Дорожно-строительный факультет (ДСФ) | История факультета

Основание факультета

1929

Дорожно-строительный факультет — старейший факультет МАДИ, который и по сей день привлекает большое количество абитуриентов из России и других стран и успешно готовит высококвалифицированных специалистах в области дорожного и аэродромного строительства, возведения мостов и других искусственных сооружений.

За годы существования факультета было подготовлено более двадцати тысяч специалистов в области изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов, мостов и транспортных тоннелей.

В конце 20-х годов XX века в стране был взят курс на индустриализацию народного хозяйства. В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде Советов был утвержден Первый пятилетний план развития народного хозяйства, главной задачей которого было превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную.

Поставленные задачи вызвали потребность в большом количестве специалистов технического профиля. Были приняты меры по укреплению инженерного образования и увеличено его финансирование. В это время сложились условия для введения узкой специализации при подготовке инженеров, к которым политехнические высшие учебные заведения были не вполне приспособлены. Для подготовки специалистов для разных отраслей промышленности создаются отраслевые технические вузы.

В это время в стране уделялось большое внимание развитию автомобильных дорог, автомобилестроению и подготовке соответствующих кадров. С этой целью были открыты автомобильно-дорожные институты в Москве, Ленинграде, Харькове, Минске и Саратове, которые были непосредственно подчинены ЦУ ДОРТРАНСа СССР.

История МАДИ берет свое начало в 1930 году

Московский автомобильно-дорожный институт был учрежден постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы ЦУ ДОРТРАНСа.

В момент организации институт состоял из двух факультетов: дорожно-строительного и автомеханического, на каждом из которых работали по одной кафедре: дорожного дела и автомобилей.

Поскольку большое внимание уделялось подготовке преподавательских кадров, с основания МАДИ в нем была открыта аспирантура. Все аспиранты, выполняя свои научные работы, привлекались также и к педагогической работе.

Первый выпуск специалистов состоялся в 1931 г. в количестве 36 инженеров-дорожников

Постепенно ежегодный прием студентов увеличился до 350 человек. На начало 1938 г. число студентов составляло уже 1600 человек. К этому времени в МАДИ функционировало уже 30 кафедр. В составе дорожно-строительного факультета была организована подготовка по мостам и тоннелям. Деканом дорожно-строительного факультета был профессор О.В. Андреев, руководителем направления по строительству мостов и тоннелей был назначен профессор Е.Е. Гибшман.

К началу 1941 г. МАДИ насчитывал около 160 штатных работников, из которых восемь являлись докторами наук, а 45 имели степень кандидатов наук. К началу войны в МАДИ были созданы научные школы строительства и эксплуатации дорог (зав. кафедрой проф. Н.В. Орнатский), изысканий и проектирования дорог (зав. кафедрой проф. П.Н. Шестаков), мостов (зав. кафедрой проф. Е.Е. Гибшман), строительной механики (зав. кафедрой проф. А.А. Ильюшин), технологии дорожно-строительных материалов (зав. кафедрой проф. П.В. Сахаров).

Студенты увлеченно занимались научно-исследовательской работой. В институте действовало 14 научных кружков. В начале 1940-х гг. было организовано студенческое научно-техническое общество, состоящее из трех секций — общетехнической, дорожно-мостовой и автомеханической. Научно-исследовательская работа занимала особое место в жизни института, в плане 1940/41 учебного года насчитывались 22 основные темы. В предвоенный 1940-й год МАДИ окончили уже 350 человек.

Третья пятилетка выпала на годы Великой Отечественной войны. На фронт ушло около 700 студентов, 85 сотрудников, 5 аспирантов и 30 преподавателей. Многие мадийцы шли добровольцами в народное ополчение и истребительные батальоны, в кадровые части.

По воспоминаниям ректора МАДИ С.П. Артемьева (1938–1943 гг.)

Ассистент кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта» будущий ректор МАДИ Л.Л. Афанасьев в апреле 1940 г. по решению правительства был направлен на строительство аэродромов в Прибалтике, а затем, будучи командиром военно-дорожного отряда, он принимал участие в обеспечении перевозок по льду Ладожского озера.

В момент организации институт состоял из двух факультетов: дорожно-строительного и автомеханического, на каждом из которых работали по одной кафедре: дорожного дела и автомобилей.

«Дорога жизни» позволила не только выстоять блокаду Ленинграда, но и приблизить Победу над фашизмом.

Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов дорожной службы, дорожных соединений и частей. Выпускники-инженеры по мостовой специальности 1941 г. — A. Барышев, Е. Григорьев, К. Иванова, М. Коганский, Ю. Булгакова, С. Осипов, К. Кузьмин, С. Бадмаева и другие — всю войну работали на строительстве военных аэродромов. Я. Письман, Н. Мельников, Д. Ширяев, B. Смирнов занимались восстановлением и строительством мостов на Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах.

В 1941 г. коллектив института был эвакуирован в г. Янги-Юль Узбекской ССР, где продолжил подготовку специалистов, которые сразу после защиты дипломных проектов, как правило, направлялись на фронт. В эвакуации мадийцы принимали активное участие в строительстве Северо-Ташкентского канала, Фархадской и Нижне-Бозсуйской ГЭС, хлопкового завода и других объектов, собирали теплые вещи для фронта. Под руководством Е.Р. Сидоренко был организован первый в истории МАДИ студенческий строительный отряд, награжденный грамотой Верховного Совета Узбекской ССР за участие в строительстве Северо-Ташкентского канала. В Янги-Юле были собраны значительные денежные суммы на постройку танка «Мадиец». За военные годы МАДИ закончили 250 дорожников и 178 мостовиков.

Осенью 1943 г. под руководством ректора Г.И. Зеленкова МАДИ активно включился в работу по восстановлению народного хозяйства. Вновь создавалась лабораторная база, значительно пострадавшая за период эвакуации, возобновлялись научные исследования.

Дорожно-строительный факультет — старейший факультет МАДИ, который и по сей день привлекает большое количество абитуриентов из России и других стран и успешно готовит высококвалифицированных специалистах в области дорожного и аэродромного строительства, возведения мостов и других искусственных сооружений. За годы существования факультета было подготовлено более двадцати тысяч специалистов в области изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов, мостов и транспортных тоннелей.

С 1930 года являющийся структурным подразделением МАДИ, Автодорожный факультет пережил ряд изменений и переименований:

  • Дорожно-строительный (1930-1973) — специальности АД и МТ;
  • Строительство аэродромов (1950-1981) — только специальности СА;
  • Дорожно-строительный (1981-1987) — только специальность АД;
  • Строительства аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (1981-1987) — специальности СА и МТ;
  • Автодорожного и аэродромного строительства (1987-1993) — специальности АД, МТ, СА и Экономика и управление в строительстве.

В результате структурной реорганизации, проведенной в МАДИ в 2001 году, на базе двух строительных факультетов (факультет Автомобильных дорог и аэродромов и факультет Мостов и транспортных тоннелей) был создан один — Дорожно-Строительный факультет.

Деканы факультета

Н.С. Дорофеев

С 1930 г. по 1938 г. деканом факультета был Н.С. Дорофеев.

Олег Владимирович Андреев

С 1938 г. по 1944 г. Олег Владимирович Андреев был начальником учебной части и деканом дорожно-строительного факультета.

Основоположник современного этапа развития науки о проектировании мостовых переходов, профессор кафедры изысканий и проектирования дорог. 

Научная деятельность О.В. Андреева была посвящена изучению работы мостовых переходов и малых водопропускных сооружений и совершенствованию методов их расчета и проектирования. Им впервые созданы теория и метод прогноза деформаций подмостовых русел, основанные на решении в конечно-разностной форме системы дифференциальных уравнений речной гидравлики, включающей уравнение баланса наносов, уравнение неразрывности потока, уравнение неравномерного, плавно изменяющегося движения потока в открытых непризматических руслах.

Бабков Валерий Федорович

С октября 1953 г. по май 1954 г. деканом дорожно-строительного факультета был Бабков Валерий Федорович.

Является выдающимся ученым-дорожником России, отдавшим более 60 лет производственной, научной работе и подготовке научных и инженерных кадров. Он подготовил 70 кандидатов наук и 5 докторов наук для дорожной отрасли России, стран СНГ, Балтии, Венгрии и Болгарии. В.Ф. Бабков был признанным руководителем научной школы СССР по проектированию и реконструкции автомобильных дорог, им опубликовано более 500 печатных работ: монографий, учебников и учебных пособий, научных статей и докладов по проектированию автомобильных дорог, проектированию аэродромов, безопасности дорожного движения, механике грунтов и дорожных одежд, ландшафтному проектированию дорог.

Евгений Евгеньевич Гибшман

С 1959 г. по 1973 г. деканом являлся Евгений Евгеньевич Гибшман.

Кафедра мостов была создана в МАДИ в 1932 г. Возглавил её выдающийся педагог и крупный ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Евгений Евгеньевич Гибшман. Профессор Е.Е. Гибшман руководил проектированием мостов и их восстановлением в Московском управлении Красной Армии. Он являлся консультантом по проектам Каменного, Москворецкого, Устьинского, Краснохолмского, Новоспасского и других мостов.

Михаил Евгеньевич Гибшман

С 1973 г. по 1981 г. деканом являлся Михаил Евгеньевич Гибшман.

Дмитрий Александрович Могилевский

В 1962 г. деканом факультета «Строительство и эксплуатация аэропортов» избран Дмитрий Александрович Могилевский, который возглавлял до 31 декабря 1981 г.

Георгий Иванович Попов

С 1981 г. по 1986 г. факультет возглавлял Георгий Иванович Попов.

Валентин Васильевич Сильянов

С 1981 г. по 1987 г. факультет возглавлял Валентин Васильевич Сильянов.

Владилен Естафьевич Тригони

С 1987 г. по 1990 г. обязанности декана факультета строительства аэропортов, мостов и тоннелей исполнял Владилен Естафьевич Тригони.

Эдуард Михайлович Добров

С 1993 г. по 2003 г. деканом факультета являлся Эдуард Михайлович Добров.

Михаил Иванович Судьин

С 1990 г. по 2001 г. деканом дорожно-строительного факультета работал Михаил Иванович Судьин.

Николай Викторович Быстров

С 2001 г. по 2002 г. деканом факультета был Николай Викторович Быстров.

Виктор Васильевич Ушаков

С 2003 г. по 2006 г. деканом дорожно-строительного факультета был Виктор Васильевич Ушаков.

Владимир Дмитриевич Садовой

С 2006 г. по 2013 г. должность декана занимал Владимир Дмитриевич Садовой.

Игорь Владимирович Чистяков

С осени 2012 г. по 2020 г. деканом дорожно-строительного факультета МАДИ являлся Игорь Владимирович Чистяков.

Выдающиеся личности

В истории факультета запечатлено немало имен, составляющих славу отечественной науки. На факультете вели занятия и передавали студентам свой богатейший опыт известные ученые и конструкторы:

Сергей Владимирович Шестоперов

Научные работы Сергея Владимировича Шестоперова имеют большую теоретическую и практическую ценность в области дорожно-строительных материалов и получили признание во всем мире. Им опубликовано более 200 научных трудов, в том числе 3 учебника, 4 монографии.

Василий Александрович Киселев

Широко известны учебники Василия Александровича Киселева по строительной механике, один из которых удостоен Государственной премии СССР. При нем на кафедре сложился большой коллектив высококвалифицированных сотрудников. Он был выдающимся ученым и педагогом, кафедра строительной механики в настоящем виде была сформирована за время его руководства.

Нельзя не вспомнить тех, кто внес наиболее весомый вклад в создание, развитие и становление традиций факультета, формирование научных школ в области изысканий, строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог, мостов и аэродромов.

Первыми среди первых следует назвать таких выдающихся педагогов и ученых, как Андреев Олег Владимирович, Бабков Валерий Федорович, Богомолов Анатолий Иванович, Богуславский Адольф Моисеевич, Гибшман Евгений Евгеньевич, Гибшман Михаил Евгеньевич, Замахаев Митрофан Семенович, Иванов Николай Николаевич, Иванов-Дятлов Иван Гаврилович, Калмыков Николай Яковлевич, Кириллов Вячеслав Сергеевич, Киселев Василий Александрович, Маслов Николай Николаевич, Медников Иосиф Аркадьевич, Могилевский Дмитрий Александрович, Некрасов Владимир Константинович, Орнатский Николай Васильевич, Орнатский Николай Петрович, Поливанов Николай Иванович, Полосин-Никитин Сергей Михайлович, Пузаков Николай Антонович, Смирнов Андрей Сергеевич, Тригони Владилен Евстафьевич, Тулаев Александр Яковлевич, Федоров Валентин Иванович, Шестоперов Сергей Владимирович, Шилов Петр Иосифович и др.