Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | О кафедре
Кафедра "Теплотехника и автотракторные двигатели" - одна из старейших кафедр университета. В 1933 году член-корреспондент АН СССР Николай Романович Брилинг приступил к организации кафедры "Автотракторные двигатели" в МАДИ и был ее первым заведующим до 1960 г.
Профессор доктор технических наук Макс Самойлович Ховах (1906-1981) руководил кафедрой с 1960 по 1979 г.г. В развитие идей Н.Р. Брилинга были проведены исследования рабочего цикла быстроходных дизелей с различными типами камер сгорания и при использовании топлив различного состава, разработаны методы анализа и расчета газообмена, смесеобразования и тепловыделения, создана научная школа в области рабочих процессов в быстроходных дизелях.
С 1979 г. по 2002 г. кафедрой "Автотракторные двигатели" и ПЛТД руководил Валентин Николаевич Луканин (1931-2002) член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Международной инженерной академии, Академии транспорта России, Международной академии наук высшей школы, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, ректор (с 1982 по 2001 г.) Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). В.Н. Луканин сформировал в СССР школу виброакустики автотранспортных средств, заложил основы транспортной экологии автотранспортного комплекса России.
C 2002 г. и по настоящее время кафедрой руководит доктор технических наук, профессор Михаил Георгиевич Шатров, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Он руководит работами по применению современных информационных технологий для задач исследования двигателей и учебного процесса.
На кафедре с 1958 по 1969 г. работал академик АН СССР Борис Сергеевич Стечкин, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, основатель и первый руководитель Проблемной лаборатории транспортных двигателей МАДИ.
На кафедре работали известные ученые в области ДВС: д.т.н., профессоры: И.В. Астахов, А.Н. Воинов, Ю.А. Степанов, В.И. Трусов, В.М. Архангельский, И.В. Алексеев, Г.М. Камфер, В.З. Махов. А.С. Хачиян, К.А. Морозов, Б.Я. Черняк.
Сегодня кафедра "Теплотехника и автотракторные двигатели" МАДИ представляет собой научный и научно-методический центр, аккумулировавший многолетний опыт исследовательской и педагогической работы в области двигателей внутреннего сгорания.
В настоящее время на кафедре работают 4 профессора, 4 доктора наук, 9 доцентов, 11 кандидатов наук, 2 старших преподавателя.
В составе кафедры 7 лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники: Л.Н. Голубков, Т.Ю. Кричевская, Л.М. Матюхин, С.А. Пришвин, В.В. Синявский, С.Д. Скороделов, М.Г. Шатров.
Почетным работником высшего профессионального образования РФ является: С.А. Пришвин.
Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки 13.03.03 (бакалавр) и 13.04.03 (магистр) «Энергетическое машиностроение» профиля подготовки «Двигатели внутреннего сгорания». Преподаватели кафедры также читают курсы по теплотехнике и двигателям внутреннего сгорания для всех механических специальностей университета, а также направления 08.03.01 «Строительство» профилей «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты и тоннели», «Аэродромы».
Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» считает, что ее выпускник — современный специалист в области ДВС — должен: в совершенстве владеть фундаментальными вопросами специальности; уверенно использовать компьютерные технологии и современные специальные пакеты и комплексы; в полной мере использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности; достаточно хорошо разбираться в вопросах экономики и менеджмента; излагать ясно и аргументированно свои мысли как устно, так и письменно; уметь работать в составе коллектива и управлять им, быть высококультурным человеком, патриотом своей страны. Эти задачи она решает совместно со своим студентом.
Основной принцип организации учебного процесса на кафедре - индивидуальное обучение студентов. В связи с этим формируется только одна учебная группа специальности.
Процесс обучения по профилю "Двигатели внутреннего сгорания" построен на органичной связи обучения и научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре.
Студент-двигателист должен в совершенстве владеть современными информационными технологиями: знать язык программирования высокого уровня, работать с текстовыми редакторами, табличными процессорами, специализированными графическими 3D пакетами и расчетными комплексами мирового уровня. Для этого есть современная вычислительная база и лицензионное программное обеспечения. Кафедра заботливо относится к студентам, уделяя большое внимание работе с талантами. Ежегодно проводится студенческая всероссийская научная конференция, 3-4 студенческие работы отмечаются наградами всероссийских конкурсов.
На кафедре сложилась вертикаль многоуровневой системы подготовки: участник семинара школьников, студент, бакалавр, специалист (инженер), магистр, аспирант, кандидат технических наук, доктор технических наук.
Соответственно, на кафедре работает магистратура, аспирантура, докторантура, в которых разрабатываются научные тематики по совершенствованию рабочих процессов, экологических качеств и повышению топливной экономичности двигателей, использованию альтернативных топлив, включая водород, разработке гибридных двигателей, прогностике и эксплуатации двигателей с использованием концепции цифрового двойника двигателя.
Со 2-го курса студенты выбирают научное направление и начинают участвовать в проведении исследований соответствующих научных групп. В учебный процесс для студентов 4-го курса введены научные семинары специализации по выбору, которыми руководят ведущие профессора кафедры. На этих семинарах рассматриваются вопросы совершенствования рабочих процессов и показателей дизелей и двигателей с искровым зажиганием, разработки методов моделирования рабочих процессов и другие.
Значительное внимание в подготовке специалистов уделяется вопросам эксплуатации отечественных и зарубежных ДВС, включая их диагностику.
При кафедре работает Хозрасчетная научно-производственная лаборатория двигателей, специализирующаяся на ремонте двигателей и автомобилей БМВ. Практику, отдельные лабораторные работы и выпускные работы студенты выполняют в организациях и на предприятиях, имеющих современное уникальное и дорогостоящее оборудование: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ООО «НПП ИТЭЛМА», АО «ТУРБОКОМПЛЕКТ» и др.
Тематика выпускных работ нацелена на решение реальных задач современного двигателестроения по улучшению мощностных экономических и совершенствованию экологических показателей ДВС, эффективной эксплуатации ДВС. Во всех выпускных работах используется современные комплексы мирового уровня.
Научные исследования кафедры
Научные работы кафедры охватывают всю проблематику поршневых двигателей: исследование и моделирование рабочих процессов экологически чистых ДВС, применение альтернативных топлив, исследование и моделирование шума и вибрации ДВС, надежность конструкций, САПР ДВС, автоматизация проектирования и исследования ДВС, диагностика и вопросы эксплуатации ДВС. Этими направлениями руководят проф., д.т.н. Л.Н. Голубков, проф., д.т.н. М.Г. Шатров, проф., д.т.н. А.Ю. Дунин. Над докторскими диссертациями работают доценты П.В. Сафронов, А.Л. Яковенко, П.В. Душкин и Э.А. Савастенко.
Ученые кафедры, базируясь на традициях и накопленном опыте за многие десятилетия, продолжают активно работать над актуальными вопросами совершенствования отечественных автотракторных двигателей.
Научные исследования кафедры проводятся в Проблемной лаборатории транспортных двигателей (ПЛТД). Она располагается в основном здании МАДИ и на полигоне.
Основные направления научных исследований кафедры:
- разработка, исследование и моделирование рабочих процессов экологически чистых ДВС;
- применение новых (альтернативных) топлив в ДВС;
- исследование топливоподающей аппаратуры и процессов смесеобразования двигателей;
- разработка экспериментальных образцов ДВС и их систем;
- исследование и моделирование шума и вибрации ДВС;
- управление рабочими процессами двигателей с использованием микропроцессорных систем;
- системы автоматизированного проектирования ДВС и автоматизация испытаний ДВС;
- прочность, надежность конструкций;
- методология и средства испытания ДВС;
- диагностика и вопросы эксплуатации ДВС.
В XXI веке ученые кафедры успешно выполнили 3 гранта по Федеральным целевым программам на сумму более 300 млн рублей.
Кафедра имеет постоянные связи с ведущими заводами страны, такими как: КАМАЗ, ЯМЗ, ВАЗ, ЧТЗ и ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».
С 2002 года кафедрой проводятся каждые 2 года международная научная конференция «Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». В ее работе традиционно принимают участие ведущие ученые в области ДВС из отечественных и зарубежных вузов: Белоруссии, Литвы, Сербии, Украины. С докладами выступают представители научных организаций и производства (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», АО «Коломенский завод», ОАО «Минский моторный завод», ООО «НПП «ИТЭЛМА» и др.) а также ряда зарубежных компании (ETAS GmbH (Германия), «Cera Turbo (Beijing) Sci & Tech Co., Ltd» (Китай) и др.).
С 1958 г. по настоящее время кафедрой и ПЛТД опубликовано значительное число монографий, сборников научных трудов и статей с количеством статей более 600 и общим объемом более 210 печатных листов. Многие из статей включены в Национальную библиографическую базу данных научного цитирования РИНЦ. За последнее десятилетие ученые кафедры активно публикуются в зарубежных изданиях, индексируемых в международных базах Scopus и Wed of Science.
Лабораторная база кафедры занимает площадь в 1800 м2 и располагается в помещениях основного здания и полигона МАДИ.
В 16 боксах ПЛТД имеется 9 испытательных моторных и 3 специализированных стендов, 12 безмоторных установок, специальная аппаратура для проведения углубленных испытаний двигателей и их элементов.
Все испытательные установки укомплектованы современной испытательной аппаратурой. За последние 5 лет около 70% учебно-лабораторного оборудования кафедры обновлено. Это, прежде всего, касается ДВС в учебных боксах, измерительных устройств и средств вычислительной техники, используемых для моделирования и проведения экспериментальных исследований.
Кафедра располагает современным вычислительным центром, в составе которого четыре студенческих компьютерных класса.
Общий парк ЭВМ кафедры насчитывает 65 единиц разного уровня и уникального периферийного оборудования, объединенного в локальную сеть.
При кафедре работает Хозрасчетная научно-производственная лаборатория двигателей, специализирующаяся на ремонте двигателей и автомобилей БМВ.
Традиционно высок уровень интеграции научной и педагогической работы кафедры.
Коллективом преподавателей кафедры издано значительное число учебников и учебных пособий по ДВС на русском, английском, французском и испанском языках.
Начиная с 2009 г. изданы учебник "ДВС" в трех томах (3-е издание), учебник "Теплотехника" (7-е издание), «Автомобильные двигатели» (3 издания), «Теплотехника» (2 издания), «Транспортная энергетика», «Двигатели автотракторной техники», учебное пособие «Автомобильные двигатели. Курсовое проектирование» (3 издания), «Сборник задач по теплотехнике».
Коллективом кафедры впервые в России разработан и широко внедрен в учебный процесс компьютерный Интегрированный обучающий комплекс "ДВС" (ИОК "ДВС"), органично объединивший научные и методические разработки кафедры в области исследования и преподавания ДВС с современными информационными технологиями с целью повышения качества энергетической подготовки инженеров.
В 1999 году коллектив кафедры удостоен премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за учебник-комплекс "Двигатели внутреннего сгорания". Он обеспечивает все элементы учебного процесса: лекции, лабораторные работы, САПР, моделирование ДВС, контроль качества обучения, самостоятельную работу.
ИОК "ДВС" широко используется в учебном процессе более 150 вузов России, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
Работа по ИОК ДВС позволила перейти к созданию аналогичного комплекса по теплотехнике.
Кафедра поддерживает научно-педагогические контакты со всеми кафедрами вузов страны, осуществляющими подготовку по ДВС специалистов автотранспортного профиля. Она развивает научно-педагогические международные связи с вузами - партнерами из Болгарии, Венгрии, Германии, Чехии, Словакии, Польши, Кубы, Перу, Югославии, Китая, Вьетнама, Ливана, Сирии, Египта, Ирана и др.
Карьерный рост выпускников кафедры обеспечен качеством подготовки выпускников кафедры и характеризуется творческим и административным ростом. Всего за период с начала открытия на кафедре специальности ДВС подготовлено более 740 инженеров. Так с 2000 г кафедрой выпущено 87 магистров, 265 бакалавров, 171 инженер.
При этом следует отметить высокий процент выпускников, получивших ученые степени и звания. Большая часть ведущих преподавателей кафедры - ее выпускники.
На базе выполненных исследований в ПЛТД и на кафедре выпускниками защищено 163 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
Кафедра активно работает в области подготовки кадров (инженеров, магистров, кандидатов наук) для зарубежных предприятий и вузов СНГ, стран Восточной Европы, Югославии, Кипра, Греции, Иордании, Ливана, Ирака, Ирана, Сирии, Израиля, Египта, Нигерии, Алжира, Китая, Вьетнама, Кубы, Перу, Бразилии, Венесуэлы, Чили.
На кафедре более 20 иностранных граждан защитили кандидатские диссертации, свыше 40 прошли различные формы повышения квалификации.
Выпускники кафедры успешно трудятся в различных организациях страны и за рубежом на всех континентах Земли от Австралии да США и Канады, от Германии до Индонезии.
Исходя из опыта профессионального роста наших выпускников, для них возможны следующие места работы:
- вузы: ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, профессоры, доценты, ассистенты, инженеры: Среди них: ректор МАДИ в 1982…2001 гг. член-корреспондент РАН В.Н. Луканин, ректор Ташкентского АДИ С.М. Кадыров, ректор Джезказганского ГМ института Г.К. Жакенов, Большая часть ведущих преподавателей нашей кафедры - ее выпускники;
- заводы: КамАЗ (главный конструктор Д.Х. Валеев, начальники отделов, конструктора, исследователи), ВАЗ (начальники отделов, конструктора, исследователи), УралМаш (ген. директор О.Д. Белоненко), НПО "Турботехника" (ген.директор В.Н.Каминский) за рубежом: США, Швеция, Австралия, Канада.
- научно-исследовательские институты отрасли: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», АО «НИИД», ОАО «НИИАТ» (зам. директора, начальники отделов, научные сотрудники, конструкторы, исследователи);
- представительства ведущих зарубежных автомобильных фирм: Мерседес, Пежо, БМВ, Перкинс: руководители, специалисты разных уровней.
- организации и предприятия, выполняющие функции сервиса и продажи: руководители и специалисты разных уровней - инженеры;
- органы государственной власти и управления: заместители министра, начальники управлений, руководители разных уровней государственных и общественных организаций;
- организации "недвигательной" ориентации, включая силовые структуры, средства массовой информации и др.
Выпускники кафедры хорошо зарекомендовали себя и успешно работают в вузах, НИИ, на заводах отрасли, в организациях, связанных с испытаниями и эксплуатацией ДВС как у нас в стране, так и за рубежом.
Уровень подготовки выпускников специальности ДВС достаточно высок и до настоящего времени кафедра не встречала трудностей с их трудоустройством.
Учиться у нас интересно, но трудно. Это позволяет нашим выпускникам уверенно решать любые профессиональные задачи. Приглашаем Вас получить уникальную специальность двигателиста!
Сегодня кафедра "Теплотехника и автотракторные двигатели" МАДИ представляет собой научный и научно-методический центр, аккумулировавший многолетний опыт исследовательской и педагогической работы в области двигателей внутреннего сгорания и некоторых смежных отраслях. Из этого коллектива вышли многочисленные кадры специалистов: инженеров, кандидатов и докторов технических наук. Они возглавляют кафедры высших учебных заведений, заводские коллективы, учреждения, успешно работают за рубежом. Он подготовил многочисленных специалистов: бакалавров, инженеров, магистров, кандидатов и докторов технических наук, которые возглавляют кафедры высших учебных заведений, заводские коллективы, учреждения, успешно работают за рубежом.