Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» | История
В период создания МАДИ была сформирована кафедра дорожного дела, которая потом называлась кафедрой грунтовых дорог, а впоследствии – кафедрой строительства и эксплуатации дорог.
Первым заведующим кафедрой в период с 1930 г. по 1933 г. был Павел Николаевич Шестаков.
П.Н. Шестаков
В первые годы становления на кафедре работали молодые инженеры-аспиранты В.Ф. Бабков, А.В. Гербурт-Гейбович, В.И. Дубровин, Г.Л. Дукельский, А.Я. Тулаев, ставшие впоследствии виднейшими учеными-дорожниками, а также специалист в области путей сообщения А.В. Макаров.
С 1933 г. по 1936 г. кафедру возглавлял выдающийся учёный, д-р техн. наук, профессор Николай Васильевич Орнатский.
Н.В. Орнатский
В начале 1930-х гг. под влиянием трудов М.М. Филатова, в особенности его работы «Почвы и грунты в дорожном деле», опубликованной в 1932 г. происходило становление теории и практики дорожного строительства. В результате дальнейшего развития этих исследований Н.В. Орнатским была создана в МАДИ учебная дисциплина «Дорожное грунтоведение», в которой положения грунтоведения и механики грунтов были использованы применительно к практике строительства автомобильных дорог.
Н.В. Орнатским в 1933 г. был издан учебник для вузов «Грунтовые дороги». В этот период строительство грунтовых и грунтовых улучшенных дорог осуществлялось в значительных объемах. Основным направлением научных исследований коллектива кафедры в эти годы были:
- разработка технологии и способов строительства улучшенных грунтовых дорог с учетом влияния особенностей их водно-теплового режима;
- совершенствование методов восстановления щебеночных шоссе;
- разработка основных предпосылок для расчета дорожных одежд на прочность и морозостойкость.
А.Я. Тулаев
До Великой Отечественной войны на кафедре были проведены оригинальные исследования в области: укрепления грунтов органическими вяжущими материалами (А.В. Гербурт-Гейбович); биологического воздействия на грунт (Г.Л. Дукельский); обжига грунтов (Н.И. Быковский); закономерностей износа щебеночных шоссе и их ремонта (А.В. Макаров, В.И. Дубровин, А.Я. Тулаев); закономерностей процесса фильтрации в дренирующем песчаном слое дорожных одежд с усовершенствованными покрытиями (А.Я. Тулаев); закономерностей напряженно деформированного состояния дорожных одежд (Н.В. Орнатский, В.Ф. Бабков с использованием исследований профессоров Н.Н. Иванова и Г.Д. Дубелира).
В 1934 г. Н.В. Орнатский был утвержден в звании профессора, и ему была присуждена ученая степень кандидата техн. наук. В 1935 г. в МАДИ появилась первая в автодорожных вузах лаборатория механики грунтов, которой заведовал А.Я. Тулаев.
В конце 1930-х гг. успешно защитили: кандидатские диссертации – В.Ф. Бабков, А.В. Гербурт-Гейбович, В.И. Дубровин, А.Я. Тулаев; докторскую диссертацию – А.В. Макаров. В 1940 г. кандидатскую степень получил Н.И. Быковский.
В 1940 г. профессором Н.В. Орнатским издано учебное пособие «Грунтоведение и механика грунтов», которое претерпело 4 издания.
На основе обобщения опыта, накопленного в ДорНИИ и МАДИ, а также в действующей армии при дорожном обеспечении военных действий, в 1946 г. профессор Н.В. Орнатский защитил докторскую диссертацию на тему «Основы теории проектирования противопучинных мероприятий на дорогах с твердой одеждой».
С 1941 г. по 1943 г. кафедрой заведовал профессор Андрей Васильевич Макаров. По окончании Великой Отечественной войны кафедрой вновь стал заведовать профессор Н.В. Орнатский, который был также заместителем директора института.
В послевоенный период кафедра пополнилась известными специалистами-дорожниками А.Я. Волковым, Б.А. Козловским, А.С. Рабиновичем, В.А. Комиссаровой (заведующей лабораторией) и другими.
Дальнейшее развитие дорожного строительства и переход в первую очередь на строительство дорог с твердыми покрытиями потребовали увеличения объема исследований в данном направлении. Значительные работы в этой области проведены инженерами Б.А. Козловским и А.Я. Волковым, которые защитили кандидатские диссертации. Им, а также А.С. Рабиновичу, было присвоено ученое звание доцента.
А.В. Макаров
С 1949 по 1975 гг. кафедру возглавлял крупнейший ученый-дорожник, доктор технических наук, профессор Николай Николаевич Иванов, который длительное время одновременно был директором СоюздорНИИ. Научные исследования Н.Н. Иванова охватывали практически все основные проблемы, связанные со строительством автомобильных дорог.
За выдающиеся заслуги в этой области он дважды награждался Государственной премией, и ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
В 1930-е гг. Н.Н. Ивановым и В.В. Охотиным была опубликована монография «Дорожное почвоведение и механика грунтов». В эти же годы Н.Н. Ивановым написан учебник по строительству дорог с черным покрытием.
Н.Н. Ивановым и рядом сотрудников под его руководством выполнены важные исследования по обоснованию рационального состава асфальтобетона, устойчиво работающего в разных условиях, и сформулированы требования к его реологическим характеристикам.
Н.Н. Иванов
Поддерживая тесную связь с производством, Н.Н. Иванов внес важный вклад в большинство областей строительства и эксплуатации дорог. Особенно велики его научные достижения по проблемам механики грунтов и расчету дорожных одежд.
Предложенный на основе работ руководимого им коллектива в 1941 г. «метод расчета дорожных одежд ДорНИИ» на ряд лет опередил зарубежные исследования в этой области, получив во многих странах название «метод профессора Иванова». Этот метод лег в основу «Инструкции по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа» ВСН-46-60.
В 1950-е гг. кафедра пополнилась известными специалистами-дорожниками - доц. В.К. Некрасовым, полковником-инженером доц. М.М. Майборода, полковником-инженером В.М. Могилевичем. В этот период успешно закончили аспирантуру с защитой кандидатских диссертации В.И. Барздо и Е.П. Андрулионис, влившиеся также в состав кафедры. Защитили, кандидатские диссертации Ю.Л. Мотылев, затем длительное время проработавший заместителем директора СоюздорНИИ, инженер Бабаханов, позднее заведовавший дорожной кафедрой в Ташкенте. Он положил начало высшему дорожному образованию в Узбекистане. В.М. Могилевич после защиты кандидатской диссертации и получения ученого звания доцента был назначен директором СибАДИ. Работавший доцентом кафедры Н.В. Горелышев затем длительное время возглавлял СоюздорНИИ.
В.И. Барздо проводил на кафедре исследования, посвященные предотвращению пучинообразования и обоснованию требуемой прочности дорожных одежд. Доцент Е.М. Андрулионис внес существенный вклад в исследования по проблеме зимнего содержания автомобильных дорог.
В 1960-е гг. на кафедру из СоюздорНИИ пришел крупный специалист в области водно-теплового режима земляного полотна, д-р техн. наук, профессор Н.А. Пузаков, после длительной заграничной командировки вернулся доцент А.Я. Тулаев, который вскоре защитил докторскую диссертацию и получил ученое звание профессора. В 1962 г. после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации на кафедре начал работать Ю.М. Яковлев.
В 1950–1970-е гг. под руководством профессора Н.Н. Иванова наблюдался подъем научной деятельности кафедры. Опубликовано несколько значительных монографий, в том числе в 1971 г. «Водно-тепловой режим земляного полотна», одним из редакторов и соавторов которой был профессор Н.А. Пузаков, а в числе соавторов – профессор А.Я. Тулаев.
Н.А. Пузаков
В 1973 г. под редакцией профессора Н.Н. Иванова опубликована монография «Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд», в числе соавторов которой были доценты В.И. Барздо и Ю.М. Яковлев. Указанные монографии явились результатом совместной работы ученых-дорожников МАДИ, СоюздорНИИ, Академии тыла и транспорта, КАДИ, ХАДИ и других учреждений.
Ряд крупных работ было опубликовано по результатам исследований профессора В.К. Некрасова в области требований к каменным материалам, применяемым в дорожном строительстве, а также по вопросам эксплуатации автомобильных дорог. Профессор А.Я. Тулаев развернул активную научную работу по проблеме осушения земляного полотна и дорожных одежд. Результаты этой работы позволили ему опубликовать несколько монографий и возглавить и принять участие в подготовке нескольких важных нормативных документов. Существенным вкладом в развитие экспериментальной базы кафедры было создание профессором А.Я. Тулаевым и его аспиранткой Е.И. Богатыревой в Ярославской области, в районе города Данилова, станции по наблюдению за водно-тепловым режимом земляного полотна и дорожных одежд.
Продолжались исследования в области совершенствования методов расчета нежестких дорожных одежд, которые возглавлял и активно в них участвовал профессор Н.Н. Иванов. На кафедре был подготовлен и в 1970 г. опубликован проект новой инструкции по расчету нежестких дорожных одежд. Основные идеи этого проекта нашли отражение в «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН-46-72, разработанной СоюздорНИИ, при активном участии МАДИ (Н.Н. Иванов, Н.А. Пузаков, А.Я. Тулаев, Ю.М. Яковлев) и ряда других научных коллективов (ХАДИ, КАДИ, Академии тыла и транспорта).
Продолжая исследования по совершенствованию методологии проектирования дорожных одежд коллектив кафедры принял активное участие в работе над новой редакцией «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН-46-83. От МАДИ в авторский коллектив по её разработке вошли профессора: В.Ф. Бабков, В.А. Воробьев, В.К. Некрасов, А.Я. Тулаев, С.В. Шестоперов; доценты: В.Н. Финашин, Ю.М. Яковлев; кандидаты техн. наук: С.С. Коновалов, С.В. Шведенко.
С.В. Коновалов
В 1970-е гг. кафедра активно включилась в научные исследования в новом и очень важном направлении – обеспечении надежности автомобильных дорог. Этому способствовал приход на кафедру полковника-инженера, доцента С.В. Коновалова, ранее работавшего на военной кафедре МАДИ и имевшего очень большой производственный опыт по руководству строительством крупных дорожных объектов. Большой вклад в развитие этих исследований внес защитивший в 1971 г. кандидатскую диссертацию аспирант кафедры М.С. Коганзон, проявивший себя с первых дней пребывания на кафедре как молодой талантливый ученый. На кафедре был подготовлен специальный сборник трудов, посвященный проблеме надежности автомобильных дорог. В 1977 г. вышла монография «Повышение надежности автомобильных дорог». Весь авторский коллектив этой работы, кроме ее редактора и активного участника написания книги профессора И.А. Золотаря (Академия тыла и транспорта), составили преподаватели кафедры СЭД: профессор В.К. Некрасов, доценты С.В. Коновалов, М.С. Коганзон, Ю.М. Яковлев, инженер С.В. Шведенко.
Следует отметить большую разносторонность научной деятельности доцента С.В. Коновалова, внесшего большой вклад в развитие вопросов теории расчета и технологии строительства цементобетонных покрытий.
Доцент С.В. Коновалов активно работал совместно с М.С. Коганзоном, Ю.М. Яковлевым, С.С. Коноваловым и С.В. Шведенко над проблемой оценки прочности дорожных одежд. Общее теоретическое руководство этой проблемой тогда осуществлял профессор Н.Н. Иванов. Его аспирантка Л.М. Осадчая совместно с доцентом В.И. Барздо разработали теоретические и практические основы применения рычажного прогибомера, а кандидаты технических наук Ю.М. Яковлев, А.А. Алиев, А.М. Шак, М.С. Коганзон, С.С. Коновалов внесли существенный вклад во внедрение в дорожную практику установок динамического нагружения.
Под руководством доцента С.В. Коновалова, авторским коллективом кафедры в рамках созданной в 1970-е гг. лаборатории «Неразрушающих методов оценки прочности дорожных одежд и проектирования их восстановления», с участием ст. науч. сотр. В.В. Карчихина, подполковника-инженера запаса Р.В. Благоразумова, инж. Б.Н. Лапицкого и др. разработана установка динамического нагружения с передачей нагрузки на колесо (УДН-НК). Совместно с Гипродорнии (канд. техн. наук, ст. науч. сотр. В.К. Апестин) эта установка была смонтирована на самоходной лаборатории КП-502М и стала ее основным рабочим органом. Творческое взаимодействие по ряду научных направлений с Гипродорнии (позднее Росдорнии) находило активную поддержку не только в МАДИ, но и в Гипродорнии, особенно со стороны заместителя директора по научной работе, д-ра техн. наук А.П. Васильева. Передвижная лаборатория оценки прочности дорожных одежд КП-502МП длительное время выпускалась Краснодарским заводом «Дорприбор». Она защищена рядом патентов, включая зарубежные.
А.К. Славуцкий
В конце 60-х гг. прошлого столетия профессором А.Я. Тулаевым была создана совместно с Мосинжстроем отраслевая лаборатория городских дорог, силами которой под научным руководством А.Я. Тулаева выполнялся большой объем научных исследований для московских дорожников, включая разработку ряда важных нормативных документов по строительству земляного полотна, дорожных одежд, мероприятий по регулированию системы водно-теплового режима дорожных конструкций. Заведующим этой лабораторией долгое время являлся канд. техн. наук А.И. Никулин, затем канд. техн. наук Г.Е. Деканоидзе. Под руководством доцента С.В. Коновалова при участии его аспиранта, позднее канд. техн. наук, доцент Л.С. Малицкого были построены в Москве первые опытные участки покрытия и основания из непрерывно армированного цементобетона.
В.К. Некрасов
В 1976 г. на кафедре начал работать крупный специалист в области сельскохозяйственных дорог – д-р техн. наук, профессор А.К. Славуцкий, который с 1972 г. работал в МАДИ на кафедре экономики, а до этого был начальником отдела Минвуза СССР. Под его руководством была создана отраслевая лаборатория сельскохозяйственных дорог. Активное участие в её формировании принимал доцент, канд. техн. наук В.П. Носов, пришедший в этот период на кафедру из Промтрансниипроекта, где занимал должность начальника отдела. В составе лаборатории работали молодые инженеры, выпускники МАДИ, некоторые из них в дальнейшем защитили кандидатские диссертации (М.А. Фидловский, Е.И. Феоктистов).
Силами этой лаборатории проведено значительное количество важных научных исследований и подготовлен ряд нормативных документов, в их числе разработанный с участием лаборатории СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях», «Руководство по проектированию дорожных одежд внутрихозяйственных автомобильных дорог колхозов и совхозов».
С 1975 г. по 1986 г. кафедрой руководил д-р техн. наук, проф. Владимир Константинович Некрасов. Этот период, как и ряд предшествующих лет, совпал с этапом интенсивного развития дорожного строительства в нашей стране. Требовались новые кадры специалистов, включая и научных работников. Увеличился прием студентов на дорожный факультет и прием в аспирантуру на кафедру.
Среди аспирантов становилось все больше способных инженеров, нередко с солидным опытом работы на производстве не только в России, но и в союзных республиках. В 1960–1970-е гг. успешно закончили аспирантуру с защитой кандидатских диссертаций Э.С. Джаназян (Армения), А.А. Алиев, А.М. Алиев, Р.М. Самедов (Азербайджан), Я. Махмудов и Н.И. Зисман (Узбекистан), Т.У. Абеков (Киргизия), А.В. Руденский, А.И. Шеслер, Е.И. Богатырева, Н.С. Полосина-Никитина, А.М. Шак, М.С. Коганзон, Г.А. Колчанов, Т.Н. Калашникова, Б.В. Шереметов, В.А. Лейвак (Россия) и многие другие. Существенно возрос прием в аспирантуру иностранных специалистов из многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также и Европы. Увеличение приема студентов и аспирантов потребовало пополнения преподавательского состава кафедры. Еще в 1960-е гг. на кафедру пришел известный специалист дорожного строительства, автор многих учебников и учебных пособий – доцент (а затем профессор) С.М. Полосин-Никитин. Ряды квалифицированных преподавателей пополнил известный специалист в области реологии асфальтобетона доцент А.М. Богуславский, который вскоре защитил докторскую диссертацию и ему было присвоено звание профессора. В 1970-е гг. профессор А.М. Богуславский и доцент В.И. Барздо были переведены на кафедру аэропортов.
К работе на кафедре были привлечены молодые специалисты, но уже прошедшие производственную школу - Л.Г. Ефремов (работал главным инженером ДЭУ), С.В. Суханов (работал прорабом, заведующим дорожной лабораторией), В.И. Куканов, начавший научную работу в студенческие годы под руководством канд. техн. наук В.Г. Фирстова по применению радиоизотопов для контроля качества дорожного строительства, работавший по окончании МАДИ на асфальтобетонном заводе, затем также в НИИ стройфизики в области применения радиоизотопов. В.И. Куканов и С.В. Суханов через несколько лет защитили кандидатские диссертации.
В те же годы в научный сектор кафедры пришел квалифицированный специалист в области электроники В.Г. Хоботов, который внес существенный вклад в разработку акустического метода оценки качества слоев жестких дорожных одежд. В том же направлении проводил исследования Я. Пириев (Азербайджан). Оба они в результате своих исследований защитили кандидатские диссертации. Несколько позднее защитили кандидатские диссертации по проблеме оценки прочности дорожных одежд Ю.Т. Абдурахманов и А. Аблакулов (Узбекистан).
С.М. Полосин-Никитин
Профессор В.К. Некрасов активно работал над проблемой оценки качества каменных материалов, применяемых в дорожном строительстве, включая исследования местных материалов. В этом направлении научных исследований существенный вклад внесли профессора А.Я. Тулаев и А.К. Славуцкий, которые так же, как и профессор В.К. Некрасов, опубликовали значительные научные работы по применению шлаков, отходов производства и других местных материалов в дорожном строительстве.
Профессор В.К. Некрасов много внимания в своих исследованиях уделял проблеме зимнего содержания автомобильных дорог, включая вопросы повышения сцепных свойств дорожных покрытий. Под его руководством аспирант Г.А. Колчанов на специально изготовленном стенде провел оригинальные исследования качества поверхностных обработок, предложив, в частности, поверхностные обработки с применением синтетических вяжущих, включая эпоксидную смолу.
Проводилась эффективная работа по повышению качества подготовки специалистов. Коллективом кафедры был подготовлен и опубликован в 1980 г. под редакцией и при активном участии проф. В.К. Некрасова новый учебник по строительству автомобильных дорог. В.К. Некрасовым были опубликованы с разрывом в несколько лет два издания учебника по эксплуатации автомобильных дорог.
Авторским коллективом под руководством А.Я. Тулаева подготовлены учебники по строительству и эксплуатации городских улиц и дорог. А.К. Славуцким совместно с В.П. Носовым написаны учебники по строительству сельскохозяйственных дорог и площадок. Кроме того, В.П. Носов опубликовал учебные пособия в области расчета цементобетонных покрытий.
Пришедший на кафедру на преподавательскую работу после защиты кандидатской диссертации Н.В. Борисюк разработал впервые, совместно с заведующим лабораторией С.В. Гоголиным и инженером Г.Ф. Ефимовой, методические указания по расчету рационального состава отряда дорожных машин и сменной скорости потока при строительстве дорожной одежды с применением ЭВМ. При разработке этих методических указаний большую помощь оказали рецензенты – проф. С.М. Полосин-Никитин, канд. техн. наук Н.С. Ван и канд. техн. наук Л.С. Малицкий.
С 1986 г. по 2008 г. кафедрой заведовал один из ведущих специалистов дорожной отрасли, доктор технических наук, профессор Александр Петрович Васильев. Выпускник Саратовского автомобильно-дорожного института начинал свою практическую деятельность, работая в дорожном строительстве Казахстана. Будучи аспирантом МАДИ под руководством В.Ф. Бабкова защитил кандидатскую диссертацию. С 1969 г. по 1984 г., работая заместителем директора по научной работе ГипродорНИИ, подготовил и защитил докторскую диссертацию.
А.П. Васильев
Основное внимание А.П. Васильев уделял проблеме эксплуатации автомобильных дорог, оценки их состояния. Им написано более 20 монографий и докладов для международных конгрессов, ряд учебников и учебных пособий. Среди них следует отметить: «Состояние дорог и безопасность работы автомобиля в сложных погодных условиях» (1976); «Безопасность движения в осенний и весенний периоды года» (1976) в соавторстве с доцентом М.В. Немчиновым, который в начале 1980-х гг. начал работать на кафедре; «Управление движением на автомобильных дорогах» (1979) в соавторстве с канд. техн. наук М.И. Фримштейном; «Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения» (1986); «Эксплуатация автомобильных дорог и организация движения» (1990); «Реконструкция автомобильных дорог» (1998): учебное пособие под ред. профессора А.П. Васильева в соавторстве с проф. М.С. Коганзоном, проф. А.Я. Тулаевым, доцентом П.П. Петровичем и проф. Ю.М. Яковлевым; «Эксплуатация автомобильных дорог» (1997–2000).
Руководство кафедрой профессором А.П. Васильевым совпало со сложным временем перестройки экономики Советского Союза, его распада и экономической реформы. Этот период, как известно, связан с существенными экономическими трудностями для страны, системы высшего образования, в том числе, и для МАДИ. Тем не менее, несмотря на почти полное отсутствие финансирования, профессору А.П. Васильеву совместно с коллективом кафедры удается пополнить учебно-лабораторную базу различным оборудованием для оценки состояния автомобильных дорог, включая оборудование для оценки ровности и сцепных свойств покрытия, приборы для контроля плотности земляного полотна и др.
Силами кафедры (ст. научн. сотр. В.В. Карчихин, ст. научн. сотр., канд. техн. наук С.С. Коновалов, инж. В.М. Райбул, инж. Д.Н. Большаков) изготовлен автоматизированный стенд, моделирующий работу установки динамического нагружения, для оценки прочности дорожных одежд. Этот стенд используется на лабораторных занятиях со студентами.
Ю.М. Яковлев
Кафедрой оснащен персональными компьютерами учебный класс. Приобретены видеосистема и около 30 видеофильмов, используемых в учебном процессе.
В начале 1980-х гг. на кафедру пришел крупный специалист-дорожник д-р техн. наук, проф. Н.В. Горелышев, ранее возглавлявший СоюздорНИИ. Под его редакцией и с его участием коллективом кафедры (проф. В.К. Некрасов, проф. С.М. Полосин-Никитин, проф. М.С. Коганзон, В.П. Носов, Ю.М. Яковлев, доц. Е.П. Андрулионис, Л.Г. Ефремов, С.В. Коновалов, С.В. Суханов) подготовлен учебник «Технология и организация строительства автомобильных дорог» (1992).
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на кафедре стало развиваться новое актуальное направление научной деятельности, посвященное проблеме экологии дорожной отрасли. Появились значительные работы в этом направлении. Среди них крупная монография в двух частях «Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог». Эта монография за последние 6 лет выдержала два издания, из которых последнее опубликовано в 1997 г. В авторский коллектив от кафедры СЭД вошли защитивший докторскую диссертацию в 1989 г. профессор М.В. Немчинов, профессора М.С. Коганзон, В.В. Силкин, доц. Н.В. Борисюк.
Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, проф. М.В. Немчинов ведет на кафедре научные исследования по обеспечению требований охраны окружающей природной среды, безопасности дорожного движения, обеспечению безопасности дорожного движения путем проектирования и строительства дорожных покрытий с заданными сцепными качествами.
М.В. Немчинов
По этим научным направлениям он подготовил 13 кандидатов технических наук. Ему принадлежат более 160 научных публикаций. В том числе «Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей» (1985), а также учебное пособие с грифом Минобразования РФ «Охрана окружающей природной среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог (М.: АВС, 2004) в соавторстве, нормативные документы: ВСН 38-90 «Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью» в соавторстве, ОДН 218.5.016-2002 «Показатели и нормы экологической безопасности автомобильных дорог» в соавторстве, Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды (Утверждено распоряжением Минтранса РВ № ОС-339-Р от 14.04.2003).
Под руководством профессора А.П. Васильева на кафедре были продолжены и развернуты на новом уровне исследования по оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. В результате были разработаны «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» ВСН 6-90, утвержденные Минавтодором РСФСР. В разработке этого документа кроме профессора А.П. Васильева от кафедры приняли участие канд. техн. наук В.К. Апестин и М.С. Коганзон, д-р техн. наук Ю.М. Яковлев, защитивший докторскую диссертацию в 1989 г., инженеры Е.В. Миненко, и Н.В. Савченко, а также сотрудники РосдорНИИ и Саратовского Центра. Развивая указанные исследования, также под руководством и при участии профессора А.П. Васильева в основном тем же коллективом авторов (профессоры М.С. Коганзон, Ю.М. Яковлев, доцент В.К. Апестин, мл. научн. сотр. Н.В. Алекумова, инженер Н.В. Савченко, а также сотрудники РосдорНИИ) в 1994 г. была закончена и подготовлена к изданию «Методика прогнозирования состояния автомобильных дорог, мостов, уровня аварийности, назначения ремонтных мероприятий, сроков реконструкции дорог». Эта методика получила одобрение на НТС Федерального дорожного департамента. Профессоры В.П. Носов и М.С. Коганзон приняли активное участие в разработке СоюздорНИИ «Инструкции по проектированию жестких дорожных одежд».
Профессора А.П. Васильев и М.С. Коганзон по заданию Академии транспорта Российской Федерации участвовали в разработке системы правового и нормативно-технического обеспечения дорожной отрасли.
На основе этой системы Федеральным дорожным департаментом (ныне Федеральное дорожное агентство), МАДИ и другим организациям была поручена разработка ряда государственных стандартов. Кафедра СЭД разработала проекты ГОСТов Российской Федерации «Автомобильные дороги общего пользования. Потребительские свойства» (научный руководитель – профессор А.П. Васильев), ГОСТ Российской Федерации «Автомобильные дороги общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения, габариты» (научный руководитель – профессор М.С. Коганзон). Кроме того, профессор А.П. Васильев и профессор Ю.М. Яковлев участвовали в разработке ГОСТа Российской Федерации «Автомобильные дороги общего пользования. Термины и определения» (научный руководитель – профессор В.Д. Казарновский, СоюздорНИИ). Профессор В.П. Носов в конце 1980-х гг. был назначен на должность проректора института по научной работе. Несмотря на занятость административной деятельностью, он продолжал большую научную работу, проводя исследования по ряду тем, в том числе:
- по исследованию процессов накопления повреждений в слоях дорожной одежды с целью прогнозирования состояния автомобильной дороги под влиянием нестационарных воздействий. В этом направлении В.П. Носовым в 1997 г. была защищена докторская диссертация;
- экологическим аспектам и оптимизации использования отходов производства применительно к конкретным условиям дорожного строительства. Над выполнением этих и некоторых других тем под руководством профессора В.П. Носова работали доцент С.В. Шведенко, ст. научн. сотр. Н.С. Павлова, ст. научн. сотр. Н.А. Мелик-Багдасарова, несколько аспирантов.
В 1999 г. профессор В.П. Носов и профессор А.П. Васильев участвовали в разработке по заданию Российского дорожного агентства «Концепции научно-технической политики дорожной отрасли на рубеже века» (утверждена Правительством Российской Федерации), а также проекта «Программы стратегических исследований Российского дорожного агентства до 2005 г.». Под руководством профессора М.В. Немчинова подготовлен проект федеральной отраслевой программы «Энергосбережение в дорожном хозяйстве (2000–2005 гг.)».
На кафедре, продолжая развивать исследования, выполнявшиеся в свое время под руководством профессора Н.Н. Иванова, проводились работы в области совершенствования методов расчета дорожных одежд. В результате в 1995 г. под руководством профессора А.П. Васильева был разработан проект «Инструкции по расчету нежестких дорожных одежд с учетом накопления остаточных деформаций при воздействии нагрузки и дефектов в слоях и земляном полотне». В работе приняли участие от кафедры СЭД профессора М.С. Коганзон, Ю.М. Яковлев, А.Я. Тулаев, доц. В.К. Апестин, инж. С.Ю. Каныгина, канд. техн. наук З.А. Мевлидинов, инж. А.А. Фролов, а также сотрудники ВАТТ, СоюздорНИИ, СибАДИ, Союздорпроекта и др. Этот документ был опубликован в виде «Методических указаний по расчету нежестких дорожных одежд» в 1998 г. Кафедра СЭД, продолжая указанные работы, участвовала в разработке межгосударственного (в рамках СНГ) нормативного документа «Проектирование нежестких дорожных одежд» (профессора А.П. Васильев, В.П. Носов, М.С. Коганзон, Ю.М. Яковлев, доценты В.К. Апестин, П.П. Петрович, канд. техн. наук М.Г. Горячев, инж. Е.В. Жустарева) и отраслевого нормативного документа ОДН 218.046-2001.
Доцент кафедры Н.В. Борисюк ведет активную научно-исследовательскую работу в области содержания городских дорог, их ремонта. С его участием были разработаны «Руководство по зимнему содержанию дорог г. Москвы», а также «Технологические карты по ремонту дорог г. Москвы» (два издания). Под его руководством коллектив лаборатории «Неразрушающие методы оценки прочности дорожных одежд» (ст. научн. сотр. В.В. Карчихин, С.С. Коновалов, инженеры Д.Н. Большаков, В.М. Райбул и др.) выполняли работу по созданию автоматизированного банка данных дорожной сети Северо-западного округа г. Москвы. Подобные работы лаборатория начала выполнять и для загородных дорог. В том числе проводились исследования по автоматизации оценки состояния дорожных одежд с применением передвижной лаборатории.
Значительные объемы научных исследований и практических разработок выполняла лаборатория «Городские дороги». Под научным руководством профессора А.Я. Тулаева, а после его кончины в мае 1997 г. – канд. техн. наук, доцента Г.Е. Деканоидзе, выполнялись работы на темы «Контроль качества дорожных работ на объектах АО «Гордорстроя», «Разработка рекомендаций по технологии производства обратных засыпок на дорогах в г. Москве», «Контроль качества дорожно-строительных работ на объектах АО ИКСиД», «Внедрение конструкций дренажей городских дорог с геотекстилем».
За последние 20 лет на кафедре подготовлено с защитой диссертаций более 40 аспирантов. Среди них Торрес Вила Хуан Антонио (Куба), Фаиз Сулейман (Сирия) И.А. Паткина, Н.А. Фидловский, Е.И. Феоктистов, А.Г. Кожухов, Хустес Гарсиа Эвелио (Куба), В.М. Карамышева, С.И. Постнов, В.М. Косарев, В.В. Плужников, С.Ю. Ткачев (Узбекистан), Сомпаре Малик (Гвинея), Максуд Джалилов (Таджикистан), Е.П. Кочуровский (Беларусь), Кейта Сидики (Гвинея), Абу Захра Анан Мухамед Али (Иордания), Т.В. Самодурова, А.Н. Елгонов (Казахстан), Саад Сами Кхалидь Аль-Джафари (Ирак), А.А. Оразымбетов (Казахстан), А.В. Вихрев, А.В. Эдельман, З.А. Мевлидинов, С.Ю. Каныгина, В.А. Осиновская, А.Б. Самохвалов, М.Г. Горячев, Н.И. Паневин, В.Б. Фадеев, Е.В. Жустарева, В.В. Рудакова, С.В. Лугов, С.В. Ильин, С.А. Перфильев, В.И. Бочкарёв и др. Научными руководителями этих аспирантов являлись профессора и доценты А.П. Васильев, М.С. Коганзон, С.В. Коновалов, М.В. Немчинов, В.П. Носов, В.В. Силкин, А.К. Славуцкий, А.Я. Тулаев, Ю.М. Яковлев. В настоящее время на кафедре обучаются 8 аспирантов, работой которых руководят профессора: М.В. Немчинов, В.П. Носов, В.В. Силкин, В.В. Ушаков.
По диагностике автомобильных дорог кафедрой разработаны впервые и опубликованы два издания нормативного документа – ВСН 6-90 и ОДН 218.0.006.2002.
На кафедре под научным руководством и при участии профессора А.П. Васильева, коллективом авторов в составе проф. Ю.М. Яковлева, доцентов: П.П. Петровича, Т.А. Лариной, М.Г. Горячева, старшего преподавателя М.Ю. Расторгуева, доцента С.В. Лугова разработан отраслевой методический документ Министерства транспорта РФ (ОДМ) «Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах» (2002 г.).
В.П. Носов
На кафедре в 2000 г. создана передвижная лаборатория дорожной диагностики и видеосъемки, предназначенной для сбора данных, используемых: при разработке проектов городских магистралей, схем и дислокации дорожных знаков на загородных дорогах; паспортизации городских улиц; составлении ведомостей дефектов покрытия проезжей части. В настоящее время подобные лаборатории применяются рядом кафедр МАДИ и многими дорожными организациями.
В 2000 г. на кафедру пришел д-р техн. наук, проф., чл.-корр. РАЕН Виктор Васильевич Ушаков, который является выпускником научной школы кафедры строительства и эксплуатация дорог. Основные направления научной деятельности В.В. Ушакова:
- повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий;
- совершенствование технологии строительства и ремонта цементобетонных покрытий дорог;
- расчет и конструирование дорожных одежд.
В.В. Ушаков – автор 200 научных работ, в том числе монографий, учебных пособий, научных докладов, отраслевых нормативных документов. Имеет авторские свидетельства и патенты на изобретения.
В 2003 г. В.В. Ушаков был избран деканом дорожно-строительного факультета, а 2006 г. назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе. С 2010 г. В.В. Ушаков возглавляет научно-технический совет государственной компании «Российские автомобильные дороги».
С 2008 г. по 2014 г. заведовал кафедрой д-р техн. наук, профессор Владимир Петрович Носов.
Профессор В.П. Носов осуществляет научное руководство: разработкой композиционных материалов на основе грунтов в качестве оснований дорожных одежд; разработкой теории регулирования строительно-технических свойств дорожно-строительных материалов с учетом основных положений физико-технической механики; технической инвентаризацией и паспортизацией объектов.
Коллективом кафедры под редакцией профессора А.П. Васильева изданы два тома справочной энциклопедии дорожника «Строительство и реконструкция автомобильных дорог», «Ремонт и содержание автомобильных дорог».
Под руководством профессора В.В. Ушакова подготовлены и изданы методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Профессор В.В. Силкин осуществляет научное руководство: разработкой программы модернизации существующих асфальтобетонных заводов на базе оборудования отечественного и зарубежного производства в составе Росавтодора, разработкой рекомендаций по модернизации технологического оборудования для производства асфальтобетонной смеси (на примере ДС-10158).
Доцент Н.В. Борисюк осуществляет научное руководство разработкой технических требований на противогололедные материалы, а также руководства по борьбе с зимней скользкостью.
Доцент П.П. Петрович осуществляет научное руководство: использованием средств и технологий укатываемого бетона на заполнителях из отходов производства; разработкой дорожных конструкций на основе изделий из фибробетона; совершенствованием теоретических основ укрепления грунтов комплексным вяжущим с целью получения высокопрочных дорожных конструкций; разработкой рекомендаций по использованию старых дорожных одежд в основаниях; разработкой рекомендаций по укреплению грунтов органическим вяжущим; разработкой рекомендаций по укреплению грунтов неорганическим вяжущим.
В развитии научной и лабораторной базы кафедры большую роль сыграли ее заведующие лабораториями. За послевоенный период среди них следует отметить В.Г. Фирстова, А.Н. Тимофеева, А.В. Коваленко, С.В. Гоголина, Е.В. Миненко, Б.Н. Лапицкого, С.Г. Сухова, Д.Н. Большакова.
В.В. Ушаков
С июля 2014 г. кафедрой заведует д-р техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Виктор Васильевич Ушаков.
Под редакцией проф. В.В. Ушакова и доц. В.М. Ольховикова коллективом кафедры был подготовлен и издан в 2013 г. новый учебник «Строительство автомобильных дорог».
Под руководством профессора В.В. Ушакова изданы ОДМ 218.3.028-2013 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию цементобетонных покрытий автомобильных дорог», утвержденные Федеральным дорожным агентством. Разработаны следующие нормативные документы:
- СТО ГК «Автодор» «Рекомендации по ликвидации колейности на автомобильных дорогах государственной компании "Российские автомобильные дороги"»;
- СТО Союздоростроя «Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог»;
- СТО Союздорстроя «Холодная регенерация асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог»;
- СТО ГК «Автодор» «Снегозадерживающие устройства на автомобильных дорогах государственной компании "Российские автомобильные дороги"»;
- ОДМ «Методические рекомендации по обоснованию параметров конструкции и технологии при ремонте асфальтобетонных покрытий слоями цементобетона»;
- ОДМ «Методические рекомендации по ремонту дорожных одежд, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями, на автомобильных дорогах общего пользования».
После принятия нового Закона о высшем образовании значительное место в работе кафедры стала занимать методическая работа по подготовке к переходу на уровневую систему обучения по государственным стандартам нового поколения бакалавров, магистров и специалистов.
Основным направлением многообразной научной работы стала подготовка перехода дорожной отрасли на инновационный путь развития. Преподаватели кафедры по заказам Росавтодора и ГК «Автодор» выполняют большой комплекс работ по разработке нормативно-технических документов.
Особое место занимают работы кафедры по совершенствованию оборудования для измерения продольной и поперечной ровности проезжей части автомобильных дорог. Специалистами кафедры создана уникальная передвижная лаборатория и программный комплекс, позволяющие на основе панорамной видеосъёмки камерами высокого разрешения и системы регистрации микропрофиля проезжей части получать совмещенное изображение поверхности проезжей части и графическое представлении микропрофиля, показанное на рисунке.
За годы деятельности кафедры ее сотрудниками написаны десятки монографий, многие сотни статей и других работ, более 100 учебников, учебных и методических пособий. Только с 2000 г. издано более 30 монографий, пять учебников с грифом Минобразования, 12 учебных пособий с грифом Учебно-методического объединения (УМО), более 500 научных статей.
Профессора кафедры избраны действительными членами Академии транспорта (В.П. Носов, А.П. Васильев, М.В. Немчинов, Ю.М. Яковлев, В.В. Ушаков).
На протяжении всей истории существования кафедры ведущие профессора и преподаватели наиболее активно вели и продолжают вести научные исследования, посвященные главным образом важнейшей проблеме дорожной отрасли – обеспечению работоспособности дорожных конструкций.
В настоящее время кафедра строительства и эксплуатации дорог ведет исследования по следующим основным научным направлениям:
- совершенствование методов расчета и конструирования дорожных одежд;
- создание инновационных технологий строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;
- диагностика, техническая инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог;
- обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и городских улиц.