«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 2 (77), июнь 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЛОДНОГО РЕСАЙКЛИНГА
Авторы:
Владимир Аполенарьевич Ярмолинский – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, appolonow.vlad@yandex.ru
Екатерина Сергеевна Буданова – аспирант МАДИ, старший преподаватель кафедры «Инфраструктура и транспорт» ЯГТУ, г. Ярославль, Россия, cat156026@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы подбора составов асфальтогранулобетонных смесей для повышения эффективности холодной регенерации дорожных конструкций. Проведен комплекс исследований, позволивший определить оптимальные составы асфальтогранулобетонов с учетом их укрепления различными видами вяжущего в условиях подзоны II1. Проведен комплекс лабораторных исследований образцов асфальтогранулобетона и дана оценка влияния основных факторов, влияющих на его физико-механические характеристики на основе планирования эксперимента. Установлено, что вид вяжущего в значительной степени оказывает влияние на физико-механические и гидрофизические показатели материалов. Наиболее высокими прочностными показателями обладают образцы на основе минерального вяжущего, в то же время они имеют повышенную хрупкость. При малом содержании цемента или его отсутствии прочность асфальтогранулобетона крайне низкая. Образцы на основе комплексных вяжущих имеют высокие показатели водостойкости и прочности. Применение только битумной эмульсии в качестве вяжущего не обеспечивает формирование материалов с необходимыми показателями прочности и водостойкости. Даны рекомендации по проектированию составов асфальтогранулобетонных смесей для повышения эффективности холодной регенерации в условиях избыточного увлажнения.
Ключевые слова: автомобильная дорога, сроки службы, холодный ресайклинг, дорожная конструкция, асфальтогранулобетонная смесь, структурообразование, избыточное увлажнение, математическое моделирование
Список источников
- Ярмолинский, В. А. Зависимость эффективности холодного ресайклинга от состава асфальтогранулобетонных смесей / В. А. Ярмолинский, Е. С. Буданова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2023. – № 3. – С. 21-23. – EDN AQOPHO.
- Долинский, Я. А. Методы регенерации нежестких дорожных одежд: проблемы качества, экономической эффективности и технологичности / Я. А. Долинский // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Омск, 29–30 ноября 2018 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2019. – С. 370-375. – EDN YVRXVJ.
- Рахимов, А. М. Технологии холодной регенерации асфальтобетонных покрытий и их применение в ООО "Стройсервис" (Омская область) / А. М. Рахимов, В. В. Сиротюк // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство : Сборник материалов II Национальной научно-практической конференции, Омск, 18–19 апреля 2019 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2019. – С. 325-329. – EDN KOBWAE.
- Борисенко, Ю. Г. Анализ применения технологий ресайклинга дорожных асфальтобетонных покрытий в России и за рубежом / Ю. Г. Борисенко, А. В. Ширяев, В. В. Корниенко // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2023. – № 4. – С. 16-23. – EDN QCGKXN.
- Ярмолинский, В. А. Повышение эффективности технологии холодного ресайклинга при избыточном увлажнении / В. А. Ярмолинский, Е. С. Буданова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2022. – № 3. – С. 20-23. – EDN AFKYXA.
- Проблемы эффективного применения технологии холодного ресайклинга дорожных одежд / Е. С. Буданова, В. А. Ярмолинский, А. С. Борисов, Н. С. Кучинов // Умные композиты в строительстве. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 31-42. – EDN JMGKYH.
- Емельянычева, Е. А. Способы улучшения адгезионных свойств дорожных битумов к минеральным материалам / Е. А. Емельянычева, А. И. Абдуллин // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 198-204. – EDN PVVDXB.
- Губа, В. В. Физико-механические свойства фрезерованного асфальтового гранулята / В. В. Губа, К. Р. Губа // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса : Межвузовский сборник научных статей (с международным участием) / Отв. ред. О.М. Батищева. – Самара : Самарский государственный технический университет, 2019. – С. 180-185. – EDN YHFZSJ.
- Кулешов, А. В. Восстановление дорожной одежды с использованием технологии холодного ресайклинга / А. В. Кулешов // Синергия Наук. – 2019. – № 31. – С. 699-725. – EDN ZWQPLH.
- Артемьева, Л. А. Подбор состава смеси при холодном ресайклинге / Л. А. Артемьева, В. М. Дудин // Семьдесят третья всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием : Сборник материалов конференции, в 2 ч., Ярославль, 20 апреля 2020 года. Том Часть 2. – Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2020. – С. 632-636. – EDN GPGOCE.
- Бахрах, Г. С. Холодные смеси с асфальтобетонным гранулятом / Г. С. Бахрах // Мир дорог. – 2021. – № 140. – С. 70-71. – EDN NJERNH.
- Бахрах, Г. С. Выбор оптимального содержания битума в асфальтогранулобетоне / Г. С. Бахрах // Мир дорог. – 2021. – № 137. – С. 102-104. – EDN SBBWIW.
- Шабуров, С. С. Органоминеральные смеси в основаниях и покрытиях автомобильных дорог в суровых климатических условиях / С. С. Шабуров, Р. П. Уласович // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2015. – № 2(13). – С. 112-118. – EDN TYWMKR.
- Щурин, К. В. Методика и практика планирования и организации эксперимента : практикум / К. В. Щурин, Д. А. Косых ; Рекомендовано к изданию Ученым советом Оренбургского государственного университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлениям подготовки 200500.62 Метрология, стандартизация и сертификация, 221400.62 Управление качеством, 221700.62 Стандартизация и метрология и по специальностям 200503.65 Стандартизация и сертификация, 220501.65 Управление качеством. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2012. – 185 с. – ISBN 978-5-4417-0131-0. – EDN TCLLPL.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ДЕТАЛЕЙ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН ВНЕДРЕНИЕМ 3D ПЕЧАТИ В ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Авторы:
Александр Олегович Дворянкин – аспирант МАДИ, г. Москва, Россия, alol113@yandex.ru
Наталья Ивановна Баурова – доктор технических наук, профессор, декан факультета «Дорожные и технологические машины» МАДИ, г. Москва, Россия, nbaurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9529-2031
Аннотация
Проанализированы особенности технологии изготовления деталей подъемно-транспортных машин литьем по выплавляемым моделям с применением мастер-моделей, изготовленных по технологии FDM 3D печати из ABS-пластика. Подробно отражены особенности технологического процесса, а также разработаны рекомендации, которые необходимо учитывать при изготовлении деталей подъемно-транспортных машин по предложенной технологии. Показано, что качественно выполненные этапы создания мастер-моделей и силиконовых форм позволяют снизить трудоёмкость изготовления последующих деталей за счет исключения в дальнейшем данных этапов из технологического процесса. Приведена технико-экономическая оценка эффективности применения разработанной технологии на примере изготовления зубчатого колеса опорно-поворотного устройства автокрана Галичанин КС-4572. Установлено, что себестоимость предложенной технологии превышает себестоимость традиционных технологий и технологии литья в песчаные 3D формы, но при этом ниже технологии литья по выплавляемым моделям с применением технологии SLA и технологии литья по выжигаемым моделям с применением технологии Quick Cast. Показано, что при увеличении объемов производства себестоимость изготовления детали по предлагаемой технологии снижается, так как применяемые мастер-модели и силиконовые формы при длительном использовании не теряют своих начальных свойств.
Ключевые слова: литье, 3D печать, FDM технология, CAD программы, силиконовые формы, восковые модели, трудоёмкость, себестоимость
Список источников
- Корбанов, В.Д. Применение аддитивных технологий при литье по выплавляемым моделям / В.Д. Корбанов // Литейное производство. – 2021. – № 8. – С. 21-22. – EDN AFWXMN.
- Санкин, Р.В. Повышение прочности оболочковых форм для литья по выплавляемым моделям / Р.В. Санкин, В.А. Палачев // Литейное производство. – 2023. – № 11. – С. 29-30. – EDN ABOQNU.
- Опыт разработки технологии изготовления модельной оснастки для отливок с применением СAD/CAM/CAE систем / Д.С. Чернов, А.В. Матвеев, С.А. Нестеров, Н.В. Сорокина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 63-2. – С. 39-43. – DOI 10.18411/lj-07-2020-30. – EDN FLVKJB.
- Применение аддитивных технологий для получения литых изделий технического назначения / А.Ю. Баринов, В.Н. Дьячков, К.В. Никитин [и др.] // Литейщик России. – 2018. – № 8. – С. 15-21. – EDN XUZKRF.
- Дворянкин, А.О. Способы предотвращения усадки мастер-моделей, изготавливаемых методами 3D печати / А.О. Дворянкин, Н.И. Баурова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2023. – № 4(75). – С. 67-74. – EDN ERWWFO.
- Дворянкин, А.О. Применение технологий 3D-печати при изготовлении мастер-моделей в машиностроении / А.О. Дворянкин, Н.И. Баурова // Технология металлов. – 2021. – № 9. – С. 17-21. – DOI 10.31044/1684-2499-2021-0-9-17-21. – EDN WSSBLC.
- Долголенко, И.С. Исследование способов упрочнения структуры заполнения деталей, напечатанных с использованием методов 3D-печати / И.С. Долголенко, И.С. Нефелов, А.Ю. Коноплин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2023. – № 3. – С. 27-31. – DOI 10.31044/1684-2561-2023-0-3-27-31. – EDN HKDJDE.
- Костина, Е.С. Разработка технологии точного литья заготовок деталей с применением FDM-технологии / Е.С. Костина // Международный академический вестник. – 2019. – № 10(42). – С. 99-102. – EDN ZLPGFT.
- Садоха, М. А. Повышение эффективности производства отливок в условиях мелкосерийного и единичного производства / М.А. Садоха, С.Л. Ровин // Литье и металлургия. – 2020. – № 3. – С. 10-14. – DOI 10.21122/1683-6065-2020-3-10-14. – EDN MUSSYC.
- Тигнибидин, А.В. Использование аддитивных технологий при прототипировании. Контроль геометрических характеристик детали из пластика ABS для определения исходных размеров для печати / А.В. Тигнибидин, С.В. Такаюк // Динамика систем, механизмов и машин. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 57-65. – DOI 10.25206/2310-9793-2018-6-2-57-65. – EDN YNVRGH.
- Нефелов, И.С. Технико-экономическое обоснование возможности применения аддитивных технологий при ремонте пластмассовых деталей дорожных машин / И.С. Нефелов, А.А. Томилина // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2022. – № 1. – С. 8-11. – DOI 10.31044/1684-2561-2022-0-1-8-11. – EDN TTWHXU.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ЭКСКАВАТОРОВ С МИНИМАЛЬНОЙ МЕТАЛЛОЕМКОСТЬЮ
Авторы:
Ирина Вячеславовна Одинокова – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, г. Москва, Россия, odinokova_iv@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-37-7435, https://orcid.org/0009-0006-37-7435
Мохаммад Жалаль – аспирант кафедры «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, г. Москва, Россия, galaloomohamad83@gmail.com
Виталий Валентинович Гаевский – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, г. Москва, Россия, vit-life@rambler.ru
Сергей Алексеевич Горбунов – аспирант кафедры «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, г. Москва, Россия, sergeygorbunov756@gmail.ru
Даниил Андреевич Федулов – магистрант кафедры «Детали машин и теория механизмов» МАДИ, г. Москва, Россия, feda8851@gmail.com
Аннотация
В данной статье представлена методика проектирования элементов рабочего оборудования гидравлических экскаваторов с высокой надежностью и минимальной металлоемкостью. Предложено определять расчетные нагрузки при неопределенности свойств грунта. Распределение значений неопределённых нагрузок определяется с использованием метода Монте-Карло на основе существующей модели (McKyes) резания грунта, в которой параметры грунта рассматриваются как переменные. Расчетные нагрузки, применяемые в процессе проектирования/оптимизации, оцениваются с использованием методологии 3-сигма. Эти нагрузки применяются для расчета сил реакции в шарнирах элементов рабочего оборудования экскаватора с использованием динамической модели, построенной с помощью MATLAB на основе кинематической модели рабочего оборудования в ходе процесса копания. В программе SpaceClaim 2019 создана 3D геометрическая модель элементов рабочего оборудования. Толщины пластин элементов и толщины проушин выбраны в качестве проектных переменных для задачи оптимизации. В среде ANSYS сформулирована задача оптимизации, направленная на уменьшение массы элемента и снижение максимальных напряжений, возникающих в нем. Установлена интерактивная связь между программами MATLAB и ANSYS для выполнения процесса оптимизации элементов. Таким образом, применение предложенной методики проектирования элементов рабочего оборудования при неопределенных нагрузках позволяет достичь хорошего компромисса между массой элемента и максимальными напряжениями, которые возникают в элементе.
Ключевые слова: рабочее оборудование экскаватора, неопределенные нагрузки, метод Монте-Карло, разработка методики оптимизации, моделирование неопределенности сопротивления грунта копанию
Список источников
- Махмудов, Ш. А. Проектирование и анализ ковша экскаватора в программе ANSYS / Ш. А. Махмудов, У. Э. Каюмов, Ш. С. Пардаева // Universum: технические науки. – 2022. – № 5-5(98). – С. 52-58. – DOI 10.32743/UniTech.2022.98.5.13582. – EDN DYSUYI.
- Кулешов, А. В. Оптимизация металлоконструкций исполнительного органа гидравлического экскаватора в среде САПР / А. В. Кулешов, В. А. Слепченко, И. В. Слепченко // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2017. – № 2(61). – С. 204-210. – EDN YKGPNV.
- Зотов, О. А. Моделирование псевдоферменной конструкции рабочего оборудования одноковшового экскаватора / О. А. Зотов, Д. Ю. Густов // Вестник МГСУ. – 2019. – Т. 14, № 3(126). – С. 376-385. – DOI 10.22227/1997-0935.2019.3.376-385. – EDN ZWOZOU.
- Минин, В. В. Оптимизация параметров сортировочного ковша экскаватора / В. В. Минин, В. А. Дмитриев, К. Н. Бутрим // Механики XXI веку. – 2023. – № 22. – С. 70-75. – EDN NOLKKJ.
- Безкоровайный, П. Г. Определение рациональных параметров рабочего оборудования гидравлического экскаватора с напорным звеном / П. Г. Безкоровайный, В. С. Шестаков // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. – 2023. – № 1. – С. 25-35. – DOI 10.21440/0536-1028-2023-1-25-35. – EDN HMXSFD.
- Failure assessment of a weld-cracked mining excavator boom / H. Maury, D. Illera, V. Pugliese [et al.] // Engineering Failure Analysis. – 2018. – Vol. 90. – P. 47-63. – DOI 10.1016/j.engfailanal.2018.03.022. – EDN ZSXAKU.
- Bošnjak, S. M. Comments on "design of aluminium boom and arm for an excavator" / S. M. Bošnjak // Journal of Terramechanics. – 2011. – Vol. 48, No. 6. – P. 459-462. – DOI 10.1016/j.jterra.2011.09.001. – EDN PMIXZL.
- Статический анализ рабочего оборудования одноковшового экскаватора и оптимизация ковша / Ж. М. Мохаммад, И. В. Одинокова, Т. А. Сидоренко, Д. А. Мохаммад // Строительные и дорожные машины. – 2020. – № 7. – С. 14-19. – EDN HUKLVQ.
- Одинокова, И. В. Оптимизация конструкции рукояти экскаватора при рассмотрении неопределенной нагрузки / И. В. Одинокова, Ж. М. Мохаммад // Наука и техника в дорожной отрасли : Материалы конференции, Москва, 18 марта 2021 года. Том 2. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2021. – С. 13-15. – EDN BFOLNT.
- Optimal design of the front linkage of a hydraulic excavator for multi-objective function / J. W. Kim, S. Jung, J. Kim [et al.] // Journal of Mechanical Science and Technology. – 2014. – Vol. 28, No. 8. – P. 3103-3111. – DOI 10.1007/s12206-014-0718-x. – EDN YJQCTM.
- Blouin, S. Review of resistive force models for earthmoving processes / S. Blouin, A. Hemami, M. Lipsett // Journal of Aerospace Engineering. – 2001. – Vol. 14, No. 3. – P. 102-111. – DOI 10.1061/(ASCE)0893-1321(2001)14:3(102). – EDN YILFBE.
- Awuah-Offei, K. Efficient Cable Shovel Excavation in Surface Mines / K. Awuah-Offei, S. Frimpong // Geotechnical and Geological Engineering. – 2011. – Vol. 29, No. 1. – P. 19-26. – DOI 10.1007/s10706-010-9366-9. – EDN YKSLGC.
- Павлов, В. П. Алгоритм расчета силы и энергоемкости резания грунта по траектории большой кривизны / В. П. Павлов // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. – Т. 7, № 1. – С. 185-188. – EDN NCMGPB.
- Демиденко, А. И. Экспериментальные исследования процесса резания талого грунта резцом фрезерного рабочего оборудования экскаватора / А. И. Демиденко, И. С. Кузнецов // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. – 2022. – № 3. – С. 32-43. – DOI 10.21440/0536-1028-2022-3-32-43. – EDN RTLQVN.
- Иваненко, М. Б. Исследование напряженного состояния сочлененной стрелы карьерного экскаватора / М. Б. Иваненко, В. Г. Ананин, В. А. Слепченко // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2016. – № 3(56). – С. 205-210. – EDN WAGNSP.
- Динамическая модель рабочего оборудования гидравлического экскаватора в процессе копания / Ж. М. Мохаммад, И. В. Одинокова, А. И. Нефедкин, А. М. Джафул // Строительные и дорожные машины. – 2022. – № 4. – С. 17-21. – EDN BIOPDP.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ТРАНСПОРТЕ
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИТС
Авторы:
Игорь Евгеньевич Агуреев – доктор технических наук, профессор кафедры транспортно-технологических машин и процессов, ТулГУ, г. Тула, Россия, agureev-igor@yandex.ru
Роман Николаевич Хмелев – доктор технических наук, профессор кафедры транспортно-технологических машин и процессов, ТулГУ, г. Тула, Россия, hrn@yandex.ru
Юрий Владимирович Федюкин – заместитель начальника учреждения, ФКУ «Дороги России», г. Москва, Россия, fedukin@list.ru
Аннотация
В статье представлена обобщенная модель транспортной системы с управлением в виде множества технических средств организации дорожного движения. Модель разработана на основе теории транспортных макросистем, аналог которой за рубежом называется «теория городских систем». Методы теории позволяют использовать при поиске равновесных энтропийный подход состояний и понятия «емкости состояний» и «априорные вероятности», которые применяются для расчетов распределения участников дорожного движения по объектам транспортной системы. При оценке эффективности интеллектуальных транспортных систем предполагается, что внедренные технические средства оказывают влияние на перераспределение транспортных потоков за счет локальных изменений интенсивностей движения, пропускных способностей и емкостей участков улично-дорожной сети, парковочного пространства, других элементов транспортных систем. Предложенная модель учитывает изменение априорных вероятностей нахождения транспортных средств в сети и создает возможности для расчета состояний транспортной системы до и после реализации мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы и позволяет выполнять в рамках численной реализации вычислительный эксперимент для прогнозирования эффективности мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем.
Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, математическая модель, модель стационарных состояний системы, расчет эффективности мероприятий
Список источников
- Михеева, Т. И. Моделирование движения в интеллектуальной транспортной системе / Т. И. Михеева // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва. – 2004. – № 2(6). – С. 118-126. – EDN IQFSTN.
- Демин, В. А. Концепция аналитической модели управления в транспортно-логистической системе как подсистеме интеллектуальной транспортной системы / В. А. Демин // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 1(72). – С. 146-151. – DOI 10.23968/1999-5571-2019-16-1-146-151. – EDN TBDSTB.
- Социально-экономическая эффективность ИТС: анализ и оценка потенциала / С. И. Королев, М. В. Стоян, В. В. Терентьев [и др.] // Транспортное дело России. – 2020. – № 4. – С. 57-59. – EDN DTFRIM.
- Солодкий, А. И. Развитие интеллектуальных транспортных систем в России: проблемы и пути их решения. Новый этап / А. И. Солодкий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 6. – С. 10-19. – DOI 10.25198/2077-7175-2020-6-10. – EDN PDUSFR.
- Кадасев, Д. А. Интеллектуальное управление транспортными потоками при возникновении дорожно-транспортных инцидентов / Д. А. Кадасев, Н. В. Воронин // Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, методы, решения : Материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием. В 2 частях, Тольятти, 22–24 апреля 2019 года. Том Часть 2. – Тольятти: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. – С. 110-116. – EDN PQFLGR.
- Жанказиев, С. В. Принципы формирования государственной системы сертификации элементов ИТС в Российской Федерации / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, М. В. Гаврилюк // Транспорт Российской Федерации. – 2021. – № 1-2(92-93). – С. 3-6. – EDN TMFCOL.
- Построение и применение модели эффективности интеллектуальной транспортной системы / Ю. В. Федюкин, Е. И. Минаков, И. Е. Агуреев [и др.] // Надежность и качество сложных систем. – 2023. – № 4(44). – С. 77-87. – DOI 10.21685/2307-4205-2023-4-7. – EDN BXKGTZ.
- Капитанов, В. Т. О рационализации процесса внедрения интеллектуальной транспортной системы / В. Т. Капитанов, А. Б. Чубуков // Мир транспорта и технологических машин. – 2015. – № 2(49). – С. 117-123. – EDN TYNSAF.
- Левин, Б. А. Транспортные кибер-физические системы / Б. А. Левин, И. Н. Розенберг, В. Я. Цветков // Наука и технологии железных дорог. – 2017. – Т. 1, № 3(3). – С. 3-15. – EDN ZIBWKD.
- Гречушкин, И. В. Способ иерархического управления интеллектуальной транспортной системой при управлении движением колонны / И. В. Гречушкин, И. О. Прутчиков, А. В. Репин // Робототехника и техническая кибернетика. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 207-213. – DOI 10.31776/RTCJ.9306. – EDN NOJFUW.
- Разработка математической модели управления движением транспортного потока / С. Н. Глаголев, И. А. Новиков, Л. Е. Кущенко, Л. А. Королева // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 1-1(80). – С. 68-75. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-1(80)-1-68-75. – EDN FXQHOE.
- Жаков, В. В. Экономические перспективы реализации городских интеллектуальных транспортных систем / В. В. Жаков, Г. А. Зейналова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2022. – № 80. – С. 45-49. – DOI 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.598. – EDN JOVBIH.
- Головнин, О. К. Веб-ориентированная система информационной поддержки управления транспортной инфраструктурой / О. К. Головнин, А. Н. Имамутдинов // Proceedings of the 4 th International Conference “Information Technologies for Intelligent Decision Making Support”, 17–19 мая 2016 года. Том 1. – Уфа : УГАТУ, 2016. – С. 133-138. – EDN VYFCHZ.
О МЕТОДАХ ОЦЕНКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Авторы:
Вадим Валерианович Донченко – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ОАО «НИИАТ», г. Москва, Россия, v.v.donchenko@yandex.ru
Сергей Александрович Андреев – аспирант ОАО «НИИАТ», г. Москва, Россия, andreevsa@niiat.ru
Аннотация
Сложность городских транспортных систем, необходимость при их планировании обеспечивать как потребности общества в перевозках, так и снижение широкого спектра негативных последствий, связанных с работой транспорта, ставят задачу нахождения баланса между мобильностью, доступностью целей поездок и качеством предоставляемых пользователю транспортных услуг. В этой связи в статье рассматриваются аспекты формирования модели организации транспортного обслуживания населения, в соответствии с которой достижимость целей поездок увязывается с качеством услуг, предоставляемых в мультимодальных транспортных цепочках. В основе подобной модели лежит доступность как комплексный показатель, объективно и логически влияющий на транспортный спрос. Воздействия на показатели доступности (транспортной и нетранспортной) и управление качеством предоставляемых транспортных услуг создают условия для перераспределения транспортного спроса с личного автотранспорта на пассажирский транспорт общего пользования и альтернативные формы мобильности.
Ключевые слова: городские транспортные системы, пассажирский транспорт общего пользования, качество транспортных услуг, методы оценки
Список источников
- Трофименко, Ю. В. Актуализированный прогноз численности, структуры автомобильного парка россии по типу энергоустановок и выбросов парниковых газов до 2050 года / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2023. – Т. 20, № 3(91). – С. 350-361. – DOI 10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361. – EDN DDEUBI.
- Trofimenko, Y. Problems and prospects of sustainable low carbon development of transport in Russia / Y. Trofimenko, V. Komkov, V. Donchenko // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : 3, Moscow, 18 мая 2018 года. – Moscow, 2018. – P. 012014. – DOI 10.1088/1755-1315/177/1/012014. – EDN YBLOUX.
- Устойчивое развитие урбанизации / И. В. Спирин, Ю. М. Гришаева, С. Н. Глазачев [и др.] // Астраханский вестник экологического образования. – 2019. – № 6(54). – С. 75-85. – EDN QMIUVV.
- Trofimenko, Yu. V. Problems and prospects of decarbonization of road transport in the Russian Federation / Yu. V. Trofimenko // BRICS Transport. – 2023. – Vol. 2, No. 4. – DOI 10.46684/2023.4.1. – EDN YNWSRX.
- Yakimov, M. Developing an urban public passenger transport route network with account for natural resource limitations / M. Yakimov, Y. Trofimenko // Transportation Research Procedia, Saint Petersburg, 27–29 сентября 2018 года. Vol. 36. – Saint Petersburg: Elsevier B.V., 2018. – P. 801-809. – DOI 10.1016/j.trpro.2018.12.078. – EDN PUQGDW.
- Якимов, М. Р. Электрический пассажирский транспорт общего пользования как основа маршрутной сети в средних и крупных городах Российской Федерации / М. Р. Якимов, А. А. Путин, А. С. Нестерова // Транспорт Урала. – 2021. – № 2(69). – С. 17-21. – DOI 10.20291/1815-9400-2021-2-17-21. – EDN BEYLJI.
- Вучик, В. Транспорт в городах, удобных для жизни. Монография / В. Вучик. – Москва : ИД Территория будущего, 2011. – 576 с. – ISBN 978-5-91129-058-0. – EDN RAYWFL.
- Якимов, М. Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов / М. Р. Якимов, Ю. В. Трофименко. – 2-е издание. – Пермь : Агентство РАДАР, 2022. – 536 с. –ISBN 978-5-6048401-0-8. – EDN IRPVVJ.
- Маркетинговый подход к управлению качеством транспортного обслуживания / А. М. Асалиев, Н. Б. Завьялова, О. В. Сагинова [и др.]; Под редакцией Н.Б. Завьяловой, О.В. Сагиновой, И.В. Спирина. – Новосибирск : Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2016. – 172 с. – ISBN 978-5-00068-521-1. – EDN VVQZBP.
- Спирин, И. В. Определение затрат времени пассажиров на поездки в городах / И. В. Спирин // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18, № 3(88). – С. 28-43. – DOI 10.30932/1992-3252-2020-18-28-43. – EDN HTJUMM.
- Поляков, А. С. Повышение эффективности функционирования транспортного комплекса города / А. С. Поляков, С. В. Жанказиев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 4(78). – С. 3-6. – EDN XEENFF.
- Донченко, В. В. Доступность и методы её оценки в процессах планирования городских транспортных систем / В. В. Донченко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 1(35). – EDN TGTHFA.
- Спирин, И. В. Содержание понятия транспортной доступности / И. В. Спирин, В. М. Беляев // Мир транспорта. – 2018. – Т. 16, № 5(78). – С. 26-38. – EDN JXEVGA.
- Донченко, В. В. Понятие доступности в транспортном планировании: анализ современных зарубежных подходов / В. В. Донченко // Научный вестник автомобильного транспорта. – 2022. – № 3. – С. 5-13. – EDN UBHDJC.
- Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания / О. В. Сагинова, И. В. Спирин, Н. Б. Завьялова, Р. Р. Сидорчук // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – Т. 7, № 2(26). – С. 28-37. – DOI 10.18184/2079-4665.2016.7.2.28.37. – EDN WEBCJV.
- Горев, А. Э. Развитие городских транспортных систем крупных городов / А. Э. Горев // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 6(67). – С. 50-53. – EDN XROJPL.
- Якимов, М. Р. О подходах к формированию эффективной системы пассажирского транспорта общего пользования / М. Р. Якимов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 8. – С. 10-18. – DOI 10.25198/2077-7175-2019-8-10. – EDN MIQCTR.
ПРОВЕРКА ДИСПЕТЧЕРСКИХ ДАННЫХ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПЛАТЕЖНЫХ ВАЛИДАТОРОВ ПО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
Авторы:
Александр Валериевич Мартыненко – кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Транспортное моделирование» УрГУПС; старший научный сотрудник ИЭ УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия, AMartynenko@usurt.ru, https://orcid.org/0000-0002-4701-6398
Денис Жавдатович Сайфутдинов – аспирант кафедры «Естественнонаучные дисциплины» УрГУПС, г. Екатеринбург, Россия, densssovv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1684-0015
Аннотация
Платежная и навигационная системы городского общественного транспорта являются источником данных, на основе которых можно получить полную информацию о пространственном распределении пассажиропотоков и рассчитать значения различных показателей работы транспорта. Как правило, платежная и навигационная системы функционируют независимо (услуги предоставляются разными операторами и технические устройства, обеспечивающие функционирование каждой из этих систем, не взаимодействуют между собой), а связь между ними отражается в диспетчерской информации о распределении кондукторов с переносными платежными валидаторами по транспортным средствам. В силу различных обстоятельств некоторые кондукторы могут обслуживать совсем не те транспортные средства, которые указаны в данных, поступающих от диспетчеров. Соответственно, информация о распределении валидаторов будет содержать ошибки, что, в свою очередь, будет снижать точность результатов, получаемых на основе платежных и навигационных данных. В настоящей работе предлагается подход к проверке данных о распределении платежных валидаторов по транспортным средствам на основании сравнения суточной активности валидаторов и геотрекеров. Показано, что такую проверку можно свести к задаче об оптимальном назначении, где в качестве стоимостей выполнения работ используются различные меры схожести для указанных суточных активностей. Предложенный подход был применен к проверке данных платежной и навигационной систем г. Екатеринбурга.
Ключевые слова: платежная система, навигационная система, городской общественный транспорт, пассажиропотоки, цифровизация транспорта
Список источников
- Петрова, Д. В. Современные подходы к организации мониторинга пассажиропотоков общественного транспорта городских агломераций / Д. В. Петрова // International journal of open information technologies. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 47-57. – EDN XZKKSM.
- Тестирование системы аппаратного учета пассажиропотока в реальных условиях городского маршрута / А. М. Ковалев, К. В. Егоров, Р. Р. Санжапов, Е. Г. Прыткова // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2021. – № 4(58). – С. 12-18. – EDN EMUULW.
- Cui, A. Bus passenger origin–destination matrix estimation using automated data collection systems: M.S. thesis / Alex Cui. – Massachusetts institute of technology. dept. of civil and environmental engineering, 2006. – 133 p.
- Zhao, J. Estimating a rail passenger trip origin-destination matrix using automatic data collection systems / J. Zhao, A. Rahbee, N. H. M. Wilson // Computer-Aided Civil and Infrastructure Engineering. – 2007. – Vol. 22(5). – P. 376-387. – DOI 10.1111/j.1467-8667.2007.00494.x.
- Munizaga, M. A. Estimation of a disaggregate multimodal public transport Origin–Destination matrix from passive smartcard data from Santiago, Chile / М. A. Munizaga, C. Palma // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2012. – Vol. 24. – P. 9-18. – DOI 10.1016/j.trc.2012.01.007.
- Origin and Destination Estimation in New York City with Automated Fare System Data / J. J. Barry, R. Newhouser, A. Rahbee, S. Sayeda // Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2002. – Vol. 1817(1). – P. 183-187. – DOI 10.3141/1817-24.
- Barry, J. J. Use of Entry-Only Automatic Fare Collection Data to Estimate Linked Transit Trips in New York City / J. J. Barry, R. Freimer, H. Slavin // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2009. – Vol. 2112(1). – P. 53-61. – DOI 10.3141/2112-07.
- Automated Inference of Linked Transit Journeys in London Using Fare-Transaction and Vehicle Location Data / J. B.Gordon, H. N. Koutsopoulos, N. Y. M.Wilson, J. P. Attanucci // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2013. – Vol. 2343(1). – P. 17-24. – DOI 10.3141/2343-0.
- Estimation of origin-destination matrices under automatic fare collection: the case study of Porto transportation system / J. Hora, T.G. Diasa, A. Camanhoa, T. Sobral // Transportation research procedia. – 2017. – Vol. 27– P. 664-671. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.12.103.
- Фадеев, А. И. Методика определения корреспонденций пассажиров общественным транспортом из операций валидаций электронных проездных билетов / А. И. Фадеев, С. Алхуссейни // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2022. – Т. 19, № 3(85). – С. 370-397. – DOI 10.26518/2071-7296-2022-19-3-370-397. – EDN SUGGFY.
- Фадеев, А. И. Обследование пассажирских потоков путем анализа валидаций электронных проездных билетов / А. И. Фадеев, С. Алхуссейни // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2021. – Т. 18, № 1(77). – С. 52-71. – DOI 10.26518/2071-7296-2021-18-1-52-71. – EDN WJMTSM.
- Медведева, О. А. Задача о назначениях с возможностью обучения / О. А. Медведева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. – 2013. – № 1. – С. 85-94. – EDN PXMHMF.
- Лелякова, Л. В. Прикладные задачи о назначениях (модели, алгоритмы решения) / Л. В. Лелякова, А. Г. Харитонова, Г. Д. Чернышова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. – 2017. – № 2. – С. 22-27. – EDN ZDWOKF.
- Модифицированный венгерский метод / М. А. Бебишев, О. В. Корчевская, А. С. Борисов [и др.] // Хвойные бореальной зоны. – 2012. – Т. 30, № 5-6. – С. 97-102. – EDN RUEEES.
- Гасников, А. В. Современные численные методы оптимизации. Метод универсального градиентного спуска / А. В. Гасников. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Московский физико-технический институт (государственный университет), 2018. – 181 с. – ISBN 978-5-7417-0667-1. – EDN UWLALM.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВЛИЯНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ЕМКОСТЬ ТЯГОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Екатерина Петровна Парлюк – доктор технических наук, профессор кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия, Parlyuk@bmstu.ru
Виктор Иванович Карагодин – доктор технических наук, профессор кафедры «Дорожно-строительные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, bik250248@yandex.ru
Алексей Александрович Солнцев – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, г. Москва, Россия, solntsev@madi.ru
Лев Леонидович Зиманов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, г. Москва, Россия, zimanov@madi.ru
Аннотация
За последнее десятилетие производство электрических транспортных средств стало актуальным, поскольку снизилось потребление ископаемого топлива и негативное воздействие автомобилей с ДВС на окружающую среду. Наиболее важными компонентами электромобилей являются тяговая аккумуляторная батарея и связанная с ней система охлаждения. Температура считается важным показателем, влияющим на емкость тяговых аккумуляторных батарей (ТАБ) электромобилей. Поэтому очень важно изучить взаимосвязь между емкостью и температурой ТАБ. Эксплуатация аккумулятора в режимах, отличных от рекомендованных производителем, значительно сокращает срок службы ТАБ. Широкое использование аккумуляторных батарей в электромобилях, грузовом и пассажирском транспорте привело к необходимости решения проблем, связанных с рациональными и эффективными способами их зарядки, а также соблюдения температурных и эксплуатационных показателей. ТАБ развиваются в направлении высокой плотности энергии и мощности. В то же время мощность тепловыделения увеличивается с увеличением объема батареи, и таким образом неравномерность температуры поверхности отдельной батареи становится более существенной. В данной статье рассматриваются основные подходы и методы исследования ресурса ТАБ электромобилей, приведен анализ причин деградации и названы процессы, происходящие в ТАБ во время зарядки/разрядки. Были определены основные факторы, влияющие на срок службы ТАБ: токи зарядки и разрядки, температура, количество циклов, глубина разряда, рабочий диапазон уровня заряда.
Ключевые слова: тепловой поток, терморегулирование, температура, батарея, емкость, разряд, заряд, система охлаждения, ток, электромобиль
Список источников
- Малинин, Н. Н. Прикладная теория пластичности и ползучести : Учебник для студентов вузов / Н. Н. Малинин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Научно-техническое издательство "Машиностроение", 1975. – 400 с. – EDN VLPSRF.
- Проектирование полноприводных колесных машин / Б. А. Афонасьев, И. Ф. Бочаров, Л. Ф. Жеглов [и др.]. Том 1. – Москва : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)", 1999. – 488 с. – ISBN 5-7038-1336-0. – EDN WBNXFY.
- Терентьев, Е. Е. Методика выбора типа аккумулятора для эксплуатации электромобилей в регионах с холодным климатом / Е. Е. Терентьев, И. М. Блянкинштейн // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 1. – С. 112-124. – DOI 10.25198/2077-7175-2023-1-112. – EDN FNKXAN.
- Савич, Е. Л. Источники питания электромобилей: пособие для студентов специальностей 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей (по направлениям)» по направлению 1-37 01 06-01 «Техническая эксплуатация автомобилей (автотранспорт общего и личного пользования)» и 1-37 01 07 «Автосервис» / Е. Л. Савич, А. С. Гурский, В. С. Смольская. – Минск: БНТУ, 2023. – 65 с.
- Скундин, А. М. Литий-ионные аккумуляторы : учебное пособие / А. М. Скундин, Т. Л. Кулова, О. Ю. Григорьева. – Москва : Издательство МЭИ, 2022. − 100 с. – ISBN 978-5-7046-2634-3.
- Ворошилов, А. Н. Литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея. Моделирование режима заряда / А. Н. Ворошилов, А. Н. Петров, Е. А. Чудинов // Новости электротехники. – 2017. – № 2(104)-3(105). – С. 44-49.
- Захаров, Н. С. Моделирование процессов формирования уровня заряженности автомобильных аккумуляторных батарей в зимний период / Н. С. Захаров, Н. О. Сапоженков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2016. – № 3(51). – С. 232-237. – EDN UFTPKB.
- Тышкевич, Л. Н. Исследование тепловых процессов аккумуляторной батареи при эксплуатации автомобиля в условиях низких отрицательных температур / Л. Н. Тышкевич, Б. В. Журавский // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2017. – № 6(58). – С. 71-77. – EDN YNHMWJ.
- Строганов, В. И. Моделирование систем электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой в процессах проектирования и производства / В. И. Строганов, В. Н. Козловский. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2014. – 264 с. – ISBN 978-5-7962-0151-0. – EDN SNGVOH.
- Ютт, В. Е. Электромобили и автомобили с комбинированной энергоустановкой. Расчет скоростных характеристик : Учебное пособие / В. Е. Ютт, В. И. Строганов. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2016. – 108 с. – EDN YIRLQX.
- Ютт, В. Е. Электрооборудование автомобилей и электромобилей : учебник для высших учебных заведений по направлениям подготовки: 23.03.02 - "Наземные транспортно-технологические комплексы" (бакалавриат) ; 23.03.03 - "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" (специалитет); 23.05.02 - "Транспортные средства специального назначения" (специалитет) / В. Е. Ютт. – Москва : Горячая линия-Телеком, 2021. – 480 с. – ISBN 978-5-9912-0730-0.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСНЫХ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ ЗА СЧЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ
Авторы:
Александр Тихонович Кулаков – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта» Набережно-челнинский (институт) филиал КФУ, г. Набережные Челны, Россия, ATKulakov@kpfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6443-0136
Виктор Иванович Карагодин – доктор технических наук, профессор кафедры «Дорожно-строительные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, bik250248@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-8220-9928
Ирина Анатольевна Якубович – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, г. Москва, Россия, i.a.iakubovich@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9864-0713
Аннотация
Топливная экономичность автомобиля, его экологичность и тягово-скоростные свойства определяются работоспособностью системы турбонаддува двигателя, важнейшей составляющей которой является турбокомпрессор (ТКР). Отказы и неисправности турбокомпрессоров форсированных автотракторных ДВС ведут к простою автомобильной и сельскохозяйственной техники. Исследования по надежности турбокомпрессоров производства завода двигателей ПАО КАМАЗ выявили целесообразность модернизации подшипникового узла на ТКР7Н-1, применяемых в автомобильных двигателях КАМАЗ 740.11-240. Особенно актуальным вопрос модернизации ТКР является в связи с его эксплуатацией вследствие низкой долговечности, высокой стоимости и трудоемкости ремонта. В проведенном авторами статьи исследовании установлена взаимосвязь условий смазки и охлаждения ТКР7Н-1 с параметрами наддува и характеристиками ДВС. Рассмотрены особенности ТКР с модернизированным подшипниковым узлом. Разработана технология модернизации подшипникового узла за счет установки усовершенствованного ремонтного комплекта турбокомпрессоров с доработкой моновтулки и корпуса подшипника. Проанализированы результаты экспериментальных исследований ТКР с модернизированным подшипниковым узлом. Выполнена оценка экономической эффективности модернизации с применением усовершенствованного ремонтного комплекта при ремонте ТКР7Н-1. Предлагаемая технология ремонта ТКР с использованием ремкомплекта успешно применена на ряде предприятий Татарстана и Башкортостана.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, турбокомпрессор, повышение надежности турбокомпрессора, характерные неисправности турбокомпрессоров, модернизированный подшипниковый узел турбокомпрессора
Список источников
- Мифтахов, Т. М. Влияние параметров потока масла к турбокомпрессору ТКР7Н-1 на его технические характеристики / Т. М. Мифтахов, М. Н. Мифтахов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 10(171). – С. 135-139. – EDN TPNRIR.
- Гаффаров, А. Г. Восстановление турбокомпрессоров автомобильных дизелей применением усовершенствованного ремонтного комплекса подшипникового узла : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Гаффаров Айрат Гаптельхакович ; ОГУ. – Оренбург, 2012. – 167 с. – Библиогр.: с. 123–134. – EDN QFWOWF.
- Кулаков А.Т. Ремонт и восстановление турбокомпрессоров ТКР7Н-1 дизелей КАМАЗ : учебное пособие для студентов вузов / А. Т. Кулаков, И. А. Якубович, А. Г. Финоченко. – Магадан : Северо-Восточный гос. ун-т, 2013. – 94 с. ISBN 978-5-91260-097-5.
- Повышение эффективности работы системы смазки современного дизельного двигателя внутреннего сгорания / М. Д. Ханнанов, Э. Р. Алимгулов, Л. И. Фардеев, А. С. Куликов, И. Ф. Гумеров, Р. Р. Губайдуллин, Г. Ж. Муканов, А. А. Дойкин // Известия МГТУ МАМИ. – 2022. – Т. 16, № 4. – С. 291-301. – DOI 10.17816/2074-0530-108421. – EDN VBQLQA.
- Якубович, И. А. Улучшение характеристик двигателей КамАЗ-7403 путем автономной подачи масла к турбокомпрессорам / И. А. Якубович, А. Т. Кулаков, Д. Р. Шафеев // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 10(171). – С. 219-223. – EDN TPNROB.
- Совершенствование подшипникового узла турбокомпрессора автотракторного двигателя / А. Т. Кулаков, А. С. Денисов, А. А. Макушин, А. Г. Гаффаров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 10(129). – С. 238-241. – EDN PDRCHF.
- Theoretical and experimental study of mechanical losses in automotive turbochargers / J. R. Serrano, P. Olmeda, A. Tiseira et al. // Energy. – 2013. – Vol. 55. – P. 888-898. – DOI 10.1016/j.energy.2013.04.042.
- Якубович, И. А. Эксплуатационная надежность КамАЗов / И. А. Якубович, А. Т. Кулаков // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 3. – С. 45-48. – EDN PWIKCH.
- Повышение надежности турбокомпрессоров автотракторных двигателей улучшением смазывания подшипникового узла / Г. Г. Гаффаров, Р. Ф. Калимуллин, С. Ю. Коваленко, А. Т. Кулаков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. – 2015. – Т. 15, № 3. – С. 18-27. – EDN UKKQMV.
- Макушин, А. А. Тепловое состояние деталей турбокомпрессора дизельного двигателя / А. А. Макушин, А. Г. Гаффаров // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2011. – № 2. – С. 35-40. – EDN NTDFLX.
- Галиев, И. Г. Обоснование параметра работоспособности турбокомпрессора / И. Г. Галиев, А. Т. Кулаков, А. Р. Галимов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 2(72). – С. 251-256. – DOI 10.34771/UZCEPU.2021.72.2.048. – EDN UJDNEQ.
- Галиев, И. Г. Усовершенствование системы смазки турбокомпрессора дизельного двигателя / И. Г. Галиев, А. Т. Кулаков, А. Р. Галимов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4(74). – С. 256-261. – DOI 10.34771/UZCEPU.2021.4.74.053. – EDN UYVACO.
- Патент 2796181 C11 Российская Федерация, МПК F01М 1/02. Кривошипно-ползунный механизм IV класса с регулируемым выстоем выходного звена : № 2013132590/11 : 2022111936 : заявл. 01.05.2022 : опубл. 17.05.2023 / Кулаков А. Т., Калимуллин Р. Ф., Денисов А. С., Гафиятуллин А. А., Шерстнев Н. А., Тимерсултанов Т. С., Нуретдинов Д. И., Галиев Р. М., Пеньков Е. А.; заявитель Казанский федеральный университет. – 10 с.
- Патент на полезную модель № 209061 U1 Российская Федерация, МПК F04B 39/12, F02F 1/00. Двигатель внутреннего сгорания : № 2021113691 : заявл. 14.05.2021 : опубл. 31.01.2022 / А. Т. Кулаков, А. А. Гафиятуллин, С. В. Снарский [и др.]. – EDN CVKSGH.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОД ПОДШИПНИКИ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ И ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Авторы:
Алексей Николаевич Котомчин – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и комплексы», Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г. Бендеры, Приднестровье, aleshka81@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4750-5255
Евгений Юрьевич Ляхов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и комплексы», зам. директора по общим вопросам, Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г. Бендеры, Приднестровье, sami77752@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6777-6899
Владимир Александрович Зорин – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин», МАДИ, г. Москва, Россия, madi-dm@list.ru, http://orcid.org/0009-0006-8565-7707
Аннотация
В результате выполненного авторами статьи анализа дефектов агрегатов автомобилей и дорожно-строительных машин было выявлено, что наиболее часто встречающимся дефектом, приводящим к потере работоспособности агрегата и техники в целом, является повреждение посадочных мест под опорные подшипники корпусов агрегатов. Приведенный в статье обзор существующих способов восстановления посадочных мест под подшипники позволил выделить один из перспективных способов восстановления – нанесение полимерных композиционных материалов. Разнообразие применения полимерных композиционных материалов позволяет подобрать состав и режимы получения покрытий с необходимыми физико-механическими свойствами. Существующая технология восстановления посадочных мест подшипников позволяет получать полимерные композиционные покрытия с высокой адгезионной прочностью и твёрдостью. Для повышения качества и производительности процесса нанесения полимерных композиционных материалов были проведены исследования, которые показали, что использование дополнительной переходной насадки с демпфирующим отверстием, меньшим в 1,6-2 раза восстанавливаемой поверхности контура отверстия, позволит получать покрытия с минимальными отклонениями округлости и максимальной производительностью нанесения. Для получения достоверности исследований также была проведена математическая обработка полученных результатов и получены уравнения регрессии округлости и производительности, подтвердившие полученные результаты.
Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, посадочные места, корпус, агрегат, округлость, производительность
Список источников
- Артеменко, А. И. Обеспечение надёжности при восстановлении деталей автомобилей и дорожно-строительных машин в Приднестровье / А. И. Артеменко // Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные, путевые, мелиоративные машины и робототехнические комплексы: Сборник докладов 27-й Московской международной межвузовской научно-технической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 95-летию подготовки инженеров-механиков МИСИ-МГСУ, Москва, 26–27 апреля 2023 года. – Москва: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2023. – С. 120-123. – EDN QIQEPK.
- Ткаченко, А. П. Оценка технического состояния автотранспортных средств и производственно-технической базы автотранспортных предприятий Приднестровья / А. П. Ткаченко, А. П. Павлов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2022. – № 4(71). – С. 56-62. – EDN UGAFTL.
- Котомчин, А. Н. Анализ отказов узлов и агрегатов специализированного автотранспорта, возникающих в процессе эксплуатации / А. Н. Котомчин, В. А. Зорин // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2021 : Материалы VΙΙ международной научно-практической конференции, в рамках 7-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфраструктурное и социально-экономическое развитие», Горловка, 25 мая 2021 года. – Горловка: Автомобильно-дорожный институт донецкого национального технического университета, 2021. – С. 72-75. – EDN QPUZTE.
- Ляхов, Е. Ю. Анализ долговечности подшипниковых узлов автомобилей, восстановленных порошковыми полимерными композиционными материалами / Е. Ю. Ляхов // Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, путевые, мелиоративные машины и робототехнические комплексы : Сборник статей 26-ой Московской международной межвузовской научно-технической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 12–13 мая 2022 года. – Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2022. – С. 537-543. – EDN NVECYO.
- Синельников, А. Ф. Оценка надежности восстановления детали с учетом анализа ее функциональных свойств и требований технических условий к рабочим поверхностям / А. Ф. Синельников // Грузовик. – 2010. – № 4. – С. 27-37. – EDN MYENNA.
- Баурова, Н. И. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Наземные транспортно-технологические средства", "Транспортные средства специального назначения" / Н. И. Баурова, В. А. Зорин. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2016. – 264 с. – EDN VZEGIZ.
- Гаджиев, А. А. Технологические способы повышения механических характеристик композиционных полимерных материалов / А. А. Гаджиев, А. С. Кононенко, А. М. Орлов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". – 2009. – № 2(33). – С. 70-73. – EDN KZGPTT.
- Технология ремонта машин : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 110304 "Технология обслуживания и ремонта машин в АПК" / Е. А. Пучин, В. С. Новиков, Н. А. Очковский [и др.]. – Москва : Издательство КолосС, 2007. – 488 с. – (Учебник). – ISBN 978-5-9532-0456-9. – EDN QMFKOR.
- Практикум по ремонту машин / Е. А. Пучин, В. С. Новиков, Н. А. Очковский [и др.]. – Москва : Издательство КолосС, 2009. – 327 с. – ISBN 978-5-9532-0539-9. – EDN SBRIRD.
- Гаджиев, А. А. Технологические способы повышения механических характеристик композиционных полимерных материалов с использованием ультразвука / А. А. Гаджиев, О. В. Чудина // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2007. – № 9(33). – С. 48-52. – EDN IBIMAF.
- Кононенко, А. С. Технологические процессы реновации машин и оборудования полимерными материалами : Учебно-методическое пособие / А. С. Кононенко. – Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2022. – 48 с. – ISBN 978-5-7038-5869-1. – EDN ZFFHYT.
- Кононенко, А. С. Повышение стойкости полимерных анаэробных составов для восстановления подшипниковых узлов к процессам старения и вибрационным нагрузкам / А. С. Кононенко, А. А. Соловьева // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 3. – С. 20-23. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-3-20-23. – EDN LDEYNY.
- Ляхов, Е. Ю. Влияние технологических режимов на качество покрытий из порошковых полимерных композиционных материалов / Е. Ю. Ляхов, В. А. Зорин // Клеи. Герметики. Технологии. – 2022. – № 6. – С. 34-38. – EDN IEQXLI.
- Ли, Р. И. Модель формирования равномерного полимерного покрытия на наружной поверхности вращающейся цилиндрической детали / Р. И. Ли, Д. Н. Псарев // Клеи. Герметики. Технологии. – 2015. – № 2. – С. 34-38. – EDN TICTIN.
- Гаджиев, А. А. Технологические способы повышения механических характеристик композиционных полимерных материалов / А. А. Гаджиев, А. С. Кононенко, А. М. Орлов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". – 2009. – № 2(33). – С. 70-73. – EDN KZGPTT.
- A promising polymer material for repairing body parts of machines / R. I. Li, D. N. Psarev, A. V. Mironenko, M. R. Kiba // Polymer Science, Series D. – 2017. – Vol. 10, No. 4. – pp. 318-321. – EDN XXDFHF.
- Перспективный композиционный материал для восстановления корпусных деталей автотракторной техники / Р. И. Ли, Д. Н. Псарев, А. В. Мироненко, М. Р. Киба // Научная мысль. – 2017. – № 3. – С. 186-188. – EDN YRVOOS.
- Нестеров, С. А. Восстановление корпусов подшипников катков почвообрабатывающих машин фирмы AMOZONE электроискровой обработкой / С. А. Нестеров, И. С. Кузнецов // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. – 2016. – № 1(6). – С. 158-161. – EDN WXIXLR.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА ИСПЫТАНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ВОДИТЕЛЯ
Авторы:
Александр Степанович Бугаёв – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, главный научный сотрудник, ФИРЭ им. В.А. Котельникова·РАН, г. Фрязино, Россия, bugaev@cplire.ru
Сергей Валерианович Герус – доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, ФИРЭ им. В.А. Котельникова·РАН, г. Фрязино, Россия, svg318@ire216.msk.su, https://orcid.org/0000-0002-1611-6484
Валерий Васильевич Дементиенко – доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник, ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН, г. Москва, Россия, v.dementienko@neurocom.ru, https://orcid.org/0000-0003-0488-7334
Аннотация
В статье приведены расчеты объёмов испытаний транспортных средств, оборудованных системами мониторинга сонного состояния водителя. Рассмотрены два вида испытаний. Первый вид испытаний предполагает, что в нём будут участвовать две одинаковые по численности группы транспортных средств – одна, оборудованная системой мониторинга, другая – без таковой. Предполагается, что ДТП, совершаемые в этих группах, могут происходить как из-за возникновения сонного состояния водителя, так и по другим причинам. Второй вид испытаний отличается тем, что в нём предусмотрена возможность непосредственно регистрировать факт ДТП по причине потери водителем состояния бодрствования. Определены необходимое количество транспортных средств, оборудованных системами мониторинга водителя, и длительность испытаний для получения результатов с заданным уровнем доверительной вероятности.
Ключевые слова: безопасность, ДТП, испытания транспортных средств, система мониторинга водителя, сонное состояние
Список источников
- Horne, J. A. Sleep related vehicle accidents / J. A. Horne, L.A. Reyner // BMJ. – 1995. – Vol. 310(6979). – P. 565-567. – DOI 10.1136/bmj.310.6979.565.
- Medical risk factors amongst drivers in single-car accidents / T. Gislason, K. Tomasson, H. Reynisdottir et al. // Journal of Internal Medicine. – 1997. – Vol. 241(3). – P. 213-219. – DOI 10.1046/j.1365-2796.1997.103120000.x.
- Arakawa, T. Trends and Future Prospects of the Drowsiness Detection and Estimation Technology / T. Arakawa // Sensors. – 2021. – Vol. 21(23). – Art. No. 7921. – DOI 10.3390/s21237921.
- A Fatigue Driving Detection Algorithm Based on Facial Motion Information Entropy / F. You, Y. Gong, H. Tu, J. Liang, H. Wang // Journal of Advanced Transportation. – 2020. – Vol. 2020. – P. 1–17. – DOI 10.1155/2020/8851485.
- Efficient and compact face descriptor for driver drowsiness detection / A. Moujahid, F. Dornaika, I. Arganda-Carreras, J. Reta // Expert Systems with Applications. – 2021. – Vol. 168. – Art. No. 114334. – DOI 10.1016/j.eswa.2020.114334.
- Real-time monitoring of driver drowsiness on mobile platforms using 3D neural networks / J. S. Wijnands, J. Thompson, K. A. Nice, G .D. Aschwanden, M. Stevenson // Neural Computing and Applications. – 2020. – Vol. 32. – P. 9731-9743.
- Gwak, J. An investigation of early detection of driver drowsiness using ensemble machine learning based on hybrid sensing / J. Gwak, A. Hirao, M. Shino // Applied Sciences. – 2020. – Vol. 10(8). – Art. No. 2890. – DOI 10.3390/app10082890.
- Doudou, M. Driver Drowsiness Measurement Technologies: Current Research, Market Solutions, and Challenges / M. Doudou, A. Bouabdallah, V. Berge-Cherfaoui // International Journal of Intelligent Transportation Systems Research. – 2020. – Vol. 18. – P. 297-319. – DOI 10.1007/s13177-019-00199-w.
- Albadawi, Ya. A Review of Recent Developments in Driver Drowsiness Detection Systems / Ya. Albadawi, M. Takruri, M. Awad // Sensors. – 2022. – Vol. 22(5). – Art. No. 2069. – DOI 10.3390/s22052069.
- Герус, С. В. Уровнь полноты безопасности систем контроля состояния водителя / С. В. Герус, В. В. Дементиенко // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 9. – С. 72-75. – DOI 10.36535/0236-1914-2019-09-13. – EDN XNETYF.
- Эффективность систем мониторинга водителя / В. В. Дементиенко, В. Б. Дорохов, С. В. Герус [и др.] // Журнал технической физики. – 2007. – Т. 77, № 6. – С. 103-108. – EDN RCTBKP.
- Дементиенко, В. В. Статистический анализ предрасположенности водителей к авариям / В. В. Дементиенко, С. В. Герус // Нелинейный мир. – 2010. – Т. 8, № 4. – С. 255-263. – EDN MGVUUI.
- Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие для вузов / В. Е. Гмурман. – Изд. 10-е, стереотип. – Москва : Высш. шк., 2004. – 479 с. – ISBN 5-06-004214-6.
- Вентцель, Е. С. Теория вероятностей : учебник для студентов высших технических учебных заведений / Е. С. Вентцель. – Изд. 10-е, стер. – Москва : Высш. шк., 2006. – 575 с. – ISBN 5-06-005688-0. – EDN QJQYXB.
- Надежность технических систем : Справочник / Ю. К. Беляев, В. А. Богатырев, В. В. Болотин [и др.]. – Москва : Радио и связь, 1985. – 608 с. – EDN YRJAGN.
- Дружинин, Г. В. Надежность автоматизированных систем / Г. В. Дружинин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Энергия, 1977. – 536 с.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПО ТРАНСПОРТНЫМ КОРИДОРАМ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Авторы:
Олеся Александровна Будник – аспирант кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», МАДИ, г. Москва, Россия, budnik.leska@yandex.ru
Дмитрий Борисович Ефименко – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», МАДИ, г. Москва, Россия, ed2002@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-9772-3343
Аким Тамерланович Макиев – аспирант кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», МАДИ, г. Москва, Россия, ak.mackiev@yandex.ru
Аннотация
В связи с ростом тарифов транспортных услуг, увеличением времени перевозки, закрытием границ, необходимостью санитарных проверок и соблюдения карантинных ограничений возникла потребность в поиске новых инновационных решений в администрировании трансграничных транспортных коридоров Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Это особенно актуально для пунктов пропуска. Указанные факторы, а также факторы большой протяженности транзитных маршрутов в Российской Федерации и множества различных естественных и искусственных условий (климатических, географических, инфраструктурных) определяют необходимость оптимизации транспортно-логистических процессов ЕАЭС. Возникает потребность в поиске и разработке инновационных решений в первую очередь для задач развития трансграничных автомобильных перевозок товаров за счет повышения эффективности использования электронных документов при помещении товаров и транспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита в Российской Федерации.
Ключевые слова: международные перевозки, транспортная логистика, организация транспортно-логистических процессов, информационные технологии, цифровая трансформация
Список источников
- Горишняя, А. А. Цифровые технологии в транспортной логистике / А. А. Горишняя, Г. А. Чмут // Вестник университета. – 2021. – № 8. – С. 34-40. – DOI 10.26425/1816-4277-2021-8-34-40. – EDN CJLFGW.
- Применение интеллектуальных транспортных систем для снижения тяжести последствий ДТП / С. В. Жанказиев, Х. М. Нгуен, В. Н. Вздыхалкин, П. В. Карпов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2019. – № 2(88). – С. 2-4. – EDN XZLQOD.
- Шадрин, С. С. Автономное колесное транспортное средство в составе интеллектуальных транспортных систем / С. С. Шадрин, А. М. Иванов, Д. В. Невзоров // Естественные и технические науки. – 2015. – № 6(84). – С. 309-311. – EDN UDDYUT.
- Меренков, А. О. Беспилотный автотранспорт: разработки, практический опыт и перспективы / А. О. Меренков, М. С. Тимашева, А. В. Зорова // Вестник транспорта. – 2020. – № 4. – С. 41-44. – EDN BSYPUG.
- Комарова, Е. В. Цифровая логистика - эффективный механизм развития транспортных систем / Е. В. Комарова, А. В. Власов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2019. – Т. 18, № 3. – С. 200-207. – EDN MZMHIK.
- Сенин, И. С. Показатели эффективности процессов транспортной и информационной логистики / И. С. Сенин, Т. В. Коновалова, С. Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 1. – С. 198-200. – DOI 10.23672/SAE.2023.20.17.001. – EDN ADIBEU.
- Меренков, А. О. Перспективы использования системы Эра-ГЛОНАСС в создании единого транспортного пространства ЕАЭС / А. О. Меренков // Транспортное дело России. – 2023. – № 1. – С. 62-64. – DOI 10.52375/20728689_2023_1_62. – EDN BBAGMP.
- Голубчик, А. М. Электронные перевозочные документы: планы и реалии / А. М. Голубчик // Логистика сегодня. – 2021. – № 4. – С. 258-264. – DOI 10.36627/2500-1302-2021-4-4-258-264. – EDN MELINP.
- Холопов, К. В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС / К. В. Холопов, О. В. Соколова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 8. – С. 84-96. – EDN UYRSKK.
- Чупина, Ж. С. Алгоритмы формирования устойчивых связей поставщиков и потребителей на рынке БРИКС / Ж. С. Чупина, А. Л. Чупин // Журнал исследований по управлению. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 38-45. – EDN QHCQWW.
- Власов, В. М. Сравнительный анализ систем диспетчерского управления наземным транспортом (традиционных и с применением спутниковой навигации) / В. М. Власов, М. Ю. Ожерельев, Д. Б. Ефименко // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). – 2005. – № 4. – С. 110-115. – EDN RSBNRX.