«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 1 (76), март 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ГАЗОВ ДЛЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОГО СТАРЕНИЯ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
Авторы:
Владислав Петрович Подольский – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ, г. Воронеж. ecodorvrn@mail.ru
Анатолий Дмитриевич Чудайкин – старший преподаватель кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ, г. Воронеж. a.chudaykin777@mail.ru
Ирина Владимировна Константинова – инженер научно-образовательной лаборатории «ДорНИИ ВГТУ» ВГТУ, г. Воронеж. miroslava36@mail.ru
Аннотация
В работе приведен анализ расходов на строительство и ремонт дорожных покрытий и сроков их эксплуатации. Рассмотрены основные причины неудовлетворительного состояния дорожных одежд в России с точки зрения масштабного применения окисленных битумов, что обусловлено экономическими факторами. Предложена схема модернизации асфальтобетонного завода с применением инновационной технологии обработки смеси защитными газами (азотом – в бункере-смесителе, углекислым газом – в бункерах хранения). Указываются варианты обеспечения технологического процесса защитными газами. На основании результатов лабораторных и натурных испытаний выведен суммарный коэффициент влияния качества битумного вяжущего, состаренного в разных средах, на износостойкость и эксплуатационные характеристики асфальтобетонного дорожного покрытия. Приведено технико-экономическое обоснование предлагаемой технологии на примере показателей завода малой производительности ДС-185. Рассчитаны расходы на подачу защитных газов и капитальные единовременные затраты на дооснащение завода необходимым оборудованием. Определено, что применение данной технологии позволит улучшить эксплуатационные характеристики готовой смеси. Сокращение затрат на ремонт дорог будет значительно выше, чем рост стоимости дорожного строительства.
Ключевые слова: битум, окисленный битум, старение битума, термостарение, термоокисление, асфальтобетонная смесь, Росавтодор, природный битум, защитный газ
Список источников
- Кадыров, Г. Ф. Сопоставительные испытания асфальтобетона на усталостную долговечность с применением различных современных лабораторных методов / Г. Ф. Кадыров, Е. Н. Симчук, А. Н. Тиратурян // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2023. – № 4(72). – С. 121-132. – DOI 10.36622/VSTU.2023.72.4.010. – EDN WQKCVM.
- Kraiem, A. Squeeze flow and rheological characterization of pure bitumen and bitumen mixed with kaolin / A. Kraiem, A. Ayadi, N. Elkissi // Korea Australia Rheology Journal. – 2022. – Vol. 34, No. 3. – P. 211-222. – DOI 10.1007/s13367-022-00035-w. – EDN OVWSBY.
- Смирнов, И. В. Анализ динамической прочности битумных вяжущих для асфальтобетона в терминах критерия инкубационного времени разрушения / И. В. Смирнов, Ю. В. Петров // Физическая мезомеханика. – 2020. – Т. 23, № 2. – С. 24-34. – DOI 10.24411/1683-805X-2020-12003. – EDN UEIPUI.
- Галдина, В. Д. Активированный минеральный порошок из кремнеземистой горной породы для производства асфальтобетона / В. Д. Галдина, Н. С. Галдин // Строительные и дорожные машины. – 2023. – № 3. – С. 45-50. – EDN MOUBWK.
- Технологическое старение асфальтобетонных смесей с добавками СБС для покрытий автомобильных дорог / Е. В. Веюков, М. Г. Салихов, А. Г. Дмитриев, М. С. Сафонов // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 5. – С. 179-182. – EDN JEOFDC.
- Комплексная физико-химическая модификация нефтяных дорожных битумов / П. М. Тюкилина, В. В. Поздняков, А. А. Андреев, А. Г. Егоров, А. А. Гуреев, Р.Е. Соловьев, А.В. Харпаев // Башкирский химический журнал. – 2021. – Т. 28, № 4. – С. 44-55. – DOI 10.17122/bcj-2021-4-44-55. – EDN KHJJWX.
- Устойчивость модифицированных вяжущих на основе окисленных и остаточных битумов к термодеструкции / М. А. Высоцкая, С. Ю. Шеховцова, А. Г. Обухов, Ю. Ю. Есипова // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2017. – № 6(58). – С. 140-147. – EDN YNHNAN.
- Стукалов, А. А. Особенности технологического старения нефтяного дорожного битума в составе асфальтовяжущего вещества / А. А. Стукалов, А. А. Бугаец, В. В. Шабля // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2022. – № 1(153). – С. 104-107. – EDN IWHGBB.
- Ширкунов, А. С. Получение дорожных полимерно-битумных вяжущих на базе неокисленного высоковязкого гудрона с применением нефтеполимерных смол / А. С. Ширкунов, В. Г. Рябов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Химическая технология и биотехнология. – 2020. – № 1. – С. 53-68. – DOI 10.15593/2224-9400/2020.1.05. – EDN WHCMFC.
- Шишкин, Е. А. Определение параметров реологической модели асфальтобетонной смеси по результатам лабораторных испытаний / Е. А. Шишкин // Строительные и дорожные машины. – 2019. – № 1. – С. 50-52. – EDN JOTFFG.
- Доценко, А. И. Оперативный контроль температуры асфальтобетонной смеси после ее транспортировки / А. И. Доценко, А. А. Соколов // Механизация строительства. – 2014. – № 7(841). – С. 49-53. – EDN QMPRTU.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФА В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВ НА СВЯЗНОСТЬ АВТОДОРОЖНОЙ СЕТИ
Авторы:
Карим Альфредович Нурмухаметов – заведующий сектором Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, аспирант, КГАСУ, г. Казань, Karim.Nurmuhametov@tatar.ru, https://orcid.org/0000-0001-7271-7850
Артем Викторович Чукин – заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, доцент кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей, КГАСУ, г. Казань, Karim.Nurmuhametov@tatar.ru, https://orcid.org/0000-0002-4143-6252
Тагир Альмирович Зиннуров – кандидат технических наук, доцент, КГАСУ, г. Казань, leongar@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7238-2883
Султан Владимирович Жанказиев – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, sultanv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1890-6033
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования графа автодорожной сети с целью исследования нарушений функционирования транспортных связей вследствие ухудшения технического состояния мостовых сооружений. Граф состоит из совокупности множества его вершин и множества его ребер, обозначающих элементы автодорожной сети. Выделены два варианта формирования графа – без и с использованием операции стягивания ребер. Реализация обоих подходов продемонстрирована на примере участка автомобильных дорог с мостами. Оба варианта оказались пригодными для проведения исследования влияния грузоподъемности эксплуатируемых мостов на связность автодорожной сети, при этом у каждого варианта оказались свои преимущества и недостатки. Полученные результаты сравнения вариантов моделирования позволили сформулировать рекомендации по составу графа и выбору из предложенных альтернатив. Результаты исследования можно использовать главным образом для формирования моделей автодорожной сети, анализ которых с задействованием инструментов теории графов позволит решать ряд практических задач, например: управление дорожной деятельностью; планирование проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ мостовых сооружений; оценка целесообразности размещения временных мостов; оценка доступности проезда транспортных средств по автодорожной сети с учетом состояния мостовых сооружений.
Ключевые слова: связность, дорожная сеть, граф, стягивание ребра, мосты, грузоподъемность
Список источников
- Нурмухаметов, К. А. Обоснование применения теории графов при оценке приоритетности восстановления мостовых сооружений / К. А. Нурмухаметов, А. В. Чукин, Т. А. Зиннуров // Дороги и мосты. – 2023. – № 2(50). – С. 141-159. – EDN KCAFMZ.
- Бреер, В. В. Микро- и макромодели социальных сетей. Ч. 1. Основы теории / В. В. Бреер, Д. А. Новиков, А. Д. Рогаткин // Проблемы управления. – 2014. – № 5. – С. 28-33. – EDN SULRUX.
- Абрамов, М. В. Разработка программного инструмента для построения социального графа пользователя социальной сети в задаче анализа его защищенности от многоходовых социоинженерных атак / М. В. Абрамов, А. О. Хлобыстова, В. А. Сазанов // Программные продукты и системы. – 2023. – № 1. – С. 97-106. – DOI 10.15827/0236-235X.141.097-106. – EDN DCFABI.
- Информационно-вычислительная система построения графов инженерных сетей на основе картографической информации / С. В. Павлов, А. С. Павлов, А. Р. Сайдуганов, Н. Ф. Кунаккужина // Электротехнические и информационные комплексы и системы. – 2016. – Т. 12, № 2. – С. 54-60. – EDN LWBTCT.
- Домышев, А. В. Раскладка на плоскости и кластеризация графа, представляющего собой электрическую сеть / А. В. Домышев // Cloud of Science. – 2018. – Т. 5, № 2. – С. 341-351. – EDN XQOSMP.
- Мазалов, В. В. Ранжирование вершин графа с использованием абсолютных потенциалов узлов электрической цепи / В. В. Мазалов, В. А. Хитрая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. – 2023. – Т. 19, № 2. – С. 233-250. – DOI 10.21638/11701/spbu10.2023.209. – EDN HORXPB.
- Новый функционал информативности для анализа структуры химических графов1 / М. Дэмер, Ф. Эммерт-Штрайб, Ю. Р. Цой, К. Вармуза // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – Т. 316, № 5. – С. 5-11. – EDN MTJNPB.
- Хонина, О. И. Задача раскраски графа в контексте оптимизации расписания: программное решение / О. И. Хонина, А. В. Забродин // Интеллектуальные технологии на транспорте. – 2023. – № 3(35). – С. 32-37. – DOI 10.24412/2413-2527-2023-335-32-37. – EDN KCZCLB.
- Степанов, В. П. О математическом моделировании дорожной сети / В. П. Степанов // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. – 2010. – № 13. – С. 237-243. – EDN PJOTGB.
- Волкова, Н. В. Применение теории графов для анализа состояния дорожной сети: краткий обзор зарубежных публикаций / Н. В. Волкова // Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания: тезисы докладов Международной научной школы-конференции "Естественнонаучные методы исследований в гуманитарных и социальных науках", Бийск, 16–20 мая 2018 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2018. – С. 24-25. – EDN YVCODR.
- Ермошин, Н. А. Математическая модель планирования дорожной сети минимального состава на множестве "взвешенных" графов / Н. А. Ермошин, Ю. Г. Лазарев // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – № 3. – С. 35-44. – DOI 10.15593/24111678/2018.03.04. – EDN YHMCTB.
- Мячин, В. Н. Особенности классификации улично-дорожной сети при построении графа дорог в транспортной модели / В. Н. Мячин, К. С. Боровикова, Д. П. Кривцов // Автоматика на транспорте. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 268-283. – DOI 10.20295/2412-9186-2021-7-2-268-283. – EDN EPAVRU.
- Комаров, К. Л. Планирование развития дорожной сети на основе кластерного анализа / К. Л. Комаров, В. Ю. Зыкова, М. А. Кузьмицкая // Мир транспорта. – 2014. – Т. 12, № 4(53). – С. 108-117. – EDN SKXFIP.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ УЧАСТКОВ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ДОРОГАХ СКОРОСТНОГО ДВИЖЕНИЯ
Авторы:
Алексей Валерьевич Косцов – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Изыскания и проектирование дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, kostsov_msfs@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0335-7550
Аннотация
В статье рассмотрено современное состояние проблем в области методов расчета пропускной способности участков переплетения транспортных потоков на многополосных дорогах с учетом их геометрических параметров. Отмечается, что предложенные ранее методы расчета пропускной способности разработаны в основном для условий движения на загородных многополосных автомобильных дорогах (автомагистралях) и не учитывают условия движения транспортных потоков в городах. На основе разработанной автором модели движения транспортных потоков предложен метод определения пропускной способности с учетом длины участков переплетения транспортных потоков. Расчеты выполнены для условий движения транспортных потоков в крупнейших городах Российской Федерации. Результаты исследований рекомендованы к использованию при назначении планово-высотных решений участков переплетения транспортных потоков на магистральных городских дорогах скоростного движения.
Ключевые слова: проектирование дорог, пропускная способность, транспортный поток, участок переплетения, длина участка переплетения, магистральные городские дороги скоростного движения
Список источников
- A Traffic Congestion Framework for Smart Riyadh City based on IoT Services / H. G. Al-Majhad, A. Bramantoro, I. Syamsuddin, A. Yunianta, A. H. Basori, A. Prabuwono, O. M. Barukab // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. – 2018. – Vol. 9, No. 4. – P. 292-303. – DOI 10.14569/IJACSA.2018.090443.
- Мартяхин, Д. С. Повышение пропускной способности при проектировании съездов городских транспортных развязок : специальность 05.23.11 "Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Мартяхин Дмитрий Сергеевич. – Москва, 2008. – 156 с. – EDN NQEQBT.
- Wang, F. Analysis of Traffic Operation Characteristics and Calculation Model of the Length of the Connecting Section between Ramp and Intersection / F. Wang, D. Gu, A. Chen // Sustainability. – 2022. – Vol. 14, No. 2. – Art. No. 629. – DOI 10.3390/su14020629.
- Golob, T.F. Safety aspects of freeway weaving sections / T. F. Golob, W. W. Recker, V. M. Alvarez // Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2004. – Vol. 38, No. 1. – P. 35-51. – DOI 10.1016/j.tra.2003.08.001.
- Mohajeri, A. Appraisal of different HCM methodologies for analysis of weaving segments, case study: A weaving segment in Isfahan, Iran / A. Mohajeri, M. Akbarzadeh // Transportation Letters. – 2019. – Vol. 12, No. 6. – P. 1-9. – DOI 10.1080/19427867.2019.1616368.
- Stewart, J. Evaluating Weaving Section Designs Using INTEGRATION / J. Stewart, M. Baker, M. Van Aerde // Transportation Research Record. – 1996. – Vol. 1555, No. 1. – P. 33-41. – DOI 10.1177/0361198196155500105.
- Lertworawanich, P. A methodology for estimating capacity at ramp weaves based on gap acceptance and linear optimization / P. Lertworawanich, L. Elefteriadou // Transportation Research Part B: Methodological. – 2003. – Vol. 37, No. 5. – P. 459-483. – DOI 10.1016/S0191-2615(02)00024-3.
- Ngoduy, D. Derivation of Continuum Traffic Model for Weaving Sections on Freeways / D. Ngoduy // Transportmetrica. – 2006. – Vol. 2, No. 3. – P. 199-222. – DOI 10.1080/18128600608685662.
- Roess, R. P. Level of Service Analysis of Freeway Weaving Segments / R. P. Roess, J. M. Ulerio // Transportation Research Record. – 2009. – Vol. 2130, No. 1. – P. 25-33. – DOI 10.3141/2130-04.
- Roess, R. P. Capacity of Freeway Weaving Segments / R. P. Roess, J. M. Ulerio // Transportation Research Record. – 2009. – Vol. 2130, No. 1. – P. 34-41. – DOI 10.3141/2130-05.
- Shoraka, M. Review of evaluating existing capacity of weaving segments / M. Shoraka, O. C. Puan // International Journal of Civil & Structural Engineering. – 2010. – Vol. 1, no. 3. – P. 683-694.
- Calvert, S. Generic freeway weaving section capacity estimation through microsimulation / S. Calvert, M. M. Minderhoud // In Proceedings of the 91st Annual Meeting Transportation Research Board, Washington, DC, USA, 22–26 January 2012. – Washington, DC, USA: Transportation Research Board (TRB), 2012. – P. 1-16.
- Analysis of the Driving Behaviour at Weaving Section Using Multiple Traffic Surveillance Data / A. Kusuma, R. Liu, C. Choudhury, F. Montgomery // Transportation Research Procedia. – 2014. – Vol. 3. – P. 51-59. – DOI 10.1016/j.trpro.2014.10.090.
- Kusuma, A. Modelling lane-changing mechanisms on motorway weaving sections / A. Kusuma, R. Liu, C. Choudhury // Transportmetrica B: Transport Dynamics. – 2020. – Vol. 8, No. 1. – P. 1-21. – DOI 10.1080/21680566.2019.1703840.
- Cantisani, G. Calibration and validation of and results from a micro-simulation model to explore drivers’ actual use of acceleration lanes / G. Cantisani, G. Del Serrone, G. Di Biagio // Simulation Modelling Practice and Theory. – 2018. – Vol. 89. – P. 82-99. – DOI 10.1016/j.simpat.2018.09.007.
- The Influence of Individual Differences on Diverging Behavior at the Weaving Sections of an Urban Expressway / Z. Zheng, Q. Xiang, X. Gu, Y. Ma, K. Zheng // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – Art. No. 25. – DOI 10.3390/ijerph18010025.
- Simulation of Weaving Traffic Between Freeway Ramps / G. Pesti, C.-L. Chu, K. Fitzpatrick, R. J. Porter, T. Q. Le // In Proceedings of the Transportation Research Board 90th Annual Meeting, Washington, DC, USA, 23-27 January 2011. – Washington, DC, USA: Transportation Research Board (TRB), 2011. – Acc. No. 01336741.
- Yang, C. Study on Capacity of Urban Expressway Weaving Segments / C. Yang, C. Shao, L. Liu // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 43. – P. 148–156. – DOI 10.1016/j.sbspro.2012.04.087.
- Marczak, F. Empirical Analysis of Lane Changing Behavior at a Freeway Weaving Section / F. Marczak, W. Daamen, C. Buisson // Traffic Managemen. – 2016. – Vol. 3. – P. 139-151. – DOI 10.1002/9781119307822.ch10.
- Operational and Environmental Assessment of Weaving Section for Urban Roads: Case Study, Aljouf Region, KSA / A. Azam, F. Alanazi, M. A. Okail, M. Ragab // Sustainability. – 2023. – Vol. 15, No. 5. – Art. No. 4275. – DOI 10.3390/su15054275.
- Косцов, А. В. Детерминированно-стохастическая модель движения транспортных потоков на многополосных дорогах / А. В. Косцов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2023. – № 4(75). – С. 3-12. – EDN WNUEDW.
- Косцов, А. В. Исследование длин участков влияния въездов на многополосные автомагистрали / А. В. Косцов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2019. – № 1(87). – С. 20-21. – EDN ICMOJL.
- Косцов, А. В. Исследование длин участков влияния съездов с многополосных автомагистралей / А. В. Косцов // Транспортное строительство. – 2019. – № 2. – С. 16-17. – EDN YZGJHX.
- Косцов, А. В. Исследование граничных интервалов на переходно-скоростных полосах разгона / А. В. Косцов // Транспортное строительство. – 2018. – № 6. – С. 11-13. – EDN MGQSGL.
- Проектирование улиц и дорог в городах и городских округах / П. И. Поспелов, С. В. Костин, Д. М. Немчинов [и др.]. – Москва : Издательский дом «Петрополис», 2022. – 232 с. – ISBN 978-5-9676-1339-5. – EDN WLYUHM.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ИРАНЕ
Авторы:
Ростамиан Мохаммад – аспирант кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, г. Москва, Россия, mohammad.rostamian0770@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9051-179X
Владимир Александрович Зорин – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, г. Москва, Россия, madi-dm@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-7392-8318
Аннотация
В статье раскрываются понятия традиционной статистической оценки надежности и рисков возникновения отказов строительных машин в условиях эксплуатации с учётом климатических и географических особенностей Ирана. Приведен сравнительный анализ результатов определения уровня надёжности основных конструктивных элементов и систем строительной техники. Методика оценки и управления рисками представлена на примере гидросистемы экскаватора. Гидравлический привод строительной машины в процессе эксплуатации подвергается множеству динамических нагрузок переменного характера и работает в условиях внешнего воздействия, вызванного различными факторами. В статье представлена графическая модель влияния периодичности технического обслуживания машин на интенсивность изнашивания и ресурс конструктивных элементов. Описан алгоритм определения оптимальных параметров долговечности дорожно-строительных машин (ДСМ), работающих в условиях Ирана. Рассмотрен пример качественной оценки риска. Для решения проблемы влияния региональных условий на надежность при оценке эксплуатационных рисков ДСМ рекомендован двухэтапный подход. Перечислены методы реагирования на возможные риски отказов строительных машин. Представлены рекомендации по исключению возникновения рисков выхода из строя элементов гидропривода. Результаты проведенных исследований и предложенные рекомендации подтверждаются конкретными примерами определения текущего технического состояния, остаточного ресурса и возможностей предотвращения появления неисправностей.
Ключевые слова: риск, оценка, отказ, гидросистема, ремонт, дорожные машины
Список источников
- Зорин, В. А. Анализ особенностей производства дорожно-строительной техники в Иране / В. А. Зорин, М. Ростамиан // Высокие технологии в строительном комплексе. – 2022. – № 1. – С. 74-78. – EDN GHYTHJ.
- Математические модели и методики обеспечения приемлемых рисков информационно-измерительных и управляющих систем транзитных газопроводов / В. В. Алексеев, С. И. Гавриленко, А. Н. Панов, В. Е. Столяров. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. – 159 с. – ISBN 978-5-7629-1973-9.
- Махутов, Н. А. Прочность и безопасность: фундаментальные и прикладные исследования / Н. А. Махутов. – Новосибирск : Новосибирское отделение издательства "Наука", 2008. – 528 с. – ISBN 978-5-02-023249-5. – EDN QMGAIH.
- Махутов, Н. А. Конструкционная прочность, ресурс и техногенная безопасность : в 2-х ч. Ч. 1: Критерии прочности и ресурса / Н. А. Махутов ; отв. ред. К. В. Фролов, В. В. Москвичев. – Новосибирск : Наука, 2005. – 493 с. – ISBN 5-02-032493-0. – EDN QMENHR.
- Махутов, Н. А. Конструкционная прочность, ресурс и техногенная безопасность : в 2-х ч. Ч. 2: Обоснование ресурса и безопасности / Н. А. Махутов ; отв. ред. К. В. Фролов, В. В. Москвичев. – Новосибирск : Наука, 2005. – 610 с. – ISBN 5-02-032494-9. – EDN QMENIB.
- Zorin, V. A. Assessment of products risks of mechanical engineering by results of diagnosing / V. A. Zorin, N. I. Baurova, A. A. Pegachkov // Periodicals of Engineering and Natural Sciences. – 2019. – Vol. 7, No. 1. – P. 287-293. – DOI 10.21533/pen.v7i1.391. – EDN QJQBGB.
- Will, D. Hydraulik / D. Will, N. Gebhardt. – Berlin: Springer, 2011. – 523 p.
- Баурова, Н. И. Влияние климатических и эксплуатационных факторов на свойства ремонтных материалов / Н. И. Баурова // Автотранспортное предприятие. – 2009. – № 3. – С. 13-15. – EDN KLTJUZ.
- Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования : Учебное пособие / В. В. Буренин, Г. С. Мазлумян, Л. А. Пресняков [и др.]. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2017. – 217 с. – ISBN 978-5-7962-0223-4. – EDN ZALSZZ.
- Гринчар, Н. Г. Методы и средства повышения эксплуатационной надежности гидроприводов дорожных и строительных машин : специальность 05.05.04 "Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины" : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Гринчар Николай Григорьевич. – Москва, 2007. – 369 с. – EDN QDXWUP.
- Панов, А. Н. Риск-ориентированное проектирование. Управление конструкторско-технологическими рисками несущих конструкций мобильных машин / А. Н. Панов, О. Н. Юдина, Ж. А. Мрочек // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. – 2023. – № 19. – С. 59-66. – DOI 10.26160/2658-3305-2023-19-59-66. – EDN GVINIT.
- Панов, А. Н. Методология риск-ориентированного проектирования для обеспечения конкурентоспособности в мировом машиностроении / А. Н. Панов // Механика машин, механизмов и материалов. – 2023. – № 2(63). – С. 5-13. – DOI 10.46864/1995-0470-2023-2-63-5-13. – EDN BTGJAN.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СЕРВИСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Авторы:
Евгений Семенович Локшин – кандидат технических наук, профессор, заведующий секцией эксплуатации и сервиса кафедры дорожно-строительных машин МАДИ, г. Москва, Россия
Виктор Иванович Карагодин – доктор технических наук, профессор кафедры дорожно-строительных машин МАДИ, г. Москва, Россия, bik250248@yandex.ru
Алексей Юрьевич Горелов – старший преподаватель кафедры дорожно-строительных машин МАДИ, г. Москва, Россия, gorelov.aleksey@yandex.ru
Аннотация
В статье рассмотрена задача выбора, обоснования и ранжирования критериев оценки сервисного сопровождения дорожно-строительных машин. На основе глубокого анализа содержания и качества сервисных услуг с учетом отечественного и зарубежного опыта сформированы 14 критериев, всесторонне отражающих уровень требований к сервисному сопровождению. Дать оценку значимости критериев оценки услуг сервисного сопровождения фронтальных погрузчиков было предложено группе из 20 специалистов-экспертов в областях производства, потребления и обслуживания техники. С целью повышения объективности экспертных оценок анкета предусматривала не одновременное ранжирование всех 14 критериев, а их попарное сравнение с выбором более важного из двух критериев, что облегчало задачу эксперта. При обработке результатов анкетирования ранг критерия определялся по числу предпочтений, отданных экспертами этому критерию при попарном сравнении. Согласованность мнений экспертов оценивалась коэффициентами вариации их оценок по каждому критерию. Установлено, что между коэффициентами вариации и присвоенными критериям рангами существует тесная корреляционная связь. Мнения экспертов в отношении более важных критериев расходятся резче, чем в отношении второстепенных критериев, где наблюдается большее единодушие. В целом согласованность мнений экспертов можно считать удовлетворительной, о чем свидетельствуют величина и статистическая значимость коэффициента конкордации. Наиболее важными по мнению экспертной группы и близкими по значениям присвоенных экспертами рангов оказались два критерия: продолжительность и условия гарантийного и послегарантийного сопровождения, а также наличие всей номенклатуры запасных частей. Третий критерий – ценообразование (стоимость услуг) – отстает от них на целый балл. Это свидетельствует о том, что надежность и качество услуг тревожат клиента в сервисном сопровождении в большей степени, чем их цена.
Ключевые слова: сервисное сопровождение, дорожно-строительные машины, критерии оценки услуг, экспертиза, ранг услуги
Список источников
- Пастухов, А. Г. Реализация технологии контроля узлов механических трансмиссий на основе цифровой термодиагностики / А. Г. Пастухов, Е. П. Тимашов // Вестник машиностроения. – 2023. – № 1. – С. 24-29. – DOI 10.36652/0042-4633-2023-102-1-24-29. – EDN VLILQO.
- Тимашов, Е. П. Технико-экономическая оценка себестоимости внедрения средств автоматической диагностики узлов механических трансмиссий / Е. П. Тимашов // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2023. – № 1(37). – С. 41-45. – EDN GERGUH.
- Тимашов, Е. П. Техническая диагностика на этапах жизненного цикла изделия / Е. П. Тимашов // Цифровые и инженерные технологии в АПК : Материалы Национальной научно-практической конференции, Майский, 25 ноября 2021 года / Председатель оргкомитета: Стребков С.В. Заместитель председателя Голованова Е. В. Члены оргкомитета: Водолазская Н. В. Ломазов В.А. Миронов А.Л.. – Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2022. – С. 114-116. – EDN EHMMYY.
- Кононенко, А. С. Анализ теорий адгезии для ремонтных полимерных составов в техническом сервисе транспортных средств / А. С. Кононенко, Р. Р. Хаббатуллин // Инфокоммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте : сборник статей международной научно-практической конференции, Липецк, 20–21 апреля 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2022. – С. 279-282. – EDN UYSQBL.
- Кононенко, А. С. Восстановление шейки вала редуктора приклеиванием упрочненной втулки / А. С. Кононенко, И. Ю. Игнаткин, А. В. Дроздов // Клеи. Герметики. Технологии. – 2021. – № 8. – С. 33-39. – DOI 10.31044/1813-7008-2021-0-8-33-39. – EDN TTXMNN.
- Зорин, В. А. Прогнозирование остаточного ресурса гидромоторов строительных машин по результатам имитационного моделирования / В. А. Зорин, М. Нгуен Чонг // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2023. – № 3. – С. 15-19. – DOI 10.31044/1684-2561-2023-0-3-15-19. – EDN SYVOOU.
- Густов, Ю. И. Трибодеформационные изменения поверхностей трения подвижных сопряжений строительной техники / Ю. И. Густов, И. В. Воронина // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2021. – № 34. – С. 14-17. – EDN LXBMTO.
- Густов, Ю. И. Взаимосвязи прочностных и пластических показателей металлических материалов строительной техники и конструкций / Ю. И. Густов, И. В. Воронина // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2023. – № 37. – С. 12-17. – EDN FZZIGC.
- Горелов, А. Ю. Методические основы дифференциации дорожно-строительных машин на примере фронтальных погрузчиков / А. Ю. Горелов, Е. С. Локшин // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 2(92). – С. 37-39. – EDN ELWUJJ.
- Бешелев, С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Статистика, 1980. – 263 с.
- Капустин, В. В. Экспертиза и оценка стоимости транспортных средств / В. В. Капустин. – Минск : Беларуская навука, 1998. – 101 с. – ISBN 985-08-0270-7.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ТРАНСПОРТЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Авторы:
Сергей Александрович Филатов – кандидат технических наук, доцент, декан факультета логистики и общетранспортных проблем МАДИ, г. Москва, Россия, sfillatov@gmail.com
Александра Батыровна Тохтаева – старший преподаватель кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, г. Москва, Россия, tohtaeva07@mail.ru
Юлия Николаевна Зудина – ассистент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», аспирант, МАДИ, г. Москва, Россия, yulya20499@mail.ru
Ульяна Юрьевна Фомочкина – ассистент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», аспирант, г. МАДИ, Москва, Россия, uliana.fomo4@yandex.ru
Аннотация
Транспортная обеспеченность региона напрямую влияет на его транспортную доступность. Чем лучше развиты транспортная инфраструктура и её объекты, а также сеть основных путей сообщения, тем выше уровень доступности региона для жителей и предприятий. Статья посвящена определению показателя транспортной доступности регионов Арктической зоны РФ. В ней рассматриваются основные параметры, которые следует учитывать при оценке транспортной доступности. Авторами анализируются официальные статистические данные по протяженности автомобильных и железнодорожных путей сообщения и численности населения, а также существующие сезонные особенности доставки грузов по территории субъектов Арктической зоны РФ. На основе определяемого показателя исследуются существующие формулы расчета транспортной доступности региона, предложенные российскими и зарубежными учеными. На основе результатов проведенного исследования авторы предлагают использование в расчётах показателей протяженности основных путей сообщения, численности населения, а также поправочных коэффициентов, вычисленные на основе исследования периодов эксплуатации того или иного вида транспорта, в зависимости от погодных и климатических условий.
Ключевые слова: транспортная доступность, Арктическая зона Российской Федерации, показатель транспортной доступности, транспортная система, транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации
Список источников
- Филатов, С. А. Анализ транспортной доступности регионов Арктической зоны Российской Федерации для организации международного товародвижения / С. А. Филатов, А. Б. Тохтаева // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2023. – № 3(74). – С. 49-58. – EDN RQCNOP.
- Козлов, К. А. Стратегическая значимость Арктической зоны Российской Федерации / К. А. Козлов, Н. С. Гудовских, В. В. Кузнецов // Технологии гражданской безопасности. – 2010. – Т. 7, № 4(26). – С. 8-13. – EDN NBRYCH.
- Чижков, Ю. В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы / Ю. В. Чижков // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 1(68). – С. 27-32. – EDN YHHVIR.
- Селин, В. С. Тенденции развития арктических морских портов / В. С. Селин, И. В. Селин // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2018. – № 1(57). – С. 55-66. – DOI 10.25702/KSC.2220-802X-1-2018-57-55-66. – EDN XRCCCL.
- Куликов, А. В. Повышение эффективности автомобильных перевозок в условиях Крайнего Севера Российской федерации / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова, В. С. Дорохина // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2021. – Т. 18, № 3(79). – С. 286-305. – DOI 10.26518/2071-7296-2021-18-3-286-305. – EDN FFBWFR.
- Бадина, С. В. Проблемы транспортной доступности изолированных населённых пунктов Европейского сектора Арктической зоны России / С. В. Бадина, А. А. Панкратов, К. В. Янков // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2020. – Т. 26, № 1. – С. 305-318. – DOI 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317. – EDN HMHXKE.
- Митрюкова, К. А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия / К. А. Митрюкова // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Т. 13, № 7. – С. 2399-2412. – DOI 10.18334/epp.13.7.118352. – EDN IPMCMV.
- Чибряков, Я. Ю. Картографический метод исследования обеспеченности территорий транспортной сетью / Я. Ю. Чибряков // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 3. – С. 64-70. – EDN UMZTEJ.
- Analyzing accessibility improvement factors for multimodal transportation in the Arctic / S. Filatov, E. Barabanova, T. Krutova, D. Efimenko // Transportation Research Procedia, St. Petersburg, 02–04 июня 2021 года. – St. Petersburg, 2021. – P. 172-178. – DOI 10.1016/j.trpro.2021.09.039. – EDN GBQMRU.
- Транспортная доступность как индикатор развития региона / П. А. Лавриненко, А. А. Ромашина, П. С. Степанов, П. А. Чистяков // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 6(177). – С. 136-146. – EDN ECPMCF.
- Дабиев, Д. Ф. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России / Д. Ф. Дабиев, У. М. Дабиева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-2. – С. 283-284. – EDN UMALLP.
- Соколов, Ю. И. Риски северного завоза / Ю. И. Соколов // Проблемы анализа риска. – 2019. – Т. 16, № 4. – С. 32-47. – DOI 10.32686/1812-5220-2019-16-4-32-47. – EDN JLHIDY.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВНЕДРЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ «ЗЕЛЁНОЙ» ЛОГИСТИКИ
Авторы:
Сергей Васильевич Ленич – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные технологии», ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, Россия, mouselenich@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается решение актуальной проблемы снижения негативного воздействия на окружающую среду при выполнении грузовых автомобильных перевозок. Приведены показатели основных выбросов, отнесённые к единице транспортной работы, выполняемой грузовым автомобильным транспортом. Показано, что эти выбросы оказывают существенное влияние на изменение климата на планете. Решение этой проблемы возможно путём внедрения технологий «зелёной» логистики на всех участках транспортно-складских цепей. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду от грузового автомобильного транспорта достигается при местных доставках «от двери до двери» и при перевозках на начальных и конечных участках цепей поставок. Обобщены и систематизированы инструменты и технологии «зелёной» логистики в направлениях планирования, организации и совершенствования технологии грузовых автомобильных перевозок, включая модернизацию подвижного состава и условий его эксплуатации. Приведенные технологии позволяют получить оптимальные экономические и экологические результаты (минимальные суммарные затраты при сниженных выбросах и загрязнении окружающей среды). Наиболее перспективным направлением с позиций «зелёной» логистики являются терминальные автомобильные перевозки, в которых может быть реализован весь перечисленный в данной работе инструментарий. Дальнейшее совершенствование этих перевозок позволит повысить экономическую и экологическую эффективность грузового автомобильного транспорта.
Ключевые слова: «зелёная» логистика, экология, автомобильные перевозки, грузовой автомобиль, доставка товаров, оптимизация на транспорте
Список источников
- Rodrigue, J.-P. The geography of transport systems / J.-P. Rodrigue, C. Comtois, B. Slack. – 3rd ed. – London : Routledge, 2013. – 432 p.
- Sarkis, J. Green supply chain management / J. Sarkis, Y. Dou. – New York: Routledge, 2018. – 177 p.
- Ленич, С. В. Формирование транспортно-складских цепей на принципах "зелёной" логистики / С. В. Ленич, Ю. А. Никишкин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2022. – № 4. – С. 22-26. – DOI 10.36535/0236-1914-2022-04-4. – EDN GAUJRF.
- Подшивалова, К. С. Доставка мелкопартионных грузов автомобильным транспортом / К. С. Подшивалова. – Пенза : Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2014. – 123 с. – ISBN 978-5-9282-1192-9. – EDN XBEURJ.
- Гончарова, Ю. А. Задачи маршрутизации при транспортировке: обзор моделей, методов и алгоритмов. Часть 1 / Ю. А. Гончарова, Р. С. Валеев, А. Ф. Валеева // Логистика и управление цепями поставок. – 2019. – № 4(93). – С. 74-88. – EDN YSZQHL.
- The green vehicle routing problem: A systematic literature review / R. Moghdani, K. Salimifard, E. Demir, A. Benyettou // Journal of Cleaner Production. – 2021. – Vol. 279. – Art. No. 123691. – DOI 10.1016/j.jclepro.2020.123691.
- Green intermodal freight transportation: bi-objective modelling and analysis / E. Demir, M. Hrusovsky, W. Jammernegg, T. V. Woensel. // International Journal of Production Research. – 2019. – Vol. 57, No. 19. – P. 6162-6180. – DOI 10.1080/00207543.2019.1620363.
- Eco-driving technology for sustainable road transport: A review / Y. Huang, E. C. Y. Ng, J. L. Zhou, N. C. Surawski, E. F. C. Chan, G. Hong // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2018. – Vol. 93. – P. 596–609. –DOI 10.1016/j.rser.2018.05.030.
- Илхомов, Д. У. у. Влияние эко-вождения на эксплуатацию транспортных средств / Д. У. у. Илхомов // European Scientific Conference : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 февраля 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 80-82. – EDN WKWFJK.
- Maiorino, A. Refrigerated Transport: State of the Art, Technical Issues, Innovations and Challenges for Sustainability / A. Maiorino, F. Petruzziello, C. Aprea // Energies. – 2021. – Vol. 14, No. 21. – DOI 10.3390/en14217237.
- Green Logistics: Improving the Environmental Sustainability of Logistics / Eds. P. A. McKinnon, P. M. Browne, D. A. Whiteing, and M. Piecyk. – 3rd ed. – London ; Philadelphia: Kogan Page, 2015. – 426 p.
- Karmakar, G. Chemically Modifying Vegetable Oils to Prepare Green Lubricants / G. Karmakar, P. Ghosh, and B. K. Sharma // Lubricants. – 2017. – Vol. 5(4). – Art. no. 44. – DOI 10.3390/lubricants5040044.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
КАЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОГО КОЛЕСА ПО ЖЕСТКОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Авторы:
Алексей Николаевич Мамаев, кандидат технических наук, профессор кафедры «Техническая механика и компьютерное моделирование» Московский Политех, г. Москва, Россия, mamist-man@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-5003-0783
Мария Юрьевна Карелина, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, г. Москва, Россия, karelinamu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0335-7550
Александр Олегович Балабин, аспирант МАДИ, г. Москва, Россия, aobalabin@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-4091-5842
Аннотация
Одним из самых распространённых видов машин являются колёсные машины. Колеса транспортных средств, взаимодействуя с опорной поверхностью, непосредственно влияют на их эксплуатационные характеристики. В связи с этим возникают задачи анализа влияния параметров колес и условий качения на их тягово-динамические показатели колесных машин. Так как реализация сил и моментов, приложенных к колесам, происходит в зоне контакта колес с опорной поверхностью, то для решения этих задач необходимо рассматривать механику качения колеса с точки зрения его взаимодействия с опорной поверхностью. Разработанная авторами статьи методика, основанная на теории предварительного смещения элементов поверхности колеса в зоне контакта с опорной поверхностью и делении площадки контакта на зоны сцепления и скольжения, дает возможность по-новому подойти к рассмотрению механики качения колеса. Применение этой методики позволяет получить новые относительно несложные уравнения для силовых и кинематических параметров колеса, позволяющие определить продольную силу и мощность потерь на трение в зоне контакте, относительную потерю скорости (проскальзывание) колеса, границы участков сцепления и скольжения на площадке контакта, коэффициент сопротивления качению, коэффициент тангенциальной эластичности колеса. Выведенные авторами статьи уравнения содержат небольшое число легко определяемых экспериментально параметров и удобны как для теоретического, так и для практического использования. Правомерность используемой авторами методики исследования, а также принятых допущений, подтверждается сравнением полученных результатов с экспериментальными исследованиями других авторов.
Ключевые слова: колесо, качение, сопротивление качению, трение, мощность, сила
Список источников
- Three-dimensional global pattern prediction for tyre tread wear / H Huang, Y. Chiu, C. Wang, X. Jin // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. – 2015. – Vol. 229, No. 2 – P. 197-213. – DOI 10.1177/0954407014537640.
- Palanivelu, S. Determination of rolling tyre modal parameters using finite element techniques and operational modal analysis / S. Palanivelu, K. V. Narasimha Rao, K. K. Ramarathnam // Mechanical Systems and Signal Processing. – 2015. – Vol. 64–65. – P. 385-402. – DOI 10.1016/j.ymssp.2015.04.006.
- Liang, W. Analytical dynamic tire model / W. Liang, J. Medanic, R. Ruhl // Vehicle System Dynamics. – 2008. – Vol. 46, No. 3. – P. 197-227. – DOI 10.1080/00423110701267466.
- Tyre model development using co-simulation technique for helicopter ground operation / Y. Wang, M.V. Blundell, G. Woodand, C. Bastien // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part K: Journal of Multi-body Dynamics. – 2014. – Vol. 228, No. 4. – P. 400-413. – DOI 10.1177/1464419314541638.
- Wang, H. Simulation of tyre–pavement interaction for predicting contact stresses at static and various rolling conditions / H. Wang, I. L. Al-Qadi, I. Stanciulescu // International Journal of Pavement Engineering. – 2012. – Vol 13, No 4. – P. 310-321. – DOI 10.1080/10298436.2011.565767.
- Behroozi, M. Finite element analysis of aircraft tyre – Effect of model complexity on tyre performance characteristics / M. Behroozi, O. A. Olatunbosun, W. Ding // Materials & Design. – 2012. – Vol. 35. – P. 810-819. – DOI 10.1016/j.matdes.2011.05.055.
- Kim, S. Contact Pressure Distribution of Radial Tire in Motion With Camber Angle / S. Kim, K. Kondo, T. Akasaka // Tire Science and Technology. – 2000. – Vol. 28, No. 1. – P. 2-32. – DOI 10.2346/1.2135988.
- Numerical and experimental investigation on the camber performance of a non-pneumatic mechanical elastic wheel / X. Du, Y. Zhao, F. Lin, H. Fu, Q. Wang // Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering. – 2017. – Vol. 39, No. 9. – P. 3315-3327. – DOI 10.1007/s40430-016-0702-8.
- Вирабов, Р. В. О реализации касательной силы в зоне контакта упругих тел при качении / Р. В. Вирабов // Машиностроение. – 1967. – № 2. – С. 93-106.
- Karelina, M. Y. Mechanics of Elastic Wheel Rolling on Rigid Drum / M. Y. Karelina, T. A. Balabina, A. N. Mamaev // Proceedings of the 5th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2019) : Conference proceedings ICIE 2019, Sochi, Russia, 25–29 марта 2019 года / Federal State Autonomous Educational Istitution of Higher Education "South Ural State University" (national research university), Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)». – Sochi, Russia: Springer International Publishing, Switzerland AG, 2020. – P. 531-540. – DOI 10.1007/978-3-030-22063-1_56. – EDN VAOJBA.
- Determination of Power and Kinematic Wheel Parameters when Rolling against a Drum / T. A. Balabina, D. S. Simonov, V. R. Rogov [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019, Cholpon-Ata, 01 ноября 2019 года. Vol. 832. – BRISTOL: Institute of Physics Publishing, 2020. – P. 012077. – DOI 10.1088/1757-899X/832/1/012077. – EDN YSWWHF.
- Influence of Tire Tread Convexity on its Rolling with a Slip / M. Y. Karelina, T. A. Balabina, T. Y. Cherepnina [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019, Cholpon-Ata, 01 ноября 2019 года. Vol. 832. – BRISTOL: Institute of Physics Publishing, 2020. – P. 012078. – DOI 10.1088/1757-899X/832/1/012078. – EDN SNIAXU.
- Вирабов, Р. В. Тяговые свойства фрикционных передач / Р. В. Вирабов – Москва : Машиностроение, 1982. – 263 с.
- Ермилов, В. Н. Экспериментальное исследование напряжений в контакте массивной резиновой шины и жесткого основания при прямолинейном качении колеса / В.Н. Ермилов, А. Н. Мамаев // Производство шин, резинотехнических и асбестотехнических изделий. – 1982. – № 6. – С. 31-33.
- Ermilov, V. N. Experimental study of the contact stresses between a solid rubber tyre and a rigid surface during rolling of the wheel in a straight line / V. N. Ermilov, A. N. Mamaev // International Polymer Science and Technology. – 1983. – Vol.10, No. 7. – P. 78-79.
- Геометрические и кинематические параметры колеса и его сопротивление качению / В. Н. Евграфов, В. В. Московкин, В. А. Петрушов, И. А. Стригин // Автомобильная промышленность. – 1982. – № 8. – С.16-17.
О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО АНАЛИЗА
Авторы:
Мария Юрьевна Монина, системный аналитик, ООО «РТК ИТ», г. Москва, Россия, myumonina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8076-4769
Аннотация
В статье представлена методика оценки влияния количественных показателей и мероприятий, относящихся к сфере безопасности дорожного движения и характеризующих субъекты Российской Федерации, на количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Осуществлены сбор и компоновка массива многолетних исходных данных, их предварительная обработка, включая нормирование и масштабирование. Предложено в качестве количественного критерия рассматривать количество погибших в дорожных авариях. Сформирован комплекс методов статистической обработки данных применительно к рассматриваемой сфере и решаемым задачам, который включает корреляционный анализ, метод главных компонент, регрессионный анализ, оценку значимости факторов в математической модели, вероятностную оценку, проверку достоверности модели, проведение расчетов и интерпретацию полученных результатов. Предлагаемый подход отработан на задачах оценки результативности мероприятий федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения и влияния на снижение смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий мероприятий, находящихся в компетенции полиции и реализуемых в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Полученные количественные оценки качественно интерпретированы. Сделан вывод о возможности использования предлагаемой методики для построения математической модели дорожно-транспортной аварийности в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортная аварийность, погибшие в дорожно-транспортных происшествиях, анализ данных, корреляционный и регрессионный анализ
Список источников
- Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 15.08.2023).
- Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 15.08.2023).
- Россия в цифрах. 2020 : Крат. стат. сб. / редакционная коллегия: П. В. Малков – председатель [и др.]; Росстат. – Москва, 2020. – 550 с. – ISBN 978-5-89476-488-7.
- Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие / Е. О. Тарасенко, И. В. Зайцева, П. К. Корнеев, А. В. Гладков. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. – 229 с. – EDN ZEYOSP.
- Панченко, К. И. Анализ влияния факторов на индекс развития автомобильного транспорта с помощью корреляционно-регрессионного анализа / К. И. Панченко, А. Р. Семенова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 6. – С. 171-175. – EDN PETIHG.
- Орлов, А. И. Вероятностно-статистические модели корреляции и регрессии / А. И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 160. – С. 130-162. – DOI 10.21515/1990-4665-160-011. – EDN VBSKPK.
- Орлов, А. И. Оценивание размерности вероятностно-статистической модели / А. И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 162. – С. 1-36. – DOI 10.21515/1990-4665-162-002. – EDN IAIDPC.
- Кошмак, В. К. Сравнение выборок случайных величин. Параметрические и непараметрические статистики / В. К. Кошмак // Современные проблемы обучения математике в школе и вузе : материалы Международной научно-методической конференции. В 2-х томах, Псков, 04–06 октября 2018 года. Том I. – Псков: Псковский государственный университет, 2019. – С. 42-47. – EDNMSFTSX.
- Моделирование региональной дорожно-транспортной аварийности на основе пятилетних статистических данных / В. Т. Капитанов, В. В. Сильянов, А. Б. Чубуков, О. Ю. Монина // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 4(98). – С. 11-16. – EDN ZZFSMP.
- Монина, О. Ю. Оценка результативности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения / О. Ю. Монина, В. Т. Капитанов, М. Ю. Монина // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2023. – № 2. – С. 2-5. – EDN SSDUCR.
ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СИМ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ РАДИУСА КОЛЕСА
Авторы:
Владимир Анатольевич Купавцев, аспирант ОАО «НИИАТ», г. Москва, Россия, kupavtsev.v.a@bk.ru, http://orcid.org/0000-0003-3964-0534
Донченко Вадим Валерианович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, научный руководитель ОАО «НИИАТ», г. Москва, Россия, doncenko@niiat.ru, http://orcid.org/0000-0002-0544-7608
Аннотация
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема – безопасности дорожного движения, связанная с активным внедрением в транспортный процесс средств индивидуальной мобильности (СИМ). Согласно официальным источникам, в последние годы значительно увеличилось количество происшествий с участием СИМ, возникающих в результате опрокидывания устройства, наезда на пешеходов, столкновений с транспортными средствами и других видов происшествий, что свидетельствует об активном использовании городской инфраструктуры, предназначенной как для автомобильного, так и для пешеходного движения. С целью обеспечения определенного уровня безопасности движения СИМ необходимо установить допустимую скорость их движения с учетом городской инфраструктуры, а именно наличия определённых препятствий, с которыми возможно столкновение рассматриваемых устройств. В рамках выполненного исследования осуществлён анализ городской инфраструктуры и установлены основные виды препятствий, с которыми возможно столкновение рассматриваемых средств передвижения – СИМ. На основании анализа нормативных источников установлены геометрические показатели определенных препятствий. С использованием математических методов расчета выполнено моделирование процесса наезда СИМ на определенные виды препятствий, что позволило установить безопасную скорость движения, при которой не происходит опрокидывание (падение) рассматриваемого устройства. В результате расчета было установлено, что на значение безопасной скорости оказывает влияние и геометрия самого устройства, в частности радиус колеса. Выполненный расчет позволил установить зависимость изменения безопасной скорости движения с учетом изменения радиуса колеса СИМ.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, безопасность движения, столкновение, препятствия, городская инфраструктура, бордюр, радиус колеса
Список источников
- Купавцев, В. А. Оценка рисков возникновения аварий с участием средств индивидуальной мобильности в зарубежных странах и Российской Федерации / В. А. Купавцев, В. В. Донченко // Организация и безопасность дорожного движения : материалы ХIV Национальной научно-практической конференции с международным участием, Тюмень, 13 мая 2021 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 32-35. – EDN MRNPPS.
- Юнг, А. А. Оценка аварийности средств индивидуальной мобильности в различных условиях движения / А. А. Юнг, А. Г. Шевцова // Современная наука. – 2021. – № 2. – С. 31-36. – DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.007. – EDN VELXFF.
- Купавцев, В. А. Основные проблемы, возникающие при движении средств индивидуальной мобильности, и пути их решения / В. А. Купавцев, В. В. Донченко // Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетике и на транспорте : материалы XVI Международной научно-технической конференции, Вологда, 08 декабря 2021 года. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. – С. 327-331. – EDN ITJFWU.
- Юнг, А. А. Анализ аварийности с участием средств индивидуальной мобильности / А А. Юнг, И. С. Мурзина, А. Г. Шевцова // Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств : Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-технической конференции, Саратов, 16 апреля 2021 года. – Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2021. – С. 23-28. – EDN JKREBP.
- Киселенко, А. Н. Методы прогнозирования развития транспортных систем в современных условиях / А. Н. Киселенко, Е. Ю. Сундуков, Н. А. Тарабукина // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20, № 3(100). – С. 40-49. – DOI 10.30932/1992-3252-2022-20-3-5. – EDN LHQTDQ.
- Сильянов, В. В. Пути повышения эффективности управления дорожным движением в мегаполисах / В. В. Сильянов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2013. – № 3(66). – С. 1-4. – EDN RAMDMF.
- Zhankaziev, S. Current Trends of Road-traffic Infrastructure Development / S. Zhankaziev // Transportation Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 731-739. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.118. – EDN YVIGXH.
- Жанказиев, С. В. Концепция методики повышения безопасности дорожного движения за счет предоставления безопасного маршрута пользователям средств индивидуальной мобильности / С. В. Жанказиев, М. Н. Вражнова, А. А. Пашкова // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 1-1(80). – С. 43-49. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-1(80)-1-43-49. – EDN VJYJSF.
- Юнг, А. А. Оценка влияния СИМ на показатели транспортного потока при совместном движении / А. А. Юнг, А. Г. Шевцова, В. В. Васильева // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 1-2(80). – С. 43-49. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-2(80)-1-43-49. – EDN FFAIJD.
- Буйленко, В. Я. Экспертный анализ дорожных условий / В. Я. Буйленко, Ю. А. Короткова, А. А. Пахомова. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2019. – 108 с. – EDN DXSVXH.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Авторы:
Александр Иванович Солодкий, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «транспортных систем», СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург, Россия, asolodkiy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7385-6342
Станислав Сергеевич Евтюков, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «транспортных систем», СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург, Россия, ese-89@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3191-6508
Наталья Владимировна Черных, кандидат технических наук, доцент кафедры транспортных систем, СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург, Россия, vasnat_710@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0214-2665
Аннотация
В статье рассмотрены перспективные направления изменений, происходящих в основных подсистемах транспортного комплекса, к которым относятся транспортная инфраструктура, транспортные средства, технологические процессы транспорта, процессы управления транспортным комплексом и его элементами. Рассмотренные направления изменений необходимо учитывать при разработке решений по цифровой трансформации транспортной отрасли. Отмечено, что в подсистеме транспортная инфраструктура будут активно использоваться цифровые технологии при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры на основе цифровых моделей (двойников), с дальнейшим их использованием для решения задач управления перевозками и транспортным комплексом в целом. В подсистеме транспортные средства достаточно быстро развиваются технологии автономного вождения, автомобили становятся «беспилотными». В подсистеме технологических процессов транспорта идет переход к управлению в режиме реального времени с использованием многоуровневого моделирования, внедрением идеологии MaaS – «Мобильность как услуга» при перевозках пассажиров и грузов. В статье также поднимается вопрос важности организационного и кадрового обеспечения для успешного решения задач цифровой трансформации транспорта, так как новые направления изменений в отрасли требуют подготовки специалистов с определенным набором компетенций.
Ключевые слова: цифровизация транспортного комплекса, интеллектуальные транспортные системы, цифровой двойник, «Мобильность как услуга»
Список литературы
- Солодкий, А. И. Транспортная инфраструктура : Учебник и практикум / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 327 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15707-9. – EDN PZQKSG.
- Евстигнеев, И. А. Вопросы взаимодействия беспилотных транспортных средств с дорожной инфраструктурой / И. А. Евстигнеев, В. В. Шмытинский // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 6(85). – С. 17-21. – EDN QHGUJZ.
- Перспективы и проблемы внедрения BIM-технологии в отечественную строительную отрасль / В. П. Красильников, А. В. Андрианов, П. А. Красильников, О. Ю. Мещерякова // Геотехника. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 6-17. – DOI 10.25296/2221-5514-2022-14-2-6-17. – EDN SQYXBG.
- Шувалов, А. М. К вопросу об использовании BIM-технологий на протяжении всего жизненного цикла объекта транспортной инфраструктуры / А. М. Шувалов, Н. И. Токар // Вестник научных конференций. – 2022. – № 4-1(80). – С. 148-151. – EDN NBRMYO.
- Митев, И. С. CAD системы - обзор наиболее популярных САПР на российском рынке / И. С. Митев, К. К. Шестопалов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 1(23). – С. 8. – EDN YMKGEN.
- Мингазов, А. Р. Построение цифровой модели местности (ЦММ) в программных комплексах INDORCAD/Road и Топоматик Robur / А. Р. Мингазов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире : Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 11 июня 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 234-242. – EDN OVBQSK.
- Воробьев, А. И. Взаимодействие цифровой модели дороги с кооперативными системами / А. И. Воробьев, А. А. Ковешников // Наука и техника в дорожной отрасли, Москва, 18 марта 2021 года. Том Часть 3. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2021. – С. 110-112. – EDN GSWWVG.
- Ensuring the Safe Movement of Highly Automated Vehicles by Means of Digital Road Model Technology / A. I. Vorobyev, N. S. Golubchenko, A. A. Koveshnikov [et al.] // 2022 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, SOSG 2022 - Conference Proceedings, Moscow, 15–17 марта 2022 года. – Moscow, 2022. – DOI 10.1109/IEEECONF53456.2022.9744261. – EDN FYBKGG.
- Жанказиев, С. В. Возможности использования беспилотных автомобильных систем в решении задач транспортной логистики / С. В. Жанказиев // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 12(114). – С. 26-33. – EDN CVZXTY.
- Жанказиев, С. В. Тенденции развития автономных интеллектуальных транспортных систем в России / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, Д. Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 5(66). – С. 26-28. – EDN WZJSTL.
- Тарасов, А. Ю. Перспективы и преимущества использования автономных транспортных средств / А. Ю. Тарасов, И. А. Тарасова // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 16-19. – EDN EKNSIR.
- Солодкий, А. И. Развитие интеллектуальных транспортных систем в России: проблемы и пути их решения. Новый этап / А. И. Солодкий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 6. – С. 10-19. – DOI 10.25198/2077-7175-2020-6-10. – EDN PDUSFR.
- Зеленцова, В. В. План устойчивой городской мобильности в контексте MaaS / В. В. Зеленцова, Н. А. Слободчиков // Системный анализ и логистика. – 2022. – № 4(34). – С. 109-118. – DOI 10.31799/2077-5687-2022-4-109-118. – EDN VXMLCR.