Кафедра «Транспортные установки» | О кафедре
Кафедра транспортных установок МАДИ была создана 20 апреля 1965 г. для подготовки инженеров-механиков по наземному оборудованию ракетных комплексов.
Основателем и первым заведующим кафедрой был выдающийся выпускник МАДИ, Главный конструктор и начальник Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) Соловьев Всеволод Николаевич. Большую роль в становлении и развитии кафедры сыграли Министр Общего машиностроения Афанасьев Сергей Александрович, ректоры МАДИ Афанасьев Леонид Леонидович, Луканин Валентин Николаевич и Приходько Вячеслав Михайлович. С момента создания кафедра входила в состав факультета дорожных машин, возглавляемого профессором Л.В. Дехтеринским.
В 1968 г. на базе кафедры «Транспортные установки» был создан «Конструкторско-механический факультет» (КМФ). В состав факультета вошли: «Кафедра деталей машин и ТММ» (заведующий кафедрой профессор, доктор техн. наук Г.С. Маслов), а также "Кафедра тягачей" (заведующий кафедрой профессор, доктор техн. наук А.О. Никитин). Первым деканом КМФ был назначен профессор Г.С. Маслов.
На протяжении многих лет кафедра транспортных установок являлась единственной выпускающей кафедрой факультета. Из ее выпускников в дальнейшем сложился костяк кадрового состава Конструкторско-механического факультета.
Становление основных курсов кафедры происходило при участии целого ряда предприятий промышленности (КБТМ, ЦКБТМ, КБТХМ, КБ "Мотор"), а также профессорско-преподавательского состава Военной инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского (в настоящее время – Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого) и молодых специалистов - выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Основную работу по организации и становлению учебного процесса на кафедре осуществили заместитель заведующего кафедрой Ю.П. Подгорный и сменивший его на этом посту Лауреат Государственной премии СССР Лапшин Николай Александрович. Участник Великой отечественной войны, талантливый конструктор и замечательный человек Н.А. Лапшин свыше 20 лет осуществлял руководство коллективом кафедры, передавая свой богатый жизненный и профессиональный опыт молодым сотрудникам и студентам кафедры. Многие нынешние ведущие специалисты отрасли считают себя его учениками.
Значительную работу по постановке новых учебных дисциплин провели ведущие специалисты КБТМ: К.Г. Левин, Л.А. Дугин (специальные грузоподъемные машины), В.И. Брыков (заправочное оборудование), Л.Н. Кондратенко и А.Л. Макаренко (системы термостатирования), И.Г. Донской (расчет и проектирование металлоконструкций), Л.М. Суцкевер (вспомогательное оборудование), Д.Н. Скрипелев и другие.
Непосредственное участие в становлении кафедры приняли ведущие работники ряда других конструкторских бюро отрасли: ведущий конструктор ЦКБТМ Б.М. Лотырев (установочное оборудование); ведущий специалист КБ «Мотор» А.М. Петренко (транспортные средства); начальник отдела ВНИИПТМАШ В.И. Мелик-Гайказов (грузоподъемные машины).
В первые годы становления и развития кафедры на ней трудились доценты Ю.А. Брянский, А.Ф. Кравцов, преподаватели А.А. Наумов, Ю.Л. Чикалов и другие.
В 1966-1968 г.г. на кафедру пришли выпускники МВТУ им. Н.Э. Баумана В.В. Буренин, В.К. Новиков и Е.В. Воробьев, обладающие опытом подготовки специалистов высшей квалификации.
В 1968-1970 г.г. кафедра пополнилась опытными преподавателями Военной инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского: доцентами В.А. Селявиным, А.Я. Лобань. В 1969 г. из академии на кафедру перешел крупный специалист по надежности технических систем профессор Петр Николаевич Волков, а в 1970 г. доцент А.В. Веселов. В 1976 г. из академии на кафедру перешел известный ученый, основатель одной из первых в стране кафедр наземных комплексов Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор, профессор, доктор технических наук Самусенко Митрофан Федорович. За время работы на кафедре М.Ф. Самусенко написал десятки учебных пособий, осуществлял научное руководство многими НИР, подготовил большое число научных работников.
Опытные педагоги Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского сыграли важную роль в становлении и развитии кафедры и факультета. На протяжении многих лет доцент В.А. Селявин был заместителем декана факультета и провел большую работу по организации факультета.
В 1968 г. кафедра осуществила первые два выпуска специалистов. Начиная с этого времени, пополнение научно-педагогического коллектива кафедры проходило в основном из числа выпускников кафедры.
Преподаватели и выпускники кафедры оказали помощь и приняли активное участие в создании кафедры тягачей. На кафедру тягачей перешли опытные преподаватели - доценты А.Ф. Кравцев и А.М. Петренко. На протяжении многих лет кафедра тягачей пополнялась лучшими выпускниками кафедры «Транспортные установки» - А.Б. Коняевым, В.В. Павловым, С.И. Котовичем, В.В. Кувшиновым, П.А. Соломатиным, Н.Г. Давыдовым.
Выпускники кафедры активно привлекались для работы на других кафедрах института: С.А. Гончаров и В.Б. Борисевич - на кафедре теоретической механики, В.С. Артемьев, А.Б. Коняев, Т.Ф. Соловьева, В.Ю. Дубровин, В.А. Королев, О.И. Кошутин - на кафедре деталей машин и ТММ, И.А. Локшин - на кафедре экономики. Кафедру транспортной юриспруденции МАДИ возглавляет выпускник кафедры транспортных установок профессор Ю.Б. Суворов.
В 1980 г. кафедра организовала первый филиал в ФГУП КБМ (Руководители филиала - Главный инженер предприятия профессор Л.Л. Сидин, а после него - заместитель Генерального конструктора В.И. Пархоменко). На базе этого филиала студенты кафедры получают углубленную подготовку по тематике этого предприятия.
С 1990 по 1999 г.г. кафедрой руководил выпускник кафедры профессор, доктор технических наук Валерий Николаевич Юткин. В эти годы кафедра стала головной кафедрой по специальности "Транспортные комплексы ракетной техники". С 1995 г. на кафедре организованы и в настоящее время действуют три научно-производственных центра (НПЦ) ведущих КБ Роскосмоса: в Филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТМ (руководитель НПЦ - профессор, доктор технических наук, помощник Главного конструктора НИИ СК имени В.П. Бармина Г.П. Бирюков), в ФГУП ЦКБТМ (руководитель НПЦ – доктор технических наук, профессор, Генеральный директор В.И. Полянский), в Филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТХМ (руководитель НПЦ - заместитель Генерального директора и Генерального конструктора, кандидат технических наук, профессор В.Н. Решилов).
В 2005 году был создан научно-производственный центр в ОАО «Горизонт» (руководитель НПЦ – Первый заместитель Генерального директора А.Н. Сеземов).
На базе НПЦ кафедры в Филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТМ студенты получают углубленную подготовку по проектированию, устройству и эксплуатации космических стартовых комплексов. В настоящее время преподавание ряда дисциплин по тематике КБТМ ведут известные ученые В.Н. Соловьев, И.В. Соловьев, А.А. Богомолов и др.
На базе НПЦ кафедры в ФГУП ЦКБТМ студенты получают подготовку по проектированию конструкций установочного оборудования и пунктов управления. В настоящее время преподавание ряда дисциплин по тематике ЦКБТМ ведут известные ученые В.И. Кондаков, В.П. Яковлев.
На базе НПЦ кафедры в Филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТХМ студенты получают углубленную подготовку по проектированию, особенностям эксплуатации и технического обслуживания систем заправки и термостатирования ракет и космических аппаратов. Преподавание учебных программ по тематике КБТХМ ведут известные ученые М.И. Степанов, В.Н. Решилов и др.
В НПЦ кафедры силами ведущих специалистов отраслевых конструкторских бюро проводятся лекционные занятия и лабораторные работы, осуществляется руководство курсовым и дипломным проектированием. На производственной базе этих конструкторских бюро проводятся все виды практик. Многолетний опыт подготовки студентов в НПЦ кафедры на отраслевых предприятиях Роскосмоса показал высокую эффективность этой формы обучения студентов и получил одобрение со стороны предприятий отрасли.
Большую помощь кафедре в получении заказов на научно-исследовательские работы организации учебного процесса оказывали и оказывают Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТХМ, Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТМ, ФГУП «ЦКБ ТМ», ОАО «КБ Машиностроения».
С 1984 г. кафедра проводит эксплуатационную практику на известных космодромах "Байконур" и "Плесецк". Большую помощь в организации практики на полигонах, загородных учебных центрах оказывают Руководство Роскосмоса, Командование Космическими войсками и Командование Ракетными войсками стратегического назначения России.
Многие выпускники кафедры стали крупными конструкторами, учеными и производственниками. В настоящее время многие выпускники кафедры занимают ключевые должности в ряде крупных конструкторских бюро и на предприятиях промышленности.
С первых лет существования кафедра уделяла большое внимание научным и опытно-конструкторским работам. Этому способствовало тесное сотрудничество профессорско-преподавательского состава кафедры с базовыми конструкторскими бюро Роскосмоса. Сотрудники кафедры принимали активное участие в проектировании различных стартовых комплексов.
Первый заведующий кафедрой - Главный конструктор КБТМ, член- корреспондент АН СССР, профессор, доктор технических наук В.Н. Соловьев свыше 30 лет руководил разработками десятков уникальных космических стартовых комплексов ("Космос", "Циклон", "Зенит" и многих других), сотен различных агрегатов наземного технологического оборудования. Огромные заслуги В.Н. Соловьева в укреплении оборонного потенциала отмечены высокими государственными наградами. Он удостоен звания Героя социалистического труда, награжден многими орденами, ему присуждены Ленинская и Государственные премии. В.Н. Соловьев создал известную научную школу разработчиков стартовых комплексов, подготовил многих крупных ученых и создателей наземного оборудования.
В 1970-1975 г.г. кафедра под научным руководством профессора П.Н. Волкова провела ряд важных работ по разработке научных основ обеспечения надежности технологического оборудования ракетных комплексов морского базирования. Результаты этой работы были положены КБТМ в основу разработки ряда отраслевых стандартов.
Доцент Н.А. Лапшин совместно с К.Г. Левиным были главными конструкторами проекта легендарного стартового комплекса "Космос", обеспечившего запуски более 1000 космических ракет и космических аппаратов различного назначения.
Доцент В.И. Лазарев принимал непосредственное участие в разработке заправочно–нейтрализационного оборудования ракетно-космических комплексов и средств жизнеобеспечения.
По инициативе профессора П.Н. Волкова, начиная с 1969 г., одной из первых в МАДИ кафедра начала активное применение вычислительной техники в научно-исследовательских работах. Для повышения научного потенциала кафедры многие ее сотрудники получили второе базовое образование. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в различные годы окончили: А.Б. Молчанов, В.Н. Юткин, О.Ф. Чижиков, Е.П. Сиротинкин, А.Н. Шмаков, В.М. Грачев, М.В. Макаренков, О.И. Кошутин, И.В. Лентов. Второе образование в МИФИ получил С.Ф. Токарев.
Практические результаты этой работы проявились в том, что на протяжении последних пятнадцати лет практически все курсовые и дипломные проекты выполняются студентами кафедры на основе компьютерных технологий. Кафедра регулярно оснащается современной вычислительной техникой. Большая заслуга в этом принадлежит В.Н. Юткину и М.В. Макаренкову. В настоящее время активную работу по внедрению вычислительной техники в учебный процесс проводят доценты С.В. Иванин, О.Б. Цапурин, С.Л. Ажель, старший преподаватель Р.Б. Борисов.
В 1977 г. и в последующие годы под научным руководством профессора М. Ф. Самусенко совместно с рядом ведущих НИИ и КБ (КБТМ, ЦНИИМАШ, ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и др.) кафедра решала ряд проблем создания космического стартового комплекса морского базирования.
В конце 70-х годов В.Н. Юткин предложил использовать в качестве базового стартового судна не обычные корабли или катамараны, а полупогруженную платформу. Для подтверждения работоспособности предложенного решения в те же годы на кафедре была изготовлена и испытана первая маломасштабная модель этого комплекса.
В 80-е годы под руководством доцента Н.А. Лапшина и при участии сотрудников кафедры В.Н. Таисова, В.Ю. Дубровина и С.Ф. Токарева была выполнена большая работа по разработке аккумуляторов кинетической энергии для транспортных средств. Большую помощь в оформлении материалов научно-исследовательской работы оказывала инженер кафедры Н.М. Алексеева.
На протяжении многих лет на кафедре велись работы по оптимизации и структурному анализу систем потокораспределения и систем термостатирования различных объектов. Эти работы выполнялись вначале под научным руководством доцента А.Я. Лобань, а после его трагической гибели доцентом Е.В. Воробьевым при участии сотрудников кафедры Л.С. Ковалева, А.Б. Молчанова и С.Ф. Токарева.
Сотрудники кафедры - профессор В.В. Буренин, доценты А.В. Веселов, В.К. Новиков и др. выполнили ряд работ по исследованиям силовых гидравлических приводов. За время работы на кафедре профессором В.В. Бурениным опубликовано свыше 600 работ по силовым гидроприводам агрегатов наземного технологического оборудования.
Большую работу по дорожным испытаниям нового большегрузного агрегата, разработанного КБМ, провел доцент Г.А. Водовозов. Результаты этих испытаний сыграли большую роль при создании опытного образца этого агрегата.
В 90-х г.г. под научным руководством профессора М.Ф. Самусенко кафедра провела большую научно-исследовательскую работу по разработке экологически чистой технологии очистки внутренних поверхностей трубопроводов.
Коллективом кафедры подготовлено и опубликовано большое количество учебных пособий и другой учебно-методической литературы, которая используется при подготовке студентов, а также специалистами конструкторских бюро при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В конце 90-х г.г. под научным руководством профессора В.Н. Юткина и при активном участии сотрудников кафедры В.В. Буренина, Г.А. Водовозова, С.Ф. Токарева, М.В. Макаренкова кафедра приняла активное участие в разработке проекта системы экологического мониторинга космодрома "Плесецк". Кафедра «Транспортные установки» первой в МАДИ начала внедрение геоинформационных технологий в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
На основе полученного опыта применения компьютерных технологий в проектировании кафедра транспортных установок совместно с кафедрой проектирования и изыскания дорог организовала лабораторию "Геотранс". Сотрудники этой лаборатории под научным руководством профессора П.И. Поспелова проводят работы по проектированию автомобильных дорог.
В период 1999-2002 г.г. руководство кафедрой осуществлял профессор Владислав Валентинович Буренин.
С 2002 г. кафедру "Транспортные установки" возглавил Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, профессор, доктор технических наук, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Генеральный директор и генеральный конструктор Федерального государственного унитарного предприятия Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения Степанов Михаил Иванович.
Степанов М.И. внес значительный вклад в совершенствование учебной, методической и научной работы кафедры транспортных установок. Благодаря опыту и выдающимся творческим способностям Степанова М.И. кафедра в научной работе вышла на новый качественный уровень, на кафедре и на полигоне МАДИ была восстановлена и улучшена учебно-материальная база, созданы условия для качественной подготовки инженеров-конструкторов. При МАДИ был сформирован диссертационный совет по защите диссертационных работ по исследованию теоретических и практических проблем совершенствования наземных комплексов, стартового оборудования и их систем, а также колесных и гусеничных машин. Председателем диссертационного совета является профессор, доктор технических наук Степанов М.И., ученым секретарем – профессор, кандидат технических наук Буренин В.В.
Известный в ракетно-космической отрасли ученый и конструктор М.И. Степанов, отличаясь широкой эрудицией и профессионализмом, успешно совмещает практическую работу по созданию ракетно-космической техники с научной и преподавательской деятельностью.
С 2009 г. кафедру транспортных установок возглавил доктор технических наук, помощник Главного конструктора Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» - Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения Сова Александр Николаевич.
В области разработки и создания ракетно-космической техники доктор технических наук А.Н. Сова пользуется заслуженным авторитетом, продолжает традиции кафедры, привлекает опытных преподавателей, обеспечивая при этом преемственность в научной, методической и учебной работе кафедры, успешно совмещая практическую работу на предприятии с руководством кафедрой.
Под непосредственным руководством заведующего кафедрой транспортных установок доктора технических наук А.Н. Совы продолжается научно-преподавательская деятельность кафедры, совершенствуется ее материально-техническая база, методика и методология учебного процесса. Особый акцент в современных условиях делается на использование в учебном процессе научных, технических и производственных возможностей отраслевых предприятий Роскосмоса, космодромов «Байконур» и «Плесецк», учебно-материальной базы загородного учебного центра Военной академии РВСН имени Петра Великого.
За годы своего существования кафедра подготовила несколько тысяч высококвалифицированных специалистов, а также несколько десятков ученых в области ракетно-космической техники, которые успешно решают различные социально-экономические и оборонные задачи, стоящие перед нашей страной.
С 2021 года кафедру транспортные установки возглавляет перспективный молодой ученый, кандидат технических наук, доцент Мазлумян Григорий Сергеевич. Под его непосредственным началом ведётся активная работа на кафедре, предлагаются новые подходы к работе кафедры, решаются задачи повышенной сложности в области ракетно-космической техники, гидравлических и пневматических приводов, а также и в других ключевых областях ракетно-космической и оборонно-промышленной отрасли. Под руководством Мазлумяна Григория Сергеевича на базе кафедры был создан научно-инжиниринговый центр для студентов и аспирантов вуза, желающих заниматься научно-исследовательскими работами.