Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Московский центр автомобильно-дорожного образования | Информация

Московский центр автомобильно-дорожного образования | Информация

Ежегодная 30-я Научно-практическая конференция обучающихся МЦАДО состоится 20 марта 2024 года в помещении школы № 1575 по адресу ул. Усиевича, дом 6 (м. Аэропорт).Начало в 10:00.

Общая информация о МЦАДО

Учебный комплекс «Московский центр автомобильно-дорожного образования» (в дальнейшем — МЦАДО) создан при Московском автомобильно-дорожном институте на основании совместного приказа Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства автомобильных дорог РСФСР № 902/164 ор от 12.12.1989 г. в целях реализации комплексного подхода к подготовке специалистов разного уровня для автотранспортного комплекса страны и других смежных отраслей производства. На первых порах в этот центр вошли две московские школы: № 100 и № 715, ПТУ № 84 (г. Бронницы Московской области), а также московские Автомобильный и Автомобильно-дорожный техникумы (колледжи). В настоящее время количество школ и колледжей Москвы и Московской области, с которыми МАДИ заключил договор о сотрудничестве, доходит до пятидесяти. В ноябре 2004 года в связи с изменением нормативной и законодательной базы в РФ МЦАДО был преобразован в Некоммерческую ассоциацию «Московский центр автомобильно-дорожного образования». Руководителем Совета директоров МЦАДО по должности является ректор МАДИ. Текущей деятельностью МЦАДО руководит декан факультета довузовской подготовки.

Цели и задачи учебного комплекса

Главными задачами МЦАДО являются:

  • Координация и совершенствование учебно-воспитательной работы в учебных заведениях, входящих в состав МЦАДО;
  • Обеспечение непрерывности образовательного процесса при многоуровневой системе высшего образования;
  • Совершенствование подготовки специалистов с высшим образованием;
  • Активное влияние научно-педагогического потенциала вуза на процессы совершенствования учебно-воспитательной работы в средних учебных заведениях;
  • Повышение уровня общей подготовки выпускников средних учебных заведений;
  • Совершенствование и расширение форм и содержания профориентационной работы в средних общеобразовательных школах;
  • Оказание помощи в подготовке и повышении квалификации учебно-педагогических кадров для средних учебных заведений;
  • Совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в учебных заведениях МЦАДО;
  • Привлечение талантливой молодежи к научной работе;
  • Привлечение абитуриентов в МАДИ.

Организация учебного процесса

Основную подготовку согласно программам общего среднего (или среднего специального) образования учащиеся получают в соответствующем учебном заведении, которое выдает им аттестат (диплом) государственного образца. Работа со школами МЦАДО строится на стабильной договорной основе долговременного сотрудничества. Средние общеобразовательные школы при заключении договора о сотрудничестве обязуются образовать профильный класс (группу) для подготовки к поступлению в МАДИ и зачислять в него учащихся на конкурсной основе. Обучение в нем начинается с 10 класса, при этом предусматривается углубленная подготовка по математике и физике.

В свою очередь МАДИ обязуется оказывать школе методическую помощь, проводить факультативные занятия для старшеклассников как по предметам вступительных экзаменов, так и по профилю вуза. Численность привлекаемых учащихся, наименование дисциплин и форма оплаты труда преподавателей утверждаются руководством вуза при формировании плана распределения учебной нагрузки на следующий учебный год.

Главная цель содружества «ШКОЛА-ВУЗ» — подготовить высококвалифицированного специалиста, настоящего профессионала, воспитать человека, глубоко чувствующего свою специальность, нашедшего в ней свое призвание, постоянно обновляющего свои знания, желающего внедрить в свою повседневную деятельность все новое и прогрессивное. Кроме того, оно должно сделать акцент на облегчении вхождения юношей и девушек в социокультурное пространство новой российской государственности. Колледжи, входящие в МЦАДО, получили очень большую методическую помощь от выпускающих кафедр МАДИ. В настоящее время организована система дополнительных занятий со студентами выпускных курсов колледжей. Выпускники колледжей, успешно завершившие обучение по этой дополнительной программе, получают возможность обучаться в МАДИ (на родственной специальности) по индивидуальной программе в сокращенные сроки.

Профессиональная ориентация

По мнению ряда педагогов и руководителей школ, основными целями сотрудничества «ШКОЛА-ВУЗ» являются профессиональная ориентация школьников и приобщение молодежи к творческой и научной деятельности. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию как составную часть более широкого понятия: «профессионально направленной подготовки», которая включает в себя не только общее знакомство с будущей специальностью, но и элементы научного поиска, более глубокую подготовку по базовым предметам.

Все это, во-первых, расширяет возможности учащегося по выбору конкретного вуза среди учебных заведений определенного профиля (технического, гуманитарного и т. д.) и вполне соответствует духу правительственных документов по модернизации российского образования. Во-вторых, это вносит большой вклад в борьбу с вредными привычками молодежи.

Профессиональная ориентация проходит в массовом порядке во время дней открытых дверей, экскурсий, проводимых для школьников, как в лабораториях МАДИ, так и на родственных предприятиях. В школах этому посвящены занятия по профилю «Технология». Индивидуальные формы профессиональной ориентации — практика, проводимая для учащихся, окончивших 10-й класс, в лабораториях МАДИ и научная работа школьников, об организации которой расскажем подробнее.

Научная работа учащихся

Интересным и полезным является проведение обучающихся МЦАДО, в которых ежегодно участвует до 100 учащихся. Раннее приобщение к научной работе позволяет в дальнейшем вырастить хороших специалистов. Эти конференции проводятся ежегодно, начиная с 1995 г.

Работают секции: «Автомобили», «Информатика», «Математика», «Физика», «Экология и защита окружающей среды», «Экономика», «Энергетика транспорта (двигатели внутреннего сгорания)», «Программирование», «Строительство». Вполне естественно, что растет интерес к вычислительной технике: она используется во многих презентациях. Членами жюри различных секций являются ведущие ученые МАДИ.

Для характеристики актуальности тематики докладов приведем несколько названий: «Полноприводные трансмиссии транспортных средств в ХХI веке»; «Некоторые решения экстремальных геометрических задач»; «Игровая программа «Fantasy». Докладчики используют плакаты или видеопроектор, каждый доклад обсуждается, сопровождается комментарием ученого, ежегодно издается брошюра с тезисами представленных докладов. Таким образом, присутствуют все атрибуты «настоящей» научной конференции.

Конечно, руководство подготовкой докладов, как и всякий личностно ориентированный педагогический процесс, требует огромных затрат труда учителей, рецензирование и обсуждение докладов занимает время профессоров вуза, необходимы материальные вложения. Однако все это компенсируется достигнутым результатом: дети работают целеустремленно, с полной отдачей сил.

Жюри различных секций, состоящие из ведущих ученых МАДИ, оценивают качество докладов, присуждают призовые места. Затем проводится интеллектуальный «брейн-ринг» между командами различных школ. В итоге подсчитывается по «олимпийской системе» сумма баллов, заработанная каждой школой. Мы наблюдаем за дальнейшей судьбой победителей конференции, поступивших в МАДИ. Они, как правило, продолжают защищать честь вуза на различных интеллектуальных соревнованиях, московских и всероссийских олимпиадах и успешно его оканчивают.

Начиная с 2002/03 учебного года, проводится эксперимент по привлечению школьников МЦАДО к научной и проектной работе на кафедрах МАДИ. В этой работе ежегодно участвуют 10−15 кафедр, число закрепленных абитуриентов колеблется в район 20−30. Значительная часть этих абитуриентов зачисляется в результате конкурсного отбора на первый курс соответствующих специальностей. Анализируются результаты сдачи сессий этими студентами и продолжение их научной связи с кафедрами. Можно сделать вывод, что взаимодействие «ШКОЛА-ВУЗ» направлено на формирование мотивационно-ценностных отношений обучаемых к профессиональной деятельности, стимулирование их социокультурного развития и самосовершенствования, позволяет сгладить психологические трудности при переходе из средней школы в высшую. Таким образом, профессионально направленная подготовка школьников приносит свои плоды по преодолению недостатков школьного образования. Об этом свидетельствуют как опросы преподавателей, так и результаты экзаменационных сессий первокурсников, по окончании которых проводится сопоставление результатов, показанных выпускниками профильных классов со средневузовскими показателями.