Юрий Михайлович Лахтин

Юрий Михайлович Лахтин (1910 – 1995 гг.), крупнейший ученый с мировым именем в области металловедения, основоположник теории и технологии процесса азотирования в России, создатель всемирно признанной научной школы МАДИ по теории и практике поверхностного упрочнения деталей машин и инструментов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии СССР, почетный Президент Ассоциации металловедов России.
Родился Юрий Михайлович в 1910 г. в Москве, в семье известного в России психиатра, доктора медицины, профессора Московского Университета Михаила Юрьевича Лахтина.

Свою трудовую деятельность начал в 1930 г. на Сретенских чертежноконструкторских курсах, будучи ещё студентом.

В 1931 г. после окончания Института цветных металлов и золота, Юрий Михайлович работал старшим инженером треста Всепромутилизация.

В 1932 г. он перешел в авиационную промышленность, работал сначала на заводе опытных конструкций ЦАГИ, а с 1935 г. – начальником лаборатории металловедения НИИ12  (с 1939 г. переименован в Институт авиационного приборостроения) Наркомата авиационной промышленности.

В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1940 г. Ю.М.Лахтин стал деканом факультета Московского авиационного технологического института (МАТИ).

В январе 1942 г. перешел в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (МАИ), где проработал по 1948 г. начальником учебной части и заведующим кафедрой «Термическая обработка металлов».
В годы Великой Отечественной войны Ю.М.Лахтина, как ведущего специалиста в области авиационной промышленности направляют на военный Государственный союзный завод №82 в Тушино, где выпускалась продукция военного назначения — фронтовые истребители «Як-7», «Як-9». За работу на заводе награжден Орденом Красной Звезды с формулировкой в представлении к ордену: за большие заслуги в деле обороны страны.
В 1945 году награждён Орденом Знак Почета за особые достижения в научно-исследовательской деятельности.

Еще один орден – Орден Трудового Красного Знамени Юрий Михайлович получил в 1981 г., работая в Московском автомобильно-дорожном институте.

С 1949 г. и до конца жизни Ю.М.Лахтин работал в МАДИ, сначала деканом АТФ, а затем, в течение 30 лет, проректором по учебной работе. На этой должности он принес огромную пользу вузу в совершенствовании учебного процесса и методической работы.

В 1954 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1957 году Юрий Михайлович Лахтин создал и возглавил на базе кафедры «Технологии металлов» кафедру «Металловедения и термической обработки» МАДИ (1957-1995 гг.)

Первыми преподавателями кафедры стали Н.Э. Струве и А.К. Огилько.

Значительным событием тех лет стал выход в 1964 году первого издания учебника Ю.М.Лахтина «Металловедение и термическая обработка металлов», ставшего базовым учебным пособием для подготовки студентов многих технических вузов по материаловедению. Впоследствии этот учебник был переведен на английский, французский, арабский и китайский языки, неоднократно переиздавался как в нашей стране, так и во многих странах мира (Индии, Марокко, Алжире, Никарагуа, Перу, Кубе и др.), а в 1987 году был удостоен Государственной премии СССР.

В 1960-е годы сформировался, а в 70-е продолжал пополняться основной преподавательский состав кафедры, появились многочисленные аспиранты. В 1980-х годах численный состав кафедры достиг 50 человек.

При кафедре работали три учебных и пять научно исследовательских лабораторий: структурного анализа, лазерной обработки, химико-термической обработки, покрытий и электронно-вычислительной техники.

В 1981 году был открыт диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций под председательством Ю.М.Лахтина.

Младшая дочь Юрия Михайловича, к.т.н. Лахтина Наталья Юрьевна, окончив МАИ стала радиоинженером и более 50 лет работает в МАДИ на кафедре «Транспортная телематика», продолжая династию преподавателей.

Юрий Михайлович умел хорошо работать и хорошо отдыхать. Любил путешествовать. На семейном совете, планируя то или иное путешествие составлялся подробный маршрут, определялись стоянки на ночлег, конечный пункт отдыха.
На машине, с супругой и детьми объехал весь Кавказ – Грузию, Армению, Черноморское побережье, Крым и конечно Среднюю полосу России.
В молодости, хорошо играл в большой теннис, много плавал, очень любил море и Подмосковный лес. Походы за грибами выливались в целый ритуал – собрать грибы, проверив все свои «секретные» места.
Юрий Михайлович был страстным болельшиком московского футбольного клуба «Спартак».

Профессор Лахтин вошел в историю металловедения как признанный руководитель научной школы современных методов химикотермической обработки (ХТО) деталей машин и инструментов, получивших широкое практическое применение в различных областях машиностроения на рубеже XX и XXI веков.
Его труды внесли огромный вклад в развитие инженерного образования в России. Он подготовил большое количество инженеров, под его руководством более 60 соискателей защитили кандидатские и докторские диссертации.
Разработанные Ю.М.Лахтиным и его учениками технологические процессы азотирования внедрены и успешно применяются на крупнейших предприятиях страны: объединении АвтоВАЗ, Коломенском тепловозостроительном заводе, Саратовском заводе электроагрегатного машиностроения и других заводах. Исследования школы Ю.М.Лахтина по совершенствованию регулируемых процессов азотирования позволили значительно расширить диапазон азотируемых материалов.
Ученый имел более 60 авторских свидетельств, около 400 печатных работ, в том числе учебники, монографии, публикации в журналах, в частности, в журнале «Металловедение и термическая обработка металлов». Последняя статья Юрия Михайловича тоже напечатана в этом журнале в №1 за 1996 год.

1