Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | Иcтория
Кафедра "Автотракторные двигатели" появилась в структуре МАДИ с 1933 года, вначале как подкафедра при кафедре "Автомобили", а с 1936 года - как самостоятельное подразделение. Заведующим кафедрой с момента ее основания и до конца своей жизни был Николай Романович Брилинг (1876-1961) - известный ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент АН СССР.
На кафедре автотракторных двигателей вместе с Н.Р. Брилингом работали известные в будущем ученые профессора И.М. Ленин, В.П. Калаблин, К.Г. Попык, Ф.Ф. Симаков.
В период Великой Отечественной Войны с 1941 по 1943 г. коллектив кафедры двигателей вел работу в эвакуации в Узбекистане.
Большую роль в повышении научного уровня и практической значимости исследовательских работ сыграла организация в 1958 г. при кафедре автотракторных двигателей Объединенной лаборатории двигателей (ОЛД) АН СССР и МАДИ. В то время эта лаборатория не имела себе равных по уровню научной и технической оснащенности. Она позволяла проводить фундаментальные исследования по проблемам организации рабочего процесса, горения, теплообмена, гидродинамики и смесеобразования в двигателях внутреннего сгорания. Научное руководство ОЛД было возложено на академика АН СССР Б.С. Стечкина, члена-корреспондента АН СССР Н.Р. Брилинга и М.С. Ховаха. В ОЛД и на кафедре работали известные ученые - профессора Ю.А. Степанов, А.Н. Воинов, И.В. Астахов. В работе научных семинаров кафедры принимали участие академик АН СССР А.А. Микулин и профессор А.Д. Чаромский.
Действительный член АН СССР Борис Сергеевич Стечкин (1891-1969) к моменту прихода в МАДИ был известным ученым, лауреатом Ленинской и Государственной премий, кавалером многих орденов и медалей СССР. В истории отечественной науки он известен как выдающийся специалист по гидроаэромеханике, теплотехнике, тепловым двигателям. Б.С. Стечкин является основоположником теории воздушно-реактивных двигателей.
В январе 1963 г. ОЛД была реорганизована в Проблемную лабораторию транспортных двигателей (ПЛТД), которая полностью перешла в подчинение МАДИ. После смерти Б.С. Стечкина научным руководителем ПЛТД с 1969 по 1979 г. был М.С. Ховах.
Профессор, доктор технических наук Макс Самойлович Ховах (1906-1981) руководил кафедрой с 1960 по 1979 г. В развитие идей Н.Р. Брилинга были проведены исследования рабочего цикла быстроходных дизелей с различными типами камер сгорания и при использовании топлив различного состава, разработаны методы анализа и расчета газообмена, смесеобразования и тепловыделения, создана научная школа в области рабочих процессов в быстроходных дизелях. Под его руководством было подготовлено и защищено более 20 кандидатских диссертаций. Авторским коллективом под его руководством были выпущены два издания учебника кафедры по ДВС.
С 1979 по 2002 г. кафедру автотракторных двигателей и ПЛТД возглавлял Валентин Николаевич Луканин (1931-2002) - член-корреспондент Российской Академии Наук, действительный член Международной инженерной академии, Академии транспорта России, Международной академии наук Высшей школы, доктор технических наук, профессор, ректор МАДИ с 1982 по 2001 г.
В.Н. Луканин явился создателем и руководителем научной школы по проблемам снижения шума и вибраций ДВС.
Большое внимание В.Н. Луканиным уделялось вопросам развития автомобильного транспорта, взаимодействия ДВС с окружающей средой: выбросы ДВС, затраты энергии при осуществлении жизненного цикла двигателя. Эти работы были обобщены в монографии "Автотранспортные потоки и окружающая среда" (1998 г.), где отражены взгляды автора на возможность возникновения локальных экологических катастроф в результате работы большого количества ДВС на ограниченной территории.
На кафедре были сформированы основы экологической подготовки специалистов. Результатом этого явилось создание в МАДИ кафедры промышленно-транспортной экологии, организатором и первым заведующим которой был В.Н. Луканин.
Кафедра "Автотракторные двигатели" с момента своего возникновения осуществляла в МАДИ также и теплотехническую подготовку специалистов. Одно время кафедра теплотехники под руководством А.П. Хмельницкого существовала отдельно. После его гибели (1952 г.), данную кафедру включили в состав кафедры автотракторных двигателей. В 1998 году кафедра переименована в кафедру "Теплотехника и автотракторные двигатели".
С 2002 г. по настоящее время кафедру "Теплотехника и автотракторные двигатели" возглавляет профессор, кандидат технических наук Михаил Георгиевич Шатров - последователь и ученик В.Н. Луканина, инициатор создания Интегрированных обучающих комплексов "ДВС" и Теплотехника".
В разное время заместителями заведующего кафедрой работали доцент В.Н. Жабин, проф. В.И. Трусов. С января 1988 г. по октябрь 2002 г. заместителем заведующего кафедрой был профессор М.Г Шатров. В данный момент заместителем заведующего кафедрой является проф. Георгий Матвеевич Камфер.
Длительное время заведующим ПЛТД являлся к.т.н., с.н.с. Н.И. Синельников. С 2003 года заведующим ПЛТД является А.И. Дубинин.
В настоящее время на кафедре работают:
- профессора: И.В.Алексеев, С.Н.Богданов, Л.Н.Голубков, Ю.В.Горшков, И.Е.Иванов, С.П.Ежов, В.З.Махов, К.А.Морозов, Н.И.Назаров, А.С.Хачиян, Б.Я.Черняк, М.Г.Шатров;
- доценты: С.А.Пришвин, В.В.Синявский, Л.М.Матюхин, В.И.Мельников. В.Е.Ерещенко; П.В.Сафронов, Т.Ю.Кричевская;
- ассистенты: А.Ю. Дунин, С.Ю. Клейменов, С.Д.Скороделов.
В ПЛТД работают: к.т.н. В.И.Мальчук, заслуженный изобретатель РФ В.Е.Кузнецов.
На кафедре и в ПЛТД в разное время также работали:
- профессора: В.М.Архангельский, И.В.Астахов, А.Н.Воинов, Ю.Б.Свиридов, А.В.Павлов, А.И.Лушпа, С.Г.Нечаев;
- доценты: В.Н.Жабин, Е.К.Корси, Н.А.Нилов, И.К.Агеев, С.Е.Никитин, Д.И.Скороделов, С.В.Антонов, Г.И.Микерин, В.П.Назаров, А.Ю.Труш, Л.М.Рябикин;
- кандидаты технических наук: Е.В.Шатров, С.С.Эпштейн, А.Р.Бенедиктов.