Конструкторско-механический факультет (КМФ) | История факультета
Основание факультета
1968
При создании факультет получил название «Механическое оборудование автоматических установок» (МОАУ) по наименованию специальности, подготовка по которой была передана факультету от факультета дорожных машин. Первый выпуск состоялся в декабре 1968 года в количестве 49 человек.
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 95 о.в. от 2 июля 1969 года факультет был переименован в «Конструкторско-механический». Первоначально факультет объединял 2 две кафедры: «Транспортные установки» и «Детали машин и теория механизмов». Позднее к ним добавилась кафедра «Тягачи и амфибийные машины». В дальнейшем происходили структурные реорганизации и число кафедр изменялось.
Деканы факультета
Маслов Георгий Сергеевич
Первым деканом факультета был назначен крупный ученый в области динамики, расчета крутильных колебаний валов и прочности машин, великолепный педагог и организатор, выпускник МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заведующий кафедрой «Детали машин и теория механизмов», доктор технических наук, профессор Георгий Сергеевич Маслов.
Он проработал в этой должности до 1 сентября 1988 года. Под его руководством происходило развитие факультета, открытие новых специальностей, становление новых учебных курсов, пополнение научно-педагогического коллектива, развитие лабораторной базы. Георгий Сергеевич являлся членом нескольких научно-технических советов, в том числе Центрального института авиационного моторостроения. Им было подготовлено более 20 кандидатов технических наук.
Он был научным консультантом 10 докторов технических наук, автором 150 научных трудов. Написанный им совместно с Г.Б. Иосилевичем и Г.Б. Строгановым учебник «Прикладная механика» остается лучшим учебником и настольной книгой для многих поколений студентов не машиностроительных специальностей.
Владимир Борисович Борисевич
С 1 сентября 1988 года по 17 марта 2020 года факультетом руководил Владимир Борисович Борисевич. Владимир Борисович окончил КМФ в 1974 году по специальности «Механическое оборудование автоматических установок» и был распределен на кафедру теоретической механики. В 1980 году он защитил кандидатскую диссертацию по теории колебаний транспортных средств.
В 1985 году получил звание доцента, в 2001 году звание профессора. В 2004 году Владимир Борисович возглавил кафедру «Теоретическая механика». В 2006 году защитил докторскую диссертацию. С 2007 года являлся членом диссертационного совета «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов» при МАДИ. Имел более семидесяти научных и научно-методических трудов.
Сегодня КМФ устремлен в будущее, но при этом бережно хранит традиции высшей школы в подготовке высококвалифицированных инженеров.
Выдающиеся личности
В истории факультета запечатлено немало имен, составляющих славу отечественной науки. На факультете вели занятия и передавали студентам свой богатейший опыт известные ученые и конструкторы:
- участник Великой Отечественной войны, Лауреат Государственной премии СССР за создание первого в России наземного стартового комплекса для запуска космических аппаратов, доцент Николай Александрович Лапшин;
- выпускник МАДИ, конструктор стартовых комплексов Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Всеволод Николаевич Соловьев;
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР в области проектирования и расчета колесных и гусеничных транспортных средств, доктор технических наук, профессор Алексей Осипович Никитин;
- доктор технических наук, профессор Карл Антонович Талу, посвятивший свою трудовую деятельность совершенствованию эксплуатационных свойств многоосных полноприводных колесных тягачей;
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Абгар Альбертович Хачатуров, работавший в области устойчивости опор строительных конструкций, динамики движения транспортных средств;
- участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Тимофей Александрович Сырицын, оставивший свой след в области динамики и надежности гидравлических и пневматических систем.
Их творческое наследие продолжает развиваться на качественно новом уровне технической мысли и информационных технологий в сегодняшнем образовательном процессе и исследованиях, проводимых на кафедрах факультета.