Кафедра «Геодезия и геоинформатика» | История кафедры
С момента образования Московского автомобильно-дорож-ного института по 1971 г. кафедру геодезии возглавлял заслуженный деятель науки и техники РФ, д-р техн. наук, профессор Петр Иосифович Шилов. Профессор П.И.Шилов сформулировал важное научное направление, заключающееся в обосновании точности инженерно-геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, мостов, тоннелей и аэродромов, впервые применив для этой цели математические методы оптимизации.
П.И.Шилов
Профессор П.И.Шилов, талантливый методист, разработал стройную методику преподавания курса «Инженерная геодезия» в области производства инженерно-геодезических работ в транспортном строительстве. Написанный им учебник «Геодезия» многократно переиздавался и признан лучшим учебником для инженерно-геодезической подготовки инженеров транспортного строительства. Под непосредственным руководством профессора П.И.Шилова были разработаны учебные программы преподавания курсов «Инженерная геодезия» и «Аэрогеодезия» для студентов специальностей «Автомобильные дороги», «Мосты и тоннели» и «Строительство аэродромов».
На кафедре были созданы две лаборатории (лаборатория «Инженерной геодезии», лаборатория «Аэрогеодезии») и геодезическая база на полигоне МАДИ для подготовки инженерных кадров и выполнения разнообразных программ научно-исследовательских работ.
Кафедра была оснащена обширным парком современного для того времени геодезического и стереофотограмметрического оборудования для обучения студентов, аспирантов и проведения научно-исследовательских работ.
Разработана строгая, насыщенная программа учебной геодезической практики.
Профессор П.И.Шилов сформировал на кафедре коллектив преподавателей и ученых высочайшей квалификации: профессора: В.И.Федоров, М.И. Судьин, доценты: Г.Е. Мепурашвили, А.И.Титов, В.А.Холдобаев, канд. техн. наук, ст. преп. М.Н. Барышева, ст. преподаватели Н.Ф. Капранов, Е.Р.Сидоренко, О.Д. Мажуга и другие, которые в течение многих лет вели подготовку всесторонне образованных инженерных кадров транспортного строительства.
На кафедре долгие годы работал ветеран МАДИ, заместитель декана дорожно-строительного факультета Георгий Егорович Мепурашвили. Талантливый педагог и ученый Г.Е.Мепурашвили в течение четверти века передавал свои знания и опыт студенческой молодежи.
На кафедре долгие годы работал профессор Михаил Иванович Судьин – выпускник МАДИ. После защиты кандидатской диссертации по кафедре изысканий и проектирования дорог М.И.Судьин пришёл работать на кафедру геодезии, где вскоре встал в ряд с ведущими преподавателями кафедры. М.И.Судьин многие годы работал деканом дорожно-строительного факультета и на других высоких административных должностях МАДИ.
На кафедре также в течение многих лет работал ветеран МАДИ старший преподаватель Евгений Романович Сидоренко, внесший огромный вклад в становление и развитие кафедры и института.
Долгие годы на кафедре преподавали:
Марианна Николаевна Барышева– выпускница МИИГАиК, ктн, доцент;
Ольга Дмитриевна Мажуга - выпускница МИИГАиК, старший преподаватель;
Николай Федорович Капранов - старший преподаватель, пришедший на кафедру из военной академии;
Елена Борисовна Стеценко - старший преподаватель, выпускница МИИГАиК.
Дмитрий Георгиевич Румянцев - старший преподаватель, выпускник МИИГАиК.
Станислав Эдуардович Шпак - старший преподаватель, выпускник МАДИ.
Вячеслав Алексеевич Холдобаев – доцент, один из ведущих преподавателей кафедры. В.А.Холдобаев развил новое научное направление по использованию аэрометодов при изысканиях и проектировании автомобильных дорог.
С 1971 г. по 1985 г. кафедрой геодезии руководил заслуженный деятель науки и техники РФ, д-р техн. наук, профессор Валентин Иванович Федоров. Профессор В.И. Федоров создал научную школу транспортной аэрогеодезии и вместе со своими учениками (Д.Г.Румянцевым, И.Р.Бикашевым, В.А. Холдобаевым) и др.) развивал новое научное направление, связанное с использованием аэрометодов при изысканиях и проектировании автомобильных дорог. Развитие этого нового научного направления оказалось исключительно своевременным и актуальным, поскольку именно в эти годы в стране шел процесс становления принципиально новых методов и технологий системного автоматизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них (САПР-АД), что определило необходимость создания и освоения новой технологии и методов сбора информации о местности, а также новых технических средств инженерной геодезии.
Профессором В.И.Федоровым издан ряд учебников и учебных пособий по методам аэрогеодезии и инженерной геодезии, с использованием которых в течение ряда лет велась подготовка инженеров транспортного строительства.
С 1985 г. по 2014 годы кафедру геодезии возглавлял заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Академии транспорта РФ, д-р техн. наук, профессор Григорий Афанасьевич Федотов.
Научная школа, созданная профессором Г.А.Федотовым и развиваемая его многочисленными учениками, представлена несколькими самостоятельными научными направлениями:
1. Развитие и совершенствование технологии и методов производства изысканий автомобильных дорог и мостовых переходов на уровне системного автоматизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них (САПР-АД) с использованием современных технических средств сбора исходной изыскательской информации: цифровых аэрокосмических съемок, цифровых фототеодолитных съемок, электронной тахеометрии, систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, методов воздушного и наземного лазерного сканирования местности и т.д. (исполнитель: доцент А.А. Неретин).
2. Совершенствование методов изысканий и проектирования мостовых переходов: аэрогидрометрические работы, расчеты боковых деформаций подмостовых русел и отверстий мостов, расчеты общих размывов в руслах рек под мостами, методы расчетов местных размывов у опор мостов и голов регуляционных сооружений, расчеты характерных подпоров на мостовых переходах: общего, начального, полного, у насыпи и подмостового и т.д. (исполнители: доцент Н.И. Чиркина, аспиранты кафедры)
3. Разработка современных аналитических методов гидрометеорологического обоснования проектов автомобильных дорог и мостовых переходов (расчетных уровней высокой воды, расчетных расходов, скоростей ветра, толщин снега и льда заданной вероятности превышения (ВП), а также расчетных судоходных уровней (РСУ). (исполнитель: доцент Г.Г.Наумов).
4. Разработка математических моделей ливневого стока с малых водосборов на основе моделирования водосборных бассейнов на горизонталях и склонового и руслового стока на базе решения системы дифференциальных уравнений неустановившегося течения жидкости переменной массы. (исполнитель:проф. И.В.Чистяков).
5. Разработка и совершенствование методов автоматизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них на уровне САПР-АД (исполнители: профессор В.Н. Бойков, доцент А.А. Неретин).
6. Исследовательские работы по совершенствованию методов проектирования оптимальной системы поверхностного дорожного водоотвода. (исполнитель: доцент Паудяль Сурья Пракаш).
7. Исследования и разработка технологии и методов стереофотограмметрической обработки аэрофотоснимков на базе автоматизированной системы цифровой фотограмметрии (ЦФC) «Photomod, Талка и т.д.. (исполнители: профессор В.Н. Бойков, доценты А.А.Неретин и В.А.Холдобаев).
8. Исследование технологий и методов сбора изыскательской информации о местности с использованием тепловых аэросъемок в инфракрасном спектре электромагнитных волн при изысканиях и строительстве автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты и изысканиях транспортных тоннелей.(исполнитель: ст. преподаватель В.А. Гурьев)
Под руководством Г.А.Федотова на кафедре закончили подготовку диссертаций два докторанта: И.В.Чистяков (Математическое моделирование стока ливневых вод с малых водосборов) и В.Н.Бойков (Проектирование геометрии автомобильных дорог на базе теории сплайн-функций и функций Безье) и более двух десятков кандидатов технических наук (в том числе доценты С. П.Паудяль, Н,И. Чиркина).
Профессором Г.А.Федотовым издан ряд монографий, справочников, справочных энциклопедий, учебников и учебных пособий для подготовки современных инженеров транспортного строительства: монографии «Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ» (М.: Транспорт, 1977), «Автоматизированное проектирование автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1986, 23,64 п.л.), «Справочник инженера-дорожника» (М.: Транспорт, 1989), учебник «Прикладная геодезия» (М.: Недра, 1990). В 2002 г., 2004 г., 2006 г. и 2007, 2009 г. годах вышло пять изданий учебника «Инженерная геодезия» (М.: Высшая школа, 28,42 п.л.), в 2015 году выходит шестое издание учебника «Инженерная геодезия, М.: М.: «ИНФРА-М», где, в частности, обобщены современные методы сбора, регистрации и обработки данных о местности при изысканиях автомобильных дорог, мостов, аэродромов, гидромелиоративных систем и т.д. В 2005 и 2010 гг. вышли два издания учебного пособия «Изыскания и проектирование мостовых переходов» (М.: Академия), в 2007 г., 19 п.л. - «Справочная энциклопедия дорожника. Проектирование автомобильных дорог» (М: Информавтодор, 2007, 32,25 п.л.) и, наконец, двухтомный учебник «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» (М.: «Высшая школа», Книга 1, 2009, 40 п.л. М.: «Высшая школа», Книга 2, 32,59 п.л.). В 2012 году вышел учебник (совместно с А.А. Неретиным) «Основы аэрогеодезии и инженерно - геодезические работы», М: Академия, 17,0 п.л. В 2015 г. (совместно с П.И. Поспеловым) вышел двухтомный учебник «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» ( для бакалавров), М.: Академия, Книга 1, 31,0 п.л, Книга 2, 26,0 п.л.
С 2015 по 2016 год кафедру возглавлял д-р техн. наук Денис Владимирович Долгов. В 2003 году с отличием окончил «Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)», присуждена квалификация «Инженер путей сообщения строитель». В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Выбор интенсивных технологических режимов строительства армированных земляных сооружений в сложных инженерных условиях». В 2014 году защитил докторскую диссертацию в МАДИ на тему: «Разработка методов и технологии ускорения осадок земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах». Автор 52 печатных работ и 4 патентов на изобретение и 3 патентов на полезную модель.
С 2016 года кафедру «Геодезия и геоинформатика» возглавляет доктор технических наук Владимир Николаевич Бойков. В.Н.Бойков пришел на кафедру в 2013 году, специалист в области автоматизированного проектирования автомобильных дорог и геоинформационных систем. Он разработал программу по дисциплине «Геоинформационные системы в строительстве» для студентов 3 – 4 курсов по специальности «Уникальные здания и сооружения». Благодаря активности Бойкова В.Н. в 2014 году на кафедре была создана лаборатория «Геоинформационных и инновационных технологий». Усилиями Бойкова В.Н. был заключен договор о сотрудничестве между МАДИ и ООО «Индорсофт». В рамках данного договора ООО «Индорсофт» в 2014 году создал учебный компьютерный класс в количестве 13 рабочих мест и поставил компьютерные программы: «IndorCAD», «IndorDraw», «IndorRoad», «IndorPavement», «IndorRoadSigns», «IndorSurvey».
С 2014 года в компьютерном классе проводятся учебные лабораторные занятия по следующим дисциплинам: «Геоинформационные системы в строительстве» для студентов 3 – 4 курсов по специальности «Уникальные здания и сооружения», «Автоматизированное проектирование дорог» для студентов 3 курса по профилю «Автомобильные дороги», «Основы аэрогеодезии» для студентов 2 курса по профилю «Автомобильные дороги».
В 2014 году также была создана новая учебная лаборатория аэрогеодезии с современной техникой и программным обеспечением компании ” Меридиан+”.
Фирма ООО «Индорсофт» в 2015 году в рамках договора о сотрудничестве для преподавателей кафедры на базе компьютерного класса провела курсы повышения квалификации.
С 2015 года студенты под руководством преподавателей кафедры могут выполнять бакалаврскую работу с использованием компьютерных программ, установленных в компьютерном классе.
Владимир Николаевич Бойков закончил в 1976 году Томский инженерно-строительный институт (ТИСИ) по специальности «Инженер путей сообщения».В 2002 году защитил в МАДИ диссертацию на соискание ученой степени д.т.н. на тему «Методология и практические методы автоматизированного трассирования реконструируемых автомобильных дорог».
В.Н. Бойков - зав. кафедрой, доктор технических наук, академик РАТ, главный редактор журнала «САПР и ГИС автомобильных дорог», автор более 100 публикаций в области автоматизации проектирования дорог, безопасности дорожного движения, кадастра и геоинформатики, член НТС ФДА «Росавтодор», член НТС Госкомпании «Автодор», руководитель секции «Информационные технологии и Интеллектуальные транспортные систем».
В конце 20-го века были созданы новые средства и технологии геодезических измерений и навигации: глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), в том числе лазерного сканирования. Обработка данных ГНСС и ДЗЗ, которые принято называть «пространственные данные», возможна лишь средствами ИТ. Наука, которая занимается обработкой и представлением пространственных данных, называется «Геоинформатика», а ИТ-инструментарием Геоинформатики» являются Геоинформационные системы (ГИС).
Повсеместный переход на современные методы геодезических измерений породил потребность в объединении инструментария измерений (Геодезия) и обработки и представления (Геоинфоматика). В связи с этим, по ходатайству кафедры «Геодезия», Ученым советом МАДИ в 2014 году она была переименована в кафедру «Геодезия и геоинформатика».
В 1967г. на кафедру пришёл инженер-маркшейдер, выпускник горного института доцент, ктн Анатолий Иванович Титов, защитивший кандидатскую диссертацию, связанную с теорией погрешностей измерений.
На протяжении 48 лет работы на кафедре доцентом Титовым А.И. разработан оригинальный курс по инженерной геодезии для студентов СА (строительство аэродромов). Чтение лекций А.И.Титов стал вести с использованием средств Microsoft Office.
Для всех студентов дорожно-строительного факультета доцентом Титовым А.И. разработан курс «Разбивочные работы», связанный с разбивками клотоидных закруглений и разбивками вертикальных кривых при строительстве дорог. Написано методическое пособие для этого курса.
А.И.Титов является автором двух учебных пособий, предназначенных для обучения студентов строительных специальностей.
Доцент, ктн Григорий Александрович Копылов - выпускник МАДИ, ктн, последние 30 лет работает на кафедре и руководит учебно-методической работой. Является автором и соавтором более 60 научно-методических работ и нормативно-справочных изданий дорожного профиля, в числе которых «Энциклопедия дорожника» том 2.
Г.А.Копылов удостоен звания Почётного дорожника. Награждён знаком «Почётный работник высшего образования Российской Федерации».
Доцент, ктн Александр Алексеевич Неретин ведущий преподаватель кафедры. А.А.Неретин долгие годы работал заместителем декана дорожно-строительного факультета. Защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время А.А.Неретин занимается вопросами преподавания геоинформационных технологий на кафедре.
Доцент, ктн Надежда Ивановна Чиркина имеет большой опыт работы на производстве. Работала в должности советника Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор). Свои знания и опыт работы на уникальных строительных объектах на современном геодезическом оборудовании Н.И. Чиркина передаёт студентам МАДИ. В 2010 году Н.И. Чиркина удостоена звания Почётный геодезист Российской Федерации.
Старший преподаватель Владимир Альбертович Гурьев - выпускник МАДИ, последние 30 лет работает на кафедре и руководит изданием учебно-методической литературы. Является автором расчетно-графической работы по топографической съемке.
В настоящее время на кафедре также преподают:
доцент,ктн Сурья Пракаш Паудяль,
доцент Ирина Иосифовна Позняк,
старший преподаватель Ксения Юрьевна Соколова,
старший преподаватель Татьяна Александровна Сидоренко,
старший преподаватель Николай Алексеевич Новиков.
Кафедра постоянно обновляет учебно-методическую литературу для студентов.
Обеспеченность студентов литературой на практических занятиях и геодезической практике составляет 100%.
Уже много десятилетий кафедра организует летнюю геодезическую практику студентов первого курса. В течение трех недель студенты под руководством преподавателей кафедры проводят полевые работы по геометрическому нивелированию проектной трассы автомобильной дороги и составляют план топографической съемки местности. Обеспеченность студентов на практике геодезическим оборудованием составляет 100%.
В настоящее время кафедра работает над актуальными вопросами в области изысканий, проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры:
- применение геоинформационных систем в дорожном хозяйстве;
- применение глобальных навигационных спутниковых систем при изысканиях автомобильных дорог, мостов и аэродромов;
- применение фотограмметрии в дорожном строительстве;
- возможность применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) при изысканиях, диагностики автомобильных дорог.