Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Федеральное учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (ФУМО) | Итоги работы

Федеральное учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (ФУМО) | Итоги работы

Информация о наиболее важных направлениях работы УМО

История Учебно-методического объединения берет начало с 1987 г. Тогда приказом Минвуза СССР от 18 сентября 1987 г. № 650 на базе Московского автомобильно-дорожного института, Московского автомеханического института и Ростовского-на-Дону института сельскохозяйственного машиностроения было создано Учебно-методическое объединение по автотракторным и дорожным специальностям. В 1992 г. приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 25.11.1992 г. № 711 оно было переименовано в УМО по автотракторному и дорожному образованию.

Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (правопреемник УМО вузов РФ по автотракторному и дорожному образованию) было образовано Приказом Минобразования РФ № 3206 от 08.11.2000 г. Этим приказом МАДИ были делегированы функции головного вуза учебно-методического объединения, включающего в настоящее время свыше 160 государственных вузов России, 10 негосударственных, 17 профильных предприятий, учреждений и организаций и 45 иностранных юридических лиц (зарубежные вузы, научно-исследовательские учреждения, ассоциации) с обязанностями по обеспечению научно- и учебно-методического сопровождения 15 специальностей подготовки дипломированных специалистов и направлений подготовки бакалавров и магистров высшего профессионального образования. В сентябре 2001 г. реорганизованное Минобразования РФ УМО организационно оформилось и приступило к работе под руководством Ректора МАДИ, члена-корреспондента РАН ПРИХОДЬКО Вячеслава Михайловича.

Престиж и авторитет УМО во многом определяется насколько последовательно МАДИ, как базовый вуз УМО выполняет возложенные на него федеральным органом управления высшим профессиональным образованием функции. В этой связи, имеет место напряженная работа коллектива вуза по выполнению задач, возложенных сначала Минобразования РФ, а в настоящее время Минобрнауки России на УМО:

  • в связи с введением взамен действовавшего «Классификатора специальностей…» нового Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 г. № 686, в целях обеспечения преемственности образовательных программ, разрабатывавшихся вузами в соответствии с нормативным требованиями Минобразования РФ на базе ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, УМО в 2001 г. предоставило всем вузам – членам УМО материалы по структуре и содержанию курируемых УМО Основных образовательных программ (ООП), что обеспечило этим вузам возможность разработать переходные учебные планы и новую учебно-методическую документацию;
  • в виду создания в июле 2001 г. (Приказ Минобразования РФ N 2796 от 25.07.2001 г.) УМО по образованию в области аэронавигации (базовый вуз - Академия гражданской авиации) и по образованию в области эксплуатации водного транспорта (базовый вуз Санкт-Петербургская государственная морская академия) и соответствующего перераспределения функций между УМО, по заданию Минобразования РФ была проведена разработка ГОС ВПО и Примерного учебного плана направления подготовки дипломированных специалистов 653300 - Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования (утвержден Минобразования РФ 31 октября 2001 г.);
  • в соответствии с поручением Минобразования РФ в 2001-2002 гг. УМО была выполнена работа по разработке свыше 180 учебных программ профессионально ориентированных и специальных дисциплин, утвержденных Минобразования РФ в качестве «Примерных» в обеспечение курируемых УМО профессиональных образовательных программ ГОС ВПО второго поколения. С учетом важности и ответственности подготовки «Примерных учебных программ», эта работа была проведена под контролем Ректората МАДИ;
  • в целях обеспечения соответствия названия специальности 230100 – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям) содержанию ООП и повышения привлекательности, в 2001-2002 гг. в соответствии с утвержденной Минобразования РФ процедурой, была проведена работа по возвращению специальности утраченного при утверждении в 2000 г. ГОС ВПО второго поколения в ее названии слова «Сервис»;
  • для целей обоснования нормативов финансирования курируемых УМО специальностей, по заданию Минобразования РФ в 2002-2003 гг. выполнена разработка укрупненных примерных планов и требований к материально-техническому обеспечению профессионально-ориентированных и специальных дисциплин;
  • в целях реализации требований по выравниванию качества подготовки выпускников различных вузов России, УМО с 2001 г. на постоянной основе под патронажем Минобразования РФ, а затем Минобрнауки России, развернута работа по организации и проведению Всероссийских смотров-конкурсов дипломных проектов по курируемым УМО специальностям. В настоящее время такие смотры-конкурсы организованы и проводятся по специальностям:
  • 190601 (150200) – Автомобили и автомобильное хозяйство;
  • 190603 (230100.02) – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)
  • 190603 (230100.05) – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Лесной комплекс)
  • 190702 (240400) – Организация и безопасность движения
  • 270205 (291000) – Автомобильные дороги и аэродромы;

По специальности 270205 (291000) – Автомобильные дороги и аэродромы с 2005 г. дополнительно организованы:

  • - Всероссийский смотр-конкурс учебников, учебных пособий и монографий;
  • - Предметная олимпиада по дисциплинам «Основы проектирования автомобильных дорог» и «Технология и организация строительства автомобильных дорог», «Основы эксплуатации автомобильных дорог» и «Геодезическое сопровождение строительства автомобильных дорог».

В Минобрнауки России направлена заявка на проведение с 2006 г. Всероссийского смотра-конкурса дипломных проектов по специальности 190205 (170900) – Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование.

В рамках выполнения УМО возложенных Минобрнауки России обязанностей на постоянной основе ведется работа:

  • по оказанию вузам УМО содействия в подготовке к аттестации, аккредитации и повторному лицензированию;
  • подготовке заключений по вопросу о возможности присвоения учебным книгам рекомендательного грифа Минобрнауки России и Учебно-методического объединения;
  • подготовке заключений о готовности вузов УМО к реализации новых образовательных программ;
  • по разработке (на постоянной основе) перечней, созданию авторских коллективов и подготовке, совместно с рядом профильных издательств (ИЦ «Академия», «Экзамен», «Высшая школа», ИКЦ «Академкнига» и др.) учебников и учебных пособий, необходимых для обеспечения учебного процесса по курируемым УМО специальностям;
  • по информированию (на постоянной основе) вузов об учебно-методических изданиях, удовлетворяющих требованиям Минобрнауки России и УМО, рекомендуемых для использования в учебном процессе по курируемым УМО специальностям.

Начиная с 2003 г. работа Учебно-методического объединения была подчинена реализации поставленной сначала Минобразования РФ, а затем Минобрнауки России задачи по разъяснению вузам - членам Учебно-методического объединения основных направлений готовящейся, в связи с вступлением России в Болонский процесс, реформы высшего профессионального образования и подготовке необходимых для проведения реформы нормативных документов (Государственные образовательные стандарты (ГОС ВПО) и сопутствующие документы.

Для решения этой задачи:

  • ежегодно в различных регионах России совместно с МААДО проводится по 6-8 Пленумов Совета УМО, Учебно-методических Советов (УМС) и Учебно-методических комиссий (УМК) по различным направлениям деятельности УМО с приглашением представителей вузов в УМО, и заведующих профильных кафедр;
  • каждые два года (совместно с МААДО) проводятся встречи Ректоров и представителей вузов и факультетов стран СНГ, реализующих профессиональные образовательные программы автомобильно-дорожной направленности;

В рамках разработки нормативного обеспечения реформирования высшего профессионального образования, УМО в 2004 г. разработаны проекты (всего 12 документов) Государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО) подготовки бакалавров-специалистов и магистров-специалистов, а также проекты Примерных учебных планов по курируемым УМО направлениям подготовки:

  • 190200 (653200) – Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы;
  • 190600 (653300) – Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования;
  • 190700 (653400) – Организация перевозок и управление на транспорте.

Первый заместитель Председателя Совета УМО, Проректор МАДИ по УМО - Сильянов В.В.

Главный ученый секретарь УМО - Ситников Ю.М.