«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 4 (79), декабрь 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
ОБ УПРОЩЕНИИ ДИАГРАММ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЛЯ РАСЧЕТА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Авторы:
Дмитрий Викторович Боль – аспирант кафедры «Мосты» ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия, dvbol1240@gmail.com, https://orcid.org/0009-0004-4656-2487
Аннотация
В статье представлено исследование, направленное на изучение различных методик построения диаграмм предельных состояний в железобетонных конструкциях с целью выявления возможности упрощения этого процесса для повышения эффективности проектирования и строительства. Исследование было проведено на основе анализа зарубежных (ACI, fib) и отечественных (СП 35) нормативных документов для выявления особенностей методов построения диаграмм предельных состояний. Для оценки точности и сопоставимости результатов приведены численные расчеты по различным методам построения диаграмм. Отмечены основные особенности и различия между методами построения диаграмм предельных состояний, описанными в зарубежных и отечественных нормативных документах. Приведен сравнительный анализ численных значений диаграмм предельных состояний по различным методикам, что позволяет оценить их точность и эффективность. Отклонение численных результатов упрощенных диаграмм предельных состояний от детальных составляет не более 12.5%. Показано, что различные методы имеют свои преимущества и ограничения, и выбор конкретного метода должен быть обоснованным и зависеть от конкретных инженерных задач. Результаты описанного исследования позволяют инженерам выбирать наиболее подходящий метод построения диаграмм предельных состояний в зависимости от конкретных инженерных задач. Такой подход способствует повышению эффективности проектирования и строительства железобетонных конструкций за счет упрощения процесса расчета и повышения точности оценки несущей способности элементов.
Ключевые слова: диаграмма предельных состояний, диаграмма взаимодействия, деформационная модель, расчет железобетонных элементов, нормативные требования, российские нормы, американские нормы, нелинейные диаграммы материалов, итерационные вычисления
Список источников
- Bleyer, J. Numerical Yield Design Analysis of High-Rise Reinforced Concrete Walls in Fire Conditions / J. Bleyer, D. T. Pham, P. de Buhan // Advances in Direct Methods for Materials and Structures. – Cham : Springer, 2018. – P. 143-161. – DOI 10.1007/978-3-319-59810-9_9.
- Shet, S. Analysis of Pu-Mu Interaction Diagram of C-Shaped Equal Legged RC Column Developed using ETABS and Analytical Method / S. Shet, S. Shetty, S. Shetty // International Journal of Engineering & Technology. – 2018. – Vol. 7(3.34). – P. 835-839.
- Optimum RC column reinforcement considering multiple load combinations / H. J. Lee, M. Aschheim, E. Hernández-Montes, L. M. Gil-Martín // Structural and Multidisciplinary Optimization. – 2009. – Vol. 39. – P. 153-170. – DOI 10.1007/s00158-008-0318-4.
- Analytical load-moment (P-M) interaction diagrams of GFRP bar reinforced circular geopolymer concrete columns / Sh. Ali, Ju. Ahmad, M. N. Sheikh [et al.] // Structures. – 2021. – Vol. 34. – P. 2445-2454. – DOI 10.1016/j.istruc.2021.08.131. – EDN GUXPPS.
- Eroz, M. Direct Analysis and Design of Steel Frames Accounting for Partially Restrained Column Base Conditions / M. Eroz, D. W. White, R. DesRoches // Journal of Structural Engineering. – 2008. – Vol. 134, No. 9. – P. 1508-1517. – DOI 10.1061/(ASCE)0733-9445(2008)134:9(1508).
- Baji, H. Statistical analysis of the concrete rectangular stress block parameters / H. Baji, R. R. Hamid // The 2013 World Congress on Advances in Structural Engineering and Mechanics Korea. – Jeju, Korea : Techno-Press, 2013. – P. 8-23.
- Радайкин, О. В. Теоретические основы диаграммного метода расчёта стержневых элементов из армированного бетона / О. В. Радайкин // Строительство и реконструкция. – 2020. – № 6(92). – С. 26-42. – DOI 10.33979/2073-7416-2020-92-6-26-42. – EDN UANYLR.
- Определение предельно допустимых усилий в нормальных сечениях железобетонных элементов по критерию предельных относительных деформаций в бетоне и арматуре при расчете по прочности / А. М. Ананян, М. Ю. Горохов, А. Г. Злотников, А. И. Стешов // Автомобильные дороги. – 2021. – № 6. – С. 40-44.
- О предельных деформациях железобетонного элемента полигонального поперечного сечения / А. М. Ананян, М. Ю. Горохов, А. Г. Злотников, А. И. Стешов // Автомобильные дороги. – 2022. – № 10(1091). – С. 200-204. – EDN SQVPPR.
- «Арбат» — программа для расчета железобетонных строительных конструкций / И. Белокопытова, Э. Криксунов, М. Микитаренко, М. Перельмутер // CADmaster. – 2001. – № 4(9). – С. 57-61.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
ВЛИЯНИЕ НА ОСАДКУ ДВИЖИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СТЕПЕНИ ЗАПАЗДЫВАНИЯ РЕАКЦИИ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Авторы:
Сергей Владимирович Котович – старший преподаватель кафедры «Тягачи и амфибийные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, svtrack@mail.ru
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРИ ПОЛЕВОМ РЕМОНТЕ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСПЕРСНО-НАПОЛНЕННЫХ КОМПОЗИТОВ
Авторы:
Татьяна Николаевна Егунова – аспирант кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, г. Москва, Россия, tanya.e.n5@yandex.ru
Виктор Сергеевич Каленский – начальник отдела инженерного сопровождения, Группа ПОЛИПЛАСТИК, г. Москва, Россия, viktor.kalenskiy@polyplastic.ru
Наталья Ивановна Баурова – доктор технических наук, профессор, декан факультета «Дорожные и технологические машины» МАДИ, г. Москва, Россия, nbaurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9529-20
Аннотация
В настоящий момент существует множество методов ремонта корпусных деталей машин, и каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных свойств. Проанализировав все методы ремонта и возможность их применения в полевых условиях, авторы статьи выбрали, как наиболее экономичный, метод с использованием полимерных композиционных материалов. Это обусловлено возможностью модификации свойств полимерных материалов при подборе связующего и наполнителей. Среди всех полимерных материалов наиболее перспективными при ремонте дорожно-строительной техники в полевых условиях являются эпоксидно-песчаные композиты. Их преимущество состоит в том, что отверждение может осуществляться при комнатной температуре (на открытом воздухе) и они обеспечивают высокие адгезионные свойства. В статье приведен технологический процесс полевого ремонта корпусных деталей машин с использованием дисперсно-наполненных композитов. Показано, что качество восстановленного изделия зависит от точного соблюдения всех этапов технологического процесса ремонта. Также для обеспечения требуемого уровня качества ремонтных работ следует обеспечить соответствующий контроль показателей качества на каждом этапе технологического процесса. В статье приведены рекомендации выполнения контроля качества при проведении ремонтных работ с использованием эпоксидно-песчаных композитов в полевых условиях.
Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, дисперсно-наполненные композиты, технологический процесс ремонта, ремонт в полевых условиях, контроль качества
Список источников
- Панова, Л. Г. Наполнители для полимерных композиционных материалов : учебное пособие по курсу "Химия и технология полимерных композиционных материалов" для студентов специальности 250600 направления 550800 дневной и заочной форм обучения / Л. Г. Панова ; Л. Г. Панова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Саратовский гос. технический ун-т. – Саратов : Саратовский гос. технический ун-т, 2010. – 63 с. – ISBN 978-5-7433-2287-9. – EDN QNFBRR.
- Косенко, Е. А. Природоподобные материалы и конструкции в машиностроении : монография / Е. А. Косенко, Н. И. Баурова, В. А. Зорин. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. – 304 с. – ISBN 978-5-7962-0259-3. – EDN LUKNFL.
- Карагодин, В. И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. – 9-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 496 с. – ISBN 978-5-7695-9912-5.
- Синельников, А. Ф. Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации : учебник / А. Ф. Синельников. – Москва : Академия, 2018. – 334 с. – ISBN 978-5-4468-3972-8.
- Влияние эпоксидно-песчаных покрытий различных составов на процесс изнашивания, специфику износа и ресурс плужных лемехов / А. М. Михальченков, С. А. Феськов, А. А. Осипов, А. С. Кононенко // Клеи. Герметики. Технологии. – 2020. – № 1. – С. 45-48. – DOI 10.31044/1813-7008-2020-0-1-45-48. – EDN MDEJPI.
- Егунова, Т. Н. Исследование эксплуатационных свойств эпоксидно-песчаных композитов, применяемых при ремонте машин / Т. Н. Егунова, Н. И. Баурова // Технология металлов. – 2023. – № 2. – С. 11-18. – DOI 10.31044/1684-2499-2023-0-2-11-18. – EDN TOVWPV.
- Егунова, Т. Н. Определение влияния подготовки поверхности металла на стойкость эпоксидно-песчаного покрытия к воздействию агрессивных сред / Т. Н. Егунова, Н. И. Баурова // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2023. – № 4. – С. 36-40. – DOI 10.31044/1684-2561-2023-0-4-36-40. – EDN KXOJTV.
- Карташова, В. В. Контроль качества полимерных покрытий для рабочего оборудования дорожных машин / В. В. Карташова, Е. А. Косенко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 3. – С. 16-19. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-3-16-19. – EDN BDMPCQ.
- Косенко, Е. А. Методы неразрушающего контроля изделий машиностроения, изготовленных из полимерных композиционных материалов (обзор) / Е. А. Косенко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 1. – С. 12-17. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-1-12-17. – EDN BLTUSQ.
- Reinforcing Fillers for Polymer Composites Based on Organic Unwoven Materials / A. N. Marycheva, T. A. Guzeva, P. M. P'e [et al.] // Polymer Science, Series D. – 2019. – Vol. 12, No. 2. – P. 170-173. – DOI 10.1134/S1995421219020138. – EDN XFBKAT.
- Штефан, Ю. В. Управление качеством машин и технологических процессов / Ю. В. Штефан, В. А. Зорин, Н. И. Баурова. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2016. – 120 с. – EDN WKIKKT.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПРАВОЧНЫХ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРУЖИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ПОДВЕСКИ
Авторы:
Михаил Павлович Малиновский – кандидат технических наук, доцент кафедры «Тягачи и амфибийные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, ntbmadi@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7812-5653
Дмитрий Владиславович Пан – аспирант кафедры «Тягачи и амфибийные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, dima.pan2013@yandex.ru
Денис Андреевич Дергачёв – аспирант кафедры «Тягачи и амфибийные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, dergdenand@gmail.com
Аннотация
Пружины применяются в машиностроении, экспериментальных стендах, силовых установках, трансмиссии, тягово-сцепных устройствах, манипуляторах и подвеске автотранспортных средств. Пружины оказывают влияние на формирование таких эксплуатационных свойств, как плавность хода, управляемость и устойчивость. В статье приведена классификация пружин по характеру работы и воспринимаемой нагрузки, по конструкции, материалу и профилю поперечного сечения. Авторы отмечают, что при проектировочных и поверочных расчётах упругих элементов подвески возникает информационный дефицит в отношении фактических значений их жёсткости. Методика для теоретического расчёта жёсткости пружин содержит такой параметр, как модуль сдвига, для точного определения которого приходится проводить экспериментальные исследования. В ходе исследования авторами были сопоставлены паспортные, экспериментальные и расчётные значения жёсткости и модуля сдвига для автомобильных пружин. Результаты сравнительного анализа показали, что у исследуемых образцов фактический модуль сдвига часто отличался от доверительного диапазона, который приводится в литературе. Поэтому при расчётах подвески транспортного средства может возникнуть ощутимая погрешность. Более низкое значение модуля сдвига по сравнению с доверительным диапазоном может быть связано, прежде всего, с изменением свойств пружины в процессе эксплуатации.
Ключевые слова: модуль сдвига; витая пружина; BAJA SAE; Formula Student; информационный дефицит; расчёт жёсткости пружин
Список источников
- Буренин, В. В. Новые конструкции торцевых уплотнений вращающихся валов насосов тепловых электростанций / В. В. Буренин // Теплоэнергетика. – 1993. – № 12. – С. 66-70. – EDN VWCGJV.
- Гришакин, В. Т. Деформирование нити упругого маятника при резонансе / В. Т. Гришакин // Труды МАИ. – 2023. – № 130. – DOI 10.34759/trd-2023-130-03. – EDN PWUFHG.
- Вихров, А. В. Несущие системы транспортных средств специального назначения : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Транспортные средства специального назначения" (специализация "Военные гусеничные и колесные машины") / А. В. Вихров. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2015. – 112 с. – ISBN 978-5-7962-0199-2. – EDN UKSZGZ.
- Нигметзянов, Р. И. Сборка прессовых соединений с применением ультразвуковых колебаний / Р. И. Нигметзянов, С. К. Сундуков, Д. С. Фатюхин // Вестник машиностроения. – 2017. – № 9. – С. 43-46. – EDN ZTPJUB.
- Дунин, А. Ю. Результаты испытаний аккумуляторных топливных систем дизелей с давлением впрыскивания до 300 МПa / А. Ю. Дунин, П. В. Душкин // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия Машиностроение. – 2016. – № 1(106). – С. 80-88. – EDN VNUGPT.
- Малахов, А. Ю. Методика проведения экспертиз причин выхода из строя топливных форсунок современных автомобилей / А. Ю. Малахов, А. Н. Ливанский, М. А. Карпов // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. – 2021. – № 1(1). – С. 5-22. – EDN LURDXN.
- Гаевский, В. В. Увеличение эксплуатационного ресурса элементов силовых установок / В. В. Гаевский, Д. А. Хаваев, И. И. Муравьев // Грузовик. – 2019. – № 5. – С. 6-9. – EDN BFCKWY.
- Феофанов, С. А. Исследования по совершенствованию тягового реле автомобильного стартера / С. А. Феофанов, П. И. Бухтеев, И. М. Денисов // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке : Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Васинович М.А.. Том № 1 (1). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2017. – С. 76-83. – EDN ZDBTER.
- Компьютерные технологии при проектировании и исследовании крутильных колебаний сцепления с двухмассовым маховиком : Учебное пособие / В. И. Осипов, А. В. Александров, Д. Е. Синельников, С. С. Шадрин. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2019. – 96 с. – EDN GJSVIE.
- Экспериментальное определение жёсткости тарельчатой пружины для расчёта коэффициента запаса диафрагменного сцепления / М. П. Малиновский, Н. С. Сидоров, Д. А. Дергачев, А. Н. Альбицкий // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 4(38). – EDN UADGUA.
- Метод автоматического регулирования постоянной мощности насоса и расчета регулятора насоса гидрообъемной трансмиссии большегрузных транспортных средств / А. Н. Сова, В. И. Полянский, М. И. Степанов [и др.] // Двойные технологии. – 2017. – № 4(81). – С. 68-71. – EDN ZTCDDH.
- Игитов, Ш. М. Эффективность уборочно-транспортных звеньев при применении автопоездов с демпфирующим тягово-сцепным устройством (в условиях Республики Дагестан) / Ш. М. Игитов // Технология колесных и гусеничных машин. – 2015. – № 1. – С. 44-49. – EDN TPQAWR.
- Яковлев, И. А. Тенденции совершенствования конструкций захватов манипуляторов кузовных мусоровозов / И. А. Яковлев, Р. В. Каргин, Е. А. Шемшура // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2016. – № 4. – С. 111-116. – EDN XVLOLT.
- Годжаев, З. А. О критериях оценки эффективности системы подрессоривания автомобилей / З. А. Годжаев, С. В. Борисов, М. С. Камитов // Автомобильная промышленность. – 2017. – № 7. – С. 7-13. – EDN WPWUBS.
- Конструкции активной подвески с низким уровнем энергопотребления / М. П. Малиновский, В. В. Кувшинов, А. А. Федоров, Г. А. Беджанов // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. – 2018. – № 3(24). – С. 10-13. – EDN QCALGY.
- Борисевич, В. Б. Конструкция задней складывающейся подвески скоростной амфибии. Кинематический синтез направляющего элемента графическим вариационным способом / В. Б. Борисевич, В. В. Филатов // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 5-2(17). – С. 16-21. – EDN WAFQYR.
- Динамический анализ параметров передней подвески кабины грузового автомобиля / А. С. Горобцов, С. К. Карцов, Ю. А. Поляков, А. С. Дьяков // Известия МГТУ МАМИ. – 2014. – Т. 1, № 4(22). – С. 73-79. – EDN THQJLR.
- Виброзащитный механизм с квазинулевой жесткостью для сидений операторов строительных и дорожных машин / С. В. Томлеева, А. Г. Савельев, Г. Д. Моисеев, П. Г. Колесников // Техника и технология транспорта. – 2019. – № S(13). – С. 23. – EDN MERPPU.
- Направления совершенствования технологий изготовления пружин ответственного назначения / Г. А. Данилин, Е. Ю. Ремшев, Е. С. Воронина, М. Ю. Силаев // Металлообработка. – 2014. – № 3(81). – С. 16-21. – EDN SLJFCJ.
- Чудина, О. В. Конструкционные материалы для транспортных средств специального назначения : Учебное пособие / О. В. Чудина, М. П. Малиновский. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. – 232 с. – EDN TJAJLJ.
- Батанов, М. В. Пружины / М. В. Батанов, Н. В. Петров. – 2-е изд. – Ленинград : Машиностроение, , Ленинградское отделение, 1968. – 215 с.
- Проектно-ориентированное обучение в контексте студенческой жизни / З. С. Сазонова, И. В. Арифуллин, Л. С. Феофанова, В. Л. Щербакова // Высшее образование в России. – 2015. – № 11. – С. 114-118. – EDN UXMGET.
- Долженков, В. А. Мехатронные системы приводов для автономного управления электрическим беспилотным автомобилем международной серии "FORMULA STUDENT" / В. А. Долженков, Л. С. Феофанова, Е. А. Меренков // REDS: Телекоммуникационные устройства и системы. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 72-74. – EDN VBUKAU.
- Dergachev, D. A. Experimental determination of elastic elements characteristics for an off-road BAJA SAE class car / D. A. Dergachev, K. S. Fursov, E. S. Smolko // Science Journal of Transportation. – 2023. – No. 3(15). – P. 57-62. – EDN HNAAVO.
ТЯГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАШИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЗАПАЗДЫВАНИЯ РЕАКЦИИ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА КАСАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИЖИТЕЛЯ
Авторы:
Сергей Владимирович Котович – старший преподаватель кафедры «Тягачи и амфибийные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, svtrack@mail.ru
Аннотация
В настоящее время в России всё больше внимания уделяется созданию транспортных средств, способных интенсивно передвигаться в тяжёлых дорожных условиях, характерных для возрождаемой навигации по Северному морскому пути, при освоении труднодоступных месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения подвижности специальной техники в условиях межсезонной распутицы. В статье предлагается рассматривать буксование транспортного средства с позиций инерционности процесса взаимодействия движителя машины с опорной поверхностью. Показано, что понятие инерционности процесса взаимодействия объектов, к которому, в частности, относится буксование, объединяет в систему все три законы динамики Исаака Ньютона. В статье объясняется, почему не всегда увеличивается сила тяги под опорной поверхностью гусеницы. Предлагаются несколько вариантов теоретически обоснованных формул по определению величины буксования в зависимости от особенностей задачи, поставленной перед конструкторами, а также дорожных условий и параметров движения. Предложены примеры, подтверждающие существенное влияние на суммарный результат различной степени буксования движителей машины, от которых зависят её тягово-сцепные качества, что в итоге определяет особенности её конструкции. Уточняется принцип, по которому мощность силовой установки машины должна распределяться между её движителями в условиях передвижения по деформируемой грунтовой поверхности.
Ключевые слова: буксование движителей, инерционность взаимодействия движителей с опорной поверхностью, связь инерционности взаимодействия с законами динамики И. Ньютона, комбинированные движители
Список источников
- Балакина, Е. В. Расположение зон трения покоя и скольжения в пятне контакта эластичного колеса с твердой опорной поверхностью / Е. В. Балакина, Д. А. Марухин // Автомобильная промышленность. – 2013. – № 7. – С. 17. – EDN RSEQOS.
- Барахтанов, Л.В. Проходимость автомобиля / Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, В.Н. Кравец. Нижний Новгород: НГТУ, 1996. – 200 с.
- Васильев, А.В. Влияние конструктивных параметров гусеничного трактора на его тягово-сцепные свойства / А.В. Васильев, Е.Н. Докучаева, О.Л. Уткин-Любовцев. – Москва : Машиностроение, 1969. – 192с.
- Васильев, А.В. Тензометрирование и его применение в исследовании тракторов / А.В. Васильев, Д.М. Рапопорт. – Москва : Машгиз, 1963. – 340 с.
- Теоретическое исследование буксования движителя в начале движения автомобиля, оснащённого различными трансмиссиями, на деформируемом грунте / А. В. Горбатовский, Г. О. Котиев, А. О. Чулюкин, В. В. Васильев // Журнал автомобильных инженеров. – 2016. – № 2(97). – С. 12-14. – EDN WMPEUV.
- Келлер, А. В. Методика синтеза закономерностей распределения мощности между ведущими колёсами полноприводных автомобилей сельскохозяйственного назначения / А. В. Келлер, А. В. Попов // Тракторы и сельхозмашины. – 2023. – Т. 90, № 6. – С. 505-514. – DOI 10.17816/0321-4443-568209. – EDN ZBQJUM.
- Куропаткин, П.В. Теория автоматического управления / П.В. Куропаткин. – Москва : Высшая школа, 1973. – 528 с.
- Кутьков, Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства / Г.М. Кутьков. – Москва : КолосС, 2004. – 503 с. – ISBN 5-9532-0099-4.
- Учет проходимости транспортно-технологических машин в методике построения карт подвижности / А. И. Марковнина, В. С. Макаров, А. Г. Капустин [и др.] // Транспортные системы. – 2024. – № 2(32). – С. 4-10. – EDN VGDNTP.
- Оценка эффективности транспортных средств повышенной проходимости / А. И. Марковнина, В. С. Макаров, А. В. Папунин [и др.] // Транспортные системы. – 2023. – № 1(27). – С. 4-11. – DOI 10.46960/2782-5477_2023_1_4. – EDN TCMIAM.
- Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Теория / В.П. Бойков, В.В. Гуськов, В.К. Коробкин [и др.]; под общ. ред. В.П. Бойкова. – Минск : Новое знание; Москва : ИНФРА-М, 2014. – 543 с.
- Тенденции развития теории и практики систем передачи мощности к движителю многоосных полноприводных транспортных средств / А.Н. Елисеев, Б.Н. Белоусов, А.Ф. Стариков [и др.]; под общ. ред. А.Н. Елисеева. – Москва : Академия проблем качества, отд. спецтехники и конверсии, 2000. – 76 с.
- Тракторы: Теория / В.В. Гуськов, Н.Н. Велев, Ю.Е. Атаманов [и др.]; под ред. В.В. Гуськова, – Москва : Машиностроение, 1988. – 376 с.
- Muro, T. Terramechanics. Land Locomotion Mechanics / T. Muro, J. O’Brien. – London : CRC Press, 2004. – 290 p. – ISBN 978-9058095725.
- Popp, K. Ground Vehicle Dynamics / K. Popp, W. Schiehlen. – New York : Springer Science & Business Media, 2010. – 368 p.
- Wong, J. Y. Theory of Ground Vehicles / J. Y. Wong. – 3rd ed. – New York: John Wiley & Sons Inc., 2001. – 550 p.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ТРАНСПОРТЕ
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ РИСКА НАЕЗДА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА ПЕШЕХОДА
Авторы:
Владимир Анатольевич Купавцев – аспирант ОАО «НИИАТ», г. Москва, Россия, kupavtsev.v.a@bk.ru, http://orcid.org/0000-0003-3964-0534
Вадим Валерианович Донченко – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора центра развития транспорта общего пользования РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия, doncenko@niiat.ru, http://orcid.org/0000-0002-0544-7608
Аннотация
За последние пять лет наблюдается активный рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в частности, электросамокатов. Анализ ДТП такого рода показывает, что большинство из них связано с наездом на пешеходов в результате совместного использования пешеходной инфраструктуры, например, тротуаров. Для сокращения ДТП такого вида необходимо выполнение научных исследований, позволяющих обосновать снижение скорости движения рассматриваемых устройств – электросамокатов. В результате выполненных исследований авторами была разработана математическая модель оценки риска наезда СИМ на пешехода при совместном использовании ими для движения пешеходной инфраструктуры.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, безопасность движения, наезд на пешехода, риск, частость, вероятность
Список источников
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год : Информационно-аналитический обзор / К. С. Баканов, П. В. Ляхов, Е. А. Лопарев [и др.] ; Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Москва : Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – 126 с. – ISBN 978-5-6046952-0-3. – EDN DRCNJB.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год : Информационно-аналитический обзор / К. С. Баканов, П. В. Ляхов, А. С. Айсанов [и др.]. – Москва : Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ, 2023. – 150 с. – ISBN 978-5-6046952-7-2. – EDN NIEWCY.
- Юнг, А. А. Оценка аварийности средств индивидуальной мобильности в различных условиях движения / А. А. Юнг, А. Г. Шевцова // Современная наука. – 2021. – № 2. – С. 31-36. – DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.007. – EDN VELXFF.
- Купавцев, В. А. Основные проблемы, возникающие при движении средств индивидуальной мобильности, и пути их решения / В. А. Купавцев, В. В. Донченко // Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетике и на транспорте : материалы XVI Международной научно-технической конференции, Вологда, 08 декабря 2021 года. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. – С. 327-331. – EDN ITJFWU.
- Юнг, А. А. Анализ аварийности с участием средств индивидуальной мобильности / А. А. Юнг, И. С. Мурзина, А. Г. Шевцова // Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств : Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-технической конференции, Саратов, 16 апреля 2021 года. – Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2021. – С. 23-28. – EDN JKREBP.
- Шевцова, А. Г. Оценка влияния параметров автомобилей на значение потока насыщения / А. Г. Шевцова, А. Г. Бурлуцкая, А. А. Юнг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 1. – С. 126-134. – DOI 10.25198/2077-7175-2022-1-126. – EDN DBSYGJ.
- Новиков, А. Н. Безопасное и эффективное управление транспортными потоками в городской транспортной системе / А. Н. Новиков, А. Г. Шевцова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова ; Орел : Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2022. – 204 с. – ISBN 978-5-361-01115-5.
- Киселенко, А. Н. Методы прогнозирования развития транспортных систем в современных условиях / А. Н. Киселенко, Е. Ю. Сундуков, Н. А. Тарабукина // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20, № 3(100). – С. 40-49. – DOI 10.30932/1992-3252-2022-20-3-5. – EDN LHQTDQ.
ТЕХНОЛОГИИ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Авторы:
Дмитрий Борисович Ефименко – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, г. Москва, Россия, ed2002@mail.ru
Алексей Анатольевич Бурыгин – заместитель генерального директора по развитию ООО Научно-производственная организация «ГИДРО-ПРИВОДСПЕЦМАШ», эксперт Группы экспертов Общественного совета при ФТС России, г. Москва, Россия, burygin.madi@yandex.ru
Антон Александрович Шкиперов – ведущий эксперт отдела экспортного контроля Управления ФСТЭК России по Центральному федеральному округу, г. Москва, Россия, a.shkiperov@yandex.ru
Юлия Николаевна Зудина – ассистент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», аспирант, МАДИ, г. Москва, Россия, julia_zudina00@mail.ru
Аннотация
В настоящей статье авторами исследуются вопросы совершенствования технологии весогабаритного контроля автотранспортных средств как неотъемлемого элемента транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. С каждым годом в транспортной системе возникают новые вызовы, которые касаются и несовершенства развития систем дорожного комплекса, и недостаточной информационной составляющей. Одним из таких вызовов является вопрос, связанный с проведением весогабаритного контроля автотранспортных средств. Источник появления данного вызова связан с недостаточно развитой инфраструктурой пунктов пропуска, где проходит основной контроль, а также, и в большей степени, с несоответствием загрузки транспортного средства необходимым нормам. Больше 80% транспортных средств перемещаются по маршруту с перевесом. На основе результатов проведенного авторами анализа сформулированы предложения по внедрению новой системы весогабаритного контроля автотранспортных средств, основанной на двухэтапной методике его осуществления, предусматривающей, в том числе, автоматическое формирование «рейтинг-реестра» перевозчиков товаров как субъектов внешнеэкономической деятельности в рамках одной информационной системы. За счет совершенствования технологии весогабаритного контроля автотранспортных средств открываются новые возможности повышения эффективности организации процесса перевозки автомобильными транспортными средствами в сфере логистики международного товародвижения.
Ключевые слова: весогабаритный контроль, транспортный контроль, автотранспортные средства, логистика международного товародвижения, интеллектуальный пункт пропуска, государственная граница, международные автомобильные перевозки
Список источников
- Развитие архитектуры интеллектуальных транспортных систем / Е. О. Андреев, С. В. Жанказиев, В. В. Зырянов, А. С. Павлов // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2024. – Т. 18, № 1. – С. 38-43. – DOI 10.36724/2072-8735-2024-18-1-38-43. – EDN HNTJMK.
- Бакулов, П. А. Перспективы автоматизированного подхода к диагностированию неисправностей автомобиля как помощь автовладельцу / П. А. Бакулов, А. А. Кудрявцев, В. М. Власов // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 1(72). – С. 13-19. – DOI 10.33979/2073-7432-2021-72-1-13-19. – EDN LCPANM.
- Власов, В. М. Управление перевозками грузов в мультимодальной транспортной системе на основе информационных технологий / В. М. Власов, Н. А. Филиппова // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2024. – № 4(148). – С. 52-55. – EDN XPJAUQ.
- Демин, В. А. Подходы к анализу грузопотоков для внедрения современных технологий хранения и терминальной обработки грузов / В. А. Демин, Д. А. Комкова, В. Д. Герами // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 2(36). – EDN SPBUIM.
- Жанказиев, С. В. Сервисная полоса ИТС / С. В. Жанказиев, Ю. А. Короткова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 2(36). – EDN JXBGXZ.
- Жанказиев, С. В. Принципы формирования государственной системы сертификации элементов ИТС в Российской Федерации / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, М. В. Гаврилюк // Транспорт Российской Федерации. – 2021. – № 1-2(92-93). – С. 3-6. – EDN TMFCOL.
- Зайцев, Д. В. Организация мультиагентной транспортной системы тороговых сетей / Д. В. Зайцев, Д. А. Комкова // Транспортное дело России. – 2024. – № 5. – С. 136-138. – EDN SDKRVQ.
- Мельников, С. Е. Правовые аспекты повышения безопасности движения при использовании ИТС / С. Е. Мельников, Т. Е. Мельникова, А. И. Пантакова // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2019. – № 1(87). – С. 5-6. – EDN PREBNH.
- Применение механизма перецепки/перегрузки при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении / В. В. Ошорова, А. М. Ивахненко, Р. Ю. Трушин, М. И. Харсиев // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2022. – № 11. – С. 40-43. – DOI 10.36535/0236-1914-2022-11-7. – EDN DBBKNR.
- Международный транспорт, международная транспортная политика и транспортная дипломатия : Учебник для магистратуры / Л. Р. Билялова, А. Н. Борисов, А. Р. Бяшарова [и др.] ; Под редакцией А.В. Торкунова, Р.И. Хасбулатова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2022. – 471 с. – ISBN 978-5-907427-74-7. – EDN XRLPXC.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «ХОЛОДНОГО НАПЫЛЕНИЯ» ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Авторы:
Валентина Владимировна Корчененкова – заведующий лабораторией кафедры «Изыскания и проектирование дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, FinistaIC@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0335-7550
Алексей Петрович Павлов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, г. Москва, Россия, 89037628407@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-4557-4681
Аннотация
В представленной статье приведён анализ результатов работ по прогнозированию и выявлению физической сущности процесса «холодного напыления» при восстановлении работоспособности изношенных деталей двигателей наземных транспортно-технологических средств (НТТС). Использование метода «холодного напыления» может основываться непосредственно на нанесении напыляемого материала как на основной материал изношенной поверхности детали, так и на предварительно нанесенную на нее подложку из другого материала, обеспечивающего более высокий уровень сцепляемости напыляемого материала. Поэтому очень важно правильно разработать технологию напыления для обеспечения требуемого уровня его сцепляемости с основным материалом или материалом подложки. Исследование проводилось с целью оценки влияния основных технических параметров как самих напыляемых частиц, так и параметров технологического процесса организации их нанесения, с учетом уменьшения степени воздействия процесса напыления на изменение физико-механических свойств основного материала деталей за счет снижения термического влияния. Дано общее представление на основании ранее проведенных исследований процессов, происходящих при столкновении напыляемых частиц с основным материалом или материалом подложки. Установлено, что процесс закрепления частиц в результате «холодного напыления» может носить тройственный характер в зависимости от самих материалов и режимов их нанесения, от адгезионного характера к когезионному и диффузионному характерам.
Ключевые слова: адгезия, когезия, диффузия, холодное напыление, восстановление изношенных поверхностей, восстановление работоспособности, частицы, физико-механические свойства, термическое влияние процессов, образцы
Список источников
- Fukanuma, H. A study of adhesive strength of Cold Spray coatings / H. Fukanuma, N. Ohno // Thermal Spray 2004: Proceedings from the International Thermal Spray Conference. – 2004. – P. 329-334. – DOI 10.31399/asm.cp.itsc2004p0329.
- Irrisou, E. Corrosion study of cold sprayed aluminium coatings onto Al 7075 Alloy / E. Irrisou, B. Arsenault // Thermal Spray Solutions: Proceedings from the International Thermal Spray Conference. – 2007. – P. 549-554. – DOI 10.31399/asm.cp.itsc2007p0549.
- Development of a generalized parameter window for cold spray deposition / T. Schmidt, F. Gärtner, H. Assadi, H. Kreye // Acta Materialia. – 2006. – Vol. 54, No. 3. – P. 729-742. – DOI 10.1016/j.actamat.2005.10.005. – EDN NBVUPT.
- Kinetic spray coatings / T.H. Van Steenkiste, J.R. Smith, R.E. Teets, J.J. Molrski et al. // Surface and Coatings Technology. – 1999. – Vol. 111, No. 1. – P. 62-71. – DOI 10.1016/S0257-8972(98)00709-9.
- Kinetic Powder Compaction Applying the Cold Spray Process—A Study on Parameters / J. VIcek, H. Huber, H. Voggenreiter, A. Fischer, E. Lugscheider, H. Hallén, G. Pache // Thermal Spray 2001: Proceedings from the International Thermal Spray Conference. – 2001. – P. 417-422. – DOI 10.31399/asm.cp.itsc2001p0417.
- Алмазов, В. В. Основные результаты экспериментального исследования формирования газодинамического покрытия на стальной подложке / В. В. Алмазов, А. Ф. Васильев // Металлообработка. – 2010. – № 5(59). – С. 30-36. – EDN TACMDD.
- Холодное газодинамическое напыление: Теория и практика / А. П. Алхимов, С. В. Клинков, В. Ф. Косарев, В. М. Фомин; под ред. академика В.М. Фомина. – Москва: ООО Издательская фирма "Физико-математическая литература", 2010. – 536 с. – ISBN 978-5-9221-1210-9. – EDN MWDGTR.
- О возможности прохождения диффузии в двухкомпонентных покрытиях / В. Е. Архипов, А. Ф. Лондарский, Г. В. Москвитин [и др.] // Научные труды IV Международной научной конференции "Фундаментальные исследования и инновационные технологии в машиностроении", Москва, 24–25 ноября 2015 года. – Москва: Издательский дом "Спектр", 2015. – С. 44-46. – EDN UWXCEX.
- Балданов, К. П. К расчету параметров холодного газодинамического напыления деталей машин с использованием установки ДИМЕТ-405 / К. П. Балданов, М. К. Бураев, П. Г. Рязанов // Вестник ВСГУТУ. – 2019. – № 1(72). – С. 69-73. – EDN ZAXZWH.
- Математическое моделирование процесса холодного газодинамического напыления порошковых цветных металлов / Е. Г. Бодров, И. С. Серебряков, Ю. С. Латфулина [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 148-156. – DOI 10.18503/1995-2732-2023-21-4-148-156. – EDN JINQPI.
- Виноградов, М. В. Технологические процессы ремонта автомобилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Виноградов. – 6-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
- Корчененкова, В. В. Обоснование выбора состава порошков для восстановления изношенных деталей типа "вал" методом холодного напыления / В. В. Корчененкова, А. П. Павлов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2023. – № 5. – С. 8-14. – DOI 10.31044/1684-2561-2023-0-5-8-14. – EDN BRDAAK.
- Павлов, А. П. Физико-механические свойства оригинальных деталей и их аналогов, производимых для автомобилей JEEP GRAND CHЕROKEE ZJ / А. П. Павлов, В. В. Корчененкова // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2018. – № 4. – С. 10-16. – EDN OSHKWD.
- Непершин, Р. И. О пластическом деформировании сферических частиц при холодном газодинамическом напылении / Р. И. Непершин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Серия: Механика предельного состояния. – 2019. – № 2(40). – С. 45-56. – DOI 10.26293/chgpu.2019.40.2.005. – EDN NDHFWO.
- Студенников, И. И. Факторы, влияющие на прочность сцепления покрытия, полученного газодинамическим напылением / И. И. Студенников // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. – 2005. – № 1(4). – С. 270-273. – EDN XHQCDD.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Авторы:
Денис Васильевич Капский – доктор технических наук, профессор, заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии» БНТУ, Минск, Беларусь, d.kapsky@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9300-3857
Сергей Валерьевич Богданович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии» БНТУ, Минск, Беларусь, bsw001@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6709-6786
Аннотация
В статье представлен инновационный подход к оценке безопасности дорожной инфраструктуры, основанный на интеграции современных интеллектуальных технологий и методов анализа данных. Разработан совокупный показатель безопасности дорог (Aggregate Road Safety Index, ARSI), объединяющий статические характеристики инфраструктуры, динамические параметры транспортных потоков и прогностические оценки рисков. Методология базируется на применении технологий больших данных и алгоритмов машинного обучения для обработки информации, поступающей от распределенной сети сенсоров, систем видеонаблюдения и подключенных автомобилей. Математическая модель ARSI учитывает взаимное влияние различных факторов безопасности и адаптируется к изменяющимся условиям движения. Предложенный подход создает основу для развития интеллектуальных систем управления безопасностью дорожного движения и может быть интегрирован в существующие платформы ИТС. Практическая значимость исследования подтверждается возможностью применения разработанной методики дорожными администрациями для оптимизации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожная инфраструктура, безопасность дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, машинное обучение, анализ больших данных, системы мониторинга, прогнозирование рисков
Список источников
- Global status report on road safety 2023 / World Health Organization. – URL: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/375016/9789240086517-eng.pdf (дата обращения: 05.10.2024).
- Zhao, Y. The Application of Artificial Intelligence in Intelligent Transportation System / Y. Zhao // Highlights in Science, Engineering and Technology. – 2024. – Vol. 83. – P. 209-216. – DOI 10.54097/5vy3ar35. – EDN QQWWNY.
- Systematic review, evaluation and comparison of different approaches for the implementation of road network safety analysis / A. Paliotto, M. Meocci, A. Terrosi, F. La Torre // Heliyon. – 2024. – Vol. 10, No. 7. – P. e28391. – DOI 10.1016/j.heliyon.2024.e28391. – EDN RAOZWX.
- Analysis of road safety assessment methods / K. V. Pulyanova, E. S. Voevodin, A. I. Fadeev [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering, ICI2AE 2019, Irkutsk, 27 мая – 01 2019 года. Vol. 632. – Irkutsk: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012015. – DOI 10.1088/1757-899X/632/1/012015. – EDN TDDMOX.
- Ehsani, J. P. The Future of Road Safety: Challenges and Opportunities / J. P. Ehsani, J. P. Michael, E. J. Mackenzie // The Milbank Quarterly. – 2023. – Vol. 101, No. S1. – P. 613-636. – DOI 10.1111/1468-0009.12644. – EDN VUWKXL.
- A Comparative Study of Machine Learning Algorithms to Predict Road Accident Severity / S. Ahmed, M. A. Hossain, M. M. I. Bhuiyan, S. K. Ray // 2021 20th International Conference on Ubiquitous Computing and Communications (IUCC/CIT/DSCI/SmartCNS). – London, 2021. – P. 390-397. – DOI 10.1109/IUCC-CIT-DSCI-SmartCNS55181.2021.00069.
- Road safety risk evaluation by means of ordered weighted averaging operators and expert knowledge/ E.Hermans, D. Ruan, T. Brijs, G.Wets, K.Vanhoof // Knowledge-Based Systems. – 2010. – Vol. 23, No. 1. – P. 48-52. –doi 10.1016/j.knosys.2009.07.004.
- Транспортное моделирование и оценка условий дорожного движения с использованием навигационной информации / Д. В. Капский [и др.]. – Минск : Капитал Принт, 2019. – 144 с.
- Du, H. Research onrecognition of slippery road surface and collisionwarning system based on deep learning / H. Du, L. Wang, M. Cai // PLoS ONE. – 2024. – Vol. 19, No. 11. – P. e.0310858. – DOI 10.1371/journal.pone.0310858.
- Chaudhuri, S. Spatio-temporal modeling of traffic accidents incidence on urban road networks based on an explicit network triangulation / S. Chaudhuri, P. Juan, J. Mateu // Journal of Applied Statistics. – 2023. – Vol. 50, No. 16. – P. 3229-3250. – DOI 10.1080/02664763.2022.2104822. – EDN GHZDBQ.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТОРОВ С ПОМОЩЬЮ ПОДСИСТЕМ ДИРЕКТИВНОГО И КОСВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ
Авторы:
Ву Тхи Ван Ань – кандидат технических наук, преподаватель, Университет народной полиции, Хошимин, Вьетнам, anhvu7587@mail.ru
Нгуен Суан Хиен – кандидат технических наук, преподаватель Факультета автомобильных технологий, Автомобильно-механическая школа, Ханойский промышленный университет, Ханой, Вьетнам, hien.nguyen15@haui.edu.vn
Аннотация
В статье рассматривается возможность решения проблемы загруженности транспортной сети города Москвы с помощью совместной работы подсистем директивного и косвенного управления, входящих в состав интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Приведены статистические данные, описывающие ситуацию с загруженностью дорог города. Также предложены методы повышения эффективности работы существующей ИТС с помощью ремаршрутизации движения транспортных средств (ТС) при дорожно-транспортных происшествиях. Целью данной работы является определение доли перенаправления транспортных средств в сети, маршрутов движения и соответствующего способа организации дорожного движения (ОДД) с помощью светофорного регулирования для минимизации затрат на движение транспортных средств по сети. Предлагается метод решения проблемы с заторами путем перенаправления транспортных средств с перегруженной дороги по другим маршрутам способом, который подразумевает определение объездных маршрутов с оптимальной долей перенаправленных ТС с учетом масштаба заторовой ситуации. Приведена математическая модель стоимости поездки, которая в данном случае предлагается для оценки эффективности управляющего воздействия по ремаршрутизации на улично-дорожной сети (УДС). Предложенный метод позволит повысить эффективность ИТС благодаря совместному использованию систем директивного и косвенного управления транспортными потоками.
Ключевые слова: организация дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, светофор, динамическое информационное табло, транспортные потоки
Список источников
- Воробьев, А. И. Формирование методики оптимизации телематического комплекса технических средств интеллектуальной системы маршрутного ориентирования : специальность 05.22.01 "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Воробьев Андрей Игоревич. – Москва, 2010. – 196 с. – EDN QEZQXF.
- Жанказиев, С. В. Научные основы и методология формирования интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожных комплексах городов и регионов : специальность 05.22.01 "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте" : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Жанказиев Султан Владимирович. – Москва, 2012. – 451 с. – EDN SULTBP.
- Жанказиев, С. В. Разработка инструмента оценки точности качественных матриц корреспонденций для систем косвенного управления транспортными потоками / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, Д. Ю. Морозов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2017. – № 4(51). – С. 23-32. – EDN TQPPYS.
- К вопросу обоснования применения оптимальной технологии организации дорожного движения на перекрестках / Ю. Я. Комаров, С. В. Ганзин, Д. Д. Сильченков, Н. В. Зеликова // Воронежский научно-технический Вестник. – 2024. – Т. 1, № 1(47). – С. 103-110. – DOI 10.34220/2311-8873-2024-103-110. – EDN VJHQAU.
- Полтавская, Ю. О. Определение показателей оценки эффективности интеллектуальных транспортных систем / Ю. О. Полтавская // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2022. – № 19. – С. 130-137. – EDN SRVWLE.
- Солодкий, А. И. Повышение уровня обслуживания дорожного движения в крупных и средних городах России / А. И. Солодкий, Н. В. Черных // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 1(78). – С. 191-197. – DOI 10.23968/1999-5571-2020-17-1-191-197. – EDN CIASYT.
- Черных, Н. В. Разработка методики повышения уровня обслуживания дорожного движения в городских условиях / Н. В. Черных // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 4(75). – С. 151-155. – DOI 10.23968/1999-5571-2019-16-4-151-155. – EDN JWIPVE.
- Пильгейкина, И. А. Влияние эффекта координации на задержку транспортных средств / И. А. Пильгейкина // Мир транспорта и технологических машин. – 2020. – № 1(68). – С. 59-64. – DOI 10.33979/2073-7432-2020-68-1-59-64. – EDN LUGGBO.
- Власов, А. А. Методика формирования многопрограммного управления изолированным перекрестком / А. А. Власов, И. А. Пильгейкина, И. А. Скорикова // Компьютерные исследования и моделирование. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 295-303. – DOI 10.20537/2076-7633-2021-13-2-295-303. – EDN MWPLIG.
- Антониади, Г. Д. Математическая модель задержки автотранспорта на регулируемом перекрестке / Г. Д. Антониади, В. О. Архипов, А. А. Цуприков // Информационные технологии. – 2019. – Т. 25, № 4. – С. 210-215. – DOI 10.17587/it.25.210-215. – EDN FYTWUB.
- Повышение эффективности и безопасности функционирования улично-дорожной сети городов / Е. Е. Медрес, Э. Г. Миняева, Н. В. Черных, А. И. Солодкий // Транспортное дело России. – 2024. – № 2. – С. 154-160. – EDN DHDTXU.
- Повышение безопасности дорожного движения на основе интеллектуальных транспортных систем / А. Н. Новиков, Е. В. Мирошников, А. В. Кулев, М. В. Кулев // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 4-1(79). – С. 86-93. – DOI 10.33979/2073-7432-2022-1(79)-4-86-93. – EDN FGGLHV.
- Classification of Integration Platforms of Intelligent Transport Systems / A. I. Vorobyev, A. A. Koveshnikov, M. V. Gavrilyuk [et al.] // Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications. – 2023. – Vol. 6, No. 1. – P. 525-529. – DOI 10.1109/IEEECONF56737.2023.10092164. – EDN CTAAZL.
- Якимов, М. Р. Транспортное планирование. Особенности моделирования транспортных потоков в крупных российских городах / М. Р. Якимов, А. А. Арепьева. – Москва : ООО "Издательская группа "Логос", 2016. – 280 с. – ISBN 978-5-98704-709-5. – EDN EMOOQE.
Проведение СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ
Авторы:
Андрей Игоревич Воробьев – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, г. Москва, Россия, andrey552@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1890-6033
Георгий Эдуардович Головашин – аспирант МАДИ, г. Москва, Россия, georgii.golovashin@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-1900-3397
Аннотация
В статье приводится анализ существующих научных работ, исследующих влияние, которое оказывает высокоавтоматизированное транспортное средство (ВАТС) на изменение основных параметров транспортного потока и повышение пропускной способности дорог при условии движения в смешанном транспортном потоке. Также оценивается изменение конфигурации улично-дорожной сети (УДС), транспортной инфраструктуры, параметров распределения и оценки спроса, безопасности, экологии и энергоэффективности. Оценка влияния ВАТС на пропускную способность проводится в различных условиях эксплуатации: при движении в тоннеле, на круговых пересечениях, при движении на магистралях, на подходах к пересечениям и на УДС городов. Представлена концепция деления моделей на четыре уровня детализации: макроскопическое, мезоскопическое, микроскопическое и наноскопическое моделирование. Указаны основные программные продукты, в которых достигается тот или иной уровень детализации. В ходе исследования было определено, что многие изыскатели не учитывают движение ВАТС в недетерминированном транспортном потоке. Что позволяет усомниться в полученных результатах о прямой зависимости увеличения пропускной способности дорог от внедрения ВАТС. Именно поэтому необходим единый подход к прогнозированию и оценке внедрения ВАТС на УДС при разных уровнях детализации процесса моделирования.
Ключевые слова: высокоавтоматизированные транспортные средства (ВАТС), пропускная способность, транспортное моделирование, наноскопическое моделирование, инфраструктура
Список источников
- An overview of agent-based traffic simulators / J. Nguyen, S. T. Powers, N. Urquhart [et al.] // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. – 2021. – Vol. 12. – P. 100486. – DOI 10.1016/j.trip.2021.100486. – EDN FCLCZA.
- Khoury, J. An Initial Investigation of the Effects of a Fully Automated Vehicle Fleet on Geometric Design / J. Khoury, K. Amine, R. Abi Saad // Journal of Advanced Transportation. – 2019. – Vol. 2019, No. 1. – P. 6126408. – DOI 10.1155/2019/6126408.
- Othman, K. Impact of Autonomous Vehicles on the Physical Infrastructure: Changes and Challenges / K. Othman // Designs. – 2021. – Vol. 5, No. 3. – P. 40. – DOI 10.3390/designs5030040. – EDN CHUVMJ.
- Prieto-Curiel, R. The ABC of mobility / R. Prieto-Curiel, Ju. P. Ospina // Environment International. – 2024. – Vol. 185. – P. 108541. – DOI 10.1016/j.envint.2024.108541. – EDN UEYBGG.
- Social impact of CAVs – coexistence of machines and humans in the context of route choice / G. Jamróz, A. O. Akman, A. Psarou, Z. G. Varga, R. Kucharski // License CC BY 4.0. – 2024. – DOI 10.21203/rs.3.rs-5241090/v1.
- Classification of Integration Platforms of Intelligent Transport Systems / A. I. Vorobyev, A. A. Koveshnikov, M. V. Gavrilyuk [et al.] // Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications. – 2023. – Vol. 6, No. 1. – P. 525-529. – DOI 10.1109/IEEECONF56737.2023.10092164. – EDN CTAAZL.
- A simple contagion process describes spreading of traffic jams in urban networks / M. Saberi, H. Hamedmoghadam, M. Ashfaq [et al.] // Nature Communications. – 2020. – Vol. 11, No. 1. – P. 1-9. – DOI 10.1038/s41467-020-15353-2. – EDN DMGZNI.
- Multiclass multilane model for freeway traffic mixed with connected automated vehicles and regular human-piloted vehicles / T. Pan, W. H. Lam, A. Sumalee, R. Zhong // Transportmetrica A: Transport Science. – 2021. – Vol. 17, No. 1. – P. 5-33. – DOI 10.1080/23249935.2019.1573858.
- Beza, A. D. Impacts of Different Types of Automated Vehicles on Traffic Flow Characteristics and Emissions: A Microscopic Traffic Simulation of Different Freeway Segments / A. D. Beza, M. Maghrour Zefreh, A. Torok // Energies. – 2022. – Vol. 15, No. 18. – P. 6669. – DOI 10.3390/en15186669. – EDN TQERXC.
- Woo, S. Flow-aware platoon formation of Connected Automated Vehicles in a mixed traffic with human-driven vehicles / S. Woo, A. Skabardonis // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2021. – Vol. 133. – P. 103442. – DOI 10.1016/j.trc.2021.103442. – EDN DDYWNS.
- Ye, L. Evaluating the impact of connected and autonomous vehicles on traffic safety / L. Ye, T. Yamamoto // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. – 2019. – Vol. 526. – P. 121009. – DOI 10.1016/j.physa.2019.04.245.
- Stability and safety evaluation of mixed traffic flow with connected automated vehicles on expressways / Z. Yao, R. Hu, Y. Jiang, T. Xu // Journal of Safety Research. – 2020. – Vol. 75. – P. 262-274. – DOI 10.1016/j.jsr.2020.09.012.
- The Impact of Automated Vehicles on Traffic Flow and Road Capacity on Urban Road Networks / Ji. E. Park, W. Byun, Y. Kim [et al.] // Journal of Advanced Transportation. – 2021. – Vol. 2021. – P. 8404951. – DOI 10.1155/2021/8404951. – EDN GNSVGL.
- Modeling and simulation of vehicle group collaboration behaviors in an on-ramp area with a connected vehicle environment / H. Li, Ju. Zhang, Yu. Li [et al.] // Simulation Modelling Practice and Theory. – 2021. – Vol. 110. – P. 102332. – DOI 10.1016/j.simpat.2021.102332. – EDN MSKDZT.
- Szimba, E. Assessing travel time savings and user benefits of automated driving – A case study for a commuting relation / E. Szimba, M. Hartmann // Transport Policy. – 2020. – Vol. 98. – P. 229-237. – DOI 10.1016/j.tranpol.2020.03.007.
- The Impact of Automated Vehicles on Road and Intersection Capacity / Q. Yu, L. Wu, H. Zhang [et al.] // Applied Sciences (Switzerland). – 2023. – Vol. 13, No. 8. – P. 5073. – DOI 10.3390/app13085073. – EDN VZSNDU.
- The impact of autonomous vehicles on urban traffic network capacity: an experimental analysis by microscopic traffic simulation / Q. Lu, T. Tettamanti, D. Hörcher, I. Varga // Transportation Letters. – 2019. – Vol. 12, no. 8. – P. 540-549. – DOI 10.1080/19427867.2019.1662561.
- On Urban Traffic Flow Benefits of Connected and Automated Vehicles / I. Mavromatis, A. Tassi, R. J. Piechocki, M. Sooriyabandara // 2020 IEEE 91st Vehicular Technology Conference (VTC2020-Spring). – IEEE, 2020. – P. 1-7. – DOI 10.1109/VTC2020-Spring48590.2020.9128758.
- Dissipation of stop-and-go waves via control of autonomous vehicles: Field experiments / R. Stern, S. Cui, M. Delle Monache, R. Bhadani, M. Bunting, M. Churchill, N. Hamilton, R. Haulcy, H. Pohlmann, F. Wu, B. Piccoli, B. Seilbold, J. Sprinkle, D. Work // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2018. – Vol. 89. – P. 205-221. – DOI 10.1016/j.trc.2018.02.005.
- Ma, Ch. Trajectory planning for connected and automated vehicles at isolated signalized intersections under mixed traffic environment / Ch. Ma, Ch. Yu, X. Yang // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2021. – Vol. 130. – P. 103309. – DOI 10.1016/j.trc.2021.103309. – EDN DOVCEL.
- Sala, M. Capacity of a freeway lane with platoons of autonomous vehicles mixed with regular traffic / M. Sala, F. Soriguera // Transportation Research Part B: Methodological. – 2021. – Vol. 147. – P. 116-131. – DOI 10.1016/j.trb.2021.03.010. – EDN ZEKCBO.
- Traffic simulation of connected and autonomous freight vehicles (CAV-F) using a data-driven traffic model of a real-world road tunnel / K. Bhargava, K. W. Choy, P. A. Jennings, S. A. Birrell, M. D. Higgins // Transportation Engineering. – 2020. – Vol. 2. – P. 100011. – DOI 10.1016/j.treng.2020.100011.
- Martin-Gasulla, M. Traffic management with autonomous and connected vehicles at single-lane roundabouts / M. Martin-Gasulla, L. Elefteriadou // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2021. – Vol. 125. – P. 102964. – DOI 10.1016/j.trc.2021.102964. – EDN MRDDJS.
- The impact of autonomous vehicles on urban traffic network capacity: an experimental analysis by microscopic traffic simulation / Q. Lu, T. Tettamanti, D. Hörcher, I. Varga // Transportation Letters. – 2020. – Vol. 12, No. 8. – P. 540-549. – DOI 10.1080/19427867.2019.1662561.
- Traffic Capacity Implications of Automated Vehicles Mixed with Regular Vehicles / A. Olia, S. Razavi, B. Abdulhai, H. Abdelgawad // Journal of Intelligent Transportation Systems. – 2018. – Vol. 22, No. 3. – P. 244-262. – DOI 10.1080/15472450.2017.1404680.
- Stepanyants, V. G. A Survey of Integrated Simulation Environments for Connected Automated Vehicles: Requirements, Tools, and Architecture / V. G. Stepanyants, A. Y. Romanov // IEEE Intelligent Transportation Systems Magazine. – 2023. – Vol. 16, No. 2. – P. 6-22. – DOI 10.1109/MITS.2023.3335126.