родился 3 марта 1915 г. в городе Томске. Трудовую деятельность начал в 1930 г., работая учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества. В 1934-1937 гг. был заместителем начальника цеха Московского авторемонтного завода № 3. Совмещая работу на производстве с учебой, в 1938 г. Поляков окончил вечернее отделение МАДИ, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.

С 1938 по 1946 гг. Виктор Николаевич служил в ремонтно-восстановительных батальонах Западного и Карельского фронтов, командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941 г. Поляков был тяжело ранен, войну он закончил в звании инженер-майора. После Великой Отечественной войны В.Н. Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей, выпускавшем легковые автомобили «Москвич». Он прошел путь от начальника лаборатории до директора МЗМА и руководил заводом на протяжении пяти лет — с 1958 по 1963 г.

Будучи заместителем министра автомобильной промышленности СССР, в августе 1966 г. Поляков назначен генеральным директором строящегося Волжского автомобильного завода, который он возглавлял почти 10 лет.

Строительство Волжского автомобильного завода

В течение всей своей жизни я никогда не пытался устроиться на какую-нибудь должность, тем более повышенную. Но это был тот исключительный случай, когда я сам пришел к министру Тарасову, будучи замминистра, курирующим производство в Министерстве автомобильной промышленности, и попросил назначить меня директором завода

В.Н. Поляков

В феврале 1970 г. было начато изготовление первых деталей, а уже в апреле — первых автомобилей марки ВАЗ. Под руководством Полякова был успешно осуществлен сложнейший проект 20 века — «СССР-Италия», а конкретно — «ВАЗ-ФИАТ». Тем не менее, в его успех на Западе никто не верил. Зарубежные газеты писали, что ВАЗ — это фантазия, а не завод. Но Виктор Николаевич сумел не только организовать строительство гигантского предприятия, принесшего стране громадные прибыли, но и сделал все, чтобы многие отрасли промышленности нашей страны смогли подняться на новый технический уровень, изготавливая материалы и комплектующие для автомобилей завода. Одна из заслуг Виктора Николаевича Полякова в том, что он сумел воспитать целую плеяду талантливых руководителей, благодаря которым АвтоВАЗ выжил в самые трудные годы новой России.

Первые «Жигули» на конвейере, 1970 г.

С 1975 по 1986 гг. Поляков был министром автомобильной промышленности СССР. На период его работы во главе автопрома пришелся пик развития советского автомобилестроения. За одиннадцать лет Советский Союз занял шестое месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии), выпуская более 2 миллионов автомобилей ежегодно. Благодаря В.Н. Полякову на свет появился проект «народного» автомобиля особо малого класса «Ока», а позднее с конвейера ВАЗа сошел полноприводной советский внедорожник «Нива», который стал пользоваться большим спросом как в СССР, так и за рубежом.

В 1986-1992 гг. Поляков работал экспертом центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторого института. В 1994-1999 гг. — начальник консультационно-экспертного отдела представительства ВАЗа в Москве. С 1999 г. Поляков работал в аналитическом центре ВАЗа, оказывал помощь в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей.

Виктор Николаевич Поляков

Виктор Николаевич Поляков награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Фронтовые заслуги отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени и многочисленными медалями. В 1995 г. Полякову было присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти», а в 2003 г. — звание «Почетный гражданин Самарской области».