Кафедра «История и культурология» | Информация

 

В 1963 г. из кафедры марксизма­-ленинизма, которая с основания МАДИ осуществляла гуманитарные образования в институте, была выделена, как самостоятельная структура, кафедра «История КПСС», просуществовала до конца 1980-х годов.

Первым заведующим кафедрой стал Александр Антонович Зайцев. Участник Великой Отечественной войны, канд. истор. наук, доцент, бле­стящий лектор и преподаватель, об­разованный профессионал, строгий и в то же время очень внимательный к коллегам и студентам руководитель.

А.А. Зайцев создал коллектив высококвалифицированных преподавателей , которые получили базовое исто­рическое образование в лучших вузах страны: МГУ, ЛГУ, столичных педаго­гических, историко-архивном институ­тах и др.

В отдельные годы  коллектив кафедры достигал 30 человек.

Особую гордость и уважение всегда вызывали  преподаватели, бывшие  фронтовики, участники Великой Отечественной войны, среди них: канд. истор. наук, доц. А.П. Бритиков – Герой Советского Союза, летчик-истребитель, сражавшийся под Сталинградом, канд. истор. наук, профессор С.И. Голубев -  Кавалер орденов «Красной Звезды», танкист; д-р истор. наук., профессор  М.Л. Иткин; ст. преп. З.Н. Молокова - замполит женского авиационного полка им. М. Расковой. Своим примером они воспитывали высокие гражданские чувства не только у студентов, но и у молодых преподавателей, посещавших их «открытые» лекции.

В те годы закладывались основы учебно-методической «зайцевской школы» известной не только в Москве. Поддерживались тесные связи с автомобильного-дорожными вузами бывшего СССР: Омским, Ташкентским Киевским  и др. Молодые кадры учились методическому мастерству прежде всего у заведующего.

Кафедра  помогала растить высококвалифицированные кадры. Так, работая в МАДИ, защитил докторскую диссертацию А.А. Чернобаев.

С 1976 г. Анатолий Александрович Чернобаев становится заведую­щим кафедрой, проработал он в этой должности до 1983 г. Сейчас это известный в стране историк, главный редактор  научно-публицистического журнала «Исторический архив», по­ддерживает связь с МАДИ, его коллегами. В перестроечное  время и после шквал критики обрушился на гуманитарные дисциплины, на преподавателей. Хотя любой образованный человек должен знать основополагающее  правило историзма «познай прошлое с позиции прошлого». 

В эти трудные годы коллек­тив кафедры, стремился вос­питывать  в студентах чувство патрио­тизма. А традиционные формы внеаудиторной воспитательной работы среди студен­тов - совместное посещение музеев, кинотеатров, театральных постановок, походы в студенческие общежития и т.д. позволяли преподавателям, зна­чительная часть которых относилась к поколению так называемых «шести­десятников», вос­полнять пробелы аудиторных занятий.

Особое место в жизни кафедры за­нимает период последнего десятиле­тия XX в. и начала XXI в. С 1990 г. до сентября 2000 г. заведующим кафед­рой был д-р истор. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Геор­гий Георгиевич Касаров, с 2000 г. -канд. истор. наук, доцент Галина Ивановна Науменко.

В середине 1980-х гг., с горбачев­ской перестройкой и гласностью, на историков хлынул поток неизвестных ранее документов, стали доступными архивы и спецхраны, работы зарубеж­ных коллег. Это была огромная ра­дость для историков-исследо­вателей, и в то же время возникли серьезные трудности для историков-пре­подавателей: неоднократно менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитар­ном цикле.

Во многих технических вузах Рос­сии кафедры истории были упраздне­ны. Руководство МАДИ оказалось мудрее: кафедра истории КПСС была реорганизована в кафедру «Истории», что позволило сохранить квалифици­рованные кадры.

Основной проблемой 90-х годов являлся вопрос о предмете преподавания Истории в высшей школе. Поиск был длительным и трудным. Вначале чита­ли курс «Социально-политическая ис­тория XX века». К середине 1990-х гг. стали преподавать студентам историю Отечества. Это был правильный вы­бор. В 1995 г. коллектив кафедры разработал программу и план семинарских занятий. Наряду с основным кур­сом читали элективные, по выбору: «Из истории общественно-политичес­кой мысли России», «Крушение Бело­го движения: замыслы и просчеты во­ждей», «Правда и вымыслы Второй Мировой войны» и др.

Наконец, в феврале 2000 г. колле­гия Министерства образования Рос­сийской Федерации утвердила «Оте­чественную историю» в качестве обя­зательной дисциплины для всех выс­ших учебных заведений России. Были утверждены требования к обязатель­ному минимуму содержания и уровню исторического образования студентов. Новый    государственный   стандарт предусматривал   изучение   истории Отечества с древнейших времен и до наших дней. Были определены воспи­тательные цели и задачи предмета: готовить всесторонне развитых, мыс­лящих   специалистов,   обладающих высоким чувством патриотизма, ува­жительного отношения к историческо­му прошлому, умеющих обосновать и отстоять свою гражданскую позицию.

В соответствии с новыми стандар­тами кафедра разработала программу курса. В помощь студентам издава­лись учебно-методические пособия: «Вторая мировая война. Великая Оте­чественная война советского народа (1939-1945 гг.)», «Общественно-поли­тическая жизнь советского общества в 1920-х - середине 1930-х годов», «Борьба политических партий за власть на Дальнем Востоке в 1917-1925 гг.», «Время Петровских реформ (1700-1725 гг.)», «Россия в XVI-XVII веках» и др.

Студентов привлекали к участию в научно-студенческих конференциях «Была, есть и будет Русская земля», приводившихся в МАДИ ежегодно деканатом гуманитарного факультета.

Активизируется научно-исследовательская работа. Преподаватели  занимаются общекафедральной исследовательской проблемой «История российской интеллигенции». По этой тематике в 1994 г. была проведена научная конференция, в которой принимали участие не только исследователи вузов столицы, но и других городов России и бывшего СССР. В МАДИ публикуются материалы и тезисы этой конференции.

При поддержке ректората, прежде всего, В.М. Приходько при кафедре была открыта аспирантура для подготовки кадров высшей квалификации по специальности 07.00.02- Отечественная история. Был создан Совет по защите кандидатских диссертаций. Через этот Совет прошли кандидатские диссертации 18 соискателей. Совет проработал до июня 2000 г.

С сентября 2004 г. началась новая страница в истории кафедры - произошло слияние кафедр исто­рии и культурологии.

На момент объединения на кафедре работали 16 преподавателей: четыре про­фессора, девять доцентов, два стар­ших преподавателя, один ассистент. Большой педагогический и научный опыт  докторов  исторических  наук, профессоров:     М.И.     Мельтюхова, Н.В. Старостенкова, канд. истор. наук, профессоров:     Г.А.     Белоусовой, СИ. Голубева, канд. истор. наук, до­центов: В.П. Глухова, О.А. Исхаковой, М.Б.    Матовой,    Г.И.    Науменко, С.А.   Шорковой,   канд.   фил.   наук Л.З.   Мазиной,   канд.   фил.   наук

Г.Г. Панковой сочетается с молодостью и большими перспективами старших преподавателей А.П. Гольдин А.А. Сологян, ассистента Ю.В. Дреминой. Большую работу по организационному и методическому обеспечению деятельности кафедры проводят заведующие методическим кабинетом О.В. Третьякова (ответственный секретарь научных и научно-методических изданий), И.М. Горевич.

Основу учебной работы кафедры составляет преподавание базовых курсов «Отечественная история» и «Культурология», а также элективных  курсов - «Русская эмиграция первой волны: вклад в мировую историю и культуру»  «Современная массовая культура» ; «Культура речи делового человека»; «Предыстория Второй вой­ны».

Кафедра регулярно издает учебно-методическую литературу с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной  гуманитарной мысли. Наиболее значимыми являются: «История России: XX век». Учебное пособие (М., 2006 г., А.В. Чертищев); «История культуры России» (с древнейших времен до 1917 г.) (МАДИ. 2007 г., гл. редактор Л.Е. Грачева); «Культурология». В двух частях ((МАДИ - ГТУ), 2007-2008 гг., коллек­тив авторов) и др.

Научная работа кафедры базирует­ся на таких приоритетных направле­ниях исследовательской деятельно­сти, как гуманитарное образование в условиях глобализации, история поли­тических партий и движений России, теоретические проблемы культуроло­гии и т.д.

Другая проблема, разработкой ко­торой занимается коллектив - это «Модернизация России». Преподаватели уделяют огром­ное внимание этим проблемам на ежегодных научно-практических конференциях МАДИ.

С 2001 г. регулярно выходит Сбор­ник научных трудов «Проблемы Оте­чественной истории» (отв. ред. Г.А. Белоусова). Результаты опубли­кованных исследований преподавате­лей, аспирантов, соискателей имеют не только научный интерес, но и прак­тический, их можно использовать в учебной  работе со студен­тами.

За последние пять лет произошли серьезные изменения в работе ка­федры. Во-первых, структурные пре­образования - прекратил функциони­ровать деканат гуманитарного фа­культета, и кафедра вошла в состав факультета «Логистики и общетранс­портных проблем». Во-вторых, в соот­ветствии с приказом Министерства образования и науки Российской Фе­дерации вводится изучение дисцип­лины «История» в качестве базовой части гуманитарного цикла, дисципли­на «Культурология» - как вариативная часть. Для специалистов и бакалавров были разработаны более 50 рабочих программ по истории и культурологии.

С 2013 г. кафедру возглавляет Ма­рина Борисовна Маглова, канд. ист. наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образо­вания РФ. Как и прежде, приоритетной задачей остается совершенствование учебно-методической работы. Интен­сивно внедряются интерактивные формы обучения. В помощь студен­там издано учебно-методическое по­собие по культурологии (2013 г., авто­ры - О.А. Исхакова, A.M. Матвеева), коллектив авторов готовит методиче­ские рекомендации по курсу Истории, подготовлен ряд материалов по Все­общей истории к отдельным лекциям тесты.

Кафедра ведет интенсивную науч­но-исследовательскую работу, издано более 7 монографий (авторы д-р ист. наук, профессор М.И. Мельтюхов, д-р ист. наук, профессор Н.В. Старостенков, канд. ист. наук, профессор Г.А. Белоусова).

Сегодня высококвалифицирован­ный коллектив кафедры обладает не­обходимыми возможностями для ус­пешного преподавания истории и культурологии.