Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Факультет Автомобильного транспорта (АТФ) | История факультета

Факультет Автомобильного транспорта (АТФ) | История факультета

Основание факультета

1930

На протяжении всей истории МАДИ факультет является «костяком» автомобильного направления университета, во многом определяющим его лицо в глазах общества.

На факультете чтятся традиции любви к автоспорту, заложенные Л.Л. Афанасьевым: читаются профильные дисциплины для подготовки инженеров, организуется традиционное Ралли МАДИ, проводятся автоспортивные спартакиады для студентов.

 

Деканы факультета

Ефремов Владимир Валентинович

Руководил факультетом с 1930 по 1936 гг.

Доктор технических наук, профессор. Участвовал в разработке планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта для первого и второго поколения отечественных автомобилей.

Шпринк Борис Эдуардович

Руководил факультетом с 1936 по 1940 гг.

Доктор технических наук, профессор

Михайлов Дмитрий Анатольевич

Руководил факультетом с 1940 по 1944 гг.

Бусурин Николай Алексеевич

Руководил факультетом с 1944 по 1947 гг.

Афанасьев Леонид Леонидович

Руководил факультетом с 1947 по 1955 гг. и с 1958 по 1961 гг.

Многие годы факультетом руководил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Леонид Леонидович Афанасьев, один из крупнейших специалистов в области эксплуатации автомобильного транспорта, проектировании предприятий автомобильного транспорта, науки о безопасности дорожного движения и организации автомобильных перевозок. Л.Л. Афанасьев был большим любителем автоспорта, являлся вице-президентом международной автомобильной федерации (ФИА). Выпускник факультета в 1937 г.

Лахтин Юрий Михайлович

Руководил факультетом с 1955 по 1958 гг.

Доктор технических наук, профессор, исследователь в области химико-термической обработки металлов и сплавов. Его исследования послужили основой для формирования в МАДИ всемирно известной школы поверхностного упрочнения деталей машин и инструмента.

Архангельский Владимир Митрофанович

Руководил факультетом с 1961 по 1986 гг.

Большой вклад в развитие факультета внес заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор В.М. Архангельский — специалист в области двигателестроения, разработчик двигателей правительственных автомобилей.

Горшков Юрий Викторович

Руководил факультетом с 1986 по 2003 гг.

Кандидат технических наук, доцент

Александров Виктор Дмитриевич

Руководил факультетом с 2004 по 2005 гг.

Доктор технических наук, профессор

Солнцев Алексей Александрович

Руководил факультетом с 2005 по 2013 гг. и с 2016 по 2020 гг.

Кандидат технических наук, доцент

Зиманов Лев Леонидович

Руководил факультетом с 2013 по 2016 гг.

Кандидат технических наук, доцент

Выдающиеся личности

  • А.П. Буслаев,  д.ф.-м.н., профессор, выдающийся математик, основал научную школу математического моделирования транспортных потоков на сложных сетях на кафедре «Высшая математика».
  • В.М. Власов — д.т.н., профессор, заведующей кафедрой «Транспортная телематика», академик Международной академии информатизации и Российской академии транспорта, президент Ассоциации транспортной телематики в России.
  • Д.Б. Ефименко — д.т.н., профессор кафедры «Транспортная телематика», и.о. ректора МАДИ.
  • Г.В. Крамаренко  д.т.н., профессор кафедры «ЭАТиС». Под руководством Г.В.Крамаренко на кафедре получили свое развитие важные для народного хозяйства научные направления в области диагностики и надежности автомобилей, автосервиса и др.
  • Е.С. Кузнецов  Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор кафедры «ЭАТиС», академик Академии транспорта. Под его руководством коллектив кафедры уделял внимание развитию научных основ технической эксплуатации, совершенствованию управления инженерно-технической службой, развитию научных исследований кафедры, повышению качества подготовки инженеров, развитию лабораторной базы, активных методов обучения, оснащению лабораторий электронно-вычислительной техникой, привлечению к учебному процессу молодых кадров в основном из числа выпускников кафедры.
  • П.П. Коровкин  д.т.н., профессор, ветеран Великой Отечественной войны. Специалист в области проблем функционального анализа в теории приближения функций действительного переменного.
  • А.С. Литвинов — д.т.н., профессор кафедры «Автомобили». Возглавил одно из наиболее сложных в теории движения автомобиля направлений — исследование его управляемости и устойчивости.
  • В.Н. Нарбут  д.т.н., профессор кафедры «Автомобили». Возглавлял комплекс исследований, направленных на повышение качества автомобилей за счет улучшения рабочих процессов и выходных характеристик их агрегатов и систем, в основном трансмиссии, а также направленных на повышение экологической безопасности колесных машин.
  • С.М. Никольский  д.ф.-м.н., академик АН СССР с 1972 года, лауреат Государственной премии, советский и российский математик, всемирно признанный глава созданной им большой научной школы по теории функций и её приложениям.
  • А.Н. Островцев — д.т.н., профессор кафедры «Автомобили», конструктор автомобилей и организатор производства, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В 1946 г. за разработку конструкций нового легкового автомобиля ЗИС-110 удостоился Сталинской премия второй степени российский учёный.
  • В.В. Осепчугов — советский и российский учёный, конструктор автомобилей и организатор производства, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1975), лауреат Сталинской премии (1948).
  • Ю.А. Рябов  д.т.н., профессор, специалист в области нелинейных колебаний в небесной механике, ветеран Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель науки и техники России, член Международного астрономического союза и член Европейского астрономического общества; удостоен диплома о достижениях в 20 веке от Международного биографического института в Кембридже, включен этим институтом в сборник 2000 г. выдающихся интеллектуалов 20 века, а в 1995 г. включен в международный сборник выдающихся лидеров Американского биографического института. Не менее 10 раз признавался Человеком Года Кембриджского института, отмечен в книге «Кто есть кто в 21 столетии».
  • А.А. Юрчевский  д.т.н., профессор кафедры «Автомобили», основоположник в нашей стране нового научного направления — повышения безопасности движения путем создания бортовых автономных систем автоматического управления автомобилями.
  • Я.Е. Фаробин  д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, руководитель научной школы, обладатель премии Минвуза СССР за лучшую научную работу, награжден двумя серебряными медалями ВДНХ, обладатель премии Совета Министров СССР за разработку и внедрение в строительство системы многоцелевых специализированных автотранспортных средств. В настоящее время указанные выше направления деятельности школы развиваются под руководством д-ра техн. наук, профессора, члена-корреспондента Академии проблем качества А.М. Иванова, являющегося учеником профессора Я.Е.Фаробина.
  • А.К. Фрумкин — д.т.н., профессор кафедры «Автомобили», возглавил научное направление, связанное с совершенствованием тормозных свойств автотранспортных средств.

Известными выпускниками факультета являются В.Н. Каминский (выпуск 1961г.) — д.т.н., зам.главного конструктора КамАЗ, главный конструктор КамТЗ, ЕлАЗ; В.М. Приходько (выпускник 1971 г.) — ректор МАДИ с 2001 по 2015; А.Б. Щукин (1982 г.) — Заслуженный мастер спорта России по автоспорту, обладатель Кубка Европы по авторалли 1995 года; В.И. Скрыль — Вице-президент по спорту Российской автомобильной федерации (РАФ) (выпуск 1983г.); А.А. Мухитдинов (выпускник аспирантуры каф. «Автомобили» 1984 г) — ректор ТАДИ с 2005 по 2008; Л.П. Антонов (выпуск 1986) — генеральный директор ГУП «Мосгортранс»; М.Х. Турспеков (выпуск 1986 г.) — Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации МЭИТ Казахстана (1998-1999), Министерства экономики и торговли Казахстана (1999 — 2001); А.И. Васильев (выпуск 1996 г.) — автогонщик, заслуженный мастер спорта; Д.А. Загарин (выпуск 2003 г.) — руководитель Центра испытаний НАМИ; С.О. Сироткин (выпуск 2017 г.) — автогонщик Формулы 1.