Алексей Александрович Николаев

Один из великих выпускников МАДИ, прошедший путь от студента автодорожного техникума и техника дорожного строительства, затем студента дорожно-строительного факультета МАДИ до министра автомобильных дорог РСФСР, является Алексей Александрович Николаев.

Высококвалифицированный специалист, крупный организатор дорожного хозяйства, имел отличные знания всех комплексов дорожно-мостового строительства, обладал организаторскими способностями административной и руководящей работы, внес ряд ценных, научных предложений по строительству дорог и инженерных сооружений.
Глубокие теоретические знания в области дорожного и мостового строительства, строительных материалов, дорожно-строительных машин и оборудования, полученные в МАДИ Алексей Александрович успешно применял на практике, развивая и совершенствуя навыки, исходя из условий не только мирного, но и военного времени.

Непосредственно под его руководством было построено и сдано в эксплуатацию значительное количество участков дорог и крупных мостов в том числе во время Великой Отечественной войны.

Родился Алексей Александрович 8 апреля 1914 года в городе Москве, в семье служащего-телеграфиста железной дороги Москва – Санкт-Петербург.

В 1929 году после окончания 7-летки поступил в Московский автомобильно-дорожный техникум на дорожно-строительное отделение, окончив его в 1932 г. По путёвке ЦК комсомола работал на дорожном строительстве на Дальнем Востоке на Сахалине. Начав свою рабочую биографию с должности техника, стал впоследствии прорабом, начальником участка, главным инженером Сахалинского облдортранса.

В 1935 году переведён в Москву, где в течение года работал техником, прорабом, начальником участка Таганского дорожного треста.

С 1936 года по апрель 1941 года — студент дорожно-строительного факультета Московского автомобильно-дорожного института, который окончил с отличием.
После окончания института Алексей Александрович поступил в распоряжение НКВД СССР, где получил назначение в Минск, куда и прибыл в середине мая 1941 года. Он был направлен на стройку аэродрома для тяжёлых бомбардировщиков.

С апреля по июль 1941 года — старший прораб на строительстве автодороги Москва — Минск.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Алексея Николаева отправили в подмосковное Голицыно, где разместилась база управления строительства дороги Москва-Минск. Все работы по аэродрому были остановлены. Главной задачей в тот момент было строительство автодороги Москва-Куйбышев, для дублирования ж/д перевозок в случае разрушения отдельных участков железных дорог.

С июля 1941 по 1942 год — главный инженер дорожно-строительного района на строительстве автодороги Москва — Куйбышев.

1942—1943 — начальник строительства моста через реку Цна (Пензенская область), для переброски тяжёлой техники и военных подразделений резерва РККА в район Курско-Орловской дуги.

1943—1953 — главный инженер, начальник дорожно-строительного района управления № 4 Гушосдора.

1953—1954 — начальник производственного отдела Главдорстроя.

1954—1955 — заместитель директора СоюздорНИИ.

1956—1957 — начальник Главдорстроя.

1957—1961 — начальник Главдорупра.

1961—1969 — первый заместитель министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

С 1969 по 1985 — Министр автомобильных дорог РСФСР.

За период его деятельности были построены важнейшие автомагистрали: Москва-Ярославль, Вологда-Ленинград, Горький-Киров-Сыктывкар, Москва-Рига, Москва-Волгоград-Астрахань, Ленинград-Петрозаводск-Мурманск, автомобильные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке.

Всего, за период 25-летнего руководства А.А.Николаева дорожной отраслью были построены 23 тысячи постоянных мостов общей протяженностью 908 километров, более 200 тыс. километров автомобильных дорог, связавших Москву с подавляющим большинством областных центров, а также с 1682 районными центрами и 21 736 крупными сельскими населёнными пунктами.

А.А.Николаев был организатором крупнейших реформ в дорожном хозяйстве, таких как перевод строительства и ремонта дорог на внебюджетное финансирование за счет дорожных сборов, выделение дорожного хозяйства в отдельную народно-хозяйственную отрасль с созданием Министерства автомобильных дорог России.

Под его руководством были воспитаны тысячи профессионалов-дорожников высочайшей квалификации.
Связей с МАДИ Алексей Александрович никогда не терял, работал с профессорско-преподавательским составом, при реализации того или иного проекта.
Многие выпускники МАДИ после окончания института трудоустраивались в подразделения Минавтодора.

Награды А.А.Николаева:
- два ордена Ленина (1971, 1981 гг.),

- орден Октябрьской Революции (1984 г.),

- два ордена Трудового Красного Знамени (1966, 1974 гг.),

- два ордена «Знак Почёта» (1944, 1956 гг.),

- медаль «50 лет Монгольской Народной Республике»

Московскому автомобильно-дорожному техникуму 8 апреля 1988 года присвоено имя Алексея Александровича Николаева.

8 апреля 2004 года на здании Росавтодора в Москве открыта мемориальная доска Первому Министру автомобильных дорог РСФСР А. А. Николаеву.

 

В 2010 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Виктора Костылева, посвященная А. А. Николаеву.

В 2017 году Федеральное дорожное агентство учредило медаль имени министра транспорта А. А. Николаева, вручаемую за выдающиеся достижения в дорожно-строительной отрасли.

Стихотворные строчки, написанные Алексеем Александровичем — завет всем новым поколениям дорожников:

Завиден мой удел —
Дороги строил я.
Другого не хотел…

Достройте их, друзья!