Шестаков Павел Николаевич (1880-1942 гг.)



Профессор, кандидат технических наук Павел Николаевич Шестаков – выдающийся учёный-дорожник, который стоял у истоков становления высшего автомобильно-­дорожного образования в СССР и организации подготовки инженеров-дорожников в МАДИ.

Павел Николаевич Шестаков родился 17 июня 1880 г. в г.Калуге в семье ремесленника.

В 1905 г. поступил в МИУ (МИИТ), которое окончил в 1912 г. совмещаяучёбу с работой.

В последующие годы Павел Николаевич занимался практической инженерной работой, в т.ч. на руководящих должностях в Управлении шоссейных дорог. В середине 20-х начал преподавательскую деятельность в ИНХ им. Плеханова, Военно-транспортной академии, Транспортно-экономическом институте.

С конце 1930 г. П.Н. Шестаков был приглашён в МАДИ, с 1931 г. заведовал кафедрой дорожного дела, а после её разделения в 1932 г. на несколько самостоятельных кафедр – кафедрой «Изыскания и проектирования дорог» МАДИ.

В 1934 г. Павел Николаевич был утверждён в звании профессора, а в 1935 г. ему была присуждена учёная степень кандидата технических наук.
Профессором Шестаковым была основана своя научная школа и  организовано проведение производственной практики по изысканию дорог, выполнявшейся на реальных объектах по заданию производства. В МАДИ для этой цели был создан Проектно-производственный сектор, где получили первый опыт проектирования дорог ученики П.Н. Шестакова -  преподаватели М.С. Замахаев. О.В. Андреев, В. Ф. Бабков и др., ставшие также крупными учёными.

Основное внимание П.Н. Шестаков уделял созданию учебной литературы для подготовки кадров дорожников. Перу профессора принадлежат свыше 60  статей в научно-технических журналах, ьольшое число учебников для автомобильно-дорожных техникумов и институтов.
Павлу Николаевичу Шестакову принадлежит идея из­дания сборника примеров проектирования ав­томобильных дорог. Три издания «Упражнений по курсу проектирования автомобильных дорог» пользуются широкой известностью среди студентов и преподавателей.

С 1935 г. профессор Павел Николаевич Шестаков занимал должность заместителя директора института по научной и учебной части.

С 01.12.1937 г. по 29.01.1938 г. профессор Шестаков П.Н. возглавил институт, работал в должности директора МАДИ.

Последние предвоенные годы на кафедре «Изыскания и проектирование дорог» МАДИ по заданию ДорНИИ были начаты обширные исследования по уточнению технических условий на проектирование дорог. Основным достижением данных исследований явилось выполненное впервые в СССР М.С. Замахаевым под руководством П.Н. Шестакова определение коэффициентов продольного и поперечного сцепления шины с покрытием в целях нормирования их расчётной величины.

Намеченные профессором Шестаковым научно-методические установки курса «Изыскания и проектирование дорог», развиваемые и дополняемые его учениками, до сих пор составляют основу учебных программ автомобильно-дорожных иснтитутов.

Обширная эрудиция, исключительная логичность мышления, предвосхищение развития дорожно-транспортной инфраструктуры,  принципиальность и высокая работоспособность П.Н. Шестакова способствовали тому, что за первое десятилетие работы МАДИ, сложилось самостоятельное методическое направление высшего автомобильно-дорожного образования.

В 1942 г. в период эвакуации МАДИ в Янгиюль (УзбССР) Павел Николаевич Шестаков умер и похоронен неподалёку от средней школы, где располагался МАДИ с 1941 по 1943 гг.

Ученики П.Н. Шестакова: П.И. Фирстов, В.Ф. Бабков, Л.Л. Афанасьев, Ф.А. Недосекин, Н.В. Горелышев и многие другие, служили на многих фронтах Великой Отечественной войны в военно-дорожных подразделениях и отрядах РККА, вершили свой ратный подвиг и прокладывали дороги к Великой Победе!

1