Полосин-Никитин Серафим Михайлович


Серафим Михайлович родился в 1907 году в г.Мичуринске, Тамбовской губернии.
После окончания средней школы, поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).
Несмотря на полученную железнодорожную специальность в МИИТе и опыт работы на строительстве крупной железнодорожной магистрали в Северо-Кавказском регионе, через год Серафим Михайлович был направлен на учебу в аспирантуру.
В 1934 г. в МАДИ была успешно защищена кандидатская диссертация первым аспирантом С.М. Полосиным-Никитиным, и этот день защиты первой диссертации вписал первую строку в истории МАДИ в деле подготовки молодых научных кадров.

Затем, Серафим Михайлович решает остаться в МАДИ и посвящает себя научной и педагогической деятельности в области механизации дорожного строительства.

К началу Великой Отечественной войны Полосин-Никитин был квалифицированным инженером и талантливым учёным и ему было суждено пройти всю войну.

В августе 1941 г. Серафим Михайлович добровольцем уходит на фронт. Свой боевой путь он проходил в 6-м военно-дорожном управлении Западного, а затем 3-го Украинского фронта.
В конце декабря 1944 г. в Венгрии неустойчивый режим реки Дунай и длительный непрерывный ледоход (свыше 15 дней) вывели из строя все временные мосты в зоне действия войск 3-го Украинского фронта. Ледоход нарушал работу паромных переправ в городах Байя и Пакш.

Для обеспечения нормального снабжения боеприпасами войск фронта, находящихся на правом берегу реки Дунай, Военный совет 3-го Украинского фронта принял решение построить в городе Байя подвесную канатную дорогу и бензопровод через реку Дунай. Это строительство было поручено 6-му военно-дорожному управлению фронта, начальником отдела механизации и ремонта которого был инженер-майор С.М.Полосин-Никитин.  
Строительство началось 10 января 1945 года. Для установки промежуточных опор использовались каменные быки, оставшиеся от разрушенного железнодорожного моста. Приводная и натяжная станции были установлены на насыпях железной дороги в 20–25 м от береговых опор бывшего моста. Всего через неделю 18 января строительство было закончено. Общая длина подвесной канатной дороги составила 620 м. Дорога имела пять пролетов, максимальный – в 150 м (между 3-й и 4-й опорами). Диаметр несущего троса – 30 мм, грузоподъемность подвесной тележки – 250–300 кг. Конструкцию оборудовали телефонной связью и световой сигнализацией.

Нужные фронту боеприпасы и бензин пошли потоком. Производительность дороги составила до 800 т в сутки при 20-часовой работе. Военные дорожники доказали, что они могут строить дороги и в воздухе.
После Великой Отечественной войны Серафим Михайлович возвращается в МАДИ, на преподавательскую работу и через ряд лет становится профессором кафедры «Дорожно-строительных машин».

Профессор С.М. Полосин-Никитин отличался огромной работоспособностью. Им написано более 15 учебников и учебных пособий; он является создателем важнейшего раздела дисциплины «Технология и организация строительства автомобильных дорог».

С.М.Полосин-Никитин более 25 лет публиковал в институтской газете «За автомобильно-дорожные кадры» свои воспоминания о ратном подвиге вверенного ему дорожного подразделения Красной Армии освобождавшем Венгрию: о военных дорогах, автомобилях, о женщинах-военных и последних днях войны.

Серафим Михайлович имел награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной Войны 
II степени, ряд медалей, в т.ч. боевая медаль «За взятие Будапешта».


1