«Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» | Выпуск 1 (80), март 2025
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕМОНТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (ТИМ)
Авторы:
Виктор Николаевич Комиссаров – ассистент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, komissarov@inframadi.ru, https://orcid.org/0009-0004-4050-434X
Сергей Владимирович Лугов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, lugov-madi@rambler.ru
Аннотация
В статье рассматривается применение технологии информационного моделирования (ТИМ) при оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и назначении ремонтных мероприятий. На сегодняшний день ТИМ применяется на всех стадиях жизненного цикла автомобильных дорог. На этапе разработки проекта в системах автоматизированного проектирования создаётся цифровая информационная модель (ЦИМ) будущей автомобильной дороги. На этапе строительства на основе результатов применения технологии лазерного сканирования в виде облака точек выполняется уточнение модели, разработанной на стадии проектирования, и создается модель «как построено». На этапе эксплуатации процессы информационного моделирования реализуются с помощью геоинформационных систем (ГИС). ЦИМ этапа строительства в виде детальной модели покрытия автомобильной дороги в ГИС не используется, так как оценка выполняется в специализированном программном обеспечении (ПО) по данным, собранным с помощью дорожных диагностических лабораторий. При этом данное программное обеспечение разработано под конкретную лабораторию и не функционирует с данными других лабораторий. Результат оценки в виде файла импортируется в ГИС. Предлагаемый в статье подход предусматривает оценку транспортно-эксплуатационного состояния в любых отечественных системах автоматизированного проектирования с возможностью экспорта данных об оценке в ГИС и системы бизнес-аналитики с целью планирования и назначения ремонтных мероприятий. Помимо этого, описанный подход позволит повысить точность оценки показателей эксплуатационного состояния «продольная ровность» и «поперечная ровность», так как появится возможность произвести измерения по цифровой копии покрытия дороги в любом месте и с любой частотой.
Ключевые слова: транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, технология информационного моделирования, назначение ремонтных мероприятий, цифровая информационная модель диагностики автомобильных дорог
Список источников
- Скворцов, А. В. Жизненный цикл проектов автомобильных дорог в контексте информационного моделирования / А. В. Скворцов, Д. С. Сарычев // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2015. – № 1(4). – С. 4-14. – DOI 10.17273/CADGIS.2015.1.1. – EDN TWONWT.
- Зильберова, И. Ю. Перспективы применения BIM-технологий на всех стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта / И. Ю. Зильберова, И. В. Новоселова, В. Д. Маилян [и др.] // Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. – 2023. – Т. 2, № 1. – С. 44-53. – DOI 10.23947/2949-1835-2023-2-1-44-54. – EDN JSQQHZ.
- Новоселова, И. В. Применение BIM-технологий на всех стадиях жизненного цикла строительного проекта / И. В. Новоселова, И. А. Чернявский // Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. – 2022. – Т. 1, № 3. – С. 4-15. – DOI 10.23947/2949-1835-2022-1-3-4-15. – EDN MHNQVN.
- Скворцов, А. В. BIM автомобильных дорог: оценка зрелости технологии / А. В. Скворцов // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2014. – № 2(3). – С. 12-21. – EDN STRGOF.
- Чесноков, Е. Н. Что такое BIM - технологии в сфере дорожного строительства / Е. Н. Чесноков // Россия молодая: Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 18–21 апреля 2023 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2023. – С. 62814.1-62814.5. – EDN UPDKPN.
- Богданов, А. Н. Строительный контроль методом наземного лазерного сканирования / А. Н. Богданов, Я. А. Листратов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2019. – № 4(50). – С. 401-409. – EDN BRIRDS.
- Савенко, А. И. Среда общих данных при реализации строительных объектов с применением BIM / А. И. Савенко, П. В. Черенков // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2019. – № 2(13). – С. 4-11. – DOI 10.17273/CADGIS.2019.2.1. – EDN YCCEZG.
- Дмитриенко, В. Е. Применение ГИС Государственной компании "Автодор" для решения практических задач эксплуатации дорог / В. Е. Дмитриенко, Е. Г. Кузовлев, Л. Г. Шамраев // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2019. – № 2(13). – С. 52-59. – DOI 10.17273/CADGIS.2019.2.7. – EDN ABOLYH.
- Комиссаров, В. Н. Обоснование к созданию открытого обменного формата данных дорожных диагностических лабораторий / В. Н. Комиссаров, Н. В. Бойков // Проектирование автомобильных дорог: Сборник докладов. 82-я Международная научно-методическая и научно-исследовательская конференция МАДИ, Москва, 29 января – 02 февраля 2024 года. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2024. – С. 149-155. – EDN BNJGNB.
- Князюк, Е. М. ГИС IndorRoad для анализа данных диагностики автомобильных дорог / Е. М. Князюк, С. А. Субботин // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2016. – № 2(7). – С. 54-59. – DOI 10.17273/CADGIS.2016.2.3. – EDN XPPLLF.
- Герасюк, Е. А. Применение наземного лазерного сканирования для инженерно-геодезических изысканий при реконструкции автомобильных дорог / Е. А. Герасюк, А. В. Комиссаров // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2017. – Т. 9, № 1. – С. 37-42. – EDN YUEHEF.
- Мотуз, В. О. Применение лазерного сканирования и 3D-моделей в жизненном цикле автомобильных дорог / В. О. Мотуз, Д. С. Сарычев // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2014. – № 1(2). – С. 12-15. – EDN SEHFPP.
- Середович, В. А. Определение индекса ровности дорожного покрытия по данным мобильного лазерного сканирования / В. А. Середович, М. А. Алтынцев, А. К. Егоров // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). – 2017. – Т. 22, № 3. – С. 33-44. – EDN ZHICHF.
- Позняк, И. И. Мобильное лазерное сканирование для определения ровности дорожного покрытия автомобильных дорог / И. И. Позняк / Транспортные системы: тенденции развития: Сборник трудов международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 сентября 2016 года / Под общей редакцией Б.А. Лёвина. – Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2016. – С. 215-216. – EDN YTNCSG.
- Лугов, С. В. Компьютерное моделирование при оценке поперечной ровности автомобильной дороги на основе результатов лазерного сканирования / С. В. Лугов, В. Н. Комиссаров // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 2(24). – С. 5. – EDN KJQHPY.
- Немчинов, М. В. Мониторинг и визуальная диагностика дорожных одежд автомобильных дорог / М. В. Немчинов, А. В. Молчанов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 1(19). – С. 7. – EDN VYTRHO.
- Сапрыкин, С. С. Влияние состояния дорожного полотна и дорожных условий на безопасность дорожного движения / С. С. Сапрыкин, В. В. Пак // Вестник магистратуры. – 2022. – № 3-1(126). – С. 6-8. – EDN OLNIEQ.
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Авторы:
Алексей Валерьевич Косцов – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Изыскания и проектирование дорог» МАДИ, г. Москва, Россия, kostsov_msfs@bk.ru
Сергей Михайлович Дмитриев – кандидат технических наук, МАДИ, г. Москва, Россия, dmitrsmlist@mail.ru
Арман Муктадиевич Голам – координатор BIM ООО «Единый оператор», магистрант, МАДИ, г. Москва, Россия, agolam@telematika.com
Аннотация
В статье приведен анализ пилотного проекта по интеграции технологий информационного моделирования (ТИМ) на стадии проектирования пункта взимания платы – элемента обустройства платной автомобильной дороги. Исследование охватывает применение цифровых информационных моделей (ЦИМ) как одного из основных направлений ТИМ с параллельным внедрением соответствующего специализированного программного обеспечения (СПО), используемого для создания, анализа, совместного использования и иных действий с компонентами ЦИМ. В тексте подробно рассмотрены основные преимущества применения ТИМ и выявленные в ходе исследования сложности интеграции новых технологий в текущие условия ведения строительного проекта. Авторы выделяют значимость ТИМ в повышении качества проектирования, предотвращении ошибок и оптимизации выпуска документации. Результаты пилотного проекта доказывают перспективность ТИМ в отечественном проектировании, несмотря на текущие вызовы и ограничения, описанные в данном исследовании.
Ключевые слова: технологии информационного моделирования, проектные решения, интеграция информационного моделирования, среда общих данных, специализированное программное обеспечение, проектирование, интероперабельность
Список источников
- СП 333.1325800.2020. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла: утвержден и введен в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 928/пр : дата введения 2021 – 07 – 01 / подготовлен к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России). Москва: Минстрой России, 2020. – 219 с.
- Голам, А. М. Применение технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве линейных транспортных объектов / А. М. Голам, И. М. Беляев, С. М. Дмитриев // Автомобильные дороги. – 2024. – № 3(1108). – С. 24-26. – EDN UKLMXI.
- Миронюк, В. П. Использование ТИМ на объектах дорожного строительства. Роль технического задания в создании цифровой модели автомобильной дороги для проекта / В. П. Миронюк, А. В. Анненков // Автомобильные дороги. – 2023. – № 9(1102). – С. 20-22. – EDN VYYGYI.
- Информационное моделирование в транспортном строительстве / С. В. Чижов, А. А. Антонюк, Ю. В. Авдей, М. Е. Петрик // Путь и путевое хозяйство. – 2023. – № 12. – С. 27-30. – EDN DCXHJE.
- Фонтокина, В. А. Роль BIM-технологий в организации и технологии строительства / В. А. Фонтокина, А. А. Савенко, Е. Д. Самарский // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14, № 1. – EDN IPTBYB.
- Игнатьев, А. В. Проблема содержания терминов, используемых при информационном моделировании объектов строительства / А. В. Игнатьев, В. А. Игнатьев, И. А. Галишников // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2023. – № 2(91). – С. 256-262. – EDN JIHLZW.
- Саенко, И. А. Исследование системы управления инвестиционно-строительными проектами с применением технологии информационного моделирования / И. А. Саенко, Т. А. Шпенькова, Я. Д. Саенко // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2024. – Т. 26, № 1. – С. 152-162. – DOI 10.31675/1607-1859-2024-26-1-152-162. – EDN KOBDJV.
- Шилов, Л. А. Повышение эффективности внедрения ТИМ на различных этапах жизненного цикла ОКС / Л. А. Шилов, Л. А. Адамцевич // Строительство и архитектура. – 2024. – Т. 12, № 1(42). – С. 8. – DOI 10.29039/2308-0191-2023-12-1-8-8. – EDN AGMXGY.
- Информационное моделирование: пути, препятствия и перспективы. Беседы со спикерами в кулуарах VI Международного BIM-форума // Информационное моделирование. – 2023. – № 2. – С. 89-96. – EDN XWRANO.
- Building information Modelling (BIM) application for an existing road infrastructure / V. Vignali, E. M. Acerra, C. Lantieri [et al.] // Automation in Construction. – 2021. – Vol. 128. – P. 103752. – DOI 10.1016/j.autcon.2021.103752. – EDN DOMBIN.
СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА
МЕТОД ОЦЕНКИ ДЕФЕКТОВ ГЕОМЕТРИИ СТАЛЬНОГО КАНАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
Авторы:
Анатолий Аркадьевич Короткий – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация транспортных систем и логистика» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, korot@novoch.ru, https://orcid.org/0000-0001-9446-4911
Николай Николаевич Николаев – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, nnneks@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2087-0233
Роман Владимирович Хван – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, khvanroman@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1246-4262
Эльвира Анатольевна Панфилова – кандидат философских наук, доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, korotkaya_elvira@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8485-5983
Аннотация
Стальные канаты при изготовлении подвергаются силовой обработке проволок и прядей для придания им формы винтовой спирали (преформации), которая определяет их положение в изделии. Однако качество материала проволок и допуски их диаметров приводят к формированию стохастического характера сочетания формы кривизны винтовой спирали в дискретных сечениях каната, что является следствием смещения динамической оси относительно статической. Технологические несовершенства проволок возможно учесть при изготовлении стального каната с использованием искусственной нейронной сети и, в дальнейшем, прогнозировать процесс образования дефекта «волнистость» в процессе эксплуатации. Параметры волнистости в процессе эксплуатации возможно определить с помощью использования компьютерного зрения. Опыт эксплуатации на основе статистической базы данных дефектов канатов, экспертная оценка влияния различных факторов на образование дефекта волнистость, рекомендации действующих стандартов по стальным канатам, имеющиеся функциональные и корреляционные зависимости эксплуатационных характеристик дали возможность обучить нейронные сети для интегральной оценки повреждений стальных канатов с прогнозированием их остаточного ресурса и выдачей рекомендаций по замене или дальнейшему использованию.
Ключевые слова: искусственная нейронная сеть, динамическая ось, статическая ось, браковочный показатель, дефект стального каната, компьютерное зрение, работоспособное состояние каната
Список источников
- ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия = Steel ropes. Specifications: межгосударственный стандарт: издание официальное – Москва: ИПК Издательство стандартов, 2008. – 18 с.
- РД РОСЭК 012-97 Канаты стальные. Контроль и нормы браковки. – Москва: РОСЭК, 1997. – 49 с.
- ГОСТ 33718-2015 Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка = Cranes. Wire ropes. Care and maintenance, inspection and rejection: межгосударственный стандарт: издание официальное – Москва: Стандартинформ, 2016. – 50 с.
- Интегральный метод оценки дефектов на работоспособность стального каната с использованием искусственных нейронных сетей / А. А. Короткий, А. В. Панфилов, Р. В. Хван, А. Р. Юсупов // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. – 2023. – № 18. – С. 73-79. – DOI 10.26160/2658-3305-2023-18-73-79. – EDN TFXHLM.
- Алгоритмизация задачи видеоскопического контроля состояния стальных канатов / А. В. Панфилов, А. Р. Юсупов, М. М. Гавриков, Р. М. Синецкий // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 87-100. – EDN FQHSXW.
- Интегральная оценка риска при диагностике стальных канатов с использованием компьютерного зрения / А. В. Панфилов, Н. Н. Николаев, А. Р. Юсупов, А. А. Короткий // Безопасность техногенных и природных систем. – 2023. – № 1. – С. 56-69. – DOI 10.23947/2541-9129-2023-1-56-69. – EDN PMDQZC.
- Hussain, M. YOLO-v1 to YOLO-v8, the Rise of YOLO and Its Complementary Nature toward Digital Manufacturing and Industrial Defect Detection / M. Hussain // Machines. – 2023. – Vol. 11, No. 7. – P. 677. – DOI 10.3390/machines11070677. – EDN YFLILS.
- Olszyna, G. Assessment of the condition of hoisting ropes by measuring their geometric parameters in a three-dimensional image of their surface / G. Olszyna, A. Sioma, A. Tytko // Archives of Mining Sciences. – 2013. – Vol. 58, No. 3. – P. 643-654. – DOI 10.2478/amsc-2013-0045.
- Surface damage detection for steel wire ropes using deep learning and computer vision techniques / X. Huang, Zh. Liu, X. Zhang [et al.] // Measurement. – 2020. – Vol. 161. – P. 107843. – DOI 10.1016/j.measurement.2020.107843. – EDN JBDSPY.
- Steel Wire Rope Surface Defect Detection Based on Segmentation Template and Spatiotemporal Gray Sample Set / G. Zhang, Zh. Tang, Y. Fan [et al.] // Sensors. – 2021. – Vol. 21, No. 16. – P. 5401. – DOI 10.3390/s21165401. – EDN JTEHRB.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЛЕКСЫ
КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Авторы:
Виктор Иванович Карагодин – доктор технических наук, профессор кафедры «Дорожно-строительные машины» МАДИ, г. Москва, Россия, bik250248@yandex.ru
Алексей Николаевич Лещанов – научный сотрудник ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва, Россия, llexan@mail.ru
Аннотация
В статье дан анализ причин, по которым эксплуатация парка наземных транспортно-технологических средств разделяется на производственную (ПЭМ) и техническую (ТЭМ). Сделан вывод о недостатках такого разделения и его негативном влиянии на эффективность конечных результатов деятельности парка машин. Предложен комплексный подход к планированию ПЭМ и ТЭМ парка машин. Задача комплексного планирования ПЭМ и ТЭМ парка машин поставлена как задача теории расписаний. Предложены постановка задачи и общая методика ее решения, предусматривающая управление процессом выхода машин в ремонт. Указано, что процесс равномерного выхода в ремонт позволяет поддерживать производительность парка машин на стабильном уровне. Обращается внимание на сложность реальной задачи комплексного планирования ПЭМ и ТЭМ парка машин, отсутствие апробированных методов решения подобных задач. Предложен эвристический метод, предусматривающий согласование процессов выполнения машинами заданных объемов работ и процессов выхода машин в ремонт. Для решения задачи обоснования процессов выхода машин в ремонт предусмотрено использовать теорию старения машин и, в частности, показатель запаса (расхода) ресурса машины. Рассмотрены методы управления периодичностью выхода машин в ремонт и сделан вывод о предпочтительности статистических методов, которые позволяют учесть техническое состояние машины и обеспечивают индивидуальный подход к использованию техники. Рассмотрены различные варианты распределения запасов ресурса до планового ремонта машин, обоснованы основные направления решения задачи, показано, каким должно быть идеальное решение и как к нему приблизиться.
Ключевые слова: наземные транспортно-технологические средства, парк машин, эксплуатация, ресурс до ремонта, планирование, запас ресурса
Список источников
- Карагодин, В. И. Обоснование состава и периодичности выполнения контрольно-диагностических и восстановительных операций при техническом обслуживании автомобилей / В. И. Карагодин, Л. Л. Зиманов // Транспорт Урала. – 2024. – № 2(81). – С. 56-61. – DOI 10.20291/1815-9400-2024-2-56-61. – EDN MDCRME.
- Политковская, И. В. Оценка и анализ затрат на развитие инфраструктуры регионов / И. В. Политковская, А. С. Разумный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 4-2(74). – С. 78-82. – DOI 10.24412/2411-0450-2021-4-2-78-82. – EDN WYGAPL.
- Карагодин, В. И. Распределение наземных транспортных и транспортно-технологических средств по объектам и видам работ с учетом их технического состояния / В. И. Карагодин // International Journal of Advanced Studies. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 77-99. – DOI 10.12731/2227-930X-2024-14-3-309. – EDN SFOAPK.
- Развитие архитектуры интеллектуальных транспортных систем / Е. О. Андреев, С. В. Жанказиев, В. В. Зырянов, А. С. Павлов // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2024. – Т. 18, № 1. – С. 38-43. – DOI 10.36724/2072-8735-2024-18-1-38-43. – EDN HNTJMK.
- Brucker, P. Complex scheduling / P. Brucker, S. Knust. – Germany, Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2006. – 284 p.
- Максимов, В. А. Современные информационные системы учета работы городских автобусов / В. А. Максимов, В. Т. Нгуен, Д. К. З. Чан // Грузовик. – 2024. – № 12. – С. 36-42. – DOI 10.36652/1684-1298-2024-12-36-42. – EDN BNKSMG.
- Павлов, А. П. Исследование факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобиля в процессе его производства, ремонта и эксплуатации / А. П. Павлов, Н. В. Золотуева // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 3(9). – С. 2. – EDN WWOFYR.
- Подопригора, Н. В. Модели управления эксплуатационной надежностью высокоавтоматизированных транспортных средств / Н. В. Подопригора, Я. В. Васильев // Грузовик. – 2023. – № 8. – С. 20-24. – DOI 10.36652/1684-1298-2023-8-20-24. – EDN SASDZQ.
- Подопригора, Н. В. Перспективные модели оценки технического состояния тормозных систем высокоавтоматизированных транспортных средств / Н. В. Подопригора, С. А. Евтюков // Воронежский научно-технический Вестник. – 2023. – Т. 2, № 2(44). – С. 65-70. – DOI 10.34220/2311-8873-2023-65-70. – EDN PEXEOU.
- Борисов, В. В. Постановка задачи процессного управления в сложных организационно-технических системах / В. В. Борисов, В. В. Сысков // Известия Смоленского государственного университета. – 2015. – № 2-1(30). – С. 301-311. – EDN VOEBPT.
- Прудовский, Б. Д. Методы решения многокритериальных автотранспортных задач / Б. Д. Прудовский // Вестник гражданских инженеров. – 2015. – № 2(49). – С. 154-159. – EDN TXGPXX.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭПОКСИДНО-ПЕСЧАНЫХ КОМПОЗИТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ РЕМОНТЕ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Авторы:
Татьяна Николаевна Егунова – аспирант кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, г. Москва, Россия, tanya.e.n5@yandex.ru
Виктор Сергеевич Каленский – начальник отдела инженерного сопровождения, Группа ПОЛИПЛАСТИК, г. Москва, Россия, viktor.kalenskiy@polyplastic.ru
Наталья Ивановна Баурова – доктор технических наук, профессор, декан факультета «Дорожные и технологические машины» МАДИ, г. Москва, Россия, nbaurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9529-2031
Аннотация
В последние годы полимерные композиционные материалы (ПКМ) находят широкое применение в различных отраслях: строительстве, станкостроении, авиации, машиностроении и др. Это обусловлено такими их преимуществами, как легкий вес в сочетании с высокими деформационно-прочностными свойствами, долговечностью, химической стойкостью, экономичностью и др. Одной из перспективных областей применения ПКМ является полевой ремонт корпусных деталей дорожно-строительных машин. Наиболее перспективными при ремонте дорожно-строительной техники в полевых условиях являются эпоксидно-песчаные композиты, в которых в качестве связующего используется эпоксидная смола с отвердителем «холодного» типа, а в качестве наполнителя – песок. Преимущество этих материалов состоит в том, что их отверждение может осуществляться при комнатной температуре (на открытом воздухе), они имеют хорошую адгезию к большинству металлов и сплавов и позволяют обеспечить требуемые эксплуатационные свойства. В статье приведены результаты исследования деформационно-прочностных характеристик эпоксидно-песчаных композитов. Приведена оценка влияния процесса подготовки дисперсного наполнителя на свойства и структуру композита. Определены значения предела прочности и модуля упругости эпоксидно-песчаного композита при растяжении. Установлено, что свойства материала существенно зависят от концентрации и качества подготовки дисперсного наполнителя.
Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, дисперсно-наполненные композиты, эпоксидно-песчаные композиты, ремонт в полевых условиях, прочностные характеристики
Список источников
- Reinforcing Fillers for Polymer Composites Based on Organic Unwoven Materials / A. N. Marycheva, T. A. Guzeva, P. M. P'e [et al.] // Polymer Science, Series D. – 2019. – Vol. 12, No. 2. – P. 170-173. – DOI 10.1134/S1995421219020138. – EDN XFBKAT.
- Bodrykh, N. V. Repair of starter storage batteries / N. V. Bodrykh, G. V. Malysheva // Polymer Science, Series D. – 2010. – Vol. 3, No. 1. – P. 70-73. – DOI 10.1134/S1995421210010144. – EDN MXDRTP.
- Панова, Л. Г. Наполнители для полимерных композиционных материалов : учебное пособие по курсу "Химия и технология полимерных композиционных материалов" для студентов специальности 250600 направления 550800 дневной и заочной форм обучения / Л. Г. Панова ; Л. Г. Панова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Саратовский гос. технический ун-т. – Саратов : Саратовский гос. технический ун-т, 2010. – 63 с. – ISBN 978-5-7433-2287-9. – EDN QNFBRR.
- Зорин, В. А. Управление микроструктурой и свойствами наполненных полимерных композиций / В. А. Зорин, Н. И. Баурова, А. М. Шакурова // Клеи. Герметики. Технологии. – 2012. – № 8. – С. 31-35. – EDN PBLDUT.
- Влияние эпоксидно-песчаных покрытий различных составов на процесс изнашивания, специфику износа и ресурс плужных лемехов / А. М. Михальченков, С. А. Феськов, А. А. Осипов, А. С. Кононенко // Клеи. Герметики. Технологии. – 2020. – № 1. – С. 45-48. – DOI 10.31044/1813-7008-2020-0-1-45-48. – EDN MDEJPI.
- Коноплин, А. Ю. Климатическая технологичность полимерных композиционных материалов, используемых при ремонте машин / А. Ю. Коноплин, Н. И. Баурова // Технология металлов. – 2019. – № 3. – С. 44-48. – DOI 10.31044/1684-2499-2019-3-0-44-48. – EDN MNGTWP.
- Егунова, Т. Н. Исследование эксплуатационных свойств эпоксидно-песчаных композитов, применяемых при ремонте машин / Т. Н. Егунова, Н. И. Баурова // Технология металлов. – 2023. – № 2. – С. 11-18. – DOI 10.31044/1684-2499-2023-0-2-11-18. – EDN TOVWPV.
- Косенко, Е. А. Исследование механических свойств углепластиков с различными типами гибридных матриц при отрицательных температурах / Е. А. Косенко, Н. И. Баурова, В. А. Зорин // Технология металлов. – 2021. – № 1. – С. 7-11. – DOI 10.31044/1684-2499-2021-0-1-7-11. – EDN UOBHUT.
- Карагодин, В. И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. – 9-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.
- Карташова, В. В. Контроль качества полимерных покрытий для рабочего оборудования дорожных машин / В. В. Карташова, Е. А. Косенко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2020. – № 3. – С. 16-19. – DOI 10.31044/1684-2561-2020-0-3-16-19. – EDN BDMPCQ.
- Синельников, А. Ф. Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Ф. Синельников. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРИ КОМБИНИРОВАННОЙ СХЕМЕ ДОСТАВКИ ТОВАРА ПО КОЛЬЦЕВЫМ МАРШРУТАМ
Авторы:
Александр Николаевич Новиков – доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Сервиса и ремонта машин» ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел, Россия, novikovan58@bk.ru, https://orcid.org/0009-0007-2073-4095
Светлана Анатольевна Жесткова – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ПГУАС, г. Пенза, Россия, s.zhestkova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-2638-2093
Аннотация
В статье дана математическая формулировка задачи маршрутизации. Введены ограничения по количеству пунктов на маршруте и грузоподъемности автомобиля. Доставка товара соответствует комбинированной схеме передвижения. Использованы эвристический подход и метод фиктивных узлов и ветвей. На первом этапе определяем район наиболее вероятного нахождения регионального центра. Вычисляем координаты грузового центра тяжести по формулам теоретической механики. В качестве массы принято количество груза в пунктах. Район расположения регионального центра находится вокруг грузового центра тяжести. Его граница проходит через узлы, расположенные наиболее близко к нему. За узлы принимаются грузовые пункты и перекрестки дорог. Для учета особенностей транспортной сети по указанию эксперта транспортной логистики назначаются дополнительные расчетные узлы. На втором этапе определяем рациональное расположение регионального центра. Дорог между центром тяжести и узлами нет, поэтому рассчитаны кольцевые маршруты, выходящие из узловых точек. Задача маршрутизации сведена к нахождению одного кольца, проходящего через узловую точку несколько раз. Учет ограничения производится методом блокировки. Определяем транспортную работу и координаты центра тяжести прямоугольной эпюры на каждой ветви маршрута. Находим величину транспортной работы вокруг координатных осей. Вычисляем координаты регионального центра. Его рациональные координаты принимаем по средним значениям, полученным для каждого выбранного узла.
Ключевые слова: автомобиль, перевозка, товар, маршрут, региональный центр, координаты, расчет, транспортная работа
Список источников
- Вельможин, А. В. Теория элементов организации особенности и управления обеспечивающие автомобильными внутренней перевозками: системе логистический производитель аспект связанные формирования установление перевозочных представлено процессов: розничной монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. – Волгоград : РПК "Политехник", 2001. – 177 с. – ISBN 5-230-03881-3.
- Гимади, Э. Х. О задаче нескольких коммивояжёров с ограничениями на пропускные способности рёбер графа / Э. Х. Гимади, А. М. Истомин, И. А. Рыков // Дискретный анализ и исследование операций. – 2013. – Т. 20, № 5(113). – С. 13-30. – EDN RDOMWV.
- Анализ трудоемкости различных алгоритмических подходов для решения задачи коммивояжера / С. С. Семенов, А. В. Педан, В. С. Воловиков, И. С. Климов // Системы управления, связи и безопасности. – 2017. – № 1. – С. 116-131. – EDN VZEWLP.
- Мартынов, А. В. Гибридный алгоритм решения задачи коммивояжера / А. В. Мартынов, В. М. Курейчик // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2015. – № 4(165). – С. 36-44. – EDN TYMNZV.
- Каримов, Р. А. Решение задачи коммивояжера двумя различными способами: «венгерский метод» и «метод ветвей и границ» / Р. А. Каримов // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 41. – EDN VVHWEY.
- Лещева, М. М. Алгоритм Литтла - в решении задачи коммивояжера / М. М. Лещева // Научному прогрессу – творчество молодых. – 2018. – № 3. – С. 200-203. – EDN YLTQXJ.
- Володина, Е. В. Практическое применение алгоритма решения задачи коммивояжера / Е. В. Володина, Е. А. Студентова // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 2-2(36). – С. 96. – EDN UICJUP.
- Костюк, Ю. Л. Эффективная реализация алгоритма решения задачи коммивояжёра методом ветвей и границ / Ю. Л. Костюк // Прикладная дискретная математика. – 2013. – № 2(20). – С. 78-90. – EDN QCAKVP.
- Новиков, А. Н. Решение задачи маршрутизации с ограничениями величины партий груза и количества пунктов / А. Н. Новиков, С. А. Жесткова // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 4-2(83). – С. 70-76. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-4-2(83)-70-76. – EDN YFNJIG.
- Новиков, А. Н. Методика проектирования кольцевых маршрутов с обратным грузом / А. Н. Новиков, С. А. Жесткова // Мир транспорта и технологических машин. – 2024. – № 1-3(84). – С. 19-26. – DOI 10.33979/2073-7432-2024-1-3(84)-19-26. – EDN DGOONB.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ И АВТОТРАНСПОРТОМ
Авторы:
Константин Борисович Мальчиков – адъюнкт кафедры криминалистики и инженерно-технических экспертиз, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, Россия, malchikov87@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8173-6850
Ольга Владимировна Ложкина – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры физико-химических основ процессов горения и тушения, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, Россия, olojkina@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8604-2698
Аннотация
В статье авторами представлены результаты апробации разработанной комплексной методики мониторинга и прогнозирования опасного загрязнения воздуха маломерными судами и автотранспортом в историческом центре Санкт-Петербурга, основой которой являются экспериментально уточненные значения удельных пробеговых выбросов учетных типов колесных транспортных средств, однопалубных теплоходов и маломерных судов. Показано, что при сочетании неблагоприятных метеоусловий, интенсивного трафика в историческом центре Санкт-Петербурга возможно превышение ПДК монооксида углерода в 1,09-2,70 раза, а диоксида азота в 1,22-5,57 раза.
Ключевые слова: опасное загрязнение атмосферы, мониторинг, прогнозирование, автотранспорт, маломерные суда, однопалубные пассажирские теплоходы
Список источников
- Ложкин, В. Н. Контроль чрезвычайного загрязнения воздуха транспортом Санкт-Петербурга по критериям наносимого ущерба / В. Н. Ложкин, И. Ф. Калимуллина, Э. А. Сагиров // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2024. – № 2(70). – С. 95-101. – DOI 10.61260/1998-8990-2024-2-95-101. – EDN AADUWA.
- Методические основы организации экологических зон с низкими выбросами автомобильного транспорта / В. В. Донченко, Ю. В. Трофименко, М. И. Шаров [и др.]. – Санкт-Петербург : Издательско-полиграфическая компания "Коста", 2023. – 264 с. – ISBN 978-5-91258-498-5. – EDN JATLIJ.
- Радкевич, М. В. Возможности оценки экологической устойчивости автомобильного транспорта / М. В. Радкевич, К. Б. Шипилова // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса : сборник докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 29 января 2021 года. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2021. – С. 565-574. – EDN FINGHO.
- Кириллов, Н. Г. Экологические проблемы эксплуатации водного транспорта и первый опыт создания отечественного судна на сжиженном природном газе / Н. Г. Кириллов // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2016. – № 2(36). – С. 98-109. – DOI 10.21821/2309-5180-2016-8-2-98-109. – EDN VTNQBT.
- Таратун, Е. А. Современные тенденции развития судов на электродвигателях на реках и каналах Санкт-Петербурга / Е. А. Таратун // Системный анализ и логистика. – 2022. – № 4(34). – С. 159-164. – DOI 10.31799/2077-5687-2022-4-159-164. – EDN FROXSJ.
- Легостаева, Н. В. Современные тенденции и проблемы развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в России / Н. В. Легостаева, И. А. Введенский // Транспортное дело России. – 2019. – № 6. – С. 129-131. – EDN YVAYQS.
- Интернет‒портал Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт‒Петербурга. ‒ URL: https://avps.ru/news/19-11-2024 (дата обращения: 01.12.2024).
- Ложкина, О. В. Бортовой мониторинг выбросов опасных (загрязняющих) веществ легковым и легким коммерческим автотранспортом / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2024. – № 2(70). – С. 193-206. – DOI 10.61260/1998-8990-2024-2-193-206. – EDN VJGLCZ.
- Ложкина, О. В. Метод прогнозирования техногенных опасностей на основе определения содержания поллютантов в отработавших газах лодочных моторов / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2023. – № 1(65). – С. 127-137. – EDN DARQML.
- Ложкина, О. В. Определение содержания поллютантов в отработавших газах четырехтактных подвесных лодочных моторов в контексте разработки методов прогнозирования техногенных опасностей / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Безопасность жизнедеятельности. – 2023. – № 12(276). – С. 35-41. – EDN RXRTQP.
- Ложкина, О. В. Определение содержания поллютантов в отработавших газах судового двигателя ЯМЗ-238 ГМ2 / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2023. – № 3(67). – С. 158-168. – DOI 10.61260/1998-8990-2023-3-158-168. – EDN PTMYAD.
- Ложкина, О. В. Сравнительный анализ пробеговых выбросов автомобилей на различных видах топлива при дорожных заторах / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Вестник гражданских инженеров. – 2024. – № 2(103). – С. 133-143. – DOI 10.23968/1999-5571-2024-21-2-133-143. – EDN OLJMQF.
- Ложкина, О. В. Прогнозирование техногенных опасностей, обусловленных выбросами двухколесных мототранспортных средств / О. В. Ложкина, К. Б. Мальчиков // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2024. – № 1(69). – С. 134-145. – DOI 10.61260/1998-8990-2024-1-134-145. – EDN JNRIYZ.
- Федеральная служба государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. ‒ Москва. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 12.12.2024).
- Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». ‒ URL: https://www.autostat.ru/news/ (дата обращения: 04.12.2024).
- Колесникова, Е. В. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха Санкт-Петербурга / Е. В. Колесникова, А. А. Музалевская // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. – 2024. – № 1(53). – С. 69-83. – DOI 10.15593/2409-5125/2024.01.05. – EDN PRAMXL.
- Лавров, Л. П. Морфотипы кварталов исторического центра Санкт-Петербурга / Л. П. Лавров, Е. Г. Молоткова, Ф. В. Перов // Academia. Архитектура и строительство. – 2019. – № 4. – С. 52-59. – DOI 10.22337/2077-9038-2019-4-52-59. – EDN ODAKXZ.
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГИБРИДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Авторы:
Вячеслав Александрович Раков – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство», Вологодский государственный университет, г. Вологда, Россия, vyacheslav.rakov@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4725-5839
Аннотация
В статье приводится анализ парка гибридных автомобилей в России, причины их распространения. Анализируются недостатки существующих подходов к оценке экологической безопасности гибридных автомобилей, которые имеют разные типы конструкций и эксплуатационные свойства. Рассматриваются законодательные вопросы по стимулированию развития более эффективных автомобилей в России и других странах. Приводятся результаты исследований по определению экологической безопасности, экономичности и энергоэффективности гибридных автомобилей в зависимости от типа комбинированной энергоустановки. Предлагается оценивать экологические свойства и топливную экономичность на основе рекомендаций по оценке энергоэффективности автомобилей. Приведены результаты оценки энергоэффективности эксплуатируемых в России гибридных автомобилей категорий M1 и N1 по заводским данным о расходе топлива и результатам расчета. Эффективность гибридных автомобилей категорий N2, N3, M2, M3 предложено оценивать на основе рассчитанного удельного расхода топлива при движении по всемирному ездовому циклу испытаний транспортных средств малой грузоподъемности (ВЦИМГ по ГОСТ Р 59890-2021) и коэффициента энергетической эффективности. Рекомендуется относить более тяжелые автомобили категорий N2, N3, M2, M3 к энергоэффективным, если их удельный расход топлива в процессе испытаний по всемирному гармонизированному нестационарному циклу (WHTC) меньше 280 г/кВт ч, а КПД более 22%.
Ключевые слова: гибридные автомобили, оценка, экологическая безопасность, топливная экономичность, энергоэффективность, выбросы СО2, обоснование
Список источников
- Pells, H. Electric and Hybrid Vehicles / H. Pells, T. Denton. – New York: Routledge, 2024. – 260 p.
- Трофименко, Ю. В. Расчетная оценка энергопотребления автотранспортного средства с гибридной энергоустановкой / Ю. В. Трофименко, С. В. Шелмаков, Д. А. Деянов // Проектирование автомобильных дорог : Сборник докладов 80-й Международной научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 24–28 января 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "А-проджект", 2022. – С. 280-292. – EDN KIBBPW.
- Раков, В. А. Оценка эффективности эксплуатации автомобилей с комбинированной энергоустановкой малой электрической мощности «Мягкий гибрид» / В. А. Раков // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Технические науки. – 2023. – № 2(20). – С. 66-69. – EDN VDKIPD.
- Plötz, P. Can policy measures foster plug-in electric vehicle market diffusion / P. Plötz, T. Gnann, F. Sprei // World Electric Vehicle Journal. – 2016. – Vol. 8, No. 4. – P. 789-797. – DOI 10.3390/wevj8040789.
- Plötz, P. Optimal battery sizes for plug-in-hybrid electric vehicles / P. Plötz, F. Kley, T. Gnann // Proceedings of the International Battery, Hybrid and Fuel Cell Electric Vehicle Symposium–EVS26. – Los Angeles, 2012. – DOI 10.24406/publica-fhg-378284.
- Раков, В. А. Оценка эксплуатационных свойств автомобилей с комбинированными энергетическими установками / В. А. Раков. – Вологда : Вологодский государственный университет, 2020. – 240 с. – ISBN 978-5-87851-894-9. – EDN MQOKPW.
- Трофименко, Ю. В. Актуализированный прогноз численности, структуры автомобильного парка россии по типу энергоустановок и выбросов парниковых газов до 2050 года / Ю. В. Трофименко, В. И. Комков // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2023. – Т. 20, № 3(91). – С. 350-361. – DOI 10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361. – EDN DDEUBI.
- Влияние структуры парка автотранспортных средств по виду топлива и экологическому классу на выбросы парниковых газов / Ю. В. Трофименко, В. А. Гинзбург, В. И. Комков, В. М. Лытов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – Т. 15, № 6(64). – С. 898-910. – EDN SPJZVB.
- Real-world usage of plug-in hybrid vehicles in Europe / P. Plötz et al. – Berlin: Fraunhofer, 2022. – DOI:10.1088/2634-4505/ad96e1.
- Маслов, А. А. Планы руководства Китая по достижению углеродной нейтральности к 2060 г / А. А. Маслов, С. Л. Сазонов // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество : ежегодник, Москва, 06–07 октября 2021 года. Том Выпуск 5. Часть 1. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. – С. 888-892. – EDN DTAOFZ.
- Сидоров, К. М. Энергетическая и топливная эффективность автомобилей с гибридной силовой установкой : специальность 05.09.03 "Электротехнические комплексы и системы" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сидоров Кирилл Михайлович. – Москва, 2010. – 24 с. – EDN QHAPER.
- Тимков, А. Н. Разработка гибридного автомобиля на базе автомобиля ЗАЗ-1102 / А. Н. Тимков, А. С. Иванов, А. П. Луцик // Труды НАМИ. – 2012. – № 251. – С. 48-52. – EDN PKSECP.
- Шабанов, А. В. К определению энергоэффективности гибридной силовой установки автомобиля категории М 1 / А. В. Шабанов, В. В. Ломакин, А. А. Шабанов // Журнал автомобильных инженеров. – 2015. – № 6(95). – С. 25-27. – EDN VIMOVX.
- Шабанов, А. В. Энергосберегающие технологии и энергоэффективность автотранспортных энергоустановок / А. В. Шабанов, В. К. Ванин, А. Е. Есаков // Известия МГТУ МАМИ. – 2021. – Т. 15, № 4. – С. 83-91. – DOI 10.31992/2074-0530-2021-50-4-83-91. – EDN HUCDBW.
- Стародубцева, И. В. Исследование тягово-энергетических характеристик гибридной силовой установки автобуса / И. В. Стародубцева, О. Н. Дидманидзе // Грузовик. – 2017. – № 2. – С. 7-11. – EDN XYEOPT.
- Горожанкин, С. А. Исследование энергетической эффективности рабочего процесса гибридной силовой установки автомобиля при установившемся движении / С. А. Горожанкин, Н. В. Савенков, О. О. Золотарев // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2024. – № 2(145). – С. 90-101. – EDN BNXVMC.
- Раков, В. А. Прогнозирование условий эффективной эксплуатации гибридных автомобилей / В. А. Раков // Мир транспорта и технологических машин. – 2024. – № 2-1(85). – С. 99-105. – DOI 10.33979/2073-7432-2024-2-1(85)-99-105. – EDN NGJUKH.
- Раков, В. А. Результаты оценки эффективности эксплуатации гибридных автомобилей / В. А. Раков // Актуальные вопросы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : Сборник научных трудов по материалам 82-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 30 января – 01 2024 года. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2024. – С. 70-76. – EDN PKLDGK.
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023666519 Российская Федерация. КЭУ-АВТО. Программа для расчета расхода топлива гибридными автомобилями по заданному циклу движения : № 2023664261 : заявл. 10.07.2023 : опубл. 01.08.2023 / В. А. Раков ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет». – EDN QPGXVJ.
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА
Авторы:
Юрий Яковлевич Комаров – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные перевозки» ВолгГТУ, г. Волгоград, Россия, atrans@vstu.ru
Дмитрий Юрьевич Комаров – главный специалист по БДД ПАО «НЛМК», г. Липецк, Россия, komarovdima@inbox.ru
Сергей Валерьевич Ганзин – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные перевозки» ВолгГТУ, г. Волгоград, Россия, ganzin_fat@mail.ru
Дмитрий Дмитриевич Сильченков – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Автомобильные перевозки» ВолгГТУ, г. Волгоград, Россия, xdimanx.vstu@mail.ru
Аннотация
Вопросы об ограничениях скоростного режима и о нештрафуемом пороге превышения скорости в настоящий момент вызывают широкие дискуссии. В статье изложены доводы об установлении ограничений скоростного режима в городских и загородных условиях на основании требований безопасности дорожного движения. Проведено исследование влияния остаточной скорости движения автомобиля на тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. На основании анализа значений показателя социального риска (количества погибших на сто тысяч населения) по разным странам и принятого в них нештрафуемого порога скорости рассчитаны регрессионные зависимости. Установлено, что чем выше нештрафуемый порог скорости, тем выше значение социального риска в стране. Исследовано и влияние максимального значения скорости с учетом нештрафуемого порога на тяжесть последствий. На примере Волгоградской области проанализировано состояние безопасности дорожного движения (социальный риск) по районам области, городу Волгограду и всей области в сравнении с общероссийскими показателями за последние пять лет. Все субъекты по уровню безопасности были разделены на три группы. В заключение рассмотрена необходимость изменения нештрафуемого порога превышения скоростного режима. Его предлагается устанавливать дифференцированно, в зависимости от типа автомобильной дороги.
Ключевые слова: автомобиль, дорожное движение, скоростной режим, безопасность движения
Список источников
- Кравченко, П. А. Концепция обеспечения нулевой смертности на дорогах России как механизм борьбы с причинами дорожно-транспортных происшествий / П. А. Кравченко, С. В. Жанказиев, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 4(83). – С. 3-7. – EDN AJWZZH.
- Кравченко, П. А. Пофакторное управление уровнем обеспечиваемой безопасности на дорогах России / П. А. Кравченко, С. В. Жанказиев, Е. М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. – 2021. – № 5-6(96-97). – С. 3-9. – EDN INOOYZ.
- Новиков, А. Н. Современная оценка проблемы безопасности дорожного движения / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, А. Г. Шевцова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-361-00908-4. – EDN VACGFY.
- Ильина, И. Е. Предиктивное управление безопасностью дорожного движения / И. Е. Ильина, Е. Е. Витвицкий // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, приуроченной к проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, Омск, 24–25 ноября 2022 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2022. – С. 197-200. – EDN QKZDOS.
- Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Айэн Джонстон [и др.]; под ред. Марджи Педен [и др.]; пер.: Заборин Н. В. и др. – Москва : Весь Мир, 2004. – ISBN 5-7777-0158-2. – EDN QLWWET.
- Ильина, И. Е. Приемы оценки безопасности дорожного движения: обзор / И. Е. Ильина // Транспорт Российской Федерации. – 2020. – № 1(86). – С. 22-25. – EDN BSGPIU.
- Моделирование региональной дорожно-транспортной аварийности на основе пятилетних статистических данных / В. Т. Капитанов, В. В. Сильянов, А. Б. Чубуков, О. Ю. Монина // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 4(98). – С. 11-16. – EDN ZZFSMP.
- Плотников, А. М. Результаты системного подхода к анализу оценки уровня безопасности дорожного движения в округах и регионах России / А. М. Плотников, Д. О. Гурин // Транспорт Российской Федерации. – 2022. – № 4-5(101-102). – С. 23-29. – EDN GUAWSY.
- Лыгина, Л. А. Организация и безопасность движения в малых населенных пунктах сельского типа вдоль автомобильных дорог и режимы движения автомобилей / Л. А. Лыгина, Д. М. Строков, А. А. Котов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 4(67). – С. 104-113. – EDN LQEEQL.
- Оптимизация скоростных режимов в условиях города / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, М. В. Гаврилюк, В. В. Новизенцев // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 4(67). – С. 99-103. – EDN IEEBEM.
- Ильина, И. Е. Определение потенциальных мест ДТП с целью прогнозирования аварийности с учетом человеческого фактора / И. Е. Ильина, Е. Е. Витвицкий // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 3-2(82). – С. 74-80. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-3-2(82)-74-80. – EDN YIRYGC.
СТРУКТУРА МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Авторы:
Олеся Владимировна Малихина – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Транспортных систем и дорожно-мостового строительства» СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург, Россия, Lesya265@gmail.com
Илья Владимирович Арифуллин – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Транспортная телематика» МАДИ, г. Москва, Россия, i_arifullin@mail.ru
Аннотация
В настоящее время автомобильные перевозки, в том числе грузовые, в различных странах мира существенно отличаются друг от друга. Классификация грузовых автомобильных перевозок зависит от различных факторов: законодательства страны или соответствующего союза стран, климатических условий перевозки, параметров транспортных средств, в том числе требований к техническому обслуживанию и ремонту, специфики грузов, размеров партий грузов, территории перевозки, времени перевозки, дорожно-транспортной инфраструктуры. В целях оптимизации процессов грузовых перевозок передовые страны и предприятия создают комплексные транспортные системы, которые позволяют с минимальными издержками решать задачи по эффективной перевозке товаров и грузов. Специалистами транспортной отрасли разрабатываются и модернизируются методы управления транспортными системами, которые затрагивают большой круг вопросов и дисциплин, включая математическое моделирование, системный анализ и информационные технологии. В данной статье рассмотрены ключевые научные идеи, приведены классификация и структура основных методов, применяемых для минимизации ситуаций неопределенности в транспортных системах, при осуществлении грузовых автомобильных перевозок. В связи с этим математические модели и методы используются для точного описания этих неопределенностей.
Ключевые слова: методологический подход, неопределенность, структуризация метрик, матрица эффективности, информационная ситуация
Список источников
- Андреев, А. Ю. Методика определения оптимальных маршрутов в условиях оперативного планирования автомобильных грузовых перевозок / А. Ю. Андреев // Вестник гражданских инженеров. – 2022. – № 1(90). – С. 107-113. – DOI 10.23968/1999-5571-2022-19-1-107-113. – EDN UUTUFT.
- Егоров, В. Д. Методика расчета производственной программы грузовых автомобильных перевозок для цифровых сервисных моделей управления / В. Д. Егоров // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 6(89). – С. 174-179. – DOI 10.23968/1999-5571-2021-18-6-174-179. – EDN ATAUBS.
- Клименко, В. А. Решение многокритериальной задачи определения критериев эффективности транспортно-логистической системы / В. А. Клименко, М. Ю. Карелина // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2021. – № 11(108). – С. 4-9. – DOI 10.30987/1999-8775-2021-11-60-65. – EDN QNRWFJ.
- Карелина, М. Ю. Решение транспортной задачи с нарушенным балансом производства и потребления / М. Ю. Карелина, В. А. Клименко // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 3(97). – С. 27-28. – EDN YSDTXO.
- Клименко, В. А. Современные методы решения задач управления оперативно-производственным планированием грузового перевозочного процесса / В. А. Клименко // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 3(66). – С. 128-131. – EDN ORCUBP.
- Губко, М. В. Теория игр в управлении организационными системами / М. В. Губко, Д. А. Новиков. – Москва, 2002. – 148 с. – EDN PFGVGB.
- Колесов, Ю. Б. Моделирование систем. Объектно-ориентированный подход / Ю. Б. Колесов, Ю. Б. Сениченков. – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2006. – 192 с. – ISBN 5-94157-579-3. – EDN NXJBDQ.
- Усов, А. В. Применение марковских случайных процессов для информационного моделирования работы автотранспортных средств / А. В. Усов, Е. Ю. Кутяков // Вестник Херсонского национального технического университета. – 2014. – № 3(50). – С. 506-512. – EDN SZDVFH.
- Малихина, О. В. Методология управления эксплуатацией автомобилей в условиях недостаточности информации / О. В. Малихина, А. В. Терентьев. – Санкт-Петербург : Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2025. – 132 с. – ISBN 978-5-00213-426-7. – DOI 10.37539/M241217.2024.53.32.001. – EDN RABVRZ.
- Малихина, О. В. Научные основы управления сложными транспортными системами / О. В. Малихина // Мир транспорта и технологических машин. – 2024. – № 4-3(87). – С. 96-103. – DOI 10.33979/2073-7432-2024-4-3(87)-96-103. – EDN IAKVEJ.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
АНАЛИЗ СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
Авторы:
Сергей Александрович Филатов – кандидат технических наук, доцент, декан факультета «Логистика и общетранспортные проблемы» МАДИ, г. Москва, Россия, sfillatov@gmail.com
Александра Батыровна Тохтаева – старший преподаватель кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, г. Москва, Россия, tohtaeva07@mail.ru
Аннотация
В данной статье анализируются основные факторы, которые влияют на развитие объектов транспортной инфраструктуры транспортной системы российской Арктики. На основе исследования основных направлений развития территорий Арктической зоны Российской Федерации, представленных в документах и законодательных актах по стратегическому планированию, указах и поручениях Президента и Правительства Российской Федерации, а также в национальных проектах и программах, авторами выделены основные риски и особенности данного региона, препятствующие его развитию в части транспортной логистики, планирования и организации ее товарных потоков по Северному морскому пути. В рамках данной статьи авторы анализируют современное состояние объектов морской портовой инфраструктуры, расположенных по маршруту Северного морского пути, статистические показатели динамики и структуры грузооборота, характеристики основных морских портов Северного морского пути, а также современное состояние подвижного состава ФГУП «Росморпорт», на основании чего формулируют выводы о перспективах и основных направлениях развития логистики международного товародвижения по Северному морскому пути и факторах, которые препятствуют такому развитию.
Ключевые слова: транспортная система, транспортная инфраструктура, логистика транспортных потоков, регионы Арктической зоны, Северный морской путь, объекты морской портовой инфраструктуры, состояние подвижного состава, направления развития транспортной системы
Список источников
- Бадина, С. В. Проблемы транспортной доступности изолированных населённых пунктов Европейского сектора Арктической зоны России / С. В. Бадина, А. А. Панкратов, К. В. Янков // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2020. – Т. 26, № 1. – С. 305-318. – DOI 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317. – EDN HMHXKE.
- Горбунов, В. П. Перспективы развития региональной авиации Крайнего Севера и задачи увеличения транспортной доступности Арктики и Дальнего Востока / В. П. Горбунов // Арктика: экология и экономика. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 367-375. – DOI 10.25283/2223-4594-2022-3-367-375. – EDN FRDLBC.
- Гурлев, И. В. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути / И. В. Гурлев, А. А. Макоско, И. Г. Малыгин // Арктика: экология и экономика. – 2022. – Т. 12, № 2(46). – С. 258-270. – DOI 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270. – EDN FISPED.
- Кузнецова, М. Н. Развитие транспортной системы Архангельской области: проблемы и перспективы / М. Н. Кузнецова, О. С. Закорецкая // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 4(64). – С. 147-150. – EDN YOOPWV.
- Серова, Н. А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития / Н. А. Серова, В. А. Серова // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 2(185). – С. 142-151. – DOI 10.47711/0868-6351-185-142-151. – EDN JGZPVW.
- Серова, Н. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики / Н. А. Серова, В. А. Серова // Арктика и Север. – 2019. – № 36. – С. 42-56. – DOI 10.17238/issn2221-2698.2019.36.42. – EDN DEKDTR.
- Филатов, С. А. Анализ транспортной доступности регионов Арктической зоны Российской Федерации для организации международного товародвижения / С. А. Филатов, А. Б. Тохтаева // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2023. – № 3(74). – С. 49-58. – EDN RQCNOP.
- Филиппова, Н. А. Методология повышения эффективности и надежности транспортно-технологической мультимодальной системы Севера России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2019. – Т. 22, № 6. – С. 55-65. – DOI 10.26467/2079-0619-2019-22-6-55-65. – EDN RKCDBC.
- Цифровая технология, как один из методов повышения эффективности работы автозимников Арктических районов Республики Саха (Якутия) / А. Е. Иванова, А. М. Ишков, В. М. Власов, Н. А. Филиппова // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 3-2(82). – С. 137-143. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-3-2(82)-137-143. – EDN XBNAFS.
- Филиппова, Н. А. О прогнозировании сроков навигации на основе цепей Маркова / Н. А. Филиппова, В. Н. Богумил, В. М. Беляев // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 2(81). – С. 16-25. – DOI 10.30932/1992-3252-2019-17-2-16-25. – EDN WSITBV.
- Analyzing accessibility improvement factors for multimodal transportation in the Arctic / S. Filatov, E. Barabanova, T. Krutova, D. Efimenko // Transportation Research Procedia, St. Petersburg, 02–04 июня 2021 года. – St. Petersburg, 2021. – P. 172-178. – DOI 10.1016/j.trpro.2021.09.039. – EDN GBQMRU.
- Гурлев, И. В. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути / И. В. Гурлев, А. А. Макоско, И. Г. Малыгин // Арктика: экология и экономика. – 2022. – Т. 12, № 2(46). – С. 258-270. – DOI 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270. – EDN FISPED.
- Антипов, Е. О. Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне РФ морским путем / Е. О. Антипов, А. Г. Тутыгин, В. Б. Коробов // Управленческое консультирование. – 2017. – № 11(107). – С. 72-79. – DOI 10.22394/1726-1139-2017-11-72-79. – EDN YMAQLY.
- Ерохин, В. Л. Динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (2013-2023 гг.) / В. Л. Ерохин // Маркетинг и логистика. – 2023. – № 6(50). – С. 14-22. – EDN RNOIRL.
- Has the COVID-19 pandemic affected maritime connectivity? An estimation for China and the polar silk road countries / G. Tianming, V. Erokhin, A. Arskiy, M. Khudzhatov // Sustainability. – 2021. – Vol. 13, No. 6. – DOI 10.3390/su13063521. – EDN NEGORL.
- Антонова, Р. Р. Российская Арктика: защита национальных интересов и современное состояние региона / Р. Р. Антонова // Вестник науки. – 2024. – Т. 2, № 1(70). – С. 287-291. – EDN WKVPXM.
- Бунеев, В. М. Прогнозирование грузопотоков и их освоения при реализации транспортной стратегии в районах Крайнего Севера / В. М. Бунеев, В. А. Виниченко // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 4(83). – С. 115-123. – EDN YVHXYK.