«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (73), июнь 2023
Содержание
Оптимизация состава стабилизирующей целлюлозосодержащей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона
Авторы:
Дмитрий Андреевич Ястремский, кандидат технических наук, ассистент, ТИУ. yaster.dmitry@yandex.ru, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Татьяна Николаевна Абайдуллина, кандидат технических наук, доцент ТИУ, tn28@mail.ru, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Александр Иванович Кудяков, доктор технических наук, профессор ТГАСУ, kudyakow@mail.tomsknet.ru, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Россия
Аннотация
Создание долговечных дорожных покрытий во многом зависит от правильного подбора состава асфальтобетона с учётом качества применяемых материалов и добавок. Традиционные методы подбора являются достаточно трудоёмкими за счёт большого количества испытаний и длительности их проведения, что влечёт за собой высокий расход материалов. Для совершенствования данных процессов и сокращения времени проектирования состава модифицированного щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенного качества авторы предлагают в представленной работе результаты своих исследований по использованию метода математического планирования в ходе эксперимента по оптимизации состава стабилизирующей целлюлозосодержащей добавки (СЦД) для щебеночно-мастичного асфальтобетона. В качестве исходных материалов для изготовления добавки (СЦД) использовались: целлюлозное волокно, резиновый порошок, полученный после измельчения использованных покрышек грузовых автомобилей, и вязкий нефтяной битум. С использованием разработанной авторами добавки, включающей 90 % волокна целлюлозы длиной до 2 мм, 5 % резинового порошка с диаметром частиц до 0,5 мм и 5 % битума марки БНД 100/130, получен щебеночно-мастичный асфальтобетон с прочностью на сжатие 1,7 МПа при температуре 50 оС, водонасыщением 1,64 % и стеканием битумного вяжущего 0,12 %.
Ключевые слова: щебеночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая целлюлозосодержащая добавка, целлюлозное волокно, резиновый порошок, битум, оптимизация состава.
Список литературы
1. Гладких, В. А. Стойкость сероасфальтобетонов к образованию колеи / В. А. Гладких, Е. В. Ко-ролев, Д. Л. Хусид // Вестник МГСУ. – 2016. – № 12. – С. 70-78. – DOI 10.22227/1997-0935.2016.12.70-78. – EDN XEJGMZ.2. Симакова, А. С. Управление процессами ран-него структурообразования дорожного бетона / А. С. Симакова, Д. Ю. Логинов // Перспекти-вы развития фундаментальных наук : сборник научных трудов XVIII Международной конфе-ренции студентов, аспирантов и молодых уче-ных. В 7-ми томах, Томск, 27–30 апреля 2021 года / под редакцией И.А. Курзиной, Г.А. Во-роновой. Том 6. – Томск: Национальный ис-следовательский Томский политехнический университет, 2021. – С. 83-85. – EDN WPOAHN.
3. Ядыкина, В. В. Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона на ос-нове отходов целлюлозно-бумажной про-мышленности / В. В. Ядыкина, С. С. Тоболенко, А. И. Траутваин // Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2015. – № 2(674). – С. 31-36. – EDN RZHWCF.
4. Хасанов, Н. М. Применение природного воллaстонита в качестве армирующей и ста-билизирующей добавки в составе ЩМА / Н. М. Хасанов, Р. Х. Сайрахмонов, М. А. Су-лейманова // Вестник гражданских инжене-ров. – 2016. – № 3(56). – С. 181-186. – EDN WHFEDN.
5. Splittmastixasphalt: Leitfaden / K.H. Kolb [und and.]; Deutscher Asphaltverband (DAV). – 2000. –27 s.
6. Леонович, И. И. Анализ причин возникнове-ния трещин в дорожных покрытиях и крите-рии их трещиностойкости / И. И. Леонович, И. С. Мельникова // Строительная наука и тех-ника. – 2011. – № 4. – С. 37–41.
7. Ястремский, Д. А. Исследование битумного вяжущего со стабилизирующими добавками методами инфракрасной спектроскопии и рентгеноспектрального анализа / Д. А. Ястрем-ский // Вестник Белгородского государствен-ного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2020. – № 11. – С. 24-31. – DOI 10.34031/2071-7318-2020-5-11-24-31. – EDN UVOBWD.
8. Руденский, А. В. Для всех климатических зон. Композиционные резинобитумные материалы широкого применения / А. В. Руденский, Н. В. Смирнов // Дороги России XXI века. – 2002. – № 3. – С. 86–88.
9. Повышение качества нефтяных битумов путем модификации продуктами переработки из-ношенных автомобильных шин / П. С. Беляев, О. Г. Маликов, М. В. Забавников, А. Р. Соколов // Вестник Тамбовского государственного тех-нического университета. – 2003. – Т. 9, № 1. – С. 63-69. – EDN PWWTTR.
10. Духовный, Г. С. Эффективность применения резинобитумного вяжущего при устройстве асфальтобетонных покрытий / Г. С. Духовный, А. В. Сачкова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2014. – № 2(34). – С. 19-23. – EDN SEFJRL.
11. Хафизов, Э. Р. Повышение качества дорожных покрытий путем введения в щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь добавок резиновой крошки / Э. Р. Хафизов, Д. Ю. Се-менов // Известия Казанского государственно-го архитектурно-строительного университета. – 2017. – № 2(40). – С. 305-311. – EDN YQQQWP.
12. Руденская, И. М. Нефтяные битумы / И. М. Ру-денская. – Москва : Высшая школа, 1964. – 44 с.
13. Руденский, А. В. Применение резиновой крошки для повышения качества дорожных битумов и асфальтобетонов / А. В. Руденский, А. С. Хромов, В. А. Марьев // Дороги России XXI века. – 2004. – № 5. – С. 62-71. – EDN UKXJYJ.
14. Кудяков, А. И. Цементные композиции с ком-плексными модифицирующими добавками на основе водного раствора глиоксаля / А. И. Ку-дяков, А. С. Симакова, А. Б. Стешенко // Вест-ник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2021. – Т. 18, № 6(82). – С. 760-771. – DOI 10.26518/2071-7296-2021-18-6-760-771. – EDN NNPNKI.
15. Казарян, С. О. Щебеночно-мастичные асфаль-тобетоны, модифицированные пористыми порошковыми материалами : специальность 05.23.05 «Строительные материалы и изделия»: диссертация на соискание ученой степе-ни кандидата технических наук / Казарян Сам-вел Оганесович ; . Волгогр. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2018. – 158 с. 16. Кравченко, С. Е. Новые подходы к оценке усталостной долговечности асфальтобетона / С. Е. Кравченко // Инновации в технике и тех-нологии дорожно-строительного комплекса : материалы Республиканской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Минск, 10-11 апреля 2014 г. / редколл. А. В.Бусел [и др.]. – Минск : БНТУ, 2014. – С. 29-33.
17. Кравченко, С. Е. Лабораторная оценка и про-гнозирование срока службы дорожных покры-тий из ЭМС по критерию усталостной повре-ждаемости / С. Е. Кравченко, П. В. Вавилов, А. Е. Голятин // Автомобильные дороги и мо-сты. – 2013. – № 1(11). – С. 29–33.
Анализ систем нивелирования, используемых на дорожно- строительной технике при выполнении работ по строительству элементов автомобильных дорог
Авторы:
Сергей Валериевич Кулинцев, магистрант МАДИ. vuts@madi.ru
Наталья Константиновна Тагиева, кандидат технических наук, доцент кафедры «Дорожно-строительные машины» МАДИ, natagie@mail.ru
Сергей Алексеевич Абрамов, кандидат технических наук, доцент Военного учебного центра при МАДИ, vuts@madi.ru
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россияергей Вячеслав
Виктория Вячеславовна Казакова, магистр, менеджер-координатор ООО «НАК МАШИНЕРИ», sakaralonis@yandex.ru
ООО «НАК МАШИНЕРИ», Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается проблема строительства элементов автомобильных дорог с.
использованием современных информационных технологий. При строительстве и ремонте дорожной сети, с
учетом использования новых технологий, возникает вопрос о совершенствовании системы управления
рабочим оборудованием строительной техники для формирования качественных параметров элементов
автомобильных дорог. Современные требования к качеству автомобильных дорог ведут к необходимости
постоянной модернизации дорожно-строительной техники и систем автоматизации, применяемых в
дорожном строительстве. Итоговое качество дороги во многом определяется точностью соответствия
дорожно-строительных работ требуемым проектным показателям. Применение в конструкции дорожно-
строительной техники современных систем автоматизации позволяет достичь требуемых показателей
качества дорожного полотна и повысить эффективность производственного процесса. Наиболее
перспективными системами с высокими показателями эффективности являются системы нивелирования,
которые помогают решить проблему неровности при строительстве элементов автомобильных дорог.
Системы нивелирования или системы автоматизации управления дорожно-строительной техникой
предназначены для поддержания рабочего органа, например, отвала землеройной машины,
соответствующем проекту строительства.
Ключевые слова: система нивелирования, индикаторные лазерные системы, ультразвуковые системы,.
дорожно-строительные работы.
Список литературы
1. Баловнев, В. И. Задача создания систем интеллектуальной дорожно-строительной техники / В. И. Баловнев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2012. – № 4(63). – С. 1-3. – EDN PIZHAT.
2. Баловнев, В. И. Интеллектуализация строительной техники – важный фактор повышения качества и сокращения криминализации работ / В. И. Баловнев // Механизация строительства. – 2012. – № 11(821). – С. 8-10. – EDN PEWNBJ.
3. Дмитриев, В. А. Анализ систем нивелирования автогрейдеров с целью повышения производительности / В. А. Дмитриев, М. В. Скопцов // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2017. – № 1(60). – С. 65-70. – EDN XINBQX.
4. Дударев, Р. И. Системы автоматизации дорожно-строительных работ для автогрейдера / Р. И. Дударев // Молодежный научно-технический вестник. – 2017. – № 7. – С. 18. – EDN ZWIJWN.
5. Знобишев, С. В. Системы нивелирования для автогрейдеров / С. В. Знобишев, И. А. Мостиков // Строительные и дорожные машины. – 2008. – № 4. – С. 13-18. – EDN ISDSMP.
6. Корнеев, А. А. Сравнительный анализ компонентной базы систем нивелирования дорожно-строительных машин / А. А. Корнеев, В. П. Павлов // Проблемы и инновации в области механизации и технологий в строительных и дорожных отраслях. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 58-61. – EDN XSAIJB.
7. Пикалов, А. С. Использование системы 3D нивелирования icon Leica geosystems при работах по планировке основной площадки земляного полотна / А. С. Пикалов, Д. В. Величко, А. А. Севостьянов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2017. – № 1-2. – С. 37-40. – EDN ZEKGQN.
8. Пугин, К. Г. Проблемы оснащения Отечественной техники системами нивелирования / К. Г. Пугин, У. А. Пираматов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2017. – № 12-2. – С. 282-289. – EDN ZXHAGD.
9. Романенко, И. И. Автоматизация дорожно-строительных работ при применении информационных систем и 3D моделей / И. И. Романенко // Инженерный вестник Дона. – 2019. – № 1(52). – С. 180. – EDN PPZFIN.
10. Сиухин, А. А. Разработка системы нивелирования для строительной техники / А. А. Сиухин, А. Е. Архипов // Решение. – 2017. – Т. 1. – С. 326-328. – EDN YMSHTO.
Анализ текущих научных решений в области энергоэффективности подключенных высокоавтоматизированных автотранспортных средств
Авторы:
Александр Борисович Кудрин, аспирант МАДИ, a.koudrin@outlook.com
Сергей Сергеевич Шадрин, д-р техн. наук, профессор МАДИ, shadrin@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-2606-9984
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация
В настоящее время ведутся активные исследования в области оптимизации маршрута движения автотранспортных средств по дорогам общего пользования. Одними из направлений таких исследований являются уменьшение расхода топлива автотранспортного средства и оптимизация траектории движения по маршруту. Сегодня существуют работоспособные системы помощи, которые дают водителю своевременные рекомендации по корректировке режима движения, но как обстоят дела с высокоавтоматизированными подключенными автотранспортными средствами? В статье рассмотрены результаты последних исследований в области энергоэффективности автономных подключенных автотранспортных средств. Проанализированы различные сценарии режимов движения: регулируемые перекрёстки, скоростные шоссе, участки дорог с переменным рельефом местности; системы энергоэффективности грузовых и легковых транспортных средств; модели энергоэффективного управления для силовых установок бензиновых, дизельных, гибридных и электрических типов. Рассмотренные разработки тестировались в транспортном потоке с различными уровнями автоматизации и плотности. Описаны текущие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию систем энергоэффективного управления и предложены пути их решения. Представлен обзор последних новинок западного мира в области V2X и IoT, и описаны перспективы внедрения рассмотренных технологий. Проведённый авторами анализ показал, что необходимо вести работу в области комплексного подхода к энергоэффективности подключенных автоматизированных автотранспортных средств независимо от их силовой установки, режимов и условий эксплуатации.
Ключевые слова: автомобиль, высокоавтоматизированный транспорт, автономный транспорт, энергоэффективность, расход топлива, экономия топлива, экономия энергии, V2X.
Список литературы
1. Иванов, А. М. Перспективы развития интеллектуальных бортовых систем автотранспортных средств в Российской Федерации / А. М. Иванов, А. Н. Солнцев // Журнал автомобильных инженеров. – 2010. – № 6(65). – С. 14-19. – EDN SNGLYH.
2. Can Autonomous Vehicles Save Fuel? Findings from Field Experiments / L. Zhang, T. Zhang, K. Peng, X. Zhao, Z. Xu // Journal of Advanced Transportation. – 2022. – Vol. 2022. – Art. No. 2631692. – DOI: 10.1155/2022/2631692.
3. Energy-Efficient Cooperative Adaptive Cruise Control with Receding Horizon of Traffic, Route Topology, and Traffic Light Information // N. Wikström, A. Parrilla, S. Jones, A. Grauers // SAE International Journal of Connected and Automated Vehicles. – 2019. – Vol. 2(2). – P. 87-98. – DOI: 10.4271/12-02-02-0006.
4. Trajectory Planning for Connected and Automated Vehicles: Cruising, Lane Changing, and Platooning / X. Liu, G. Zhao, N. Masoud, Q. Zhu // SAE International Journal of Connected and Automated Vehicles. – 2021. – Vol. 4(4). – P. 315-333. – DOI: 10.4271/12-04-04-0025.
5. Cooperative- and Eco-Driving: Impact on Fuel Consumption for Heavy Trucks on Hills / J. Hauenstein, J. C. Mertens, F. Diermeyer, A. Zimmermann // Electronics. −2021. – Vol. 10(19). – Art. No. 2373. − DOI: 10.3390/electronics10192373.
6. Шадрин, С. С. Радикальное повышение безопасности дорожного движения интегрированием автономных колесных транспортных средств в интеллектуальную транспортную среду / С. С. Шадрин, А. М. Иванов, К. Е. Карпухин // Вестник машиностроения. – 2018. – № 1. – С. 85-88. – EDN YNLWND.
7. Torque control strategy with V2X information for HEVs to minimize fuel consumption / Y. Okada, L.·Shunki, N.·Akihiro, T.·Kazuki, H.·Y. Yamasaki // Control Theory and Technology. − 2022. − Vol. 20. − P. 197-209. − DOI: 10.1007/s11768-022-00094-y.
8. Шадрин, С. С. Разработка методики оптимизации расхода топлива высокоавтоматизированных автотранспортных средств при движении по автомагистралям / С. С. Шадрин, В. А. Алексеев // Строительные и дорожные машины. – 2021. – № 9. – С. 44-49. – EDN RAZNLW.
9. Fuel Consumption and Traffic Emissions Evaluation of Mixed Traffic Flow with Connected Automated Vehicles at Multiple Traffic Scenarios / B. Zhao, Y. Lin, H. Haoand, Z. Yao // Journal of Advanced Transportation. – 2022. – Special Issue. – Art. No. 6345404. – DOI: 10.1155/2022/6345404.
10. Connected and Automated Driving in Snowy and Icy Conditions—Results of Four Field-Testing Activities Car-ried Out in Finland // I. Kotilainen, C. Händel, U. Hamid, L. Nykänen et al. // SAE International Journal of Con-nected and Automated Vehicles. – 2021. – Vol. 4(1). – P. 109-118 – DOI:10.4271/12-04-01-0009.
Инструментальное обеспечение исследований теплового состояния элементов гидропривода транспортно-технологических машин
Авторы:
Дмитрий Михайлович Бородин, специалист кафедры "Транспортные и технологические системы" ТИУ, borodindm@tyuiu.ru
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Аннотация
Статья посвящена вопросам выбора термодатчиков для мониторинга теплового состояния элементов гидропривода одноковшового экскаватора при использовании системы тепловой подготовки гидропривода. Изложен практический опыт использования различных температурных датчиков в процессе проведения экспериментов по тепловой подготовке гидропривода одноковшового экскаватора. Рассмотрены основные проблемы, возникавшие в процессе исследований при применении температурных датчиков различных типов, их преимущества и недостатки. Уделено внимание вопросам согласования температурных датчиков с устройствами усиления сигнала и приборами регистрации данных. Материал, изложенный в рамках статьи призван помочь исследователям, планирующим проведение температурных измерений, выбор наиболее подходящих средств измерения температуры узлов и агрегатов транспортно-технологических машин согласно поставленным задачам.
Ключевые слова: датчик температуры, мониторинг теплового состояния, гидропривод, тепловая подготовка, термочувствительный элемент, рабочая жидкость, средства измерения
Список литературы
1. Бородин, Д. М. Автоматизация системы тепловой подготовки гидропривода строительно-дорожных машин / Д. М. Бородин, В. В. Конев, Е. В. Половников // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 449-453. – EDN WBCXNX.
2. Оборудование для измерения температур в системах строительно-дорожных машин / Д. М. Бородин, С. В. Созонов, В. В. Конев, Е. В. Половников // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4-2. – С. 239-243. – EDN VVYJFJ.
3. Гуменник, А. И. Обзор средств измерения температуры / А. И. Гуменник, М. А. Кононов, С. А. Микаева // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2023. – № 2. – С. 85-94. – DOI 10.36652/0202-3350-2023-24-2-85-94. – EDN KEZEFH.
4. Махиянов, А. В. Классификация температурных датчиков / А. В. Махиянов, С. В. Ярмеев // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 10. – С. 582-584. – DOI 10.34755/IROK.2020.63.56.186. – EDN BDLBZP.
5. Макаренко, В. Новый датчик температуры с цифровым интерфейсом от компании Analog Devices / В. Макаренко // Компоненты и технологии. – 2020. – № 6(227). – С. 50-53. – EDN INFAPY.
6. Слепынский, Г. С. Применение дифференциальных термопар для измерений температуры в испытательном оборудовании / Г. С. Слепынский, В. М. Фуксов // Мир измерений. – 2022. – № 3. – С. 46-49. – EDN OGYZNO.
7. Захаров, А. В. Применение времяимпульсного преобразования в датчиках температуры с полупроводниковым чувствительным элементом / А. В. Захаров, И. В. Либкинд, Л. Е. Шахмейстер // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. – 2022. – № 1(39). – С. 38-46. – DOI 10.21685/2307-5538-2022-1-5. – EDN PRSJRY.
8. Линьков, Е. Датчик температуры на терморезисторе с протоколом DS1820 / Е. Линьков // Компоненты и технологии. – 2022. – № 11-12(255). – С. 20-23. – EDN TGZPVH.
9. Использование температурных датчиков при проведении экспериментальных исследований / И. Ю. Тюрин, В. Н. Соколов, А. И. Граф, А. С. Серебряков // Научное обозрение. – 2014. – № 3. – С. 106-108. – EDN SAYVNX.
10. Аладышкин, Б. В. Датчики: принцип действия, применение, способы подключения / Б. В. Аладышкин // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2015. – № 1. – С. 60-67. – EDN RKKRYF.
11. Патент № 2559227 Российская Федерация, МПК F02N 19/04. Система прогрева гидропривода СДМ с использованием малого гидробака : № 2014128725/06 : заявл. 11.07.2014 : опубл. 10.08.2015 / Мерданов Ш. М., Конев В. В., Карнаухов Н. Н., Созонов С. В. Половников Е. В.; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (ТюмГНГУ). – 6 с. : ил.
Исследование тиксотропных свойств дисперснонаполненных материалов, используемых при ремонте машин
Авторы:
Виталий Викторович Мухин, аспирант МАДИ, Vwin14@mail.ru
Наталья Ивановна Баурова, доктор технических наук, профессор, декан факультета дорожных и технологических машин МАДИ, nbaurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9529-2031
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация
Рассмотрены особенности определения тиксотропных свойств полимерных материалов, используемых при ремонте машин. Показаны основные проблемы определения данных свойств для дисперснонаполненных полимеров и используемые подходы. Представлены результаты экспериментальных исследований по определению тиксотропных свойств эпоксидного состава ЭД-20 с дисперсными наполнителями различных типов. Для проведения экспериментальных исследований выбраны наиболее распространенные при ремонте машин дисперсные наполнители – алюминиевая пудра ПАП 1 и углеродосодержащий порошок УГС 628-30. Рассмотрены основные технологические особенности и преимущества данных наполнителей. Знания тиксотропных свойств дисперсных наполнителей позволяют правильно подбирать концентрацию компонентов ремонтного состава и предотвращать технологические погрешности при нанесении материала на криволинейные и вертикальные поверхности. Показано, что при введении дисперсных наполнителей в эпоксидную смолу тиксотропные свойства состава меняются в зависимости от типа наполнителя. Определена скорость течения образцов, установлено, что тиксотропные свойства составов с содержанием алюминиевой пудры выше, чем составов с содержанием углеродосодержащего порошка. При этом различие тиксотропных свойств полимерных материалов с содержанием алюминиевой пудры и углеродосодержащего порошка невелико, что позволяет использовать оба наполнителя и обеспечивает выполнение необходимых требований к ремонтному составу.
Ключевые слова: дисперсные наполнители, тиксотропные свойства, алюминиевая пудра, углеродосодержащий порошок
Список литературы
1. Гриб, В. В. Определение ресурса деталей машин, изготовленных из полимерных композиционных материалов, по совокупности показателей / В. В. Гриб, В. А. Зорин, Н. И. Баурова // Все материалы. Энциклопедический справочник. – 2018. – № 4. – С. 13-19. – EDN YWRMBQ.
2. Серегин, Д. В. Применение полимерных покрытий для коррозионной защиты элементов дорожно-строительных машин / Д. В. Серегин, В. А. Зорин // Строительные и дорожные машины. – 2020. – № 9. – С. 15-21. – EDN PNGQFW.
3. Маренков, И. Г. Оценка влияния условий нанесения пропитывающих составов на эксплуатационные свойства неметаллических элементов пневматической подвески машин / И. Г. Маренков, Н. И. Баурова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 2(65). – С. 37-43. – EDN GJEFHH.
4. Волков, В.А. Выдающиеся химики мира / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова. – Москва : Высшая школа, 1991. – 656 с.
5. Кирсанов, Е. А. Неньютоновское поведение структурированных систем / Е. А. Кирсанов, В. Н. Матвеенко. – Москва : Рекламно-издательский центр "ТЕХНОСФЕРА", 2016. – 384 с. – (Мир химии). – ISBN 978-5-94836-461-2. – EDN UMXMIE.
6. Габышева, В. А. Исследование тиксотропных свойств кремнийорганических герметиков, используемых при ремонте машин / В. А. Габышева // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 10. – С. 44-47. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-10-44-47. – EDN DOWBWW.
7. Петрова, А. П. Клеи, клеевые связующие и клеевые препреги / А. П. Петрова, Г. В. Малышева. – Москва : Отпечатано в ООО «ЭйПиСиПаблишинг», 2017. – 472 с. – ISBN 978-5-905217-16-6. – EDN NSFNWD.
8. Мухин, В. В. Методика оценки свойств эпоксидных композиционных материалов, работающих во влажной среде / В. В. Мухин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2022. – № 7. – С. 35-39. – DOI 10.31044/1684-2561-2022-0-7-35-39. – EDN ZAQXKD.
9. Карташова, В. В. Контроль качества полимерных покрытий для рабочего оборудования дорожных машин / В. В. Карташова, Е. А. Косенко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 3. – С. 16-19. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-3-16-19. – EDN BDMPCQ.
10. Косенко, Е. А. Методы неразрушающего контроля изделий машиностроения, изготовленных из полимерных композиционных материалов (обзор) / Е. А. Косенко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 1. – С. 12-17. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-1-12-17. – EDN BLTUSQ.
Обоснование параметров вибрационного пневмошинного катка для уплотнения грунтов при строительстве автодорог
Авторы:
Сергей Валерьевич Савельев, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Эксплуатация нефтегазовой и строительной техники» СибАДИ, saveliev_sergval@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4034-2457
Юлия Сергеевна Сачук, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация нефтегазовой и строительной техники» СибАДИ, u.s.sachuk@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-9228-586X
Роман Евгеньевич Литовченко, студент СибАДИ, rljob@bk.ru, https://orcid.org/0009-0004-0916-4586
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск, Россия
Аннотация
При устройстве земляной насыпи автодороги важным технологическим процессом, который обеспечивает прочность, устойчивость и стабильность конструкции, является операция уплотнения. Несмотря на то, что стоимость этого процесса несоизмеримо мала по отношению к общей стоимости строительства, качественное уплотнение может увеличить срок службы конструкции и сократить стоимость содержания автомобильной дороги. Уплотняются грунты катками с жесткими металлическими вальцами и пневмошинами. Пневматические шины обеспечивают оптимальные контактные напряжения в уплотняемом грунте за счёт изменения внутреннего давления воздуха с учётом текущих прочностных характеристик обрабатываемого грунтового слоя. Эластичность пневматических шин обеспечивает равномерное распределение напряжений на поверхности грунта. В статье приводится анализ работы вибрационного пневмошинного катка при уплотнении грунта на примере суглинка. Представлены результаты исследований по определению величины вынуждающей силы вибровозбудителя и частоты его колебаний в зависимости от жесткости пневмовальца и текущего коэффициента уплотнения грунта. В результате определены основные параметры вибрационного пневмошинного катка на различных этапах уплотнения: площадь контакта рабочего органа с грунтом, жёсткость рабочего органа, коэффициент вязкого трения рабочего органа, частота колебаний вибровозбудителя. Эффективность вибрационных катков на пневматических шинах во многом зависит от выбора этих параметров. Учёт предложенных результатов исследований позволит сократить продолжительность процесса уплотнения и улучшить технико-экономические показатели работы комплекта строительных машин.
Ключевые слова: уплотнение грунта, площадь контакта пневмошинного рабочего органа катка с грунтом, жёсткость вальца, коэффициент вязкого трения вальца, частота колебаний вибровозбудителя
Список литературы
1. Определение параметров и режимов уплотнения дорожных катков : учебное пособие / Г. В. Кустарев, В. И. Баловнев, Р. Г. Данилов, С. А. Павлов. – Москва : МАДИ, 2022. – 142 с. – EDN TNBMSI.
2. Mooney, М. А. Intelligent Soil Compaction Systems / M. A. Mooney, R. V. Rinchart, N. W. Facas, O. M. Musimbi, P. R. Vennapusa, D. J. White // NCHRP Report 676. −Washington, D. C. : The National Academies Press., 2010.− 165 p.
3. SAKAI : GW750-2. – URL: https://www.sakainet.co.jp/en/products/asphalt_roller/gw750.html (дата обращения 20.02.2023)
4. Дубровин, А. Е. Методика выбора основных параметров пневмовиброкатка / А. Е. Дубровин, К. П. Севров // Исследование параметров и расчеты дорожно-строительных машин. – Саратов : СПИ, 1970. – С. 47-50. – (Научные труды ; вып. 44).
5. Патент № 2784266 Российская Федерация, МПК: E01C 19/27. Система регулирования жесткости вальца дорожного катка : № 2022111454 : заявл. 27.04.2022 : опуб. 23.11.2022 / Савельев С. В.; Иванова Ю. П. ; заявитель ФБГОУ ВО «СибАДИ». – 6 с. : ил.
6. Кустарев, Г. В. Особенности формирования программного продукта выбора вибрационных катков / Г. В. Кустарев, В. И. Баловнев, Р. Г. Данилов // Строительные и дорожные машины. – 2017. – № 6. – С. 36-41. – EDN KXPMJF.
7. Тюремнов, И. С. Моделирование взаимодействия виброплиты с поверхностью грунта / И. С. Тюремнов, С. С. Ефимов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2022. – № 4. – С. 30-41. – DOI 10.15593/perm.mech/2022.4.04. – EDN GZMKED.
8. Mikheev, V. V. Modelling of deformation process for the layer of elastoviscoplastic media under surface action of periodic force of arbitrary type / V. V. Mikheev, S. V. Saveliev // Journal of Physics: Conference Series, Omsk, 14–16 ноября 2017 года. Vol. 944. – Omsk: Institute of Physics Publishing, 2018. – P. 012079. – DOI 10.1088/1742-6596/944/1/012079. – EDN XXNXUD.
9. Тюремнов, И. С. Моделирование отображения различных режимов колебаний вальца системами непрерывного контроля уплотнения грунта вибрационными катками / И. С. Тюремнов, А. С. Морев // Пром-Инжиниринг : труды VII всероссийской научно-технической конференции, Москва, Челябинск, Новочеркасск, Волгоград, Сочи, 17–21 мая 2021 года. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. – С. 38-42. – EDN IOUXVE.
10. Калужский, Я. А. Уплотнение земляного полотна и дорожных одежд / Я. А. Калужский, О. Т. Батраков. – Москва : Транспорт, 1970.– 158 с.
11. Хархута, Н. Я. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог/ Н. Я. Хархута, Ю. М. Васильев. – Москва : Транспорт, 1975 – 285 с.
12. Tyuremnov, I. S. Simulation of Different Vibration Modes of a Drum in Continuous Compaction Control Systems of Soil by Vibratory Rollers / I. S. Tyuremnov, A. S. Morev // Lecture Notes in Mechanical Engineering. – 2022. – P. 469-476. – DOI 10.1007/978-3-030-85233-7_57. – EDN WPYUHU.
13. Иванченко, С. Н. Разработка технологий уплотнения дорожных асфальтобетонных смесей и грунтов при исследовании их реологических свойств / С. Н. Иванченко, С. В. Носов. – Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2020. – 217 с. – ISBN 978-5-7389-3202-1. – EDN ZJJBXM.
14. Марсов, В. И. Использование инновационных технологий для уплотнения грунтов / В. И. Марсов, Е. В. Марсова, А. В. Илюхин. – Москва : МАДИ, 2021. – 112 с. – EDN ZJLAZE.
15. Пермяков В. Б. Комплексная механизация строительства : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Строительство" и специальностям "Механизация и автоматизация строительства", "Автомобильные дороги и аэродромы", "Промышленное и гражданское строительство" / В.Б. Пермяков. – Москва : Высшая школа, 2005. – 383 с.
16. Сачук, Ю. С. Организация работы транспортно-технологических средств и комплексов при строительстве объектов транспортной инфраструктуры : учебно-методическое пособие / Ю. С. Сачук, И. К. Потеряев, А. Ю. Сачук ; Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)». – Омск : СибАДИ, 2022. – 119 с. – EDN CCKWCC.
17. Жулай, В. А. Экономическое обоснование формирования комплектов машин для производства асфальтобетонных работ в дорожном строительстве / В. А. Жулай, Ю. Н. Спасибухов, А. Н. Щиенко // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. – 2022. – № 1(20). – С. 99-105. – DOI 10.36622/VSTU.2022.81.12.010. – EDN LVLSEW.
Прогнозирование потребности в техническом обслуживании и ремонте экскаваторов, работающих в условиях эксплуатации во Вьетнаме
Авторы:
Зорин Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин», МАДИ, madi-dm@list.ru
Ву Нгок Ан, аспирант, МАДИ, vungocan2101@gmail.com
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Ле Чонг Туан, кандидат технических наук, Вьетнамский государственный технический университет им. Ле Куй Дона, г. Ханой, Вьетнам, letuan8585@gmail.com
Вьетнамский государственный технический университет им. Ле Куй Дона, г. Ханой, Вьетнам
Аннотация
Прогнозирование программы технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин является актуальной проблемой. В данной статье представлена методика прогнозирования годовой программы по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин, работающих в различных регионах Вьетнама, с учетом особенностей условий эксплуатации. С использованием метода экспертной оценки разработана методика оценки некоторых параметров надежности дорожно-строительных машин, а также анализа влияния факторов, связанных с условиями организации эксплуатации, системами технического обслуживания и ремонта и природно-географическими факторами, на надежность дорожно-строительных машин, работающих в условиях эксплуатации Вьетнама.
Ключевые слова: техническое обслуживание и ремонт, дорожно-строительные машины, экспертная оценка, надежность, обобщённый коэффициент
Список литературы
1. Альшанская, А. А. Экспертное оценивание факторов повышения надежности механического оборудования карьерных экскаваторов / А. А. Альшанская, С. В. Доронин, В. А. Тюменцев // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. – 2023. – № 19. – С. 155-160. – DOI 10.26160/2658-3305-2023-19-155-160. – EDN GOJSHR.
2. Бешелев, С. Д. Экспертные оценки в принятии плановых оценок / С. Д. Бешелев. – Москва : Экономика, 1976. – 79 с.
3. Волков, В. Ю. Повышение достоверности групповой оценки мнений экспертов при формировании экспертного заключения / В. Ю. Волков, В. В. Волкова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2021. – № 9. – С. 166-169. – DOI 10.24412/2071-6168-2021-9-166-169. – EDN XJNOCE.
4. Ву Нгок, А. Формирование системы центров обеспечения работоспособности дорожно-строительных машин / А. Ву Нгок, В. А. Зорин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2022. – № 3. – С. 42-44. – EDN UGBGBO.
5. Гальперин, А. С. Прогнозирование числа ремонтов машин / А. С. Гальперин, И. В Шипков. – Москва : Машиностроение, 1973. – 112 с.
6. Головин, С. Ф. Основы формирования программ технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин : учебное пособие / С. Ф. Головин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : МАДИ, 2021. – 128 с. – EDN TELQNA.
7. Дехтеринский, Л. В. Концентрация и специализация ремонтного производства: учебное пособие / Л. В. Дехтеринский, В. И. Карагодин. – Москва : МАДИ, 1980. – 82 с.
8. Зорин В. А. Надежность механических систем : учебник / В. А. Зорин. – Москва : Инфра-М, 2021. – 379 с.
9. Зорин, В. А. Оценка надежности дорожных машин, работающих в тропических условиях / В. А. Зорин, Ч. Т. Ле // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 45-49. – DOI 10.22281/2413-9920-2019-05-01-45-49. – EDN KYRTQX.
10. Карагодин, В.И. Исследование некоторых вопросов методологии проектирования сети предприятий по капитальному ремонту дорожных строительных машин: специальность 05.05.04 : на соискание ученой степени кандидата технических наук / Карагодин Виктор Иванович ; МАДИ. – Москва, 1975. – 147с.
11. Колясинский, Б.С. Исследование некоторых теоретических вопросов проектирования сборочных цехов предприятий по ремонту дорожных-строительных машин: специальность 05.00.00 : на соискание ученой степени кандидата технических наук / Колясинский Болеслав Станиславович ; МАДИ. – Москва, 1972. – 168 с.
12. Мокин, Д. Г. Выбор демпфирующего элемента механической ноги машины для ликвидации последствий аварий / Д. Г. Мокин, А. Г. Черенков // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2021. – № 12. – С. 441-447. – DOI 10.24412/2071-6168-2021-12-441-449. – EDN EDPKDK.
13. Тимофеев, В. Д. Применение передвижной авторемонтной мастерской в отдаленных районах Омской области / В. Д. Тимофеев, А. В. Скрипка, И. В. Старков // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). – 2022. – № 1(41). – С. 63-69. – EDN CJLTVY.
14. Уточнение инженерной методики оценки скорости износа элементов рабочих органов экскаваторов / И. В. Гадолина, П. А. Побегайло, Д. Ю. Крицкий, Л. Папич // Надежность. – 2019. – Т. 19, № 1(68). – С. 18-23. – EDN VWAEGV.
15. Чеботарев, М. И. Экспертный метод факторного анализа эксплуатационной надежности зерноуборочных комбайнов / М. И. Чеботарев, Б. Ф. Тарасенко, Е. А. Шапиро // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2018. – № 136. – С. 71-86. – DOI 10.21515/1990-4665-136-006. – EDN YPPSNS.
Использование коэффициента конфликтности для прогнозирования аварийности на дорогах общего пользования
Авторы:
Андрей Игоревич Воробьев, кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, andrey552@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1890-6033
Олег Игоревич Максимычев, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматизированные системы управления» МАДИ, maksimychev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6686-5152
Александр Викторович Замыцких, ассистент кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, zamytskih@yandex.ru
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация
В статье представлены теоретические подходы к разработке методики прогнозирования фактов возникновения дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования, с использованием коэффициента конфликтности. Коэффициент конфликтности рассчитывается в реальном времени при взаимодействии двух и более транспортных средств в рамках одной дорожной сцены, а также учитывает влияние окружающих факторов на транспортные средства. Важным преимуществом использования методики прогнозирования возникновения дорожно-транспортных происшествий на основе коэффициента конфликтности является возможность его использования в реальном или прогнозном времени. Прогнозирование возникновения дорожно-транспортных происшествий в реальном времени позволяет предпринимать превентивные меры для их предотвращения, а также проводить сравнительную оценку различных участков улично-дорожной сети с точки зрения безопасности в реальном времени. Описанная в статье методика может использоваться, в том числе для комплексной оценки безопасности различных участков улично-дорожной сети. Также имеется возможность применения методики при создании алгоритмов управления высокоавтоматизированными транспортными средствами и при создании перспективных интеллектуальных транспортных систем.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, социальный транспортный риск, безопасность дорожного движения, расчёт конфликтности автотранспортного потока, расчёт аварийности
Список литературы
1. Determination of the Coefficient Conflict of Traffic Flow in Real Time by Means of Intelligent Transport Systems / S. V. Zhankaziev, M. V. Gavrilyuk, A. V. Zamytskih, A. A. Zubkov, A. A. Koveshnikov // 2022 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, SOSG 2022 - Conference Proceedings, Moscow, 15–17 марта 2022 года. – Moscow, 2022. – DOI 10.1109/IEEECONF53456.2022.9744358. – EDN QBGSSI.
2. Солодкий, А. И. Повышение уровня обслуживания дорожного движения в крупных и средних городах России / А. И. Солодкий, Н. В. Черных // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 1(78). – С. 191-197. – DOI 10.23968/1999-5571-2020-17-1-191-197. – EDN CIASYT.
3. Yakupova, G. Identification of factors affecting the road traffic injury rate / G. Yakupova, P. Buyvol, V. Shepelev // Transportation Research Procedia : 14, Saint Petersburg, 21–24 октября 2020 года. – Saint Petersburg, 2020. – P. 735-742. – DOI 10.1016/j.trpro.2020.10.086. – EDN URSSBK.
4. Driving danger coefficient as a method of evaluating the driver's behavior in road traffic / V. Dronseyko, A. Pakhomova, E. Shalagina, M. Pletnev // Transportation Research Procedia, Saint Petersburg, 27–29 сентября 2018 года. Vol. 36. – Saint Petersburg: Elsevier B.V., 2018. – P. 129-134. – DOI 10.1016/j.trpro.2018.12.054. – EDN NLFDDP.
5. Zhankaziev, S. Current Trends of Road-traffic Infrastructure Development / S. Zhankaziev // Transportatioвесn Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 731-739. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.118. – EDN YVIGXH.
6. Кравченко, П. А. Терминологический и алгоритмический аспекты в проблеме обеспечения нулевой смертности на дорогах России / П. А. Кравченко, С. В. Жанказиев, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2020. – № 2(87). – С. 3-6. – EDN CSJHRD.
7. Scientific and methodological approaches to the development of a feasibility study for intelligent transportation systems / S. Zhankaziev, M. Gavrilyuk, D. Morozov, A. Zabudsky // Transportation Research Procedia, Saint Petersburg, 27–29 сентября 2018 года. Vol. 36. – Saint Petersburg: Elsevier B.V., 2018. – P. 841-847. – DOI 10.1016/j.trpro.2018.12.068. – EDN ZAGUUN.
8. Kurakina, E. Systemic indicators of road infrastructure at accident clusters / E. Kurakina, S. Evtiukov, G. Ginzburg // Architecture and Engineering. – 2020. – Vol. 5, No. 1. – P. 51-58. – DOI 10.23968/2500-0055-2020-5-1-51-58. – EDN USRPOZ.
9. Solodkiy, A. Cooperative ITS - A Strategic Way to Ensure Road Safety / A. Solodkiy, V. Yenokayev // Transportation Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 630-634. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.102. – EDN YVPEFF.
10. Кондратьев, В. Д. Методологические аспекты дальнейших мер по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации / В. Д. Кондратьев, В. В. Лисин // Дороги и мосты. – 2022. – № 2(48). – С. 221-238. – EDN VTUAFL.
Технология «Carpooling» как сервис интеллектуальных транспортных систем
Авторы:
Султан Владимирович Жанказиев, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, sultanv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1890-6033
Юлия Александровна Короткова, доктор технических наук, профессор, кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, yuliya_korotkova_1985@mail.ru
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается вопрос внедрения сервиса интеллектуальных транспортных систем (ИТС) по управлению мобильностью на примере технологии «Carpooling». Термин «Carpooling» означает совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. В рамках разработки данного сервиса представлен процесс организации технологии на базе цифровой модели дорожного движения (ЦМДД). Концепция пользовательского сервиса формируется исходя из предоставления права приоритетного проезда и предполагает государственный контроль. Важным фактором является обеспечение безопасности персональных данных потребителей. Потенциальным потребителям сервиса будет легче отказываться от личных автомобилей в пользу шеринговых транспортных средств благодаря экономической выгоде. В статье представлена логика функций агрегатора по работе с предлагаемым сервисом ИТС. Представлены данные социологического исследования потенциальных пользователей сервиса ИТС, которые свидетельствуют о высокой степени готовности водителей к использованию технологии «Carpooling». Данный вид сервиса имеет ряд преимуществ, которые позволят не только решать транспортные задачи взаимовыгодно для каждого пользователя, но и обеспечить эффективную работу городской инфраструктуры.
Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система (ИТС), сервисы ИТС, цифровая модель дорожного движения (ЦМДД), мобильность, технология «Carpooling», райдшеринг, каршеринг
Список литературы
1. Евсеева, А. И. Новая городская мобильность: тенденции развития транспортных систем / А. И. Евсеева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2016. – № 59. – С. 238-266. – EDN XIHEWF. .
2. Морозов, Д. Ю. Проектирование интеллектуальных транспортных систем / Д. Ю. Морозов, Р. Ф. Халилев // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 4(23). – С. 51. – EDN REPISK.
3. Гаврилюк, М. В. Внедрение сервиса платных полос на вылетных магистралях городов, как способ мобильности участников дорожного движения / М. В. Гаврилюк, Е. А. Шалагина, Н. В. Доленко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 2(20). – С. 15. – EDN CPEKIO.
4. Технические средства для организации и безопасности дорожного движения : учебник / С. В. Жанказиев, В. Я. Буйленко, Ю. А. Короткова [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Техполиграфцентр", 2022. – 208 с. – ISBN 978-5-94385-198-8. – EDN OVRBFK.
5. Zhankaziev, S. Current Trends of Road-traffic Infrastructure Development / S. Zhankaziev // Transportatioвесn Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 731-739. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.118. – EDN YVIGXH.
6. Булатова, О. Ю. Концепция реализации технологии V2X для повышения эффективности дорожного движения / О. Ю. Булатова // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 1(76). – С. 48-53. – DOI 10.33979/2073-7432-2022-76-1-48-53. – EDN YQUROE.
7. Мельникова, Т. Е. Вопросы обеспечения прав сторон при заключении и исполнении договора каршеринга автотранспортных средств / Т. Е. Мельникова, А. Д. Зверев, Ю. В. Стретович // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 2(77). – С. 100-106. – DOI 10.33979/2073-7432-2022-77-2-100-106. – EDN SAEKBK.
8. Киселенко, А. Н. Методы прогнозирования развития транспортных систем в современных условиях / А. Н. Киселенко, Е. Ю. Сундуков, Н. А. Тарабукина // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20, № 3(100). – С. 40-49. – DOI 10.30932/1992-3252-2022-20-3-5. – EDN LHQTDQ.
9. Троицкая, Н. А. Инновационный подход к созданию новых видов городского пассажирского транспорта / Н. А. Троицкая // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20, № 1(98). – С. 36-49. – DOI 10.30932/1992-3252-2022-20-1-5. – EDN AJPPAN.
10. Malinovsky, M. Social aspect of anthropogenic adaptation to autonomous vehicles / M. Malinovsky, A. Vorobyev, S. Pakhomov // Transportation Research Procedia, Saint Petersburg, 27–29 сентября 2018 года. Vol. 36. – Saint Petersburg: Elsevier B.V., 2018. – P. 480-486. – DOI 10.1016/j.trpro.2018.12.132. – EDN OGYBUA.
Анализ взаимосвязи числа погибших в ДТП и показателей, связанных с причинами нанесения вреда жизни и здоровью людей
Авторы:
Мария Юрьевна Карелина, доктор технических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, karelinamu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0335-7550
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Ольга Юрьевна Монина, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФКУ «НЦ БДД МВД России», monina612@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-1580-2485
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", Москва, Россия
Мария Юрьевна Монина, ассистент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ, myumonina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8076-476
Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, Москва, Россия
Аннотация
В данной статье предлагается метод обработки статистических данных в области безопасности дорожного движения, в числе которых одним из основных показателей дорожно-транспортной аварийности является число погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Кроме того, рассматривается ряд не взаимосвязанных, на первый взгляд, количественных показателей, определяющих степень нанесения вреда жизни и здоровью людей в различных сферах жизни и нашедших отражение в государственной статистической отчетности (структура смертности в Российской Федерации), а также количество преступлений по отдельным составам. С помощью математической статистики на основе корреляционного и регрессионного анализа, метода главных компонент, а также выявления значимых показателей по данным за 50 лет в период с 1971 по 2020 год была установлена связь числа погибших в дорожно-транспортных авариях с показателями смертности людей от различных причин в России. Сделано предположение, что в основе протекания процессов в сфере дорожно-транспортной безопасности и иных областях могут лежать общие социально-экономические факторы. Имеет место тесная взаимосвязь числа погибших в ДТП и количества тяжких телесных повреждений как за весь рассматриваемый период, так и на десятилетних временных отрезках, при этом данные изменяются по зависимости, близкой к линейной. Обращает на себя внимание стабильное снижение всех рассмотренных выше показателей, начиная с 2005 года, что может быть предпосылкой для более подробного исследования. Результат проведенного исследования позволяет выстроить систему для поддержки принятия решений, направленных на повышение дорожно-транспортной безопасности, уменьшение причин нанесения вреда жизни и здоровью людей.
Ключевые слова: дорожно-транспортная аварийность, корреляционный анализ, регрессионный анализ, метод главных компонент, система поддержки принятия решений
Список литературы
1. Россия в цифрах. 2020 : Крат. стат. сб. / редакционная коллегия: П. В. Малков - председатель [и др.]; Росстат. – Москва, 2020. – 550 с. – ISBN 978-5-89476-488-7. .
2. Кошмак, В. К. Сравнение выборок случайных величин. Параметрические и непараметрические статистики / В. К. Кошмак // Современные проблемы обучения математике в школе и вузе : материалы Международной научно-методической конференции. В 2-х томах, Псков, 04–06 октября 2018 года. Том I. – Псков: Псковский государственный университет, 2019. – С. 42-47. – EDNMSFTSX.
3. Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие / О. Е. Тарасенко, И. В. Зайцева, П. К. Корнеев, А. В. Гладков – Ставрополь : Северо-Кавказский университет, 2018. – 229 с.
4. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии : учебник и практикум / И.Е. Высоков. – 1-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 336 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02728-0. – EDNKZMPNB.
5. Орлов, А. И. Вероятностно-статистические модели корреляции и регрессии / А. И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 160. – С. 130-162. – DOI 10.21515/1990-4665-160-011. – EDN VBSKPK.
6. Орлов, А. И. Оценивание размерности вероятностно-статистической модели / А. И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 162. – С. 1-36. – DOI 10.21515/1990-4665-162-002. – EDN IAIDPC.
7. Моделирование региональной дорожно-транспортной аварийности на основе пятилетних статистических данных / В. Т. Капитанов, В. В. Сильянов, А. Б. Чубуков, О. Ю. Монина // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 4(98). – С. 11-16. – EDN ZZFSMP.
8. Гусарова, О. М. Аналитический аппарат моделирования корреляционно-регрессионных зависимостей / О. М. Гусарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-2. – С. 219-222. – EDN WGHMRF.
9. Нехорошева, Е. М. Графические возможности Python / Е. М. Нехорошева, Е. А. Конецкая // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 26 ноября 2021 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. – С. 99-101. – EDN ZIHRTO.
10. Ермаков, О. А. Python - как инструмент для анализа данных / О. А. Ермаков, Н. П. Брозгунова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 26. – EDN TYVCOP.
11. Капитанов, В. Т. Модельная оценка различных показателей, связанных с гибелью людей / В. Т. Капитанов, О. Ю. Монина, А. Б. Чубуков // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 3(77). – С. 2-5. – EDN WWYVAZ.
Анализ применения водородного топлива на автомобильных двигателях в сравнении с бензиновым
Авторы:
Кудреватых Андрей Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ, г. Кемерово, Россия, kav.ea@kuzstu.ru
Романов Павел Сергеевич, директор ООО «Водородные системы Сибирь», г. Кемерово, Россия, alternative.technologies@bk.ru
Дадонов Михаил Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ, , г. Кемерово, Россия, dadonovmv@kuzstu.ru
Ащеулов Андрей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ, , г. Кемерово, Россия, ascheulovas@kuztu.ru
Аннотация
В условиях сложной геополитической обстановки в мире все более остро встают вопросы экономии различных ресурсов, в том числе и топливных. Это приводит ученых к необходимости поиска новых альтернативных источников энергии. Так, наиболее популярными являются биотопливо, пропан-бутановые смеси, солнечные панели, электрические батареи и водород. Но большинство из них обладают рядом недостатков, а именно: малый запас хода, усложнение конструкции автомобиля, его утяжеление, пожаро- и взрывоопасность. Кафедра «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ совместно с ООО «Водородные системы Сибирь» разработала и установила на бензиновый автомобиль инновационную систему питания двигателя внутреннего сгорания на трехкомпонентной смеси, состоящей из бензина, воздуха и водорода. Важно отметить, что одноатомный водород, вырабатываемый системой генерации газа «GGS», является сверхкатализатором для различных видов углеводородного топлива. Для сравнительной оценки эффективности двух систем питания (и штатной, и новой) применялось следующее диагностическое оборудование: газоанализатор, мотор-тестер, автомобильный сканер, расходомер топлива. Предварительная серия экспериментов показала, что новая система по нескольким показателям превосходит штатную систему питания. Так, экономические характеристики двигателя снизились на 40 %, а именно расход топлива снизился до показателя 7,1 литра на 100 километров пробега автомобиля в городском цикле. Токсичность отработавших газов также показала положительный эффект, для ее оценки анализировались показатели количества углеводородов в отработавших газах. А эффективность работы по цилиндрам возросла в среднем на 30 %. При этом генератор водорода использовался лишь на 10 % от своей номинальной мощности.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, водородное топливо, бензин, автомобиль, интеграция, система питания, эффективность, диагностика
Список литературы
1. Decarbonizing Russia: Leapfrogging from Fossil Fuel to Hydrogen / V. Potashnikov, A. Golub, M. Brody, O. Lugovoy // Energies. – 2022. – Vol. 15, No. 3. – DOI 10.3390/en15030683. – EDN FHAXDD.
2. Hydrogen decompression analysis by multi-stage Tesla valves for hydrogen fuel cell / J. Y. Qian, J. Y. Wu, Z. X. Gao [et al.] // International Journal of Hydrogen Energy. – 2019. – Vol. 44, No. 26. – P. 13666-13674. – DOI 10.1016/j.ijhydene.2019.03.235. – EDN SAMZZJ.
3. Lashina, E. N. Feasibility of the switching from hydrocarbons to hydrogen fuel / E. N. Lashina // Оригинальные исследования. – 2021. – Vol. 11, No. 10. – P. 63-68. – EDN VTUUXR.
4. Аллаяров, Т. А. Приоритеты применения водородного топлива в двигателях внутреннего сгорания грузовых автомобилей / Т. А. Аллаяров, И. Х. Суннатов, Ш. Б. у. Мирнигматов // Universum: технические науки. – 2021. – № 7-1(88). – С. 59-62. – DOI 10.32743/UniTech.2021.88.7.12089. – EDN WAXIOK.
5. Бабков, Ю. В. Применение водородного топлива на железнодорожном транспорте / Ю. В. Бабков, С. Н. Журавлев, Д. В. Котяев // Локомотив. – 2022. – № 3(783). – С. 7-8. – EDN GYVEMZ.
6. Воробьев, С. А. Алгоритм применения водородного топлива на колесных транспортных средствах / С. А. Воробьев, П. А. Разумов // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 3(80). – С. 168-172. – DOI 10.23968/1999-5571-2020-17-3-168-172. – EDN NSHLAA.
7. Горбунов, Р. С. Перспективы эксплуатации автомобилей с двигателями, работающими на водородном топливе / Р. С. Горбунов, И. С. Деркачев, О. Ю. Сорочкина // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2022. – № 3(33). – EDN ISIBMA.
8. Дадабоев, Р. М. у. Перспективы использования водородного топлива в автомобилях / Р. М. у. Дадабоев, С. Ж. ў. Аббасов // Universum: технические науки. – 2021. – № 3-2(84). – С. 30-32. – EDN AHNDPG.
9. Кудреватых, А. В. О применении диагностики / А. В. Кудреватых, А. С. Ащеулов, А. С. Ащеулова // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сборник трудов VII Международной научно-практической конференции, Прокопьевск, 30 апреля 2020 года. – Прокопьевск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева" в г. Прокопьевске, 2020. – С. 25-27. – EDN TKFXSH.
10. Кудреватых, А. В. Принцип интеграции генератора водорода на автомобили / А. В. Кудреватых, П. С. Романов, А. С. Ащеулов // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс 2022 : сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, Кемерово, 23–24 ноября 2022 года / Редколлегия: А.А. Хорешок (отв. редактор), А.И. Фомин [и др.]. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. – С. 817.1-817.4. – EDN FBBLVS.
11. Новиков, Е. В. Методы работы ДВС с применением водородного топлива / Е. В. Новиков, А. С. Гузалов // Международный технико-экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 100-107. – DOI 10.34286/1995-4646-2021-76-1-100-107. – EDN PGYYXA.
12. Шамухаммедов, Ш. Б. Принцип работы автомобилей на водородном топливе / Ш. Б. Шамухаммедов, Д. Ч. Дурдыев, К. А. Мурадов // Вестник науки и образования. – 2022. – № 6-2(126). – С. 13-16. – DOI 10.24411/2312-8089-2022-10602. – EDN YEXYOA.
Определение объема закупок запасных частей для линейного подвижного состава автобусного автотранспортного предприятия
Авторы:
Никита Васильевич Поживилов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, nikita.pozhivilov@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-6722-2295
Солнцев Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, solntsev@madi.ru, https://orcid.org/0000-0002-9587-7088
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация
Выполнение производственной программы ТО и ремонта парка автобусов возможно при условии применения системного подхода к технической эксплуатации подвижного состава, в том числе обеспечению эффективности работы системы материально-технического обеспечения. Внедрение на автотранспортном предприятии системы управления запасными частями позволит повысить готовность парка городских автобусов, при этом снизить издержки на поддержание парка в исправном состоянии. Предлагаемая система управления запасными частями содержит десять элементов, ключевым из которых является проведение расчетов потребности в запасных частях для линейных автобусов на основе их нормативного расхода, данных по количеству и наработке подвижного состава за рассматриваемый период, а также остатков на складе по каждой из рассматриваемых номенклатурных позиций. В статье представлена методика проведения расчетов на примере потребности в запасных частях для технического обслуживания, также пример расчета определения объемов запасных частей для парка автобусов ЛиАЗ-621365-79.
Ключевые слова: автобус, запасные части, система управления запасными частями, потребность в запасных частях, нормы расхода запасных частей
Список литературы
1. Павлишин, С. Г. Рациональные режимы технического обслуживания автобусов НефАЗ / С. Г. Павлишин, Е. В. Попов, Е. Д. Кузнецов // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 6. – С. 26-32. – EDN QIMCMT.
2. Рациональное управление процессом технической эксплуатации автомобиля путем прогнозирования затрат на запасные части / Б. Ж. Мажитов, М. Ю. Юнусов, Н. Б. Сахибов, С. Хамиджонов // Политехнический вестник. Серия: Инженерные исследования. – 2018. – № 1(41). – С. 184-193. – EDN UTBSTW.
3. Прогнозирование потребности в запасных частях для автотранспортных предприятий / И. Ф. Воронина, Ф. М. Судак, В. В. Негурица, А. И. Веденичев // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2020. – № 3(34). – С. 33-37. – EDN LRRUQT.
4. Булатов, С. В. Определение потребности автотранспортных предприятий в запасных частях методом прогнозирования / С. В. Булатов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 3. – С. 14-19. – DOI 10.15593/24111678/2021.03.02. – EDN WAUDHV.
5. Поживилов, Н. В. Формирование системы управления запасными частями в автобусном АТП / Н. В. Поживилов, Г. А. Крылов, Ю. С. Яковлева // Актуальные вопросы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : cборник научных трудов по материалам 81-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 31 января – 02 2023 года. – Москва: МАДИ, 2023. – С. 31-36. – EDN FCGOPD.
6. Техническая эксплуатация автомобилей̆: учеб. пособие для вузов / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: Наука, 2004. – 534, [1] с.
7. Филатов, М. И. Формирование резерва запасных частей для ремонта транспортно-технологических машин / М. И. Филатов, О. В. Юсупова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 10(171). – С. 213-218. – EDN TPNRNR.
8. Бондаренко, Е. В. Оценка целесообразности организации входного контроля качества запасных частей в условиях автотранспортного предприятия / Е. В. Бондаренко, Д. А. Дрючин, С. В. Булатов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 2. – С. 71-78. – DOI 10.25198/2077-7175-2021-2-71. – EDN VSVVBB.
9. Шаихов, Р. Ф. Анализ последствий применения контрафактных запасных частей при техническом обслуживании и ремонте автомобилей / Р. Ф. Шаихов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 4. – С. 45-53. – DOI 10.15593/24111678/2021.04.06. – EDN EGRLGR.
10. Яковлева, Ю. С. Метод повышения ресурса аккумуляторных батарей в автобусных парках / Ю. С. Яковлева, Н. В. Поживилов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2022. – № 2(32). – EDN CSMFVI.
11. Самарец, А. В. Мониторинг и прогнозирование состояния элементов системы вентиляции с учетом условий эксплуатации и качества обслуживания / А. В. Самарец, В. А. Егоров // Актуальные вопросы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : сборник научных трудов по материалам 81-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 31 января – 02 февраля 2023 года. – Москва: МАДИ, 2023. – С. 146-150. – EDN PEZAWK.
12. Григорьев, М. В. Перспективы развития дистанционного мониторинга технического состояния автоматизированных транспортных средств / М. В. Григорьев // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : сборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 26–27 января 2021 года. – Москва: МАДИ, 2021. – С. 125-134. – EDN AVNJJZ.
Экспериментальные исследования плавности хода автотранспортных средств
Авторы:
Сергей Вячеславович Борисов, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», МАДИ, sv-brisov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-4288-1479
Михаил Станиславович Камитов, ведущий инженер-расчётчик АО «ОКБ «Кристалл», mkamitov@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-4163-0460
Владимир Михайлович Борисов, старший преподаватель кафедры «Теоретическая механика» МАДИ, dpp-tm-madi@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-0115-7709
Юрий Владимирович Борисов, старший преподаватель кафедры «Теоретическая механика» МАДИ, bwn2@ya.ru, https://orcid.org/0009-0001-4193-6177
Аннотация
Статья посвящена экспериментальным исследованиям ровности автомобильных дорог и плавности хода автотранспортных средств (АТС). Описаны методика и результаты измерения ординат микропрофилей участков дорог Московской области с твердым покрытием и вертикальных ускорений различных точек подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля при его движении по тем же участкам дорог с различными скоростями. Исследования выполнены с использованием дорожной лаборатории для записи микропрофиля (ДЛЗМ) с профилометрическими установками ДПП. Обследованные дороги имеют различные уровни ровности, которые можно классифицировать как ровный асфальтобетон, асфальтобетон и разбитый асфальтобетон. Полученные массивы ординат микропрофиля в функции расстояния, отсчитываемого вдоль продольной оси дорожной поверхности, позволяют получить все используемые в настоящее время критерии ровности микропрофиля продольного профиля дороги. По результатам проведенных исследований получены спектральные плотности дисперсий (СПД) ординат микропрофилей обследованных участков дорог и вертикальных ускорений различных точек автомобиля. Результаты двух дорожных экспериментов хорошо согласуются между собой. Уровни вертикальных ускорений различных точек автомобиля качественно соответствуют уровням возмущающего воздействия, создаваемого исследованными участками дорог. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы для моделирования колебаний АТС.
Ключевые слова: ровность микропрофиля продольного профиля автомобильных дорог, плавность хода автомобиля, вертикальные ускорения подрессоренных и неподрессоренных масс, спектральная плотность дисперсии
Список литературы
1. Karnopp, D.С. Vibration control using semi-active force generators / D.С. Karnopp, M.J. Crosby, R.A. Harwood // Journal of Manufacturing Science and Engineering, Transactions of the ASME. – 1974. – Vol. 96(2). – P. 619-626. – DOI 10.1115/1.3438373.
2. Фурунжиев, Р.И. Управление колебаниями многоопорных машин / Р.И. Фурунжиев, А.Н. Останин. – М.: Машиностроение, 1984. – 208 с.
3. A Semiactive Skyhook-Inertance Control Strategy Based on Continuously Adjustable Inerter / X.L. Zhang, T. Zhang, J. Nie, L. Chen // Shock and Vibration. ‒ 2018. ‒ Vol. 2018. ‒ DOI 10.1155/2018/6828621.
4. Борисов, С. В. Оптимизация параметров амортизатора / С. В. Борисов, М. С. Камитов, В. И. Осипов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 2(8). – С. 1. – EDN WBKSJT.
5. Semi-active control of a nonlinear quarter-car model of hyperloop capsule vehicle with Skyhook and Mixed Skyhook-Acceleration Driven Damper controller / B. A. Negash, W. You, J. Lee, C. Lee, K. Lee // Advances in Mechanical Engineering. – 2021. – Vol. 13(2). – DOI 10.1177/1687814021999528.
6. Application of Semi Active Suspension Systems in Rail Vehicle Dynamics / S. Singh, K. Sharma, N. Gupta, S. Yadav // International Journal of Engineering Research in Mechanical and Civil Engineering. – 2016. – Vol. 1(7). – P. 23-27.
7. Kopylov, S. Acceleration based ground-hook control of an electromagnetic regenerative tuned mass damper for automotive application / S. Kopylov, Z. Chen, M. Abdelkareem // Alexandria Engineering Journal. – 2020. – Vol. 59(6). – P. 4933-4946. – DOI 10.1016/J.AEJ.2020.09.010.
8. Savaresi, S. M. A single-sensor control strategy for semi-active suspensions / S.M. Savaresi, C. Spelta // IEEE Transactions on Control Systems Technology. – 2009. – Vol. 17(1). – P. 143–152. – DOI 10.1109/TCST.2008.906313.
9. Shen, Y. Semi-active Vibration Control Schemes for Suspension Systems Using Magnetorheological Dampers / Y. Shen, M. Golnaraghi, G. Heppler // Journal of Vibration and Control. – 2006. – Vol. 12(1). – P. 3-24. – DOI 10.1177/1077546306059853.
10. Mulla, A. Performance Analysis of Skyhook, Groundhook and Hybrid Control Strategies on Semiactive Suspension System / A. Mulla, D.R. Unune, S.N. Jalwadi // International Journal of Current Engineering and Technology. – 2014. – Vol. 3. – P. 265-269.
11. Savaresi, S. M. Semi-Active Control Strategies for High-Performance Motorcycle / S. M. Savaresi // IFAC Proceedings. – 2008. – Vol. 41(2). – P. 4689-4694.
12. Оценка адекватности модели легкого коммерческого автомобиля при исследовании плавности хода / Е. В. Степанов, А. А. Васильев, Д. А. Бутин [и др.] // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2021. – № 4(135). – С. 110-118. – DOI 10.46960/1816-210X_2021_4_110. – EDN RBOCDB.
13. Рыков, С. П. Экспериментальная оценка упруго-демпфирующих свойств листовых рессор. Модель, оборудование, методики и результаты эксперимента / С. П. Рыков, О. А. Рыкова // Механики XXI веку. – 2021. – № 20. – С. 157-169. – EDN CUDJOU.
14. Оценка плавности хода автомобиля с гидроэластомерной подвеской / Е. В. Степанов, Ю. И. Молев, С. М. Огороднов, А. С. Вашурин // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2020. – № 3(130). – С. 120-131. – DOI 10.46960/1816-210X_2020_3_120. – EDN ITOPHQ.