Дорожные войска



1918 – 1920 гг. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Дорожная сеть была развита очень слабо и в основном приспособлена для движения гужевого транспорта. В 1913 году дорог с твёрдым покрытием было всего 24, 3 тысяч км. В годы Гражданской войны 60% дорог с твёрдым покрытием и большинство мостов на них требовало капитального ремонта. Дорожно-мостовые работы на военных дорогах велись инженерными частями и полевыми строителями, причём не только РККА, но и Донской армии, Вооружённых сил Юга России и др.

Для общего руководства дорожно-строительными работами РККА на фронтах гражданской войны в ноябре 1919 года был организован военно-дорожный отдел в составе Военно-строительного бюро Комитета государственных сооружений (Военстрой КГС), а на фронтах – военно-дорожные отделы фронтовых бюро КГС (Фронтстрой).

1921 – 1941 гг.

С окончанием Гражданской войны, РСФСР получила возможность перейти к мирному строительству.

Большое внимание Советское правительство уделяло развитию шоссейных и грунтовых дорог.

В 1928 году были организованы Цудортранс Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), главдортрансы в республиках, крайдортрансы, облдортрансы. Это улучшило руководство работой по развитию шоссейных дорог.

В 1931 году Цудортранс преобразовано в Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР).

К июню 1941 года протяжённость сети шоссейных дорог с твёрдым покрытием достигла 143,4 тысяч км.

1941 – 1945 гг.

Важную роль в обеспечении боевых действия войск в годы Великой Отечественной войны сыграли военные дорожники. Им пришлось строить дороги и мосты, сооружать переправы, организовывать управление движением на Военно-автомобильных дорогах (ВАД), обслуживать передвигающиеся войска и технику. На Военно-автомобильных дорогах фронта (ФВАД) и в тылу страны были выполнены большие объёмы дорожных и мостовых работ. Всё это позволяло быстрее доставлять на фронт войска и материальные средства, сокращало сроки подготовки и проведения наступательных операций советских войск.

Никогда не забудет наш народ, ставшую легендарной ледовую дорогу через Ладожское озеро, рассчитанную по многим факторам учёными-дорожниками и инженерами, проложенную и оборудованную военными дорожниками за очень короткий срок.

Военные дорожники трудились круглые сутки под непрерывным артиллерийским обстрелом и в условиях налёта авиации противника.

Это была восьмиколейная ВАД, по которой в самые тяжёлые месяцы блокады, Ленинграду подвозились боеприпасы, горючее, продовольствие, медикаменты и другие грузы. Всего, по ней только за зиму 1941-1942 гг. в осаждённый город было перевезено свыше 360 тысяч тонн различных грузов; эвакуировано из Ленинграда более 500 тысяч человек, вывезено много готового оружия, орудий, боевой техники, танков, промышленного оборудования и другого имущества. Промышленность блокадного Ленинграда продолжала работать - в городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Несмотря на голод и бомбардировки, в декабре 1941 года - в Москву и на другие фронты из Ленинграда было направлено 924 миномета, 269 полковых пушек, 2 292 бронебойных снаряда, другое вооружение и боеприпасы.

Кроме того, усилиями инженеров ленинградского Кировского завода, эвакуированных в Челябинск, было создано орудие Победы - самоходная гаубица ИСУ-152. Гаубица была прозвана врагами "Зверобой", поскольку модели немецких танков назывались по видам животных - "Тигр", "Пантера". Существовала директива командования бронетанковых войск Германии, которая запрещала вступать в открытый бой с нашими самоходками. В тот период эта машина была одной из лучших в мире.

Зимой 1941-1942 годов из осажденного города по ледовой "Дороге жизни" на Большую землю было направлено более 200 тонн врачебных инструментов, более пяти тонн медицинских сывороток и вакцин для больниц и фронтовых госпиталей.

В 1943 году труженики блокадного Ленинграда, из которых 74% составляли женщины, дали фронту 2 300 станковых пулеметов, 4 450 ручных пулеметов, 120 тысяч автоматов конструкции Судаева.

Многое было сделано дорожными войсками для обеспечения порядка на ФВАД. Эту нелёгкую задачу выполняли в основном девушки-регулировщицы. За годы войны дорожными войсками выполнены огромные работы:

- восстановлено и отремонтировано 97 тысяч км автомобильных дорог;

- построено и восстановлено 661 км мостов (в том числе большие мосты через реки Волга, Дон, Кубань, Днепр, Дунай, Висла, Одер);

- усилено и отремонтировано 422 км мостов;

- осуществлено обслуживание на 350 тысячах км автомобильных дорог. По этим дорогам прошло 127 млн. автомобилей. Тысячи машин получили техническую помощь и заправку горючим.

Накопленный до войны опыт дорожного обеспечения боевой деятельности Красной Армии был взят за основу организации дорожной службы в начальный период Великой Отечественной войны. В июле 1941 года, на базе 6-го отдела Генерального штаба было сформировано Автомобильно-дорожное управление, а во фронтах и армиях – Автомобильно-дорожные отделы.

С первых же дней войны, началось формирование управлений ВАД, дорожно-эксплуатационных, дорожно-строительных и мостостроительных частей. Формирование этих частей по линии НКО и Гушосдора НКВД.

Вместе с ростом мощи и технического оснащения Красной Армии возрастали и задачи автомобильно-дорожной службы, а значит и значение дорожного обеспечения боевых действий войск и роль автомобильного транспорта в выполнении воинских перевозок, усложнялось управление дорожными и автомобильными войсками.

В ноябре 1942 года дорожная и автомобильная служба были разделены. В центре сформировалось Главное дорожное управление (ГДУ КА), во фронтах были образованы дорожные управления, а в армиях – дорожные отделы.

НА ГДУ и ДУ фронтов возлагалось строительство, восстановление и содержание дорог и мостов, организация военно-автомобильных дорог, формирование дорожных частей, руководство их практической деятельностью, боевой и специальной подготовкой кадров военных дорожников.

В ходе войны росло мастерство солдат, сержантов, офицеров и генералов дорожных войск. В обеспечении победы над фашистской Германией вложен и их скромный но почётный и необходимый труд.

1946 – 1988 гг.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что от технического оснащения дорожных войск, степени подготовки их для работ в условиях военного времени и эффективности использования, во многом зависело своевременное дорожное обеспечение и успех операций. Война подтвердила возросшую роль и значение дорожных войск.

В современных условиях, перед дорожными войсками стоят ещё более сложные и ответственные задачи. Правильное решение вопросов дорожного обеспечения, организация непрерывного движения и живучесть военно-автомобильных дорог – одно из важнейших условий успешного ведения боевых действий.

В будущей войне, если её развяжут империалисты, значительно возрастут темпы и размах операций, увеличатся потребность войск и материальных средств. Всё это потребует от личного состава дорожных войск большого напряжения в работе, постоянного знания обстановки, умения в короткие сроки принимать необходимые решения, тесного взаимодействия с другими родами войск.

В настоящее время в частях и подразделениях дорожных войск проводится большая работа по дальнейшему повышению уровня политической, боевой и специальной подготовки личного состава.

Встречая славный юбилей 70-летия Советских Вооружённых Сил, каждый воин дорожных войск готов выполнить стоящие перед ним задачи.

По материалам доклада Д.Н. Карпова, ветерана дорожных войск, полковника запаса, председателя Совета ветеранов МАДИ – к 70-летию Вооружённых Сил СССР.