«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 3 (78), сентябрь 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
ВЛИЯНИЕ КРУПНОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ БЕТОННОЙ СМЕСИ НА ПРОЦЕСС ИСТИРАНИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Виктор Васильевич Ушаков – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, madi-ushakov@mail.ru
Егор Дмитриевич Парцевский – аспирант МАДИ, г. Москва, Россия, partsevskiy.1@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7284-4267
Аннотация
В данной статье представлены результаты экспериментального исследования процесса истирания цементобетонных покрытий в зависимости от применяемого в бетонной смеси крупного заполнителя. В процессе исследования были подобраны десять составов бетонных смесей с различными крупными заполнителями, такими как: габбро (фракции 4-8 мм); габбро (фракции 5-10 и 10-20 мм); порфирит (фракции 5-15 мм); гранит (фракции 5-20 мм). По итогам подбора составов бетонных смесей были устроены экспериментальные участки на кольцевом стенде ускоренных испытаний дорожных материалов на полигоне МАДИ. К экспериментальным участкам была приложена нагрузка, выраженная в проезде колеса-имитатора автомобиля с шипованной резиной со скоростью 90 км/ч. Общее количество проездов колеса-имитатора составило 250 000. Для обеспечения возможности проведения комплексного анализа влияния состава бетонных смесей на процесс истирания цементобетонных покрытий были определены технологические характеристики бетонных смесей и физико-механические характеристики бетонов с различным крупным заполнителем. На основе исследований были сделаны выводы о влиянии размера и прочности крупного заполнителя бетонной смеси, а также прочности бетона на истираемость цементобетонных покрытий под действием шипованной резины. Полученные результаты дают возможность проводить подбор составов бетонных смесей с учетом снижения колееобразования на цементобетонных покрытиях автомобильных дорог.
Ключевые слова: цементобетонное покрытие, бетонная смесь, крупный заполнитель, истирание, глубина колеи
Список источников
- Warudkar, A. Evaluation of the relationship between strength, quality grade, microstructure and abrasion of concrete / A. Warudkar, S. Elavenil // Materials Research Express. – 2021. – Vol. 8, No. 9. – DOI 10.1088/2053-1591/ac2342.
- Experimental evidence that micro and macrostructural surface properties markedly influence on abrasion resistance of concretes / C. V. Silvaa, J. E. Zorzib, R. C. D. Cruz, D. C. C. Dal Molin // Wear. – 2019. – Vol. 422-423. – P. 191-200. – DOI 10.1016/j.wear.2019.01.063.
- Pyo, S. Abrasion resistance of ultra high performance concrete incorporating coarser aggregate / S. Pyo, S. Y. Abate, H. K. Kim // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 165. – P. 11-16. – DOI 10.1016/j.conbuildmat.2018.01.036.
- Abrasion resistance of high early-strength concrete for rapid repair / N. Ghafoori, M. O. Maler, M. Najimi, A. Hasnat // MATEC Web of Conferences. – 2019. – Vol. 289. – P. 02002. – DOI 10.1051/matecconf/201928902002.
- Benoy, S. Performance Evaluation of Additives to Make Abrasion Resistant Concrete: A Review / S. Benoy // Journal of Advanced Research in Applied Sciences and Engineering Technology. – 2021. – Vol. 9. – P. 747-755. – DOI 10.22214/ijraset.2021.38886.
- Juradin, S. Influence of fines less than 0.125 mm on abrasion resistance of concrete / S. Juradin, M. Babić // MATEC Web of Conferences. – 2024. – Vol. 396. – P. 02012. – DOI 10.1051/matecconf/202439602012. – EDN FSJGLR.
- Texturing and evaluation of concrete pavement surface: A state-of-the-art review / Zh. Leng, Z. Liu, P. Fan [et al.] // Journal of Road Engineering. – 2023. – Vol. 3, No. 3. – P. 252-265. – DOI 10.1016/j.jreng.2023.08.001. – EDN CDCJJL.
- Янковский, Л. В. Эксплуатационная надежность цементобетонных автомобильных дорог с позиции теории рисков / Л. В. Янковский, А. В. Кочетков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2012. – № 2. – С. 63-69. – EDN OXHQVX.
- Warudkar, A. A Comprehensive Review on Abrasion Resistance of Concrete / A. Warudkar, S. Elavenil // International Journal of Applied Science and Engineering. – 2020. – Vol. 17, No 1. – P. 29-43. – DOI 10.6703/IJASE.202003_17(1).029.
- Приходько, В. М. Инновационные разработки МАДИ для транспортного строительства / В. М. Приходько, Ю. Э. Васильев // Промышленное и гражданское строительство. – 2014. – № 12. – С. 37-40. – EDN TBVEIL.
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Авторы:
Лев Вениаминович Маковский – кандидат технических наук, профессор МАДИ, г. Москва, Россия, tunnels@list.ru
Виктор Валерьевич Кравченко – кандидат технических наук, доцент МАДИ, г. Москва, Россия, 609vvk@gmail.com
Май Ван Лок – аспирант МАДИ, г. Москва, Россия, maivanloc03041995@gmail.com, https://orcid.org/0009-0004-7730-6830
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам строительства подземных транспортных сооружений в инженерно-геологических условиях г. Ханоя (Вьетнам), которые характеризуются наличием слоёв слабых глин, водонасыщенных песчано-глинистых и заторфованных грунтов. Строительство подземных сооружений в подобных грунтах практически невозможно из-за неизбежных осадок. Проанализирован практический опыт и рассмотрены перспективы применения технологии укрепления грунтов основания под автотранспортными тоннелями струйной цементацией для предотвращения их недопустимых деформаций. В статье рассмотрено применение двух наиболее распространённых грунтовых моделей: упруго-пластической модели Мора-Кулона (Mohr-Coulomb) и модели упрочняющегося грунта (Hardening Soils). Приведены результаты численных исследований на примере устройства котлована в центральной части г. Ханоя с использованием этих моделей на базе программного комплекса «Plaxis 3D». Приведено сравнение полученных результатов с натурными данными. Было выявлено, что модель упрочняющегося грунта более точно описывает поведение грунтового массива в реальных условиях. Обоснована эффективность применения технологии струйной цементации в качестве меры уменьшения вертикальных деформаций автотранспортных тоннелей в условиях г. Ханоя. Проанализировано влияние шага скважин струйной цементации на перемещения тоннеля, обоснован выбор оптимального.
Ключевые слова: модель Мора-Кулона, модель упрочняющегося грунта, струйная цементация, вертикальные перемещения, осадки, укрепление слабых грунтов, Plaxis 3D
Список источников
- Маковский, Л. В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей : учебник для направления бакалавриата и магистратуры "Строительство" и для специальности "Строительство уникальных зданий и сооружений" / Л. В. Маковский, В. В. Кравченко, Н. А. Сула. – Москва : ООО Издательство "КноРус", 2022. – 534 с. – (Специалитет). – ISBN 978-5-406-08447-2. – EDN YRTGIN.
- Маковский, Л. В. Особенности строительства подземных сооружений в г. Хошимин (Вьетнам) / Л. В. Маковский, В. В. Кравченко, Х. Нгуен Нгок, Л. Чан Ван // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2022. – №1. – С. 42-43. – EDN SSOCSC.
- A review of jet grouting practice and development / P. G. A. Njock, Ju. Chen, G. Modoni [et al.] // Arabian Journal of Geosciences. – 2018. – Vol. 11, No. 16. – P. 1-31. – DOI 10.1007/s12517-018-3809-7. – EDN BHETJH.
- The characteristic strength of jet-grouted material / C. Toraldo, G. Modoni, M. Ochmánski, P. Croce // Geotechnique. – 2018. – Vol. 68(3). – P. 262-279. – DOI 10. 1680/jgeot. 16.P.320.
- Ибрагимов, М. Н. Способ контроля и прогнозирования параметров и прочности jet-свай при производстве работ / М. Н. Ибрагимов, В. В. Семкин, А. В. Шапошников // Вестник НИЦ Строительство. – 2017. – № 2(13). – С. 41-50. – EDN YLGAMV.
- Селезнев, К. А. Струйная цементация грунтов или инъектирование / К. А. Селезнев // Universum: технические науки. – 2023. – № 11-3(116). – С. 22-32. – DOI 10.32743/UniTech.2023.116.11.16333. – EDN IMDZBH.
- Зимин, С. С. Численное моделирование полевого эксперимента по усилению грунтов струйной цементацией / С. С. Зимин, М. В. Мартынов // Инженерные исследования. – 2022. – № 2(7). – С. 3-10. – EDN HAWIIB.
- Величко, Д. В. Моделирование устойчивости подземной горной выработки в закрепленном грунтобетонном массиве / Д. В. Величко, А. Н. Дронов, А. А. Терешин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. – 2017. – Т. 18, № 1. – С. 144-148. – DOI 10.22363/2312-8143-2017-18-1-144-148. – EDN YMDRAN.
- Liew, S. S. Back Analyses and Performance of Semi Top-Down Basement Excavation of 11 m Deep in Sandy Alluvial Deposits overlying Kenny Hill Formation in Malaysia / S. S. Liew, S. J. Gan // 16th Southeast Asian Geotechnical Conference. – Kuala Lumpur, Malaysia, 2007. – P. 833-837.
- Tin, H.T. Back analysis on deep excavation / T. H. Tin // Journal of Construction. – 2021. – No. 9. – P. 113-117.
- Hieu, T. T. Study of soil stiffness parameter in Hardening Soil model for diaphragm wall deflection simulation / T. T. Hieu, T. T. Danh // Construction. – 2019. – No. 6. – P. 138-142.
- Кравченко, В. В. Выбор расчетной модели грунта при строительстве автотранспортных тоннелей / В. В. Кравченко, М. Май Ван Лок // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2023. – № 4. – С. 12-14. – EDN SABFPS.
- Wen, D. Chapter 13 Use of jet grouting in deep excavations / D. Wen // Elsevier Geo-Engineering Book Series. – 2005. – Vol. 3. – P. 357-370. – DOI 10.1016/S1571-9960(05)80016-3.
- Кравцов, В. Н. Исследование свойств основания плитного фундамента, армированного вертикальными жёсткими грунтобетонными элементами методом численного моделирования эксперимента / В. Н. Кравцов, С. М. Эгбалник, Д. А. Хранцкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки. – 2023. – № 2. – С. 23-31. – DOI 10.52928/2070-1683-2023-34-2-23-31. – EDN EDXIWZ.
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ РАЗРУШЕНИЙ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Авторы:
Юлия Васильевна Миличенкова – аспирант, ассистент кафедры «Аэропорты, инженерная геология и геотехника» МАДИ, г. Москва, Россия, yu.milichenkova@madi.ru
Аннотация
В статье рассматривается причинно-следственная связь между источниками, вызывающими разрушения аэродромных покрытий, и самими дефектами, на них возникающими. По результатам исследования было выявлено, что разрушение аэродромных покрытий, которое может возникнуть на любой стадии жизненного цикла, является следствием воздействия механических нагрузок, климатических условий, а также большое влияние оказывают свойства строительных материалов. Наиболее часто возникают трещины, имеющие силовой характер. В статье даны схемы механизма причинно-следственных связей, схема образования зазора под плитой покрытия при нагрузке, схема трещинообразования в покрытии в зависимости от расположения нагрузки и количества колес опоры. Для оценки изменения напряженно-деформируемого состояния был выполнен расчет модели плиты, изготовленной из тяжелого бетона, а в качестве основания был принят слой грунта. Нагрузка, прикладываемая к плите, располагалась в центре, по короткому и длинному краю и в углу. Расчет производился методом конечных элементов по программе Basys. Категорию безопасности, от которой зависят и технико-экономические показатели ремонта покрытия, следует назначать на основе комплексного анализа механизма причинно-следственных связей образования повреждений. В результате был сделан вывод о целесообразности использования такого механизма при оценке результатов обследования аэродромного покрытия.
Ключевые слова: аэродромное покрытие, эксплуатация аэропорта, дефекты покрытия, программа Basys
Список источников
- Суладзе, М. Д. Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий. Часть 1. жесткие аэродромные покрытия / М. Д. Суладзе, В. К. Федулов // Проблемы безопасности полетов. – 2022. – № 6. – С. 57-65. – DOI 10.36535/0235-5000-2022-06-5. – EDN OAVMAF.
- Глушков, Г. И. Изыскания и проектирование аэродромов : Учеб. по спец. "Стр-во автомоб. дорог и аэродромов" / Г. И. Глушков, В. Ф. Бабков, В. И. Тригони; Под редакцией Г. И. Глушкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Транспорт, 1992. – 462 с. – (Высшее образование).
- Миличенкова, Ю. В. Эксплуатационная безопасность жестких покрытий аэродромов / Ю. В. Миличенкова // Проблемы безопасности полетов. – 2024. – № 3. – С. 3-7. – DOI 10.36535/0235-5000-2024-03-1. – EDN DNVXGU.
- Добров, Э. М. Развитие давлений по глубине грунтов, отсыпанных на слабые основания / Э. М. Добров, Х. Н. Хоанг Нгуен Дык Тьи // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2023. – № 4. – С. 7-9. – EDN IDMKWN.
- Аэродромные покрытия. Современный взгляд / В. А. Кульчицкий, В. А. Макагонов, Н. Б. Васильев [и др.]. – Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 528 с. – ISBN 5-9221-0215-X. – EDN UGLCEL.
- Мурашев, В. И. Железобетонные конструкции. Общий курс : Учебник / В. И. Мурашев, Э. Е. Сигалов, В. Н. Байков ; ред. П. Л. Пастернак. – Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре , 1962. – 658 с.
- Попов, Н. Н. Проектирование и расчет железобетонных и каменных конструкций : учебник для вузов / Н. Н. Попов, А. В. Забегаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1989. – 400 с. – ISBN 5-06-000481-3.
- Татаринов, В. В. Расчет краевой зоны плиты аэродромного покрытия / В. В. Татаринов, Т. З. Во // Проектирование, строительство и эксплуатация аэродромов : сборник научных трудов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Техполиграфцентр", 2023. – С. 139-146. – EDN CZQBAD.
- Влияние разделительной прослойки на напряженно-деформированное состояние двухслойного покрытия / В. К. Федулов, М. Д. Суладзе, Л. Ю. Артемова, Е. А. Макарова // Автомобильные дороги. – 2023. – № 9(1102). – С. 156-158. – EDN VAMEJJ.
- Валиев, Ш. Н. Риск-ориентированный подход к оценке состояния транспортных сооружений / Ш. Н. Валиев, А. И. Васильев, И. С. Шатилов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2023. – № 4. – С. 37-38. – EDN RLDHYE.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
МЕТОД ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕКУПЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ ГИДРОСИСТЕМЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЭКСКАВАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Авторы:
Петр Леонидович Кудряшов – соискатель ученой степени кандидата технических наук на кафедре «Дорожно-строительные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, techpostdm@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается метод расчета величины гидравлической энергии, возникающей в результате изменения потенциальной и кинетической энергии движущихся масс экскаваторного оборудования и рекуперируемой с помощью пневмогидроаккумулятора (далее ПГА). Представлены математические модели расчета закона движения звеньев в пространстве обобщенных координат системы, прямой и обратной задач динамики методом Эйлера-Лагранжа, политропного процесса зарядки-разрядки ПГА. Показаны уровни давления в гидролиниях системы при движении по заданному закону, процесс зарядки ПГА по достижении системой максимального уровня кинетической энергии. Рассчитаны уровни давления и объемы жидкости в ПГА при рекуперации энергии гидромотора поворота и гидроцилиндров стрелы. Показано использование объемного потока аккумулятора для привода гидромотора поворота платформы в режиме рекуперации энергии. Сделаны выводы о наиболее целесообразных режимах для рекуперации энергии, а также об эффективном использовании рекуперации при наиболее точном определении времени и продолжительности включения аккумулятора на основе предварительного моделирования последующего движения оборудования. Задано направление перспективного применения описанного подхода для развития современных автоматизированных систем управления движением.
Ключевые слова: экскаватор, рекуперация энергии, гидроцилиндр, гидромотор, пневмогидроаккумулятор, динамика системы, кинетическая и потенциальная энергия системы, давление зарядки
Список источников
- Design and Research on Electro-Hydraulic Drive and Energy Recovery System of the Electric Excavator Boom / L. Li, T. Zhang, K. Wu [et al.] // Energies. – 2022. – Vol. 15, No. 13. – P. 4757. – DOI 10.3390/en15134757. – EDN TPDOOQ.
- A comprehensive overview of hybrid construction machinery / J.Wang, Z. Yang, S. Liu, Q. Zhang, Y. Han // Advances in Mechanical Engineering. – 2016. – Vol. 8(3). – Art. no. 168781401663680. – DOI 10.1177/1687814016636809.
- Li, J. A Novel Energy Recovery System Integrating Flywheel and Flow Regeneration for a Hydraulic Excavator Boom System / J. Li, J. Zhao, X. Zhang // Energies. – 2020. – Vol. 13, No. 2. – P. 315. – DOI 10.3390/en13020315.
- Li, J. Flywheel-Based Boom Energy Recovery System for Hydraulic Excavators with Load Sensing System / J. Li, Y. Han, S. Li // Actuators. – 2021. – Vol. 10, No. 6. – DOI 10.3390/act10060126.
- Якушев, А. Е. Исследование энергетических параметров одноковшовых гидравлических экскаваторов : специальность 05.05.04 "Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Якушев Александр Егорович. – Москва, 2004. – 179 с. – EDN NMTWZX.
- Research on a new energy-recovery system for hybrid hydraulic excavators / D. Zhang, J. Gong, Y. Zhao, C. Liu, P. Hu, Z. Tang // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – Vol. 300, No. 4. – P. 042003. – DOI 10.1088/1755-1315/300/4/042003.
- A novel approach for the energy recovery and position control of a hybrid hydraulic excavator / P. Ranjan, G. Wrat, M. Bhola, S. Kr. Mishra, J. Das // ISA Transactions. – 2020. – Vol. 99. – P. 387-402. – DOI 10.1016/j.isatra.2019.08.066.
- Кондратьева, Л. Ю. Обоснование выбора параметров и конструктивной схемы гидропривода стрелы на основе анализа эксплуатационных требований к устойчивости экскаватора : специальность 05.02.02 "Машиноведение, системы приводов и детали машин" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Кондратьева Любовь Юрьевна. – Ковров, 2004. – 190 с. – EDN NMPEGJ.
- Gu, Sh. Design of Energy-saving System for Hydraulic Scissor Lift Based on Accumulator / Sh. Gu, G. Qi // Journal of Physics: Conference Series. – 2022. – Vol. 2399, No. 1. – P. 012013. – DOI 10.1088/1742-6596/2399/1/012013. – EDN LMEKCK.
- Modeling and Analysis of a Semiactive Power-Assisted Unit Based on Hydraulic Accumulator / M. Xu, G. Chen, J. Ni, Y. Liu // Advances in Mechanical Engineering. – 2013. – Vol. 2013. – P. 894576. – DOI 10.1155/2013/894576.
- Lynch, K. M. Modern Robotics: Mechanics, Planning, and Control / K. M. Lynch, F. C. Park. – Cambridge, IL: Cambridge University Press, 2017. – 547 p.
- Колюбин, С. А. Динамика робототехнических систем / С. А. Колюбин. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2017. – 117 с. – EDN VBSMAH.
- Pourmovahed, A. An Experimental Thermal Time Constant Correlation for Hydraulic Accumulators / A. Pourmovahed, D. R. Otis. // Journal of Dynamic Systems, Measurement, and Control. – 1990. – Vol. 112. – P. 116-121.
РЕАКЦИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ИМПУЛЬСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Авторы:
Сергей Вячеславович Борисов – кандидат технических наук, доцент МАДИ, г. Москва, Россия, sv-brisov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-4288-1479
Аннотация
В настоящее время с целью ограничения скорости движения транспортных средств в улично-дорожных сетях широко применяются искусственные неровности. Решение задачи снижения скорости движения таким способом одновременно приводит к увеличению вибронагруженности транспортного средства в целом и снижению уровня комфорта. В данной статье выполнен аналитический расчет вертикальных колебаний, которые возникают при переезде транспортного средства неровностей такого типа. Для расчета использована двухмассовая модель вертикальных колебаний транспортного средства. Возмущающее воздействие задано согласно ГОСТ 32964–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля». Выполнена оценка максимального вертикального ускорения подрессоренной массы при варьировании таких параметров, как высота и длина неровности, скорость переезда через неровность. Показано, что в рамках использованной модели максимальное значение вертикального ускорения подрессоренной массы увеличивается с увеличением высоты неровности и уменьшается с увеличением длины неровности. Также было исследовано влияние скорости переезда транспортного средства через неровность на максимальное значение вертикального ускорения подрессоренной массы. В диапазоне значений 10–80 км/ч при увеличении скорости переезда через неровность максимальное значение вертикального ускорения подрессоренной массы сначала увеличивается, а затем уменьшается. Также выполнен анализ формулы, приведенной в ГОСТ 32964–2014, по которой рекомендуется оценивать допустимое значение вертикальной инерционной перегрузки на местах водителя и пассажиров при переезде через неровность. Показано, что эта формула не согласуется с результатами аналитического расчета.
Ключевые слова: аналитический расчет колебаний автомобиля, искусственная неровность сборная, плавность хода, вибронагруженность на местах водителя и пассажиров
Список источников
- Deubel, C. Objective evaluation methods of vehicle ride comfort—A literature review / C. Deubel, S. Ernst, G. Prokop // Journal of Sound and Vibration. – 2023. – Vol. 548. – P. 117515. – DOI 10.1016/j.jsv.2022.117515. – EDN XUOKUY.
- Ozbek, C. Robust control of vehicle suspension systems with friction non-linearity for ride comfort enhancement / C. Ozbek, R. Burkan, N. Yagiz // Journal of Vibration and Control. – 2023. – Vol. 30, No. 5-6. – P. 1326-1338. – DOI 10.1177/10775463231162133. – EDN SLAPBD.
- Burdzik, R. Impact and Assessment of Suspension Stiffness on Vibration Propagation into Vehicle / R. Burdzik // Sensors. – 2023. – Vol. 23, No. 4. – P. 1930. – DOI 10.3390/s23041930. – EDN EYSKWC.
- Semi-active control of a nonlinear quarter-car model of hyperloop capsule vehicle with Skyhook and Mixed Skyhook-Acceleration Driven Damper controller / B.A. Negash, W. You, J. Lee, C. Lee, K. Lee // Advances in Mechanical Engineering. – 2021. – Vol. 13, No. 2. – P. 1687814021999528. – DOI 10.1177/1687814021999528.
- Оценка адекватности модели легкого коммерческого автомобиля при исследовании плавности хода / Е. В. Степанов, А. А. Васильев, Д. А. Бутин [и др.] // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2021. – № 4(135). – С. 110-118. – DOI 10.46960/1816-210X_2021_4_110. – EDN RBOCDB.
- Тарабрин, В. Ф. Оценка плавности хода подвижного состава комплексом виброизмерительной аппаратуры "АКСИОМА" / В. Ф. Тарабрин, В. М. Бугаенко, А. Ю. Луговский // Путь и путевое хозяйство. – 2022. – № 4. – С. 16-17. – EDN TOZHOT.
- Alkheder, Sh. The effect of traffic at speed bumps in residential areas on noise and air pollution / Sh. Alkheder // Environmental Science and Pollution Research. – 2023. – Vol. 30, No. 33. – P. 80945-80962. – DOI 10.1007/s11356-023-28187-4. – EDN DXLLVH.
- Road Surface Pits and Speed Bumps Recognition Based on Acceleration Sensor / Yu. Yin, W. Fu, X. Ma [et al.] // IEEE Sensors Journal. – 2024. – Vol. 24, No. 7. – P. 10669-10679. – DOI 10.1109/jsen.2024.3362737. – EDN GVJXMO.
- Борисов, С. В. Применение полуактивной подвески с управляемым демпфированием / С. В. Борисов, М. С. Камитов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2019. – № 2(57). – С. 25-33. – EDN ZYHHPN.
- Балакина, Е. В. Анализ воздействия искусственной дорожной неровности на колесо транспортного средства / Е. В. Балакина, В. В. Москвичева // Journal of Advanced Research in Technical Science. – 2021. – № 27. – С. 88-91. – DOI 10.26160/2474-5901-2021-27-88-91. – EDN ZAHHUL.
- Корочкин, А. В. Разработка геометрических параметров искусственных неровностей на укрепленных полосах автомобильных магистралей : специальность 05.23.11 "Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Корочкин Андрей Владимирович. – Москва, 2005. – 24 с. – EDN NINQMH.
ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ КАБИНЫ МИНИ-ПОГРУЗЧИКА С ПОЗИЦИИ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ТРЕБОВАНИЯМ FOPS И ROPS
Авторы:
Павел Сергеевич Рубанов – инженер-конструктор ООО «ИЦ «КАМАЗ», г. Москва, Россия, rubanov_ps@bk.ru, https://orcid.org/0009-0000-2055-2046
Роман Борисович Гончаров – кандидат технических наук, доцент кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия, goncharov.roman@bmstu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4805-967X
Денис Михайлович Рябов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия, ryabov@bmstu.ru, https://orcid.org/0009-0002-4634-9614
Борис Васильевич Падалкин – доктор технических наук, доцент кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия, padalkin@bmstu.ru, https://orcid.org/0009-0009-2048-3701
Аннотация
Обеспечение безопасности оператора строительной и коммунальной техники за счет конструкции каркаса кабины, защищающей от падающих предметов и опрокидывания, является актуальной задачей. В статье представлено решение задачи оптимизации, позволяющее повысить безопасность оператора в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 3471 (ROPS) и ГОСТ Р ИСО 3449 (FOPS). Цель работы заключается в обеспечении соответствия конструкции кабины нормативным требованиям по пассивной безопасности и минимизации ее массы за счет оптимального распределения и подбора толщины элементов каркасного типа. В статье представлена модель кабины мини-погрузчика для проведения оптимизации, созданная в программах Ansys Workbench и LS-DYNA. Сравнительная оценка безопасности кабины, полученной после интерпретации результатов оптимизации, и кабины аналога осуществлена на основании результатов натурного эксперимента, проведенного на реальной конструкции. Объектом исследования является кабина мини-погрузчика. Предметом исследования являются методы проектирования силовых конструкций транспортных средств и их использование с учетом условий эксплуатации. В результате проведенной работы спроектирована кабина, конструкция которой имеет несущую способность выше кабины-аналога, при этом удовлетворяющая технологическим требованиям и требованиям по пассивной безопасности. Конструкция, полученная после интерпретации результатов оптимизации, позволяет повысить уровень пассивной безопасности оператора и снизить массу кабины.
Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, метод конечных элементов, топологическая оптимизация, испытания, FOPS, ROPS, мини-погрузчик, землеройные машины
Список источников
- Гончаров, Р. Б. Совершенствование конструкций кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для обеспечения требований пассивной безопасности при ударе и минимизации массы / Р. Б. Гончаров, В. Н. Зузов // Труды НАМИ. – 2019. – Т. 13, № 4. – С. 28-37. – EDN XXVGQA.
- Зузов, В. Н. Исследование влияния на энергоёмкость основных силовых элементов кузова автомобиля в зоне бокового удара / В. Н. Зузов, Д. А. Сулегин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 20-34. – EDN MJDFIQ.
- Саая, К. С. Обзор и анализ отечественного рынка универсальных мини-погрузчиков / К. С. Саая, Н. Т. Сандан // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. – 2022. – № 4(102). – С. 22-30. – EDN MYJRFK.
- Левенков, Я. Ю. Разработка ROPS из алюминиевых сплавов для фронтальных погрузчиков / Я. Ю. Левенков, Д. С. Вдовин, Д. А. Александров // Машины и установки: проектирование, разработка и эксплуатация. – 2023. – № 3. – С. 1-15. – EDN ALZYPP.
- Гончаров, Р. Б. Топологическая оптимизация конструкции бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности / Р. Б. Гончаров, В. Н. Зузов // Известия МГТУ МАМИ. – 2018. – № 2(36). – С. 2-9. – EDN XUWXVB.
- Жителев, Д. А. Топологическая оптимизация силовой конструкции каркаса безопасности / Д. А. Жителев, Т. Д. Поздняков, Д. А. Сулегин // Известия МГТУ МАМИ. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 179-186. – EDN ZYDZTZ.
- Сулегин, Д. А. Оптимизация конструкции основания кузова грузопассажирского автомобиля в целях повышения энергоемкости при боковом ударе / Д. А. Сулегин // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2021. – № 2(110). – С. 3. – EDN PQOPFN.
- Басов, А. О. Разработка несущей системы автомобиля класса родстер с использованием топологической оптимизации / А. О. Басов, А. А. Смирнов // Известия МГТУ МАМИ. – 2018. – № 3(37). – С. 9-14. – EDN YALUHB.
- Новичкова, А. К. Аддитивные технологии в машиностроении / А. К. Новичкова, В. Ю. Ланцев // Наука и Образование. – 2023. – Т. 6, № 4. – EDN QNHQKD.
- Норман, А. В. Особенности применения аддитивных технологий при изготовлении наукоемких изделий на предприятиях машиностроения / А. В. Норман, О. Н. Кириллов, В. В. Куц // Воронежский научно-технический Вестник. – 2024. – Т. 2, № 2(48). – С. 10-19. – DOI 10.34220/2311-8873-2024-10-19. – EDN GCJIWF.
- Четвериков, М. В. Исследование остаточного напряжённо-деформированного состояния несущей системы минипогрузчика при многократном нагружении по требованиям стандарта безопасности ROPS / М. В. Четвериков, Р. Б. Гончаров, Д. О. Бутаров // Транспортные системы. – 2024. – № 2. – С. 23-30. – EDN YGTFRR.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ТРАНСПОРТЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И УДОБСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Авторы:
Вадим Валерианович Донченко – кандидат технических наук, старший научный сотрудник РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия, v.v.donchenko@yandex.ru, ORCID ID 0000-0002-0544-7608
Аннотация
В статье на основе российского и зарубежного опыта рассматриваются вопросы количественной оценки качества услуг пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП) в целях создания эффективных систем транспортного обслуживания населения в городах Российской Федерации. Рассмотрены российская практика установления требований к качеству перевозок пассажиров и обширный зарубежный опыт формирования показателей, описывающих различные аспекты удобства поездок. Проанализированы такие факторы, определяющие качество транспортного обслуживания населения, как время, удобство, стоимость, безопасность, комфорт. Определено понятие удобства, как критерия привлекательности перевозок ПТОП, рассмотрены отдельные составляющие данного комплексного показателя и методы их оценки. Представлена формула для обобщенной оценки совокупных затрат, связанных с перевозками ПТОП, и описана процедура трансформации данного показателя в обобщенное время поездки, которое может адекватно отражать удобство пользования ПТОП. На основе ряда зарубежных исследований рассмотрено понятие временных множителей и приведены результаты их оценки, используемой в практике работы в различных странах. Приведена сводная оценка диапазонов изменения этих мультипликаторов/множителей по результатам различных исследований. Представлены рекомендации о возможности использования рассмотренного подхода в российских условиях.
Ключевые слова: пассажирский транспорт общего пользования, качество транспортного обслуживания населения, удобство пользования общественным транспортом, обобщенная стоимость поездки, обобщенное время поездки
Список источников
- Белогребень, А. А. О внедрении стандартов транспортного обслуживания населения / А. А. Белогребень, В. В. Донченко // Научный вестник автомобильного транспорта. – 2021. – № 4. – С. 24-38. – EDN AZLLLZ.
- Методологические подходы к разработке и применению стандартов транспортного обслуживания населения / В. В. Донченко, К. А. Ибраев, Д. В. Енин, О. В. Евсеев // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 6. – С. 22-25. – EDN WAOVKR.
- Тюрин, А.С. Обоснование и оценка показателей качества перевозок в системе пассажирского автомобильного транспорта / А.С. Тюрин, К.А. Луконькина, В.В. Епифанов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2016. – № 9. – С. 41-45.
- Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта / М. А. Василенко, Е. Л. Кузина, Е. А. Василенко, А. О. Мушегян // Вестник евразийской науки. – 2021. – Т. 13, № 6. – EDN HHTLUH.
- Stopher, P. R. Toward the Development of Measures of Convenience for Travel Modes / P. R. Stopher, B. D. Spear, P. O. Sucher // Transportation Research Record. –1974. – Vol. 527. – P. 16-32.
- Wardman, M. Valuing convenience in public transport: Roundtable summary and conclusions / M. Wardman // International Transport Forum Discussion Paper, No. 2014-02, Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), International Transport Forum. – Paris, 2014. – 70 p.
- Measuring and Valuing Convenience and Service Quality: A Review of Global Practices and Challenges from Mass Transit Operators and Railway Industries / R. Anderson, B. Condry, N. Findlay, R. Brage-Ardao, H. Li // International Transport Forum Discussion Paper, No. 2013-16, Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), International Transport Forum. – Paris, 2013. – 45 p. – DOI 10.1787/5k3z04gb6zs1-en.
- Trompet, M. Benchmarking Disaggregate Customer Satisfaction Scores of Bus Operators in Different Cities and Countries / M. Trompet, R. Parasram, R. J. Anderson // Transportation Research Record. – 2013. – Vol. 2351, No. 1. – P. 14-22. – DOI 10.3141/2351-02.
- Донченко, В. В. Устойчивые городские транспортные системы : изменение парадигмы планирования и развития городского транспорта / В. В. Донченко. – Москва : Агенство Радар, 2023. – 402 с. – ISBN 978-5-6048401-2-2. – EDN VKJGTR.
- Hensher D. A., McLeod P. B. Towards an integrated approach to the identification and evaluation of the transport determinants of travel choices // Transportation Research. – 1977. – Vol. 11, No. 2. – P. 77-93. – DOI 10.1016/0041-1647(77)90106-X.
- Wardman, M. Value of time multipliers: a review and meta-analysis of European-wide evidence / M. Wardman // Transportation Research Board 92nd Annual MeetingTransportation Research Board. – 2013. – №. 13-3554.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ТРАНСПОРТНЫМ ПОТОКОМ НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Авторы:
Денис Александрович Деянов – аспирант кафедры «Техносферная безопасность» МАДИ, г. Москва, Россия, ddeyanov777@yandex.ru
Юрий Васильевич Трофименко – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» МАДИ, г. Москва, Россия, ywtrofimenko@mail.ru
Аннотация
В статье приводится методика расчетной оценки энергопотребления (удельного расхода топлива разного вида, электроэнергии на тягу электромобилей и гибридов), выбросов парниковых газов (ПГ) транспортным потоком различного состава, скорости и интенсивности движения, вида используемого топлива на отдельном участке, улично-дорожной сети в целом. Рассматривается важная проблема влияния транспорта на окружающую среду и разрабатывается подход к оценке экологического следа дорожного движения. Методика включает в себя несколько ключевых этапов. Во-первых, проводится сбор данных о транспортном потоке, включая информацию о типах транспортных средств, их количестве, скорости движения на определенных участках улично-дорожной сети (УДС) или на более крупных территориальных образованиях. Во-вторых, на основе собранных данных рассчитывается энергопотребление отдельных транспортных средств и транспортного потока в целом, а также объем выбросов парниковых газов. Основная мысль статьи заключается в необходимости разработки комплексных подходов к оценке воздействия дорожного транспорта на окружающую среду. Анализ таких данных позволяет принимать обоснованные решения по развитию городской инфраструктуры с учетом экологической обстановки.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, транспортный поток, эталонное транспортное средство, ездовой цикл, энергопотребление, парниковые газы, удельные выбросы, методика оценки
Список источников
- Mitschke, M. Dynamik der Kraftfahrzeuge / M. Mitschke and H. Wallentowitz. – Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2014. – 940 p. – DOI 10.1007/978-3-658-05068-9.
- Global emission projections for the transportation sector using dynamic technology modeling / F. Yan, E. Winijkul, D. G. Streets, Z. Lu, T. C. Bond, and Y. Zhang // Atmospheric Chemistry and Physics. – 2014. – Vol. 14, No. 11. – P. 5709-5733. – DOI 10.5194/acp-14-5709-2014.
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024663883 Российская Федерация. Расчет базового расхода топлива (РБРТ) : № 2024663155 : заявл. 13.06.2024 : опубл. 13.06.2024 / Ю. В. Трофименко, С. В. Шелмаков, Д. А. Деянов ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет ». – EDN ESLYKA.
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024663884 Российская Федерация. AutoDynaMo : № 2024663156 : заявл. 13.06.2024 : опубл. 13.06.2024 / С. В. Шелмаков, Ю. В. Трофименко, Д. А. Деянов ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет ». – EDN VSFMQV.
- Колесов, В. И. Эффективность работы транспортного потока / В. И. Колесов // Транспортные и транспортно-технологические системы : материалы Международной научно-технической конференции, Тюмень, 16 апреля 2014 года / Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Уральское межрегиональное отделение Российской Академии транспорта (УрО РАТ); Ответственный редактор – Н. С. Захаров. – Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2014. – С. 96-105. – EDN SYFDJF.
- Грабар, В. А. Атмосферные выбросы парниковых газов от транспортного сектора в России за 2010-2021 гг / В. А. Грабар, В. М. Лытов // Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: приземный климат, загрязняющие и климатически активные вещества : Материалы III всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 15–17 ноября 2023 года. – Москва: Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, 2023. – С. 102-105. – EDN UYQUZS.
- Влияние основных параметров автомобиля на расход топлива в ездовых циклах / А. А. Колин, С. Э. Силантьев, П. С. Рогов, С. А. Сергиевский // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 1(84). – С. 149-156. – DOI 10.23968/1999-5571-2021-18-1-149-156. – EDN MJNFFR.
- Shelmakov, S. V. Assessment of Traffic Management Measures Impact on the Population Health Living near the Highway / S. V. Shelmakov, A. V. Lobikov, T. Y. Grigoreva // 2021 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, Conference Proceedings, Moscow, 16–18 марта 2021 года. – Moscow, 2021. – P. 9416070. – DOI 10.1109/IEEECONF51389.2021.9416070. – EDN QBZQKU.
- Сарбаев, В. И. Нормирование маршрутного расхода топлива городских автобусов / В. И. Сарбаев, Д. Г. Суматохин // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 10. – С. 39-42. – EDN MUMQBN.
- Колесников, С. П. Оценка влияния динамических характеристик транспортного потока на выбросы загрязняющих веществ автомобилем : специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Колесников Сергей Павлович. – Тюмень, 2003. – 123 с. – EDN NMMUJD.
- Якимов, М. Р. Разработка системы мониторинга выбросов автомобильного транспорта в атмосферу крупных городов : специальность 03.00.16 : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Якимов Михаил Ростиславович. – Пермь, 2004. – 175 с. – EDN NMWRPZ.
- Влияние структуры парка автотранспортных средств по виду топлива и экологическому классу на выбросы парниковых газов / Ю. В. Трофименко, В. А. Гинзбург, В. И. Комков, В. М. Лытов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – Т. 15, № 6(64). – С. 898-910. – EDN SPJZVB.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Авторы:
Игорь Евгеньевич Агуреев – доктор технических наук, профессор кафедры транспортно-технологических машин и процессов ТулГУ, г. Тула, Россия, agureev-igor@yandex.ru
Юрий Владимирович Федюкин – заместитель начальника учреждения, ФКУ «Дороги России», г. Москва, Россия, fedukin@list.ru
Аннотация
Представлена общая методика построения функциональной архитектуры интеллектуальной транспортной системы (ИТС) на основе последовательно выполняемых действий: выполнения обследований заинтересованными сторонами (центрами управления, учреждениями, организациями), участвующими в реализации сервисов системы, путем установления состава и содержания информационных потоков, организованных между физическими и функциональными объектами информационных систем. Для выполнения обследований в работе предложена частная методика получения данных с помощью натурных обследований, изучения сведений из информационных систем, баз данных, транспортных моделей и других источников; выявления существующей структуры объектов автоматизации ИТС, состоящих из объектов транспортной системы, периферийного оборудования, оборудования связи и передачи данных и инструментальных подсистем и модулей, а также развития этой структуры до уровня проектируемых требований; установления связей между модулями, подсистемами и внешними информационными системами, с одной стороны, и сервисами ИТС, с другой стороны, что в конечном итоге завершает построение функционального каркаса с заданными требованиями по интеграции, реализации функций и достижению сервисов. Результатом применения методики является схема функциональной структуры ИТС, показывающая связи между физическими и функциональными объектами, формирующими некоторую отдельную сервисную группу, с указанием содержания функциональных процессов. Такой подход в целом соответствует современным требованиям к содержанию функциональной архитектуры ИТС. Приведен пример реализации методики для подсистемы видеонаблюдения, детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций при реализации сервиса «Управление инцидентами, связанными с транспортом». При этом использовались отечественные и зарубежные подходы, которые объединялись для возможности применения в практике внедрения ИТС в российских городских агломерациях.
Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, функциональная архитектура, физические и функциональные объекты ИТС
Список источников
- Развитие архитектуры интеллектуальных транспортных систем / Е. О. Андреев, С. В. Жанказиев, В. В. Зырянов, А. С. Павлов // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2024. – Т. 18, № 1. – С. 38-43. – DOI 10.36724/2072-8735-2024-18-1-38-43. – EDN HNTJMK.
- Поляков, А. С. Повышение эффективности функционирования транспортного комплекса города / А. С. Поляков, С. В. Жанказиев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 4(78). – С. 3-6. – EDN XEENFF.
- Солодкий, А. И. Цифровая трансформация транспортной отрасли Российской Федерации. Перспективы развития / А. И. Солодкий, С. С. Евтюков, Н. В. Черных // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2024. – № 1(76). – С. 91-99. – EDN DXSECG.
- Ахромешин, А. В. Сравнительный анализ платформ управления транспортными системами / А. В. Ахромешин, В. А. Пышный, Ю. И. Рубцова // Техника и технология транспорта. – 2024. – Т. 33, № 2. – EDN POZBAE.
- Петров, Г. В. Архитектура интеллектуальной системы управления транспортными потоками / Г. В. Петров, И. С. Таран // Научно-практические исследования. – 2020. – № 12-5(35). – С. 32-37. – EDN AREAFB.
- Разработка архитектуры интеллектуальной системы управления дорожным движением / С. А. Селиверстов, А. М. Сазанов, К. В. Никитин [и др.] // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. – 2021. – Т. 1. – С. 281-285. – EDN XUGTEV.
- Полтавская, Ю. О. Развитие интеллектуальных транспортных систем с целью повышения функционирования транспортной сети / Ю. О. Полтавская // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2019. – Т. 1. – С. 202-203. – EDN EJWKPD.
- Федюкин, Ю. В. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в России / Ю. В. Федюкин // Автомобили, транспортные системы и процессы: настоящее, прошлое и будущее : Сборник статей 4-й Международной научно-технической конференции, Курск, 20 мая 2022 года / Отв. редактор Е.В. Агеев. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 138-145. – DOI 10.47581/2022/AX-04/Fedukin.01. – EDN QAHILX.
- Гречушкин, И. В. Способ иерархического управления интеллектуальной транспортной системой при управлении движением колонны / И. В. Гречушкин, И. О. Прутчиков, А. В. Репин // Робототехника и техническая кибернетика. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 207-213. – DOI 10.31776/RTCJ.9306. – EDN NOJFUW.
- Жаков, В. В. Экономические перспективы реализации городских интеллектуальных транспортных систем / В. В. Жаков, Г. А. Зейналова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2022. – № 80. – С. 45-49. – DOI 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.598. – EDN JOVBIH.
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРОДВИНСК»
Авторы:
Михаил Ростиславович Якимов – доктор технических наук, доцент, директор ИТП РАТ, г. Москва, Россия, yakimov@rosacademtrans.ru, https://orcid.org/0000-0002-7627-4791
Александра Сергеевна Нестерова – генеральный директор ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», г. Пермь, Россия, a.nesterova_radar@mail.ru
Юрий Александрович Попов – исполнительный директор ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», г. Пермь, Россия, roadperm@mail.ru
Аннотация
Прикладные задачи оценки эффективности маршрутной сети определили актуальность представленной статьи. Развитие регулярных перевозок в российских городах сдерживается отсутствием развитой инфраструктуры, в первую очередь улично-дорожной сети и элементов обустройства, таких как остановочные комплексы и разворотные площадки. Создание маршрутной сети в условиях подобных ограничений, в том числе в условиях конкуренции с индивидуальным транспортом, представляет собой наиболее интересную научно-исследовательскую задачу по построению оптимальной маршрутной сети. В статье дается обзор применяемых авторами подходов к сбору первичной информации об интенсивности движения маршрутного транспорта общего пользования и общей загрузке сети. Приведены технологии сбора и анализа данных о пассажиропотоке, в том числе с использованием географических информационных систем, позволяющих распределить получаемые первичные данные не только по улично-дорожной сети и объектам транспортной инфраструктуры, но и по всей территории исследуемого объекта. В статье представлена последовательность выбора и оценки различных сценариев развития маршрутной сети регулярных перевозок на территории российского города.
Ключевые слова: транспорт общего пользования, транспортный спрос, маршрутная сеть, транспортное обслуживание населения
Список источников
- Hadi Baaj, M. Hybrid route generation heuristic algorithm for the design of transit networks / M. Hadi Baaj, H. S. Mahmassani // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 1995. – Vol. 3, No. 1. – P. 31-50. – DOI 10.1016/0968-090X(94)00011-S.
- Buslaev, A. P. Mathematical recognition problems of particle flow characteristics by video sequence images / A. P. Buslaev, A. V. Provorov, M. V. Yashina // Proceedings of the 2013 International Conference on Image Processing, Computer Vision, and Pattern Recognition, IPCV 2013, Las Vegas, NV, 22–25 июля 2013 года. Vol. 2. – Las Vegas, NV, 2013. – P. 622-625. – EDN YIQLNY.
- Buslaev, A. P. Algorithmic and software aspects of information system implementation for road maintenance management / A. P. Buslaev, M. V. Yashina, M. Volkov // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2015. – Vol. 365. – P. 65-74. – DOI 10.1007/978-3-319-19216-1_7. – EDN VAKJRH.
- Desaulniers, G. Public Transit / G. Desaulniers, M. D. Hickman // in Handbooks in Operations Research and Management Science. Vol. 14. – Elsevier, 2007. – P. 69-127. – DOI 10.1016/S0927-0507(06)14002-5.
- Guan, J. F. Simultaneous optimization of transit line configuration and passenger line assignment / J. F. Guan, H. Yang, S. C. Wirasinghe // Transportation Research Part B: Methodological. – 2006. – Vol. 40, No. 10. – P. 885-902. – DOI 10.1016/j.trb.2005.12.003.
- Murray, A. T. A Coverage Model for Improving Public Transit System Accessibility and Expanding Access / A. T. Murray // Annals of Operations Research. – 2003. – Vol. 123, No. 1. – P. 143-156. – DOI 10.1023/a:1026123329433. – EDN WBAWFS.
- Yakimov, M. Optimal Models used to Provide Urban Transport Systems Efficiency and Safety / M. Yakimov // Transportation Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 702-708. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.114. – EDN YVEBVD.
- Zhao, F. Transit Network Optimization - Minimizing Transfers and Optimizing Route Directness / F. Zhao, I. Ubaka // Journal of Public Transportation. – 2004. – Vol. 7, No. 1. – P. 63-82. – DOI 10.5038/2375-0901.7.1.4.
- Якимов, М. Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов / М. Р. Якимов, Ю. В. Трофименко. – 2-е издание. – Пермь : Агентство РАДАР, 2022. – 536 с. – ISBN 978-5-6048401-0-8. – EDN IRPVVJ.
- Якимов, М. Р. Транспортное планирование: практические рекомендации по созданию транспортных моделей городов в программном комплексе PTV Vision@VISUM / М. Р. Якимов, Ю. А. Попов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2022. – 176 с. – ISBN 978-5-392-35972-1. – EDN CUUDWY.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОДОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКАЗОВ ПОЛНОСТЬЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЯМ
Авторы:
Сергей Маркович Мороз – доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ, г. Москва, Россия, sm-moroz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8009-1883
Аннотация
Для массового внедрения полностью автоматизированных наземных транспортных средств (ПАТС) неизбежно потребуется выявление их отказов и минимизация ущерба от них. Этому послужит сочетание автоматического выявления отказов любой природы и вида с противоаварийным управлением компонентами ПАТС после отказа. Целью представленного в статье исследования служит разработка методологии выявления отказов ремонтопригодных ПАТС и последующего противоаварийного управления компонентами ПАТС до оказания технической помощи и ремонта. Методология призвана облегчить создание программного обеспечения для ПАТС разных платформ и назначения с привлечением данных изготовителя по комплектации и нормативам ПАТС. Обосновываются предложения по реализации алгоритмов автоматической идентификации режимов работы, выявления отказов и противоаварийного управления компонентами отказавшего ПАТС. Противоаварийное управление обеспечит безотлагательную реакцию на отказы ПАТС, снижение вероятности ДТП из-за их отказов, сокращение простоев, затрат на ремонт и минимизацию потерь грузов и неприятностей для пассажиров ПАТС.
Ключевые слова: автомобилестроение, полностью автоматизированные транспортные средства (ПАТС), алгоритм, идентификация, отказ, режим работы
Список источников
- Model of Operation of Motor Vehicles Based on Monitoring of their Performance Characteristics / S. Vorobyov, I. Chernyaev, V. Nazarkin, K. Filippov // Transportation Research Procedia : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in Large Cities", SPbOTSIC 2016, Saint-Petersburg, 28–30 сентября 2016 года. Vol. 20. – Saint-Petersburg: Elsevier B.V., 2017. – P. 695-701. – DOI 10.1016/j.trpro.2017.01.113. – EDN YVGHKL.
- Rago, C. Analysis of a Failure Detection and Identification Scheme for the Eagle-Eye Unmanned Air Vehicle / C. Rago, R. K. Mehra // IFAC Proceedings Volumes. – 2000. – Vol. 33, No. 11. – P. 873-878. – DOI 10.1016/S1474-6670(17)37471-2.
- Архитектура системы диагностики и прогнозирования технического состояния роботизированного транспортного средства / Н. Г. Губанов, Ю. В. Михеев, В. П. Одинцов [и др.] // Проблемы управления и моделирования в сложных системах : Труды XXI Международной конференции. В 2-х томах, Самара, 03–06 сентября 2019 года / Под редакцией С.А. Никитова, Д.Е. Быкова, С.Ю. Боровика, Ю.Э. Плешивцевой. Том II. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Офорт", 2019. – С. 171-174. – EDN OVMZYD.
- Reliability Study of BEV Powertrain System and Its Components—A Case Study / Q. Tang, X. Shu, G. Zhu, J. Wang, H. Yang // Processes. – 2021. – Vol. 9, No. 5. – P. 762. – DOI 10.3390/pr9050762.
- Function failure and failure boundary analysis for an aircraft lock mechanism / W. Guo, W. Cui, Y. Shi, J. Liu, B. Song // Engineering Failure Analysis. – 2016. – Vol. 70. – P. 428-442. – DOI 10.1016/j.engfailanal.2016.10.003.
- Taha, H. A. Online failure analysis and autonomous risk control scheme for electric buses / H. A. Taha, S. Yacout, Ya. Shaban // Engineering Failure Analysis. – 2023. – Vol. 154. – P. 107629. – DOI 10.1016/j.engfailanal.2023.107629. – EDN YJDVHX.
- Чикрин, Д. Е. Логика и структура построения системы управления беспилотных транспортных средств / Д. Е. Чикрин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2021. – Т. 23, № 4(102). – С. 96-102. – DOI 10.37313/1990-5378-2021-23-4-96-102. – EDN JORJHX.
- Патент № 2778387 C2 Российская Федерация, МПК B60W 10/04, G08G 1/16, B60W 50/02. Системы и способы для управления роботизированным транспортным средством : № 2020139230 : заявл. 30.11.2020 : опубл. 18.08.2022 / А. В. Лавренюк, В. В. Подколзин, О. М. Кировский ; заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Яндекс Беспилотные Технологии". – EDN VUJWET.
- Мороз, С. М. Алгоритмы выявления отказов и последующего противоаварийного управления отказавшим беспилотным транспортным средством / С. М. Мороз // Автомобильная промышленность. – 2023. – № 8. – С. 8-13. – EDN RHHTKN.
- Intelligent state assessment of complex autonomous objects based on wavelet analysis / I. Kotenko, I. Saenko, A. Vinogradenko, N. Budko // Engineering Applications of Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 126. – P. 106869. – DOI 10.1016/j.engappai.2023.106869. – EDN EBESTN.
- Патент № 2817322 C1 Российская Федерация, МПК B60W 60/00, B60W 50/02, B60W 50/04. Способ автоматического выявления отказов и последующего противоаварийного управления отказавшим беспилотным транспортным средством : № 2023109752 : заявл. 17.04.2023 : опубл. 15.04.2024 / С. М. Мороз ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. – EDN OOTCUV.
- Патент № 2773970 C1 Российская Федерация, МПК B60R 16/023, B60T 17/22, B60T 7/22. Способ управления и система управления транспортным средством с содействием при вождении : № 2021103581 : заявл. 16.07.2018 : опубл. 14.06.2022 / К. Сиономе ; заявитель НИССАН МОТОР КО., ЛТД., РЕНО С.А.С.. – EDN AQSOMX.
МЕТОДЫ ВЫБОРА КОРИДОРОВ ДВИЖЕНИЯ И МАРШРУТИЗАЦИИ СКОРОСТНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Авторы:
Иван Сергеевич Печкуров – аспирант Высшей школы транспорта СПбПУ, г. Санкт-Петербург, Россия, ivan_pechkurov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-3039-9588
Андрей Эдливич Горев – доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы транспорта СПбПУ, г. Санкт-Петербург, Россия, a-gorev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7445-2163
Ольга Валентиновна Попова – кандидат технических наук, доцент, доцент Высшей школы транспорта СПбПУ, г. Санкт-Петербург, Россия, o-popova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4877-7946
Аннотация
Общемировая тенденция урбанизации, в особенности в развивающихся странах, вызывает потребность в эффективных, недорогих и производительных транспортных системах. Одна из таких систем – Bus Rapid Transit (BRT), которая за последние 40 лет распространилась по всему миру и получила развитие за счёт новых типов подвижного состава и внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Несмотря на дешевизну по сравнению с рельсовыми видами транспорта, BRT всё же требует значительных вложений в инфраструктуру при ее создании, а, значит, при планировании необходимо искать наиболее эффективные варианты организации BRT. В статье рассмотрены различные методы выбора коридоров движения и маршрутизации BRT. Приведён анализ методов, представлены основные этапы расчёта по методикам. Выявлены общие характеристики для рассмотренных методов. Сформулирована потребность в разработке метода планирования организации BRT с использованием агентного транспортного моделирования.
Ключевые слова: скоростные автобусные перевозки (САП), интеллектуальные транспортные системы, транспортное моделирование, планирование коридоров для САП
Список источников
- Formation of priority movement corridors of urban passenger transport / A. E. Gorev, A. I. Solodkii, O. V. Popova, D. T. Ospanov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering, ICI2AE 2019, Irkutsk, 27 мая – 01 2019 года. Vol. 632. – Irkutsk: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012013. – DOI 10.1088/1757-899X/632/1/012013. – EDN TSALEJ.
- Balket, S. F. Selecting the best route location for bus rapid transit using geographic information system (GIS). Kut city is a case study / S. F. Balket, N. M. Asmael // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – Vol. 1895. – P. 012029. – DOI 10.1088/1742-6596/1895/1/012029.
- Daganzo, C. F. Structure of competitive transit networks / C. F. Daganzo // Transportation Research Part B: Methodological. – 2010. – Vol. 44, No. 4. – P. 434-436. – DOI 10.1016/j.trb.2009.11.001.
- Grise, E. Planning a high-frequency transfer-based bus network: How do we get there? / E. Grise, A. F. Stewart, A. El-Geneidy // Journal of Transport and Land Use. – 2021. – Vol. 14, No. 1. – P. 863-884. – DOI 10.5198/jtlu.2021.1742.
- Либерман, С. Ю. Научные основы организации экспрессных автобусных сообщений в городах : специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Либерман Семен Юдимович. – Москва, 1992. – 40 с. – EDN ZLBHLJ.
- Ефремов, И. С. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В. А. Юдин. – Москва : Высшая школа, 1980. – 535 с.
- Графоаналитический метод в градостроительных исследованиях и проектировании / А. М. Якшин, Т. М. Говоренкова, М. И. Каган [и др.]. – Москва : Стройиздат, 1979. – 204 с.
- Яковлев Л. А. Программное обеспечение технического расчета системы городских путей сообщения, представленной в сетевой форме (ЭВМ «Минск – 22») / Л. А. Яковлев // Автоматизация проектирования городских транспортных систем. – Вып. 1. – Москва : Стройиздат, 1976. – 135 с.
- Development of a Method for Selecting Bus Rapid Transit Corridors Based on the Economically Viable Passenger Flow Criterion / I. Pechkurov, D. Plotnikov, A. Gorev [et al.] // Sustainability. – 2023. – Vol. 15, No. 3. – P. 2391. – DOI 10.3390/su15032391. – EDN JNITJN.