Кафедра «Общетеоретические дисциплины» | История кафедры

Кафедра «Общетеоретические дисциплины» (ОТД) создана в 1962 г.. Она ведет довузовское обучение иностранных граждан на русском языке как иностранном по ряду естественно-научных и технических дисциплин: математика, физика, химия, инженерная графика, биология, информатика.

Начиная с 1962 г. кафедрой заве­довали:

Борисов Юрий Сергеевич (1962 – 1964 годы);

Кузнецов Николай Сергеевич (1964 – 1968 годы);

Вердеревская Нина Николаевна (и.о. 1968 – 1969 уч. год);

Симонов Рем Александрович (1969–1971 уч. год);

Извеков Валентин Иванович (и.о. 1971–1972 уч. год);

Никишин Алексей Андреевич (1972 – 1980 и 1982 – 2003 уч.год):

Ильенко Наталья Алексеевна (и.о. 1980–1982 годы на время командиров­ки на Кубу А.А.Никишина);

Косарева Ирина Александровна (с 2004 г. и по настоящее время).

Большой вклад в становление кафедры внес Н.С.Кузнецов. Имея 20-летний инженерно-педагогический опыт, он прекрасно понял всю важность и актуальность разработки методики обучения иностранных студентов с уче­том тесной координации преподавания русского языка и общетеоретических дисциплин. Совершенствуя свое педагогическое мастерство в этом направле­нии, он требовал того же и от коллектива кафедры. При нем был разработан план создания и выпуска специализированных учебных пособий по общетеоретическим дисциплинам. По его инициативе стали проводиться Всесоюзные совещания преподавателей-предметников, позволившие обобщать и распро­странять накопленный опыт обучения иностранных граждан, что было необ­ходимо в связи с ростом числа подготовительных факультетов в стране. В это же время кафедра стала головной по математике и черчению в системе Мин­вуза СССР.

С сентября 1972 г. заведующим кафедрой стал старший научный сотруд­ник А.А. Никишин, доцент с 1974 года, а с 1994 г. профессор МАДИ (ГТУ).

За этот период под руководством А.А.Никишина на кафедре сложился коллектив, успешно справлявшийся с постоянно возникающими новациями в обучении иностранных студентов.  В это время на кафедре создавались условия для профессионального роста квалифика­ции преподавателей (стажировки, ФПК, работа над диссертацией.). За это время мно­гие пришедшие на кафедру молодые преподаватели стали высококвалифици­рованными специалистами, авторами новых методик и пособий. К началу 90-х годов в  составе кафедры было более 35% кандидатов наук и более 40% преподавателей со знанием иностранного языка (для сравнения в 1972 году эти цифры составляли менее 10%). В этот же период, в связи с появлением на факультете студентов различных специальностей, расширилась номенклатура пре­подаваемых дисциплин. Образовались медико-биологический и экономический профили при сохранении традиционного технического, были созданы специализированные курсы математи­ки и физики для медиков, новые курсы органической химии и биологии для медиков, новый курс по основам маркетинга для экономистов.

Кафедра в содружестве с другими родственными кафедрами с 1965 по 1998 гг. подготовила несколько вариантов программ по математике, черче­нию, информатике и принимала участие в подготовке программ по физике и хи­мии. Значительные изменения программа по математике претерпела в 1992 г., когда в ней были отражены существенные методические особенности довузовского обучения иностранных граждан. Эта совместная работа была прове­дена МАДИ (Н.А.Ильенко), МГУ, СПбТУ и позволила найти алгоритм для изменения программ по химии и физике (С.П.Егорова, Н.П.Васильева).

Программа по черчению, разработанная Н.С.Кузнецовым, была  доработана  при участии И.И.Мазуровой, Н.Е.Коняевой, Л.А.Озерицкой.

По инициативе Минвуза СССР подготовительный факультет для иностранных граждан МАДИ был утвержден головным по математике и инженерной графике (исполнитель – кафедра «Общетеореотические дисциплины), в обязанности которой входило:

  • создание рабочих групп по разработке программ;
  • формирование авторских групп для написания учебников и учебных пособий;
  • подготовка и проведение Всесоюзных семинаров- совещаний.

Всего было проведено одиннадцать таких  семинаров преподавателей математики и черчения, которые проходили с 1965 по 1989 гг. (а с 1985 г. и информатики), председателем которых был заведующий кафедрой МАДИ.. В организации, проведении и выступ­лении с докладами приняли активное участие Н.С.Кузнецов, А.А.Никишин, З.Е.Плаксенко, Н.А.Ильенко, О.Н.Васильева, Т.А.Полевая, А.А.Зленко, И.И.Мазурова, Н.Е.Коняева, Л.А.Озерицкая.

По профилю кафедры проводилась научно-методическая работа по сле­дующим направлениям:

  • разработка и совершенствование методов преподавания в зависимости от уровня подготовки иностранных учащихся (руководитель А. А. Никишин);
  • самостоятельная работа иностранных учащихся (руководитель О.Н.Васильева);
  • контроль знаний иностранных учащихся (руководитель И.Н.Ромашова);
  • преемственность и межпредметная координация в преподавании ино­странным учащимся (руководитель Н.А.Ильенко);
  • формирование основ научного мировоззрения в учебном процессе (руководитель С.П.Егорова);
  • ЭВМ и использование их при преподавании дисциплин кафедры (руко­водитель Н.А.Ильенко);
  • системно-деятельностный и психолого-педагогический подходы, ис­пользуемые для преподавания иностранным учащимся (основные испол­нители Н.Г.Ларина, И.Г.Талаева).

Результаты выполненных научно-методических работ использовались  в разработке методики преподавания, при написании учебных пособий и мето­дических разработок. В 1993 г. Н.Г.Ларина защитила диссертацию и ей была при­своена степень кандидата психолого-педагогических наук.

Кафедра занималась  распространением и обменом полученных результа­тов выполненных работ через семинары, конференции, Координационный совет центров довузовской подготовки иностранных специалистов, стажи­ровки, консультации, ФПК.

Для формирования групп и определения организационно-методических подходов в учебном процессе было необходимо оценить исходный уровень подготовки иностранных граждан. Поэтому кафедра еще с конца шестидеся­тых годов стала разрабатывать и использовать абитуриентские тесты, кото­рые были переведены на несколько иностранных языков.

В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов были разработаны тесты "щадящей" трудности по математике, физике и химии, была разработа­на методика их применения в странах проживания, т.е. была предложена ме­тодика отбора иностранных граждан для последующего обучения в вузах СССР. Эти тесты были апробированы в Колумбии, на Кубе и Афганистане и получили положительную оценку. Большой вклад в создание тестов в разные годы внесли З.Е.Плаксенко, В.П.Плотникова, И.Л.Свободина, А.А.Никишин, Н.А.Ильенко, С.П.Егорова, А.А.Медведев.

Теснейшая координация между кафедрами русского языка и общетео­ретических дисциплин начинается с начальных занятий по дисциплинам ка­федры, с обучения научному стилю речи (НСР), и до окончания подготови­тельного факультета. Практические результаты этой работы привели к разработке, написанию и внедрению в учебный процесс методических указаний по обучению математике, черчению, химии, физике на начальном этапе (Н.А.Ильенко, Н.В.Матвеева, И.И.Мазурова, Н.П.Васильева, С.П.Егорова, Ю.Н.Подкопаева).

Координация между кафедрами «Общетеоретические дисциплины» и русско­го языка проводилась и при написании учебных и методических пособий (по адаптации текста в соответствии с периодом обучения студентов-иностранцев),  при чтении, записи и обработке лекций по дисциплинам. Письменный экзамен по русскому языку инженерно-технического профиля проводился на лекционном материале физики. В эту работу большой вклад внесли Ю.Н.Подкопаева, С.П.Егорова, Н.Н.Новичкова, Е.И.Ступаков.

Авторский коллектив кафедры (Н.С.Кузнецов, А.А.Никишин, И.Л.Свободина, Л.А.Озерицкая, И.Д.Поликанова, С.П.Егорова) подготовили словарь по естественнонаучным дисциплинам (математике, физике, химии, начертательной геометрии, черчению, биологии) объемом около 12 тысяч терминов, а издательство "Русский язык" опубликовало его на трех языках: арабском, дари, вьетнамском. Для начального этапа обучения были составлены малые словари по материа­лам конкретных занятий, что позволяло экономить время, и обеспечивает не­прерывность учебного процесса.

Большой вклад авторские коллективы кафедры внесли при подготовке, написании, переработке и издании учебных пособий по математике (учебник и задачник), черчению (учебник и рабочая тетрадь), физике и химии (задач­ники), которые были допущены Минвузом СССР в качестве учебных пособий для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах. Общий объем всех шести учебных пособий составил 88 печатных листов.

Авторы Н.А.Ильенко, О.Н.Васильева, Т.А.Полевая в 2002 году выпустили справочное учебное пособие по математике, включающее основные теоретические положения программы и примеры решения задач (использована методика изложения материала в форме таблиц с выделением основной и дополнительной информации).

Преподаватели физики и химии в своих методических разработках уде­ляли большое внимание адаптированному изложению теории с учетом этапа обучения иностранных граждан, которые  охватывали  практически все разделы программы для инженерно-технического профиля. Авторами пяти разработок по физике общим объемом 12 п.л. являются С.П.Егорова, В.П.Плотникова, Ю.Н.Подкопаева, а четыре разработки по общей химии суммарным объемом 10 п.л. подготовили Н.П.Васильева, А.А.Медведев, И.Д.Поликанова, И.Л.Свободина.

Начиная с 1985 г. кафедра приступила к преподаванию информатики,  А.А.Зленко (в соавторстве с коллегами других подготовительных факультетов) написал в 1986 году методические указания "Основы информатики", ко­торые использовались  в учебном процессе для иностранных студентов.

Значительное внимание уделялось методическому обеспечению препода­вания химии, физики и биологии студентам-иностранцам медико-биологического профиля. Написаны и изданы внутривузовской печатью ме­тодические разработки по органической химии (Н.П.Васильева, А.А.Медведев, И.Г.Талаева, Т.А.Смирнова) общим объемом 10 п.л.

Методические указания по физике для студентов медико-биологических специальностей по всей программе подготовила С.П.Егорова (объемом 5,5 п.л., МАДИ(ТУ), 1997 г.). В этих указаниях были учтены соответствующие медико-биологические особенности изложения физики. Т.Н.Николаева в до­полнение к учебному пособию по биологии, подготовленному МГУ, написа­ла методические разработки по трем разделам в объеме 3,5 п.л.

В виде большой коллективной работы (методические указания по мате­матике; ч. 1; 4,5 п.л.; 1992 г.; ч. 2; 5,3 п.л.; 1993 г.; О.Н.Васильева, О.Г.Голубева, А.А.Зленко, Н.А.Ильенко, Н.В.Матвеева, А.А.Никишин, Т.Н.Павлова, Т.А.Полевая, И.Н.Ромашова, Л.П.Фролова) представлен сбор­ник задач и упражнений по математике внутривузовского издания, который был составлен по новой методике от простого к сложному (с 1 по 5 ступени). С помощью этих дидактических материалов иностранные студенты разных уровней подготовки могли развивать свои умения до необходимого выпуск­ного уровня.

Дидактическим материалам по математике были посвящены еще 5 методиче­ских указаний (МАДИ, общий объем около 12 п.л.), которые освещают раз­ные разделы теории, включая геометрию (авторы О.Н.Васильева, Д.П.Дорохин, А.А.Зленко, Н.В.Матвеева, Т.И.Павлова, Т.А.Полевая, И.Н.Ромашова).

По всем дисциплинам кафедры большое внимание уделялось  само­стоятельной работе студентов. Ее задача - закрепить знания, наработать навы­ки, приблизить к условиям самостоятельной работы в вузе. Для выполнения поставленных задач преподаватели кафедры подготовили  ряд методических указаний и разработок.  Н.А.Ильенко разработала индивидуальные задания по математике, которые вышли из пе­чати в 1994 г. Каждое задание охватывает все темы основного курса матема­тики подготовительного факультета, а упражнения составлены с учетом час­тотности характерных ошибок студентов и особенностей разделов програм­мы.

Интересный подход при изучении теории и решении задач заложен В.П.Плотниковой в "Методических указаниях к программированным заняти­ям по теплоте". Эта работа по физике использовалась  и для само­стоятельной работы студентов. Преподаватели физики Л.В.Дикова, И.А.Косарева, Н.Г.Ларина, Н.Н.Новичкова подготовили несколько методиче­ских разработок по отдельным темам программы по физике для самостоя­тельной работы студентов.

Преподаватели химии Н.П.Васильева, А.А.Медведев, Н.И.Смирнова, Т.А.Смирнова, И.Г.Талаева подготовили ряд методических разработок для самостоятельной работы студентов по общей и органической химии.

Преподаватели черчения разработали  большую серию самостоятельных графических работ, которые в большой степени приближают иностранных студентов к вузовской системе учебного процесса. Иностранцы практически не изучают на родине черчение.  На подготовительном факультете это  для них новый предмет как по языку, так и по содержанию,  тем более по навы­кам. Для этого используется "Рабочая тетрадь", графические работы.

Для иностранных студентов большое значение имеет аудирование и запись материалов на занятии. Развитию навыков и умений сту­дентов способствовала научно-методическая работа Н.Г.Лариной, которая относилась к структурированию информации (этот материал был частью ее диссертации). Н.Г.Ларина подготовила и внедрила в учебный процесс мето­дические указания по структурированию информации в курсе физики.

Начиная с 70-х годов, кафедра начала использовать во втором семестре лекцион­ные занятия по математике, физике, химии, основам маркетинга. Совместно с кафедрой русского языка разрабатывалась методика чтения и записи лекций во втором семестре. Эта система занятий приближала учащихся к вузовским услови­ям. В помощь студентам были подготовлены методические разработки по лекциям (математика - О.Н.Васильева, Т.И.Павлова, химия - Н.П.Васильева, И.Л.Свободина, А.А.Медведев, И.Г.Талаева, Т.А.Смирнова, Е.И.Оленич).

По информатике в это время были подготовлены лабораторные работы для персональных компьютеров, составлены обучающие и контролирующие программы (кото­рые  использовались и для самостоятельной работы) по математике, фи­зике, химии.

Знания и умения иностранных студентов непрерывно оценивались  в каж­дом семестре как серией самостоятельных и контрольных работ, так и  контрольными в виде зачетов и экзаменов с оценкой. Итоговые экзамены по математике, физике, химии проводились  в письменной  и в устной форме.

С 2004 года по настоящее время кафедрой руководит кандидат технических наук, доцент Косарева И.А.

Кафедра «Общетеоретические дисциплины» МАДИ все это время ведет довузовское обучение иностранных граждан на русском языке как иностранном по техническому, экономическому, естественнонаучному и медико-биологическому профилю. Занятия ведутся по следующим дисциплинам: математика, физика, химия, черчение, информатика и до 2011 года - биология.

Главные задачи кафедры - дать студентам необходимый для обучения на первом курсе объем знаний и лексики на русском языке; восполнить при необходимости знания по предметам, если их объем, полученный на родине, не отвечает требованиям вуза; ознакомить с основными видами работ в вузе и обеспечить преемственность в системе преподавания с высшим учебным заведением
В начале 2000 – х годов на Подготовительном факультете наблюдалось существенное увеличение количества абитуриентов из стран Юго-Восточной Азии, новые условия потребовали переработки существующей научно-методической литературы, разработки новых обучающих программ, контрольных материалов.

Преподавателями кафедры были созданы словари на английском, вьетнамском и китайском языках физических (Плотникова В.П.) и химических (Самойлик Л.С.) терминов, словари по математике (Васильева О.Н., Блинова Т.А.) и по информатике (Руднова Н.Н.) (2006).

Большое значение уделялось начальному этапу обучения. Преподаватели предметники разработали дополнительные материалы по научному стилю речи на занятиях по математике (два варианта), физике, химии, биологии. Для активизации познавательной деятельности были разработаны игровые задания (Самойлик Л.С.), подготовлены материалы для чтения при изучении математики и основ информатики (Васильева О.Н., Блинова Т.А., Ильенко Н.А., Новиков А.В .(2009).

В 2006 году  кафедра «Общетеоретические дисциплины» выиграла конкурс и   явилась основным исполнителем в выполнении проекта  «Разработка оценочных средств  по общетеоретическим дисциплинам  довузовского курса подготовки иностранных граждан» (план Министерства образования и науки РФ) при участии РУДН и СПбГТУ. Задачей этого проекта была выработка единых объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения иностранных граждан по общетеоретическим дисциплинам на подготовительных факультетах в различных ВУЗах страны и создание экзаменационных материалов  для всех  соответствующих образовательных центров.

В результате преподавателями кафедры был создан банк заданий по математике, физике, химии, черчению, основам информатики, который содержал теоретические вопросы и задачи, предназначенные для формирования вариантов для исходного и итогового контроля знаний по всем вышеуказанным предметам.

Включенные в банк заданий задачи и вопросы по своему содержанию и уровню трудности отвечали требованиям программ по соответствующим дисциплинам. Всего было издано 9 печатных работ общим объемом 188,5 п.л. В декабре 2006 года кафедра провела научно-практический семинар «Система единых унифицированных тестов по профильным дисциплинам довузовской подготовки иностранных граждан», на котором были представлены результаты вышеуказанной работы.. На этом семинаре присутствовали представители 31-го вуза страны, были организованы и проведены пленарные заседания, на которых представленные материалы получили высокую оценку коллег

В 2007 году преподаватели кафедры (Блинова Т.А., Коняева Н.Е., Косарева И.А., Медведев А.А., Николаева Т.Н., Полевая Т.А.) приняли активное участие в разработке проекта требований к дополнительной довузовской подготовке иностранных граждан. Эта работа заключалась в выработке основных нормативов процесса обучения для пяти профилей: гуманитарного, естественно-научного, медико-биологического, технического и экономического.

Система обучения в вузе и дальнейшая практическая деятельность требует устойчивых навыков владения компьютерными технологиями. Преподавателями информатики (Новиков А.В., Блинова Т.А., Руднова Н.Н.) в это время были созданы различные варианты курсов для студентов всех профилей. Они включали в себя изучение операционной системы Windows, комплекс программ Microsoft Office. Студенты технического профиля изучали программирование на языке Basic (2008). Высокую оценку коллег получило большое по содержанию и материалу учебное пособие по биологии (Николаева Т.Н. и Артемьева Г.В., 2010)

При переходе к стандартам нового поколения, преподаватели кафедры ОТД в 2011 разработали новые рабочие программы по предметам для всех профилей обучения на основе компетентностного подхода, выработаны навыки и умения, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения на подготовительном факультете.

Кафедра ОТД принимала активное участие в программе стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» 2012-2016. В рамках этой программы разработаны методические материалы и методика проведения онлайн консультаций для учащихся подготовительного факультета с использованием программы Skype а также мультимедиа презентации по математике, физике, химии, информатике, которые использовались при организации учебного процесса.

В период с 2011 по 2015г. преподаватели математики (Васильева О.Н., Полевая Т.А., Ременцова Н.С., Ромашова И.Н.) провели серьезную работу по подбору материала для сборника задач по математике, необходимый для организации учебного процесса. Помещенные в начале каждого параграфа вопросы и задания по теории ориентированы на сведения по курсу математики, изложенные в базовом пособии и распределены внутри глав и параграфов теоретического материала в соответствии с порядком прохождения теоретического материала. Задачник издан в 2-х частях (2012, 2015). Для будущих магистров и аспирантов в 2015 году выпущено пособие по теории вероятностей ( Полевая Т.А., Полевая С.А.).

Следует отметить справочное пособие по физике Егоровой С.П., Косаревой И.А. (2012), особенностью этого учебного издания – большое количество рисунков, графиков, таблиц, схем, которые служат лучшему усвоению изучаемого теоретического материала. Наглядные иллюстрации к физическим законам, определениям, понятиям позволяют улучшить качественное восприятие предмета, быстрее разобраться с изучаемым теоретическим материалом. Соответственно каждой теме пособия расположены вопросы и задачи в сборнике задач по общей физике (Косарева И.А., Новичкова Н.Н., Шилова Т.А.), выпущенный в 2012 г.

Преподаватели химии (Медведев А.А., Самойлик Л.С, Мосюров С.Е.) переработали и дополнили методические указания по курсу общей химии, которые вышли в трех частях (2012,2014), а также сборник задач и вопросов по общей химии (2012). В 2015 году издано методическое пособие по информатике «Алгоритмизация и программирование» (Новиков А.В., Блинова Т.А., Руднова Н.Н.)

Сотрудники кафедры ОТД

Начиная с 2016 года на кафедре активно велась работа в по приведению всех форм, способов и методов обучения в соответствии с запросами цифровой экономики. В МАДИ была разработана scientia-test (scientia-test.ru, автор Каменев В.В.), которая предназначалась для создания и проведения онлайн-тестов. С 2016 года в этой системе проводятся онлайн тестирования по всем темам и разделам дисциплины «Информатика». Тестирования используются как в качестве тренингов в процессе обучения, так и как форма текущего контроля. Кроме этого, на кафедре разработана система тестов, которые проводятся в аудитории. Преподавателями информатики в свете текущих задач было разработано пособие «Основы информатики. Алгоритмизация и программирование» (Новиков А.В., Блинова Т.А., Руднова Н.Н., 2019)

Вопрос методического обеспечения учащихся является приоритетным для всех преподавателей кафедры. В это время были разработаны теоретические требования к системе информационно-методического обеспечения преподавания математики на подготовительном факультете и, следуя им, создан комплекс учебных пособий таких как: Курс лекций по математике (Васильева О.Н., Полевая С.А., Полевая Т.А., Ременцова Н.С., Ромашова И.Н., 2016), Элементы теории вероятностей и математической статистики для будущих магистров (Полевая С.А., Полевая Т.А., 2016 ), Начальный курс по математике для подготовки иностранных граждан (Полевая Т.А., Артемьева Г.В., Ромашова И.Н. 2017 ), методическое пособие для предварительного этапа обучения математике на русском языке» (Ильенко Н.А.,Васильева О.Н.,Блинова Т.А. 2018 ), Методические указания по математике «Уравнения. Неравенства. Функции», (Васильева О.Н., Полевая С.А., Полевая Т.А.,Ромашова И.Н, 2018 ), «Математика. Элементы алгебры.». В это же время были дополнены и переизданы справочное пособие по физике (Косарева И.А.,2018) и сборник задач (Косарева И.А., Новичкова Н.Н., Шилова Т.А, 2017.) , рабочая тетрадь по черчению (Коняева Н.Е., Жовниренко Л.Е, 2018), издан сборник « Задачи и упражнения по общей химии» (Самойлик Л.С, Мосюров С.Е., 2019).

Каждый год на кафедре модернизируются рабочие программы по всем дисциплинам с учетом современных требований российских вузов.

В 2019 году по результатам анализа рабочих программ первых курсов ряда вузов была изменена рабочая программа по информатике. Темой, которая была включена в состав рабочей программы, стала математическая статистика. Ранее на подготовительном факультете эта тема не изучалась.

Основными научно-методическими направлениями кафедры   на данном этапе являются:

  • преемственность и межпредметная координация в преподавании ино¬странным гражданам на современном этапе;
  • разработка и совершенствование методов преподавания в зависимости от сложившегося контингента иностранных учащихся и уровня их подготовки;
  • совершенствование научно-методических и учебных пособий с учетом наглядности и адаптации текстов лекций;
  • организация самостоятельной работы учащихся;
  • тестирование как средство контроля усвоения учебной информации на разных этапах обучения;
  • активизация учебного процесса, использование обучающих и контролирующих компьютерных программ в преподавании предметов кафедры;
  • специфика обучения русскому языку будущих магистров;
  • применение инновационных методов преподавания;
  • дистанционное обучение.

Результаты выполненных научно-методических работ по всем предметам в настоящее время легли в основу ряда учебных материалов, содержание которых нацелено на корректировку уровня знаний на иной, понятийной основе в процессе освоения русского языка как иностранного и использовались при составлении программ, разработке учебных материалов для будущих бакалавров и магистров, которые содержат текстовой материал, направленный на формирование предметной и языковой компетенции.

В 2020 году было переиздано пособие по информатике (Блинова Т.А., Новиков А.В., Руднова Н.Н) для групп инженерно-технического профиля: теоретический материал изложен в максимально понятной для иностранных учащихся форме, после чего даны практические задания для закрепления материала разного уровня сложности.

Последние методические изыскания математиков проводятся по вопросам формирования коммуникативных компетенций на уроках математики, большое внимание уделяется вопросам контроля знаний, вопросам преемственности с основными профессиональными образовательными программами, рассматриваются особенности дистанционного обучения, применяются оригинальные методики обучения. Использование этих разработок позволяет оптимизировать учебный процесс и результатом этой работы стал комплекс новых учебных пособий для студентов-иностранцев подготовительного факультета для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации «Математика. Элементы алгебры» (2020), «Элементы математического анализа» ( Васильева О.Н., Полевая С.А., Полевая Т.А., Ромашова И.Н., 2020)», «Начальный курс по математике» (Полевая С.А., Полевая Т.А.,Артемьева Г.Н., 2021).

Преподаватели химии в 2020 году издали учебное пособие “Основы общей химии” ( Самойлик Л.С., Мосюров С.Е.), адресованное учащимся инженерно-технического профиля, владеющим русским языком в объёме элементарного или базового уровня. Основной целью этих учебных пособий является формирование предметной и языковой компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в вузе, а материал, подлежащий обучению, обеспечивает формирование и развитие необходимых навыков и умений. Вместе с этим, применение отдельных инновационных методов и инструментов преподавания физики и химии иностранным учащимся, вовлекает их в активное общение, помогая языковой адаптации, а также мотивирует к более эффективному и интенсивному освоению естественнонаучных дисциплин.

Во втором семестре 2019-20 г. учебного года занятия по всем предметам кафедры были переведены на дистанционную форму обучения, они продолжились в 2021 -22 и частично в 2021-22 учебных годах в гибридном формате. . Аудитории кафедры были оборудованы Wi-Fi и проекторами, что позволило проводить занятия как в аудитории для студентов, которые приехали в Россию, так и для тех, которые находятся на родине и только готовятся приехать в Россию. Таким образом, студенты могут использовать все материалы, просмотреть видео уроки и получить консультации от преподавателя.

Занятия по всем предметам кафедры проводились на платформе Microsoft Teams. Здесь были размещены специально созданные учебные материалы, проводились видео собрания в группах, учащиеся получали и предоставляли ответы на задания. Преподаватели кафедры ОТД начали применять систему электронного обучения Moodle, созданы уроки по тригонометрии с визуальной и аудио составляющими ( Полевая С.А.,2020-21), материалы для занятий и тесты по химии (Мосюров С.Е, 2020-21), разработан , апробирован и утвержден электронный курс по химии, который выложен СДО МАДИ (Moodle) (Мосюров С.Е, 2022)

В 2021-2022 учебном году секция информатики также перешла на гибридный (смешанный) формат обучения.

Содержание курса информатики было адаптировано под новый формат обучения: добавлены презентации, видео отдельных тем и практических занятий, тестирование в Microsoft Forms и многое другое. Разработано новое методическое пособие для групп инженерного профиля " Основы информатики: Пакет Microsoft Office. Элементы математической статистики "(Блинова Т.А., Новиков А.В., Руднова Н.Н, 2021).

Оптимальная организация дистанционного и аудиторного обучения позволяет лучше развить познавательные способности учащихся, влиять на глубину и прочность знаний, помогает развитию мышления, при этом большая часть нагрузки ложится на самостоятельную работу.

Для организации самостоятельной работы преподавателями физики разрабатывается несколько частей методического пособия, которое могло бы стать универсальным для будущих бакалавров и магистров технического профиля обучения. К настоящему времени вышли две части: первая часть – «Кинематика» (Бахтина Е.Ю., Косарева И.А., 2020), вторая – «Динамика» (Бахтина Е.Ю., Косарева И.А., 2021). В этих пособиях собран материал, который предназначен не только для слабых учащихся, но и для сильных, для тех кто хочет знать больше. Пособие может быть полезным не только будущим бакалаврам, но и магистрам. Содержание пособия состоит из учебных текстов, вопросов к текстам, системы упражнений, заданий, тестов, примеров решения задач, задач для самостоятельного решения и рассчитано не только на повторение изученного материала.

Результаты учебной и методической работы ежегодно обсуждаются на конференциях МАДИ, ТулГУ и др., опубликованы в сборниках РИНЦ и Скопус.

Учебно-воспитательный процесс и научно-методическую работу в настоящее время выпол¬няет коллектив преподавателей, который состоит из 3 доцентов и 9 старших преподавателей, состоящий из высококвалифицированных специалистов, которые владеют методикой преподавания предметов на русском языке как иностранном, знанием иностранных языков, психологии студентов из разных стран.

1